Конспект занятия для детей с онр 6 7 лет по развитию навыка звукового анализа
Обновлено: 07.07.2024
- Образовательная:Учить четко произносить звук Д, определять позицию звука в слове (начало, середина, конец), обучать звуковому анализу слова ДОМ, упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, обучать составлению предложений по опорным картинкам.
- Коррекционная: Развивать речевое и слуховое внимание, фонематический слух, восприятие, память, мелкую и общую моторику.
- Воспитательная: Воспитывать внимание к собственной и чужой речи; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и навыки сотрудничества.
Оборудование: зеркала; предметные карточки с картинками (дом, удочка, ведро, гнездо, звезда, карандаш, дорога, ягода, одуванчик и т.д.), в названии которых есть звук Д, карточки для звукового анализа; цветовые символы; презентация к занятию.
Ход занятия
1. Оргмомент.
Дети передают мяч по кругу и называют все виды одежды, которые они знают.
2. Артикуляционная гимнастика
Чтобы язычок был послушным, необходимо сделать упражнения:
– “Барабанщик” (Слайд 1)
– Сегодня к нам в гости пришла девочка Даша. (Слайд 2) Она такая непоседа и большая выдумщица. Она очень любит путешествовать со своим рюкзачком и картой. Сегодня она собирается в гости к своему другу Башмачку и приглашает нас с тобой в путешествие. С собой она принесла карту, по которой мы будем добираться к Башмачку. (Слайд 3)
Какой первый звук слышится в имени Даша? (Звук Д)
Дети повторяют хором, затем по отдельности звук Д.
– Сегодня Даша вместе снами будет изучать звук Д.
4. Анализ артикуляции звука Д.
– Произнесите звук: Д-Д-Д!
(дети произносят звук Д, наблюдая за артикуляцией в зеркале).
Д (так стучит дятел) – согласный, твердый, звонкий. При произношении звука Д – рот приоткрыт, зубы разомкнуты. Передняя часть спинки языка прижата к верхним зубам. Воздушная струя разрывает эту преграду. Голос включается. Звук произносится коротко, его нельзя петь.
5. Развитие фонематического слуха: выделения звука на слух.
– Начинаем наше путешествие. Нам нужно будет преодолеть много препятствий и правильно выполнить задание, чтобы добраться до дома Башмачка. Чтобы пройти через сад, нужно “Поймать звук”.
да-ду-да – хорошая погода
ду-да-ду – в лес пойду
ды-до-ды – там найду ягоды
6. Выделение звука Д из слов на картинках
– Чтобы перебраться через мостик по карте, нужно определить “Где находится звук в словах” по картинка на слайде. (Слайд 3 )Дети произносят слово, определяют где находится звук Д (начале, середине, конце).
7. Звуковой анализ слова ДОМ
– Чтобы обойти шоколадное дерево, нужно помочь Даше сделать звуковой анализ слова ДОМ (1 ребенок у доски), остальные самостоятельно работают за столами. У каждого ребенка карточка, на которой изображены дом и схема (три пустых окошка), которую дети должны заполнить с помощью цветных квадратиков. (Слайд 5). А сейчас давайте проверим. правильно ли мы выполнили звуковой анализ. (Слайд 5А)
– Для того, чтобы перебраться через большую гору, необходимо набраться сил. Даша приглашает нас на зарядку.
Вот Дашина зарядка
Выполняйте по порядку.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели-встали, сели-встали.
Вы, надеюсь, не устали
Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.
8. Игра с мячом “Назови ласково”” по картинкам на панно:
– дом-домик, звезда-звездочка, ягода-ягодка, дуб-дубок.
9. Игра “Чего не стало?”
(8 картинок) – развитие зрительного внимания и памяти.
– Чтобы перепрыгнуть через кустик, нужно внимательно посмотреть и отгадать какого предмета не стало. (Слайд 6 – 7, 8 – 9, 9 – 10)
10. Составление предложений по опорным (индивидуальным) картинкам.
Логопед от имени Даши предлагает внимательно рассмотреть картинки, которые лежат на столах у каждого ребенка и просит самостоятельно составить полное предложения, используя как можно больше определений.
11. Итог занятия.
– Мы со всеми заданиями справились и добрались до домика Башмачка, который встретил нас у порога и очень рад встрече. (Слайд 11)
А сейчас расскажем Башмачку:
– С каким звуком познакомились?
– Характеристика звука Д.
– Назвать слова со звуком Д.
– Поощрение детей.
– Даша очень понравилась с нами путешествовать и выполнять задания. В следующий раз обещала взять с собой Башмачка. А сейчас Даша и Башмачок с нами прощаются до следующей встречи. (Слайд 12)
Цель: создать условия для развития у детей фонематического слуха и фонематического воспитания.
Коррекционно-развивающие задачи: развитие фонематических представлений; зрительного внимания и восприятия; памяти.
Воспитательные: формирование доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
Ход занятия.
I. – Здравствуйте, дети, я очень рада видеть вас на занятии, сегодня оно будет волшебным, к нам в гости придут волшебные звуки. И вы сами, как настоящие волшебники, будете отгадывать звук, который я хочу сказать только по моим губам и придумывать слова, которые начинаются на этот звук.
Дети отгадывают по беззвучной артикуляции логопеда звуки [А], [У], [О], [И], придумывают слова которые начинаются на этот звук.
- Что вы сейчас говорили?
- Из чего состоят слова?
- Из звуков
- Что такое звуки?
- Это то, что мы слышим и говорим.
- Можно увидеть звуки?
- Звуки живут в стране невидимок.
II. 1. Но мы с вами знакомы с волшебными звуками, которые нам прислали свои фотографии, и мы можем их увидеть. В стране звуков живут девочки и мальчики.
- Давайте вспомним девочкиэто какие звуки?
- Какие гласные звуки мы знаем?
- А, У, О, И, Ы, Э (дети смотрят на пособие и называют звуки).
- Сколько гласных звуков в русском языке?
- Логопед закрывает пособие, и дети по памяти называют гласные.
- …литка, …тка, …давы, …сы, …кроп.
- …втобус, …льбом, …нтенна, …пельсин, …нанас, …брикос
- …голка, …ва, …грушки, …ндюк, …ндейка, …ндеец.
3. У каждого ребенка 3 картинки (улитка, автобус, иголка и т. д.)
4. – Давайте посмотрим еще раз на девочек – гласных и выполним задание.
На картинки, изображающие слова, которые начинаются на У положите гласные буквы (детям раздаются кассы букв, а под картинки положите столько палочек сколько в слове слогов. А как узнать сколько в слове слогов?
- В слове столько слогов, сколько гласных звуков.
- Буквы убрали, картинки перевернули положили на край стола.
Логопед называет гласные звуки, дети делают движения.
[О] – руки на пояс
[И] – руки в сторону
5. Логопед спрашивает:
- Что я сейчас говорила?
- вы говорили звуки.
- Эти звуки какие?
- Как называются все остальные звуки?
- Чем они отличаются от гласных?
- их нельзя пропеть.
- Какими они бывают?
- твердыми и мягкими.
Я вам предлагаю поиграть в игру назови близнеца. Я называю твердый звук [М] вы ставите на него фишку и называете парный мягкий [М'].
Детям предлагаются звуки : [Н] - [Н'], [Т] - [Т'], [Д] - [Д'], [П] - [П'], [С] - [С'], [К] - [К'], [В] - [В'].
- А теперь наоборот я буду называть мягкий звук, а вы твердый [М'] - [М].
7. Вы сейчас говорили звуки, а как вы думаете животные и птицы могут произносить звуки?
- Да, кошка мяукает и т. д.
- А почему мы не понимаем, что они говорят?
- Ответы детей.
- Они не могут сказать слова.
- Из чего состоят слова?
- Из звуков.
Я буду называть звуки отдельно, а вы будете говорить слово, если отвечаете правильно, я даю картинку.
8. – А теперь каждый составит звуко - буквенную схему своего слова из квадратиков и из букв.
- Гласные звуки мы обозначаем какими квадратиками?
9. Дети составляют схемы слов, отвечают на вопросы, сколько в слове звуков, называют гласные, твердые, мягкие согласные в своем слове.
Логопед показывает: [А], [У], [И], дети вспоминают и называют слова. Затем показывает [О], дети говорят, что слов, которые начинаются на [О], у них нет, логопед предлагает им самим придумать, а если сразу не получится придумать вместе с родителями.
закрепить умение детей оперировать знаниями в игровых ситуациях по разделам грамоты ( звук, слог, слово, предложения ).
Образовательные:
Упражнять детей в определении звукового состава слова, дифференциации мягких, твердых, звонких и глухих согласных.
Совершенствовать аналитико – синтетическую деятельность детей со словами, слогами, звуками.
Упражнять в умении согласовывать в роде, числе и падеже разные части речи.
Способствовать развитию грамотно, последовательно излагать свои мысли, пользуясь сложными предложениями.
1. Развивать словотворчество.
2. Упражнять в умении концентрировать и распределять внимание.
3. Развивать слуховое и зрительное восприятие детей.
Воспитательные:
Воспитывать у детей черты гармоничной личности (дружбы, уважения, самоуважения, критичности, самокритичности, оценки, самооценки).
Оборудование:
Макет телевизора, прищепки, пинцеты; предметные картинки с различной звуко – слоговой структурой, карточки со словами для чтения и анализа, схемы слов, пейзажная картина на тему ''Весна''; сердечки, простые карандаши по количеству детей.
Ход занятия:
Орг. момент: На доске плакат с надписью: '' О г Б р У а Ч м Е о Н т И е Е '' (одно слово написано большими буквами, другое маленькими; буквы чередуются).
Логопед: Сядет тот, кто про себя прочитает тему нашего занятия (спросить у детей что они прочитали и как).
Поиграем в игру ''Сильное звено''. В игре 4 раунда. В конце каждого раунда будем определять сильнейшего. У каждого из вас на столе лежат 4 сердечка. Ровно столько у нас раундов. Вы должны будете написать имя того, кого вы считаете самым умным в нашей игре.
Раунд 1. Тема ''Звуки''.
Реклама (ребенок): Мы со звуками играем,
Звонкость, глухость отмечаем,
Мягкость - твердость узнаем,
Звук любой в словах найдем.
Задание 1: Отгадайте по первым звукам картинок, что показывает телевизор.
Слово: ВЕСНА
Картинки: велосипед, ель, сыр, ножницы, автобус.
(логопед просит назвать в каждой картинке 1-й звук).
Задание 2: От слова ''весна'' образуем цепочку слов. Каждое новое слово начинается на последний звук предыдущего (на слух).
Задание 3: Игра ''Найди пару'' (по звонкости и глухости).
Задание 4: У каждого ребенка на столе картинка. Необходимо составить схему и проанализировать ее.
Итог: раунд закончен. Подведем итог.
(дети пишут на сердечке имя самого умного ребенка и кладут его на край стола)
Физкультминутка: ''Веселые ритмы'' (дети придумывают ритм движения и показывают по очереди)
Раунд 2. Тема ''Слоги''
Реклама (ребенок): Слово делится на слоги:
То ли мало, то ли много.
Если верно сосчитаем
Значит мы соображаем.
Задание 1: На каждую картинку прицепите столько прищепок, сколько слогов в слове (после выполнения задания, дети объясняют, как они делили слово на слоги).
Задание 2: Нам животные прислали свои самые любимые слова. Давайте их прочитаем (карточки со словами, где упущены первые слоги в словах ( ГА, КВА, МУ…)).
Задание 3: Перед вами 3 слова. Прочитайте их. В этих словах спряталось 4-е слово. Вы угадаете его, если выделите в 1-ом слове 1-й слог, во 2-ом - 2-ой слог, в 3-ем - 3-ий слог.
Слово: ВЕРТОЛЕТ.
Задание 4: Прочитайте поговорку, соединив слоги одного цвета в слова. (на карточке на цветных прямоугольниках в шахматном порядке написана поговорка: ''Весенний день весь год кормит'' )
Логопед подводит итог раунда.
(дети пишут на сердечке имя самого умного ребенка и кладут его на край стола)
Физкультминутка: ''Жили у бабуси'' (дети в разных вариантах проговаривают, пропевают и показывают движения).
Раунд 3. Тема: ''Слова''
Реклама (ребенок): Словом все мы называем
Все, что видим, ощущаем.
Слово дарит нам общенье,
Задание 1: Мы с вами изобретатели. А что будем изобретать, мы сейчас узнаем.
(логопед просит ребенка взять любую картинку с подноса не глядя).
Логопед проводит игру со словом из 3-х звуков. На первый звук дети придумывают слова – предметы, которые имеют отношение к данному слову. На 2-ой звук придумывают слова - признаки, на 3-ий звук - слова - действия. Получается необычный словесный портрет. Затем к этому объекту дети придумывают слова – родственники.
Логопед подводит итог раунда.
(дети пишут на сердечке имя самого умного ребенка и кладут его на край стола)
Физкультминутка: ''Кулачки'' (упражнение на напряжение и расслабление мышц рук).
Раунд 4. Тема: ''Предложение''.
Реклама (ребенок): Чтоб придать словам значенье,
С чувством, с толком, с расстановкой,
Целый день без остановки.
Задание 1: Дети, у вас на подносах отдельные слова. Составьте предложения.
(составляют предложения при помощи пинцетов. По мере выполнения задания дети зачитывают правильно составленные предложения).
Задание 2: Игра ''Запомни и повтори'' на тему ''Овощи и фрукты''
(логопед говорит, например: ''Я люблю яблоко''. Следующий ребенок повторяет предложение логопеда и завершает его своим: ''А я люблю спелый апельсин''. Все дети по порядку делают то же самое. Постепенно предложение все удлиняется. Дети не должны повторять одни и те же признаки).
Логопед подводит итог раунда.
(дети пишут на сердечке имя самого умного ребенка и кладут его на край стола)
Итог занятия: в конце всей игры логопед подводит итог по результатам детского голосования. Называются имена победителей. Всем участникам вручаются сладкие призы.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
ЗАНЯТИЯ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА [Ш]
( для детей с ОНР 6 – 7 лет)
Автор: учитель-логопед Шакирова Наталья Сергеевна
Цель : автоматизировать звук [ Ш ] в слогах, словах, фразовой речи;
1. Коррекционно-образовательные: закрепить правильное произношение звука
[ Ш ] в слогах, словах, фразовой речи;
2. Коррекционно-развивающие: продолжать развивать фонематический слух и восприятие, формировать навыки звукового анализа и синтеза, расширять и уточнять словарный запас, развивать логическое мышление;
3.Коррекционно-воспитательные: формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
Ход занятия:
Логопед: Сегодня к нам пришёл необычный гость – это наш друг Пишичитай. (слайд 1) Вот что он мне рассказал. У него из Букваря пропала буква, которую необходимо отыскать и обязательно вернуть обратно. А вот какая именно буква пропала нужно догадаться вам! (слайд 2) Вот послушайте:
Эта буква алфавита
Широка и знаменита,
Можно с ней шептать, шипеть,
Шить, шуршать и шелестеть.
Дети: Это буква Ш.
Логопед: Совершенно верно, это буква Ш. (слайд 3)
Посмотри на букву Ш
Буква очень хороша.
И шумит, и шелестит,
Как зелёная листва.
Покажите, как шумит листва!
Логопед: Ребята, расскажите всё, что вы знаете про звук Ш.
Дети: Звук Ш согласный, твёрдый, глухой.
Логопед: Что делают наши губки, когда мы произносим звук Ш?
Дети : Губы выдвигаются вперёд, они похожи на бублик.
Логопед: А что делает наш язычок, когда произносим звук Ш?
Дети: Язык поднимается к нёбу, за верхние зубы.
Логопед : Какой воздух тёплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим звук? Поднесите ладонь ко рту и проверьте.
Дети: Воздух тёплый.
(на каждую строчку по очереди разгибаем пальчики, начина с большого пальца любой руки)
Этот малыш Илюша,
Этот малыш Кирюша,
Этот малыш Антоша,
Этот малыш Алёша,
А меньшого малыша
Зовут Мишуткою друзья.
Эта малышка Танюша,
Эта малышка Ксюша,
Эта малышка Маша,
Эта малышка Даша,
А меньшую зовут Наташа.
Логопед: Какая буква пропала мы с вами узнали, а теперь её нужно отыскать. Чтобы найти букву вам необходимо выполнить ряд заданий. Готовы?
Логопед : Итак, задание первое.
(развитие фонематического слуха)
Для этого нам с вами необходимо попасть на волшебный пруд, а чтобы туда попасть, закроем глазки и произнесём волшебные слова:
Открываем глазки. Смотрите ребята, пруд! (слайд 4)
Мы со звуком Ш играем
Слово к слову подбираем:
Шапка, шар, шипы, жетон
- Выходи из круга вон.
Дети: выполняют задание.
Логопед: Молодцы! А теперь возвращаемся в детский сад. Произнесём волшебные слова: АШ-АШ-АШ
ИШ-ИШ-ИШ (глазки открыли)
Логопед: А здесь нас ожидает новое задание. (слайд 5)
Посмотрите: три тетради и много разных предметов. Наша задача распределить предметы так, чтобы в первой тетради были только те предметы, в названии которых 1 слог, во второй тетради – 2 слога, в третьей тетради – слога. При ответе чётко произносим звук Ш.
Дети: выполняют задание.
Логопед: Отлично! И с этим заданием вы справились.
Ну а теперь, Пишичитай предлагает нам вместе с ним сочинить песенки: (слайд 6):
Ша-ша-ша- Маша моет малыша
Шу-шу-шу- я письмо пишу
Ши-ши-ши- на поляне малыши
Шо-шо-шо- на поляне хорошо
Ош-ош-ош- у меня нож
Иш-иш-иш-у меня малыш
Ошка-ошка-ошка-на окошке кошка
Логопед: Рыбы наловили, песни сочинили, пора и перекусить! (слайд 7)
У нас есть продукты (пшено, вишня, груши, шоколад), посмотрим что из них можно приготовить.
Каша из пшена, какая?
Дети: Пшенная.
Логопед: Сок из вишни, какой?
Дети: Вишнёвый.
Логопед: Компот из груши, какой?
Дети: Грушевый.
Логопед : Конфеты из шоколада, какие?
Дети: Шоколадные.
Логопед: Отлично, посмотрим, какое задание будет следующим!
Нужно в ряду найти лишний предмет. ПОДСКАЗКА! Лишний тот – в названии которого, есть звук Ш. При ответе чётко произносим звук Ш.
Логопед: Молодцы, ребята! Со всеми заданиями вы справились верно. Ну, а теперь скажите, удалось нам найти букву Ш?
Логопед: (слайд 8) (Пишичитай с буквой в руке)
И за ваши старания Пишичитай приготовил для вас Сюрприз!
Список использованной литературы:
1. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. -М. 2007.
Читайте также: