Мхи 6 класс биология конспект урока

Обновлено: 03.07.2024

Вид урока: виртуальное путешествие по лесам и болотам с использованием презентации и привлечением в помощь учителю сказочных героев: Кикиморы болотной, Старика-лесовика, Бабы-Яги и Лешего.

Подготовка к уроку, оборудование:

Планируемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

  • условия жизни мхов;
  • о том, что мхи – высшие растения;
  • признаки, свойственные высшим растениям;
  • особенности строения зеленого мха кукушкина льна;
  • размножение кукушкина льна;
  • особенности строения белого мха сфагнума;
  • значение мхов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

  • различать зеленые и белые мхи;
  • называть черты отличия между высшими и низшими растениями.

Структура урока:

Ход урока

I. Организационный момент.

Подготовка учеников к уроку, объявление целей и задач занятия (Приложение. Слайды 2-3).

II. Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас с Вами урок посвящен удивительным растениям – мхам. Это особая группа уникальных растений, мало похожая на другие. В чем же уникальность этих растений? Вы хотите знать? (Да!)

Для того чтобы ответить на этот вопрос нам с вами нужно совершить виртуальное путешествие (поход) в лес и на болота. Не боитесь? (Нет!)

Что бы развеять все предрассудки, в поход с нами пойдут в качестве положительных героев мои помощники Кикимора болотная, Старик-лесовик, Баба-Яга, Леший. Они нам помогут разобраться в особенностях организации этих уникальных растений болот – моховидных.

Царство растений разнообразно и каждое растение занимает свою нишу в природе (Слайд 4).

Старик-лесовик. Расскажу вам о лесе (Слайд 5). На территории России произрастают в основном хвойные и смешанные леса. Леса на Земле появились около 300 млн лет назад, задолго до эпохи динозавров. Деревья могут достигать в высоту около 100 м (секвойя в США – 112 м, в России кедр на Дальнем Востоке – 50-70 м). В хвойных лесах преобладают сосны, ели и пихты. Сибирская тайга занимает территорию в 17 млн кв. м. Хвойные леса вечнозеленые круглый год. Они обычно густые и сумрачные – поэтому под деревьями встречаются только папоротники, грибы, лишайники и реже мхи. Среди лесов часто встречаются болота, о них вам расскажет моя подруга Кикимора болотная.

Кикимора болотная (Слайд 6). В основном болота сосредоточены в лесной зоне северного полушария, а также во влажных экваториальных районах Африки и Южной Америки. Общая площадь болот в мире – 351 млн га. На территории нашей страны сосредоточено около 3/4 мировых болот. Основной фон растительности верховых болот составляют сфагновые мхи.

В мире насчитывается 25 тысяч видов мохообразных, из них около 17 тысяч видов листостебельных (зеленых и сфагновых) мхов. По количеству видов среди высших растений мхи занимают второе место после цветковых (покрытосеменных). Моховидные произошли 360 млн лет назад от первых наземных растений - псилофитов, потомков прибрежных водорослей.

Это многолетние растения, обычно низкорослые, их размеры от 1 мм до нескольких см; они имеют стебель, листья, корней нет. Обитают во влажных местах.

IV. Характеристика основных групп моховидных растений

В конце XVIII века немецкий ботаник И. Гедвич заложил основы науки о мхах – бриологии.

Предлагаю записать это понятие в тетрадь, а в учебнике найти и назвать представителей моховидных растений.

Различают печеночные и листостебельные мхи.

Печеночные мхи (Слайд 7).

К печеночным мхам относится мох моршанция. Тело представляет собой пластинку (таллом) или упрощенный побег с листьями. Название получили из-за формы напоминающей человеческую печень. Пластинка этого мха прикрепляется к почве ризоидами.

Часто в аквариуме разводят мох риччию. Тело состоит из вильчато разветвленного слоевища.

  1. У каких изученных растениях тело имеет таллом или слоевище? (У водорослей).
  2. На что это указывает? (На родственную связь между водорослями и мхами).

Листостебельные мхи.

К листостебельным мхам относят кукушкин лен (Слайд 8) и мох сфагнум (Слайд 9).

Для того, что бы поближе познакомиться с этой группой удивительных растений, нам нужно выполнить лабораторную работу.

V. Выполнение лабораторной работы №1

Ознакомление с внешним строением кукушкина льна (Слайд 10).

Выполняется на каждом рабочем месте.

Цели: выявить особенности строения мха; найти черты сходства и различия между водорослями и мхами.

Оборудование: отдельные экземпляры кукушкина льна, ручные лупы.

Ход работы

  1. Рассмотреть длинные прямые стебли кукушкина льна, густо покрытые жесткими удлиненными листочками.
  2. Обратить внимание на молодые верхние, старые нижние листья и оголенную нижнюю часть стебля.
  3. Найти на нижней безлистной части ризоиды, собранные в слегка скрученные пучки из тонких бесцветных нитей, состоящих из одного ряда клеток; рассмотреть их с помощью лупы.
  4. Препаровальной иглой (пинцетом) отделить несколько листочков. Рассмотреть их с помощью лупы.
  5. Найти шипики по краям листа и широкое влагалище у основания, имеющее вид пленки. Обратить внимание на спиральное листорасположение.
  6. Зарисовать общий вид растения в тетрадь.

Вопросы к лабораторной работе:

  1. Из каких основных органов состоит мох кукушкин лен?
  2. Почему кукушкин лен относится к высшим растениям?
  3. В чем проявляется сходство и различие между мхами и водорослями?

Вывод. Мох кукушкин лен имеет стебель и узкие, спирально расположенные листья; вместо корней нитевидные выросты в нижней части стебля – ризоиды. Способ питания у него такой же, как и у водорослей, так как мох содержит хлорофилл и имеет зеленую окраску. В теле слабо выражены проводящие, механические, запасающие и покровные ткани.

Ознакомление с внешним строением мха сфагнума (Слайд 11).

На каждом столе находятся гербарии мха сфагнума.

Учащиеся рассматривают гербарии и отмечают следующее:

  1. Стебель тонкий, главный побег прямостоячий, ветвистый.
  2. Боковые побеги расположены пучками, на верхушке главного стебля побеги скручены в головку.
  3. Все ветви густо покрыты мелкими листьями.
  4. Нет ризоидов, нижний конец стебля, погруженный в воду, постепенно отмирает.

Для того, что бы узнать, какими удивительными свойствами обладает мох сфагнум, наши помощники Леший и Баба-Яга продемонстрируют опыты, подготовленные во внеурочное время.

Определение способности сфагнума поглощать и удерживать большое количество воды (Слайд 12).

Цель: понаблюдать за способностью сфагнума поглощать и удерживать большое количество воды.

Оборудование: высушенная дерновина сфагнума, весы с разновесом, сосуд с водой, несколько длинных растений сфагнума, высушенных в гербарном прессе, стакан с водой.

Ход работы

  1. Взвесить высушенную дерновину сфагнума и положить ее в воду. Взвесить после того, как она напиталась водой. Определить разницу в массе.
  2. Несколько высушенных в гербарном прессе растений поставить в стакан с водой так, чтобы их верхушки были выше края стакана. Понаблюдать, как растения постепенно становятся мягкими, наклоняются на край стакана и свешиваются с него. Убедиться, что вода поднимается по растениям и стекает каплями с повисших верхушек растений.
  1. Во сколько раз увеличилась масса сфагнума после намокания в воде?
  2. Чем объясняется такая прибавка в массе?

Создаю проблемную ситуацию.

Как можно объяснить полученные результаты?

Для того, что бы правильно ответить на этот вопрос, нам нужно под микроскопом рассмотреть листья мха сфагнума. Отметить особенности строения 2-х типов клетки, из которых они состоят.

Зарисовать схему внутреннего строения листа сфагнума.

Вывод. Строение стебля и листьев сфагнума по сравнению с цветковыми растениями значительно проще. Кора стебля сфагнума состоит из крупных водоносных клеток. Много таких клеток находится и в листьях. В связи с этим сфагнум впитывает и удерживает большое количество воды.

VII. Размножение мхов. Чередование поколений у мхов

У моховидных имеется характерная особенность организации: половое поколение – гаметофит, на котором образуются половые клетки (гаметы), и бесполое – спорофит, на котором образуются споры.

Гаметофиты кукушкина льна раздельнополые. На верхушке мужских и женских растений развиваются органы полового размножения (антеридии и архегонии). После оплодотворения на женских растениях из зиготы образуется спорофит- коробочка, сидящая на длинной ножке. Коробочка имеет крышечку, которая к моменту созревания спор отпадает. Споры высыпаются наружу и рассеиваются ветром. В благоприятных условиях через несколько дней или недель они прорастают в гаметофит.

Зеленым мхам свойственно и вегетативное размножение – частями тела и специальными почками.

  1. Что является ограничивающим фактором для мхов?
  2. Почему мхи – тупиковая ветвь в эволюции?

VIII. Роль мхов в природе и практическое значение в жизни человека

Приглашаем в помощники Лешего и Бабу-Ягу, заранее подготовивших опыт.

Отношение сфагнума к содержанию в воде солей кальция

Цели:

  1. Показать отношение сфагнума к содержанию в воде солей кальция;
  2. Раскрыть сущность и значение известкования как средства борьбы с заболачиванием почв.

Оборудование: дерновина сфагнума, две стеклянные банки, кусочек мела, дистиллированная вода.

Ход работы

Два одинаковых кустика мха сфагнума поместить в две банки с дистиллированной водой. При этом в воде первой банки размешать кусочек растертого мела, а вовторой банке воду оставить чистой. Обе банки поставить на подоконник. Проследить за состоянием кустиков мха. В банке, где растворен мел, вода проникает в клетки сфагнума медленнее.

Возникает проблемный вопрос: почему вода с примесями проникает в растение слабо?

Проводится беседа: об особенностях роста стебля верхушкой; о заболачивании почв; об образовании толщи торфа из отмершей полуразложившихся массы мхов.

Вывод. Мел состоит из солей кальция. Появление этих солей в воде или почве, на которой растет сфагнум, действует на него угнетающе. В связи с этим известкование почв является средством борьбы с разрастанием сфагнума и заболачиванием почв.

Из опытов, которые нам продемонстрировали Леший и Баба-Яга, мы можем сделать вывод о значении сфагновых мхов в природе.

Значение сфагновых мхов в природе

  • торф – это топливо;
  • мхом конопатят дома при их постройке;
  • лечение ран.

Мох сфагнум содержит бактерицидные вещества. Гигроскопичность и бактерицидность мха издревле использовались для лечения ран. Сейчас торф, образующийся из отмершего мха, используется для подстилки скоту, а также как изолирующий материал при постройке сельского жилья, в оранжерейном хозяйстве для выращивания растений в закрытом грунте.

Из торфа получают древесный спирт, карболовую кислоту, смолы, изоляционные плиты, пластмассы.

В наше время, когда человек наконец понял необходимость поддержания разнообразия окружающей нас природы, то, что нужно сохранять и изучать не только экзотические виды, но и обычные, мхи также попали в число охраняемых объектов.

Старик-лесовик (Слайд 13). Какова причина пожаров торфяников в 2010 году в Подмосковье и в других областях России? Чем опасны пожары торфяников? Способы защиты от пожаров.

IX. Закрепление материала и выводы

Как называется раздел ботаники, изучающий мхи?
а) Бриология;
б) Эмбриология;
в) Систематика.

Какие вегетативные органы отсутствуют у мха?
а) Ризоиды;
б) Листья;
в) Корни;
г) Стебель.

Как происходит размножение мхов?
а) Семенами;
б) С помощью спор;
в) Корневищем.

Какие условия окружающей среды необходимо для размножения мхов?
а) Вода;
б) Высокая температура;
в) Низкое атмосферное давление.

Какой мох служит источником образования торфа?
а) Сфагновый мох;
б) Кукушкин лен;
в) Риччия.

При каком условии прекращается рост сфагнума?
а) При недостатке влаги;
б) При переизбытке влаги;
в) При недостатке солнечного света.

Кикимора болотная. Зачитывает правильные ответы теста. Ученики проверяют и ставят себе оценки.

Старик-лесовик. Что интересного и полезного узнали для себя за время путешествия?

Учитель. Благодарю за интересное путешествие и помощь в проведении урока наших сказочных героев, а учеников за активную работу на уроке.

Ключевые слова конспекта: мхи, мохообразные, моховидные, бриофиты, жизненный цикл мхов, строение мха, разнообразие мхов, значение мохообразных.

Мхи — это наиболее примитивные из групп наземных растений. Они мало приспособлены к жизни на суше, поэтому привязаны к влажным, затененным местам. У мхов нет настоящей сосудистой ткани (ксилемы и флоэмы), нет настоящих корней (вместо них нитчатые выросты стебля — ризоиды). Вода и минеральные соли поглощаются всей поверхностью тела, в том числе и ризоидами.

Жизненный цикл мхов включает гаплоидный гаметофит и диплоидный спорофит. Доминирующим поколением является гаплоидный гаметофит, который принимает на себя функции фотосинтеза, водоснабжения и минерального питания.

цикл развития мха

Для обеспечения полового процесса необходима капельножидкая среда. Половое и бесполое поколение мхов не разделены, а представляет одно растение. Гаметофит развивается из гаплоидной споры. У разных видов мхов гаметофит может быть однополым (двудомным) и разнополым (однодомным). Органы полового размножения (гаметангии) образуют подвижные сперматозоиды и неподвижные яйцеклетки.

строение мха

Оплодотворение яйцеклетки происходит внутри женского полового органа. Из зиготы медленно развивается диплоидный спорофит, который представляет собой коробочку (спорангий), находящуюся на гаметофите и получающую от него питание. В коробочке путем мейоза образуются гаплоидные споры.

Разнообразие мхов

Наиболее известными представителями мхов являются кукушкин лен и сфагнум.

Стебли сфагнума имеют светло-зеленый цвет и несут на себе мутовки ветвей, листья которых не имеют жилкования. У взрослых растений сфагнума нет ризоидов, и на болотах они образуют плотные подушки из прямостоячих ветвей. Листья (филлоиды) наряду с хлорофиллосодержащими клетками имеют мертвые клетки с утолщенными стенками, впитывающие воду. Сфагновые мхи — торфообразователи. Торф образуется в результате накопления и уплотнения отмерших нижних частей гаметофита. Их разложение не происходит из-за низкой кислотности и недостатка кислорода. Торф широко используется как топливо, удобрение и сырье в промышленности. Сфагнум обладает бактерицидными свойствами, и его используют в медицине.

Значение моховидных

  1. Защита почвы от высыхания и эрозии
  2. Образование торфа
  3. Сырье для химической промышленности
  4. Способствуют заболачиванию.

Мхи таблица

мохообразные, моховидные

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Предметные : знать особенности организации моховидных (распространение, места обитания, питание, размножение) на примере представителей

зеленых и сфагновых мхов, признаки усложнения в их строении по сравнению с водорослями

Познавательные : 1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

2. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию.

Оборудование: мультимедийный проектор, 1 ноутбук для учителя, презентация, плакаты, засушенный мох, аптечка.

этап актуализации и пробного учебного действия;

Актуализация опорных знаний и способов действий

Учитель: С каким отделом мы познакомились на прошлых уроках ?

- Каковы особенности строения водорослей?

- Почему водоросли относят к низшим растениям?

1. Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки

этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Сегодня мы с вами познакомимся с новым отделом растений – отделом Моховидные

Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

этап выявления места и причины затруднения;

Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока

Учитель : Запишите тему урока в тетрадях.

Давайте сформулируем вопросы по нашей теме на которые мы попытаемся в течении урока ответить. (Какое строение имеют мхи ?

Где обитают мхи? Как размножаются мхи ? Какое значение в природе и для человека имеют моховидные ? )

Регулятивные УУД : у мение планировать работу

этап построения проекта выхода из затруднения;

Включение учащихся в целенаправленную деятельность

Учитель:Кто из вас, ребята , бывал на болотистой местности? Какие условия благоприятны для произрастания мхов ? Давайте определим, к какой группе растений по отношению в воде они будут относиться. ( влаголюбивые) . Да, мхи растения, которые любят произрастать во влажных, прохладных местах. Мы можем увидеть их хвойном лесу, где влага и тень. Также мхи могут поселяться во льдах Антарктиды, на влажных сенах пещер, но существуют и такие виды которые несмотря на любовь к воде могут переживать длительные засухи.

Пользуясь определителями напишите в своих рабочих листах систематическое положение представителей моховидных: Маршанция ,Кукушкин лён ,Сфагнум.

Слушают , работают в тетрадях

1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, дополнительной литературе, находить и использовать нужную информацию.

Формирование умения владеть смысловым чтением.

этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы:

Учащиеся делятся на две группы. Одна группа изучает строение мха кукушкин лён по инструкционной карточке (Приложение)

Вторая группа изучает строение мха сфагнума по инструкционной карточке (Приложение )Результаты заносятся в рабочие листы .Затем кто-то из групп отчитывается о проделанной работе. Учитель обращает внимание на особенности строения сфагнума.

Учитель : Мхи обладают простой внутренней организацией. В их теле можно обнаружить основную ткань , содержащую хлоропласты, проводящие ,механические и покровные ткани –слабо выражены.

Далее в связи со сложностью материала учитель объясняет особенности размножения мхов .

«В жизненном цикле мхов идет чередование бесполого и полового поколения. Для полового размножения у мхов есть специальные органы, в которых развиваются мужские гаметы – сперматозоиды и женские – яйцеклетки. Для оплодотворения необходима вода, так только в водной среде сперматозоид может передвигаться к яйцеклетке и оплодотворить её.

Что образуется после слияния половых гамет? ( зигота)

Работают в группах ,выполняют лабораторную работу, заполняют рабочие листки, слушают учителя.

1. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе

этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков

Учащиеся выполняют тест.

Работают с заданиями.

Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное

этап включения в систему знаний и повторения;

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Учащиеся заполняют таблицу.

Те кто справились с предыдущими заданиями,делают следующее задание , остальные заканчивают задания базового уровня.

Личностные: осуществление личностного выбора. Проявление интереса к изучаемой теме и результатам её освоения.

Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Задают вопросы, уточняют задания

Коммуникативные: понимание речи других людей, формирование устной речи.

Регулятивные: ставят и формулируют для себя новые задачи в учёбе и познавательной

этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе

– Вот и подошёл к концу урок биологии. Что вы узнали на нём?

– Какие открытия сделали?

– С каким настроением вы уходите с урока

на вопросы, обосновывают своё мнение

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний.


Видеоурок знакомит учащихся со споровыми растениями. Рассматриваются особенности строения печёночных, зелёных и сфагновых мхов. В уроке представлена классификация мхов. Множество иллюстраций поможет учащимся лучше усвоить знания о данной группе живых организмов.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Мхи. Многообразие. Строение мхов, их значение"

В отличие от водорослей мхи имеют стебель и листья, за исключением ряда видов примитивных печёночных мхов, у которых тело представлено слоевищем. Настоя­щих корней у мхов нет, их заменяют ризоиды, которы­ми они укрепляются в почве и всасывают воду.

Так как тело мхов расчленено на стебель и листья, а размножаются они спорами, то их относят к высшим споровым растениям.


Мхи — это многочисленная обособленная и очень древняя группа высших растений. На нашей планете насчитывается около 28 тыс. видов мхов. Это небольшие растения. Их высота колеблется от нескольких миллиметров до нескольких сантиметров. Очень редко можно встретить мхи более 20 см высотой. Мхи распространены преимущественно в хорошо ув­лажнённых местах. Их можно встретить на почве в лесах, пустынях и на болотах, на камнях и стволах деревьев, на стенах и крышах старых домов, в воде пресных водоёмов. Не встречаются мхи только в морях и на засоленных почвах. Многие виды мхов способны переносить неблагоприятные условия в покоящемся состоянии. При наступлении благоприятных условий такие мхи переходят в активное состояние и продолжают свой рост.

Мхи устроены проще, чем остальные высшие растения. У них имеются фотосинтезирующие, а также покровные и механические ткани. У наиболее сложно устроенных мхов появляются и специальные клетки, выполняющие проводящую функцию. Но типичные проводящие ткани у мхов отсутствуют. Появление у мхов тканей — это результат их приспособления к наземному образу жизни.

Различают печёночные и листостебельные мхи.


Представителями печёночных мхов являются риччия и маршанция. Те, у кого дома есть аквариум, хорошо знают плавающее растение, зелёным ковром по­крывающее поверхность воды. Это один из печёночных мхов — риччия. Тело её состоит из вильчато разветвлён­ного слоевища. При хорошем освещении риччия быстро разрастается, образуя плотные по­душки на поверхности воды.


Маршанция — это многолетнее растение, имеющее вид зелёного лопастного листка, стелющегося по поверхности земли.


Один из самых известных листостебельных зелёных мхов — кукушкин лён, его часто можно встретить в забо­лоченных или просто во влажных местах. Это многолетнее растение, высотой до 20 см. Его прямостоячий стебель несёт узкие мелкие листья.


У кукушкина льна есть муж­ские и женские растения. На верхушках мужских растений раз­мещаются половые органы, в ко­торых развиваются подвижные по­ловые клетки (гаметы) — сперма­тозоиды.

У женских растений на верхуш­ках расположены половые органы с женской половой клеткой — яйцеклеткой.


При наличии капелек влаги гаметы сливаются и образуют зиготу.

На женских растениях развиваются коробочки на длинных ножках, покрытые волосистыми заострёнными колпачками. Они напоминают сидящую кукушку. Отсю­да и название мха — кукушкин лён. В коробочках разви­ваются споры. Зрелые споры высыпаются из коробочки и образуют зелёную нить. Из почек этой нити вырастают листостебельные растения мха.


Представителем белых, или сфагновых, мхов являет­ся сфагнум.

Сфагнум — растение с сильно ветвящимся стеблем. В отличие от других зелёных мхов он не имеет ризоидов. Стебель и ветви большинства видов сфагнума покрыты мелкими светло-зелёными листьями.


Каждый лист состоит из клеток двух типов. Живые, узкие, сильно вытянутые в длину клетки, в которых содержатся хлоропласты, расположены между очень крупными мёртвыми водоносными клетками. В клеточных стенках водоносных клеток есть поры. Через эти поры внутрь клеток поступает вода, которая может в них удерживаться. Из-за большого количества водоносных клеток в листьях и стебле сфагновый мох может быстро впитывать большое количество воды (в 20 — 40 раз больше своей сухой массы).


Размножается сфагнум спорами, так же как кукуш­кин лён и другие мхи. На концах верхних ветвей у него образуются маленькие коробочки, в которых созревают споры.


Обычно сфагнум растёт на верховых болотах, покры­вая поверхность почвы сплошным ковром, но он может расти и под пологом леса среди кукушкина льна. Там, где поселился сфагнум, почвы переувлажнены. На избы­точно влажной почве деревья растут плохо, становятся угнетёнными, а сфагнум, напротив, разрастается пыш­ным ковром, и лес постепенно заболачивается. Сфагновый мох растёт верхней частью побегов, нижние их части отмирают. Мох образует кислоты, которые тормозят гниение отмирающих стеблей. Медленное разложение этих стеблей во влажной среде при небольшом количестве кислорода приводит к образованию полезного ископаемого – торфа, который широко используется человеком. Торф применяется как удобрение, топливо и сырьё для промышленности.

Значение мхов в природе велико. Зачастую мхи, так же как и лишайники, первыми покрывают голые скалы и другие участки, лишённые растительного покрова. Своими ризоидами они постепенно разрушают горные породы, в результате чего образуется почва, на которой могут поселиться другие растения.

Мхи играют также очень важную роль в регулировании водного режима планеты. Мхи впитывают и удерживают большое количество воды. Болота, на которых часто преобладают сфагновые мхи, нередко дают начало ручьям и рекам. Поэтому осушение больших площадей болот может приводить к обмелению рек, изменению климата, почв, обеднению растительного и животного мира. С другой стороны, развиваясь плотным ковром на используемых человеком землях, мхи затрудняют дыхание почвы и вызывают её заболачивание. Сфагновые мхи содержат бактерицидные вещества и поэтому могут быть использованы в медицине.

Читайте также: