Ссср в системе международных отношений конспект урока 11 класс волобуев

Обновлено: 06.07.2024

Отношения со странами
Запада
Поддержка коммунистического
и национальноосвободительного движения
• 1921 г. – торговое
• 1919-1943 – деятельность III
соглашение с
Интернационала (Коминтерна)
Великобританией (без
• Цель: образование
дипломатического
коммунистических партий в
признания)
различных странах,
• 1922 г. – участие в
формирование революционных
Генуэзской конференции,
организаций
глава делегации Г. В.
• Политическая и финансовая
Чичерин
поддержка просоветской
• 1922 г. – Рапалло (близ
оппозиции различных стран
Генуи) – восстановление
• 1924 г. – политическая и
дипломатических
военная помощь
отношений между РСФСР и революционным силам Китая
Германией
(глава В. К. Блюхер)
• 1924 г. – год признания
СССР
Борьба за создание системы
коллективной безопасности
• 1932 г. – выдвижение идеи
коллективной безопасности в
Европе
• 1934 г. – принятие СССР в
Лигу Наций (до 1939 г.)
• 1936-1939 г. – помощь
республиканскому
правительству Испании,
участие в гражданской войне
• 1938 г. – конфликт с
Японией в районе оз. Хасан
• 1939 г. – конфликт с
Японией в районе р. ХалхинГол (командующий Г. К.
Жуков)

3. Военно-политическое сближение с Германией

• 23 августа 1939 г. – подписание руководителями внешнеполитических
ведомств СССР и Германии В. М. Молотовым и И. Риббентропом
советско-германского пакта о ненападении и секретного протокола о
разделе сфер влияния
• СССР получил время для укрепления обороноспособности
• Сталин пытался восстановить СССР в границах бывшей Российской
империи
• Германия обеспечила себе тыл на Востоке и свободу рук в Европе
Сферы влияния
(в соответствии с секретным протоколом)
СССР: Эстония, Финляндия, Бессарабия, Восточная
часть Польши (Западная Украина и Западная
Белоруссия)
Германия: Литва, Западная часть Польши

6. Основные этапы Великой Отечественной войны (22 июня 1941 г. – 9 мая 1945 г.)

I этап
• Оборонительный этап
(22 июня 1941 г. – 18 ноября 1942 г.) • Вынужденное отступление
• Битва под Москвой
• Оборона Сталинграда
II этап
(19 ноября 1942 г. – конец 1943 г.)
III этап
(январь 1944 г. – 9 мая 1945 г.)
• Коренной перелом в ходе войны
• Переход стратегической инициативы к
Красной Армии
• Разгром немцев под Сталинградом
• Сражение на Курской дуге
• Форсирование Днепра
• Освобождение оккупированной территории
СССР
• Освобождение Европы
• Капитуляция Германии

7. I этап Великой Отечественной войны

8. II этап (Коренной перелом)

• 19 ноября 1942 г. – Начало контрнаступления под
Сталинградом
• 12-18 января 1943 г. – прорыв блокады Ленинграда
• 2 февраля – капитуляция германских войск под
Сталинградом
• 5 июля – 23 августа – Курская битва; освобождение
Орла и Белгорода, первый салют в Москве
• 25 августа – 23 декабря – битва за Днепр
• 3-13 ноября – освобождение Киева

9. III этап (Освобождение)

Конференция
Решения
Тегеранская
• Решение вопроса об открытии второго фронта
• 28 ноября-1 декабря 1943 г. • Принятие Декларации о совместных действиях в войне против Германии
• И. В. Сталин, У. Черчилль,
и послевоенном сотрудничестве
Ф. Рузвельт
• Готовность СССР вступить в войну с Японией спустя 3 месяца после
капитуляции Германии
• Обсужден вопрос о послевоенных границах Польши
Крымская (Ялтинская)
• 4-11 февраля 1945 г.
• И. В. Сталин, У. Черчилль,
Ф. Рузвельт
• Согласованны планы разгрома и капитуляции Германии
• Одобрены проекты решений о судьбе Германии после ее поражения
• Предложено создать международную организацию по поддержанию мира
– ООН
• Принято решение о взыскании репараций
Берлинская (Потсдамская)
• 17 июля-2 августа 1945 г.
• И. В. Сталин, У.
Черчилль/к. Эттли, Г.
Трумэн
Завершено формирование политического устройства Германии
Решен вопрос о репарациях, о разделе германского флота
Создан Международный военный трибунал
Завершено формирование послевоенных границ

11. Партизанское движение в годы войны

Советская внешняя политика и проблема мировой революции. События революции 1917 года, последовавшей за ней гражданской войны и интервенции привели к дипломатической изоляции Советской России. Бывшие союзники России по Антанте фактически проигнорировали ее интересы во время Парижской мирной конференции. Поводом к этому послужило непризнание Антантой советского правительства, контролировавшего значительную часть территории страны. Великие державы взяли курс на помощь силам, которые вели борьбу за ликвидацию власти большевиков. Но уже в 1920 г. стала ясна бесперспективность этой задачи, и страны Антанты отказались от планов свержения советского режима.

В начале 1920-х гг. ситуация стала постепенно меняться. Вопреки ожиданиям большевистских вождей наметился спад революционной волны. Попытки Коминтерна организовать крупные революционные выступления в Германии, Болгарии и других государствах не увенчались успехом. Введение НЭПа в России, необходимость восстановления хозяйства страны, привлечения иностранного капитала и специалистов способствовали пересмотру внешнеполитической линии большевиков.


Памятник III Интернационалу. Модель В. Татлина. 1920 г.

Германия между Россией и Западом. Первой попыткой нормализации отношений Советской России с европейскими странами стала Генуэзская конференция, созванная в 1922 г. по инициативе советского правительства. В ее работе принимали участие представители тридцати государств. Они обсуждали проблему экономического восстановления Европы, вопрос о долгах России и возможном признании ее нового правительства. Однако вскоре после начала работы участники конференции зашли в тупик: условия выплаты долгов, выдвинутые Советской Россией, оказались неприемлемыми для ее кредиторов.

И все же советская делегация, которую возглавлял нарком по иностранным делам Г. В. Чичерин, добилась крупного успеха. В. Рапалло (пригороде Генуи) ей удалось подписать договор с Германией, которую, как и Россию, государства-победители в Первой мировой войне оставили на обочине мировой политики. Таким образом, две великие державы, оказавшись в неблагоприятных условиях, стремились найти поддеряску друг у друга. Германское правительство согласилось забыть о долгах и национализированном в период мировой войны и революции имуществе. Стороны восстановили дипломатические отношения и договорились развивать экономическое сотрудничество. С помощью германских капиталов и технологий советское правительство рассчитывало провести реконструкцию народного хозяйства. Договор явился также основой для сотрудничества двух государств в военно-технической области. Это имело особое значение для Германии, лишенной возможности восстанавливать вооруженные силы на собственной территории. Рапалльский договор сыграл также важную роль в международной политике. Он открыл полосу признания Советской России странами Запада.

Руководители западных государств осознали со временем необходимость учета интересов Германии. В 1923 г. комитет финансовых экспертов под председательством американского банкира Ч. Дауэса разработал для Германии новый репарационный план. Он предусматривал более благоприятные условия выплаты репарационных платежей и предоставление большого американского займа. Этот документ был утвержден державами-победительницами и принят правительством Германии в 1924 году. Его положения стали стимулом для развития германской экономики.

На состоявшейся в 1925 г. Локарнской конференции страны Запада предприняли попытку урегулировать военно-политические отношения с Германией. Главным документом, принятым на конференции, стал Рейнский гарантийный пакт. Его подписали представители Англии, Франции, Италии, Германии и Бельгии. В соответствии с этим документом Германия, Франция и Бельгия признавали свои границы вечными и нерушимыми и обязывались никогда не нападать друг на друга, а все споры решать мирным путем. Рейнская зона объявлялась демилитаризованной.

Международные связи Советского Союза. В 1921 г. Советская Россия подписала равноправные дружественные договоры с некоторыми странами Азии (Турцией, Афганистаном, Ираном), а также ряд торговых соглашений с европейскими государствами (Австрией, Норвегией, Италией). В 1924 г. французское правительство, сформированное левыми партиями (кроме коммунистов), установило дипломатические отношения с СССР. В том же году к власти в Великобритании пришли лейбористы. Они также установили дипломатические отношения и подписали торговый договор с Советским Союзом. Однако вскоре на парламентских выборах победили английские консерваторы, которые стояли на жестких антикоммунистических позициях. Новые власти отказались ратифицировать торговый договор. В 1927 г. дипломатические и торговые отношения между двумя государствами были разорваны. Они были восстановлены в 1929 г. вторым лейбористским правительством. Таким образом, лишь одна крупная западная держава — Соединенные Штаты — не спешила признавать СССР.


Рабочий отказывается трудиться на французов. Немецкий плакат. 1923 г.

После установления СССР в большевистской партии и советском государстве единоличной власти Сталина деятельность Коминтерна и связанных с ним коммунистических партий в разных странах мира все чаще напрямую связывалась с внешнеполитическими интересами СССР. Эти интересы далеко не всегда совпадали с задачами мировой революции. Риторика коминтерновских вождей о раздувании мирового революционного пожара осталась в прошлом.

СССР принял активное участие в работе Комиссии по разоружению Лиги Наций, направив туда план ликвидации вооруженных сил и военного производства. Этот, во многом пропагандистский жест не нашел поддержки у других государств. Та же участь постигла и советский план частичного разоружения. Однако пацифистские идеи разделялись многими западными политиками. В августе 1928 г. представители 15 государств, в том числе США, Франции, Англии, Италии, Японии и Германии, подписали в Париже договор об отказе от войны как средства национальной политики, названный по именам его инициаторов, французского министра иностранных дел и американского госсекретаря, пактом Бриана — Келлога. Вскоре к нему присоединился и Советский Союз. Однако этот важный документ не стал препятствием для возникновения очагов новой войны.

Политика СССР на Дальнем Востоке. После спада революционной волны в Европе советское руководство направило немало сил и средств для помощи революционерам в странах Азии. Самые большие надежды возлагались на многомиллионный Китай. В этой стране революционные события не угасали, шла длительная гражданская война. Ситуация усугублялась попытками более сильного соседа — Японии подчинить себе Китай.

После того как в 1927 г. Чан Кайши вступил в вооруженную борьбу с коммунистами, коминтерновское руководство утратило влияние на Гоминьдан — крупнейшую политическую силу Китая. Вслед за этим новый удар по интересам СССР нанес конфликт на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД) в 1929 г., район которой принадлежал Китаю и СССР на равных правах, но фактически контролировался советской администрацией. Гоминьдановское правительство попыталось установить свою власть над этим стратегически важным участком, но вступившие на территорию Китая советские войска разгромили китайские части и восстановили прежний порядок.

Агрессия Японии в Китае явилась прологом Второй мировой войны. В 1931—1932 гг. японцы захватили Северо-Восточный Китай. В этих условиях Чан Кайши был вынужден пойти на восстановление дипломатических отношений с СССР. На территории Маньчжурии японцы создали марионеточное государство Маньчжоу-Го во главе с последним свергнутым китайским императором из маньчжурской династии Пу И. Япония стала использовать это государство как плацдарм для дальнейшего подчинения Китая и агрессивных действий против СССР. Лига Наций оказалась неспособной предотвратить расширение японской агрессии. В 1937 г. Япония начала крупномасштабную войну против Китая. Гоминьдановское правительство, забыв прежние разногласия с СССР, пошло на дальнейшее сближение с ним. Начались поставки в Китай военной техники и снаряжения, в боях против японских агрессоров участвовали советские летчики, а китайскую армию инструктировали военные специалисты из СССР. Все это помогало китайцам противостоять Японии.


Беженцы в Китае. Художник Ли Хуа

В конце 30-х гг. обострение советско-японских отношений привело к ожесточенным вооруженным конфликтам. Летом 1938 г. на Дальнем Востоке в районе озера Хасан и летом 1939 г. на маньчжуро-монгольской границе у реки Халхин-Гол развернулись военные действия. Особенно серьезным было столкновение у Халхин-Гола, где в боях применялись танки и авиация. Нападение японцев было отбито советскими войсками, которыми командовал Г. К. Жуков. Эти сражения, продемонстрировавшие мощь Красной Армии, заставили Японию сохранять нейтралитет во время Великой Отечественной войны.

Кризис Версальско-Вашингтонской системы. Японская агрессия на Дальнем Востоке стала первым серьезным ударом по Версальско-Вашингтонской системе международных отношений. В Европе угроза принципам послевоенного урегулирования исходила из Германии — там ширились реваншистские настроения. Наиболее активно за пересмотр Версальских соглашений выступал Гитлер и его сторонники.

Германия взяла курс на ликвидацию военных статей Версальского договора, начав тем самым подготовку к захватам в Европе. Рейхстаг утвердил военный бюджет, который предусматривал крупные ассигнования на содержание военно-воздушного флота, запрещенного Версальским миром.


В 1935 г. в результате плебисцита (всенародного опроса) Германии была возвращена Саарская область, и немецкая военная промышленность получила доступ к важному стратегическому сырью.

В том же году в Германии была восстановлена всеобщая воинская повинность, воссоздан Генеральный штаб, в стране развернулось строительство подводного флота. Нарастала угроза новой войны.

Лига Наций, из которой со скандалом вышли Япония и Германия, оказалась не в силах остановить агрессию.

Советская политика в условиях роста военной угрозы в Европе. Еще в начале 1930-х гг. Советский Союз заключил договоры о ненападении с Финляндией, Латвией, Эстонией и Францией. В 1933 г. были установлены дипломатические отношения между СССР и США, еще раньше начали активно развиваться советско-американские торговые связи. В 1934 г. Советский Союз вступил в Лигу Наций, подтвердив тем самым свой статус великой державы.

В 1935 г. был подписан франко-советский договор о взаимной помощи в случае агрессии. Однако его реализация оказалась практически невозможной. Используя заключение договора между СССР и Францией в качестве предлога, германское правительство расторгло Локарнские соглашения и ввело войска в Рейнскую демилитаризованную зону. Немцы стали возводить в этой зоне мощные укрепления, ограничивая возможности Франции оказать помощь Советскому Союзу, а также своим союзникам Польше и Чехословакии в случае германской агрессии. Польша отказалась пропускать через свою территорию любые иностранные войска. Так что в случае нападения Германии на Францию Красная Армия не смогла бы нанести удар по агрессору.

Реальность германской угрозы заставила Англию, Францию и СССР искать пути для военного сотрудничества. Весной 1939 г. между ними начались переговоры. Однако ни одна из сторон не спешила брать на себя определенные обязательства в случае нападения на партнеров по переговорам. Советская сторона рассчитывала, что Англия и Франция добьются согласия восточноевропейских государств пропустить части Красной Армии на их территорию в случае германской агрессии. Однако правительства Румынии, Польши и стран Прибалтики категорически возражали против этого, опасаясь Сталина не меньше, чем Гитлера.

В конце концов переговоры зашли в тупик и были прерваны.

Убедившись в бесплодности переговоров с западными державами, Сталин принял предложение Гитлера заключить пакт о ненападении. Подготовленный в спешном порядке, этот документ был подписан наркомом иностранных дел СССР В. М. Молотовым и министром иностранных дел Германии И. Риббентропом 23 августа 1939 года. Последствия пакта оказались противоречивыми. С одной стороны, он дал Советскому Союзу возможность в течение двух лет укреплять свой военно-промышленный потенциал и не участвовать в широкомасштабных военных действиях. С другой стороны, СССР, обязавшийся не оказывать поддержки жертвам агрессии в Европе, оказался исключенным из антифашистской борьбы на начальном этапе Второй мировой войны.


Союз Гитлера и Сталина. Английская карикатура. 1939 г.

Если сам советско-германский пакт 1939 г. был мерой вынужденной и объективно способствовал безопасности Советского Союза, то прилагавшийся к нему секретный протокол спровоцировал начало новой мировой войны. Он возрождал принципы секретной дипломатии и развязывал руки Гитлеру. Протокол разграничивал сферы влияния Германии и Советского Союза в Восточной Европе.

Подведем итоги

ВОПРОСЫ

1. Какие факторы определяли внешнеполитическое положение СССР в 20-х годах?

2. В чем состояла противоречивость советской внешней политики? Какое влияние на нее оказывала позиция Сталина?

3. Каким образом советской дипломатии удавалось использовать противоречия между капиталистическими государствами?

4. Расскажите о политике СССР в отношении стран Востока. Каковы были ее итоги? Чем она отличалась от колониальной политики европейских государств?

5. В чем проявлялось нарастание военной угрозы в 30-х годах?

6. Как вы думаете, можно ли было остановить агрессию фашистских государств в Европе? Почему не удалось этого сделать?

ЗАДАНИЯ

1. Пользуясь текстом параграфа и картой №9 (стр. XII), охарактеризуйте основные направления агрессии тоталитарных режимов. Определите, какие факторы мешали реализовать заключенный между СССР и Францией договор о взаимопомощи.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ГЛАВЕ 4

1. Как изменилась роль России в международной жизни после революции 1917 года?

2. Почему мировой экономический кризис не коснулся СССР? Как вы думаете, является ли этот факт доказательством преимущества социалистической экономики над капиталистической?

3. Что общего и в чем заключались различия между тоталитарными режимами в Европе и сталинским режимом в СССР?

4. Чем отличались международные отношения в начале XX века и в 20—30-х годах? Какие новые факторы в мировой политике стали действовать после Первой мировой войны?

5. Почему в 1930-х гг. не сложилось прочной коалиции, которая могла бы противостоять агрессии со стороны Германии, Италии и Японии?

Нажмите, чтобы узнать подробности

В течение 20-х – 30-х г.г. неуклонно возрастал авторитет Советского Союза на международной арене, но его взаимоотношения с Западом и США имели непоследовательный, противоречивый характер. На данном уроке обучающиеся должны раскрыть причины, формирования в Западной Европе тоталитарных режимов – нацизма в Германии и фашизма в Италии, что и привело ко II Мировой войне.

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

ФИЛИАЛ В ГОРОДЕ ПОКАЧИ

урок – СЕМИНАР ПО истории

Преподаватель: Пашаев Шовлет Новрузбекович

Тип урока: урок - семинар.

Общая дидактическая цель: создать условия для обобщения и систематизации полученных студентами знаний, а также способов деятельности с использованием технологии критического мышления.

Цели урока:

Обучающие: систематизировать и углубить первоначальные представления студентов о содержании и характере международных отношений в 1920-1930-е г.г. Актуализировать проблему борьбы за сохранение мира и предотвращение новой мировой войны стран Европы и США. Способствовать выявлению причин и последствий появления политики умиротворения, и коллективной безопасности, причин и сущности внешней политики СССР, установлению причин Второй мировой войны;

Развивающие: развивать познавательные умения анализировать исторические события, выявлять причины разногласий, формулировать и аргументировать собственную точку зрения по дискуссионным проблемам внешней политики и международных отношений прошлого и современности; способствовать развитию умений общения в познавательном поиске – выслушивать оппонентов, правильно строить речевые фразы, вести полемику и находить в споре компромиссное решение;

Воспитательные: способствовать принятию ценностной установки, основанной на отрицании агрессии как способа разрешения конфликтов.

Реакция Лиги Наций

Опережающее задание: прочитать материал в учебнике В.В. Артёмов, Ю.Н. Лубченков История / в двух частях, часть 2-я/ - М.; ACADEMA, 2011, стр. 163-166, 192-193, 195-196, материалы конспекта.

Подготовка семинара: учебная группа, разбивается на несколько дискуссионных групп. Каждая из них получает задание по исследованию проблем международных отношений 20-30-х годов XX века:

Каждая группа включает обучающихся в следующих ролях:

ведущий – организует обсуждение частных задач в группе, вовлекает всех участников;

эрудит – является источником информации для всей группы;

аналитик – подвергает сомнению все гипотезы и предположения, организует полемику;

протоколист – фиксирует все, что относится к решению проблемы, письменно оценивает каждого участника дискуссии.

План урока:

I. Определение темы, целей и задач урока.

II. Усвоение, обобщение, систематизация знаний.

III. Закрепление. Решение проблемного задания.

IV. Подведение итогов.

V. Задание на дом.

Ход урока

I. Определение темы, целей и задач урока.

Краткая вступительная лекция преподавателя.

Окончание Первой мировой войны (подписание Версальского мирного договора в 1919году), Гражданской войны и иностранной интервенции на территории России, создали новые условия в международных отношениях. Существование Советского государства рабочих и крестьян стало новой социально-политической формацией в мировом сообществе, что изначально рождало противоречие между миром капитализма и, строящегося в СССР, социализма. Именно противоречия по всем международным вопросам являлись определяющей формой отношений в мире в 20-е -30-е г.г. ХХ века.

Расстановку политических сил во многом определяли в 20-е годы США, Англия, Франция, а в 30-е годы, усиливавшаяся агрессия милитаристских государств – Германии, Италии, Японии.

Внешняя политика молодого Советского государства в первые годы своего существования носила два основных направления. Первое – принцип пролетарского интернационализма, который предусматривал, прежде всего, взаимную помощь международного рабочего класса в борьбе против мировой капиталистической системы. В 1919 году был создан Коммунистический Интернационал. Коминтерн часто вмешивался во внутренние дела многих государств, что вело к обострению отношений СССР с капстранами.

Второе направление - принцип мирного сосуществования с капиталистической системой. Этот принцип определялся необходимостью укрепления позиций СССР на международной арене, через международное сотрудничество, экономические и политические связи со странами Запада, США и бывшими колониями.

Противоречивость этих двух принципиальных положений вызывала непоследовательность во внешней политике молодого Советского государства в 20-е-30-е годы ХХ века в мире.

Докажите, что в течение 20-х – 30-х г.г. неуклонно возрастал авторитет Советского Союза на международной арене, но его взаимоотношения с Западом и США имели непоследовательный, противоречивый характер. Раскройте причины, по которым в этот исторический период, в Западной Европе формируются тоталитарные режимы – нацизма в Германии и фашизма в Италии, что и привело ко II Мировой войне.

II. Усвоение, обобщение, систематизация знаний.

Работа групп с раздаточным материалом и материалом, подготовленным студентами дома по направлениям:

1. Причины недооценки опасности миру.

2. Политика умиротворения и политика коллективной безопасности: сущность, попытки реализации и крах.

3. Очаги военной опасности и сближение агрессоров.

4. Внешняя политика СССР в 30-е годы.

1. Причины недооценки опасности миру.

-. Ответить на вопросы и обсудить их:

1. Почему мировой экономический кризис 1929-1933г.г. спровоцировал кризис Версальско-Вашингтонской системы международных отношений? В чём, на ваш взгляд, проявился кризис этой системы?

2. Как вы считаете, почему страны демократии не смогли оценить эти события как реальную угрозу существующему миру?

3. В чем заключалось отличие международной обстановки 30-х годов по сравнению с 1914 годом?

4. Как мировой экономический кризис повлиял на международные отношения 30-х годов?

5. Какую позицию в происходящих событиях заняли США?

Ответы: Международные отношения 30-х годов отличались от кануна первой мировой войны. В 30-е годы лишь небольшая группа стран стремилась к войне, тогда как большая часть этого не хотела. Существовала реальная возможность погасить очаги войны, все зависело от способности мирового сообщества организовать совместные действия.

Первой проверкой этой способности стал экономический кризис. Он был мировым, и бороться с его последствиями разумнее было сообща.

2. Политика умиротворения и политика коллективной безопасности: сущность, реализация, причины неудач.

Начиная с 1936 года, в Европе формируются два противоположных направления в международных отношениях: политика умиротворения и политика коллективной безопасности.

Активным сторонником этой политики был премьер-министр Великобритании в 1937-1940 годах Невилл Чемберлен.

По его мнению, главная опасность состояла не в действиях Германии, а в возможности потери контроля над развитием событий. Он считал, что первая мировая война возникла именно потому, что великие державы на время утеряли контроль над развитием событий. В итоге локальный конфликт из-за Сербии перерос в мировую войну. Для того, чтобы предотвратить такую опасность, нужно не терять контактов со всеми участниками международного конфликта и пытаться решать возникшие проблемы на основе взаимных уступок. На деле это означало, что Гитлер выдвигал все новые претензии, они становились объектом обсуждения, после чего надо было идти на все большие уступки Германии. Подобная политика требовала жертв и территориальных уступок со стороны третьих стран, т.е. тех, к кому Германия предъявляла претензии.

Б) Политика коллективной безопасности.

Политика коллективной безопасности предложена французским министром иностранных дел Луи Барту. Эта политика была нацелена на сохранение в Европе статус-кво, неизменности сложившихся границ. Государства, заинтересованные в этом, должны были заключить между собой соглашения о взаимопомощи. Участие СССР в этой системе Барту считал жизненно важным. Проводником этой политики в нашей стране стал нарком иностранных дел СССР М.М. Литвинов. В ходе реализации этого курса Советскому Союзу удалось добиться упрочения своего положения:

- в 1934 году СССР был принят в Лигу наций в качестве члена ее Совета;

- в 1935 году был подписан советско-французский договор о взаимопомощи (текс договора имеется на столах и отвечающий может ссылаться на него);

- в 1936 году подписан договор с Чехословакией;

- в 1935 году VII конгресс Коминтерна взял курс на развертывание антифашистской борьбы.

- Почему другие государства не поддержали политику коллективной безопасности?

1. СССР не имел общей границы с Германией. Чтобы выполнить свои обещания по договору, его войска должны быть пропущены через территорию Польши или Румынии, но правительства той и другой стороны боялись СССР больше Германии и категорически отказывались давать обещания относительно возможного пропуска советских войск через свою территорию.

2. Военный потенциал СССР оценивался чрезвычайно низко после массовых репрессий среди командного состава Красной Армии.

Итог: Франция в 1938 году отказывается от политики коллективной безопасности и плетется за британской политикой умиротворения.

В) Реализация политики умиротворения.

1. Вспомните, в чем состояла, по мнению Гитлера, историческая миссия германского фашизма?

2. Какие пункты этого плана уже были реализованы Гитлером?

Ответ: Ликвидированы частично условия Версальского договора относительно ограничений Германии, создана мощная армия. Можно было приступать к реализации следующего этапа – объединение всех немцев в едином государстве.

С помощью обобщающей таблицы №1 проследите реакцию Лиги Наций, мировой общественности и СССР на действия стран, нарушавших условия Версальско-Вашингтонской системы. Работа с атласом, раздаточным материалом из Локарнского договора между Германией, Бельгией, Францией, Великобританией и Италией (16.10.1925г), материалом, подготовленным дома, заполнение таблицы №1.

3. Очаги военной опасности и сближение агрессоров.

Работа по вопросам и заданиям семинара (вопросы и задания проектируются на экран):

а) Какова была, на ваш взгляд, эффективность усилий Лиги Наций и ведущих европейских стран по сдерживанию агрессивных устремлений Германии, Италии и Японии?

б) Проанализируйте эффективность полномочий Лиги наций для борьбы с агрессией. Как вы считаете, была ли у этой организации реальная возможность влиять на ситуацию в мире? (Материал из пакта Бриана – Келлога (27.08.1928г.).

в) Какова была, на ваш взгляд, эффективность усилий советской внешней политики по сдерживанию агрессивных устремлений Германии, Италии, Японии? Материал из Рапалльского договора между РСФСР и Германией (16.04.1922г.); из секретного дополнительного протокола к пакту о ненападении (23.08.1939г.); из договора о дружбе и границе между СССР и Германией(28.09.1939г.).

Ответить на вопросы:

- Символом чего стала Мюнхенская конференция1938г.? Определите значение этой встречи глав представительств Англии, Франции, и Германии для дальнейшего развития международных отношений и судеб мира. Отношение СССР к этому политическому событию?

Работа с материалом из Мюнхенского соглашения (29.09.1938г.).

Ответы: приход Гитлера к власти не сразу был воспринят как коренной поворот в политике Германии. Долгое время в нем видели лишь сильного национального лидера, стремящегося восстановить для Германии справедливость. Планы нацистов по переделу мира поначалу не воспринимались всерьез. Еще не работали лагеря смерти, а народы Европы не испытали ужасов оккупации. Все это было впереди. Многим политикам Гитлер казался лидером, с которым вполне можно вести дело.

Каковы итоги международной политики к концу 1938 года?

- Какие действия Англии и Франции свидетельствовали о том, что их политика умиротворения потерпела полный крах?

Ответ: Март-апрель 1939 года предоставление Англией и Францией гарантий военной помощи всем граничащим с Германией государствам в случае нападения на них Германии.

4. Внешняя политика СССР в 30-е годы.

А) Причины сближения СССР И Германии. Фронтальная беседа.

- Какие выводы сделало для себя советское руководство после подписания Мюнхенского соглашения?

- Как развивались советско-японские отношения в 1938 – 1939 годах?

Ответ: Летом 1938 года японские войска вторглись на территорию СССР в районе озера Хасан. Летом 1939 года японская армия спровоцировала конфликт в районе Халхин-Гола, в Монголии, связанной с СССР военным договором. СССР мог оказаться в состоянии войны на два фронта.

- Почему Германия начинает искать пути сближения с СССР в 1939 году?

Б) Работа с документами.

Заявление Гитлера Верховному комиссару Лиги наций в Данциге 11 августа 1939 г.

- Из выступления В.М. Молотова на сессии Верховного Совета 31 мая 1939 года.

- Почему Англия и Франция, осознавая военную опасность со стороны фашистской Германии, тем не менее уходили от того, чтобы заключить союз с СССР?

Почему СССР начал отходить от политики коллективной безопасности в августе 1939 года?

Ответ: СССР настаивал на предоставлении ему права ввести свои войска на территорию Польши и Румынии для отражения агрессии Германии, установив свой контроль над Восточной Европой. Советская сторона видела в позиции Польши и Румынии предлог для затягивания переговоров и доказательство того, что Англия и Франция не желают по-настоящему сотрудничать с СССР, а используют переговоры как средство давления на Гитлера в попытке договориться с ним.

Итоговое обобщение по теме:

В середине августа 1939 года СССР оказался в центре мировой политики. Его благосклонности активно добивались как Германия, так и ее военные противники. Перед Советским Союзом встала проблема выбора между противоборствующими противниками. От этого выбора зависела судьба мира. Поворот произошел 21 августа 1939 года. Сталин получил телеграмму от Гитлера, в которой тот заявил, что стремится к заключению пакта о ненападении с СССР и готов подписать любое дополнительное соглашение, касающееся урегулирования всех спорных вопросов. Для Сталина стало ясно, что СССР может получить контроль над Восточной Европой, но не в обмен на согласие участвовать в войне, а в качестве цены за неучастие в ней. В этот же день переговоры с Англией и Францией были прерваны на неопределенный срок. 23 августа был подписан пакт о ненападении.

В) Пакт о ненападении. Секретные протоколы. Работа с документами

- Соответствовал ли договор нормам международного права?

- Нарушал ли интересы других государств?

- Какие выгоды получало каждое государство, подписывая этот документ?

- Какую оценку можно дать этому документу?

III. Закрепление.

Слово преподавателя. Подписанные в Москве документы завершили переориентацию внешней политики СССР. Смысл этого поворота не может быть оценен однозначно – попытка обеспечить безопасность страны путем прямой договоренности с Германией. СССР превращался в невоюющего союзника Германии. Разрушался образ страны, последовательно выступавшей против фашизма и его агрессивной политики, что в исторической перспективе намного перевешивало те временные преимущества, которые обеспечивались пактом.

Непосредственным итогом подписания этих документов стало окончательное решение Гитлера начать агрессию против Польши.

1 сентября 1939 года Германия вторглась в Польшу. 3 сентября 1939 года Англия и Франция объявили войну Германии. Началась Вторая мировая война – самая кровопролитная, самая жестокая, охватившая 61 государство мира, где проживало 80% населения Земли. Число погибших составило больше 70-и миллионов человек.

Ответ студентов на вопрос: - Можно ли было предотвратить Вторую мировую войну?

IV. Подведение итогов. V. Домашнее задание

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока по истории "Международные отношения и внешняя политика СССР в З0-е годы" 11 класс

Открытый урок по истории Отечества

В 11 классе по теме:

Международные отношения и внешняя политика СССР в З0-е годы

Учитель истории и обществознания: Махмудова Асия Адгамовна

Тема урока: Международные отношения и внешняя политика СССР в 30-е годы.

Подвести учащихся к пониманию причин изменения внешней политики нашей страны в 30-е годы.

Продолжить формирование умений давай сравнительную характеристику исторических событий, оценивать исторические факты, устанавливать причинно-следственные связи;

Умение работать с документами , анализировать и обобщать их;

Воспитывать такие качества личности, как познавательную активность , самостоятельность и чувство гражданской ответственности.

Учебник, рабочая тетрадь.

Основные понятия: геополитические интересы;

Система коллективной безопасности;

Возникновение очагов военной опасности в Азии и в Европе.

СССР и проблема коллективной безопасности.

Мюнхенский договор и его последствия.

Вопросы на повторение:

- Каковы были итоги I мировой войны?

Подписание версальско-вашингтонской системы

- Когда возникла Лига Наций?

Предотвращение новой мировой войны, предусматривалась система мер воздействий против стран агрессоров, включая военные вмешательства.

- Что позволяло сделать вывод

Жестокие и унизительные условия мира, тяжкие репарации для Германии это была бомба замедленного действия в центре Европы.

- В чем была непрочность Версальско-Вашингтонской системы?

Мандатная система – официальный раздел колонии;

образования новых мелких государств в Юго-Восточной Европе, создавало дополнительные условия для нестабильности и как следствие конфликтов и интриг великих держав;

Советская Россия не была представлена на Парижской мирной конференции, ее отстранили не только от создания мирного послевоенного устройства, но и сделали объектом интервенции Западных держав;

Не было программы европейского экономического восстановления.

Определить причины и сущность изменения внешней политики СССР в 30-е гг. в системе международных отношений.

И можно ли было оправдать политику дуализма?

Столкновение двух идейно-политических течений либерально-демократической и тоталитарной стали основой европейской политической истории.

В начале 30-х годов положение СССР ухудшалось. Под предлогом борьбы с революционным движением в Китае Япония захватила (1931-1933гг.) Маньчжурию. Со стороны Запада ограничились лишь формальным осуждением агрессии Японии, не принимая ни каких мер. Япония вышла из Лиги Нации и продолжала агрессию в Китае до 1939 года (см.карту) так был создан первый в мире очаг войны на Дальнем Востоке.

Второй очаг войны возникает в Европе (см.карту). В 1933 к власти Германии приходят фашисты во главе с Адольфом Гитлером.

Самостоятельная работа учащихся с документом (§ 21 стр.202).

Вопросы по документу:

- Мог ли Коминтерн предотвратить приход к власти фашистов?

При условии единства левых партий, коммунистов и социал-демократов, победу фашизма в германии можно было предотвратить.

- В чем проявлялась агрессивная политика фашисткой Германии?

Определить по карте основные геополитические интересы СССР в 30-е годы (см.карту).

Угроза экспансии Японии на Дальнем Востоке и опасность со стороны западных границ.

Какие попытки предпринимает СССР в создании системы коллективной безопасности?

Ищет пути улучшения отношений с приграничными государствами: Польшей, Прибалтикой, Финляндией, Румынией.

В 1933 году устанавливаются дипломатические отношения между СССР и США.

В 1934 году вступает в Лигу Наций.

На XVII съезде ВКП(б) было отмечено, что есть неагрессивные буржуазные государства с которыми возможно тесное сотрудничество.

В 1935 году подписан договор СССР с Францией и Чехословакией о взаимопомощи.

Работа с учебником ( §21 стр.203-204).

Почему система коллективной безопасности, предложенная СССР, не была принята странами Запада?

Страны запада не доверяли СССР, боясь угрозы распространения коммунизма.

В Мюнхене1938 году между Германией, Великобританией, Францией, Италией, не было подписано соглашение. По-которому признанные спорными территориями Чехословакии около 1,5 площади подлежали передаче Германии. Со своей стороны Германия подписала декларации о ненападение с Англией и Францией. В марте 1939 года Германия оккупировала в территорию Чехословакии. Затем выдвинула территориальные претензии Польше, расторгнув с ней договор о ненападении. Италия оккупировала Албанию в 1939 году, эти акции наглядно показали истинную цель фашистского блока.

Учащиеся демонстрируют презентацию, заранее подготовленную по заданию учителя.

Оправдана ли была смена курса внешней политики СССР в 30-е годы?

Определение сфер влияния Западной Украины, Западной Беларуссии, Прибалтики, Финляндии, Бессарабии.

Была ликвидирована угроза войны на два фронта, обеспечение мира на Дальнем Востоке.

Если бы Англия и Франция начали новый торг с Германией, то СССР с гарантированной сферой влияния не стала бы размешанной картой в чужой игре.

Пакт фактически превращал СССР в невоюющего союзника Германии.

Разрушался образ страны последовательно выступавшей против фашизма.

В 30-е годы во внешней политике СССР наблюдается дуализм (двойственность) внешнеполитического курса, т.е. сочетание идеологических (курс на мировую революцию) и прагматических (деловое сотрудничество с капиталистическими странами) тенденций, а так же дуализм в сходстве режимов Германия (Фашизм), СССР (тоталитаризм).

Домашнее задание: § 21.

Составить хронологическую таблицу «Развитие международных событий накануне Второй мировой войны.

Читайте также: