Доброта в стихах и сказках конспект занятия 3 класс
Обновлено: 06.07.2024
Цель: формирование представлений учащихся об общечеловеческих качествах – доброте, сострадании и их значимости в системе человеческих отношений.
Задачи:
- Воспитательная: содействовать воспитанию доброты, неравнодушного отношения к окружающему миру и толерантному отношению к детям и взрослым;
- Познавательная: формировать знания о понятиях добро, равнодушие, благотворительность;
- Развивающая: создать условия для развития взаимоуважения, вежливого обращения к окружающим.
УУД:
- Личностные: находить способ увлечь детей знаниями; осознавать смысл учения и понимать личную ответственность за будущий результат.
- Регулятивные: планировать и контролировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
- Коммуникативные: слушать и понимать речь других; формировать и высказывать свою точку зрения; задавать вопросы; аргументировать свою позицию; уметь вступать в диалог.
- Познавательные: включение детей в открытие новых знаний; использование развивающих заданий; использование интерактивных возможностей ИКТ.
Ход занятия
– Ребята, послушайте запись и попробуйте предположить, о чём мы сегодня будем говорить.
– Предположите тему нашего занятия.
(Дети высказывают свои предположения)
– Правильно. Тема нашего занятия-доброта. СЛАЙД 1
Работать мы будем в группах.
– Человек, который делает добро, он какой?
– Назовите антоним к слову: добрый.
– На слайде вы видите качества характера человека. СЛАЙД 4
Давайте попробуем разобраться: что же плохо, что хорошо.
Разделите слова на группы: зло, добро. (Работа в группах)
– Что у нас получилось? СЛАЙД 5
– Какой вывод можно сделать?
– Ребята, а как вы думаете: нужно ли нам разговаривать на эту тему?
– Да, в нашей жизни встречаются не добрые поступки.
– Когда человеку сделали зло, человек плохо себя чувствует.
– Были ли в вашей жизни моменты, когда вам делали зло?
– Вспомните, делали ли вы в своей жизни добрые поступки?
– Скажите, каким был по-вашему мнению Мишка? Почему
– Выскажите свои мнения по этому рассказу.
(Добро возвращается добром, а зло-злом. )
(Всегда нужно думать о других людях, чтобы им было рядом с вами хорошо.)
– У вас на партах лежат карточки с имена сказочных героев. Разделите их на две группы: совершающие добро и совершающие зло.
(Баба Яга, Василиса Прекрасная, Иван-царевич. Кощей Бессмертный, Белоснежка, Царица – мачеха, Айболит, Бармалей и т. п. )Приложение 3
– Докажите своё мнение.
– Можно ли научиться делать добрые поступки? Давайте попробуем поработать в группах и поищем вместе выход из предложенных ситуаций.
Работа в группах. Приложение 4
Ситуация 1.
У Димы друзей не было. Да и зачем они, когда он сам себя развеселить может? И делал он это так: примотает к одному концу веревки консервную банку, а другой конец привяжет к лапе кошки и как свистнет. Кошка бежит как шальная! А Диме весело.
Ситуация 2.
До чего же Вася не любил жадин!
Можно ли назвать поступок Васи злым? Помогите Васе разобраться.
Ситуация 3.
У Гали был вредный сосед. Всё время ворчал. Надоело это Гале и её подружкам. Однажды они привязали к входной двери подъезда верёвку и сами, спрятавшись, стали поджидать соседа, который возвращался из магазина с полным пакетом. Как только он потянулся к дверной ручке, веревку дернули. Дверь ударила мужчину прямо по лицу, а все продукты рассыпались.
помогать слабым и больным
– быть внимательным к людям
– беречь родных и близких
Работа над значением слова.
– Сейчас существует много фондов, которые занимаются благотворительностью.
Рассказ о фонде Хабенского.
Стать добрым волшебником Слайд 10
Вовсе не нужно особой.
Понять и исполнить
Главное волшебство – доброта. Доброта, что солнце говорят в народе. Добрые поступки нужны в сказке, нужны в жизни.
Доброта живет в каждом из нас. Где же? Покажите. Да, она живет в душе, в сердце. Дорога добра ведет от сердца к сердцу. Пусть дорогу добра освещает доброта вашего сердца.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Выполнила:
педагог дополнительного образования
Тлюстен Сабина Руслановна
Краснодар, 2021 г.
Направление: духовно- нравственное.
Цель: формирование у обучающихся этических норм поведения в обществе и общения друг с другом.
Образовательные
- формировать представления о доброте как вечной духовной ценности.
Развивающие
-развивать внимание, мышление, связную речь;
-расширять словарный запас;
- развивать стремления проявлять доброту и определить ее как качество человека в жизни;
Воспитательные
-воспитывать чуткое и доброжелательное отношение обучающихся к себе и окружающим;
-содействовать воспитанию гуманности, добропорядочности, неравнодушного отношения к окружающему миру .
Планируемые результаты:
Знать: основные понятия темы: доброта.
Метапредметные
Познавательные:
-формирование умений классифицировать, сравнивать и анализировать, обобщать данные.
Регулятивные:
-развивать умения работать в соответствии с поставленными целями;
-формировать умения для проявления внеурочной деятельности инициативности;
-уметь оценивать свои действия, высказывать своё мнение, делать выводы.
Коммуникативные:
-формировать умения сотрудничества с учителем, с одноклассниками, уметь вступать в диалог;
-быть ответственным за результат своих действий, наблюдать за действиями одноклассников, анализировать их деятельность, уметь увидеть неточности и корректировать их.
-устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом, оценивать собственный вклад в работу на уроке, формирование устойчивой мотивации к обучению.
Методы обучения
Словесный (беседа, рассказ), наглядный (демонстрация, иллюстрация), практический, метод эмоционального стимулирования (похвала), эвристический метод.
Методы воспитания
методы формирования познания (беседа, внушение).
Средства обучения: ноутбук, электронная доска, проектор, презентация, классная доска, раздаточный материал.
Ход занятия
Этап занятия
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Сабина Руслановна, сегодня я проведу у вас классный час.
Обучающиеся приветствуют учителя.
Фронтальная форма организации обучения. Словесный метод (беседа).
Организует определение темы и цели занятия:
-А для того, чтобы определить тему классного часа вам нужно взять листы, которые я раздала. Посмотрите на первый ряд. Что вы видите?
Посмотрите на второй ряд. Мы видим буквы. Буквы эти живут в домиках- геометрических фигурах, у каждой буквы свой домик. Нам нужно буквы соединить с их домиком. Домики у нас в первом ряду. И у нас получится слово. (приложение 1)
-Верно, кто догадался о чём мы сегодня будем говорить на занятии?
-Сформулируйте задачи сегодняшнего занятия, пользуясь словами- подсказками, которые вы видите на экране.
Организует терминологическую работу:
-Как вы думаете, что такое доброта?
-Как вы считаете, зачем нужна доброта?
-Как вы думаете, на земле много добрых людей?
-Легко ли быть добрым?
Организует работу в парах:
-Да, в жизни много добра. Но, к сожалению, есть и зло. И в сказках мы встречаем представителей зла и добра.
-Сейчас вы будете работать в парах. У вас на столах лежат карточки, рассмотрите, кто на них изображен. Вам нужно разделить их на две группы: добрые персонажи и злые персонажи.
Организует проверку по эталону:
-Посмотрите на экран, давайте проверим, правильно ли вы распределили героев сказок по группам.
-Давайте немного отдохнём.
Руки кверху подниманием, а потом их опускаем.
А потом их разведём,
И к себе скорей прижмём.
А потом скорей, скорей.
Хлопай, хлопай веселей!
Организует работу в группах:
А сейчас хочу предложить побыть вам художниками. Попробуем создать картину, несущую добро – милый сердцу дом, чудесный сад и цветы доброты.
У всех на столах лежат кирпичики – элементы нашей картины. На каждом кирпичике написана часть пословицы. Соедините половинки пословиц о доброте. Первый ряд читает начало пословицы, второй и третий ряд находят у себя продолжение пословицы, затем каждый свою пословицу укрепите на доске (приложение 2)
-Вместе с постройкой дома обычно закладывается и сад.
Я вам предлагаю набор деревьев, на которых написаны слова (приложение 3). Из этих слов выберите те качества, которые необходимы доброму человеку. И прикрепите рядом с домом.
- Какие качества вы выбрали?
-Как же наш дом и сад без цветов? Давайте посадим цветы доброты (приложение 4). Возьмите свой цветок, напишите на нём имя самого доброго человека класса.
- Назовите, чьё имя вы записали? Почему?
Наша картина готова: есть дом, сад, цветы.
- Как вы думаете, где находится сад и дом Доброты у каждого человека?
-Правильно! Вот мы и пришли к выводу: Добру откроются сердца!
-Ребята! Будьте добры с теми, кто вас окружает. Делайте людям добро и будьте уверены, они отблагодарят вас тем же. Помните, что без добрых дел нет доброго имени.
Организует пальчиковую гимнастику:
Спинка и сиденье,
Стул на удивление
-Сегодня я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала. Познакомьтесь, это Оля (приложение 5). Сейчас мы её будем обижать. Я попрошу помочь мне. Вспомните, как вы обижаете, друг друга на перемене, когда злитесь и ссоритесь. Обижая друг друга, даже словом, мы причиняем боль. Вы будете говорить кукле что-то обидное, а я буду причинять ей боль, загибая край бумаги.
(Ученики называет обидные слова, учитель загибает края куклы, руки, ноги.)
- Посмотрите на куклу, изменилась она? Такая ли она была в начале? Что в ней изменилось?
- Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили.
(Дети по очереди называют слова)
- Ребята, а сейчас посмотрите на Олю, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале разговора? Почему?
Попытаемся сделать вывод: боль остаётся в душе ещё очень долго, и никакие комплименты не могут её разгладить. Слово имеет очень большое значение в жизни человека.
В данной разработке представлен конспект внеурочного занятия для 3 класса на тему: "В страну Добраты".
Цель: формирование нравственных качеств личности младшего школьника.
– формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла;
– развитие умений сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
– формировать умение совместно работать в группе;
– способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.
Оборудование:
- таблички с названием команд,
- разрезные пословицы о доброте,
- конверты с заданиями (тексты),
- карточки со словами
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный классный час. А начнем мы его с удивительной песни.
(Звучит песня о дороге добра)
Вот вы послушали песню. Как вы думаете, чему будет посвящен наш классный час? Да, доброте. Мы поговорим о дружбе, доброте и отзывчивости - о тех качествах, которые помогают каждому из нас обрести друзей, найти взаимопонимание, стать настоящим Человеком. А чтобы разговор получился интересным, проведём его в виде ринга между тремя командами. (Смайлик, Красота и Лучик)
Итак, начинаем! Каждой команде предлагается задание.
Напишите, что, по-вашему, означает слово Доброта (листы командам). С чем у вас ассоциируется это слово? Что вам сразу приходит в голову, когда вы слышите слово Доброта?
Зачитываются ответы детей.
Видите, как по-разному мы представляем себе это понятие. А чтобы лучше разобраться, что же такое настоящая Доброта, сейчас мы отправимся в необычное путешествие в мир Доброты.
1) Остров пословиц.
Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах:
Доброе слово лечит, а злое - калечит.
Жизнь дана на добрые дела.
Ласковое слово, что солнышко в ненастье.
Плохо тому, кто добра не делает никому.
Доброе слово и кошке приятно.
Добрые дела красят человека.
Каждой команде выдаются рассыпанные пословицы. Вам нужно из слов и словосочетаний собрать пословицу, наклеить ее на лист, обсудить в группе, в чем заключается смысл этой пословицы, а затем всем рассказать ваше мнение.
Дети выходят к доске, вывешивают пословицы и объясняют их значение.
2) Город вежливости.
Да, правильно. Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям. Первый шаг к доброте – это доброе слово. Поэтому мы отправляемся в город вежливости.
Разминка. Игра:
- Растает даже ледяная глыба
От слова теплого…(спасибо)
- Зазеленеет старый пень,
Когда услышит…(добрый день)
- Мальчик, вежливый и развитый
-Когда нас бранят за шалости,
Говорим … (извините, пожалуйста)
-И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят …(до свидания)
А сейчас мы поиграем.
Игра “Вежливо — невежливо”.
Я буду задавать вопросы, а вы все вместе, хором, - отвечать - вежливо или невежливо.
• Поздороваться при встречи?
• Толкнуть и не извиниться?
• Помочь поднять упавшую вещь?
• Не снять шапку, когда заходишь в школу?
• Говорить “Спасибо” за подарок?
• Поздороваться при встрече?
• Перебивать во время разговора?
• Обозвать обидным словом соседа?
• Извиниться за вынужденное опоздание?
• Уйти и не попрощаться?
• Не уступить место старшим в автобусе?
• Бегать по коридорам, сбивая всех с ног?
Обсуждать поведение других людей легко. А как бы вы сами поступили в этих ситуациях? Сейчас я каждой команде раздаю ситуации. А вы прочитайте их, найдите ошибки, обсудите в группе и скажите, в чем дети были не правы.
Девочка возмущенно жаловалась маме: “Во дворе есть такой плохой мальчик – все время зовет меня Валькой”. “А ты как его зовешь?” – спросила мама. “Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: “Эй, ты!”
Права ли была девочка?
(Девочка сама должна звать мальчика по имени, показывая ему пример, а не кричать “Эй, ты!”)
Мальчик крикнул прохожему “Сколько время?”
Какие ошибки допустил мальчик?
1) надо было не кричать, а говорить; 2) Скажите, пожалуйста; 3) Правильнее говорить который час, а не сколько время
В школьном коридоре разговаривают 2 учителя. Среди них Катя увидела свою учительницу и вежливо поздоровалась только с ней: “Здравствуйте, Ольга Ивановна!” Правильно ли поступила девочка?
(Надо было сказать общее “Здравствуйте”)
4) Сказочная долина.
Да, непросто, оказывается, быть вежливым и культурным человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и сказки. Наш дальнейший путь лежит в Сказочную долину. Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает зло.
Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. А поможет нам в этом Сказочный сундук. Нам нужно догадаться, о ком идёт речь.
1. Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)
2. Лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит)
3. Это были любимые цветы девочки, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда)
5. Этот сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка.
6. Эта собачка была неразлучным другом девочки, которая помогла Страшиле, Железному дровосеку и Трусливому Льву обрести то, чего им не хватало в жизни.
Чем же отличаются эти сказочные герои от всех остальных героев, например Бабы-Яги, Карабаса-Барабаса? Тем, что они творят добро, помогают доброму человеку, хорошему делу, мешают злому.
-А на какого героя вы хотели бы быть похожи? Почему?
Значит, и вы можете быть волшебниками, ведь главное волшебство – это доброта. Благодаря вашим добрым мыслям, поступкам мы и приплыли к морю Доброты, добрались до Доброй земли.
Изготовление коллажа.
Земля покрыта туманом. Давайте сделаем так, чтобы солнце на этой земле засияло ярко-ярко. Для этого для каждой команды я раздам солнечные лучики, и вы на них напишите, какие добрые дела вы можете сделать для окружающих вас людей.
Рефлексия. Итог занятия.
Посмотрите на наше солнышко. Сколько же добра мы можем сделать с вами!
Добравшись до Доброй земли, вы, наверное, поняли, что у каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.
Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.
А я сегодня всех благодарю за теплый разговор, за добрые мысли, за творческое отношение к работе.
Добрые слова – корни.
Добрые мысли – цветы.
Добрые дела – плоды.
Добрые сердца – сады.
Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами!
Молодцы ребята! Все правильно сделали. А сейчас мы попробуйте угадать сказочных героев, которые делали добрые дела, по маленькому описанию. Слушайте внимательно. О ком идет речь?
Слайд 27
Добрым быть совсем -совсем не просто
Не зависит доброта от роста
Не зависит доброта от цвета
Доброта не пряник, не конфета
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
- Любите друг друга. Помогайте друг другу. И будьте добрыми, как жители Страны Доброты.
- Вам понравилось путешествие? (Да)
- Вы сегодня очень правильно сказали, что доброта находится в сердце каждого человека. Давайте подарим жителям страны Доброты кусочек нашего сердца.
Читайте также: