Оперативная память долговременная память конспект

Обновлено: 05.07.2024

  • дать представление о долговременной (внешней) памяти компьютера;
  • познакомить с различными принципами записи и основными правилами эксплуатации;
  • учить выбирать технические средства с учетом целесообразности их использования;
  • проверка знаний по теме Устройства ПК.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование и материалы к уроку:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Объяснение нового материала. Лекция, с демонстрацией презентации.
  4. Ответы на контрольные вопросы с целью оценки усвоения материала.
  5. Домашнее задание.
  6. Подведение итогов.
  7. Тестирование.

II. Вопросы классу

Назовите устройства ПК, назовите 2 вида компьютерной памяти.

III. Объяснение нового материала

Дисковод, накопитель – устройство, обеспечивающее запись и считывание информации.

Носитель – объект, на котором записана информация.
Вопрос классу. Приведите примеры носителей информации, опираясь на свой опыт.
Информация на носителе записана в двоичном коде, то есть в виде последовательности нулей и единиц. Физический принцип записи нулей и единиц может быть различным:
– магнитный – чередование намагниченных (1) и ненамагниченных (0) участков;
– оптический – чередование участков с различной отражающей способностью.

Гибкий магнитный диск (дискета) – магнитный принцип записи. Информация расположена на концентрических дорожках. Информационная емкость 1, 44 Мбайт. В настоящее время выходят из употребления. Принцип работы дисковода со вставленной в него дискетой похож на принцип работы жесткого диска.

Жесткий магнитный диск (винчестер) – магнитный принцип записи. В металлическом корпусе заключено несколько тонких металлических дисков.


Для записи или считывания информации магнитная головка дисковода устанавливается на определенную концентрическую дорожку диска и производится запись или считывание информации Сверхминиатюрные магнитные головки могут записывать или считывать информацию с сотен тысяч концентрических дорожек, поэтому информационная емкость жестких дисков очень велика и может достигать 1 терабайта.


Интересно. Емкость современного винчестера может достигать 1 Tб, а скорость чтения-записи – вплоть до сотни Мегабайт в секунду. Диаметр диска винчестера составляет 3,5”, 2,5”, сохраняется тенденция к дальнейшему уменьшению размеров. Наиболее известными изготовителями являются компании Western Digital, Seagate, Fujitsu (в основном для переносных компьютеров), Samsung.

Оптические дисководы и диски.

Существует несколько типов оптических дисков:
CD-диски – для записи и считывания информации с них используется инфракрасный лазер, на CD-диск может быть записано до 700 Мбайт информации;
DVD-диски – имеют значительно большую информационную емкость, чем СD-диски, так как для записи и считывания информации с них используется лазер с меньшей длиной волны и оптические дорожки на них имеют меньшую толщину и размещены более плотно. На одной стороне DVD-диска умещается 4,7 Гбайт информации, но бывают диски двухслойные, тогда объем может достигать 8,5 Гбайт.
В оптических дисководах используется оптический принцип записи и считывания информации. Информация на оптическом диске хранится на одной спиралевидной дорожке, идущей от центра диска к периферии и содержащей чередующиеся участки с плохой и хорошей отражающей способностью.


Оптический диск под микроскопом .


В последние годы на рынок поступили оптические диски HD DVD и Blu-Ray, информационная емкость которых в 3-5 раз превышает информационную емкость DVD-дисков за счет использования синего лазера с примерно в два раза меньшей длиной волны.


Энергонезависимая память (карты flash-памяти и flash-диски) не имеют движущихся частей и не требуют подключения к источнику питания.


Информационная емкость flash-памяти достигает 16 Гбайт. Карты flash-памяти представляют собой БИС памяти, помещенную в миниатюрный плоский корпус. Для записи и считывания с карт памяти используются специальные адаптеры, которые могут быть встроены в мобильные устройства или подключаются к настольным компьютерам с помощью USB-разъема.
Карты flash-памяти представляют собой БИС памяти, помещенную в миниатюрный плоский корпус. Для записи и считывания с карт памяти используются специальные адаптеры, которые могут быть встроены в мобильные устройства или подключаются к настольным компьютерам с помощью USB-разъема.
Flash-диск представляет собой БИС памяти, помещенную в миниатюрный корпус. Flash-диск подключается к USB-разъему компьютера.

Задание. Из характеристики компьютера в сокращенном виде выделить характеристику жесткого диска и информацию о наличии дисковода. Например, Intel Celeron 700MHz / 128 Mb /Hdd 250 Gb /CD RW /DVD.

  • Модули ОП оберегать от электростатических зарядов при установке;
  • Дискеты оберегать от нагревания и сильных магнитных полей;
  • Жесткие диски оберегать от ударов при установке;
  • Оптические диски оберегать от загрязнений и царапин;
  • Flash-память оберегать от неправильного отключения от компьютера.

IV. Закрепление

В качестве первичного закрепления отвечаем на контрольные вопросы на с.50-51.

V. Домашнее задание

2. Расположите недорогие носители информации (компакт диск, накопитель с flash-памятью, жесткий диск, оперативная память), в порядке увеличения их стоимости на единицу объема.

Решение: Решение: средняя стоимость недорогих жестких дисков составляет 6-8 руб/Гб, компакт дисков – 10-15 руб/Гб, накопителей с flash-памятью 100-150 руб/Гб, оперативной памяти DDR – 600-1200 руб/Гб



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Оперативная память. Долговременная память"

Что же такое компьютерная память?



Мы способны помнить какие-то события всю жизнь, например, такие как дата рождения, порода любимой собаки, таблица умножения, а есть такие события, которые мы помним всего лишь некоторое время, например, когда звоним в справочную службу, чтобы узнать нужный номер телефона.


Так же и у компьютера есть две памяти:

Долговременная память - это память, где информация хранится долго. И только сам пользователь, если решит, что эта информация ему больше не нужна - может удалить.

И оперативная память, где информация хранится только до тех пор, пока компьютер включен.

Давайте разберемся с этими видами памяти более подробно, и начнем мы с оперативной памяти.

Данная память представляет собой последовательность ячеек, в которых может находиться (храниться) двоичный код, состоящий из восьми знаков.

Что касается нумерации ячеек, то она начинается с нуля.


Если же мы хотим, вычислить объем оперативной памяти компьютера, то для этого нам нужно количество информации, которая хранится в каждой ячейке, умножить на количество ячеек.


Количество информации, которая хранится в одной ячейке, равно. Если мы будем знать количество ячеек оперативной памяти, то с легкость можем рассчитать объем оперативной памяти компьютера. Например:



Тогда объем оперативной памяти компьютера равен количество информации, хранящейся в каждой ячейке, умноженное на количество ячеек, т.е.:


Оперативную память строят на модулях памяти. Эти модули представляют собой плоские пластины, на которых расположены электрические контакты. По бокам пластины размещаются большие интегральные схемы памяти, которые еще называют БИС.


Модули такой памяти устанавливаются в специальные разъемы, которые располагаются на системной плате.


Современные модули памяти имеют информационную емкость 2 или 4 Гигабайта.

С оперативной памятью мы немного разобрались, теперь давайте поговорим о долговременной памяти.

Как уже говорилось, долговременная память - это такая память, где информация хранится до тех пор, пока пользователь сам ее не удалит. Иногда эту память называют внешней.

Такая память может храниться на различных устройствах. К таким устройствам относятся:

- винчестер, еще его называют жесткий магнитный диск;

- оптические диски, например DVD;

- а также дискеты, которые иначе называют гибкие магнитные диски. Но они уже не используются в современных технологиях, т.к. у них маленькая информационная емкость.


Винчестер представляет собой несколько десятков тонких металлических дисков, которые помещены в металлический корпус и вращаются вокруг одной оси, и притом очень быстро.


Что касается информации, то она хранится в сегментах дисковой памяти, так называемых дорожках. Они состоят из нескольких участков, которые либо намагниченные, либо не намагниченные.


Если сравнить эти участки с компьютерным двоичным кодом, то намагниченному участку соответствует компьютерная единица, а не намагниченному - компьютерный ноль.

Если же мы записываем или считываем информацию с винчестера, то сверхминиатюрная магнитная головка устанавливается на определенную дорожку и начинает запись или считывание нужной нам информации. Такие головки могут считывать или записывать информацию более чем с сотни тысяч концентрических дорожек. Именно поэтому, емкость жестких дисков может достигать нескольких терабайт.

Так в процессе считывания информации с оптического диска луч лазера, который находится в дисководе, попадает на поверхность вращающегося диска и отражается.


Следовательно, поверхность диска на каждом участке отражается по-разному, если отражает - то это у нас намагниченный участок и ему соответствует компьютерная единица, и если не отражает - то это не намагниченный участок и ему соответствует компьютерный ноль.

И как вы уже поняли, то на диске информация хранится на одной дорожке, которая начинается от центра и идет к периферии, если внимательно посмотреть, то можно заметить, что дорожка по своей форме похожа на раковину улитки.


Рассмотрим устройство оптических дисков.

Оптические диски бывают различных типов, например, СD, CD-RW, DVD, DVD-RW и Blu-ray.


Как вы уже знаете, информационная емкость СD и CD-RW дисков небольшая, всего лишь 700 Мегабайт. А вот DVD и DVD-RW имеют гораздо больше памяти для записи, чем СD и CD-RW диски. Их информационный объем достигает до 4,7 Гигабайт.

На СD-RW и DVD-RW информацию можно перезаписывать, а на CD-R и DVD-R - нельзя.

Но что касается Blu-ray дисков, то у них информационная емкость огромная, по сравнению с предыдущими дисками. Информационная емкость Blu-ray диска зависит от количества слоев на диске. Он может быть однослойный, двухслойным, трехслойном и т.д.

Например, если же у нас Blu-ray диск - однослойный, то его память равна 25 Гигибайт, если же двухслойный, то 50 Гигабайт, трехслойный - 100 Гигабайт и т.д.

Это мы рассмотрели устройства, относящиеся к магнитной долговременной памяти и к оптической долговременной памяти, Но существует еще одна память - это энергонезависимая долговременная память. К такой памяти относятся карты flash-памяти и flash-диски.


Карты flash-памяти и flash-диски называют энергонезависимыми, потому что они используют энергию только для записи и считывания информации, а для хранения - нет.

Также данные устройства по своему строению немного проще, чем предыдущие, они не имеют никаких движущихся частей, поэтому они более надежны и компактны.

За счет своей компактности и низкому потреблению энергии flash-память используется в цифровых фото- и видеокамерах, MP3-плеерах, мобильных телефонах и т.д.


Т.к. современные технологии развиваются, то на смену дискетам и CD дискам пришли USB-диски, именно поэтому некоторые фирмы перестали выпускать компьютеры с дисководом гибких дисков.

На данный момент ассортимент USB flash-накопителей очень велик. Они отличаются между собой формой, емкостью и быстродействием.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок для учащихся 8 класса. На уроке рассматриваются виды компьютерной памяти, решение задач на вычисление информационного объема оперативной памяти.

План-конспект урока

Предмет: Информатика и ИКТ

Тип урока: Обучающий.

На момент проведения урока учащиеся должны
знать:
- основные компоненты компьютера, состав системного блока;
- магистрально-модульный принцип построения компьютера;
- устройства ввода и устройства вывода информации;
- назначение и основные характеристики процессора;
- назначение и устройство системной платы.
уметь :
- определять характеристики основных устройств компьютера;
- кратко конспектировать основные моменты урока;
- чётко формулировать свой ответ.

рабочие места обучающихся (персональный компьютер),

рабочее место учителя,

мультимедийная презентация - 2

карточки-задания 2 в.

На доске – дата, тема, опорные слова

1. Организационный момент:
- приветствие, доклад дежурного об отсутствующих.

2. Актуализация знаний, проверка домашнего задания:
- Фронтальный опрос с демонстрацией системной платы

1. Назначение процессора в компьютере?
(ответ: Процессор - устройство, выполняющее все арифметические и логические операции и управляющее другими устройствами компьютера).
2. Какие характеристики процессора влияют на его производительность?
(ответ: Производительность процессора зависит от тактовой частоты и разрядности).
3. Для чего предназначена системная плата?
(ответ: Системная плата - это аппаратное устройство компьютера. На ней расположены все основные системы компьютера).
4. Какие действия можно выполнять с информацией?

3. Изучение нового материала

Для хранения данных и программ их обработки предназначена память. Исторически компьютерную память делят на внутреннюю и внешнюю. Внутреннюю память компьютера составляют постоянное запоминающее устройство (ПЗУ), оперативное запоминающее устройство (ОЗУ) и сверхоперативная память (кэш).

Перенести схему в тетрадь


Обратить внимание на слово винчестер

В Постоянное запоминающее устройство предназначено для чтения хранящейся в нём информации. В ПЗУ находятся программы, которые записываются туда на заводе-изготовителе.

Они автоматически запускаются при включении компьютера.

Эти программы предназначены для первоначальной загрузки операционной системы.

После выключения питания компьютера информация в ПЗУ сохраняется — это

энергонезависимое устройство

Оперативная память

Возможности компьютера во многом зависят от объёма оперативной памяти: чем больше объём памяти, тем большими возможностями по работе с информацией обладает компьютер.

Второй важной характеристикой модулей оперативной памяти является их быстродействие, то есть период времени, за который происходит операция записи или считывания информации из ячеек памяти. Современные модули памяти обеспечивают скорость доступа к информации свыше 10 наносекунд (10-9 с)

Решим задачу на стр. ______ учебника

Для ускорения вычислений информация из наиболее часто используемых участков ОЗУ помещается в сверхбыстро­действующие микросхемы памяти — кэш-память.

Отсутствие кэш-памяти может на 20-30% снизить общую производительность компьютера. В настоящее время широко распространена кэш-память ёмкостью 64-512 Кб.

Долговременная память

Устройство, которое обеспечивает запись/считывание информации, называется накопителем или дисководом. Хранится информация на носителях

Жесткие магнитные диски (hard (magnetic) disk drive, HDD, HMDD)

Первый жёсткий диск - IBM 350 Disk File

В 1956 году появился первый дисковый накопитель объемом 5 Мбайт!

Возглавил исследовательскую лабораторию

Несколько тонких вращающихся металлических дисков, вращающихся на одной оси заключенных в металлический корпус.

Магнитное покрытие содержит сотни тысяч концентрированных дорожек с информацией

Гибкий магнитный диск

Информация хранится на гибком магнитном диске, заключенном в пластмассовый корпус.

На концентрических дорожках чередуются намагниченные и ненамагниченные участки.

Демонстрация наглядного материала

Оптические носители ( перенести схему в тетрадь)

Вид памяти (ЗУ), в котором запись и считывание данных производятся лучом лазера.

Компакт-диск был разработан в 1979 году компаниями Philips и Sony.

Демонстрация наглядного материала

Микросхема флэш-памяти, дополненная контроллером USB, подключается к последовательному порту USB.

Демонстрация наглядного материала

III Закрепление материала

Включите компьютер. Откройте Элетронную тетрадь и выполните задания № 101-110.

Кратковременная память (КП) - процесс относительно небольшой длительности (несколько секунд или минут), но достаточной для точного воспроизведения только что происшедших событий. После непродолжительного времени впечатления исчезают, и человек обычно оказывается неспособным что-либо вспомнить.

Такова память машинистки, которая печатает текст. Каждое слово, фразу она помнит точно, но всего несколько секунд. Переводчик точно сохраняет в памяти фразу, пока ее переводит. При переходе к новой фразе точная формулировка предыдущей тут же забывается.

Долговременная память (ДП) характеризуется относительной длительностью и прочностью сохранения воспринятого материала. В ДП происходит накопление знаний, которые хранятся обычно в преобразованном виде. Это знания, которые нужны человеку вообще, а не в данный момент. Поэтому человек и не осознает всего, что хранится в его ДП - своеобразной “кладовой” его знаний.

Оперативной памятью (ОП) называют запоминание каких-то сведений, данных на время, необходимое для выполнения отдельной операции. Например, в процессе решения задачи необходимо до получения результата удерживать в памяти исходные данные и промежуточные операции, которые в дальнейшем могут быть забыты. Последнее обстоятельство очень важно - использованную информацию, помнить нерационально - ведь ОП должна быть заполнена новой информацией, необходимой для текущей деятельности.

В процессе развития человека все виды памяти необходимы и самоценны. В процессе жизни и взросления они не исчезают, а обогащаются, взаимодействуют между собой.

Законы памяти. Работа разных видов памяти подчиняется некоторым общим законам. Рассмотрим наиболее важные из них.

Закон осмысления: чем глубже осмысление запоминаемого, тем лучше оно сохраняется в памяти. Самый лучший способ запомнить - научиться должным образом организовывать информацию в момент запоминания. Следует шире использовать опорные слова, схемы, диаграммы и таблицы.

Закон интереса: интересное легко запоминается, потому что мы не тратим на это усилий. Отсюда следует, что запоминание нужно делать интересным. Если мы знаем, что информация понадобится для будущей работы, то ее освоение будет более продуктивным.

Закон торможения: всякое последующее запоминание тормозит предыдущее. Отсюда ясно: лучший способ забыть только что заученное – сразу вслед за этим постараться запомнить сходный материал. Любая информация, чтобы быть запомненной, должна "отстояться".

Закон края: лучше запоминается то, что сказано (написано) в начале и конце ряда информации (т. е. как бы с его края) и хуже запоминается середина ряда.

Закон повторения: повторение способствует лучшему запоминанию. Народная мудрость отразила это в следующей пословице: "Повторение - мать учения". Повторение способствует тому, чтобы информация сохранялась в оперативной памяти до того, как она будет закодирована и введена в долговременную память.

Психолог Г. Эббингауз установил, что большая часть запоминаемого "теряется" сразу после запоминания, а с течением времени забывается все меньшее количество информации. Именно поэтому мы так хорошо помним впечатления детства.

Если что-либо нужно надолго запомнить, то необходимо как минимум четыре повторения: первый раз нужно повторить сразу после запоминания, второй - через 20-30 мин., третий - через день, четвертый - через две-три недели. При этом следует помнить о том, что повторение должно быть активным.

Часто человеку бывает сложно запомнить что-либо специально. Для облегчения запоминания существуют разные способы, они называются приемами запоминания или мнемотехникой. Суть мнемотехнических приемов заключается в том, что запоминаемый материал определенным образом структурируется. Приведем некоторые примеры.

1. Материал с механическими связями может быть осмыслен. Порядок смены цветов в спектре: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый - легко удержать в памяти, если запомнить фразу: “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”. Первая буква в словах фразы подсказывает название цвета.

2. Прием рифмы. Любой человек лучше запоминает стихи, чем прозу. Например, в русском языке есть одиннадцать глаголов-исключений, которые непросто запомнить. Но если их срифмовать, то запоминается очень легко и надолго.

Видеть, слышать и обидеть,

Гнать, терпеть и ненавидеть,

И вертеть, смотреть, держать,

И зависеть, и дышать,

-ишь, -ит, -ат, -ят писать.

4. Чтобы запомнить в определенной последовательности 12 пар черепно-мозговых нервов студенты-медики заучивают предложение: "Онегин знал, где была Татьяна, он любил слушать голос близкой, дорогой подруги". Заучив такую фразу, перечислить требуемое нетрудно: Онегин – обонятельный нерв, знал – зрительный, где – глазодвигательный и т. д.

Слово ОВАЛ помогает запомнить основные, самые крупные реки России - Обь, Волга, Амур, Лена.

В некоторых профессиях обойтись без мнемотехники нельзя.

5. Метод мест. Он основан на зрительных ассоциациях; нужно ясно представить себе предмет, который следует запомнить, и объединить его образ с образом места, которое легко "извлекается" из памяти. Этот метод не требует логических ассоциаций, он базируется на ассоциациях, диктуемых последовательностью предметов и мест. Прежде всего нужно выбрать постоянный "маршрут". Это может быть дорога к месту работы, расположение комнат в квартире и отдельных "мест" внутри комнаты (диван, ковер, шкаф). Для начала достаточно набора из 15-20 мест, четко пронумерованных в определенной последовательности. Затем по хорошо известному вам "маршруту" вы размещаете предметы, которые нужно запомнить, и фиксируете в памяти их зрительные образы. Таким образом, достигается запоминание необходимого материала в определенной последовательности. Метод эффективен тогда, когда запоминаемые предметы трудно "разбить" по какому-то признаку. Этим методом широко пользовались древнеримские ораторы.

Мнемотехника позволяет не только эффективно пользоваться памятью, но и господствовать над ней.

Индивидуальные различия памяти. Прежде всего, люди отличаются друг от друга тем, что объем и содержание хранимой информации неодинаковы. Различия касаются также прочности, точности памяти, скорости запоминания и воспроизведения, а также способности быстро и к месту припомнить необходимую информацию.

У каждого человека есть свои особенности памяти. Память может быть хорошей по отношению к одним объектам и плохой по отношению к другим.

Наиболее существенные различия проявляются между наглядно-образными словесно-логическимитипами памяти. Кто-то лучше запоминает наглядные образы предметов и событий, кто-то - мысли, выраженные в словах.

Самые яркие представители образного типа памяти – деятели искусств: художники, музыканты, писатели, актеры, а словесно-логической – ученые, экономисты. Память большинства людей относится к среднему типу, гармонично сочетающему возможности и особенности наглядно-образного и словесно-логического запоминания.

Так, зрительный типпамяти нуждается в зрительном восприятии того, что запоминается. Есть преимущественная память на запахи, на звуки и шумы, вкусовая, осязательная, эмоциональная. Двигательный типпамяти формируется и проявляется при занятиях физкультурой и спортом, при письме ручкой и работе на компьютере, при игре на музыкальных инструментах и пр.

Эмоциональная память в известном смысле может оказаться сильнее других видов памяти.

Таким образом, глубокое и прочное запоминание, воспитание положительных свойств памяти возможно только на основе учета ее закономерностей. Здесь важно все: и отбор материала, и использование соответствующих способов его изложения, и активизация мыслительной деятельности, и формирование интереса к изучаемой теме и проблеме, к учебной деятельности в целом, и учет индивидуальных различий в памяти.

Читайте также: