Закон и власть 9 класс обществознание конспект

Обновлено: 06.07.2024

Цель : узнать, как соотносятся между собой закон и власть,

Однажды Конфуций проезжал неподалеку от горы. Какая-то женщина в голос рыдала над могилой. Склонившись в знак почтения на передок колесницы, Конфуций слушал ее рыдания. А затем послал к женщине своего ученика, и тот спросил ее:-Вы так убиваетесь – похоже, что скорбите не впервой?-Так оно и есть. Когда-то от когтей тигра погиб мой свекор. После от них же погиб мой муж. А теперь вот погиб и мой сын.-Отчего же вы не покинете эти места? – спросил Конфуций.Здесь нет жестоких властей, - ответила женщина.
(“Кун-цзы” (около 551 – 479 гг.) — древний китайский мыслитель).
Какой вывод из этого разговора сделал Конфуций?

О чем сегодня пойдет речь на уроке?

Власть зарождается одновременно с человеческим обществом
Вопрос классу: 3 формы проявления влияния: Сила (насилие);Власть (законы и традиции);Авторитет (мораль).

Итак, какую цель вы ставите перед собой?

Какие виды властей вам известны?

На что может опираться власть?

Какие методы и средства может использовать власть при осуществлении своей деятельности?

Закон – это нормативно-правовой акт, принятый высшей законодательной властью и обладающий высшей юридической силой в государстве.

Учитель: Давайте проследим взаимосвязь власти и закона в истории. Я зачитаю выдержки из законов разных исторических эпох, а вы скажете, каковы взаимоотношения закона и власти описываемого времени.

Чтобы власть не доминировала над законом, мыслители прошлого предложили принцип разделения властей. О теории и практики этого принципа нам расскажет Тюрин А. (слайд №4)

………Теория разделения властей, как она была изложен Монтескье, предполагает раздельное функционирование трех разных, независимых и взаимоуравновешенных властей - законодательной, исполнительной и судебной. Разделение властей основывается на том, что в государстве необходимо осуществлять три различных вида деятельности: принятие законов, их исполнение и осуществление правосудия (наказание нарушителей этих законов, разрешение конфликтов, связанных с применением законов). Но есть и другая сторона вопроса: с точки зрения обеспечения демократии целесообразно распределить три этих направления государственной деятельности между тремя различными группами государственных органов, чтобы не произошла чрезмерная монополизация власти одной ее ветвью. Важно и то, что эти три независимы власти могут контролировать друг друга, создавая сложную систему "сдержек и противовесов". Таким образом, разделение властей представляет определенные гарантии от произвола, беззакония, авторитаризма.

III. Работа у доски: На доске

Парламент - Федеральное собрание

Сегодня мы работаем в группах. Каждая группа на столе имеет свой алгоритм выполнения задания; все необходимое для того, чтобы по прошествии10 мин. поделиться своими знаниями с другими учащимися, защитив свой мини-проект; Конституция РФ, на материалах которой вы получите новые знания о государственном аппарате РФ.

Слайд 6 (схема ветвей власти )

IV. Защита мини-проектов. Выступление групп.

1. Основным признаком правового государства является

1.верховенство исполнительной власти

2.верховенство законодательной власти

4.верховенство судебной власти

2. Подписывает и обнародует федеральные законы РФ:

2.Председатель Правительства РФ

3.Председатель Совета Федерации РФ

4.Председатель Государственной думы РФ

3. Главной функцией исполнительной ветви власти является

1.контроль над ходом политического процесса

2.принятие политических программ и целевых установок

3.реализация принятых решений, управление общественными делами

4. Разделение властей это

1.метод подавления оппозиции

2.способ укрепления власти

3.форма существования власти

4.принцип организации власти
5. Законодательная ветвь власти занимается

1.выполнение международных обязательств

2.исполнением принятых решений

3.контролем за ходом политических процессов

6. Основная функция судебной власти заключается в

1.контроле за соблюдением Конституции и законодательства

2.осуществлении надзора за политическими партиями и общественными организациями

3.исполнение законов и предписаний

7. Основными ветвями власти являются

1.законодательная, исполнительная, судебная

2.административная, финансовая, экономическая

3.федеральная, региональная, местная

4.консервативная, либеральная, социалистическая

В России законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием, в которое входят Государственная дума и Совет Федерации, в регионах — законодательными собраниями (парламентами).

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации

Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы (нижней палаты) и Совета Федерации (верхней палаты).

Состав палат, как и принципы их комплектования, различен. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, а в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (в Российской Федерации 83 субъектов, следовательно 166 членов Совета Федерации)

Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы.

Государственная Дума избирается на конституционно установленный срок — 5 лет, а Совет Федерации установленного срока своей легислатуры не имеет.

Государственная дума состоит из 450 депутатов. Депутатом Государственной думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причём одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной думы и членом Совета Федерации). Депутатом Государственной думы первого созыва мог одновременно являться член Правительства Российской Федерации (согласно переходным положениям Конституции Российской Федерации).

Начиная с 6 созыва, депутатов избирают сроком на пять лет, сейчас на 6 лет

Выборы в Государственную думу проводились в 1993, 1995, 1999, 2003, 2007 и 2011 годах. Работу Думы возглавляет председатель Думы и его заместители.

Выборы в Государственную думу назначаются президентом Российской Федерации раз в пять лет, избираются все 450 депутатов. Избрание происходит пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов.

Роспуск Госдумы может произойти по указу президента России, если она трижды отклонила представленные им кандидатуры на должность Председателя Правительства или выразила недоверие Правительству повторно в течение трёх месяцев (если в этом случае президент не принял решение об отставке Правительства). Однако Дума не может быть распущена в первый год своей работы. В случаях роспуска Госдумы президент назначает дату выборов так, чтобы вновь избранная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента её роспуска.

В настоящее время Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

  • федерального бюджета; федеральных налогов и сборов;
  • финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования;
  • денежной эмиссии;
  • ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;
  • статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;
  • войны и мира.
  • назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного суда РФ;
  • назначение и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;

Совет Федерации решает важнейшие вопросы, связанные с деятельностью Президента, его вступлениеми пребыванием в должности. Он утверждает указы Президента о введении военного положения, чрезвычайного положения, назначает дату выборов нового президента, отрешает президента от должности в случае подтверждения выдвинутых Государственной Думой обвинений против президента.

Исполнительная власть не избирается, а чаще всего назначается. Она обязана действовать на основе принятых представительной властью законов и опираться на них, принимая правительственные решения. Сама же исполнительная власть законов не принимает (хотя, согласно ст. 104 Конституции, Правительство РФ обладает правом законодательной инициативы — внесения законопроектов в Государственную Думу). Главная задача исполнительной власти — проводить в жизнь, т. е. исполнять, принятые парламентом решения. Обычно исполнительная власть принадлежит правительству, в том числе и в нашем государстве.

Правительство Российской Федерации Разработка и исполнение федерального бюджета. Единая финансовая, кредитная и денежная политика. Единая государственная политика в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социальной защиты, экологии. Управление федеральной собственностью. Оборона страны, государственная безопасность, внешняя политика. Обеспечение законности, прав и свобод человека и гражданина, охрана собственности и общественного порядка, борьба с преступностью.

Местное самоуправление (МСУ) осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях. Оно совершенно самостоятельно в пределах своих полномочий. Органы МСУ не входят в систему органов государственной власти.
Структура органов МСУ определяется населением самостоятельно. Они управляют муниципальной собственностью, работают с местным бюджетом, устанавливают местные налоги, осуществляют охрану общественного порядка и т.д.
К органам МСУ относятся выборные органы, образуемые в соответствии с уставом. Уставом города может быть предусмотрена должность главы города - выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению МСУ на территории города. Органы МСУ могут устанавливать условие использования земель и определить порядок условия приватизации городской собственности населения.
В исключительном ведении городского собрания находятся:
утверждение местного бюджета
принятие планов и программ в развитии города
установление порядка управления и распоряжения городской собственностью
контроль за деятельностью должностных лиц МСУ
Уставом города может быть предусмотрена должность главы города, выборного должностного лица, возглавляющего деятельность на территории города.
Экономическую основу МСУ составляет городская собственность, местные финансы. Органы МСУ могут в интересах населения устанавливать условия использования земель и определенный порядок приватизации городской собственности населением.

2.Определите, как формируется Правительство, каковы его функции и полномочия

3.Составьте кластер и расскажите.

4.Поставьте оценки за работу в группе каждому.

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ - в соответствии с теорией разделения властей самостоятельная и независимая сфера публичной власти (наряду с законодательной и исполнительной). Представляет собой совокупность полномочий по осуществлению правосудия, т.е. полномочий по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных и конституционных дел
функции судебной власти.
- применение принятых законодательной властью законов, иных нормативных актов к конкретным жизненным ситуациям и тем самым обеспечение верховенства права в обществе. Следовательно, на судебную власть возлагается задача обеспечить реализацию норм права, которые определяют права и обязанности участников общественных отношений (субъектов права). - защита прав, свобод и законных интересов от необоснованных нарушений, кем бы они не были допущены, и тем самым обеспечение соблюдения принципов демократии, гуманности, социальной справедливости, гражданского мира и согласия в обществе.-
контроль за законностью действий исполнительной власти, который она осуществляет посредством рассмотрения и разрешения претензий (жалоб) граждан и их коллективных формирований (юридических лиц) на акты (действия) органов государственного управления и их должностных лиц.
Правосудие в России осуществляется только судом.
Судебная власть осуществляется посредством:

Конституционного; гражданского; административного; уголовного судопроизводства;
Согласно Конституции РФ в России судебная власть состоит из трех видов судов — конституционных судов(Конституционный Суд РФ; конституционные (или уставные) суды субъектов Федерации); судов общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды субъектов Федерации, а также районные (городские) суды, мировые суды, сюда же входят военные суды);арбитражных судов (Высший Арбитражный Суд РФ; арбитражные суды округов; арбитражные суды субъектов Федерации). Российский закон предусматривает участие граждан в осуществлении правосудия в роли присяжных, народных и арбитражных заседателей.

Судьями могут быть только граждане России:
- достигшие 25 лет, - имеющие высшее юридическое образование - стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет
Судьи: независимы ; подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону; -они не сменяемы, их полномочия могут быть прекращены по основаниям, установленным в законе;- судьи неприкосновенны.
Судебная власть в РФ осуществляется только судами в лице Судей и действует только на основании Конституции РФ по Средством: конституционного, гражданского, административного, уголовного судопроизводства. Члены суда назначаются президентом РФ с согласия Совета Федерации на один срок – 12 лет

"Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а следовательно, определяет в конечном счёте правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придаёт общеобязательный характер нормам права, выраженных в них. Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера. Пределы её действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей конституции.

Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Её деятельность должна быть основана на законе, осуществляться в рамках закона. Исполнительные органы и государственные должностные лица не имеют права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые, не предусмотренные законом права или обязанности граждан и организаций. Исполнительная власть носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует на началах законности. Сдерживание исполнительной власти достигается также посредством её подотчётности и ответственности перед представительными органами государственной власти. В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.


Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом. С одной стороны, суд не может присваивать себе функции законодательной или исполнительной власти, с другой стороны его важнейшей задачей является организационно-правовой контроль за нормативными актами этих властей. Судебная власть, таким образом, выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, и прежде всего конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей". (Хропанюк В. Н." Теория государства и права", М., 2001. - с. 84 - 85.)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок по обществознанию 9 кл.

Тема : Закон и власть.

Изучить роль власти в государстве, рассмотреть структуру правоохранительных органов, и их деятельность.

1.Развивать умения и навыки учащихся: делать выводы, сопоставить, сравнивать, решать задачи.

2. Развивать навыки коллективной работы.

3. Воспитывать у учащихся взаимодействие, взаимопонимание, индивидуальной ответственности

I .Организационный момент.

- Приветствие

- Ознакомить целью и задачами.

Сегодня мы будем работать в группах, поэтому класс делим на 2 команды. А теперь поприветствуйте партнеров по лицу и по плечу.

II Изучение нового материала по плану.

1.Закон и власть.

- терминология:

Закон - нормативный акт, принятый высшим органом государственной

власти в установленном конституцией порядке.

Власть - политическое господство, государственное управление и его органы. (см. слайд №1,2.)

2. Ветви власти.

1. Законодательная.

ПАРЛАМЕНТ - (англ. parliament, от франц. parler — говорить) высший представительный орган в Европе, в России - Федеральное собрание.

Состоит из двух палат:

1. Совет Федерации,

2. Государственная Дума.

Вы депутаты Государственной думы:

2. Исполнительная. (см. слайд)

ПРАВИТЕЛЬСТВО- высший орган исполнительной власти. Возглавляется главой государства (президентом) или премьер-министром (канцлером, председателем совета или кабинета министров).

Чтобы стать президентом, необходимо не менее десяти лет постоянно жить в России; более двух сроков подряд занимать этот пост нельзя.

Впервые институт президентства в России был введен в 1991 году. Согласно закону, президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами .

- обязательные характеоистики

- необязательные характеристики

- противоположные примеры

3. Судебная. (см. слайды)

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ - независимая система судебных органов государства, осуществляющих правосудие.

СУД- орган государства, рассматривающий гражданские, уголовные и др. дела на основании действующего законодательства и в соответствии с установленными процессуальными правилами.

Суды РФ: 1. Общей юрисдикции; 2. Арбитражный; 3. Конституционный.

4. Правоохранительные органы. (см. слайды)

а) Совет Безопасности- осуществляет подготовку решений президента России по вопросам защиты интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения

единой государственной политики в области обеспечения безопасности.

б) Федеральная Служба Безопасности -занимается раскрытием шпионажа, террористических актов, коррупции, наркобизнеса (федеральный орган исполнительной власти, в пределах

своих полномочий осуществляет государственное управление в области обеспечения безопасности, защиты и охраны государственной границы, охраны внутренних морских вод, территориального моря и т.д.

в) Прокуратура - система государственных органов, специально предназначенных для публичного преследования по уголовным делам. В компетенцию органов прокуратуры входит возбуждение уголовных дел, их расследование, а также поддержание

обвинения в суде от имени государства.

г) Нотариат - государственные органы или частные конторы (отдельные нотариусы),

в функции которых входит удостоверение сделок, оформление наследственных прав и т.д.

е) Полиция- система государственных правоохранительных органов по охране общественного

порядка, защите прав и интересов граждан от преступных и иных посягательств.

Полиция делиться на 1) криминальную, 2) общественной безопасности.

Каждый член команды на 4х листочках бумаги напишите понятия связанны с сегодняшней темой, положите на центр стола лицевой стороной вверх.

Перемешайте листочки и разложите 9 листочков в формате 3х3. Каждый член команды составляет по одному предложению ( по вертикали, горизонтали или диагонали)

Цель : создать у учащихся представление о структуре госуда рственного апп арата РФ.

1. Выработка умений осущес твлять правовой анализ ситуа ции и выбора грамотного,

2. Определение фу нкци й и полномочий законодательной, исполнительной, су дебной

4. Коррекция умений и навыков познавательной деятельности школьника.

Основные понятия : государственный аппарат, федеральное собрание, правительство,

президент, Конституционный су д, Правоохрани тельные органы, адвокатура.

Оборудование урока : Констит у ция РФ, программа сопровождается слайдами PowerPoint из

 Слайд 2 Совместно с учащимися ставятся цел и задачи урока, а кт уализируется тема.

Учитель: Вы видите определение термина государственного аппарата . Знаете ли вы, что такое

государственный аппарат? Как формируются органы госу дарственной власти в РФ? Какие

Одной из самых распространенных классификация государственных органов, принятых в

современной политологии, является их деление на законодательные, исполнительные и

судебные. Эта типология основывается на теории разделения властей.

Принцип разделения властей имее т давнюю истори ю. Основы теории были заложены еще

античными мыслителями (Аристотель). В наиболее полном виде ее сформ улировал в

1784г.французский просветитель Ш. - Л. Монтескье. Потребность в разделении властей на

законодательную, исполнительную и судебную вытекает, по мнению Монтескье, из природ ы

человека, его склонности к злоупотреблению властью. Вс якая власть должна иметь свой предел

и не угрожать правам и свободам граждан. Это теория была призвана обосновать та кое

устройство государства, которое исключило бы в озможность у з урпации власти кем бы то ни

было вообще, а в частности любым органом госу дарства. Первоначально ОНА была направлена

на обоснование ограничения власти короля, а затем ее с тали и спользовать как и деологическую

История показывает, что опасность последней являете постоянной: общес тво и гос ударс тво все

время борются между собой, и периодически в этой борьбе побеждает госу дарство, которое

Теория разделения властей, как она была изложе н Монтескье, предполагает раз дельное

функционирование трех разных, независимых и взаимоу равновешенных властей -

законодательной, исполнительной и су дебной. Разделение властей основывается на том, что в

государстве необходимо осуществлять три различных вида деятельнос ти: п ринятие зако нов, их

исполнение и осуществление правосу дия (наказ ание нару шителей этих законов, разрешение

конфликтов, связанных с применением законов). Но есть и дру гая сто рона вопроса: с точки

зрения обеспечения демократии целесообразно распределить три этих направления

государственной деятельности между тремя разли чными группами госу дарственных органов,

чтобы не произошла чрезмерная монополизация власти одной ее ветвью. Важно и то, что эти

три независимы власти могу т контрол ировать друг друга, создавая с ложн у ю систем у "с держ ек

Таким образом, разделение властей представляет определе нные гарантии от произвола,

Учитель: Сегодня мы работаем в группах. Каждая гру ппа на столе и меет свой алгоритм

выполнения задания; все необходимое для того, чтобы по прошествии 10 мин. поделиться

своими знаниями с другими уча щимися, защитив свой мини - проект; Констит уция РФ, на

материалах которой, вы получите новые знания о госу дарственном аппарате РФ.

Конспект урока по обществознанию на тему

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Тема: Закон и власть Тип урока: изучение новых знаний Вид урока: с элементами проблемного изложения Цель: создать у учащихся представление о структуре государственного аппарата РФ. Задачи: 1. Выработка умений осуществлять правовой анализ ситуации и выбора грамотного, правового поведение. 2. Определение функций и полномочий законодательной, исполнительной, судебной власти Р.Ф. 3. Воспитание активной гражданской позиции. 4. Коррекция умений и навыков познавательной деятельности школьника.

Читайте также: