Конспект урока жюль верн пятнадцатилетний капитан

Обновлено: 06.07.2024

Предмет: Русский язык и литература
Категория материала: Рабочие программы
Автор: Галлямова Юлия Рафаэловна это Вы?
Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 24.02 Kb

Открытый урок внеклассного чтения

учителя Галлямовой Юлии Рафаэловны

отработка умения правильно расставлять знаки препинания в предложениях с причастными и деепричастными оборотами; развивать умение подбирать ключевые слова для характеристики героев, умение работать со словарями;

воспитание интереса к жизни моряков (профориентационная работа), воспитание стремления познавать мир, веры в творческие возможности человека.

Межпредметная связь. Литература, русский язык, музыка, история, рисование, география.

Методические приемы. Беседа, комментированное чтение, мини-дискуссия, слово учителя.

Тип урока. Урок обобщения и систематизации полученных знаний (при самостоятельном чтении произведения).

Форма урока. Урок-диалог (урок-беседа, урок-путешествие).

Запишите в тетрадях тему сегодняшнего урока, эпиграф к уроку

Его мечты на всей всемирной карте

Оставили свой животворный знак.

Работа над эпиграфом

Как вы думаете, о чем мечтал французский писатель Ж.Верн – родоначальник научной фантастики? (Ж.Верн имел глубокие научные знания во многих областях, мечтал об открытиях новых земель, о новых научных открытиях, мечтал об обществе, освобожденном от любых форм насилия).

Этап всесторонней проверки домашнего задания и ЗУН (в ходе беседы).

Запись на доске (слева) и в тетрадях:

Пилигрим, шхуна, кубрик, кок, капитан, каюта, камбуз, кит, палуба.

(Ученики находят сведения о словах в словарях).

В восемь лет врожденная страсть к морю заставила его устроиться юнгой на судно, совершавшее рейсы в южные страныю

(Выполнить задание. Ответить на вопрос: о ком идет речь в данном предложении?)

Кит, плававший посреди красного водного поля, казался гигантским.

(Выполнить задание. Ответить на вопрос: из чего состояло красное поле?)

В эту минуту Динго, не отходивший от борта, жалобно завыл.

(Выполнить задание. Ответить на вопрос: почему Динго завыл?)

Снова злая усмешка мелькнула на лице португальца, и, не промолвив ни слова, он вернулся в камбуз.

(Выполнить задание. Ответить на вопрос: кем был португалец?)

Коллективная запись следующего предложения.

Эти славные люди, избежавшие стольких смертельных опасностей, едва не были задушены в объятиях своих друзей..

В предложении объяснить постановку знаков препинания.

О чем будет напоминать вам данное предложение? (О счастливом финале романа).

Работа с текстом.

Откройте первую главу романа.Какое время изображено в произведении? (1873 г.)

Посмотрите (на второй абзац), какие географические названия помогут вам окунуться в мир наших героев-путешественников.(Один из учеников читает фрагмент из романа, выделяя голосом географические названия, другой показывает их на карте, остальные отыскивают географические названия в атласах). (Слайд №2 – физическая карта мира).

Назовите другие имена собственные в этом абзаце. Как они пишутся?

Физкультминутка на 20-25-ой минуте урока.

Назовите имена героев романа, с которыми вы познакомились.(Приготовить для демонстрации иллюстрации учеников).

(Судовладелец Джемс Уэлдон, его жена миссис Уэлдон, их сын Джек, Бенедикт, Дик Сэнд, капитан Халл, 4 моряка, негры: старший Том, Бат, Остин, Актеон и Геркулес; Негоро, гаррис, Алвиш).

Кого вам больше жалко, кита или моряков?Вы сожалели о том, что истребляются киты?(Ответы учащихся).

В настоящее время охота на этих гигантских млекопитающих запрещена.

Удалось ли Дику Сэнду и его команде добраться до Сан-Франциско?(Ответ учащегося).

Куда попали наши герои? Чем опасно было это место для них?(Попали в Центральную Африку, где всё ещё преступники занимались работорговлей).

Существует ли сегодня рабство? Что это такое?(Ответ в словаре).

Существует ли закон, который защищает нашу свободу?(Чтение учащимися Статьи Конституции Р.Б.)

Всеобщая декларация прав человека принята в декабре 1948 г. На основе этой декларации составляются Конституции всех стран мира. (Если есть время, можно записать в тетрадях).

Как можно назвать такой закон? (Гуманным).

А что это такое? (Ответ в словарях).

Каких героев произведения можно назвать гуманными?(Ответ учащихся).

Какие герои произведения вам больше всего понравились? (…)

О ком хотелось бы рассказать?(Ответы учащихся).

Подводя итог нашему уроку, ответьте:

Чему научил вас Дик Сэнд?(Появилось желание учиться, познавать мир).

Почему после путешествия героя мучили угрызения совести?(Можно цитировать).

Чего достиг Дик Сэнд в 18 лет?(Можно цитировать).

Ребята, хочется, чтобы желание познавать мир у вас осталось на всю жизнь. А для этого нужно обязательно читать.

Как учитесь читать?(Со словарями).

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе представлен интегрированый урок географии и литературы.

Тип урока – урок обобщения и систематизации полученных знаний.

Форма урока – ретро-путешествие.

В ходе проведения урока учащиеся демонстрируют знания полученные по теме "Географические координаты", умения работать с географическими картами, получают навык взаимодействия в команде и показывают результаты командной работы

Разработка урока по географии 7 класса.

Географическое прочтение романа Жюля Верна

Интегрированный урок географии и литературы.

Тип урока – урок обобщения и систематизации полученных знаний.

Форма урока – ретро-путешествие.

2 февраля 1873г. Шхуна находилась на 43 ю.ш. и 165 з.д. от Гринвича. Давайте расположим судно на карте по заданным координатам и попробуем рассказать о времени года в этом мести. Что означает 165 градусов к западу от Гринвича?

Ответ учащихся. Меридиан, проходящий через г. Лондон, считается начальным (нулевым). Название произошло от расположенной вблизи Лондона старой Гринвичской обсерватории. От нулевого меридиана мы отсчитываем 165 градусов к западу.

Один ученик прикрепляет фигурку кораблика на настенную карту, а все остальные выполняют задание в контурной карте.

Один из учеников читает фрагмент из романа Ж. Верна, выделяя географические названия. Во время чтения текста ученики находят географические объекты на карте атласа.

1 команда. Определить координаты мыса Горн (55 ю.ш. и 67 з.д.) и мыса Доброй Надежды (34 ю.ш. и 18 в.д.)

2 команда. Между какими параллелями и меридианами лежат острова Новая Зеландия (35-45 ю.ш. и 164-178 в.д.) и Тасмания (41-43 ю.ш. и 145-149 в.д.). Результаты демонстрируют на карте.

Ученики несколько минут размышляют над, тем, кого им больше жаль в этой схватке: самку, мужественно защищавшую своего детёныша, или трагически погибших моряков. Высказывают своё мнение.

Учитель. А как вы думаете, Ж. Верн случайно назвал китобойную шхуну в своём романе именно так?

Учащиеся обнаруживают, что шхуна недалеко переместилась относительно точки, которую мы уже отметили на карте.

Учитель. Напоминаю, что у пассажиров было единственное желание: добраться как можно быстрее до Вальпараисо или до какого-нибудь другого ближайшего порта на американском побережье. Давайте посмотрим, в какой именно порт могли доплыть скорее. Заслушиваются детские версии.

Учитель. Для того, чтобы привести судно в назначенное место, Дику Сэнду необходимо было определять место корабля в открытом море. Какие приборы, находившиеся в его распоряжении, помогли бы сделать точные измерения?

Ответ учащихся. Рассказывают о секстане, хронометре, лаге и компасе. Они говорят о том, что юный капитан мог пользоваться только компасом и лагом. К сожалению, он не умел обращаться с секстаном, хронометром.

Учитель. А теперь вспомните. Что же сделал судовой кок для того, чтобы неопытный капитан привел корабль в Африку.

Учащиеся дают краткие рассказы о кознях Негоро.

Просмотр эпизода киноэкранизации и чтение (или пересказ) одним из учеников соответствующего фрагмента романа.

Учитель. Опираясь на текст романа, попробуем проследить, насколько изменилось направление судна от заданного после того, как Негоро подложил железный брусок под компас.

1 команда. Определите и покажите, в каком направлении должна была двигаться шхуна.

2 команда. Определите и покажите, как двигалось судно на самом деле.

Учащимся предлагается сделать самодельные компасы и с их помощью определяют стороны горизонта, подтверждая свои ответы с помощью школьных компасов.

Учитель. А теперь я предлагаю пополнить картотеку Великого французского писателя новейшими достижениями в области картографии.

- В наши дни на помощь картографии пришли космические спутники, их информация передаётся на компьютеры, которые преобразуют её в карты. -

Учитель. Да. Если у Дика Сэнда и его друзей был такой датчик, никакие злобные выходки работорговцев-похитителей им были не страшны.

Ожидаемые результаты: учащиеся должны понять, что знания разных наук необходимы в жизни человека, учиться добывать и обобщать информацию по теме урока, высказывать и аргументировать свою точку зрения, определить свою жизненную позицию.

Тип урока: систематизация и обобщение изученного материала.

Термины и понятия: рабство, роман.

ІІІ Объявление темы и целей урока.
Учитель. Сегодня на уроке мы должны понять, что знания разных наук необходимы в жизни человека, обсудить такое социально-историческое явление, как рабство, а также выяснить, каким характером должен обладать человек, чтобы выжить в экстремальных ситуациях.

( В ходе игры используется презентация 1)

4. Вывод о месте науки и знаний в романе.

Учитель. Таким образом, мы выяснили, что нашим героям и автору для написания романа нужны были знания по географии и биологии. А знание каких еще наук понадобились Ж. Верну во время работы над романом? (Астрономии – определять местонахождение по звездам и по солнцу; хронологии – исчисление времени и дат; физики – законы природы; истории и народоведения – верования и обряды африканских народов, рабство.)
- Какой вывод о месте науки и знаний в романе мы можем сделать? ( У Ж. Верна были большие познания в разных сферах науки и техники, он призывал читателей к расширению кругозора и повышению эрудиции.)

11. Характеристика образов Дика Сенда и Геркулеса. Составление кластера
Учитель. Не смотря на все трудности и препятствия, нашим героям все-таки удалось освободиться из плена и добраться до родного континента – Северной Америки, домой. Благодаря кому из героев это произошло? (Дику Сенду, Геркулесу)
- Какими качествами характера они обладают? (Мужество, смелость, сила воли, ответственность, оптимизм, вера в
свои возможности, наука и знания)

V Закрепление изученного материала

VI Подведение итого урока. Рефлексия

1. Заключительная беседа
- Благодаря чему нашим героям удалось освободиться из плена и вернуться домой?(Благодаря смелости, находчивости, способности брать ответственность за других на себя, оптимизм, вера в свои силы и возможности, знание разнообразных наук.)
- Для чего нужна человеку наука в жизни?(Чтобы добиться успеха, уметь преодолевать трудности и препятствия на жизненном пути, быть интересным собеседником.)

3. Оценивание учащихся

VII Домашнее задание
Подготовиться к написанию классного сочинения - рассуждения "Величие науки и знаний в современной жизни"


Цель урока: Совершенствовать умения анализировать текст художественного произведения. Развивать творческие способности и эстетический вкус учащихся. Воспитывать читательский интерес.

Тип урока: обобщения и систематизации знаний.

Слово учителя

Представьте, что машина времени перенесла нас во Францию, в XIX век, а счастливый случай подарил встречу с писателем, за плечами которого – жизнь, полная удивительных приключений. О чем бы он рассказал своим будущим читателям? Возможно начал бы с такой истории.


ІІ Работа по теме урока


2. Слово учителя

Творческое наследие Ж. Верна действительно огромно. Предлагаю вашему вниманию буктрейлер по произведениям писателя.

– Какое произведение мы называем романом? (повествовательное произведение со сложным сюжетом и многими действующими лицами, жизнь которых просматривается на большом промежутке времени).


5. Работа с текстом.

– Что вы узнали о Дике Сэнде, читая первые главы романа?

– Найдите в тексте описание внешности Дика Сэнда?

– При каких обстоятельствах нашему герою довелось стать капитаном?

– Одобряете ли вы решение Дика Сэнда стать капитаном? Аргументируйте свой ответ.

– Как проявлял себя Дик Сэнд, выполняя обязанности капитана?


6. Характеристика образа Дика Сэнда.

  • решительный,
  • отважный,
  • рассудительный,
  • взрослый не по годам,
  • строгий,
  • хладнокровный,
  • категоричный,
  • мужественный,
  • благородный,
  • ответственный.

Дик Сэнд
Решительный, хладнокровный
Думает, ищет, добивается
Привык за победу бороться
Герой


8. Разгадайте кроссворд.



11. Домашнее задание.

Читайте также: