Раздельное написание предлогов с другими словами 5 класс конспект урока и презентация ладыженская
Обновлено: 07.07.2024
Цели: закрепить навыки правописания слов с орфограммами — разделительными ъ и ь; дать понятие об орфограмме-пробеле, орфограмме-дефисе; научить отличать предлоги от приставок; кратко повторить изученное; прививать навыки анализа работы на уроках; развивать мотивацию к аналитической деятельности; формировать способность к рефлексии.
Планируемые результаты: учащиеся научатся применять правило раздельного написания предлогов с другими словами; различать предлоги и приставки; применять приемы получения информации; объяснять языковые явления.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
1. Упр. 57 - подготовленный диктант.
2. Задание из рабочей тетради.
III. Работа по теме урока
— Вспомним, какие орфограммы мы повторили.
— Что общего у этих орфограмм? (Все они — орфограммы-буквы.)
Но орфограммами могут быть не только буквы. Есть еще орфограммы-пробелы. Слитное или раздельное написание слов — это тоже орфограммы.
Прежде всего, выбор орфограммы-пробела касается предлогов. Казалось бы, все ясно: предлоги пишутся отдельно от слов, перед которыми они стоят. Сложность состоит в том, что многие предлоги и приставки совпадают по звучанию, написанию и даже по смыслу. Важно уметь отличать предлоги от приставок.
— Вспомните, какие части речи могут иметь предлоги. (Существительные, местоимения.)
— Может ли глагол иметь предлог? (Нет. У глаголов могут быть только приставки.)
— Для чего служат предлоги? (Для связи слов в предложениях.)
— В каких случаях существительные и местоимения имеют предлоги? (Предлоги появляются только в косвенных падежах.)
— Как отличить предлог от приставки? (См. образец рассуждения в упр. 59.)
Кроме слитного и раздельного написания слов, существует еще один способ — написание через дефис. Дефис (черточка) — это орфографический знак. Его не надо путать с пунктуационным знаком тире (длинной черточкой).
Через дефис пишутся, например, некоторые местоимения (чей-то, кто-нибудь), повторы (быстро-быстро, старый-старый), слова с повторяющимися или близкими по смыслу корнями (чисто-пречисто, грусть-тоска), устойчивые сочетания (хлеб-соль, овощи-фрукты). Подробнее о случаях дефисного написания мы будем говорить позже, а пока важно запомнить орфограмму— дефис в предлогах из-под, из-за.
2. Проведите самостоятельные наблюдения (с. 30) и сделайте вывод.
Вывод. Предлоги из-под, из-за пишутся через дефис, употребляются с Р. п.
IV. Закрепление изученного материала
1. Упр. 59 — комментированное письмо.
2. Упр. 60 — самостоятельная работа.
3. Упр. 62 — устный разбор, запись под диктовку предложений.
V. Подготовка к сочинению по рисунку
1. Упр. 63 — беседа по рисунку.
2. Устное сочинение.
VI. Подведение итогов
— Как связаны произношение и правописание?
— Что важно помнить при фонетическом разборе слов?
— Какие орфограммы, изученные в начальной школе, мы повторили? (Правописание гласных и согласных в корнях слов; буквы после шипящих, разделительные ъ и ь, раздельное написание предлогов с другими словами.)
— Какие темы кажутся вам легкими, а какие — сложными?
— Что нового вы узнали при повторении материала?
— Что вас заинтересовало на уроках? Какие задания вам интересно выполнять?
— Что вам хотелось бы изменить в уроках, добавить к ним?
— Как вы оцениваете свою работу на уроках?
1. § 6—13 - повторить.
Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.
Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.
Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.
Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.
Слова земля, колосок, радостный, чувство, чижи, счастье, березка, автобус, чудесный, аллея распределить в 4 столбика: 1- с безударными гласными в корне, 2 – непроизносимые согласные, 3 – после шипящих , а в 4 – согласные в корне.
-Исследование какой работы вели?
- Какие понятия разобрали на уроке?
Выберите предложение для ответа на вопрос: какие впечатления оставил у меня урок?
– развитие умения правильно писать предлоги с другими словами в предложении.
Ход урока:
Ι. Актуализация знаний.
– Что надо записать? (Дату.)Комментированная запись числа.
1. Эмоциональное введение в урок (используется мотивирующий приём). – Я расскажу о междометии, а вы будете мне помогать.
Стихотворение о междометии (Приложение)
2. Словарная работа на основе домашнего задания.
– Какие чувства может вызывать погода? (радость, восхищение, недовольство, сожаление)
– Что помогает выразить эти чувства? (Междометия. )
– Приведите примеры, которые вы подготовили дома. (Ах, какая погода! Ох, какая погода! Ух, какая погода! Эх, какая погода!)
– Запишем ещё раз это словарное слово. Подберите и выпишите к нему однокоренные слова из предложений
Работе спасателей помешали погодные условия. После дождя вдруг распогодилось.
Что значит распогодилось? (стало ясно)
Зашумела, разгулялась В поле непогода; Принакрылась белым снегом Гладкая дорога.
Получился ряд (Погода, погодные (условия), распогодилосъ, непогода. )
3. Запись предложения под диктовку. Зашумела, разгулялась в поле непогода. (И. Никитин)
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения).
Выделение грамматической основы в записанном предложении.
– Задайте вопросы к каждому слову в записанном предложении.
(что сделала?) (где?) (что?)
Зашумела, разгулялась в поле непогода.
– В записанном предложении (см. выше) назовите слово, к которому нельзя задать вопрос. (в)
– Как оно называется? (Предлог. )
– Какой будет тема урока? (Предлог. )
Чем отличаются (что мы сравнить?) междометия и предлоги
Правописание (предлогов с чем?) со словами
Секреты (чего?) предлогов
Для чего они нужны.
Полную информацию смотрите в файле.
-75%
Презентация предназначена для проведения урока по теме "Раздельное написание предлогов с другими словами". Обучающиеся должны научиться различать приставки и предлоги.
Раздельное написание предлогов с другими словами
Тема урока: Раздельное написание предлогов с другими словами. Сегодня на уроке мы узнаем, как пишутся предлоги со словами и
научимся правильно их писать.
Захарова Л.А., учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ №18 г. Якутск
Как пишутся предлоги
Кто знает, как пишутся предлоги
Предлоги со словами пишутся раздельно. Это орфограмма. Предлоги всегда пишутся одинаково:
над, без, с, около, через:
над домом, около дерева, с другом
Предлоги служат для связи слов в предложении. Под соснами, под елками ползёт клубок с иголками
(Под) деревом – под большим деревом
(Подо)шел к дереву -
Чтобы доказать, что предлоги пишутся со словами раздельно, надо между предлогом и словом вставить другое слово:
под деревом – под большим деревом
Спишите, раскрывая скобки
Из каких предлогов можно составить
Поиграем? А вы знаете? из каких предлогов можно составить названия животных?
Решите ребус. Какие слова зашифрованы на следующих слайдах?
Подведем итог. Как отличить приставку и предлог? Чтобы доказать, что предлоги пишутся со словами раздельно, надо между предлогом и словом вставить другое слово.
Читайте также: