Роль литературы в формировании русского языка конспект

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Доклад на тему

«Роль русского языка и литературы

в формировании личности ученика

Подготовила

учитель русского языка и литературы

Насонова Надежда Николаевна

Не случайно такое огромное значение придаётся русскому языку в Российской Федерации в последние годы. Многое было сделано для сохранения языка в 2007 году, объявленном Годом русского языка, и в последующие годы.

Действительно, в ряду школьных предметов русский язык и литература занимают основополагающее место. Бесспорно, что важнейшим базовым школьным предметом является математика, поскольку она учит мыслить, логически рассуждать, аргументировать, доказывать и т.д. Но всё это: логические рассуждения, аргументация, доказательства – осуществляется при помощи языка, и чем лучше человек владеет языком, тем успешнее может быть аргументация и цепь доказательств. Поэтому русский язык – самый важный школьный предмет, ибо он учит детей понимать текст на русском языке, к какому бы предмету этот текст ни относился: к математике или физике, истории или биологии. А для понимания нужно прежде всего знать, что означают слова в тексте и как они связаны между собой. Именно на это должно быть направлено школьное преподавание русского языка. К сожалению, нередко школьники не знают значений многих слов. По мнению тех же математиков, многие учащиеся не в состоянии понять условие задачи, а без этого, естественно, вопрос о её решении уже не возникает.

Русский язык учит не только понимать чужие тексты, но и создавать собственные, то есть говорить и писать. При этом нельзя всё сводить к правилам орфографии и пунктуации. Добавлю, что надо ещё выбирать слова и выражения в соответствии с ситуацией, характером отношений с собеседниками и т.д. А главное – надо уметь внятно объяснить свою точку зрения, убедить собеседника.

Литература в школе составляет тесное единство с русским языком. Литература – это воплощённая в слове важнейшая часть культуры народа, плод его размышлений о смысле жизни, сокровищница его нравственных и эстетических идеалов.

Русская классическая литература в своих лучших образцах – а именно они изучаются в школе – формирует то, что мы называем мировоззрением: национальное самосознание, духовно-нравственный облик подрастающего человека, понимание универсальных законов бытия, раскрывает и развивает его творческий потенциал. Поэтому литература является одним из основополагающих школьных предметов в деле воспитания личности. Задача учителя – привить молодым людям вкус к чтению, научить их понимать и любить литературу, извлекать из прочитанного важнейшие для жизни уроки. Что происходит с человеком, когда он читает классическое литературное произведение? Каждый читающий художественную литературу создает в своем сознании художественный образ. И чем сильнее писатель, тем ярче образ в нашем сознании. Каждый из нас, читая художественный текст, становится соавтором, для самого себя актуализирует содержание художественного произведения. И вот это подменить невозможно ни кино, ни телевидением, ни Интернетом. Потому что с чтением ты сам режиссер, ты сам художник, ты сам постановщик. Именно в этом непреходящее значение художественной литературы, её роли в формировании личности и культуры человека.

Такова важнейшая роль русского языка и литературы в формировании личности ученика. Мы сеем зёрна разума и доброты, а как они прорастут, будет видно, когда ученик выйдет из стен школы.

С родным языком ему придётся встречаться везде и всегда. В нашей стране на русском языке пишутся все официальные документы, без которых не может существовать государство: тексты законов и разнообразные приказы, заявления о приеме на работу и анкеты, объяснительные записки и отчеты. Все эти документы должны быть написаны понятно и недвусмысленно, и каждый гражданин страны должен уметь читать такие документы и при необходимости составлять их сам. На русском языке оглашаются обращения президента и звучат парламентские дебаты – поэтому любой гражданин, если он хочет быть активным, информированным членом общества, должен уметь понимать со слуха достаточно сложные тексты. На русском языке ведется преподавание в учебных заведениях страны. Следовательно, только хорошо зная русский язык, гражданин России – независимо от национальности – полноценно пользуется всеми благами, которые может ему предоставить государство. Кроме того, в нашем многонациональном государстве знание русского языка обеспечивает человеку возможность свободно общаться с людьми всех национальностей. Хорошее знание русского языка для любого человека, проживающего на территории нашей страны, а особенно для того, кто находится на государственной или общественно значимой службе (чиновники, журналисты), – это проявление уважения к государству и обществу, и национальность здесь значения не имеет. К сожалению, наше общество, в том числе и образованная его часть, пока недопонимает, насколько важно для всех и каждого безупречно владеть языком. А ведь чем лучше мы умеем его использовать, тем большего мы можем достичь: умение выразительно говорить и писать зачастую становится ключом к профессиональному успеху, к завоеванию симпатий окружающих. Научившись ещё в школе понимать, анализировать любой текст и все его подтексты, человек не поддастся недобросовестной рекламе или политической демагогии, не позволит собой манипулировать.

Но, к счастью, есть и такие молодые люди, которые идут по жизни, не расставаясь с книгой. Со школьных лет у них сформировалась потребность в чтении хороших книг, выработался художественный вкус, книга стала для них не только источником знаний, но и учителем жизни, настоящим другом, с которым приятно общаться. Они читают потому, что получают от этого удовольствие и наслаждение. Потом их дети безо всякого принуждения полюбят книгу.

Нет таких приборов, таких параметров, которые бы точно установили степень воздействия на человека, его характер, образ мыслей, поступки, на его жизнь словесного искусства и вообще искусства. Большое количество прочитанных книг, конечно, не является той основой, на которой строится материальное благополучие, положение в обществе, приобретается высокооплачиваемая работа. И всё же тот, кто проводил бессонные ночи в раздумьях над судьбами героев Пушкина, Толстого, Достоевского, Булгакова, кто пропускал через свой разум и своё сердце их сомнения, разочарования и радости, тот приобрёл бесценный для жизни духовный опыт, знание людей и самого себя.

История становления русского литературного языка. М.В. Ломоносов как создатель первой русской грамматики и основатель первого русского университета. Анализ творчества А.С. Пушкина, вобравшего в себя достижения русской культуры художественного слова.

Рубрика Иностранные языки и языкознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 07.05.2009
Размер файла 22,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Содержание

1.Роль М.В.Ломоносова в развитии литературного языка

2.Роль А.С.Пушкина в развитии литературного языка

Список литературы

Введение

Состояние русского языка в настоящее время представляет собой острейшую проблему для государства, для всего общества. Это объясняется тем, что в языке сосредоточен и представлен весь исторический опыт народа: состояние языка свидетельствует о состоянии самого общества, его культуры, его менталитета. Разброд и шатание в обществе, падение нравственности, утрата характерных национальных черт -- все это сказывается и на языке, ведет к его упадку.

Сохранение языка, забота о его дальнейшем развитии и обогащении - гарантия сохранения и развития русской культуры. Поэтому каждый гражданин Российской Федерации, кем бы он ни работал, какую бы должность ни занимал, несет ответственность за состояние языка своей страны, своего народа.

Чтобы выполнить этот гражданский долг, осознанно принимать участие в языковой политике, необходимо иметь представление о развитии и положении русского языка в разные периоды его существования, поскольку настоящее глубоко и всесторонне осмысливается, познается только в сравнении с прошлым.

В связи с этим актуальной является цель реферата - определить роль величайших гениев литературного языка Пушкина и Ломоносова в развитии литературного языка.

1. Роль М.В.Ломоносова в развитии литературного языка

Многое сделал для упорядочения русского языка. М.В. Ломоносов. Разработав теорию о трех стилях (высоком, среднем и низком), он ограничил использование старославянизмов, которые уже в то время были непонятными и усложняли, утяжеляли речь, особенно язык официальной, деловой литературы.

В выработке русской терминологии значительную роль сыграл М.В. Ломоносов. Как ученый, сделавший немало открытий в разных областях знания, он вынужден был создавать научную и техническую терминологию. Ему принадлежат слова, не утратившие свою значимость и в настоящее время: атмосфера, возгорание, градус, воздушный насос, материя, обстоятельство, трясение, электричество, термометр и др.

Своими многочисленными научными трудами он способствует формированию литературного языка.

2. Роль А.С.Пушкина в развитии литературного языка

Пушкин завершил длительную эволюцию литературного языка, используя все достижения русских писателей XVIII - начала XIX в. в области русского литературного языка и стилистики, совершенствуя все то, что сделали до него Ломоносов, Карамзин, Крылов, то есть замечательные реформаторы языка 18 столетия.

В творчестве Пушкина процесс демократизации русского литературного языка нашел наиболее полное отражение, так как в его произведениях произошло гармоническое слияние всех жизнеспособных элементов русского литературного языка с элементами живой народной речи. Слова, формы слов, синтаксические конструкции, устойчивые словосочетания, отобранные писателем из народной речи, нашли свое место во всех его произведениях, во всех их видах и жанрах, и в этом основное отличие Пушкина от его предшественников.

Деятельностью Пушкина окончательно был решен вопрос об отношениях народно-разговорного языка и литературного языка. Уже не осталось каких-либо существенных перегородок между ними, были окончательно разрушены иллюзии о возможности стро-ить литературный язык по каким-то особым законам, чуждым живой разговорной речи народа. Представление о двух типах языка, книжно-литературного и разговорного, в известной степени изолированных друг от друга, окончательно сменяется признанием их тесного взаимоотношения, их неизбежного взаимовлияния. Вместо представления о двух типах языка окончательно укрепляется представление о двух формах проявления единого русского общенародного языка - литературной и разговорной, каждая из которых имеет свои частные особенности, но не коренные различия.

Со времен Пушкина русский язык как материал словесности был исследован многими учеными, образовались такие отрасли филологии, как история русского литературного языка и наука о языке художественной литературы, но взгляды Пушкина, его оценки не потеряли своего значения. В этом можно убедиться, рассмотрев с позиций современной науки особенности образования и основные этапы развития русского литературного языка.

Этот период в истории русского литературного языка связан с деятельностью Пушкина. Именно в его творчестве вырабатываются и закрепляются единые общенациональные нормы литературного языка в результате объединения в одно неразрывное целое всех стилистических и социально-исторических пластов языка на широкой народной основе. Именно с Пушкина начинается эпоха современного русского языка.

Язык Пушкина -- сложнейшее явление. «Используя гибкость и силу русского языка, -- писал академик В. В. Виноградов, -- Пушкин с необыкновенной полнотой, гениальной самобытностью и идейной глубиной воспроизводил с помощью его средств самые разнообразные индивидуальные стили русской современной и предшествующей литературы, а также, когда это было нужно, литератур Запада и Востока. Язык Пушкина вобрал в себя все ценные стилистические достижения предшествующей национально-русской культуры художественного слова. Пушкин писал разными стилями русской народной по-эзии (сказки, песни, присказки).

Заключение

Итак, Пушкин, как и Ломоносов, вводит в литературный язык как книжные, так и разговорные средства выражения - в отличие от карамзинистов, которые борются с книжными элементами, или от шишковистов, которые борются с элементами разговорными. Однако, в отличие от Ломоносова, Пушкин не связывает разнообразие языковых средств с иерархией жанров; соответственно, употребление славянизмов или русизмов не обусловлено у него, как у Ломоносова, высоким или низким предметом речи. Стилистическая ха-рактеристика слова определяется не его происхождением и не содержанием, а традицией литературного употребления.

Вообще литературное употребление играет у Пушкина куда более значительную роль, чем у Ломоносова. Хотя уже Ломоносов эксплицитно ориентировал литературный язык на литературу, однако эта ориентация имела в значительной степени программный и утопически характер, поскольку почти не было еще той литературы, на которую можно было ориентироваться. Таким образом, программа Ломоносова в значительной степени устремлена в будущее, а не опирается на предшествующий литературный процесс. Напротив, Пушкин ощущает себя в рамках определенных литературных традиций, на которые он и опирается; его языковая установка поэтому не утопична, а реалистична. Вместе с тем, задача для него состоит не в том, чтобы предложить ту или иную программу формирования литературного языка, а в том, что-бы найти практические способы сосуществования различных литературных традиций, максимально используя те ресурсы, которые заданы предшествующим литературным развитием.

Итак, уникальная неповторимость языка Пушкина, находящая свое конкретное воплощение в литературном тексте на основе чувства соразмерности и сообразности, благородной простоты, искренности и точности выражения, - таковы главнейшие принципы Пушкина, определяющие его взгляды на пути развития русского литературного языка в задачи писателя в литературно-языковом творчестве. Эти принципы полностью соответствовали как объективным закономерностям развития русского литературного языка, так и основным положениям развиваемого Пушкиным нового литературного направления -- критического реализма.

Список литературы

2.Вересаев В.В. Спутники Пушкина. Том 1, 2, Москва, 2003

3.Пушин И.И. Записки о Пушкине. Письма, Москва, 2001

Подобные документы

Процесс образования национального литературного языка. Роль А.С. Пушкина в становлении русского литературного языка, влияние поэзии на его развитие. Возникновение "нового слога", неисчерпаемое богатство идиом и русизмов в произведениях А.С. Пушкина.

презентация [608,2 K], добавлен 26.09.2014

Понятие научного стиля. Русский литературный язык второй половины XVIII века. Роль Ломоносова в формировании русского языка. Собирание словарных материалов для исторического изучения русского языка. Обогащение русской терминологической лексики.

реферат [18,6 K], добавлен 18.11.2006

Предмет и задачи культуры речи. Языковая норма, её роль в становлении и функционировании литературного языка. Нормы современного русского литературного языка, речевые ошибки. Функциональные стили современного русского литературного языка. Основы риторики.

курс лекций [150,1 K], добавлен 21.12.2009

Праславянский язык, его языковые ответвления. Обpaзoвaниe южнoгo и ceвepнoгo нapeчий pyccкoгo языкa, их основные диaлeктные явлeния. Создание Kиpиллом и Meфoдием cтapocлaвянcкого языка. История русского национального языка, вклад Пушкина в его развитие.

реферат [18,7 K], добавлен 18.06.2009

Характеристика русского языка - крупнейшего из языков мира, его особенности, существование множества заимствований, основы многих смешанных языков. Классики русской литературы о возможностях русского языка. Реформы русского литературного языка.

контрольная работа [25,3 K], добавлен 15.10.2009

Наследие прошлого в языке пушкинских произведений. Стилистические задачи языка. Завершение закрепления русского народно-разговорного языка в литературе. Простонародность и фольклор в сказках Пушкина. Глагольная стихия пушкинской прозы и поэзии.

реферат [30,9 K], добавлен 06.11.2012

История появления русского языка. Специфические черты кириллицы. Стадии формирования алфавита в процессе становления русской нации. Общие черты, характерные для языка массовой коммуникации в современном обществе РФ. Проблема варваризации русского языка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первый урок по предмету родная (русская) литература по теме "Роль чтения в жизни человека. Литература как вид искусства" вводит учащихся в мир литературы, дает представление о литературе как научном предмете.

Урок 1 по литературе в 5 классе

Тема. Роль чтения в жизни человека. Литература как вид словесного искусства.

Цель: ввести обучающихся в мир литературы; понятие о литературе как науки, искусства слова; понятие авторского вымысла, основа и истоки литературы; понятие художественного образа; соотношение реального и вымышленного в литературе; роль книг и чтения в жизни человека.

Есть только одно средство стать

культурным человеком – это чтение.

1. Слово учителя.

Это волшебный предмет. Не удивляйтесь! Самое древнее волшебство – это волшебство – СЛОВА. Доказать?

Закройте глаза и слушайте меня.

Красная смородина. Вот она блестит, переливается на солнце, сквозь её прозрачную кожуру вы можете увидеть мякоть ягоды. Вы срываете кисть смородины и берёте её в рот. Вы чувствуете, как ягоды перекатываются у вас во рту. Вы давите их языком, ягоды лопаются. И вы ощущаете.

= Совершенно верно кисло-сладкий вкус коасной смородины, но ведь мы её не едим.

Мы с вами создали образ красной смородины и память тут же услужливо подсказала вам вкус ягоды и запах.

Вы согласны, что слово – это волшебство.

Вы тоже сможете стать магами, если будете старательно изучать свой родной язык и литературу.

2. Теория литературы.

Литера – буква, то есть это всё то, что записано, напечатано, что можно прочесть или пересказать.

Художественная литература – вид искусства, отражающий жизнь при помощи слова, письменного или устного (до развития письменности). В центре литературы стоит изображение человека во всей его материальной и духовной жизни в процессе общественного развития.

В древние-древние времена (ещё когда люди не умели писать, а литература была устной (УНТ, фольклор),существовали люди, которые ходили по земле и рассказывали обо всём, что происходило на свете. Этих сказителей (рассказчиков) называли баянами (от древнерусского баяти – говорить). И только гораздо позже их стали называть писателями – мастерами слова.

Помимо художественной литературы существуют научно-популярный книги, рассказывающие о растениях, о животном мире, об исторических событиях, научных открытиях.

? Чем отличается художественная литература от научно-популярной?

В научно-популярной литературе излагаются факты, гипотезы, а в художественной литературе наряду с реальными событиями присутствует авторский (художественный) вымысел.

Художественный вымысел – одна из важнейших особенностей художественного творчества, связанная со способностью писателя представить, вообразить то, что могло бы быть в действительности. Изображая судьбы людей, характерное для них, писатель не всегда встречает в самой жизни человека, воплощающего черты времени, или находит ситуацию, в которой может проявиться характер его героя.

? Почему мы любим читать книги? Что нам даёт чтение?

Вы правы, книги учат жизни, раскрывают перед нами мир. Учимся мыслить, думать, чувствовать, переживать, любить близких нам людей, нашу историю, страну, помогают открыть в себе что-то новое, неизвестное.

А вот как об этом сказал Дмитрий Кугультинов

В моём шкафу теснится к тому том.

И каждый том на полке – словно дом

Обложку – дверь, откроешь второпях -

И ты вошёл, и ты уже в гостях.

Как переулок – каждый книжный ряд.

И весь мой шкаф – чудесный книгоряд

Когда ты будешь в этот город вхож,

Из Прошлого в Грядущее пройдёшь.

Вывод: итак, литература – это:

Все художественные произведения того или иного народа, эпохи или

Литература – это искусство слова, художественное творчество

Истоки литературы: УНТ, исторические летописи (лето – год)

Основа литературы: жизнь и быт народа, его история, культура.

Работа с таблицей.

1. Устная форма существования

1. Письменная форма существования

2. Предполагается непосредственный контакт между тем, кто воспроизводит текст, и тем, кто этот текст воспринимает.

2. Контакт между автором и читателем осуществляется через произведение. Между писателем и читателем может быть большой временной и пространственный промежуток.

3. Коллективный автор, что определяет наличие вариантов и использование традиционной поэтики.

3. Автор – конкретное лицо, с присущей именно ему творческой манерой.

4. Литература использует художественный потенциал УНТ

В литературе в отличие от других видов искусств присутствует художественный образ.

Художественный образ – словесное отображение событий, людей, явлений, предметов и представления писателя; словесное рисование на основе художественного вымысла.

Разница между художественным вымыслом и неправдой в том, что неправда искажает представление о реальных людях, событиях, а художественный вымысел создаёт целый мир, оживающий в представлении рассказчика и слушателя.

! Создание художественного мира, в котором живут люди, существуют по своим законам, называется искусством.

Литература – вид искусства, в котором мир создаётся с помощью языка





произведения художественная литература

И жизнеподобные произведения и фантастические – разные способы художественной условности, правилам которой подчиняется художественный мир произведения.

Условность (художественная) – существенная черта литературы (как и искусства), состоящая в том, что создаваемые писателем образы воспринимаются читателями не как тождественные действительности. (Например, Шерлок Холмс).

? 1. Что вы узнали о литературе?

Что такое художественная литература? Её основа и истоки?

Раскройте понятие художественного вымысла? Чем он отличается от неправды?

Александр Сергеевич Пушкин — первый русский писатель мирового значения и родоначальник классической русской литературы. Почему же его называют основателем языка?

Вклад пушкина в развитие русского языка

Одной из главных ролей Пушкина в становлении русского литературного языка является введение в него элементов народной речи и европеизмов. Не разрабатывая каких-то теорий, писатель и поэт смог существенно преобразить языковую систему.

Народность языка Пушкина

Сложно оценить вклад, который Пушкин внёс в развитие национального языка. Поэт понял, что язык был создан людьми и для людей. Он дал русской письменной речи особую гибкость, живость и полноту слова в литературном использовании.

Поэт решительно исключил всё то, что не соответствует основному духу и законам русского народа. Он менял народные традиции русской письменной речи, тщательно изучал и выбирал слова и выражения из ранее изученных им произведений. Александр Сергеевич активно участвовал в каких-либо спорах и дискуссиях по теме литературного языка своего времени.

Отучившись в самом передовом учреждении того времени, он стал одним из самых культурно ра́звитых людей XVIII века.

Роль пушкина в становлении русского литературного языка

Александра Сергеевича принято считать реформатором литературного языка, но это не значит, что он его создатель. Он преобразовал высокопарный стиль письма того времени в более разговорную форму, много сделал для выработки русской терминологии. Целью писателя было устранить пробелы между литературной и разговорной речью нации. Он стремился придать литературному стилю письма характер гармоничной системы, обеспечивающей точность и чёткость норм.

Велика роль Пушкина в истории русского литературного языка. Литературная и разговорная речь были изолированы друг от друга, а стали взаимосвязаны. Укрепляется понимание о двух видах литературного языка Пушкина, каждый со своими особенностями, но без принципиальных различий.

Труд А. С. Пушкина продолжили другие великие деятели, такие как М. Ю. Лермонтов, И. С. Тургенев, Н. В. Гоголь и другие. Русская литература, доведённая ими до совершенства, оказала большое влияние на разговорную речь.

В развитии Пушкинского стиля выделяют не менее двух периодов его творения:

  1. Первый занимает около 10 лет работы и представляет эпоху формирования его реалистического стиля. Поэт искал новые формы самовыражения, в чём смог достичь успеха. В первых стихах широко отражаются черты старого стиля, но нельзя не заметить его стремление к естественности, просторечию, форме живой разговорной речи.
  2. Во втором периоде видна чётко продуманная цель: найти более художественный и реалистичный словесный образ, который соответствовал бы народному духу. Пушкин вдохновлялся живой русской речью.

Вклад в культуру

Вклад Пушкина в развитие русского языка трудно переоценить. Писателя и основоположника современной культуры волновало будущее поколение, он хотел повлиять на воспитание молодёжи. Специально для детей он не писал, но пристально следил за детской литературой. Его возмущали писатели, которые создавали произведения изысканным напыщенным слогом. Такое творчество отличалось от знакомой ему жизни.

Александр Сергеевич понимал, что основное обучение нового поколения в России ограничивается изучением нескольких языков, и поверхностным изучением всех наук. Его это не устраивало. В его стихотворениях и сочинениях чувствуется дух патриотизма, который сейчас передаётся юным гражданам, благодаря его лирике можно ощутить всю эстетичность природы.

Роль пушкина в создании русского литературного языка

Необъятен и вклад Пушкина в русскую литературу: каждое произведение автора имеет смысл, определённую мораль. Он высмеивал человеческую глупость, жадность и лицемерие. В своих работах он старался писать по-простому, точно и кратко. Автор мог проникнуть в атмосферу разнообразных эпох и культур, в чём сыграла роль его осведомлённость и любовь к мировой литературе. Народная речь нашла своё место во всех его произведениях.

А. С. Пушкин обладал революционным мировоззрением, был культурно развит и многогранен. Писатель имел благородные цели по преобразованию литературного стиля письма, которые сопровождали его всю жизнь.

Создание единых общенациональных норм литературного языка касалось не только его структуры, но и системы его сти­лей. Пушкин уничтожил устаревшую систему.

Благодаря этому писатели обрели возможность развивать и безгранично менять собственный индивидуальный творческий стиль, находясь в рамках литературной нормы.

Читайте также: