Давыдов психологические проблемы процесса обучения младших школьников конспект

Обновлено: 07.07.2024

В.В.Давыдов выделяет роль школьного образования в развитии ребенка как индивида и как личности, опираясь, на первую главу первой части книги.

В этой главе на каждую тему приводятся примеры, эксперименты, которые проводились в школах среди младших школьников.

Выявил необходимость учителя в учебном процессе младших школьников. Эта тема достаточно актуальна, т.к. в современном информационном мире все чаще и чаще люди считают, что компьютер может обучать ребенка и в учебном процессе по минимуму нужно задействовать педагога, но ведь это всё совершенно неэффективно и это мы можем понять на основе всех опытов, приведенных в главе.

В первой главе первой части нам предоставляются виды отношений у детей, и раскрывается смысл коллективного учебного процесса.

Итак, строя отношения ученика с учителем, со сверстниками и с самим собой, изменяющимся в ходе обучения, мы должны проектировать учебную деятельность для нормального развития детей в младшем школьном возрасте.

Но не бывает идеальных теорий, которые бы на практике не сопровождались рядом проблем. В.В.Давыдов выявил ряд проблем Деятельностной теории. Все перечисленные им проблемы, на мой взгляд, создают достаточно полное представление о том, в каком состоянии сейчас находится теория учебной деятельности. А именно, на ее основе могут выдвигаться новые и новые проблемы, решение которых позволит стать данной теории более развернутой.


  1. Стержнем учебного предмета служит его программа, т.е. систематическое и иерархическое описание тех знаний и умений, которые подлежат усвоению. с 275

  2. Содержание учебных предметов должно способствовать формированию у школьников теоретического мышления. с 275

  3. Конкретное содержание учебного предмета соотносится с той формой общественного сознания, которую он представляет. с 276

  4. Важная составляющая учебного предмета – метод его преподавания, который определяется содержанием и программой данного предмета. с 277

  5. Традиционная дидактика формулирует среди других также принципы, как преемственность, доступность, сознательность и наглядность обучения. с 277-278

  1. Для метода формирующего эксперимента характерно активное вмешательство исследователя в изучаемые им психические процессы. с 283

  2. Метод опирается на конструирование и переконструирование новых программ воспитания и обучения и способов их реализации. с 284

  3. Организация и реализация формирующего эксперимента требуют междисциплинарного сотрудничества ученых, проведения ими комплексных исследований. с 285

  1. На основе теории учебной деятельности были построены многие учебные предметы для начальной и средней школы. Эти учебные предметы представляют собой сложные учебно-методические комплекты, включающие своеобразные учебные программы, подробные методические руководства, детальные планы-конспекты уроков. с 287

Как пример, он описывает подробно преподавание предмета русский язык. В описательной работе говорится о теориях, используемых для преподавания русского языка.

В работе приводятся примеры заданий на уроке русского языка и полный их разбор. Эта программа, о которой пишет В.В. Давыдов может существовать при определенных условиях. Таких, например, как принципиально новые учебники, рассчитанные на отработку знаний; принципиально иной тип педагогической деятельности учителя, направленный на усвоение.


  1. Теория независимости психического развития от обучения и воспитания человека истолковывается как вполне самостоятельный процесс, результаты которого лишь используются и утилизируются в обучении и воспитании. с 319

  2. Вторая теория признает взаимосвязь психического развития и обучения. с 319

  3. Третья теория полагает, что психическое развитие осуществляется посредством обучения и воспитания, которые выступают в качестве его необходимых и всеобщих форм. с 319

  1. Для содержательной рефлексии характерны поиск и рассмотрение человеком существенных оснований собственных действий. с 328

  2. Содержательные мыслительные действия – основные психологические новообразования младшего школьного возраста, благодаря которым мышление и другие познавательные процессы детей, а также их сознание и личность приобретают своеобразный характер. с 328

  3. Выполнение учебного действия предполагает содержательное планирование детьми этого действия. с 329

  1. Усвоение детьми при выполнении ими учебной деятельности единого общего способа художественной выразительности – композиции, а также различных его частных видов предполагает функционирование и развитие воображения. с 354

  1. Согласно этой теории, развитие должно совершить определенные законченные циклы, определенные функции должны созреть прежде, чем школа может приступить к обучению определенным знаниям и навыкам ребенка. с 367

  2. Обучение – есть развитие. с 368

  3. Преодоление крайностей совмещением. с 369

  4. Обучение – внутренне необходимый и всеобщий момент развития ребенка. с 373

В этой главе автор подробно расписывает каждую систему и приводит примеры различий развития психики у школьников, обучающихся по разным системам.

Данная тема вполне актуальна и очень интересна. Я лично сама училась по системе Занкова и было очень интересно ознакомиться с методикой и основными принципами учебной системы.

Историко-теоретические основы развивающего обучения (результаты исследований школы Л.С.Выготского)


  1. Л.С.Выготскому принадлежит фундаментальная теория психического развития человека. с 395

  2. Представления о знаково-символической основе сознания, развивавшиеся Л.С.Выготским, связаны с теорией и практикой русского символизма, наиболее ярко проявившегося в поэзии, живописи, театре и киноискусстве. с 397

  3. Ключевой для теории Л.С.Выготского стала проблема развития психики. с 397

  4. Большое место в научных исканиях занимали проблемы мышления и речи, а также происхождение и функции сознания. с 398

  5. Л.С.Выготский внес вклад не только в психологию, но и в общую методологию науки. с 400

В этой главе мы могли тщательно проработать с теориями Выготского, сравнить их и разобрать. Теория Выготского опирается на теорию обобщения и понятия, на знаковую систему, на формирование искусственных понятий у детей.

Крупная научная заслуга Выготского – описание и теоретическое истолкование обобщений-комплексов, особенно псевдопонятий.

Тема очень актуальна, т.к. теория Выготского и сейчас применяется в педагогическом процессе обучения достаточно активно.

Специфической потребностью и мотивом учебной деятельности человека являются теоретическое отношение к действительности и соответствующие ему способы ориентации. Содержанием этой деятельности выступают взаимосвязанные формы теоретического сознания людей (научного, художественного, нравственного, правового). Существенной характеристикой собственно учебной задачи служит овладение содержательно (теоретически) обобщенным способом решения некоторого класса конкретно-практических задач. Поставить перед школьником учебную задачу -- это значит ввести его в ситуацию, требующую ориентации на содержательно общий способ ее разрешения во всех возможных частных и конкретных вариантах условий.

Формально-эмпирическое обобщение, возникающее у человека при решении серии конкретно-практических задач, обеспечивает усвоение им некоторой суммы готовых знаний. Принцип (метод) развертывания материала, связанный с таким обобщением и культивируемый в начальных классах, имеет большое значение в жизни ребенка, придавая определенность и дисциплинированность его умственной работе при классификации и описании объектов. Однако процесс усвоения готовых знаний при этом остается в пределах предметно-манипулятивной житейской деятельности с соответствующим содержанием и строением.

Одним из значимых компонентов учебной деятельности является система особых действий по решению задач (т.е. построения некоторого содержательного обобщения и соответствующего способа ориентации в объекте). Перечислим следующие основные учебные действия, которым в зависимости от конкретных условий их выполнения соответствуют определенные операции:

преобразование ситуации для обнаружения всеобщего отношения рассматриваемой системы;

моделирование выделенного отношения в графической и знаковой форме;

выделение и построение серии частных практических задач, решаемых общим способом;

контроль за выполнением предыдущих действий;

оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.

Формирование полноценной учебной деятельности у младших школьников может происходить лишь на основе вполне определенного принципа (метода) развертывании материала, адекватного содержательному обобщению, который, в свою очередь, детерминируется теоретическими формами общественного сознания и требованиями духовного производства. В настоящее время в более или менее полном объеме это осуществимо только в, специально организуемых экспериментальных условиях. Возможность и целесообразность построения преподавания в форме учебной деятельности школьников установлены сейчас на материале математики, грамматики, физики и т. д., а также в области изобразительного искусства (художественное сознание). Еще нет аналогичных исследовательских данных применительно к сферам нравственности и права, Дальнейшее изучение закономерностей строения и формирования целостной учебной деятельности у младших школьников и дальнейших ее изменений в системе других типов ведущей деятельности — одна из фундаментальных проблем современной науки о развитии психики человека.

Специфической потребностью и мотивом учебной деятельности человека являются теоретическое отношение к действительности и соответствующие ему способы ориентации. Содержанием этой деятельности выступают взаимосвязанные формы теоретического сознания идей (научного, художественного, нравственного, правового). Существенной характеристикой собственно учебной задачи служит овладение содержательно (теоретически) обобщенным способом решения некоторого клacca конкретно-практических задач. Поставить перед Школьником учебную задачу – это, значит, ввести его в ситуацию, требующую ориентации на содержательно общий способ ее разрешения во всех возможных частных и конкретных вариантах условий.

Формально-эмпирическое обобщение, возникающее у человека при решении серии конкретно-практических задач, обеспечивает усвоение им некоторой суммы готовых знаний. Принцип (метод) развертывания материала, связанный с таким обобщением и культивируемый в начальных классах, имеет большое значение в жизни ребенка, придавая определенность и дисциплинированность его умственной работе при классификации и описании объектов. Однако процесс усвоения готовых знаний при этом остается в пределах предметно-манипулятивной житейской деятельности ребенка и не создает необходимых предпосылок для формирования у него собственной учебной деятельности с соответствующим содержанием и строением.

Одним из значимых компонентов учебной деятельности является система особых действий по решению задач (т.е. построения некоторого содержательного обобщения и соответствующего способа ориентации в объекте). Перечислим следующие основные учебные действия, которым в зависимости от конкретных условий их выполнения соответствуют определенные операции:

Формирование полноценной учебной деятельности у младших школьников может происходить лишь на основе вполне определенного принципа (метода) развертывания материала, адекватного содержательному обобщению, который, в свою очередь, детерминируется теоретическими формами общественного сознания и требованиями духовного производства. В настоящее время в более или менее полном объеме это осуществимо только в специально организуемых экспериментальных условиях. Возможность и целесообразность построения преподавания в форме учебной деятельности школьников установлены сейчас на материале математики, грамматики, физики и т.д., а также в области изобразительного искусства (художественное сознание). Еще нет аналогичных исследовательских данных применительно к сферам нравственности и права. Дальнейшее изучение закономерностей строения и формирования целостной учебной деятельности у младших школьников и дальнейших ее изменений в системе других типов ведущей деятельности – одна из фундаментальных проблем современной науки о развитии психики человека.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

НА ТЕМУ: «ВКДАД В.В.ДАВЫДОВА В ТЕОРИЮ И

ПРАКТИКУ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Бердникова Виктория Викторовна

Благодарный, 2021

1.Концепция развивающего обучения.

2.Системы развивающего обучения, используемые в школе.

3. Формы организации учебной деятельности.

Актуальность

Школа по своей функции нацелена на будущее развитие общества, она должна обеспечивать это будущее развитие. Научно- техническая революция в 20 веке резко усложнила характер труда, он стал преимущественно интеллектуальным, что требовало внесения корректив в систему массового образования. Над начальной школой были надстроены среднее и старшие звенья, с принципиально иным, научным содержанием знаний. Однако выяснилось, что большинство учащихся не владеет необходимыми способностями для их усвоения. Это и породило неразрешимое противоречие между массовостью среднего образования и интеллектуальным потенциалом учащихся. Что и явилось основанием для поиска новых форм и методов обучения и воспитания.

Появление системы развивающего обучения актуально в наши дни. В

последнее десятилетие теоретики и практики отечественного образования все больше внимания уделяют проблемам развивающего обучения. Им посвящены научные труды, их стремятся решать с помощью различных учебников и методических пособий. Вопросы интеллектуального, нравственного и физического развития школьников становятся все актуальнее. Более того, одним из принципов реформы современного школьного образования является принцип его строительства в качестве подлинно развивающего образования.

1.Концепция развивающего обучения школьников.

Кризис современной системы образования - это кризис начального его

По мнению В. В. Давыдова в современных условиях в младшем школьном возрасте можно решать специфические образовательные задачи при условии развития у учащихся абстрактно-теоретического мышления и произвольного управления поведением.

Традиционное начальное образование не обеспечивает полноценного развития большинства младших школьников. С точки зрения В. В. Давыдова, ориентация содержания и методов обучения преимущественно на формирование у школьников основ эмпирического мышления в начальной школе - не самый эффективный путь развития детей. Построение учебных предметов должно предполагать формирование у школьников теоретического мышления, которое имеет свое особое, отличное от эмпирического, содержание.

Такое обучение ориентировано не только на ознакомление с фактами, но

и на познание отношений между ними, установление причинноследственных связей, на превращение отношений в объект изучения.

Система Давыдова, являясь инновационной образовательной системой, способна эффективно решить поставленные перед российским образованием задачи. Так, стратегической целью развивающего школьного образования в системе является обеспечение оптимальных психолого-педагогических условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности, заинтересованного в самоизменении и способного к нему.

На каждой ступени образования эта общая цель развивающего образования конкретизируется, выступая как особая педагогическая задача, в соответствии с которой видоизменяются все основные характеристики учебного процесса, то есть его содержание, формы учебной активности учащихся, методы и формы ее организации, характер взаимодействия между участниками учебного процесса, особенности их общения. Основной целью начального этапа развивающего образования является формирование психологических механизмов учебной деятельности, то есть механизмов, позволяющих ученикам ставить перед собой очередную учебную задачу и находить средства и способы ее решения. Важнейшим условием достижения этой цели является включение в деятельность учащихся понятия, то есть той особой формы знания, в которой фиксируется общий способ построения определенного класса действий с изучаемым объектом.

Для достижения основной цели начального образования образовательная система Давыдова призвана решить следующие задачи:

Сформировать класс как учебное сообщество, способное учиться вместе, то есть определять содержание очередной учебной задачи и находить средства и способы ее решения в групповой работе.

Сформировать действия контроля и оценки как индивидуальные способности младших школьников. Разработать технологию безотметочной системы оценивания как условия для формирования контрольно-оценочной самостоятельности младшего школьника.

Выстроить предметное содержание учебных дисциплин на деятельностной основе через систему решения учебных задач.

Основными результатами к концу начальной школы в классах, обучавшихся по системе В.В. Давыдова можно назвать следующие:

высокая познавательная активность и устойчивый познавательный интерес у младших школьников;

направленность на поиск общего способа решения широкого класса задач, а не попытки найти результат решения каждой конкретной задачи; способность к анализу и критической оценке собственных действий и точки зрения партнеров, действующих иначе;

инициативность при столкновении с новой задачей, которая проявляется в поиске недостающей информации, в экспериментальной проверке собственных гипотез, в самостоятельной организации взаимодействия с учителем и другими учениками. Эти способности и составляют подлинное умение учиться.

Главная задача школьного образования в подростковом возрасте - организовать самые разнообразные виды общения подростков. А в общении подростки воспитываются. В каких видах деятельности? Это совокупность разных деятельностей. Всю эту целостную совокупную деятельность В.В.Давыдов назвал общественно значимой. Сюда входит деятельность художественная, спортивная, общественно-организационная (это скауты, и все, что связано с общественными организациями) и учебная. В подростковом возрасте учебная деятельность является лишь одним из видов деятельности, входящих в общественно значимую. И современная подростковая школа будет очень хромать в развитии подростков, если, как и сейчас, будет трубить - учись, учись, учись. Подростки хотят заниматься всем многообразием культурной деятельности: спорт, художественная, трудовая деятельность, особенно художественная трудовая деятельность и учение в частности. Но почему именно младшая школа должна ставить акцент на учебную деятельность? Так как подросток имеет другую ведущую деятельность, а усваивать знания по разным не нужным ему предметам он все-таки вынужден, то он должен к началу подростковой школы владеть учебной деятельностью, чтобы за минимум времени овладевать этими учебными предметами. Общение в разных коллективах, в разных видах деятельности (учебной - учебный коллектив, спортивной - спортивный коллектив, художественной - художественный коллектив) воспитывает у подростков практическое сознание и практическое мышление. Что такое практическое сознание и практическое мышление? Это все то, что в старой философии называлось нравственным, моральным сознанием.

Мораль - это действие с учетом интересов и возможностей других людей. Так вот, практическое сознание людей воспитывается в разнообразных видах общения. Вот это - подростковый возраст, где на первый план выдвигается через общественно значимую деятельность воспитание, и прежде всего общения, а в этих общениях, особенно мальчиков и девочек, развивается практическое сознание. Общение тоже искусство. Поэтому развивающее образование связывает воедино развивающее обучение и развивающее воспитание.

2.Системы развивающего обучения, используемые в школе.

Задача начального обучения русскому (родному) языку - формирование у детей умений читать и писать, различных речевых (коммуникативных) умений. Данная образовательная система в этом отношении призвана обеспечить выделение, анализ, содержательное обобщение и последующую конкретизацию объективных оснований действий чтения, письма, коммуникативно-речевых. В качестве предмета усвоения в программе положен фонематический принцип письма, который вводит детей в теорию родного языка. В этом ее принципиальное отличие от традиционной программы обучения языку, в которой усвоение способов решения той или иной частной орфографической задачи представляет собой самодовлеющую и замкнутую в себе цель. В программе русского языка выделена система понятий, раскрывающая содержание фонематического принципа письма и опирающихся на эти понятия способов осуществления орфографического действия. Сущность ведущего принципа русского письма раскрывается в данном курсе в связи с осознанием учащимися существенных для языка отношений между звуковой оболочкой слова и его лексическим значением, а также между звуковой оболочкой слова и его буквенной записью.

Вся программа (1-4-е классы) построена по основным содержательным линиям:

формирование представлений о литературе как искусстве слова

ориентация ребенка в мире природных и социальных явлений; формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры; воспитание культуры взаимоотношений с окружающими людьми.

Система В.В. Давыдова сложная (особенно математика) и интересная. Кардинально отличается от традиционной системы. Она подойдет тем, кто хочет развивать в ребенке умение глубоко и основательно мыслить, а также для тех, кто ориентируется не на результат (полученные знания), а на способы его достижения. Система развивает у детей самостоятельность, инициативность, логическое мышление, умение аргументировано рассуждать и излагать свою точку зрения, нетрадиционно мыслить и находить нестандартные решения, повышает самооценку. Кроме того, система В. В. Давыдова направлена на развитие теоретического, понятийного мышления у младшего школьника и иногда является сложной для понимания родителями. Поэтому они не всегда смогут помочь детям. Если учитель использует именно те подходы, которые заложены психологами - основателями данной программы, то даже слабо мотивированный к обучению ребенок будет ходить в школу с радостью, все понимать (хотя может быть и не с первого раза) и достигнет высоких результатов. Иначе все Важным направлением работ, выполняемых в лучших традициях научной школы В.В. Давыдова, является исследование психологических условий и механизмов развития творческого воображения детей. Работы этого направления восходят к идее воображения как целостного видения вещей и явлений действительности. Известно, что сам В.В. Давыдов придавал большое значение этому направлению исследований и связывал с ними надежды на существенное развитие теории содержательного обобщения. Он постулировал новый, особенно для того времени, взгляд на ребенка как на личность, обладающую собственной мотивацией, целями деятельности и творческой активностью, собственными, индивидуальными интересами и способностями к обучению, связанными и с темпераментальными особенностями, и со спецификой культурного окружения ребенка. Обоснование своего видения личности ученика было важно для Давыдова в связи с тем, что, с его точки зрения, для развития теоретического мышления, безусловно, наибольшее значение имеют знания, даваемые ребенку, и, таким образом, на первый план выходят точные науки (математика, физика и т.д.). Однако утверждение, что ученики – это, прежде всего, личности, с непреложностью приводит и к мысли, что необходимо развивать не только знания, но и отношение детей к окружающему миру. Так, Давыдов пришел к выводу о важности искусства, о первостепенном значении для личностного роста детей дисциплин эстетического цикла (рисования, пения и т.д.). Кроме эмоций, эти занятия способствуют развитию у детей и творческого начала. Поэтому в учебном процессе необходимо учитывать две линии: одну, направленную на становление нового уровня теоретического мышления и обобщения на уроках математики, русского и т.д., и вторую, направленную на развитие творческих способностей. В методологическом плане В.В. Давыдов и его коллеги возвращаются к проблеме идеального и опираются на теоретические взгляды Э.В. Ильенкова о природе фантазии. В работах В.Т. Кудрявцева проблема творческого воображения ставится и разрабатывается как теоретическая проблема. При этом делается попытка воспроизвести логику теоретического сознания, по В.В. Давыдову, применительно к развитию творческого воображения при обучении изобразительному искусству, к развитию понимания произведений живописи и графики детьми разного возраста, к обучению и развитию дошкольников. 3. Формы организации учебной деятельности.

Особое значение для развития основных положений теории учебной деятельности имеет разработка идеи В.В. Давыдова об исходных коллективно распределенных формах организации учебной деятельности. В одной из последних своих работ В.В. Давыдов, обращаясь к теории деятельности А.Н. Леонтьева, подчеркивал важность именно совместной, командной деятельности, которая только и является собственно созидательной и культурной. Результаты исследований, проведенных в русле этой идеи, получили надежное экспериментальное подтверждение и послужили основанием для проектирования учебных предметов, предусматривающих организацию групповых совместных форм обучения взрослых и детей, самих детей. В последующих исследованиях было доказано положение о том, что происхождение учебно-познавательного действия (генез) внутренне связано с распределением деятельности между ее участниками, зависит от способа обмена действиями в процессе поиска содержания решения учебной задачи. В дальнейшем на основе этого блока работ были проведены развернутые исследования закономерностей организации совместной учебной деятельности, ставшие фундаментом для создания основ социально-генетической психологии (В.В. Рубцов).

Значение целостной и обобщенной схемы (понятия) и в том, что она повышает творческую активность и познавательную мотивацию детей. Целостная схема, как было доказано еще в работах Гештальт-психологов, более адекватна творческому, продуктивному мышлению, так как помогает лучше схватывать отношения, а не отдельные элементы ситуации, легко переструктурируя их в новый Гештальт при изменении ситуации. Генетический метод, разработанный В.В. Давыдовым, изменил систему обучения и отношение учителя как к предмету, так и к ученику.

1) система предметных действий, специфических для выявления существенных отношений, в исходной форме представляет собой организацию этих действий как совместно распределенных между

2) переход от предметных действий к их выполнению в умственном плане связан с обобществлением способа организации действий; возникающая при этом схема организации действий выступает как значение и знак той всеобщей связи, которая определяет содержание всего объема данных понятий.

За последние десятилетия в России произошли заметные изменения во всех областях общественной жизни, в том числе в образовании. Начальное образование особо преуспело в этом. К таким изменениям можно отнести введение альтернативных систем образования (дидактическая система Л.В.Занкова и психолого-педагогическая система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова); высокая вариативность образовательных технологий и учебников по каждому учебному предмету.

Все современные концепции отдают предпочтение ребенку, его здоровью, ориентируют на учет его индивидуальных особенностей и интересов. В центр современных программ образования поставлен ребенок, его уверенность в своих силах.

Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова ставит своей целью формирование у школьников предпосылок теоретического мышления (анализа, планирования, рефлексии). Необходимо правильно организовать учебную деятельность. Согласно технологии данной системы первым условием правильной организации учебной деятельности является то, что ребенок должен иметь потребность в ней. Без соответствующей потребности невозможно принудить учеников выполнять учебную деятельность. Правда, без такой потребности он может учить и усваивать различные знания, но осуществить творческие преобразования учебного материала он не сможет, так как у него нет таких острых жизненных вопросов, ответы на которые можно найти лишь при поиске тайн, открывающихся только в процессе экспериментирования.

Второе условие правильной организации учебной деятельности – постановка перед детьми учебной задачи, решение которой как раз и требует от них экспериментирования с усваиваемым материалом. Учебную задачу без преобразования решить нельзя. Решение требует от учащихся анализа условий прохождения тех или иных теоретических знаний и владения соответствующими обобщенными способами действий. Иными словами, при решении учебной задачи ребенок открывает в предмете его исходное или существенное отношение.

Реализация развернутой учебной деятельности предполагает особое внимание к полноценному и правильному выполнению учащимися действий и операций, посредством которых успешно решаются учебные задачи. Для технологии развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова характерен ряд таких действий. Эти действия вызывают особый интерес у обучающихся. Первым и основным учебным действием является преобразование учеником условий задачи, не решаемой известным ему способом .

Другое учебное действие – это моделирование в предметной, графической или знаковой форме уже выделенного отношения в решаемой задаче. При этом не всякое изображение того или иного материала можно назвать моделью, а лишь такое, которое фиксирует некоторое общее отношение условий решаемой учебной задачи. После того, как определена та модель, которая может помочь решить предложенную задачу, учащиеся переходят к работе с этой моделью. Изменяя условие задачи, они осуществляют преобразование модели, которое позволяет всесторонне изучить выявленные связи и отношения между составными частями данной задачи. Еще одно учебное действие состоит в конкретизации этого отношения в системе различных частных задач, однородных с учебной задачей.

Многие считают, что работа по данной системе вызывает проблемы. Очень часто говорят, что программа Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова сложная. Но на самом деле материал, который нам кажется чрезмерно сложным – ребенок может усвоить достаточно быстро. Только при одном условии: то, что ребенку предполагается запомнить, должно быть ему необходимо для решения какой-то определенной задачи и в дальнейшем появиться как результат его собственных действий. Именно так и построено обучение в системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова. Вместе с тем, если посмотреть на объем теоретических понятий в данных программах и в традиционных, легко обнаружить, что в последних он даже больше. Просто в этой системе более глубокое изучение тех же понятий, которые преподаются при традиционном обучении. И это все не для того, чтобы вырастить в начальной школе математиков или лингвистов. Глубина изучения теории обусловлена самим подходом. Чтобы ребенок по-настоящему осознанно выполнял какие-то действия – письма, вычислений и прочих, он должен хорошо ориентироваться в системе математических или лингвистических понятий, которые лежат в основе той или иной деятельности. Перегрузка возникает только там, где ребенок осуществляет множество непонятных для него действий. Где успешность обучения в основном зависит от памяти и его исполнительности. Если же ребенок усваивает материал, благодаря той логике, которую он сам выстраивает вместе с другими детьми и учителем – такое обучение, напротив, способствует разгрузке. И прежде всего – психологической.

Образовательная программа системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова предполагает безотметочное оценивание, что означает отказ учителя от всех типов отметок, выставляемых ребенку по результатам выполнения им какого-либо задания, неважно, по пятибалльной или какой-либо еще системе.

Вместе с тем учитель должен постоянно работать с самооценкой детей. Для этого в учебных предметах (рабочих тетрадях) предусмотрены шкалы для самооценки (линеечки, круги, лесенки). Учитель может предположить детям оценить свою работу, работу другого ребенка или группы детей по определенным критериям (это может быть за красоту выполнения, правильность – соответствие инструкции, умение – владение способом действий и др.)

Важно учитывать на начальном этапе, что у большинства первоклассников действие оценки еще не сформировано. Они зачастую не могут не только разделить критерии оценки (например, правильность и красоту выполнения задания), но и отделить оценку действий человека от личного отношения к нему. Их оценки еще не устойчивы: сегодня – так, а завтра – по-другому. Часто на первых порах самооценки непомерно завышены (по всем шкалам ребенок ставит себе только самую высокую оценку).

Учитель должен внимательно относиться к самооценкам ребенка, мягко корректировать их, выражая свое отношение к тем или иным действиям ребенка, но не навязывать свои оценки.

Так же внимательно учитель должен отнестись к организации контроля. Это не означает, что он должен сам все время контролировать детей, это значит, что он должен организовать контроль со стороны детей за происходящим в классе. Этому помогает введение знаков согласия – несогласия (дети молча выражают свое отношение к происходящему в классе в форме жестов)

Для сохранения результатов практической деятельности учащихся можно использовать:

  1. творческие работы в форме портфолио и выставок
  2. презентацию, фиксацию результатов преобразования модели (схема, чертеж и др. уже знаковые формы, полученные ребенком в ходе индивидуального решения задачи) в виде цифрового объекта или распечатки
  3. работы, выполненные в компьютерных средах, таблицы и графики, отражающие состояние навыков ребенка – соревнование с самим собой (в виде цифрового объекта или распечатки).

Для предоставления результатов обучения самому ученику и его родителям предлагается портфолио ученика.

Для контроля и коррекции хода обучения учителю предлагается использовать тестовые методики проверки знаний, умений, навыков.

Таким образом, система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова призвана за короткий срок осуществить переход от конкретно-логического мышления к теоретическому. Современный школьник может оторваться от пут узкого житейского (так называемого эмпирического) отношения к вещам , явлениям и подняться до высот теоретических обобщений, опираясь при этом на доступный ему опыт осмысления окружающей действительности.

Читайте также: