Конспект уроку будова кореня

Обновлено: 07.07.2024

Содержимое разработки

Урок 36. Корень и его функции. Корневые системы

сформировать представление о внешнем строении и функциях корня; ознакомить с разнообразием корней и типами корневых систем; прививать практические навыки распознавания и определения корневых систем;

развивать умения выделять главное, сравнивать, самостоятельно работать с учебным пособием, делать выводы;

способствовать расширению кругозора, формировать интерес к познанию природы.

1. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности класса к уроку.

2. Проверка домашнего задания

Выполнение заданий 7—9 на с. 43, 44 рабочей тетради.

3. Целемотивационный этап. Актуализация знаний и умений учащихся

3.1. Учитель предлагает учащимся загадку:

Царства темного жильцы

Ползут в разные концы,

Неустанно влагу пьют,

Всем растениям жизнь дают.

Что же это? (Корни)

3.2. Объявление темы урока.

— Какова цель нашего урока?

4. Изучение нового материала

4.1. Вводное слово учителя.

Мы в букет собрали маки жаркие,

Много незабудок голубых,

А потом цветов нам стало жалко,

Снова в землю посадили их.

Только ничего не получается:

От любого ветерка качаются!

Почему осыпались и вянут?

Без корней расти и жить не станут!

Как ни тонок, неприметен

Под землею корешок,

Но не может жить на свете

Без него любой цветок!

4.2. Фронтальная беседа.

— Как вы думаете, почему растение не может жить без корня? Учащиеся высказывают предположения.

— Чтобы представить себе, какие нагрузки испытывает корень, попробуйте удержать за ручку зонтик, когда дует сильный ветер. Трудно! Какая же сила нужна, чтобы дуб или липу с толстыми ветвями удержать на месте при ветре или урагане? Сила могучего великана! Этой силой обладают корни. Словно стальные канаты натянуты они во все стороны и держат растение. Корни очень крепки.

— Как вы думаете, какой величины корни у растений? Учащиеся высказывают предположения.

— Корней у любого растения бывает много, и идут они вглубь и вширь. Например, корни свеклы проникают на глубину 3 м, пшеницы — 2—2,5 м, яблони — до 12 м, верблюжьей колючки — до 20 м.

— Какие еще вегетативные органы мы рассматривали в прошлом году? Какие органы, кроме вегетативных, есть у цветковых растений? Приведите пример.

— Сегодня у нас не обычный урок, а урок-исследование, в ходе которого вы будете выступать в роли исследователей. А объектом вашего исследования будут корни и корневые системы.

4.3. Работа в парах.

На каждую парту раздается гербарий с двумя корневыми системами, проростки фасоли и пшеницы. Учитель сообщает учащимся задание урока:

— Вам необходимо исследовать, чем отличаются эти корневые системы.

1) Рассмотрите корневые системы различных растений. Найдите стержневые и мочковатые корневые системы.

2) Прочтите в учебнике, какие корневые системы называются стержневыми, а какие — мочковатыми.

3) Запишите в тетрадь примеры растений с разными корневыми системами.

4) Сравните корневые системы. Сделайте вывод о чертах сходства и различия стержневой и мочковатой корневых систем.

5) Сделайте рисунки и подпишите виды корней.

Вариант: выполнение заданий 10,11 на с. 45 рабочей тетради.

4.4. Беседа по вопросам:

— Чем отличаются корни друг от друга?

— Откуда отрастают придаточные и боковые корни?

— Из чего развивается главный корень?

Свинья под дубом вековым

Наелась желудей досыта, до отвала;

Наевшись, выспалась под ним;

Потом, глаза продравши, встала

И рылом подрывать у дуба корни стала.

Ведь это дереву вредит.

— Чем же навредила свинья дереву? Будет ли дуб расти и развиваться?

Учащиеся приходят к выводу о значении корня и его функциях и записывают его в тетради.

— закрепляет и удерживает в вертикальном положении растение (пример с зонтиком);

— питает растение, всасывает воду и минеральные вещества;

— откладывает и накапливает питательные вещества;

5. Физкультминутка

6. Закрепление изученного материала

6.1. Учитель показывает стеблевые и листовые черенки с придаточными корнями.

— Какие это корни?

— Какое значение для цветковых растений имеет способность образовывать придаточные корни?

— С какой целью проводят окучивание некоторых сельскохозяйственных культур (капусты, картофеля)?

1) У одуванчика корневая система стержневая.

2) Главный корень развивается из зародышевого корешка.

3) У лука, тюльпана хорошо заметен главный корень.

4) У пшеницы корневая система мочковатая.

5) Боковые корни развиваются на нижней части стебля.

6) Придаточные корни образуются только на главном корне.

7) Главный корень хорошо заметен в корневой системе фасоли.

6.3. Выполнение заданий.

1. Закончите предложения.

1) Через корень растение получает из почвы ……. и …….

2) Если главный корень не развивается или не отличается от многочисленных других корней, то корневая система называется .

3) Все корни растения составляют его …….

4) На главном корне и придаточных корнях развиваются ……. корни.

5) В корневой системе одуванчика хорошо выражен …….. корень.

6) Корневая система пшеницы называется ……..

7) Боковые корни развиваются как на. корне, так и на…. корнях.

8) Условная граница между главным корнем и стеблем называется….

2. Соотнесите понятия и определения

Б) корневая система

В) главный корень

Г) боковые корни

Д) придаточные корни

Е) стержневая корневая система

Ж) мочковатая корневая система

1) подземные органы растений, всасывающие воду и минеральные соли, удерживающие растения в почве

2) система всех корней растений

3) корень, уходящий в почву глубже всех

4) корни, отходящие по бокам от главного и придаточного корней

5) корни, отходящие по бокам от стебля

6) система, состоящая из главного и боковых корней

7) система, состоящая из придаточных и боковых корней

— Укажите лишнее растение в ряду:

1) фасоль, горох, соя, лук;

2) пшеница, морковь, рис, кукуруза;

3) одуванчик, щавель, овес, картофель.

7. Информация о домашнем задании

8. Подведение итогов урока

9. Рефлексия

Учащиеся высказывают впечатления об уроке.

Было бы хорошо, если бы.

Урок мне понравился, но хотелось бы еще.

Меня особенно удивило и поразило то, что.

Было бы лучше, если.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы




Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Комплекты учителю


Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Вебинары для учителей


Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План-конспект урока по биологии на тему:

Тема: Внешнее и внутреннее строение корня в связи с выполняемыми функциями.

Цель урока: формировать знания об особенностях внутреннего и внешнего строения корня в связи с выполняемыми функциями; развивать умение описывать механизм поглощения корнем воды; ознакомиться с ростом корня и его зонами; развивать умение использовать знания о закономерностях роста корня и образования корневой системы для практического использования человеком.

Образовательные:

1. Формировать понятие об особенностях внутреннего и внешнего строения корня.

2. Изучить типы корней и корневых систем.

3. Отрабатывать умения описывать механизм поглощения корнем воды.

4. Ознакомиться с ростом корня и его зонами.

5. Показать практическое значение биологических знаний на разных этапах развития человеческого общества.

Развивающие:

1. Продолжить развивать научное мировоззрение учащихся на основе изучения темы урока.

2. Продолжить развивать навыки работы с биологическими терминами, учебником и практические умения в ходе изучения новых тем.

3. Развитие умений выделять главное, сравнивать, анализировать.

4. Развитие общеучебных компетенций (поиск, систематизация, анализ и классификация учебной информации).

Воспитательные:

1. Формировать культуру диалогового общения.

2. Содействовать трудовому воспитанию учащихся.

3. Содействовать развитию коммуникативных навыков у учащихся, умению целеполагания и рефлексии.

4. Содействовать формированию у учащихся стремления к заботе о своем здоровье.
5. Воспитывать бережное отношение к растениям.

1. Словесные: рассказ, беседа, конспектирование опорных понятий.

2. Наглядные: демонстрация презентации, использование иллюстраций.

Тип урока: освоение нового материала.

Оборудование: Б иология: учеб. пособие для 7-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / Н. Д. Лисов. — Минск: Народная асвета, 2017. — 230 с

План урока:
I. Ориентировочно-мотивационный этап

1. Организационный момент (1 мин)

2. Проверка домашнего задания (7 мин)

3. Совместное целеполагание (2 мин)

4. Мотивация (1 мин)

5. Актуализация опорных знаний и субъектного опыта учащихся (4 мин)

II. Операционно-познавательный этап

1. Изучение нового материала (15-18 мин)

2. Закрепление нового материала (8 мин)

III. Оценочно-рефлексивный этап

1. Рефлексия (3 мин)

2. Выводы учителя (2 мин)

3. Домашнее задание (1 мин)

I. Ориентировочно-мотивационный этап

1. Организационный момент:

· Взаимное приветствие учителя и учащихся

· Организация внимания учащихся

2. Проверка домашнего задания.

Ребята, я прошу вас серьезно отнестись к нашей теме, ведь знания, полученные на сегодняшнем уроке, будут полезны для вашей повседневной жизни.


5.Актуализация опорных знаний и субъектного опыта учащихся.

II. Операционно-познавательный этап

1. Изучение нового материала

Внешнее строение корня. Чаще всего корни имеют цилиндрическую (как у хрена) или коническую (как у одуванчика) форму. У многих растений (ржи, лука, подорожника) корни имеют вид тонких нитей, и их называют нитевидными. Все корни (главные, боковые, придаточные) устроены одинаково. Они могут ветвиться, на них никогда не образуются листья.

Корни одних растений тянутся в глубь почвы, к запасам подземных вод. Корни других растений растут вширь, располагаясь в толще самого плодородного верхнего слоя почвы (рассчитывая на дождевую влагу).

Внутреннее строение корня. Верхушка корня защищена корневым чехликом — маленьким колпачком, с помощью которого корень раздвигает частички почвы. Стенки наружных клеток чехлика покрыты слизью для облегчения перемещения корня в почве.

Чехлик прикрывает верхушечную образовательную ткань, клетки которой непрерывно делятся. Одна часть образовавшихся клеток превращается в клетки корневого чехлика, благодаря чему он постоянно обновляется. Другая часть образующихся клеток растет, вытягивается в длину, и таким образом корень продвигается в глубь почвы. Выросшие клетки постепенно перестраиваются и превращаются в клетки других тканей: покровной, проводящей, механической и др.

Клетки, располагающиеся снаружи, формируют покровную ткань — эпидермис. Для клеток эпидермиса корня характерны корневые волоски — длинные выросты, через которые осуществляется всасывание воды и растворенных в ней минеральных веществ из почвы. Живут корневые волоски недолго — обычно 10—20 дней. На смену отмершим волоскам в более молодой части корня развиваются новые волоски, и всасывающая зона корней все время перемещается в глубь почвы.

К покровной ткани примыкает кора, образованная крупными живыми тонкостенными клетками. Вода, поглощенная корневыми волосками, далее продвигается по клеткам коры и под проникает в проводящую ткань (древесину), расположенную в центральной части корня. В состав древесины входят сосуды — вытянутые узкие трубки. Они образованы толстостенными мертвыми клетками, между которыми нет поперечных перегородок. По сосудам вода поднимается в стебель и расходится по всему растению. Рядом с древесиной располагаются клетки луба, по которым в корень поступают органические вещества, образовавшиеся в листьях и стеблях.

Прочность и упругость корня обеспечивает механическая ткань.

Пересадка молодых растений в грунт называется пикировкой (рассаживанием). При пикировке у растений удаляют кончик главного корня. Удаление кончика главного корня стимулирует образование и рост боковых корней.

Вероятно, вы также наблюдали, как с помощью плуга или мотыги к нижней части стебля подгребают почву — проводят окучивание. Окучивание картофеля, капусты, томатов проводят, чтобы вызвать дополнительное образование и рост придаточных корней. Это способствует лучшему укреплению растения в почве и поглощению им большего количества воды с растворенными в ней минеральными веществами.

Для чего необходимо рыхлить почву? Клеткам корней для нормального функционирования нужна энергия. Из листьев в клетки корня по клеткам луба поступает питательное вещество — углевод глюкоза. В клетках корня она постепенно превращается в углекислый газ и воду. При этом высвобождается энергия. Этот процесс идет с участием кислорода, поэтому для нормального роста корня в почве его должно быть достаточно.

Чтобы улучшить снабжение клеток корней кислородом, почву необходимо регулярно рыхлить. В природных условиях эту работу выполняют почвенные животные — дождевые черви, роющие насекомые. В рыхлой, хорошо увлажненной и прогретой почве корни растут быстро, обильно ветвятся и образуют мощную корневую систему. При засухе, низкой температуре и недостатке кислорода рост корней замедляется.



III. Оценочно-рефлексивный этап

1. Рефлексия
Вспомните, как вы работали на уроке. Всё ли вам было понятно? Довольны ли вы своей работой?
Обсуждаем некоторые ответы.
2. Выводы учителя:
Сегодня на уроке вы работали хорошо. Цель, которую мы с вами поставили в начале урока, была достигнута.

3. Домашнее задание.

2. Елкина Л.В. Биология. Весь школьный курс в таблицах. - Мн.: Современная школа, 2009

3. Заяц Р.Г. и др., Биология. - Минск: Вышэйшая школа, 2006.

4. Биология: Кн. Для учащихся. В 3 Кн. 1: Пер. с нем. / Под общ. Ред. Б63 К. Певз-Хоке, Э. Цабель. - Мн.: Нар. Асвета, 2002.

5. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники. Учеб. Для средней общеобразоват. Школы. - 2-е изд., перераб. И доп.- М.- Мн.: Мнемозина, 2003.

6. Тейлор Д., Грин Н., Стаут У. Биология. Т 2. - М.: Мир, 2004.

7. Биология в 7 классе: учеб. - метод. Пособие для педагогов первого отд-ния вспомогат. Шк. С белорус. И рус. яз. Обучения/ О. Х. Срединская. - Минск: Адукацыі і выхаванне, 2011.


Мета: навчальна - ознайомити учнів із будовою коренів; дати поняття про кореневі системи; розглянути типи кореневих систем; навчити учнів розрізняти й визначати різні типи кореневих систем; встановити взаємозвязок між будовою та функціями кореневих систем; вивчити видозміни кореня та їх значення; Ніби на стальних канатах, що розгалужені в усі боки, рослини тримаються на своїх коренях. Загальна характеристика коренів (розповідь, що супроводжується демонструванням малюнків рослин з різними типами коренів): Корінь - вегетативний орган рослини, за допомогою якого вона міцно утримується в ґрунті та поглинає з нього розчин мінеральних речовин. Не мають коренів і багато рослин-паразитів, бо живляться вони за допомогою присосок, якими прикріплюються до рослини, на якій паразитують (наприклад, повитиця тощо). Зовнішня будова кореня (розповідь, що супроводжується роботою з таблицею та роботою з гербарними зразками): Сукупність усіх коренів однієї рослини називають кореневою системою.

Вегетативні органи рослин. Будова кореня. Видозміни кореня

Зміст:
Мета уроку.
Вегетативні органи рослин .
Що таке корінь?
Різноманітність коренів.
Види коренів.
Що таке коренева система?
Стрижнева коренева система.
Мичкувата коренева система.
Будова кореня.
Внутрішня будова кореня.
Живлення рослин.
Зовнішні ознаки порушення мінерального живлення.
Бульбочки з азотфіксуючими бактеріями на коренях рослини.
Розріз грунту.
Надходження до рослини неорганічних сполук.
Випаровування води.
Різноманітність добрив.
Видозміни кореня.
Коренеплоди.
Бульбокорені.
Повітряні корені.
Дихальні корені.
Ходульні корені.
Корені - причіпки.
Корені - присоски.
Грибокорінь.
Корінь з бульбочковими бактеріями.
Класифікація органів рослин.
Вегетативні органи.
Чим корінь відрізняється від пагона.
Будова пагона.
Бруньки рослин.
Різноманітність пагонів.
Галуження пагона.
Стебло.
Які бувають стебла?
Різноманітність стебел.
Які бувають стебла?
Будова стебла.
Внутрішня будова стебла.
Видозміни пагонів.
Транспорт речовин по-рослині.
Значення видозмін кореня.

Читайте также: