Конспект занятия для детей с онр 6 7 лет по развитию навыка звукового анализа

Обновлено: 07.07.2024

  • Образовательная:Учить четко произносить звук Д, определять позицию звука в слове (начало, середина, конец), обучать звуковому анализу слова ДОМ, упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, обучать составлению предложений по опорным картинкам.
  • Коррекционная: Развивать речевое и слуховое внимание, фонематический слух, восприятие, память, мелкую и общую моторику.
  • Воспитательная: Воспитывать внимание к собственной и чужой речи; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и навыки сотрудничества.

Оборудование: зеркала; предметные карточки с картинками (дом, удочка, ведро, гнездо, звезда, карандаш, дорога, ягода, одуванчик и т.д.), в названии которых есть звук Д, карточки для звукового анализа; цветовые символы; презентация к занятию.

Ход занятия

1. Оргмомент.

Дети передают мяч по кругу и называют все виды одежды, которые они знают.

2. Артикуляционная гимнастика

Чтобы язычок был послушным, необходимо сделать упражнения:

– “Барабанщик” (Слайд 1)

– Сегодня к нам в гости пришла девочка Даша. (Слайд 2) Она такая непоседа и большая выдумщица. Она очень любит путешествовать со своим рюкзачком и картой. Сегодня она собирается в гости к своему другу Башмачку и приглашает нас с тобой в путешествие. С собой она принесла карту, по которой мы будем добираться к Башмачку. (Слайд 3)

Какой первый звук слышится в имени Даша? (Звук Д)

Дети повторяют хором, затем по отдельности звук Д.

– Сегодня Даша вместе снами будет изучать звук Д.

4. Анализ артикуляции звука Д.

– Произнесите звук: Д-Д-Д!

(дети произносят звук Д, наблюдая за артикуляцией в зеркале).

Д (так стучит дятел) – согласный, твердый, звонкий. При произношении звука Д – рот приоткрыт, зубы разомкнуты. Передняя часть спинки языка прижата к верхним зубам. Воздушная струя разрывает эту преграду. Голос включается. Звук произносится коротко, его нельзя петь.

5. Развитие фонематического слуха: выделения звука на слух.

– Начинаем наше путешествие. Нам нужно будет преодолеть много препятствий и правильно выполнить задание, чтобы добраться до дома Башмачка. Чтобы пройти через сад, нужно “Поймать звук”.

да-ду-да – хорошая погода
ду-да-ду – в лес пойду
ды-до-ды – там найду ягоды

6. Выделение звука Д из слов на картинках

– Чтобы перебраться через мостик по карте, нужно определить “Где находится звук в словах” по картинка на слайде. (Слайд 3 )Дети произносят слово, определяют где находится звук Д (начале, середине, конце).

7. Звуковой анализ слова ДОМ

– Чтобы обойти шоколадное дерево, нужно помочь Даше сделать звуковой анализ слова ДОМ (1 ребенок у доски), остальные самостоятельно работают за столами. У каждого ребенка карточка, на которой изображены дом и схема (три пустых окошка), которую дети должны заполнить с помощью цветных квадратиков. (Слайд 5). А сейчас давайте проверим. правильно ли мы выполнили звуковой анализ. (Слайд 5А)

– Для того, чтобы перебраться через большую гору, необходимо набраться сил. Даша приглашает нас на зарядку.

Вот Дашина зарядка
Выполняйте по порядку.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели-встали, сели-встали.
Вы, надеюсь, не устали

Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.

8. Игра с мячом “Назови ласково”” по картинкам на панно:

– дом-домик, звезда-звездочка, ягода-ягодка, дуб-дубок.

9. Игра “Чего не стало?”

(8 картинок) – развитие зрительного внимания и памяти.

– Чтобы перепрыгнуть через кустик, нужно внимательно посмотреть и отгадать какого предмета не стало. (Слайд 6 – 7, 8 – 9, 9 – 10)

10. Составление предложений по опорным (индивидуальным) картинкам.

Логопед от имени Даши предлагает внимательно рассмотреть картинки, которые лежат на столах у каждого ребенка и просит самостоятельно составить полное предложения, используя как можно больше определений.

11. Итог занятия.

– Мы со всеми заданиями справились и добрались до домика Башмачка, который встретил нас у порога и очень рад встрече. (Слайд 11)

А сейчас расскажем Башмачку:

– С каким звуком познакомились?

– Характеристика звука Д.

– Назвать слова со звуком Д.

– Поощрение детей.

– Даша очень понравилась с нами путешествовать и выполнять задания. В следующий раз обещала взять с собой Башмачка. А сейчас Даша и Башмачок с нами прощаются до следующей встречи. (Слайд 12)

Цель: создать условия для развития у детей фонематического слуха и фонематического воспитания.

Коррекционно-развивающие задачи: развитие фонематических представлений; зрительного внимания и восприятия; памяти.

Воспитательные: формирование доброжелательности, самостоятельности, ответственности.

Ход занятия.

I. – Здравствуйте, дети, я очень рада видеть вас на занятии, сегодня оно будет волшебным, к нам в гости придут волшебные звуки. И вы сами, как настоящие волшебники, будете отгадывать звук, который я хочу сказать только по моим губам и придумывать слова, которые начинаются на этот звук.

Дети отгадывают по беззвучной артикуляции логопеда звуки [А], [У], [О], [И], придумывают слова которые начинаются на этот звук.

- Что вы сейчас говорили?

- Из чего состоят слова?

- Из звуков

- Что такое звуки?

- Это то, что мы слышим и говорим.

- Можно увидеть звуки?

- Звуки живут в стране невидимок.

II. 1. Но мы с вами знакомы с волшебными звуками, которые нам прислали свои фотографии, и мы можем их увидеть. В стране звуков живут девочки и мальчики.

- Давайте вспомним девочкиэто какие звуки?

- Какие гласные звуки мы знаем?

- А, У, О, И, Ы, Э (дети смотрят на пособие и называют звуки).

- Сколько гласных звуков в русском языке?

- Логопед закрывает пособие, и дети по памяти называют гласные.

- …литка, …тка, …давы, …сы, …кроп.

- …втобус, …льбом, …нтенна, …пельсин, …нанас, …брикос

- …голка, …ва, …грушки, …ндюк, …ндейка, …ндеец.

3. У каждого ребенка 3 картинки (улитка, автобус, иголка и т. д.)

4. – Давайте посмотрим еще раз на девочек – гласных и выполним задание.

На картинки, изображающие слова, которые начинаются на У положите гласные буквы (детям раздаются кассы букв, а под картинки положите столько палочек сколько в слове слогов. А как узнать сколько в слове слогов?

- В слове столько слогов, сколько гласных звуков.

- Буквы убрали, картинки перевернули положили на край стола.

Логопед называет гласные звуки, дети делают движения.

[О] – руки на пояс

[И] – руки в сторону

5. Логопед спрашивает:

- Что я сейчас говорила?

- вы говорили звуки.

- Эти звуки какие?

- Как называются все остальные звуки?

- Чем они отличаются от гласных?

- их нельзя пропеть.

- Какими они бывают?

- твердыми и мягкими.

Я вам предлагаю поиграть в игру назови близнеца. Я называю твердый звук [М] вы ставите на него фишку и называете парный мягкий [М'].

Детям предлагаются звуки : [Н] - [Н'], [Т] - [Т'], [Д] - [Д'], [П] - [П'], [С] - [С'], [К] - [К'], [В] - [В'].

- А теперь наоборот я буду называть мягкий звук, а вы твердый [М'] - [М].

7. Вы сейчас говорили звуки, а как вы думаете животные и птицы могут произносить звуки?

- Да, кошка мяукает и т. д.

- А почему мы не понимаем, что они говорят?

- Ответы детей.

- Они не могут сказать слова.

- Из чего состоят слова?

- Из звуков.

Я буду называть звуки отдельно, а вы будете говорить слово, если отвечаете правильно, я даю картинку.

8. – А теперь каждый составит звуко - буквенную схему своего слова из квадратиков и из букв.

- Гласные звуки мы обозначаем какими квадратиками?

9. Дети составляют схемы слов, отвечают на вопросы, сколько в слове звуков, называют гласные, твердые, мягкие согласные в своем слове.

Логопед показывает: [А], [У], [И], дети вспоминают и называют слова. Затем показывает [О], дети говорят, что слов, которые начинаются на [О], у них нет, логопед предлагает им самим придумать, а если сразу не получится придумать вместе с родителями.

Нажмите, чтобы узнать подробности

закрепить умение детей оперировать знаниями в игровых ситуациях по разделам грамоты ( звук, слог, слово, предложения ).

Образовательные:

Упражнять детей в определении звукового состава слова, дифференциации мягких, твердых, звонких и глухих согласных.

Совершенствовать аналитико – синтетическую деятельность детей со словами, слогами, звуками.

Упражнять в умении согласовывать в роде, числе и падеже разные части речи.

Способствовать развитию грамотно, последовательно излагать свои мысли, пользуясь сложными предложениями.

1. Развивать словотворчество.

2. Упражнять в умении концентрировать и распределять внимание.

3. Развивать слуховое и зрительное восприятие детей.

Воспитательные:

Воспитывать у детей черты гармоничной личности (дружбы, уважения, самоуважения, критичности, самокритичности, оценки, самооценки).

Оборудование:

Макет телевизора, прищепки, пинцеты; предметные картинки с различной звуко – слоговой структурой, карточки со словами для чтения и анализа, схемы слов, пейзажная картина на тему ''Весна''; сердечки, простые карандаши по количеству детей.

Ход занятия:

Орг. момент: На доске плакат с надписью: '' О г Б р У а Ч м Е о Н т И е Е '' (одно слово написано большими буквами, другое маленькими; буквы чередуются).

Логопед: Сядет тот, кто про себя прочитает тему нашего занятия (спросить у детей что они прочитали и как).

Поиграем в игру ''Сильное звено''. В игре 4 раунда. В конце каждого раунда будем определять сильнейшего. У каждого из вас на столе лежат 4 сердечка. Ровно столько у нас раундов. Вы должны будете написать имя того, кого вы считаете самым умным в нашей игре.

Раунд 1. Тема ''Звуки''.

Реклама (ребенок): Мы со звуками играем,

Звонкость, глухость отмечаем,

Мягкость - твердость узнаем,

Звук любой в словах найдем.

Задание 1: Отгадайте по первым звукам картинок, что показывает телевизор.

Слово: ВЕСНА

Картинки: велосипед, ель, сыр, ножницы, автобус.

(логопед просит назвать в каждой картинке 1-й звук).

Задание 2: От слова ''весна'' образуем цепочку слов. Каждое новое слово начинается на последний звук предыдущего (на слух).

Задание 3: Игра ''Найди пару'' (по звонкости и глухости).

Задание 4: У каждого ребенка на столе картинка. Необходимо составить схему и проанализировать ее.

Итог: раунд закончен. Подведем итог.

(дети пишут на сердечке имя самого умного ребенка и кладут его на край стола)

Физкультминутка: ''Веселые ритмы'' (дети придумывают ритм движения и показывают по очереди)

Раунд 2. Тема ''Слоги''

Реклама (ребенок): Слово делится на слоги:

То ли мало, то ли много.

Если верно сосчитаем

Значит мы соображаем.

Задание 1: На каждую картинку прицепите столько прищепок, сколько слогов в слове (после выполнения задания, дети объясняют, как они делили слово на слоги).

Задание 2: Нам животные прислали свои самые любимые слова. Давайте их прочитаем (карточки со словами, где упущены первые слоги в словах ( ГА, КВА, МУ…)).

Задание 3: Перед вами 3 слова. Прочитайте их. В этих словах спряталось 4-е слово. Вы угадаете его, если выделите в 1-ом слове 1-й слог, во 2-ом - 2-ой слог, в 3-ем - 3-ий слог.

Слово: ВЕРТОЛЕТ.

Задание 4: Прочитайте поговорку, соединив слоги одного цвета в слова. (на карточке на цветных прямоугольниках в шахматном порядке написана поговорка: ''Весенний день весь год кормит'' )

Логопед подводит итог раунда.

(дети пишут на сердечке имя самого умного ребенка и кладут его на край стола)

Физкультминутка: ''Жили у бабуси'' (дети в разных вариантах проговаривают, пропевают и показывают движения).

Раунд 3. Тема: ''Слова''

Реклама (ребенок): Словом все мы называем

Все, что видим, ощущаем.

Слово дарит нам общенье,

Задание 1: Мы с вами изобретатели. А что будем изобретать, мы сейчас узнаем.

(логопед просит ребенка взять любую картинку с подноса не глядя).

Логопед проводит игру со словом из 3-х звуков. На первый звук дети придумывают слова – предметы, которые имеют отношение к данному слову. На 2-ой звук придумывают слова - признаки, на 3-ий звук - слова - действия. Получается необычный словесный портрет. Затем к этому объекту дети придумывают слова – родственники.

Логопед подводит итог раунда.

(дети пишут на сердечке имя самого умного ребенка и кладут его на край стола)

Физкультминутка: ''Кулачки'' (упражнение на напряжение и расслабление мышц рук).

Раунд 4. Тема: ''Предложение''.

Реклама (ребенок): Чтоб придать словам значенье,

С чувством, с толком, с расстановкой,

Целый день без остановки.

Задание 1: Дети, у вас на подносах отдельные слова. Составьте предложения.

(составляют предложения при помощи пинцетов. По мере выполнения задания дети зачитывают правильно составленные предложения).

Задание 2: Игра ''Запомни и повтори'' на тему ''Овощи и фрукты''

(логопед говорит, например: ''Я люблю яблоко''. Следующий ребенок повторяет предложение логопеда и завершает его своим: ''А я люблю спелый апельсин''. Все дети по порядку делают то же самое. Постепенно предложение все удлиняется. Дети не должны повторять одни и те же признаки).

Логопед подводит итог раунда.

(дети пишут на сердечке имя самого умного ребенка и кладут его на край стола)

Итог занятия: в конце всей игры логопед подводит итог по результатам детского голосования. Называются имена победителей. Всем участникам вручаются сладкие призы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ЗАНЯТИЯ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА [Ш]

( для детей с ОНР 6 – 7 лет)

Автор: учитель-логопед Шакирова Наталья Сергеевна

hello_html_m11d11219.jpg

Цель : автоматизировать звук [ Ш ] в слогах, словах, фразовой речи;

1. Коррекционно-образовательные: закрепить правильное произношение звука

[ Ш ] в слогах, словах, фразовой речи;

2. Коррекционно-развивающие: продолжать развивать фонематический слух и восприятие, формировать навыки звукового анализа и синтеза, расширять и уточнять словарный запас, развивать логическое мышление;

3.Коррекционно-воспитательные: формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.

Ход занятия:

Логопед: Сегодня к нам пришёл необычный гость – это наш друг Пишичитай. (слайд 1) Вот что он мне рассказал. У него из Букваря пропала буква, которую необходимо отыскать и обязательно вернуть обратно. А вот какая именно буква пропала нужно догадаться вам! (слайд 2) Вот послушайте:

Эта буква алфавита

Широка и знаменита,

Можно с ней шептать, шипеть,

Шить, шуршать и шелестеть.

Дети: Это буква Ш.

Логопед: Совершенно верно, это буква Ш. (слайд 3)

Посмотри на букву Ш

Буква очень хороша.

И шумит, и шелестит,

Как зелёная листва.

Покажите, как шумит листва!

Логопед: Ребята, расскажите всё, что вы знаете про звук Ш.

Дети: Звук Ш согласный, твёрдый, глухой.

Логопед: Что делают наши губки, когда мы произносим звук Ш?

Дети : Губы выдвигаются вперёд, они похожи на бублик.

Логопед: А что делает наш язычок, когда произносим звук Ш?

Дети: Язык поднимается к нёбу, за верхние зубы.

Логопед : Какой воздух тёплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим звук? Поднесите ладонь ко рту и проверьте.

Дети: Воздух тёплый.

(на каждую строчку по очереди разгибаем пальчики, начина с большого пальца любой руки)

Этот малыш Илюша,

Этот малыш Кирюша,

Этот малыш Антоша,

Этот малыш Алёша,

А меньшого малыша

Зовут Мишуткою друзья.

Эта малышка Танюша,

Эта малышка Ксюша,

Эта малышка Маша,

Эта малышка Даша,

А меньшую зовут Наташа.

Логопед: Какая буква пропала мы с вами узнали, а теперь её нужно отыскать. Чтобы найти букву вам необходимо выполнить ряд заданий. Готовы?

Логопед : Итак, задание первое.

(развитие фонематического слуха)

Для этого нам с вами необходимо попасть на волшебный пруд, а чтобы туда попасть, закроем глазки и произнесём волшебные слова:

Открываем глазки. Смотрите ребята, пруд! (слайд 4)

Мы со звуком Ш играем

Слово к слову подбираем:

Шапка, шар, шипы, жетон

- Выходи из круга вон.

Дети: выполняют задание.

Логопед: Молодцы! А теперь возвращаемся в детский сад. Произнесём волшебные слова: АШ-АШ-АШ

ИШ-ИШ-ИШ (глазки открыли)

Логопед: А здесь нас ожидает новое задание. (слайд 5)

Посмотрите: три тетради и много разных предметов. Наша задача распределить предметы так, чтобы в первой тетради были только те предметы, в названии которых 1 слог, во второй тетради – 2 слога, в третьей тетради – слога. При ответе чётко произносим звук Ш.

Дети: выполняют задание.

Логопед: Отлично! И с этим заданием вы справились.

Ну а теперь, Пишичитай предлагает нам вместе с ним сочинить песенки: (слайд 6):

Ша-ша-ша- Маша моет малыша

Шу-шу-шу- я письмо пишу

Ши-ши-ши- на поляне малыши

Шо-шо-шо- на поляне хорошо

Ош-ош-ош- у меня нож

Иш-иш-иш-у меня малыш

Ошка-ошка-ошка-на окошке кошка

Логопед: Рыбы наловили, песни сочинили, пора и перекусить! (слайд 7)

У нас есть продукты (пшено, вишня, груши, шоколад), посмотрим что из них можно приготовить.

Каша из пшена, какая?

Дети: Пшенная.

Логопед: Сок из вишни, какой?

Дети: Вишнёвый.

Логопед: Компот из груши, какой?

Дети: Грушевый.

Логопед : Конфеты из шоколада, какие?

Дети: Шоколадные.

Логопед: Отлично, посмотрим, какое задание будет следующим!

Нужно в ряду найти лишний предмет. ПОДСКАЗКА! Лишний тот – в названии которого, есть звук Ш. При ответе чётко произносим звук Ш.

Логопед: Молодцы, ребята! Со всеми заданиями вы справились верно. Ну, а теперь скажите, удалось нам найти букву Ш?

Логопед: (слайд 8) (Пишичитай с буквой в руке)

И за ваши старания Пишичитай приготовил для вас Сюрприз!

Список использованной литературы:

1. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. -М. 2007.

Читайте также: