Доброта в стихах и сказках конспект занятия 3 класс

Обновлено: 06.07.2024

Цель: формирование представлений учащихся об общечеловеческих качествах – доброте, сострадании и их значимости в системе человеческих отношений.

Задачи:

  • Воспитательная: содействовать воспитанию доброты, неравнодушного отношения к окружающему миру и толерантному отношению к детям и взрослым;
  • Познавательная: формировать знания о понятиях добро, равнодушие, благотворительность;
  • Развивающая: создать условия для развития взаимоуважения, вежливого обращения к окружающим.

УУД:

  • Личностные: находить способ увлечь детей знаниями; осознавать смысл учения и понимать личную ответственность за будущий результат.
  • Регулятивные: планировать и контролировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
  • Коммуникативные: слушать и понимать речь других; формировать и высказывать свою точку зрения; задавать вопросы; аргументировать свою позицию; уметь вступать в диалог.
  • Познавательные: включение детей в открытие новых знаний; использование развивающих заданий; использование интерактивных возможностей ИКТ.

Ход занятия

– Ребята, послушайте запись и попробуйте предположить, о чём мы сегодня будем говорить.

– Предположите тему нашего занятия.

(Дети высказывают свои предположения)

– Правильно. Тема нашего занятия-доброта. СЛАЙД 1

Работать мы будем в группах.

– Человек, который делает добро, он какой?

– Назовите антоним к слову: добрый.

– На слайде вы видите качества характера человека. СЛАЙД 4

Давайте попробуем разобраться: что же плохо, что хорошо.

Разделите слова на группы: зло, добро. (Работа в группах)

– Что у нас получилось? СЛАЙД 5

– Какой вывод можно сделать?

– Ребята, а как вы думаете: нужно ли нам разговаривать на эту тему?

– Да, в нашей жизни встречаются не добрые поступки.

– Когда человеку сделали зло, человек плохо себя чувствует.

– Были ли в вашей жизни моменты, когда вам делали зло?

– Вспомните, делали ли вы в своей жизни добрые поступки?

– Скажите, каким был по-вашему мнению Мишка? Почему

– Выскажите свои мнения по этому рассказу.

(Добро возвращается добром, а зло-злом. )

(Всегда нужно думать о других людях, чтобы им было рядом с вами хорошо.)

– У вас на партах лежат карточки с имена сказочных героев. Разделите их на две группы: совершающие добро и совершающие зло.

(Баба Яга, Василиса Прекрасная, Иван-царевич. Кощей Бессмертный, Белоснежка, Царица – мачеха, Айболит, Бармалей и т. п. )Приложение 3

– Докажите своё мнение.

– Можно ли научиться делать добрые поступки? Давайте попробуем поработать в группах и поищем вместе выход из предложенных ситуаций.

Работа в группах. Приложение 4

Ситуация 1.

У Димы друзей не было. Да и зачем они, когда он сам себя развеселить может? И делал он это так: примотает к одному концу веревки консервную банку, а другой конец привяжет к лапе кошки и как свистнет. Кошка бежит как шальная! А Диме весело.

Ситуация 2.

До чего же Вася не любил жадин!

Можно ли назвать поступок Васи злым? Помогите Васе разобраться.

Ситуация 3.

У Гали был вредный сосед. Всё время ворчал. Надоело это Гале и её подружкам. Однажды они привязали к входной двери подъезда верёвку и сами, спрятавшись, стали поджидать соседа, который возвращался из магазина с полным пакетом. Как только он потянулся к дверной ручке, веревку дернули. Дверь ударила мужчину прямо по лицу, а все продукты рассыпались.

помогать слабым и больным

– быть внимательным к людям

– беречь родных и близких

Работа над значением слова.

– Сейчас существует много фондов, которые занимаются благотворительностью.

Рассказ о фонде Хабенского.

Стать добрым волшебником Слайд 10

Вовсе не нужно особой.

Понять и исполнить

Главное волшебство – доброта. Доброта, что солнце говорят в народе. Добрые поступки нужны в сказке, нужны в жизни.

Доброта живет в каждом из нас. Где же? Покажите. Да, она живет в душе, в сердце. Дорога добра ведет от сердца к сердцу. Пусть дорогу добра освещает доброта вашего сердца.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Выполнила:
педагог дополнительного образования

Тлюстен Сабина Руслановна

Краснодар, 2021 г.

Направление: духовно- нравственное.

Цель: формирование у обучающихся этических норм поведения в обществе и общения друг с другом.

Образовательные

- формировать представления о доброте как вечной духовной ценности.

Развивающие

-развивать внимание, мышление, связную речь;

-расширять словарный запас;

- развивать стремления проявлять доброту и определить ее как качество человека в жизни;

Воспитательные

-воспитывать чуткое и доброжелательное отношение обучающихся к себе и окружающим;

-содействовать воспитанию гуманности, добропорядочности, неравнодушного отношения к окружающему миру .

Планируемые результаты:

Знать: основные понятия темы: доброта.

Метапредметные

Познавательные:

-формирование умений классифицировать, сравнивать и анализировать, обобщать данные.

Регулятивные:

-развивать умения работать в соответствии с поставленными целями;

-формировать умения для проявления внеурочной деятельности инициативности;

-уметь оценивать свои действия, высказывать своё мнение, делать выводы.

Коммуникативные:

-формировать умения сотрудничества с учителем, с одноклассниками, уметь вступать в диалог;

-быть ответственным за результат своих действий, наблюдать за действиями одноклассников, анализировать их деятельность, уметь увидеть неточности и корректировать их.

-устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом, оценивать собственный вклад в работу на уроке, формирование устойчивой мотивации к обучению.

Методы обучения

Словесный (беседа, рассказ), наглядный (демонстрация, иллюстрация), практический, метод эмоционального стимулирования (похвала), эвристический метод.

Методы воспитания

методы формирования познания (беседа, внушение).

Средства обучения: ноутбук, электронная доска, проектор, презентация, классная доска, раздаточный материал.

Ход занятия

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Сабина Руслановна, сегодня я проведу у вас классный час.

Обучающиеся приветствуют учителя.

Фронтальная форма организации обучения. Словесный метод (беседа).

Организует определение темы и цели занятия:

-А для того, чтобы определить тему классного часа вам нужно взять листы, которые я раздала. Посмотрите на первый ряд. Что вы видите?

Посмотрите на второй ряд. Мы видим буквы. Буквы эти живут в домиках- геометрических фигурах, у каждой буквы свой домик. Нам нужно буквы соединить с их домиком. Домики у нас в первом ряду. И у нас получится слово. (приложение 1)


-Верно, кто догадался о чём мы сегодня будем говорить на занятии?

-Сформулируйте задачи сегодняшнего занятия, пользуясь словами- подсказками, которые вы видите на экране.

Организует терминологическую работу:

-Как вы думаете, что такое доброта?

-Как вы считаете, зачем нужна доброта?

-Как вы думаете, на земле много добрых людей?

-Легко ли быть добрым?

Организует работу в парах:

-Да, в жизни много добра. Но, к сожалению, есть и зло. И в сказках мы встречаем представителей зла и добра.

-Сейчас вы будете работать в парах. У вас на столах лежат карточки, рассмотрите, кто на них изображен. Вам нужно разделить их на две группы: добрые персонажи и злые персонажи.

Организует проверку по эталону:

-Посмотрите на экран, давайте проверим, правильно ли вы распределили героев сказок по группам.

-Давайте немного отдохнём.

Руки кверху подниманием, а потом их опускаем.

А потом их разведём,

И к себе скорей прижмём.

А потом скорей, скорей.

Хлопай, хлопай веселей!

Организует работу в группах:

А сейчас хочу предложить побыть вам художниками. Попробуем создать картину, несущую добро – милый сердцу дом, чудесный сад и цветы доброты.

У всех на столах лежат кирпичики – элементы нашей картины. На каждом кирпичике написана часть пословицы. Соедините половинки пословиц о доброте. Первый ряд читает начало пословицы, второй и третий ряд находят у себя продолжение пословицы, затем каждый свою пословицу укрепите на доске (приложение 2)

-Вместе с постройкой дома обычно закладывается и сад.

Я вам предлагаю набор деревьев, на которых написаны слова (приложение 3). Из этих слов выберите те качества, которые необходимы доброму человеку. И прикрепите рядом с домом.

- Какие качества вы выбрали?

-Как же наш дом и сад без цветов? Давайте посадим цветы доброты (приложение 4). Возьмите свой цветок, напишите на нём имя самого доброго человека класса.

- Назовите, чьё имя вы записали? Почему?

Наша картина готова: есть дом, сад, цветы.

- Как вы думаете, где находится сад и дом Доброты у каждого человека?

-Правильно! Вот мы и пришли к выводу: Добру откроются сердца!

-Ребята! Будьте добры с теми, кто вас окружает. Делайте людям добро и будьте уверены, они отблагодарят вас тем же. Помните, что без добрых дел нет доброго имени.

Организует пальчиковую гимнастику:

Спинка и сиденье,

Стул на удивление

-Сегодня я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала. Познакомьтесь, это Оля (приложение 5). Сейчас мы её будем обижать. Я попрошу помочь мне. Вспомните, как вы обижаете, друг друга на перемене, когда злитесь и ссоритесь. Обижая друг друга, даже словом, мы причиняем боль. Вы будете говорить кукле что-то обидное, а я буду причинять ей боль, загибая край бумаги.

(Ученики называет обидные слова, учитель загибает края куклы, руки, ноги.)

- Посмотрите на куклу, изменилась она? Такая ли она была в начале? Что в ней изменилось?

- Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили.

(Дети по очереди называют слова)

- Ребята, а сейчас посмотрите на Олю, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале разговора? Почему?

Попытаемся сделать вывод: боль остаётся в душе ещё очень долго, и никакие комплименты не могут её разгладить. Слово имеет очень большое значение в жизни человека.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлен конспект внеурочного занятия для 3 класса на тему: "В страну Добраты".

Цель: формирование нравственных качеств личности младшего школьника.

– формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла;

– развитие умений сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

– формировать умение совместно работать в группе;

– способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.

Оборудование:

- таблички с названием команд,

- разрезные пословицы о доброте,

- конверты с заданиями (тексты),

- карточки со словами

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный классный час. А начнем мы его с удивительной песни.

(Звучит песня о дороге добра)

Вот вы послушали песню. Как вы думаете, чему будет посвящен наш классный час? Да, доброте. Мы поговорим о дружбе, доброте и отзывчивости - о тех качествах, которые помогают каждому из нас обрести друзей, найти взаимопонимание, стать настоящим Человеком. А чтобы разговор получился интересным, проведём его в виде ринга между тремя командами. (Смайлик, Красота и Лучик)

Итак, начинаем! Каждой команде предлагается задание.

Напишите, что, по-вашему, означает слово Доброта (листы командам). С чем у вас ассоциируется это слово? Что вам сразу приходит в голову, когда вы слышите слово Доброта?

Зачитываются ответы детей.

Видите, как по-разному мы представляем себе это понятие. А чтобы лучше разобраться, что же такое настоящая Доброта, сейчас мы отправимся в необычное путешествие в мир Доброты.

1) Остров пословиц.

Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах:

Доброе слово лечит, а злое - калечит.

Жизнь дана на добрые дела.

Ласковое слово, что солнышко в ненастье.

Плохо тому, кто добра не делает никому.

Доброе слово и кошке приятно.

Добрые дела красят человека.

Каждой команде выдаются рассыпанные пословицы. Вам нужно из слов и словосочетаний собрать пословицу, наклеить ее на лист, обсудить в группе, в чем заключается смысл этой пословицы, а затем всем рассказать ваше мнение.

Дети выходят к доске, вывешивают пословицы и объясняют их значение.

2) Город вежливости.

Да, правильно. Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям. Первый шаг к доброте – это доброе слово. Поэтому мы отправляемся в город вежливости.

Разминка. Игра:

- Растает даже ледяная глыба

От слова теплого…(спасибо)

- Зазеленеет старый пень,

Когда услышит…(добрый день)

- Мальчик, вежливый и развитый

-Когда нас бранят за шалости,

Говорим … (извините, пожалуйста)

-И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят …(до свидания)

А сейчас мы поиграем.

Игра “Вежливо — невежливо”.

Я буду задавать вопросы, а вы все вместе, хором, - отвечать - вежливо или невежливо.

• Поздороваться при встречи?

• Толкнуть и не извиниться?

• Помочь поднять упавшую вещь?

• Не снять шапку, когда заходишь в школу?

• Говорить “Спасибо” за подарок?

• Поздороваться при встрече?

• Перебивать во время разговора?

• Обозвать обидным словом соседа?

• Извиниться за вынужденное опоздание?

• Уйти и не попрощаться?

• Не уступить место старшим в автобусе?

• Бегать по коридорам, сбивая всех с ног?

Обсуждать поведение других людей легко. А как бы вы сами поступили в этих ситуациях? Сейчас я каждой команде раздаю ситуации. А вы прочитайте их, найдите ошибки, обсудите в группе и скажите, в чем дети были не правы.

Девочка возмущенно жаловалась маме: “Во дворе есть такой плохой мальчик – все время зовет меня Валькой”. “А ты как его зовешь?” – спросила мама. “Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: “Эй, ты!”

Права ли была девочка?

(Девочка сама должна звать мальчика по имени, показывая ему пример, а не кричать “Эй, ты!”)

Мальчик крикнул прохожему “Сколько время?”

Какие ошибки допустил мальчик?

1) надо было не кричать, а говорить; 2) Скажите, пожалуйста; 3) Правильнее говорить который час, а не сколько время

В школьном коридоре разговаривают 2 учителя. Среди них Катя увидела свою учительницу и вежливо поздоровалась только с ней: “Здравствуйте, Ольга Ивановна!” Правильно ли поступила девочка?

(Надо было сказать общее “Здравствуйте”)

4) Сказочная долина.

Да, непросто, оказывается, быть вежливым и культурным человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и сказки. Наш дальнейший путь лежит в Сказочную долину. Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает зло.

Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. А поможет нам в этом Сказочный сундук. Нам нужно догадаться, о ком идёт речь.

1. Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)

2. Лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит)

3. Это были любимые цветы девочки, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда)

5. Этот сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка.

6. Эта собачка была неразлучным другом девочки, которая помогла Страшиле, Железному дровосеку и Трусливому Льву обрести то, чего им не хватало в жизни.

Чем же отличаются эти сказочные герои от всех остальных героев, например Бабы-Яги, Карабаса-Барабаса? Тем, что они творят добро, помогают доброму человеку, хорошему делу, мешают злому.

-А на какого героя вы хотели бы быть похожи? Почему?

Значит, и вы можете быть волшебниками, ведь главное волшебство – это доброта. Благодаря вашим добрым мыслям, поступкам мы и приплыли к морю Доброты, добрались до Доброй земли.

Изготовление коллажа.

Земля покрыта туманом. Давайте сделаем так, чтобы солнце на этой земле засияло ярко-ярко. Для этого для каждой команды я раздам солнечные лучики, и вы на них напишите, какие добрые дела вы можете сделать для окружающих вас людей.

Рефлексия. Итог занятия.

Посмотрите на наше солнышко. Сколько же добра мы можем сделать с вами!

Добравшись до Доброй земли, вы, наверное, поняли, что у каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.

Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.

А я сегодня всех благодарю за теплый разговор, за добрые мысли, за творческое отношение к работе.

Добрые слова – корни.

Добрые мысли – цветы.

Добрые дела – плоды.

Добрые сердца – сады.

Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Молодцы ребята! Все правильно сделали. А сейчас мы попробуйте угадать сказочных героев, которые делали добрые дела, по маленькому описанию. Слушайте внимательно. О ком идет речь?

Слайд 27

Добрым быть совсем -совсем не просто

Не зависит доброта от роста

Не зависит доброта от цвета

Доброта не пряник, не конфета

Только надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

  • Любите друг друга. Помогайте друг другу. И будьте добрыми, как жители Страны Доброты.
  • Вам понравилось путешествие? (Да)
  • Вы сегодня очень правильно сказали, что доброта находится в сердце каждого человека. Давайте подарим жителям страны Доброты кусочек нашего сердца.

Читайте также: