Средства воздушного нападения вероятного противника конспект
Обновлено: 06.07.2024
Военно-политическое руководство стран НАТО большое внимание уделяет совершенствованию и дальнейшему развитию различных систем вооружения, особенно систем вооружения воздушно-космического нападения. Это объясняется высокими боевыми свойствами этих систем и в первую очередь – широким диапазоном скоростей (1500-2500 км/ч) и дальностей боевого применения, возможностью точного нанесения ударов боеприпасами различного типа и мощности, высокой живучестью и надежностью.
По взглядам военного командования, СВКН являются главными для достижения успеха в воздушно-космических операциях глобальной войны, и им отводится основная роль в воздушных операциях ограниченных войн. Так, например, опыт боевых действий СВН в зоне Персидского залива и Югославии показал, что действиями авиации может быть решено до 90% задач войны.
Поэтому подразделения и части войсковой ПВО должны быть постоянно готовы к отражению ударов воздушного противника. Одной из сторон этой подготовки является знание личным составом средств воздушного нападения противника и тактики их действий. Будущим офицерам войсковой ПВО необходимо глубоко изучать современное состояние ВВС государств, знать организационную структуру тактической и армейской авиации, тактико-технические характеристики самолетов, вертолетов, крылатых ракет и их вооружение.
2.1. Классификация средств воздушно-космического нападения и их характеристики
Они классифицируются по своему назначению, по способу полета и способу управления.
По боевому назначению СВКН разделяются на стратегические, оперативно-тактические и тактические.
К стратегическим СВКН относятся средства, позволяющие наносить удары на глубину свыше 10000 км.
К оперативно-тактическим относятся такие СВКН, которые способны доставлять боеприпасы на глубину до 5000 км.
К тактическим СВКН относятся средства доставки боеприпасов любого вида на глубину до 2000 км.
По способу полета СВКН подразделяют на космические, баллистические, аэродинамические и аэростатические устройства.
В рамках программы стратегической оборонной инициативы (СОИ) предусматривается осуществить запуск ракет-перехватчиков космического базирования, спутников обнаружения, перехватчиков наземного базирования и компьютеров управления боем (Рис. 17).
Аэродинамические средства представляют собой летательные аппараты, способные совершать полеты в атмосфере за счет принудительного движения на основе аэродинамического принципа. К ним относятся авиация (самолеты и вертолеты), беспилотные летательные аппараты (БПЛА), крылатые ракеты, управляемые планирующие бомбы.
Главной особенностью авиации является ее способность решать боевые задачи как в глобальной войне, так и в ограниченных войнах в любом районе мира с применением или без применения ядерного оружия совместно с сухопутными и военно-морскими силами.
В зависимости от назначения и подчиненности командованию авиация подразделяется на следующие виды:
Стратегическая авиация (СА) предназначена для нанесения ударов по военно-промышленным и административным центрам противника, по крупным целям и объектам, составляющим основу военно-экономического потенциала противника. В состав СА входят стратегические бомбардировщики, воздушные командные пункты (ВКП), стратегические разведчики, самолеты – заправщики.
Основу СА составляют стратегические бомбардировщики. Они обладают боевым радиусом действия до 8000 км и способны действовать во всем диапазоне высот. Они имеют бомбовую нагрузку до 50 т и вооружение для поражения объектов систем ПВО, средства разведки, навигационную аппаратуру, аппаратуру РЭБ для подавления РЭС различного назначения. К ним относятся бомбардировщики FB-111, B-52, B-1, B-2.
Тактическая авиация (ТА) предназначена для проведения самостоятельных воздушных и совместно с другими СВКН воздушно-космических операций, а также для авиационного обеспечения боевых действий СВ на ТВД.
В состав ТА ВВС входят истребители-бомбардировщики, истребители, штурмовики, самолеты РЭБ и РТР, самолеты-заправщики.
Истребители имеют боевой радиус действия до 1500 км и способны совершать полеты на малых высотах с огибанием рельефа местности, действовать ночью и в сложных метеоусловиях. Самолеты оснащены системой управления оружием, аппаратурой разведки и РЭБ, навигационной аппаратурой. Современные истребители способны преодолевать сильную систему ПВО противника. К ним относятся самолеты F-15, F-16, F-18.
Армейская авиация (АА) входит в состав сухопутных войск и предназначена для действий непосредственно в интересах общевойсковых частей. На АА возлагаются ударные, разведывательносвязные и транспортно-десантные задачи. В состав АА в основном входят вертолеты огневой поддержки, транспортные, многоцелевые, разведывательные, а также самолеты целеуказания, авиационной поддержки и штабные.
Авиация ПВО предназначена для обороны важных направлений, районов и объектов от воздушного противника. В свой состав она включает истребители-перехватчики (F-15 и F-16 различных модификаций), самолеты РЭБ и ДРЛО.
С успехом ведутся разработки БПЛА в Израиле.
По опыту боевого применения КР в зоне Персидского залива величина промаха ракет (типа BGM-109C и BGM-109D) составила несколько метров. Нелишне напомнить, что боевые действия против Ирака начались интенсивным применением КР (в первые 30 минут их было выпущено около 100).
Управляемые планирующие бомбы широко применялись в ходе локальных войн и военных конфликтов. Наличие телевизионной и лазерной систем наведения на борту УПБ позволяет добиться высокой точности наведения и высокой вероятности поражения целей.
Основными показателями боевых свойств самолетов и вертолетов являются летно-технические характеристики: скорость, высота (потолок) полета, маневренность, скороподъемность, дальность (радиус) полета, а также вооружение и бортовое оборудование. Рассмотрим основные характеристики.
Максимальная скорость на минимальной высоте боевого применения. Именно этой скоростью определяются возможности по достижению тактической внезапности, а следовательно, и живучесть при преодолении системы ПВО. Она составляет для современных тактических истребителей 1100-1400 и 150-200 км/ч – для вертолетов.
Боевой потолок – это высота полета, на которой он способен выполнить горизонтальный разворот с креном до 15-20 о без потери высоты и скорости. Боевой потолок уменьшается для группы самолетов при полете их в едином строю. Для тактических истребителей он составляет 12-14 км.
Диапазоны высот полета авиации делятся на:
- предельно малые: до 200 м;
- малые: 200 – 1000 м;
- средние: 1000 – 4000 м;
- большие: 4000 – 12000 м;
- стратосфера: более 12000 м.
Глубина воздействия самолетов определяется их боевым радиусом действия.
Боевой радиус действия – это наибольшее расстояние, на которое может удалиться самолет для выполнения боевой задачи при штатном вооружении без промежуточной посадки и дозаправки на аэродром вылета. Оно включает: взлет, набор высоты, преодоление системы ПВО противника, выход к объекту удара, применение вооружения, при необходимости повторный заход для удара, возвращение и посадка на аэродром.
Боевой радиус действия для тактических истребителей составляет от 500 до 1600 км. Величина боевого радиуса на малых высотах уменьшается в 2-2.5 раза из-за увеличения расходов топлива.
Маневренность – это способность самолета изменять с определенной скоростью параметры полета: скорость, высоту, направление. Высокая маневренность позволяет современным самолетам более успешно преодолевать систему ПВО противника, совершать противоракетный маневр.
Маневренные возможности характеризуются способностью создавать и выдерживать перегрузки при совершении горизонтального и вертикального маневра. Перегрузкой (n) называется безразмерная величина, показывающая, во сколько раз ускорение равнодействующей аэродинамической силы (F), приложенной к самолету, превышает ускорение силы тяжести (G).
Конструкция современных самолетов позволяет выдерживать перегрузки в 2-3g в течение 10-12 сек., а кратковременные перегрузки в 4-6g – в течение 3-4 сек. Перегрузка является важной характеристикой при совершении противоракетного маневра. Так, для уменьшения вероятности поражения за 3-4 сек. до подлета ЗУР к самолету осуществляется резкий набор (уменьшение) высоты с одновременным уходом в сторону. Перегрузки в этом случае составляют 4-6 g.
Вооружение и бортовое оборудование самолета являются важнейшими боевыми показателями, определяющими возможности данного вида СВН по нанесению ударов и поражению различных объектов противника. Вооружение включает в себя средства поражения и системы управления оружием. К средствам поражения относятся: авиационные пулеметы и пушки с боеприпасами, управляемые и неуправляемые ракеты, бомбы и бомбовые кассеты, торпеды и мины, авиационные выливные баки и др. На вертолетах широко применяются ПТУРСы. Каждое средство имеет систему управления оружием.
Зная задачи подразделений войсковой ПВО, их боевые возможности и рассмотрев классификацию средств воздушно-космического нападения, можно сделать следующие выводы:
- части и подразделения войсковой ПВО мсбр, тбр не способны вести эффективную борьбу с некоторыми типами СВКН;
- наиболее вероятными объектами поражения для них будут: по боевому предназначению – тактические СВН; по способу полета – аэродинамические летательные аппараты, по способу управления – как управляемые (самолеты, вертолеты), так и неуправляемые (крылатые ракеты, УПБ).
Олег Котов, Андрей Чижаньков
Развитие средств воздушно-космического нападения (СВКН) вероятных противников, приобретение ими новых боевых возможностей изменили способы боевого применения СВКН и модифицировали содержания современных военных конфликтов, положив в их основу принципы информационного превосходства, высокой мобильности, широкого применения систем ВТО, глобальной досягаемости, гибкого боевого обеспечения.
Современная война сместилась в воздушно-космическое и информационное пространства, ее содержанием стало ведение высокоточных и информационных операций, а характерной чертой — массовое применение высокоточного оружия и БЛА.
Особенностями современной войны являются:
- усиление роли информационного противоборства;
- возрастание доли современных высокоэффективных систем оружия, а также перераспределение значимости различных сфер вооруженной борьбы;
- применение систем вооружения и военной техники на новых физических принципах;
- сокращение времени на подготовку к ведению военных действий;
- смещение акцентов в сторону первоочередного поражения критически важных объектов (КВО);
- повышение оперативности управления в результате перехода от вертикальной системы управления к глобальным сетевым автоматизированным системам управления войсками (силами) и оружием.
Это обуславливает возрастание роли ПВО в современных военных конфликтах, мощнейшим стратегическим сдерживающим фактором развязывания военных действий и позволяет констатировать, что без организации эффективной борьбы с воздушным противником успеха в них достичь невозможно.
Организация и ведение ПВО в современных военных конфликтах имеет ряд особенностей:
- перераспределение боевых ресурсов в интересах борьбы со СВКН;
- построение эффективной системы ПВО-ПРО на всю глубину стратегической операции;
- отказ от площадного прикрытия группировок войск (сил) и сосредоточение усилий на прикрытии КВО от ударов КР, ОТР, БЛА, АСП;
- обеспечение устойчивого совместного функционирования разведывательно-информационной системы, системы управления войсками и оружием.
В настоящее время уточняется содержание армейской операции как операции межвидовой группировки войск (сил), в рамках которой планируется применение на операционном направлении сил и средств из состава группировки авиации и войск ПВО. Это требует совместных и согласованных действий разновидовых и разнородных сил и средств, привлекаемых к разведки воздушного противника.
Можно ли реализовать вышеуказанные требования в современном вооруженном конфликте?
Как свидетельствует опыт (Ирак, СРЮ, Ливия), сделать это достаточно проблематично: недостаточны боевые возможности сил, оснащенных устаревшими в техническом отношении средствами радиолокационной разведки. Кроме того, являясь объектами первоочередного и постоянного воздействия со стороны противника, средства разведки несут существенные потери в ходе боевых действий. Опыт борьбы с радиолокационными средствами, накопленный за последние десятилетия, показывает, что 30–40% РЛС уничтожается уже в начале МРАУ и до 70–80% — к концу ВНО. Основными недостатками формирований разведки воздушного противника являются их низкая укомплектованность современными средствами, недостаточное количество самих средств, особенно в оперативном звене, низкие возможности КСАУ а отношении оперативного управления.
Существуют и ряд других проблем, так называемого организационного плана, возникших в связи с сокращением формирований разведки воздушного противника стратегического и оперативного звена (ртбр, ортб) и возложением задач информационного обеспечения общевойсковых КП и ПУ ПВО на формирования радиотехнических войск ВВС и ПВО. Формируемое ими радиолокационное поле не в полной мере учитывает запросы всех потребителей информации. Это поле должно быть непрерывным, мобильным, устойчивым и создаваться не только над территорией РФ, но и за ее пределами. Исходя из того, что в мирное время и в угрожаемый период в основе его формирования лежит использование стационарных РЛП — это достаточно проблематично. Эффективность использования воздушного компонента (А-50) в военное время, с учетом стремления противника к завоеванию превосходства в воздухе также вызывает сомнения.
Наименее затратным выходом из сложившейся ситуации является совместное использование РЛС двойного назначения.
- КПТС (комплекс программно-технических средств) на базе МС УВД-4 состоящий из АРМ диспетчеров по взаимодействию с КП ВВС и ПВО;
- ВКАО (выносной комплект абонентского оборудования) устанавливаемый на КП ВВС и ПВО на базе МС УВД-2;
- средства связи и передачи данных на базе МС УВД-4;
- средства оперативно-командной связи на базе МС ПВД-1 (малая система планирования воздушного движения);
- аппаратура регистрации речевой информации на базе МС ПВД-1 (малая система планирования воздушного движения).
Таким образом, ведение эффективной разведки воздушного противника в рассмотренных условиях возможно при реализации следующих мер:
- увеличение количества сил, оснащенных средствами, способными вести радиолокационную разведку разнотипных СВКН во всем диапазоне высот и скоростей, в условиях мощного огневого и радиоэлектронного поражения;
- использование в составе разведывательных формирований разновидовых средств (ртр, ОЭР и др.);
- пересмотр подходов к организации и ведению комплексной разведки воздушного противника, в том числе и с целью создания единого разведывательно-информационного пространства.
Вероятным противником РФ являются ОВС НАТО, расположенные во многих развитых капиталистических странах: Германии, Франции, Италии, Норвегии, Великобритании. Авиационная группировка этих стран насчитывает в своем составе до 1600 боевых самолетов, из них до 700 насчитали ядерного оружия. Существующая группировка может быть усилена за счет мобилизации развертываемых национальных ВВС и переброса авиации из США и Канады. Значительные группировки авиации США на постоянной или временной основе развернуты в различных странах Западной Европы, входящих в состав НАТО, в непосредственной близости к РФ, обеспечивая американское присутствие в передовых зонах и выполняя задачи в интересах защиты и продвижения национальных интересов США.
Военная политика США и НАТО на ближайшие20 лет основывается на долгосрочном прогнозе характера возможных вооруженных конфликтов и сохраняет направленность на достижение военного превосходства в первую очередь над РФ и обеспечение военно-технического лидерства в мире. При этом США отводят себе роль бесспорного лидера, наделенного полномочиями по своему усмотрению решать спорные проблемы и конфликты, оказывать непосредственное влияние, как на политику отдельных государств, так и на весь ход мирового развития. Опыт локальных войн в районе Персидского залива и Югославии еще раз доказал, что результат вооруженной борьбы зависит не столько от качества их подготовки и вооружения.
Каждый вид вооруженных сил, с точки зрения применения в вооруженных конфликтах имеет сильные и слабые стороны. Но основополагающая роль в современной войне отводится ВВС, поскольку им присуща мобильность, маневренность, дальность действия, точность и огневая мощь, качества, которые делают их уникальным и универсальным средством решения широкого круга задач в глобальном масштабе.
ВВС выдвигаются на первый план в ходе безъядерной войны. Своими силами и средствами они во многом могут предопределить исход военных действий, как это, например, имело место в зоне Персидского залива, в Югославии, а также в Ливии, где наземные войска практически не использовались и не используются. Фактически все эти операции вылились в воздушную компанию. Это является примером того, что боевая авиация, оснащенная современным высокоточным оружием и обеспеченная точной разведывательной информацией, способна самостоятельно решать основные стратегические задачи, выполнение которых определяет ход практически любого регионального конфликта.
В соответствии с уставом ВВС США, главными задачами ВВС являются: завоевание и удержание превосходства в воздушно-космическом пространстве, нанесение стратегических ударов, изоляции района боевых действий, непосредственная авиационная поддержка, воздушные переброски, РЭБ, разведка, проведение специальных операций.
Эти задачи выполняются полностью при использовании новейших разработок военных специалистов в области создания высокоточного оружия (ВТО), средств космической разведки и связи.
Применение космической радионавигационной системы (КРНС) NAVSTAR для коррекции бортовой навигационной аппаратуры самолетов, управление крылатыми ракетами, а также других систем, требующих определения координат относительно земной поверхности с высокой степенью точности, повышает эффективность применения огневых средств поражения.
Космические аппараты используются для ведения видовой и РЛР, обеспечения войск надежными каналами радиосвязи, информацией о метеообстановке на театре военных действий (ТВД), новейшие виды боевых самолетов способны выполнять самые сложные задания.
В ходе локальных войн непрерывно совершенствовалась тактика применения авиации, вооружение самолетов, средства разведки и постановки помех, улучшая их тактико-технические характеристики (ТТХ). Это привело к тому, что авиация в современных условиях ведения боевых действий стала практически основной ударной силой для завоевания превосходства в воздухе и на суше.
Одним из факторов достижения успехов в войне с применением обычных средств поражения по праву считается превосходство в экономике, вооруженных силах их стратегической мобильности, технической оснащенности и в первую очередь высокоэффективными средствами разведки, управления и системами поражения. Так принятая в США новая концепция развития вооруженных сил, ориентирована не только на современные, но и перспективные образцы вооружения, серийное производство которых ожидается к 2012 году.
Принимая во внимание процесс сокращения обычных вооружений в Европе, военно-политическое руководство США уделяет большое внимание вопросам совершенствования качественных параметров систем вооружения и на основе этого повышению эффективности, как группировок ВС НАТО в целом, так и их авиационной компоненты в частности. Это подтверждается устойчивой тенденцией повышения роли ТВД, обеспечивая при этом оперативную концентрацию огневой мощи и внезапности нанесения ударов.
Отводя авиации важнейшую роль в достижении успеха в обычной войне, руководство ОВС НАТО уделяет первостепенное внимание совершенствованию ее технических характеристик.
Анализ современного состояния и перспективы развития зарубежных средств воздушного нападения ведётся в следующих основных направлениях:
- существенное снижения радиолокационной заметности;
- оснащение перспективными средствами и системами радиоэлектронной борьбы;
- расширение номенклатуры применяемого вооружения и высокоточного оружия;
- повышение радиуса действий, маневренности, боевой нагрузки.
Реализация этих направлений предусматривается, как в существующих образцах самолётного парка путём их модернизации, так и разработкой новых образцов стратегической и тактической авиации.
На рубеже нового тысячелетия получили и получают развитие новые перспективные образцы способные летать на гиперзвуковой скорости, на высотах от 30 до 40000 метров и способные в обычной войне решать задачи уничтожения объектов военного и государственного управления.
Обобщение результатов оценки перспектив развития СВКН возможностей и способов их боевого применения показывает, что основным массовым ударным средством воздушного противника становится КР различного класса, способные с высокой точностью доставлять ядерные и обычные заряды к объектам удара.
Пилотируемой авиации все в большей степени будет отводиться роль носителей крылатых ракет, других высокоточных средств поражения; сохранения требуемого уровня потерь и эффективности выполнения задачи будет обеспечена за счет БЛА в передовых эшелонах построения его ударов комплексного радиоэлектронного подавления и огневого подавления сил и средств ПВО.
Опыт создания радиолокационной техники, с учётом развития средств воздушного нападения противника свидетельствует об объективной необходимости сокращения габаритов аппаратуры радиоэлектронной техники и повышения её мобильности. Поэтому достаточно актуальным остаётся вопрос по совершенствованию элементной базы РЛС.
Военно-политическое руководство стран НАТО большое внимание уделяет совершенствованию и дальнейшему развитию различных систем вооружения, особенно систем вооружения воздушно-космического нападения. Это объясняется высокими боевыми свойствами этих систем и в первую очередь – широким диапазоном скоростей (1500-2500 км/ч) и дальностей боевого применения, возможностью точного нанесения ударов боеприпасами различного типа и мощности, высокой живучестью и надежностью.
По взглядам военного командования, СВКН являются главными для достижения успеха в воздушно-космических операциях глобальной войны, и им отводится основная роль в воздушных операциях ограниченных войн. Так, например, опыт боевых действий СВН в зоне Персидского залива и Югославии показал, что действиями авиации может быть решено до 90% задач войны.
Поэтому подразделения и части войсковой ПВО должны быть постоянно готовы к отражению ударов воздушного противника. Одной из сторон этой подготовки является знание личным составом средств воздушного нападения противника и тактики их действий. Будущим офицерам войсковой ПВО необходимо глубоко изучать современное состояние ВВС государств, знать организационную структуру тактической и армейской авиации, тактико-технические характеристики самолетов, вертолетов, крылатых ракет и их вооружение.
2.1. Классификация средств воздушно-космического нападения и их характеристики
Они классифицируются по своему назначению, по способу полета и способу управления.
По боевому назначению СВКН разделяются на стратегические, оперативно-тактические и тактические.
К стратегическим СВКН относятся средства, позволяющие наносить удары на глубину свыше 10000 км.
К оперативно-тактическим относятся такие СВКН, которые способны доставлять боеприпасы на глубину до 5000 км.
К тактическим СВКН относятся средства доставки боеприпасов любого вида на глубину до 2000 км.
По способу полета СВКН подразделяют на космические, баллистические, аэродинамические и аэростатические устройства.
В рамках программы стратегической оборонной инициативы (СОИ) предусматривается осуществить запуск ракет-перехватчиков космического базирования, спутников обнаружения, перехватчиков наземного базирования и компьютеров управления боем (Рис. 17).
Аэродинамические средства представляют собой летательные аппараты, способные совершать полеты в атмосфере за счет принудительного движения на основе аэродинамического принципа. К ним относятся авиация (самолеты и вертолеты), беспилотные летательные аппараты (БПЛА), крылатые ракеты, управляемые планирующие бомбы.
Главной особенностью авиации является ее способность решать боевые задачи как в глобальной войне, так и в ограниченных войнах в любом районе мира с применением или без применения ядерного оружия совместно с сухопутными и военно-морскими силами.
В зависимости от назначения и подчиненности командованию авиация подразделяется на следующие виды:
Стратегическая авиация (СА) предназначена для нанесения ударов по военно-промышленным и административным центрам противника, по крупным целям и объектам, составляющим основу военно-экономического потенциала противника. В состав СА входят стратегические бомбардировщики, воздушные командные пункты (ВКП), стратегические разведчики, самолеты – заправщики.
Основу СА составляют стратегические бомбардировщики. Они обладают боевым радиусом действия до 8000 км и способны действовать во всем диапазоне высот. Они имеют бомбовую нагрузку до 50 т и вооружение для поражения объектов систем ПВО, средства разведки, навигационную аппаратуру, аппаратуру РЭБ для подавления РЭС различного назначения. К ним относятся бомбардировщики FB-111, B-52, B-1, B-2.
Тактическая авиация (ТА) предназначена для проведения самостоятельных воздушных и совместно с другими СВКН воздушно-космических операций, а также для авиационного обеспечения боевых действий СВ на ТВД.
В состав ТА ВВС входят истребители-бомбардировщики, истребители, штурмовики, самолеты РЭБ и РТР, самолеты-заправщики.
Истребители имеют боевой радиус действия до 1500 км и способны совершать полеты на малых высотах с огибанием рельефа местности, действовать ночью и в сложных метеоусловиях. Самолеты оснащены системой управления оружием, аппаратурой разведки и РЭБ, навигационной аппаратурой. Современные истребители способны преодолевать сильную систему ПВО противника. К ним относятся самолеты F-15, F-16, F-18.
Армейская авиация (АА) входит в состав сухопутных войск и предназначена для действий непосредственно в интересах общевойсковых частей. На АА возлагаются ударные, разведывательносвязные и транспортно-десантные задачи. В состав АА в основном входят вертолеты огневой поддержки, транспортные, многоцелевые, разведывательные, а также самолеты целеуказания, авиационной поддержки и штабные.
Авиация ПВО предназначена для обороны важных направлений, районов и объектов от воздушного противника. В свой состав она включает истребители-перехватчики (F-15 и F-16 различных модификаций), самолеты РЭБ и ДРЛО.
С успехом ведутся разработки БПЛА в Израиле.
По опыту боевого применения КР в зоне Персидского залива величина промаха ракет (типа BGM-109C и BGM-109D) составила несколько метров. Нелишне напомнить, что боевые действия против Ирака начались интенсивным применением КР (в первые 30 минут их было выпущено около 100).
Управляемые планирующие бомбы широко применялись в ходе локальных войн и военных конфликтов. Наличие телевизионной и лазерной систем наведения на борту УПБ позволяет добиться высокой точности наведения и высокой вероятности поражения целей.
Основными показателями боевых свойств самолетов и вертолетов являются летно-технические характеристики: скорость, высота (потолок) полета, маневренность, скороподъемность, дальность (радиус) полета, а также вооружение и бортовое оборудование. Рассмотрим основные характеристики.
Максимальная скорость на минимальной высоте боевого применения. Именно этой скоростью определяются возможности по достижению тактической внезапности, а следовательно, и живучесть при преодолении системы ПВО. Она составляет для современных тактических истребителей 1100-1400 и 150-200 км/ч – для вертолетов.
Боевой потолок – это высота полета, на которой он способен выполнить горизонтальный разворот с креном до 15-20 о без потери высоты и скорости. Боевой потолок уменьшается для группы самолетов при полете их в едином строю. Для тактических истребителей он составляет 12-14 км.
Диапазоны высот полета авиации делятся на:
- предельно малые: до 200 м;
- малые: 200 – 1000 м;
- средние: 1000 – 4000 м;
- большие: 4000 – 12000 м;
- стратосфера: более 12000 м.
Глубина воздействия самолетов определяется их боевым радиусом действия.
Боевой радиус действия – это наибольшее расстояние, на которое может удалиться самолет для выполнения боевой задачи при штатном вооружении без промежуточной посадки и дозаправки на аэродром вылета. Оно включает: взлет, набор высоты, преодоление системы ПВО противника, выход к объекту удара, применение вооружения, при необходимости повторный заход для удара, возвращение и посадка на аэродром.
Боевой радиус действия для тактических истребителей составляет от 500 до 1600 км. Величина боевого радиуса на малых высотах уменьшается в 2-2.5 раза из-за увеличения расходов топлива.
Маневренность – это способность самолета изменять с определенной скоростью параметры полета: скорость, высоту, направление. Высокая маневренность позволяет современным самолетам более успешно преодолевать систему ПВО противника, совершать противоракетный маневр.
Маневренные возможности характеризуются способностью создавать и выдерживать перегрузки при совершении горизонтального и вертикального маневра. Перегрузкой (n) называется безразмерная величина, показывающая, во сколько раз ускорение равнодействующей аэродинамической силы (F), приложенной к самолету, превышает ускорение силы тяжести (G).
Конструкция современных самолетов позволяет выдерживать перегрузки в 2-3g в течение 10-12 сек., а кратковременные перегрузки в 4-6g – в течение 3-4 сек. Перегрузка является важной характеристикой при совершении противоракетного маневра. Так, для уменьшения вероятности поражения за 3-4 сек. до подлета ЗУР к самолету осуществляется резкий набор (уменьшение) высоты с одновременным уходом в сторону. Перегрузки в этом случае составляют 4-6 g.
Вооружение и бортовое оборудование самолета являются важнейшими боевыми показателями, определяющими возможности данного вида СВН по нанесению ударов и поражению различных объектов противника. Вооружение включает в себя средства поражения и системы управления оружием. К средствам поражения относятся: авиационные пулеметы и пушки с боеприпасами, управляемые и неуправляемые ракеты, бомбы и бомбовые кассеты, торпеды и мины, авиационные выливные баки и др. На вертолетах широко применяются ПТУРСы. Каждое средство имеет систему управления оружием.
Зная задачи подразделений войсковой ПВО, их боевые возможности и рассмотрев классификацию средств воздушно-космического нападения, можно сделать следующие выводы:
- части и подразделения войсковой ПВО мсбр, тбр не способны вести эффективную борьбу с некоторыми типами СВКН;
- наиболее вероятными объектами поражения для них будут: по боевому предназначению – тактические СВН; по способу полета – аэродинамические летательные аппараты, по способу управления – как управляемые (самолеты, вертолеты), так и неуправляемые (крылатые ракеты, УПБ).
Читайте также: