Использование орудий и энергии конспект

Обновлено: 06.07.2024

Цель урока: сформировать представление у учащихся о способах экономии ресурсов и энергии.

  • Образовательные – закрепить, имеющиеся знания у учащихся о видах ресурсов и энергии, и возможных путях их экономии; изучить нетрадиционные источники энергии, проекты экодомов будущего.
  • Развивающие – продолжить развивать умения самостоятельной работы с литературой, умения и навыки синтеза, обобщения, анализа, индукции и дедукции информации, умения работы с наглядными пособиями; развивать коммуникативные умения.
  • Воспитательные – продолжать развивать экологическую культуру личности, бережного отношения к ресурсам, качества энергосбережения.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

– компьютер
– проектор
– карандаши, фломастеры.

Формы работы учащихся на уроке: индивидуальная, фронтальная, групповая.

  • Организационный этап.
  • Изучение-закрепление материала.
  • Закрепление материала.
  • Подведение итогов.
  • Домашнее задание.

Следующим этапом мы рассмотрим виды природных ресурсов на Земле. (Приложение 1)

Следующий человек должен раскрыть нам виды энергии и нетрадиционные источники энергии (Приложение 2)

Давайте вместе сформулируем правила энергосбережения

Записывают в тетрадь значения растений и животных для планеты Земля. А также поясняют сказанное.
1. Растения для фотосинтеза (Получение кислорода и поглощение углекислого газа)
2. Цепи питания.
3. Утилизация вредных веществ
4. Накапливание минеральных, водных и других ресурсов.
5.Использование человеком для хозяйственных нужд

Выступающий говорит о видах природных ресурсов, учащиеся записывают схему слайда в тетрадь. и Учащиеся указывают нетрадиционные источники энергии в тетради:

– солнечная
– приливно-отливная
– ветровая
– геотермальная
– энергия биомассы.

После докладов думают все вместе правила энергосбережения и называют их. Сравнивают с общепринятыми правилами, которые указаны на слайде.

Как и в глубокой древности, современному человеку для поддержания жизнедеятельности требуется физиологическая норма – примерно 2500 ккал в сутки. В этом его биологическая сущность за многие тысячелетия практически не изменилась. Естественно, что древние предки человека – собиратели и охотники – на добывание пищи не могли тратить больше энергии, чем получали, поедая добычу. Пищевые (трофические) связи были простыми и непосредственными: потратил свою мускульную энергию на добывание пищи, съел добытое и восстановил свои энерготраты. Но обязательно с превышением, чтобы осталось на процессы жизнедеятельности и согревание организма. Кроме того, добычи должно было хватить более слабым членам племени, не участвующим в охоте: детям, женщинам, старцам.

В производство современной пищи человек имеет возможность вкладывать мощные дополнительные энергоресурсы: топливо для машинной обработки почвы, транспортировки и переработки сельскохозяйственной продукции, энергию для производства удобрений. Эти энергетические вложения многократно превосходят мускульную силу человека. Благодаря им многократно повысилась продуктивность обрабатываемых земель. Значит, с территории, где в древности мог прокормиться всего один собиратель съестного, сейчас возможно собрать урожай, достаточный для многих тысяч человек. Пищевые связи значительно изменились, стали сложными, в них включилось множество энергопотребляющих посредников. В эпоху собирательства первобытных людей на 500 га мог прокормиться только 1 человек, который затрачивал на сбор пищи только собственную мускульную энергию (рис. 1). При появлении примитивного земледелия на 500 га могли прокормиться 100–200 человек, но энергетические затраты на обработку почвы, посев и сбор урожая возросли в 20–30 раз за счет мускульной энергии людей и домашних животных, применения простейших сельскохозяйственных орудий. При современном высокомеханизированном сельском хозяйстве 500 га могут прокормить 2–5 тыс. человек, а энергетические траты за счет работы сельхозмашин и транспорта, применения удобрений и использования механизмов по переработке первичной сельскохозяйственной продукции возросли в 20–50 тыс. раз. Энергетическая цена 1 ккал конечной, потребляемой современным человеком пищи возросла примерно в 10 раз. Стало быть, при сохранившейся с древности физиологической норме в 2500 ккал современному человеку требуется на ее производство уже 25 000 ккал. Но получать ее можно с площади в тысячи раз меньшей, чем в доисторические времена.

Главные особенности пищевых связей современного человечества – их усложнение, удлинение и примерно десятикратное возрастание энергетической цены производства каждой калории конечной пищевой продукции при тысячекратном уменьшении необходимой для этого площади. В результате общая экологическая (в данном случае – трофическая, пищевая) емкость среды обитания человечества возросла во много тысяч раз.

Информационные связи

Информационные связи в природных популяциях обеспечивают передачу конкретных сигналов на ограниченную дистанцию в течение ограниченного времени.

У подавляющего большинства видов информационные связи обеспечивают согласованные действия только относительно небольшого числа особей – единиц, десятков, очень редко сотен. Это половые партнеры, семьи, соседи, члены стаи. Исключения составляют общественные насекомые: осы, пчелы, шмели, муравьи. Показательно, что именно эти виды демонстрируют впечатляющие успехи, например в сборе и заготовке пищи. А колонны бродячих муравьев, повергающие в панику всех обитателей тропических джунглей, – убедительная иллюстрация мощи согласованных действий миллионов особей, их непреодолимого давления на окружающую среду.

Уровень развития информационных связей в человеческом обществе качественно иной. Во-первых, человек создал систему сложных сигналов – слов и фраз, в которых кодируется любая информация: как конкретно-описательная, так и абстрактно-логическая. Во-вторых, человек разработал технические средства, благодаря которым дальность действия информационных сигналов в пределах Земли стала практически безграничной, а скорость их передачи практически мгновенной. В-третьих, человек научился фиксировать информацию (рисунки, письменность, магнитная и электронная память), накапливать ее (книги, архивы, музеи, фоно- и видеотеки, информационные банки) и передавать в пользование всем последующим поколениям.

Информационные связи человечества насыщены сигналами любой сложности, они способны не только единовременно охватить всю ныне живущую видовую популяцию, но и адресованы всем будущим поколениям.

Очевидно, что такой уровень развития информационных связей обеспечивает согласованные общественные действия большого числа людей, в том числе неродственных друг другу: многих сотен, тысяч, миллионов. Это производственные, научные, образовательные, военные и иные коллективы, жители городов и поселков, население государств. В принципе они способны обеспечить координацию взаимодействий всей видовой популяции, человечества в целом. Способность к взаимодействиям со средой обитания в форме согласованных общественных действий означает, что человечеству свойственны экосоциальные связи с окружающим миром.

Согласованные действия тысячекратно усиливают мощь давления человеческих коллективов на среду обитания, несоизмеримого с ее способностью к сопротивлению. Это обстоятельство таит в себе угрозу полного разрушения природы Земли. Поэтому коллективное воздействие на природную среду безотлагательно требует разумного, осторожного управления, ориентированного на перспективу устойчивого развития человечества и природы.

Вопросы.

1. Каким животным и в какой форме свойственна химическая сигнализация?

2. Каковы социальные особенности трофических и информационных связей человечества?

Использование орудий и энергии.

В природных популяциях орудийная деятельность — редкое исключение. Человечество, напротив, самое мощное давление на природу оказывает опосредованно, через орудия, машины, механизмы. В этом заключается еще одно важное отличие экосоциалъных связей современного человечества.

Энергетика жизнеобеспечения. Все животные черпают энергию для поддержания жизни в пище, да еще иногда за счет согревания под лучами солнца. Соответственно, производимая ими работа осуществляется только за счет их естественной мощности — мускульной силы.

Единственное исключение на планете составляет человек, который сначала освоил запасы законсервированной солнечной энергии в виде органического топлива: древесины, угля, нефти и газа, а совсем недавно приступил к использованию атомной энергии. Совершенно очевидно, что только освоение человеком энергетических запасов обеспечило появление промышленности, основанной на коренном преобразовании природных материалов (например, выплавка и обработка металлов). Эта уникальная способность человечества позволила ему создать мощный производственный потенциал, почти полностью заменивший мускульную силу в функционировании общеземной системы жизнеобеспечения человечества.

Производимая животными работа может быть направлена на некоторое преобразование среды обитания: постройку гнезд, выкапывание нор, даже сооружение плотин. Но они используют мощность только собственных мышц, а объединение усилий для согласованных действий возможно только в пределах семьи или небольшой группы. Поэтому средопреобразующая деятельность животных незначительна и ограничивается лишь местными участками. Сколько-нибудь масштабные результаты такой микропреобразующей работы проявляются по истечении длительного времени — сотен или тысяч лет.

Мощная энергия, направляемая людьми на изменение среды обитания в целях повышения комфортности своего существования, все быстрее преобразует природную среду: в древности — за тысячелетия, в средние века — за столетия, сейчас — за немногие годы.

Все виды на Земле приспосабливаются — адаптируются к среде обитания, к меняющимся условиям жизни. Только человек с помощью освоенных им энергоресурсов приспосабливает (адаптирует) среду своего обитания к собственным потребностям, коренным образом и в краткие сроки преобразует природу Земли.

Примеры и дополнительная информация
1. Орудийная деятельность выявлена у насекомых, птиц, млекопитающих. Орудием считается любой посторонний предмет, который используется животным как продолжение какой-либо части тела (челюстей, клюва, лапы) для достижения определенной цели (чаще всего — для получения пищи).

Живущий на Галапагосских островах дятловый вьюрок выгоняет насекомых из их ходов и трещин древесной коры тонкой палочкой или колючкой кактуса. В Африке хищная птица — стервятник умеет разбивать прочную скорлупу страусиных яиц, бросая на них клювом камни. Необычные случаи орудийной деятельности наблюдали во Флориде, США. Возле скопления туристов голубая цапля подбирала несъедобные для нее зерна воздушной кукурузы и бросала их на мелководье, приманивая рыбок. Всего выявлено около 30 видов птиц, способных использовать орудия для добывания пищи.

В северной части Тихого океана живут каланы (морские выдры). Плавая на спине, они разбивают раковины моллюсков и панцири морских ежей о плоские камни, которые кладут себе на грудь. В Африке шимпанзе добывают термитов, засовывая стебелек травы или тонкий прутик в термитник, а затем слизывая с него насекомых. Они также пользуются палками, чтобы разрушать гнезда диких пчел и добывать мед, выковыривать личинок из трухлявых пней или выкапывать съедобные корни из земли. В неволе шимпанзе используют палки и разного рода подставки, чтобы дотянуться до высоко подвешенных фруктов

2. Случайное использование и, возможно, поддержание первобытными людьми зажженного молнией огня насчитывает около 0,5 млн лет. Примерно 50 тыс. лет назад человек сам научился добывать огонь от искр при ударе кремнем о кремень или с помощью трения. Около 20 тыс. лет назад потребление энергии всеми людьми было в 10 млн раз меньше, чем сейчас. Именно за счет этого миллионно- кратного роста использования найденных и присвоенных человеком запасов солнечной энергии, законсервированной в органическом топливе, создан и функционирует весь комплекс современного жизнеобеспечения человечества.
Но если бы никто из наших отдаленных предков, греясь у подожженного молнией дерева, не догадался подбросить в угасающий костер несколько новых веток, мы так бы и жили сейчас в пещерах.

Вопросы.
1. В чем заключаются основные отличия использования орудий животными и человеком?
2. Каким образом обеспечивают себя энергией животные?
3. В чем заключаются принципиальные особенности энергетики жизнеобеспечения человечества?

Человек — живое существо, часть природы, природное тело. Влияние природы на человека Прямое – непосредственное воздействие условий неживой природы Косвенное – особенности питания, одежды, конструкции жилищ…

Адаптация – процесс приспособления человека к различным условиям окружающей среды АДАПТАЦИЯ Биологическая Небиологическая Приспособление организма к определенным условиям жизни Создание защиты от неблагоприятных условий Изменение неблагоприятных условий

Домашнее задание § 25 пересказ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентация по физике "Внутренняя энергия"

Презентация по физике на тему "Внутренняя энергия" для 10 класса.

Презентация "Способы изменения внутренней энергии" .

В презентации рассмотрены способы изменения внутренней энергии.

Презентация "Мирный атом или энергия будущего"

В этой презентации я хочу рассказать о советском атомном проекте, о его разработке и испытании нашими советскими учеными.


Презентация. Способы изменения внетренней энергии.

Выяснить условия при которых внутренняя энергия изменяется. Дать понятие теплопередачи.


Презентация: "Сельскохозяйственные орудия"

Презентация для 6 класса.

Презентация "Способы изменения внутренней энергии" 8 класс

Презентация для урока физики в 8 классе в разделе "Тепловые явления".


Презентация по теме "Внутренняя энергия" 8 класс

Ввести понятие внутренней энергии как суммы кинетической энергии движения молекул и потенциальной энергии их взаимодействия.

2. 1. Орудийная деятельность - использование каких-либо предметов (камней, палок, прутиков и т. д.) в качестве инструмента для

1. Орудийная деятельность использование каких-либо предметов
(камней, палок, прутиков и т. д.) в
качестве инструмента для выполнения
определённой задачи

3. Человек умелый

4. Человек прямоходящий

5. Орудийная деятельность у животных

6. Совершенствование орудий охоты и труда

Орудийная деятельность
человека начиналась с
использования готовых
предметов.
В настоящее время все
орудия труда специально
изготавливаются человеком

9. 2. Энергетика жизнеобеспечения

11. Энергетика жизнеобеспечения человека

12. Человек освоил энергетические запасы планеты

13. Использование природных материалов

Люди преобразуют среду
обитания в целях
повышения комфортности
своего существования, все
быстрее преобразует
природную среду

16. Человек — живое существо, часть природы, природное тело.

Влияние природы на человека
Прямое –
непосредственное воздействие
условий неживой природы
Косвенное –
особенности питания,
одежды, конструкции
жилищ…

17. Адаптация – процесс приспособления человека к различным условиям окружающей среды

АДАПТАЦИЯ
Биологическая
Приспособление
организма
к определенным
условиям жизни
Небиологическая
Создание защиты
от неблагоприятных
условий
Изменение
неблагоприятных
условий

18. Домашнее задание

Использование орудий и энергии

№ слайда 1

Использование орудий и энергии

1. Орудийная деятельность - использование каких-либо предметов (камней, пал

№ слайда 2

1. Орудийная деятельность - использование каких-либо предметов (камней, палок, прутиков и т. д.) в качестве инструмента для выполнения определённой задачи

Человек умелый

№ слайда 3

Человек прямоходящий

№ слайда 4

Орудийная деятельность у животных

№ слайда 5

Орудийная деятельность у животных

Совершенствование орудий охоты и труда

№ слайда 6

Совершенствование орудий охоты и труда

Совершенствование орудий охоты и труда

№ слайда 7

Совершенствование орудий охоты и труда

Орудийная деятельность человека начиналась с использования готовых предметов. В

№ слайда 8

Орудийная деятельность человека начиналась с использования готовых предметов. В настоящее время все орудия труда специально изготавливаются человеком

2. Энергетика жизнеобеспеченияЖивотных

№ слайда 9

2. Энергетика жизнеобеспеченияЖивотных


№ слайда 10

Энергетика жизнеобеспечения человека

№ слайда 11

Энергетика жизнеобеспечения человека

Человек освоил энергетические запасы планеты

№ слайда 12

Человек освоил энергетические запасы планеты

Использование природных материалов

№ слайда 13

Использование природных материалов

Люди преобразуют среду обитания в целях повышения комфортности своего существова

№ слайда 14

Люди преобразуют среду обитания в целях повышения комфортности своего существования, все быстрее преобразует природную среду

Влияние человека на природу Прямое Косвенное

№ слайда 15

Влияние человека на природу Прямое Косвенное

Человек — живое существо, часть природы, природное тело. Влияние природы на чело

№ слайда 16

Человек — живое существо, часть природы, природное тело. Влияние природы на человека Прямое – непосредственное воздействиеусловий неживой природы Косвенное – особенности питания, одежды, конструкции жилищ…

Адаптация – процесс приспособления человека к различным условиям окружающей сред

№ слайда 17

Адаптация – процесс приспособления человека к различным условиям окружающей среды

Домашнее задание§ 25 пересказ

№ слайда 18

Читайте также: