Конспект урока любовь как гармония душ в любовной лирике а с пушкина

Обновлено: 03.07.2024

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799-1837)

ЛЮБОВЬ КАК ГАРМОНИЯ ДУШ
В ИНТИМНОЙ ЛИРИКЕ ПОЭТА

Уроки литературы в 9 классе[1]

В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая исследовательская работа.

Основное содержание урока
Одухотворённость и чистота чувства любви. Адресаты любовной лирики и стихи, им посвящённые. Стихотворения в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности.
Восприятие и выразительное чтение стихотворений. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Участие в коллективном диалоге. Выявление тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания стихов о любви.

I. Концерт-миниатюра из ранних стихов А. С. Пушкина о любви: например:

Какой представлял Пушкин юношескую любовь?

II. Актуализация знаний о теме любви в творчестве А. С. Пушкина:

Какие пушкинские мотивы отразились в нём? Как оно связано со стихами Пушкина о любви?

— Какое впечатление произвела на него встреча с Н. Н. Гончаровой?

— Какую роль в его жизни сыграло самовольное путешествие на Кавказ?

— Какие лирические шедевры создал Пушкин в начале 1830-х годов?

— Как взаимодействуют в стихотворении мир внешний, природный и внутреннее состояние лирического героя?

— На какие композиционные части делится текст? Определите и прокомментируйте ключевые образы каждой части.

— Прокомментируйте два последних стиха. Почему сердце лирического героя не может не любить?

— Почему в финале чувство любви приобретает обобщённый характер?

Выпишите из неё важные особенности стихотворения.
(Работа может быть завершена дома.)

Что нового добавляет пушкинскому тексту музыкальное сопровождение и мастерство исполнителя?

Как меняется характер лирического переживания по ходу текста?

— Какое чувство вызывает у поэта неудавшаяся любовь: разочарование, скорбь, гнев, смирение, благородство, иронию? Объясните свой выбор.

— Главное место в стихотворении занимают переживания поэта, а образ возлюбленной лишь намечен. Какой смысл при этом выявляется?

Выпишите из неё важные особенности стихотворения.
(Работа может быть завершена дома.)

Что нового добавляет стихам музыка и мастерство исполнителя?

Обобщающая беседа:

Как изменилось отношение к теме любви в ранней и поздней лирике?

VI. Адресаты любовной лирики и стихи, им посвящённые

Групповая работа.
Знакомство с адресатами любовной лирики А. С. Пушкина,
исполнение стихов, им посвящённых, прослушивание романсов на эти стихи.

Отчёты о выполнении домашней поисковой работы.
(При наличии времени знакомству с адресатами любовной лирики Пушкина можно отвести отдельный урок.)

План выступления групп:

2. Показ портретов.

3. Выразительное чтение стихотворений.

4. Комментарии к ним.

5. Анализ одного из стихотворений в каждой группе (по выбору учителя).

Обобщающая беседа:

Подтвердите или опровергните это мнение.

Итоговые вопросы:

Докажите, что любовь, по мнению А. С. Пушкина, это высшее проявление духовной жизни человека.

В чём обобщённый смысл стихов Пушкина о любви?

Домашнее задание

Заполнить шестую графу хронологической таблицы.

Выучить одно из стихотворений А. С. Пушкина.

Сделать его письменный анализ или ответить на один из итоговых вопросов урока (по выбору учащихся).

Групповое задание.

Подготовить коллективный учебный проект.

Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. – М.: Просвещение, 2014.

ЭЛЕГИЯ
А. С. Пушкин[2]

Счастлив, кто в страсти сам себе
Без ужаса признаться смеет;
Кого в неведомой судьбе
Надежда робкая лелеет;
Кого луны туманный луч
Ведет в полночи сладострастной;
Кому тихонько верный ключ
Отворит дверь его прекрасной!

Но мне в унылой жизни нет
Отрады тайных наслаждений;
Увял надежды ранний цвет:
Цвет жизни сохнет от мучений!
Печально младость улетит,
Услышу старости угрозы,
Но я, любовью позабыт,
Моей любви забуду ль слезы!

Источник: Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 16 т. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937—1959. Т. 1. Лицейские стихотворения. — 1937. — С. 208.
(вернуться к уроку)

ЖЕЛАНИЕ
А. С. Пушкин[3]

Медлительно влекутся дни мои,
И каждый миг в унылом сердце множит
Все горести несчастливой любви
И все мечты безумия тревожит.
Но я молчу; не слышен ропот мой;
Я слезы лью; мне слезы утешенье;
Моя душа, плененная тоской,
В них горькое находит наслажденье.
О жизни час! лети, не жаль тебя,
Исчезни в тьме, пустое привиденье;
Мне дорого любви моей мученье —
Пускай умру, но пусть умру любя!

Источник: Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 16 т. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937—1959. Т. 1. Лицейские стихотворения. — 1937. — С. 218.
(вернуться к уроку)

НАСЛАЖДЕНЬЕ
А. С. Пушкин[4]

В неволе скучной увядает
Едва развитый жизни цвет,
Украдкой младость отлетает,
И след ее — печали след.
С минут бесчувственных рожденья
До нежных юношества лет
Я все не знаю наслажденья,
И счастья в томном сердце нет.

Я вслед. но цели отдаленной,
Но цели милой не достиг.
Когда ж весельем окрыленный
Настанет счастья быстрый миг?
Когда в сияньи возгорится
Светильник тусклый юных дней
И мрачный путь мой озарится
Улыбкой спутницы моей?

Источник: Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 16 т. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937—1959. Т. 1. Лицейские стихотворения. — 1937. — С. 222.
(вернуться к уроку)

ФАНТАЗИИ
НА ТЕМЫ РУССКОЙ КЛАССИКИ
Д. Быков[5]

Вы прелестны, особенно в синем своем сарафане,
Оттеняющем косу — тяжелую, цвета жнивья.
Вас равно обожают папаша, прислуга, крестьяне
И смешливый соседский помещик, а именно я.

Как меня восхищает веселое ваше уменье
Наших чувств обоюдных ни словом ни выдать при всех!
Ведь мои каждодневные выезды в ваше именье
Возбуждают у сплетников зависть, досаду и смех.

Впрочем, что мне насмешки соседей! Вольно ж им смеяться —
Ведь не им же вы пишете тайно, в конце-то концов!
Наше счастье, бесспорно, давно бы могло состояться,
Но помехой всему несогласие наших отцов.

Эта распря — известная пища для всех балагуров.
О родители наши, далась же им эта трава!
Да к тому же ваш батюшка, этот второй Троекуров,
Утверждает, что я бедокур и сорвиголова.

Ох напрасно он будит до времени спящую бурю,
Я не в силах смотреть равнодушно на ваши черты
и однажды, представьте, действительно набедокурю -
Усмехнется ли он подтвержденью своей правоты?

…Как пленителен май! В голубых небесах спозаранок
Розовеет заря, как улыбка на ваших устах.
Все желают любви. Поселяне зовут поселянок
И превесело тискают их в придорожных кустах.

Все желают любви. Бьют побеги из почвы упругой.
И пока наши родичи делят ведьмачью траву,
Я рыдаю над вашими письмами, ссорюсь с прислугой,
И грызу кулаки, и не знаю уже, как живу!

Нынче вечером, тайной тропой меж темнеющих пашен,
Приходите к обрыву, где старая ива грустит,
А отцовского гнева не бойтесь: не так уж и страшен.
Убежим, обвенчаемся, кинемся в ноги, простит.
1988 год

Пушкин считал любовь одним из самых глубоких чувств человека, влияющих на всю его жизнь. В поздних стихотворениях Пушкин пишет об этом чувстве сдержанно, но тем самым оно предстает значительнее и богаче.

Среди треволнений и забот Пушкин в жизни оставался исключительно радушен, порою весел и даже беспечен, любил бывать в Петербурге в кругу старых друзей, особенно у добрейшего Дельвига, с радостью появлялся в московских и петербургских гостиных. Но светское общество начало надоедать ему, он подумывал о деревне или о путешествии.

На одном из обычных московских балов в декабре 1828 года Пушкин встретил незнакомую ему красавицу, которую только начали вывозить в свет.

Пушкин был очарован ее красотой. В апреле 1829 года поэт просит руки Наталии Николаевны Гончаровой. Ему не отказывают, но и не дают согласия.

Огорченный, Пушкин отправился в давно задуманное, но не разрешенное ему правительством путешествие. Он ехал на Кавказ, где шла война с Турцией.

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

НА ХОЛМАХ ГРУЗИИ
ЛЕЖИТ НОЧНАЯ МГЛА.
А. С. Пушкин

На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою.

Тобой, одной тобой. Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.
1829

Чувство, которое выражено Пушкиным, принадлежит именно ему. И вместе с тем в этом конкретном чувстве каждый узнает нечто ему близкое. Жизненное переживание послужило лишь прототипом переживания художественного, в котором обобщен духовный опыт Пушкина. В жизни каждое чувство сопряжено с массой несущественных потребностей. В лирике оно преображается, очищаясь от всего постороннего и потому ненужного. Вечная тема, так просто и глубоко раскрытая Пушкиным, нашла отражение в музыке. Многие композиторы обращались к этому пушкинскому шедевру.

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

Я ВАС ЛЮБИЛ: ЛЮБОВЬ
ЕЩЁ, БЫТЬ МОЖЕТ.

Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно.

Совершенный отказ от каких-либо личных прав, преклонение перед свободой чувства любимой женщины и вместе с тем сила любви поэта превращают это стихотворение в одно из самых пленительных созданий пушкинского гения. Благородство чувств поэта, окрашенных светлой и тонкой грустью, выражено просто, непосредственно, тепло и, как всегда у Пушкина, чарующе музыкально.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какое из стихотворений о любви кажется Вам более сильным, более полно выражающим чувства автора?

2. Выучите одно из этих стихотворений наизусть, оттенив при чтении очарование поэта красотой, бескорыстие в любви.

3. Объясните слова и словосочетания: печаль моя светла, сердце вновь горит, не хочу печалить, любил безмолвно, безнадежно, то ревностью, то робостью томим. Попробуйте защитить выбор поэтом именно этих, а не других слов для выражения самого высокого чувства человека — чувства любви.

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

2. Элегия — печатается по копии неизвестного в лицейской тетради Пушкина (ЛБ № 2364, л. 10 об.). Впервые опубликовано В. А. Жуковским в посмертном издании сочинений Пушкина, т. IX, 1841, стр. 324. (вернуться)

3. Желание — стихотворение датировано 1816 годом в ЛТ (лицейской тетради).
Печатается по основному тексту (до поправок) копии Ф. X. Стевена в лицейской тетради Пушкина (ЛБ № 2364, л. 14). Впервые опубликовано Б. М. Федоровым в альманахе „Памятник Отечественных Муз на 1827 год“, СПб., 1827, стр. 37. В собрания сочинений Пушкина входит, начиная с посмертного издания (т. IX, 1841 г.). (вернуться)

4. Наслажденье – датируется 1816 годом предположительно.
Печатается по окончательному чтению автографа на отдельном листке (ныне в ПД). Впервые опубликовано В. А. Жуковским в посмертном издании сочинений Пушкина, т. IX, 1841, стр. 286—287. (вернуться)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия новых знаний. К уроку прилагается презентация.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Любовь как гармония душ

Подготовила: Колягина Марина Николаевна,

учитель русского языка и литературы

Предмет: Литература

Тема урока: Любовь как гармония душ в лирике А.С. Пушкина.

Цель урока: знакомство с любовной лирикой поэта и ее адресатами.

Задачи урока

Обучающие: углубить знания учащихся о творчестве А. С. Пушкина; вызвать интерес к личности и творчеству поэта; углубить представление учащихся о любовной лирике; развивать навык анализа лирического текста.

Развивающие: развивать устную речь учащихся; работать над обогащением словарного запаса; совершенствовать навыки работы с дополнительной литературой.

Воспитательные: воспитывать высокие нравственные и эстетические идеалы.

Планируемые результаты

Предметные: понимание ключевых проблем изученного произведения литературы XIX века; связи литературного произведения с эпохой его написания.

• познавательные – овладение умениями создавать обобщения, делать выводы;

• регулятивные – осуществление контроля деятельности; овладение умением оценивать деятельность;

• коммуникативные – овладение умениями организовывать учебное сотрудничество; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Личностные: проявление эстетического сознания через освоение творческой деятельности эстетического характера; формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; овладение коммуникативной компетентностью.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Формы обучения: фронтальная работа, парная работа, индивидуальная работа.

Оборудование: 1) Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций под редакцией В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2016;

2) Толковый словарь русского языка. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. − 4-е изд., доп. – М.: ЭЛПИС, 2005;

3) интерактивная доска (экран);

5) мультимедийный проектор;

7) рабочие материалы;

8) мультимедийная презентация.

Структура урока

Мотивация (самоопределение к учебной деятельности).

Актуализация опорных знаний.

Введение в тему урока. Целеполагание.

Открытие новых знаний (работа по теме урока).

1. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности).

- Здравствуйте, ребята. С каким настроением вы сегодня пришли на урок? Давайте постараемся, чтобы наше хорошее настроение сохранилось до конца урока.

2. Актуализация опорных знаний

Поэтическая пятиминутка. Чтение выученных стихотворений (проверка домашнего задания).

3. Введение в тему урока. Целеполагание.

(Читает учитель) Любовь – воздушней нету чувства,

Кто испытал ее, тот знает,

Что это высшее искусство,

Оно ведет и окрыляет!

Любовь – божественное чувство,

С ней не страшна печаль, тревога,

С ней не бывает в мире пусто,

Мы выходим в мир с любовью Бога!

- (слайд 1) Что же такое ЛЮБОВЬ? Обратимся к словарю С. И. Ожегова. (Любовь – глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство. Чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности).

- Какая бывает любовь? (Романтическая, взаимная, чистая, неразделённая, восторженная, трагическая, взаимная, страстная, безответная, святая).

- Все из нас испытывали, сейчас испытывают или будут испытывать чувство сердечного влечения, любовь, но каждый ли может рассказать о своей любви? Каждый ли может объясниться в любви?

- Может ли человек написать стихи о любви, если сам не любит?

- Любовь – источник поэзии. Именно благодаря этому чувству поэты создавали свои лучшие произведения.

- (слайд 3) Определите тему нашего урока?

- Какие цели поставим? (Знакомство с любовной лирикой поэта; чтение и анализ стихотворений, посвященных теме любви).

- Сегодня на уроке мы поговорим о любовной лирике А.С. Пушкина. Осмыслим, что любовь к женщине была вечной ценностью в жизни поэта. Будем продолжать учиться анализировать поэтический текст; развивать умение выразительно читать, сделаем выводы. Нам предстоит заглянуть в мир чувств великого поэта.

4. Открытие новых знаний (работа по теме урока).

- (слайд 4) Обратимся к эпиграфу.

Любви все возрасты покорны.

Ее порывы благотворны…

- Итак, сегодня мы будем говорить о самом поэтическом, высоком и чистом чувстве, имя которому – любовь. Великое множество произведений посвятили этому чувству выдающиеся мастера поэзии и прозы. И первое место среди них принадлежит А. С. Пушкину.

- Кто же эти Музы? Имена каких женщин навеки вошли в историю благодаря тому, что их жизненные пути пересеклись с А. С. Пушкиным?

(Авторское прослушивание)

Анализ стихотворения.

- Всего 8 строк (2 четверостишия). Но каких! Оно волнует не словесной красивостью, а глубиной мысли.

- Каково основное настроение стихотворения? (Грусть, печаль. Светлая печаль).

- Какова тема стихотворения? (Описание природы служит автору способом выражения чувств лирического героя). Основная идея? (Это стихотворение о любви всепоглощающей, подчиняющей себе все другие чувства).

- (слайд 7) Для какого жанра характерна грусть, печаль, задумчивость? (Элегия).

- Дайте определение элегии. (Элегия – лирическое стихотворение, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, проникнутые настроением грусти).

- Как построено стихотворение? Какова его композиция? Сколько предложений в стихотворении? (Стихотворение состоит из трех предложений).

- О чем говорится в каждом? (1 – описание места, где находится поэт; 2 – нахлынувшие воспоминания о возлюбленной; 3 – поэт вновь переживает чувство любви).

- В стихотворении соотнесены мир внешний и внутреннее состояние героя. Давайте определим ключевые образы внешнего мира: горные вершины, глубокая река, тишина, ночная мгла. (слайд 8)

- Итак, это тёмная южная ночь, видны лишь очертания гор, не слышно ничего, кроме однотонного шума реки, только подчёркивающего тишину. Не правда ли поэтическая картина? Спокойствие и гармония в природе.

-Как называется такой пейзаж? (Романтический).

- И вот поэт на фоне романтического пейзажа - наедине со своим чувством, таким же романтическим и поэтичным.

- Определите ключевые слова, передающие состояние героя: грустно и легко, печаль светла, уныние. (слайд 8)

- Достаточно противоречивые чувства: не только разные, но и трудносовместимые понятия. Как называется такое сочетание слов? (Оксюморон)

- Почему поэту грустно? (Разлука с любимой, безответная любовь, невозможность быть вместе).

- Почему же тогда легко? Должно же быть тяжело? (Ответы)

- Каким светом? Светом чего? (Ответы)

- Какие художественные средства использует поэт в стихотворении? (Инверсия: лежит мгла, шумит Арагва – создает определенную напевность, спокойствие;

лексический повтор – печаль моя светла, печаль моя полна тобою; ключевое слово – печаль, связана с прекрасными воспоминаниями о возлюбленной; тобою, тобой – соединяет первое и второе четверостишия;

оксюморон: грустно – легко, печаль светла – передается особенность чувства грусти и печали;

метафора: сердце горит, передает пылкость чувства).

- Какой же вывод можно сделать, опираясь на слова Н. В. Гоголя? (Стихотворение волнует нас не словесной красивостью, а глубиной мысли и чувства. Чувство поэта окрашено светлой и тонкой грустью, выражено просто. Любовь для Пушкина – источник света).

Физкультминутка (электронная физкультминутка).

(Авторское прослушивание)

Анализ стихотворения.

- Что вы почувствовали, когда слушали это стихотворение? (Это маленькая повесть о неразделенной любви. Поражает благородством чувств, Неразделенная любовь лишена всякого эгоизма).

- Какова тема и идея стихотворения? (Тема любви; основная идея -- любить по-настоящему - значит желать счастья любимому человеку. Пусть даже с другим).

Определите жанр стихотворения? (Обращение, послание. Это разговор лирического героя с любимой).

- Что мы можем сказать о лирическом герое? От какого лица ведется повествование? (От первого, на это указывает местоимение я).

- Дает ли поэт описание возлюбленной? (Не дает, черты любимой женщины поэт видит как бы сквозь дымку воспоминаний и снов).

- Какова любовь у лирического героя? (Любовь – искренняя, безмолвная, невзаимная, но это чувство светлое, нежное)

- Как относится герой к любимой женщине? (Он благодарен даже за безмолвную любовь, в конце желает обрести любовь)

- Понаблюдаем за средствами выразительности.

(Анафора – трижды повторяет фразу, передает глубину чувств;

обратим внимание на глаголы – почти все употреблены в прошедшем времени, поэт понимает невозможность вернуть прежние чувства).

- Какой глагол используется в настоящем времени? (Я не хочу печалить вас ничем).

- Как мы можем это объяснить? (Это уважение к любимой женщине, предоставление ей свободы выбора).

- Какие еще средства выразительности использованы в стихотворении?

метафора – любовь угасла;

Вывод: в стихотворении грусть безответной любви сочетается с искренним пожеланием счастья любимой женщине. Стихотворение поражает благородством чувств. В 8 строчках стихотворения всего два предложения, в которых поместилась история любви от начала до конца. Тут все: любовь в настоящем, прошлом, даже в будущем. И целая гамма чувств: робкая надежда, благородство, робость, ревность, нежность… Можно сказать, это маленький гимн любви.

Учитель. Действительно, это стихотворение о печали прощения, о нежности, о потере, о благородстве и красоте человеческих чувств, о великой силе любви. Любовь не состоялась. Но как человечны и заботливы друг к другу он и она.

6. Закрепление

- Что значит любить для А. С. Пушкина? Какое значение вкладывал поэт в слово ЛЮБОВЬ? (слайд 10) Составим синквейн (работа в парах, проверка).

- Стихи Пушкина – вовсе не дневник его любовных побед и поражений. В них запечатлена не только психология любовных переживаний, но и выражены философские представления поэта о Женщине как об источнике красоты, гармонии. Пушкин не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить. Истинную любовь поэт ставит выше других чувств, показывая ее неодолимую силу.

7. Самостоятельная работа (слайд 12)

8. Подведение итогов

- Над какой темой работали на уроке?

- Пополнились ли ваши знания сегодня о Пушкине?

- Какое место занимала любовь в жизни поэта?

9. Домашнее задание (разноуровневое). (слайд 13)

а) выучить наизусть одно из изученных стихотворений;

б) подобрать стихотворения А. С. Пушкина о любви и сделать анализ.

10. Рефлексия (слайд 14)

- В начале урока нами были поставлены цели урока. Достигли ли мы поставленных целей?

- Назовите три момента, которые у вас получились хорошо в процессе урока. Предложите одно действие, которое улучшит вашу работу на следующем уроке.

Оборудование: мультимедийная аппаратура; презентация “Адресаты лирики А.С.Пушкина” (Приложение 1); аудиозаписи романсов на стихи А.С.Пушкина: М.Глинки “Я помню чудное мгновенье”, Н.А. Римского-Корсакова “На холмах Грузии лежит ночная мгла…”, Цезаря Кюи “Сожженное письмо”, А. Бородина “Для берегов отчизны дальней. ”; аудиозапись стихотворения “Мадонна” в исполнении И.Смоктуновского.

1. Слово учителя

Сегодня мы будем говорить о самом поэтическом, высоком и чистом чувстве, имя которому – любовь. Великое множество произведений посвятили этому чувству выдающиеся мастера поэзии и прозы.

В отличие от дружбы, в которой Пушкин ценил постоянство, верность, любовь рассматривалась им как чувство преходящее. Оно, подобно буре, властно захватывало поэта, давало ему мощный источник вдохновения, лишало его свободы, подчиняя “страстям мятежным”, но, как всякая буря, угасало, превращаясь в “погасший пепел”. Пушкин не искал вечной любви, вечной для него была потребность любить.

Однако любовную лирику Пушкина не следует рассматривать как поэтический аналог его “донжуанского списка”. В лирике говорится о чувствах поэта, а не об отношениях, связывавших его с возлюбленными. Любовь для Пушкина – предмет высокой поэзии. Она словно выделена за пределы быта, “житейской прозы”. Стихи Пушкина – это не только психологическая правда любовных переживаний, но и выражение философских представлений поэта о Женщине как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждений. Пушкин любил женщин, он воспел Женщину.

Мария Раевская писала: “Как поэт, он считал своим долгом быть влюбленным во всех хорошеньких женщин и молодых девушек, с которыми он встречался. Мне вспоминается, … недалеко от Таганрога, … завидев море, мы приказали остановиться, вышли из кареты и всей гурьбой бросились любоваться морем. Оно было покрыто волнами, и, не подозревая, что поэт шел за нами, я стала забавляться тем, что бегала за волной, а когда она настигала меня, я убегала от нее… Пушкин нашел, что эта картинка была очень грациозна, и, поэтизируя детскую шалость, написал прелестные стихи: мне было тогда лишь 15 лет”.

Как я завидовал волнам,
Бегущим бурной чередою
С любовью лечь к ее ногам!
Как я желал тогда с волнами
Коснуться милых ног устами.

Не претендуя даже намеком на отведенную ей некоторыми позднейшими исследователями творчества Пушкина роль его “единственной” и “потаенной” любви, Мария Раевская, с явным удовлетворением вспоминает, что и она в ряду всех тех хорошеньких женщин и молодых девушек, с которыми поэт встречался и в которых как поэт был влюблен, что и она дала повод для прелестных стихов. М.Н.Раевская точно поняла главное: “В сущности, он обожал только свою музу и поэтизировал все, что видел”.

В любовной лирике Пушкина главное не она в своем персональном, индивидуальном облике, а он: его чувства, настроения и переживания.

В пушкинскую поэзию любовь вошла почти с первым стихотворением.

Влюбчивый, увлекающийся до беспамятства, чью биографию пушкинисты вычислили и расписали с точностью, кажется, до часа, поэт оставил множество любовных стихотворений, которые при многочисленности “адресатов” поражают тем, с трудом поддаются лирической циклизации. Судить по стихам Пушкина о его действительных увлечениях трудно: случайная встреча могла породить прекраснейшие стихи, сильная страсть – не оставить почти никаких следов. Сам поэт признавался, что в отличие от Петрарки, “любя, был глуп и нем. Прошла любовь – явилась Муза, и прояснился темный ум…”. Возможно, по этой причине любовные стихи Пушкина написаны большей частью как воспоминание, так, что строки, посвященные Е.Воронцовой, например, могут перемежаться со стихами к А.Ризнич, вовсе не свидетельствуя при этом о “ветрености” или “неверности” поэта. Скорее, это было признаком верности тому, что сам он называл идеалом, с которого создавались и Татьяна, и другие героини его поэзии, реальные и вымышленные.

Являлись музы, как виденья
На кратком жизненном пути,
Рождая силу вдохновенья
Для новой пламенной любви.

И с позволения поэта
Я чувствам должное воздам,
Не нарушая стиль при этом
И череду любимых дам.

– Кому же посвящал свои стихи А. С. Пушкин?

3. Анализ стихотворения “Я помню чудное мгновенье”

– Только ли любовной теме посвящено это стихотворение?

– О чём и что говорит оно?

– Как поэт рисует образ возлюбленной? (Очень схематично, мы можем отнести его слова к любой женщине).

– Почему именно так пишет Пушкин? (Ведь Керн была очень красива!)

(Оказывается, стихотворение “Я помню чудное мгновенье…” лишь вызвано к жизни встречей с Керн, но посвящено не ей, а пробуждению души поэта, стремлению её к творчеству, к чему-то высшему и безмерному).

– Какие периоды жизни Пушкина отразились в этом стихотворении?

– Какая часть стихотворения показывает пробуждение от мучительного сна?

– Чем она отличается от двух других?

– В чем смысл “кольцевой” композиции, повторов?

В этом стихотворении на первом плане – субъективные впечатления о женщине. С особой силой в стихотворении подчеркивается мысль о том, что вместе с женщиной появляются “и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь”, которые уходят, когда женщина исчезает из памяти, из снов поэта. Именно любовь способна дать человеку высшее наслаждение. Любовь – символ духовного возрождения. Надежда на то, что новая любовь впереди, – самая высокая и светлая надежда Пушкина.

– С этой историей любви связана ещё одна, не менее поэтичная. Композитор Глинка, влюбившись в дочь А. П. Керн, написал музыку на стихи “Я помню чудное мгновенье”.

Звучит романс М. Глинки на стихи А. Пушкина “Я помню чудное мгновенье”.

– Как начинает звучать в стихотворении музыка любви? Вслушайтесь в само звучание?

– Услышали ли вы звуковые и лексические повторы, сквозные рифмы и даже повтор строк?

– Случайно ли это? И почему автор избрал для повтора именно эти слова?

– Другое произведение поэта, которое также привлекло внимание композитора Н.А. Римского-Корсакова, – стихотворение “На холмах Грузии. ”. Это последнее поэтическое воспоминание Пушкина о Марии Волконской, дочери прославленного героя Отечественной войны генерала Н.Н. Раевского.

(Звучит романс Н.А. Римского-Корсакова “На холмах Грузии лежит ночная мгла. ”)

– Среди адресатов любовной лирики А.С. Пушкина – Елизавета Ксаверьевна Воронцова, жена генерал-губернатора Новороссийского края. Современники отмечали ее ум, образованность, очарование и “прелесть обхождения”.

(Звучит романс Цезаря Кюи “Сожженное письмо”)

(Звучит романс А. Бородина “Для берегов отчизны дальней. ”)

– Прощание с уходящей любовью нашло отражение в знаменитой элегии “Я вас любил…”, выделяющейся высотой нравственного чувства, взлетом его души, его любви, стоящей на грани самоотречения. В стихотворении выражено удивительное по чистоте и подлинной человечности чувство. Неразделенная любовь поэта лишена всякого эгоизма. Он по-настоящему любит эту женщину, заботится о ней, не хочет тревожить и печалить ее своими признаниями, желает, чтобы любовь к ней ее будущего избранника была такой же искренней и нежной, как любовь поэта.

8. Анализ стихотворения “Я вас любил…”

– В стихотворении “Я вас любил. ” много психологических деталей. Каких?

(Пик чувства пройден, поэта не мучит “болезнь” любви. Он пишет о том моменте, когда чувство уже угасает, но еще “угасло не совсем”. В его душе оживает любовь-воспоминание).

– Какая это была любовь?

(Это была любовь невысказанная, “безмолвная”, не связанная с надеждами на взаимность. Он вспоминает грустные мгновения своего чувства, которое колебалось между робостью и ревностью).

– Как поэт подчеркивает силу прошедшей любви?

(Он делает это тонко, деликатно, желая, чтобы “другой” любил женщину так же искренно и нежно, как он. В стихотворении нет ни упреков, ни обид, ни безнадежности. Поэт благодарен женщине даже за “безмолвную” любовь. К ней он относится бережно и с теплотой: разлюбив ее, он верит в то, что она вновь будет любима).

– Есть ли описание возлюбленной поэта в тексте? (В этом стихотворении, как и в большинстве стихотворений 1820-х гг., нет портрета возлюбленной. Черты любимых женщин Пушкин часто видит как бы сквозь дымку воспоминаний и снов. Говорить о них поэту столь же сложно, как и об абсолютной красоте или о высшем блаженстве, поэтому образы женщин создаются с помощью сравнений и аналогии).

– От плена изящной Олениной поэта избавила юная 16-летняя Наталья Николаевна Гончарова, поразившая Пушкина царственной, гармоничной и одухотворенной красотой.

Чувство глубокой любви и нежности Пушкин сохранил на протяжении всей их совместной жизни. Наталье Николаевне посвящены прекрасные стихотворения: “Когда в объятия мои”, “Мадонна”, “Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит”.

(Звучит стихотворение “Мадонна” в исполнении И. Смоктуновского)

10. Слово учителя

Любовь в поэзии А.С.Пушкина – это глубокое, чистое, бесконечно нежное чувство, облагораживающее и очищающее человека. Даже тогда, когда ей нет отклика, она – дар жизни. Любимая представляется поэту как “гений чистой красоты”, как “чистейшей прелести чистейший образец”.

Я думаю, что, познакомившись с любовной лирикой А.С.Пушкина, вы согласитесь с мнением В.Г.Белинского: “Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина. Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека”.

Поэт дорог нам тем, что учит нас с уважением относиться к такому бесценному дару судьбы, как любовь.

11. Информация учащихся о домашнем задании

1) выполнить письменный анализ одного из стихотворений о любви;
2) выучить одно стихотворение наизусть по выбору учащихся.

5 Жизнь + любовь = . Любовь: Чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения; Склонность, пристрастие к чему- нибудь.

7 Адресаты любовной лирики А.С.Пушкина Задание на урок: 1. Записать названия произведений, а также всех адресатов любовной лирики. 2. Отметить психологическое состояние автора. Какое чувство он испытывает? 3. Можно ли сказать, что «любовь у Пушкина – это не просто чувство человека, но чувство человека- художника? (Ответ на вопрос)

8 Я вас любил: любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим.

Читайте также: