Средства воздушного нападения вероятного противника конспект

Обновлено: 06.07.2024

Военно-полити­че­с­кое ру­ко­во­дство стран НА­ТО боль­шое вни­ма­ние уде­ля­ет со­вер­шен­ст­во­ва­нию и даль­ней­ше­му раз­ви­тию раз­ли­ч­ных систем вооружения, осо­бен­но си­с­тем во­о­ру­же­ния воз­душ­но-ко­с­ми­че­с­ко­го на­па­де­ния. Это объ­я­с­ня­ет­ся вы­со­ки­ми бо­е­вы­ми свой­ст­ва­ми этих си­с­тем и в пер­вую оче­редь – ши­ро­ким ди­а­па­зо­ном ско­ро­стей (1500-2500 км/ч) и даль­но­стей бо­е­во­го при­ме­не­ния, воз­мо­ж­но­стью то­ч­но­го на­не­се­ния уда­ров бо­е­при­па­са­ми раз­ли­ч­но­го ти­па и мощ­но­сти, вы­со­кой жи­ву­че­стью и на­де­ж­но­стью.

По взгля­дам во­ен­но­го ко­ман­до­ва­ния, СВКН яв­ля­ют­ся глав­ны­ми для до­с­ти­же­ния ус­пе­ха в воз­душ­но-ко­с­ми­че­с­ких опе­ра­ци­ях гло­баль­ной вой­ны, и им от­во­дит­ся ос­нов­ная роль в воз­душ­ных опе­ра­ци­ях ог­ра­ни­чен­ных войн. Так, на­при­мер, опыт бо­е­вых дей­ст­вий СВН в зо­не Пер­сид­ско­го за­ли­ва и Югославии по­ка­зал, что дей­ст­ви­я­ми авиа­ции мо­жет быть ре­ше­но до 90% задач вой­ны.

По­э­то­му подразделения и части вой­сковой ПВО дол­ж­ны быть постоянно го­то­вы к от­ра­же­нию уда­ров воз­душ­но­го про­тив­ни­ка. Одной из сто­рон этой под­го­тов­ки яв­ля­ет­ся зна­ние ли­ч­ным со­ста­вом средств воз­душ­но­го на­па­де­ния про­тив­ни­ка и та­к­ти­ки их дей­ст­вий. Бу­ду­щим офи­це­рам войсковой ПВО не­об­хо­ди­мо глу­бо­ко изу­чать со­в­ре­мен­ное со­сто­я­ние ВВС го­су­дарств, знать ор­га­ни­за­ци­он­ную стру­к­ту­ру та­к­ти­че­с­кой и ар­мей­ской авиа­ции, тактико-технические характеристики са­мо­ле­тов, вер­то­ле­тов, крылатых ракет и их во­о­ру­же­ние.

2.1. Классификация средств воздушно-космического нападения и их характеристики

Они клас­си­фи­ци­ру­ют­ся по сво­ему на­зна­че­нию, по спо­со­бу полета и спо­со­бу уп­ра­в­ле­ния.

По боевому назначению СВКН разделяются на стратегические, оперативно-тактические и тактические.

К стра­те­ги­че­с­ким СВКН от­но­сят­ся сред­ст­ва, по­з­во­ля­ю­щие на­но­сить уда­ры на глу­би­ну свы­ше 10­000 км.

К опе­ра­тив­но-та­к­ти­че­с­ким от­но­сят­ся та­кие СВКН, ко­то­рые спо­соб­ны до­с­та­в­лять бо­е­при­па­сы на глу­би­ну до 5000 км.

К та­к­ти­че­с­ким СВКН от­но­сят­ся сред­ст­ва до­с­тав­ки бо­е­при­па­сов лю­бо­го ви­да на глу­би­ну до 2000 км.

По спо­со­бу по­ле­та СВКН под­ра­з­де­ля­ют на ко­с­ми­че­с­кие, балли­сти­че­с­кие, аэ­ро­ди­на­ми­че­с­кие и аэ­ро­ста­ти­че­с­кие ус­т­рой­ст­ва.

В рам­ках про­грам­мы стра­те­ги­че­с­кой обо­рон­ной ини­ци­а­ти­вы (СОИ) пре­д­у­сма­т­ри­ва­ет­ся осу­ще­ст­вить за­пуск ра­кет-пе­ре­хват­чи­ков ко­с­ми­че­с­ко­го ба­зи­ро­ва­ния, спут­ни­ков об­на­ру­же­ния, пе­ре­хват­чи­ков на­зем­но­го ба­зи­ро­ва­ния и ком­пь­ю­те­ров уп­ра­в­ле­ния бо­ем (Рис. 17).


Аэ­ро­ди­на­ми­че­с­кие сред­ст­ва пред­ста­в­ля­ют со­бой ле­та­тель­ные ап­па­ра­ты, спо­соб­ные со­вер­шать по­ле­ты в ат­мо­сфе­ре за счет при­ну­ди­тель­но­го дви­же­ния на ос­но­ве аэ­ро­ди­на­ми­че­с­ко­го прин­ци­па. К ним относят­ся авиа­ция (са­мо­ле­ты и вер­то­ле­ты), бес­пи­лот­ные ле­та­тель­ные ап­па­ра­ты (БПЛА), кры­ла­тые ра­ке­ты, уп­ра­в­ля­е­мые пла­ни­ру­ю­щие бом­бы.

Глав­ной осо­бен­но­стью авиа­ции яв­ля­ет­ся ее спо­соб­ность ре­шать боевые за­да­чи как в гло­баль­ной вой­не, так и в ог­ра­ни­чен­ных вой­нах в лю­бом рай­оне ми­ра с при­ме­не­ни­ем или без при­ме­не­ния ядер­но­го оружия со­в­ме­ст­но с су­хо­пут­ны­ми и во­ен­но-мор­ски­ми си­ла­ми.

В за­ви­си­мо­сти от на­зна­че­ния и под­чи­нен­но­сти ко­ман­до­ва­нию авиа­ция под­ра­з­де­ля­ет­ся на сле­ду­ю­щие ви­ды:

Стра­те­ги­че­с­кая авиа­ция (СА) пред­на­зна­че­на для на­не­се­ния уда­ров по во­ен­но-про­мыш­лен­ным и ад­ми­ни­ст­ра­тив­ным цен­т­рам против­ни­ка, по круп­ным це­лям и объ­е­к­там, со­ста­в­ля­ю­щим ос­но­ву воен­но-эко­но­ми­че­с­ко­го по­тен­ци­а­ла про­тив­ни­ка. В со­став СА вхо­дят страте­ги­че­с­кие бом­бар­ди­ров­щи­ки, воз­душ­ные ко­манд­ные пун­к­ты (ВКП), стра­те­ги­че­с­кие раз­вед­чи­ки, са­мо­ле­ты – за­прав­щи­ки.

Ос­но­ву СА со­ста­в­ля­ют стра­те­ги­че­с­кие бом­бар­ди­ров­щи­ки. Они об­ла­да­ют бо­е­вым ра­ди­у­сом дей­ст­вия до 8000 км и спо­соб­ны действовать во всем ди­а­па­зо­не вы­сот. Они име­ют бом­бо­вую на­гру­з­ку до 50 т и во­о­ру­же­ние для по­ра­же­ния объ­е­к­тов си­с­тем ПВО, сред­ст­ва раз­вед­ки, на­ви­га­ци­он­ную ап­па­ра­ту­ру, ап­па­ра­ту­ру РЭБ для по­да­в­ле­ния РЭС раз­ли­ч­но­го на­зна­че­ния. К ним от­но­сят­ся бом­бар­ди­ров­щи­ки FB-111, B-52, B-1, B-2.

Та­к­ти­че­с­кая авиа­ция (ТА) пред­на­зна­че­на для про­ве­де­ния само­сто­я­тель­ных воз­душ­ных и со­в­ме­ст­но с дру­ги­ми СВКН воз­душ­но-ко­с­ми­че­с­ких опе­ра­ций, а так­же для авиа­ци­он­но­го обес­пе­че­ния бо­е­вых дей­ст­вий СВ на ТВД.

В со­став ТА ВВС вхо­дят ис­тре­би­те­ли-бом­бар­ди­ров­щи­ки, истреби­те­ли, штур­мо­ви­ки, са­мо­ле­ты РЭБ и РТР, са­мо­ле­ты-за­прав­щи­ки.

Ис­тре­би­те­ли име­ют бо­е­вой ра­ди­ус дей­ст­вия до 1500 км и спо­соб­ны со­вер­шать по­ле­ты на ма­лых вы­со­тах с оги­ба­ни­ем рель­е­фа ме­ст­но­сти, дей­ст­во­вать но­чью и в сло­ж­ных ме­тео­ус­ло­ви­ях. Са­мо­ле­ты осна­ще­ны си­с­те­мой уп­ра­в­ле­ния ору­жи­ем, ап­па­ра­ту­рой раз­вед­ки и РЭБ, на­ви­га­ци­он­ной ап­па­ра­ту­рой. Со­в­ре­мен­ные ис­тре­би­те­ли спо­соб­ны пре­одо­ле­вать силь­ную си­с­те­му ПВО про­тив­ни­ка. К ним от­но­сят­ся са­мо­ле­ты F-15, F-16, F-18.

Ар­мей­ская авиа­ция (АА) вхо­дит в со­став сухопутных войск и пред­на­зна­че­на для дей­ст­вий не­по­сред­ст­вен­но в ин­те­ре­сах общевойсковых ча­с­тей. На АА воз­ла­га­ют­ся удар­ные, разведывательносвяз­ные и тран­с­порт­но-де­сант­ные за­да­чи. В со­став АА в ос­нов­ном вхо­дят вер­то­ле­ты ог­не­вой под­дер­ж­ки, тран­с­порт­ные, много­це­ле­вые, раз­ве­ды­ва­тель­ные, а так­же са­мо­ле­ты це­ле­ука­за­ния, авиа­ци­он­ной под­дер­ж­ки и штаб­ные.

Авиа­ция ПВО пред­на­зна­че­на для обо­ро­ны ва­ж­ных на­пра­в­ле­ний, рай­онов и объ­е­к­тов от воз­душ­но­го про­тив­ни­ка. В свой со­став она вклю­ча­ет ис­тре­би­те­ли-пе­ре­хват­чи­ки (F-15 и F-16 раз­ли­ч­ных модифика­ций), са­мо­ле­ты РЭБ и ДРЛО.

С успехом ведутся разработки БПЛА в Израиле.

По опы­ту бо­е­во­го при­ме­не­ния КР в зо­не Пер­сид­ско­го за­ли­ва ве­ли­чи­на про­ма­ха ра­кет (ти­па BGM-109C и BGM-109D) со­ста­ви­ла не­сколь­ко ме­т­ров. Не­лиш­не на­пом­нить, что бо­е­вые дей­ст­вия про­тив Ира­ка на­ча­лись ин­тен­сив­ным при­ме­не­ни­ем КР (в пер­вые 30 ми­нут их бы­ло вы­пу­ще­но око­ло 100).

Уп­ра­в­ля­е­мые пла­ни­ру­ю­щие бом­бы широко применялись в ходе локальных войн и военных конфликтов. Наличие телевизионной и лазерной систем наведения на борту УПБ позволяет добиться высокой точности наведения и высокой вероятности поражения целей.

Ос­нов­ны­ми по­ка­за­те­ля­ми бо­е­вых свойств са­мо­ле­тов и вер­то­ле­тов яв­ля­ют­ся лет­но-тех­ни­че­с­кие ха­ра­к­те­ри­сти­ки: ско­рость, вы­со­та (по­то­лок) по­ле­та, ма­нев­рен­ность, скороподъемность, дальность (ра­ди­ус) по­ле­та, а так­же во­о­ру­же­ние и бор­то­вое обо­ру­до­ва­ние. Рас­смо­т­рим ос­нов­ные ха­ра­к­те­ри­сти­ки.

Ма­к­си­маль­ная ско­рость на ми­ни­маль­ной вы­со­те бо­е­во­го при­ме­не­ния. Имен­но этой ско­ро­стью оп­ре­де­ля­ют­ся воз­мо­ж­но­сти по до­с­ти­же­нию та­к­ти­че­с­кой вне­зап­но­сти, а сле­до­ва­тель­но, и жи­ву­честь при пре­одо­ле­нии си­с­те­мы ПВО. Она со­ста­в­ля­ет для со­в­ре­мен­ных тактических истребителей 1100-1400 и 150-200 км/ч – для вер­то­ле­тов.

Бо­е­вой по­то­лок – это вы­со­та по­ле­та, на ко­то­рой он спо­со­бен вы­пол­нить го­ри­зон­таль­ный раз­во­рот с кре­ном до 15-20 о без по­те­ри вы­со­ты и ско­ро­сти. Бо­е­вой по­то­лок умень­ша­ет­ся для груп­пы са­мо­ле­тов при по­ле­те их в еди­ном строю. Для тактических истребителей он со­ста­в­ля­ет 12-14 км.

Ди­а­па­зо­ны вы­сот по­ле­та авиа­ции де­лят­ся на:

- пре­дель­но ма­лые: до 200 м;

- ма­лые: 200 – 1000 м;

- сред­ние: 1000 – 4000 м;

- боль­шие: 4000 – 12000 м;

- стра­то­сфе­ра: бо­лее 12000 м.

Глу­би­на воз­дей­ст­вия са­мо­ле­тов оп­ре­де­ля­ет­ся их бо­е­вым ра­ди­у­сом дей­ст­вия.

Бо­е­вой ра­ди­ус дей­ст­вия – это наи­боль­шее рас­сто­я­ние, на которое мо­жет уда­лить­ся са­мо­лет для вы­пол­не­ния бо­е­вой за­да­чи при штат­ном во­о­ру­же­нии без про­ме­жу­то­ч­ной по­сад­ки и до­за­прав­ки на аэро­дром вы­ле­та. Оно включает: взлет, на­бор вы­со­ты, пре­одо­ле­ние си­с­те­мы ПВО про­тив­ни­ка, вы­ход к объ­е­к­ту уда­ра, при­ме­не­ние вооруже­ния, при не­об­хо­ди­мо­сти по­в­тор­ный за­ход для уда­ра, возвраще­ние и по­сад­ка на аэ­ро­дром.

Бо­е­вой ра­ди­ус дей­ст­вия для тактических истребителей составляет от 500 до 1600 км. Ве­ли­чи­на бо­е­во­го ра­ди­у­са на ма­лых высо­тах умень­ша­ет­ся в 2-2.5 раза из-за уве­ли­че­ния рас­хо­дов то­п­ли­ва.

Ма­нев­рен­ность – это спо­соб­ность са­мо­ле­та из­ме­нять с определен­ной ско­ро­стью па­ра­ме­т­ры по­ле­та: ско­рость, вы­со­ту, направле­ние. Вы­со­кая ма­нев­рен­ность по­з­во­ля­ет со­в­ре­мен­ным самолетам бо­лее ус­пеш­но пре­одо­ле­вать си­с­те­му ПВО про­тив­ни­ка, совер­шать про­ти­во­ра­кет­ный ма­невр.

Ма­нев­рен­ные воз­мо­ж­но­сти ха­ра­к­те­ри­зу­ют­ся спо­соб­но­стью созда­вать и вы­дер­жи­вать пе­ре­гру­з­ки при со­вер­ше­нии го­ри­зон­таль­но­го и вер­ти­каль­но­го ма­нев­ра. Пе­ре­гру­з­кой (n) на­зы­ва­ет­ся без­раз­мер­ная ве­ли­чи­на, по­ка­зы­ва­ю­щая, во сколь­ко раз ус­ко­ре­ние равнодействующей аэ­ро­ди­на­ми­че­с­кой си­лы (F), при­ло­жен­ной к самоле­ту, пре­вы­ша­ет ус­ко­ре­ние си­лы тя­же­сти (G).

Кон­ст­рук­ция со­в­ре­мен­ных са­мо­ле­тов по­з­во­ля­ет вы­дер­жи­вать пе­ре­гру­з­ки в 2-3g в те­че­ние 10-12 сек., а крат­ко­вре­мен­ные пе­ре­гру­з­ки в 4-6g – в те­че­ние 3-4 сек. Пе­ре­гру­з­ка яв­ля­ет­ся ва­ж­ной ха­ра­к­те­ри­сти­кой при со­вер­ше­нии про­ти­во­ра­кет­но­го ма­нев­ра. Так, для умень­ше­ния ве­ро­ят­но­сти по­ра­же­ния за 3-4 сек. до под­ле­та ЗУР к са­мо­ле­ту осу­ще­ст­в­ля­ет­ся ре­з­кий на­бор (умень­ше­ние) вы­со­ты с од­но­вре­мен­ным ухо­дом в сто­ро­ну. Пе­ре­гру­з­ки в этом слу­чае со­ста­в­ля­ют 4-6 g.

Во­о­ру­же­ние и бор­то­вое обо­ру­до­ва­ние са­мо­ле­та яв­ля­ют­ся важнейшими бо­е­вы­ми по­ка­за­те­ля­ми, оп­ре­де­ля­ю­щи­ми воз­мо­ж­но­сти дан­но­го ви­да СВН по на­не­се­нию уда­ров и по­ра­же­нию раз­ли­ч­ных объ­е­к­тов про­тив­ни­ка. Во­о­ру­же­ние вклю­ча­ет в се­бя сред­ст­ва по­ра­же­ния и си­с­те­мы уп­ра­в­ле­ния ору­жи­ем. К сред­ст­вам по­ра­же­ния от­но­сят­ся: авиа­ци­он­ные пу­ле­ме­ты и пуш­ки с бо­е­при­па­са­ми, уп­ра­в­ля­е­мые и не­уп­ра­в­ля­е­мые ра­ке­ты, бом­бы и бом­бо­вые кас­се­ты, тор­пе­ды и ми­ны, авиа­ци­он­ные вы­лив­ные ба­ки и др. На вер­то­ле­тах ши­ро­ко при­ме­ня­ют­ся ПТУР­Сы. Ка­ж­дое сред­ст­во име­ет си­с­те­му уп­ра­в­ле­ния ору­жи­ем.

Зная задачи подразделений войсковой ПВО, их боевые возможности и рассмотрев классификацию средств воздушно-космического нападения, можно сделать следующие выводы:

- части и подразделения войсковой ПВО мсбр, тбр не способны вести эффективную борьбу с некоторыми типами СВКН;

- наиболее вероятными объектами поражения для них будут: по боевому предназначению – тактические СВН; по способу полета – аэродинамические летательные аппараты, по способу управления – как управляемые (самолеты, вертолеты), так и неуправляемые (крылатые ракеты, УПБ).


Олег Котов, Андрей Чижаньков

Развитие средств воздушно-космического нападения (СВКН) вероятных противников, приобретение ими новых боевых возможностей изменили способы боевого применения СВКН и модифицировали содержания современных военных конфликтов, положив в их основу принципы информационного превосходства, высокой мобильности, широкого применения систем ВТО, глобальной досягаемости, гибкого боевого обеспечения.

Современная война сместилась в воздушно-космическое и информационное пространства, ее содержанием стало ведение высокоточных и информационных операций, а характерной чертой — массовое применение высокоточного оружия и БЛА.
Особенностями современной войны являются:

  • усиление роли информационного противоборства;
  • возрастание доли современных высокоэффективных систем оружия, а также перераспределение значимости различных сфер вооруженной борьбы;
  • применение систем вооружения и военной техники на новых физических принципах;
  • сокращение времени на подготовку к ведению военных действий;
  • смещение акцентов в сторону первоочередного поражения критически важных объектов (КВО);
  • повышение оперативности управления в результате перехода от вертикальной системы управления к глобальным сетевым автоматизированным системам управления войсками (силами) и оружием.

Это обуславливает возрастание роли ПВО в современных военных конфликтах, мощнейшим стратегическим сдерживающим фактором развязывания военных действий и позволяет констатировать, что без организации эффективной борьбы с воздушным противником успеха в них достичь невозможно.
Организация и ведение ПВО в современных военных конфликтах имеет ряд особенностей:

  • перераспределение боевых ресурсов в интересах борьбы со СВКН;
  • построение эффективной системы ПВО-ПРО на всю глубину стратегической операции;
  • отказ от площадного прикрытия группировок войск (сил) и сосредоточение усилий на прикрытии КВО от ударов КР, ОТР, БЛА, АСП;
  • обеспечение устойчивого совместного функционирования разведывательно-информационной системы, системы управления войсками и оружием.



В настоящее время уточняется содержание армейской операции как операции межвидовой группировки войск (сил), в рамках которой планируется применение на операционном направлении сил и средств из состава группировки авиации и войск ПВО. Это требует совместных и согласованных действий разновидовых и разнородных сил и средств, привлекаемых к разведки воздушного противника.
Можно ли реализовать вышеуказанные требования в современном вооруженном конфликте?
Как свидетельствует опыт (Ирак, СРЮ, Ливия), сделать это достаточно проблематично: недостаточны боевые возможности сил, оснащенных устаревшими в техническом отношении средствами радиолокационной разведки. Кроме того, являясь объектами первоочередного и постоянного воздействия со стороны противника, средства разведки несут существенные потери в ходе боевых действий. Опыт борьбы с радиолокационными средствами, накопленный за последние десятилетия, показывает, что 30–40% РЛС уничтожается уже в начале МРАУ и до 70–80% — к концу ВНО. Основными недостатками формирований разведки воздушного противника являются их низкая укомплектованность современными средствами, недостаточное количество самих средств, особенно в оперативном звене, низкие возможности КСАУ а отношении оперативного управления.
Существуют и ряд других проблем, так называемого организационного плана, возникших в связи с сокращением формирований разведки воздушного противника стратегического и оперативного звена (ртбр, ортб) и возложением задач информационного обеспечения общевойсковых КП и ПУ ПВО на формирования радиотехнических войск ВВС и ПВО. Формируемое ими радиолокационное поле не в полной мере учитывает запросы всех потребителей информации. Это поле должно быть непрерывным, мобильным, устойчивым и создаваться не только над территорией РФ, но и за ее пределами. Исходя из того, что в мирное время и в угрожаемый период в основе его формирования лежит использование стационарных РЛП — это достаточно проблематично. Эффективность использования воздушного компонента (А-50) в военное время, с учетом стремления противника к завоеванию превосходства в воздухе также вызывает сомнения.
Наименее затратным выходом из сложившейся ситуации является совместное использование РЛС двойного назначения.

  • КПТС (комплекс программно-технических средств) на базе МС УВД-4 состоящий из АРМ диспетчеров по взаимодействию с КП ВВС и ПВО;
  • ВКАО (выносной комплект абонентского оборудования) устанавливаемый на КП ВВС и ПВО на базе МС УВД-2;
  • средства связи и передачи данных на базе МС УВД-4;
  • средства оперативно-командной связи на базе МС ПВД-1 (малая система планирования воздушного движения);
  • аппаратура регистрации речевой информации на базе МС ПВД-1 (малая система планирования воздушного движения).

Таким образом, ведение эффективной разведки воздушного противника в рассмотренных условиях возможно при реализации следующих мер:

  • увеличение количества сил, оснащенных средствами, способными вести радиолокационную разведку разнотипных СВКН во всем диапазоне высот и скоростей, в условиях мощного огневого и радиоэлектронного поражения;
  • использование в составе разведывательных формирований разновидовых средств (ртр, ОЭР и др.);
  • пересмотр подходов к организации и ведению комплексной разведки воздушного противника, в том числе и с целью создания единого разведывательно-информационного пространства.

Вероятным противником РФ являются ОВС НАТО, расположенные во многих развитых капиталистических странах: Германии, Франции, Италии, Норвегии, Великобритании. Авиационная группировка этих стран насчитывает в своем составе до 1600 боевых самолетов, из них до 700 насчитали ядерного оружия. Существующая группировка может быть усилена за счет мобилизации развертываемых национальных ВВС и переброса авиации из США и Канады. Значительные группировки авиации США на постоянной или временной основе развернуты в различных странах Западной Европы, входящих в состав НАТО, в непосредственной близости к РФ, обеспечивая американское присутствие в передовых зонах и выполняя задачи в интересах защиты и продвижения национальных интересов США.

Военная политика США и НАТО на ближайшие20 лет основывается на долгосрочном прогнозе характера возможных вооруженных конфликтов и сохраняет направленность на достижение военного превосходства в первую очередь над РФ и обеспечение военно-технического лидерства в мире. При этом США отводят себе роль бесспорного лидера, наделенного полномочиями по своему усмотрению решать спорные проблемы и конфликты, оказывать непосредственное влияние, как на политику отдельных государств, так и на весь ход мирового развития. Опыт локальных войн в районе Персидского залива и Югославии еще раз доказал, что результат вооруженной борьбы зависит не столько от качества их подготовки и вооружения.

Каждый вид вооруженных сил, с точки зрения применения в вооруженных конфликтах имеет сильные и слабые стороны. Но основополагающая роль в современной войне отводится ВВС, поскольку им присуща мобильность, маневренность, дальность действия, точность и огневая мощь, качества, которые делают их уникальным и универсальным средством решения широкого круга задач в глобальном масштабе.

ВВС выдвигаются на первый план в ходе безъядерной войны. Своими силами и средствами они во многом могут предопределить исход военных действий, как это, например, имело место в зоне Персидского залива, в Югославии, а также в Ливии, где наземные войска практически не использовались и не используются. Фактически все эти операции вылились в воздушную компанию. Это является примером того, что боевая авиация, оснащенная современным высокоточным оружием и обеспеченная точной разведывательной информацией, способна самостоятельно решать основные стратегические задачи, выполнение которых определяет ход практически любого регионального конфликта.

В соответствии с уставом ВВС США, главными задачами ВВС являются: завоевание и удержание превосходства в воздушно-космическом пространстве, нанесение стратегических ударов, изоляции района боевых действий, непосредственная авиационная поддержка, воздушные переброски, РЭБ, разведка, проведение специальных операций.

Эти задачи выполняются полностью при использовании новейших разработок военных специалистов в области создания высокоточного оружия (ВТО), средств космической разведки и связи.

Применение космической радионавигационной системы (КРНС) NAVSTAR для коррекции бортовой навигационной аппаратуры самолетов, управление крылатыми ракетами, а также других систем, требующих определения координат относительно земной поверхности с высокой степенью точности, повышает эффективность применения огневых средств поражения.

Космические аппараты используются для ведения видовой и РЛР, обеспечения войск надежными каналами радиосвязи, информацией о метеообстановке на театре военных действий (ТВД), новейшие виды боевых самолетов способны выполнять самые сложные задания.

В ходе локальных войн непрерывно совершенствовалась тактика применения авиации, вооружение самолетов, средства разведки и постановки помех, улучшая их тактико-технические характеристики (ТТХ). Это привело к тому, что авиация в современных условиях ведения боевых действий стала практически основной ударной силой для завоевания превосходства в воздухе и на суше.




Одним из факторов достижения успехов в войне с применением обычных средств поражения по праву считается превосходство в экономике, вооруженных силах их стратегической мобильности, технической оснащенности и в первую очередь высокоэффективными средствами разведки, управления и системами поражения. Так принятая в США новая концепция развития вооруженных сил, ориентирована не только на современные, но и перспективные образцы вооружения, серийное производство которых ожидается к 2012 году.

Принимая во внимание процесс сокращения обычных вооружений в Европе, военно-политическое руководство США уделяет большое внимание вопросам совершенствования качественных параметров систем вооружения и на основе этого повышению эффективности, как группировок ВС НАТО в целом, так и их авиационной компоненты в частности. Это подтверждается устойчивой тенденцией повышения роли ТВД, обеспечивая при этом оперативную концентрацию огневой мощи и внезапности нанесения ударов.

Отводя авиации важнейшую роль в достижении успеха в обычной войне, руководство ОВС НАТО уделяет первостепенное внимание совершенствованию ее технических характеристик.

Анализ современного состояния и перспективы развития зарубежных средств воздушного нападения ведётся в следующих основных направлениях:

- существенное снижения радиолокационной заметности;

- оснащение перспективными средствами и системами радиоэлектронной борьбы;

- расширение номенклатуры применяемого вооружения и высокоточного оружия;

- повышение радиуса действий, маневренности, боевой нагрузки.

Реализация этих направлений предусматривается, как в существующих образцах самолётного парка путём их модернизации, так и разработкой новых образцов стратегической и тактической авиации.

На рубеже нового тысячелетия получили и получают развитие новые перспективные образцы способные летать на гиперзвуковой скорости, на высотах от 30 до 40000 метров и способные в обычной войне решать задачи уничтожения объектов военного и государственного управления.

Обобщение результатов оценки перспектив развития СВКН возможностей и способов их боевого применения показывает, что основным массовым ударным средством воздушного противника становится КР различного класса, способные с высокой точностью доставлять ядерные и обычные заряды к объектам удара.

Пилотируемой авиации все в большей степени будет отводиться роль носителей крылатых ракет, других высокоточных средств поражения; сохранения требуемого уровня потерь и эффективности выполнения задачи будет обеспечена за счет БЛА в передовых эшелонах построения его ударов комплексного радиоэлектронного подавления и огневого подавления сил и средств ПВО.

Опыт создания радиолокационной техники, с учётом развития средств воздушного нападения противника свидетельствует об объективной необходимости сокращения габаритов аппаратуры радиоэлектронной техники и повышения её мобильности. Поэтому достаточно актуальным остаётся вопрос по совершенствованию элементной базы РЛС.

Военно-полити­че­с­кое ру­ко­во­дство стран НА­ТО боль­шое вни­ма­ние уде­ля­ет со­вер­шен­ст­во­ва­нию и даль­ней­ше­му раз­ви­тию раз­ли­ч­ных систем вооружения, осо­бен­но си­с­тем во­о­ру­же­ния воз­душ­но-ко­с­ми­че­с­ко­го на­па­де­ния. Это объ­я­с­ня­ет­ся вы­со­ки­ми бо­е­вы­ми свой­ст­ва­ми этих си­с­тем и в пер­вую оче­редь – ши­ро­ким ди­а­па­зо­ном ско­ро­стей (1500-2500 км/ч) и даль­но­стей бо­е­во­го при­ме­не­ния, воз­мо­ж­но­стью то­ч­но­го на­не­се­ния уда­ров бо­е­при­па­са­ми раз­ли­ч­но­го ти­па и мощ­но­сти, вы­со­кой жи­ву­че­стью и на­де­ж­но­стью.

По взгля­дам во­ен­но­го ко­ман­до­ва­ния, СВКН яв­ля­ют­ся глав­ны­ми для до­с­ти­же­ния ус­пе­ха в воз­душ­но-ко­с­ми­че­с­ких опе­ра­ци­ях гло­баль­ной вой­ны, и им от­во­дит­ся ос­нов­ная роль в воз­душ­ных опе­ра­ци­ях ог­ра­ни­чен­ных войн. Так, на­при­мер, опыт бо­е­вых дей­ст­вий СВН в зо­не Пер­сид­ско­го за­ли­ва и Югославии по­ка­зал, что дей­ст­ви­я­ми авиа­ции мо­жет быть ре­ше­но до 90% задач вой­ны.

По­э­то­му подразделения и части вой­сковой ПВО дол­ж­ны быть постоянно го­то­вы к от­ра­же­нию уда­ров воз­душ­но­го про­тив­ни­ка. Одной из сто­рон этой под­го­тов­ки яв­ля­ет­ся зна­ние ли­ч­ным со­ста­вом средств воз­душ­но­го на­па­де­ния про­тив­ни­ка и та­к­ти­ки их дей­ст­вий. Бу­ду­щим офи­це­рам войсковой ПВО не­об­хо­ди­мо глу­бо­ко изу­чать со­в­ре­мен­ное со­сто­я­ние ВВС го­су­дарств, знать ор­га­ни­за­ци­он­ную стру­к­ту­ру та­к­ти­че­с­кой и ар­мей­ской авиа­ции, тактико-технические характеристики са­мо­ле­тов, вер­то­ле­тов, крылатых ракет и их во­о­ру­же­ние.

2.1. Классификация средств воздушно-космического нападения и их характеристики

Они клас­си­фи­ци­ру­ют­ся по сво­ему на­зна­че­нию, по спо­со­бу полета и спо­со­бу уп­ра­в­ле­ния.

По боевому назначению СВКН разделяются на стратегические, оперативно-тактические и тактические.

К стра­те­ги­че­с­ким СВКН от­но­сят­ся сред­ст­ва, по­з­во­ля­ю­щие на­но­сить уда­ры на глу­би­ну свы­ше 10­000 км.

К опе­ра­тив­но-та­к­ти­че­с­ким от­но­сят­ся та­кие СВКН, ко­то­рые спо­соб­ны до­с­та­в­лять бо­е­при­па­сы на глу­би­ну до 5000 км.

К та­к­ти­че­с­ким СВКН от­но­сят­ся сред­ст­ва до­с­тав­ки бо­е­при­па­сов лю­бо­го ви­да на глу­би­ну до 2000 км.

По спо­со­бу по­ле­та СВКН под­ра­з­де­ля­ют на ко­с­ми­че­с­кие, балли­сти­че­с­кие, аэ­ро­ди­на­ми­че­с­кие и аэ­ро­ста­ти­че­с­кие ус­т­рой­ст­ва.

В рам­ках про­грам­мы стра­те­ги­че­с­кой обо­рон­ной ини­ци­а­ти­вы (СОИ) пре­д­у­сма­т­ри­ва­ет­ся осу­ще­ст­вить за­пуск ра­кет-пе­ре­хват­чи­ков ко­с­ми­че­с­ко­го ба­зи­ро­ва­ния, спут­ни­ков об­на­ру­же­ния, пе­ре­хват­чи­ков на­зем­но­го ба­зи­ро­ва­ния и ком­пь­ю­те­ров уп­ра­в­ле­ния бо­ем (Рис. 17).


Аэ­ро­ди­на­ми­че­с­кие сред­ст­ва пред­ста­в­ля­ют со­бой ле­та­тель­ные ап­па­ра­ты, спо­соб­ные со­вер­шать по­ле­ты в ат­мо­сфе­ре за счет при­ну­ди­тель­но­го дви­же­ния на ос­но­ве аэ­ро­ди­на­ми­че­с­ко­го прин­ци­па. К ним относят­ся авиа­ция (са­мо­ле­ты и вер­то­ле­ты), бес­пи­лот­ные ле­та­тель­ные ап­па­ра­ты (БПЛА), кры­ла­тые ра­ке­ты, уп­ра­в­ля­е­мые пла­ни­ру­ю­щие бом­бы.

Глав­ной осо­бен­но­стью авиа­ции яв­ля­ет­ся ее спо­соб­ность ре­шать боевые за­да­чи как в гло­баль­ной вой­не, так и в ог­ра­ни­чен­ных вой­нах в лю­бом рай­оне ми­ра с при­ме­не­ни­ем или без при­ме­не­ния ядер­но­го оружия со­в­ме­ст­но с су­хо­пут­ны­ми и во­ен­но-мор­ски­ми си­ла­ми.

В за­ви­си­мо­сти от на­зна­че­ния и под­чи­нен­но­сти ко­ман­до­ва­нию авиа­ция под­ра­з­де­ля­ет­ся на сле­ду­ю­щие ви­ды:

Стра­те­ги­че­с­кая авиа­ция (СА) пред­на­зна­че­на для на­не­се­ния уда­ров по во­ен­но-про­мыш­лен­ным и ад­ми­ни­ст­ра­тив­ным цен­т­рам против­ни­ка, по круп­ным це­лям и объ­е­к­там, со­ста­в­ля­ю­щим ос­но­ву воен­но-эко­но­ми­че­с­ко­го по­тен­ци­а­ла про­тив­ни­ка. В со­став СА вхо­дят страте­ги­че­с­кие бом­бар­ди­ров­щи­ки, воз­душ­ные ко­манд­ные пун­к­ты (ВКП), стра­те­ги­че­с­кие раз­вед­чи­ки, са­мо­ле­ты – за­прав­щи­ки.

Ос­но­ву СА со­ста­в­ля­ют стра­те­ги­че­с­кие бом­бар­ди­ров­щи­ки. Они об­ла­да­ют бо­е­вым ра­ди­у­сом дей­ст­вия до 8000 км и спо­соб­ны действовать во всем ди­а­па­зо­не вы­сот. Они име­ют бом­бо­вую на­гру­з­ку до 50 т и во­о­ру­же­ние для по­ра­же­ния объ­е­к­тов си­с­тем ПВО, сред­ст­ва раз­вед­ки, на­ви­га­ци­он­ную ап­па­ра­ту­ру, ап­па­ра­ту­ру РЭБ для по­да­в­ле­ния РЭС раз­ли­ч­но­го на­зна­че­ния. К ним от­но­сят­ся бом­бар­ди­ров­щи­ки FB-111, B-52, B-1, B-2.

Та­к­ти­че­с­кая авиа­ция (ТА) пред­на­зна­че­на для про­ве­де­ния само­сто­я­тель­ных воз­душ­ных и со­в­ме­ст­но с дру­ги­ми СВКН воз­душ­но-ко­с­ми­че­с­ких опе­ра­ций, а так­же для авиа­ци­он­но­го обес­пе­че­ния бо­е­вых дей­ст­вий СВ на ТВД.

В со­став ТА ВВС вхо­дят ис­тре­би­те­ли-бом­бар­ди­ров­щи­ки, истреби­те­ли, штур­мо­ви­ки, са­мо­ле­ты РЭБ и РТР, са­мо­ле­ты-за­прав­щи­ки.

Ис­тре­би­те­ли име­ют бо­е­вой ра­ди­ус дей­ст­вия до 1500 км и спо­соб­ны со­вер­шать по­ле­ты на ма­лых вы­со­тах с оги­ба­ни­ем рель­е­фа ме­ст­но­сти, дей­ст­во­вать но­чью и в сло­ж­ных ме­тео­ус­ло­ви­ях. Са­мо­ле­ты осна­ще­ны си­с­те­мой уп­ра­в­ле­ния ору­жи­ем, ап­па­ра­ту­рой раз­вед­ки и РЭБ, на­ви­га­ци­он­ной ап­па­ра­ту­рой. Со­в­ре­мен­ные ис­тре­би­те­ли спо­соб­ны пре­одо­ле­вать силь­ную си­с­те­му ПВО про­тив­ни­ка. К ним от­но­сят­ся са­мо­ле­ты F-15, F-16, F-18.

Ар­мей­ская авиа­ция (АА) вхо­дит в со­став сухопутных войск и пред­на­зна­че­на для дей­ст­вий не­по­сред­ст­вен­но в ин­те­ре­сах общевойсковых ча­с­тей. На АА воз­ла­га­ют­ся удар­ные, разведывательносвяз­ные и тран­с­порт­но-де­сант­ные за­да­чи. В со­став АА в ос­нов­ном вхо­дят вер­то­ле­ты ог­не­вой под­дер­ж­ки, тран­с­порт­ные, много­це­ле­вые, раз­ве­ды­ва­тель­ные, а так­же са­мо­ле­ты це­ле­ука­за­ния, авиа­ци­он­ной под­дер­ж­ки и штаб­ные.

Авиа­ция ПВО пред­на­зна­че­на для обо­ро­ны ва­ж­ных на­пра­в­ле­ний, рай­онов и объ­е­к­тов от воз­душ­но­го про­тив­ни­ка. В свой со­став она вклю­ча­ет ис­тре­би­те­ли-пе­ре­хват­чи­ки (F-15 и F-16 раз­ли­ч­ных модифика­ций), са­мо­ле­ты РЭБ и ДРЛО.

С успехом ведутся разработки БПЛА в Израиле.

По опы­ту бо­е­во­го при­ме­не­ния КР в зо­не Пер­сид­ско­го за­ли­ва ве­ли­чи­на про­ма­ха ра­кет (ти­па BGM-109C и BGM-109D) со­ста­ви­ла не­сколь­ко ме­т­ров. Не­лиш­не на­пом­нить, что бо­е­вые дей­ст­вия про­тив Ира­ка на­ча­лись ин­тен­сив­ным при­ме­не­ни­ем КР (в пер­вые 30 ми­нут их бы­ло вы­пу­ще­но око­ло 100).

Уп­ра­в­ля­е­мые пла­ни­ру­ю­щие бом­бы широко применялись в ходе локальных войн и военных конфликтов. Наличие телевизионной и лазерной систем наведения на борту УПБ позволяет добиться высокой точности наведения и высокой вероятности поражения целей.

Ос­нов­ны­ми по­ка­за­те­ля­ми бо­е­вых свойств са­мо­ле­тов и вер­то­ле­тов яв­ля­ют­ся лет­но-тех­ни­че­с­кие ха­ра­к­те­ри­сти­ки: ско­рость, вы­со­та (по­то­лок) по­ле­та, ма­нев­рен­ность, скороподъемность, дальность (ра­ди­ус) по­ле­та, а так­же во­о­ру­же­ние и бор­то­вое обо­ру­до­ва­ние. Рас­смо­т­рим ос­нов­ные ха­ра­к­те­ри­сти­ки.

Ма­к­си­маль­ная ско­рость на ми­ни­маль­ной вы­со­те бо­е­во­го при­ме­не­ния. Имен­но этой ско­ро­стью оп­ре­де­ля­ют­ся воз­мо­ж­но­сти по до­с­ти­же­нию та­к­ти­че­с­кой вне­зап­но­сти, а сле­до­ва­тель­но, и жи­ву­честь при пре­одо­ле­нии си­с­те­мы ПВО. Она со­ста­в­ля­ет для со­в­ре­мен­ных тактических истребителей 1100-1400 и 150-200 км/ч – для вер­то­ле­тов.

Бо­е­вой по­то­лок – это вы­со­та по­ле­та, на ко­то­рой он спо­со­бен вы­пол­нить го­ри­зон­таль­ный раз­во­рот с кре­ном до 15-20 о без по­те­ри вы­со­ты и ско­ро­сти. Бо­е­вой по­то­лок умень­ша­ет­ся для груп­пы са­мо­ле­тов при по­ле­те их в еди­ном строю. Для тактических истребителей он со­ста­в­ля­ет 12-14 км.

Ди­а­па­зо­ны вы­сот по­ле­та авиа­ции де­лят­ся на:

- пре­дель­но ма­лые: до 200 м;

- ма­лые: 200 – 1000 м;

- сред­ние: 1000 – 4000 м;

- боль­шие: 4000 – 12000 м;

- стра­то­сфе­ра: бо­лее 12000 м.

Глу­би­на воз­дей­ст­вия са­мо­ле­тов оп­ре­де­ля­ет­ся их бо­е­вым ра­ди­у­сом дей­ст­вия.

Бо­е­вой ра­ди­ус дей­ст­вия – это наи­боль­шее рас­сто­я­ние, на которое мо­жет уда­лить­ся са­мо­лет для вы­пол­не­ния бо­е­вой за­да­чи при штат­ном во­о­ру­же­нии без про­ме­жу­то­ч­ной по­сад­ки и до­за­прав­ки на аэро­дром вы­ле­та. Оно включает: взлет, на­бор вы­со­ты, пре­одо­ле­ние си­с­те­мы ПВО про­тив­ни­ка, вы­ход к объ­е­к­ту уда­ра, при­ме­не­ние вооруже­ния, при не­об­хо­ди­мо­сти по­в­тор­ный за­ход для уда­ра, возвраще­ние и по­сад­ка на аэ­ро­дром.

Бо­е­вой ра­ди­ус дей­ст­вия для тактических истребителей составляет от 500 до 1600 км. Ве­ли­чи­на бо­е­во­го ра­ди­у­са на ма­лых высо­тах умень­ша­ет­ся в 2-2.5 раза из-за уве­ли­че­ния рас­хо­дов то­п­ли­ва.

Ма­нев­рен­ность – это спо­соб­ность са­мо­ле­та из­ме­нять с определен­ной ско­ро­стью па­ра­ме­т­ры по­ле­та: ско­рость, вы­со­ту, направле­ние. Вы­со­кая ма­нев­рен­ность по­з­во­ля­ет со­в­ре­мен­ным самолетам бо­лее ус­пеш­но пре­одо­ле­вать си­с­те­му ПВО про­тив­ни­ка, совер­шать про­ти­во­ра­кет­ный ма­невр.

Ма­нев­рен­ные воз­мо­ж­но­сти ха­ра­к­те­ри­зу­ют­ся спо­соб­но­стью созда­вать и вы­дер­жи­вать пе­ре­гру­з­ки при со­вер­ше­нии го­ри­зон­таль­но­го и вер­ти­каль­но­го ма­нев­ра. Пе­ре­гру­з­кой (n) на­зы­ва­ет­ся без­раз­мер­ная ве­ли­чи­на, по­ка­зы­ва­ю­щая, во сколь­ко раз ус­ко­ре­ние равнодействующей аэ­ро­ди­на­ми­че­с­кой си­лы (F), при­ло­жен­ной к самоле­ту, пре­вы­ша­ет ус­ко­ре­ние си­лы тя­же­сти (G).

Кон­ст­рук­ция со­в­ре­мен­ных са­мо­ле­тов по­з­во­ля­ет вы­дер­жи­вать пе­ре­гру­з­ки в 2-3g в те­че­ние 10-12 сек., а крат­ко­вре­мен­ные пе­ре­гру­з­ки в 4-6g – в те­че­ние 3-4 сек. Пе­ре­гру­з­ка яв­ля­ет­ся ва­ж­ной ха­ра­к­те­ри­сти­кой при со­вер­ше­нии про­ти­во­ра­кет­но­го ма­нев­ра. Так, для умень­ше­ния ве­ро­ят­но­сти по­ра­же­ния за 3-4 сек. до под­ле­та ЗУР к са­мо­ле­ту осу­ще­ст­в­ля­ет­ся ре­з­кий на­бор (умень­ше­ние) вы­со­ты с од­но­вре­мен­ным ухо­дом в сто­ро­ну. Пе­ре­гру­з­ки в этом слу­чае со­ста­в­ля­ют 4-6 g.

Во­о­ру­же­ние и бор­то­вое обо­ру­до­ва­ние са­мо­ле­та яв­ля­ют­ся важнейшими бо­е­вы­ми по­ка­за­те­ля­ми, оп­ре­де­ля­ю­щи­ми воз­мо­ж­но­сти дан­но­го ви­да СВН по на­не­се­нию уда­ров и по­ра­же­нию раз­ли­ч­ных объ­е­к­тов про­тив­ни­ка. Во­о­ру­же­ние вклю­ча­ет в се­бя сред­ст­ва по­ра­же­ния и си­с­те­мы уп­ра­в­ле­ния ору­жи­ем. К сред­ст­вам по­ра­же­ния от­но­сят­ся: авиа­ци­он­ные пу­ле­ме­ты и пуш­ки с бо­е­при­па­са­ми, уп­ра­в­ля­е­мые и не­уп­ра­в­ля­е­мые ра­ке­ты, бом­бы и бом­бо­вые кас­се­ты, тор­пе­ды и ми­ны, авиа­ци­он­ные вы­лив­ные ба­ки и др. На вер­то­ле­тах ши­ро­ко при­ме­ня­ют­ся ПТУР­Сы. Ка­ж­дое сред­ст­во име­ет си­с­те­му уп­ра­в­ле­ния ору­жи­ем.

Зная задачи подразделений войсковой ПВО, их боевые возможности и рассмотрев классификацию средств воздушно-космического нападения, можно сделать следующие выводы:

- части и подразделения войсковой ПВО мсбр, тбр не способны вести эффективную борьбу с некоторыми типами СВКН;

- наиболее вероятными объектами поражения для них будут: по боевому предназначению – тактические СВН; по способу полета – аэродинамические летательные аппараты, по способу управления – как управляемые (самолеты, вертолеты), так и неуправляемые (крылатые ракеты, УПБ).

Читайте также: