Тембры музыкальные краски урок музыки 6 класс конспект

Обновлено: 06.07.2024

Краткое описание: Цель урока: Создание условий для осмысленного и эмоционального восприятия понятия “тембр” Задачи урока: Воспитательная: -воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней; - совершенствовать эмоциональную сферу учащихся;- воспитывать художественный, ..

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение "Средняя общеобразовательная кадетская

казачья школа" Забайкальский край,

Нерчинский район, с. Знаменка

Разработка урока музыки в 6 классе

Составила: учитель музыки 1 категории-

Трушина Светлана Юрьевна

Урок музыки в 6 классе: Тембры - музыкальные краски

Цель урока: Создание условий для осмысленного и эмоционального восприятия понятия "тембр"

-воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней;

- совершенствовать эмоциональную сферу учащихся;

- воспитывать художественный, музыкальный и эстетический вкус.

Образовательная:

-помочь учащимся услышать и почувствовать роль тембра в создании музыкально- живописного образа;

-систематизировать определённые знания о музыке, композиторах, средствах музыкальной выразительности;

Развивающие:

- развивать интеллектуальный и творческий потенциал учащихся;

- развивать музыкально-творческие способности, эмоциональное восприятие, внимание, музыкальный слух, певческий голос, мышление, память.

расширить представление о тембре как средстве музыкальной выразительности

обогатить знания о тембровых особенностях скрипки, виолончели, альта , банджо

учиться вслушиваться в темброво-живописную красоту музыки

находить ключевые знания в текстовом материале (тембр как средство музыкальной выразительности, тембр - как живописные краски, тембр как отражение образов и эмоционального состояния)

развивать понимание чтения музыкально - познавательного текста (посредством чтения музыковедческих терминов запоминать их написание, чтение развёрнутых художественно оформленных текстов обогащает речевую культуру, чтение текста создаёт эффект театрализации на уроке)

работы на уроке

воспитывать культуру общения через чтение и воспроизведение музыковедческого учебного текста (слышать и слушать ответ другого ученика)

Оборудование и музыкальный материал урока:

компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, карандаши для творческой работы, музыкальные произведения:

«Соната для альта и фортепиано: И. Брамс,

1. Организация класса

2. Самоопределение к деятельности.

Учитель: Добрый день, ребята!

Ребята! Вы вошли в класс под музыку Ф. Шопена

- А на какое состояние вас настроила эта музыка?

Дети: - радостное, веселое, мажорное, приподнятое, ликующее.

Учитель: А какого цвета такое состояние?

Д: -яркие сочные краски.

У: Именно слово, звук и цвет помогают нам понять всё многообразие мира, помогают нам увидеть в обыденной жизни всю многокрасочность и многоцветность.

Создание проблемной ситуации.

У: На столах у вас лежат карточки с некоторыми понятиями, которые нам сегодня пригодятся. (ученик зачитывает)

А теперь посмотрите на слайд. Все инструменты вам знакомы?

(дети называют названия инструментов). (изображены скрипка, виолончель, альт, банджо)

Д. один из инструментов не знаем

У: А звучат они одинаково?

У: Что нам сегодня надо узнать и вспомнить? Вам в помощь карточки.

Д: Звуковую палитру и окраску звука этих музыкальных инструментов, как называется неизвестный нам инструмент, как он звучит, вспомнить музыкальную окраску струнных смычковых.

У:. У каждого музыкального инструмента свой голос.

Вспомните, как называется такая окраска музыкального инструмента?

У: Обратитесь к словосочетаниям в карточках и назовите тему.

Тема нашего урока: Тембры- музыкальные краски (запись в тетради темы урока)

4. Постановка учебной задачи.

У: Сегодня, слушая музыку, мы с вами нарисуем музыкальную радугу и у каждого она будет состоять из тех цветов, которые вы услышите в этих музыкальных произведениях, ведь все мы слышим, казалось бы, одинаково, но воспринимаем звуки все по - разному..

Также мы определим роль тембра в создании музыкально- живописного образа произведения.

3. Актуализация знаний

В начальной школе вы сравнивали музыкальные звуки с красками в живописи, говорили о том, что каждый музыкальный инструмент имеет своё неповторимое звучание, свой ТЕМБР и звучат все инструменты по-разному.

5. Открытие нового знания

Ученик: Поёт ли человеческий голос или пастушья свирель, слышится напев скрипки или переливы арфы - любое из этих звучаний входит в многоцветную палитру тембровых воплощений музыки.

У: Рассмотрим Нотный пример 33, страница 114 нашего учебника.

-Что известно о характере звучания скрипки?

У: Теперь найдите вариант ответа в учебнике на стр. 114

Д: Каждому музыканту известно, что скрипке присуща особая ПЕВУЧЕСТЬ, поэтому ей нередко поручаются мелодии ПЛАВНОГО, ПЕСЕННОГО ХАРАКТЕРА, обладающего особой закруглённостью линий.

Запись в тетради: Скрипка - певучая, песенная

У:. Как показан образ Шехеразады в звучании скрипки?

Д. Слышится прелесть волшебной арабской ночи и нежный голос Шехеразады.

У:. Слушая фрагмент музыки из сюиты, предлагаю выбрать цвет и раскрасить первый цвет радуги.

Слайд 1- портрет Н.А. Римского- Корсакова

У: Скрипка обладает не только способностью быть певучей и песенной. У неё много талантов. Какой ещё способностью обладает скрипка?

Д: Известна и ВИРТУОЗНОСТЬ скрипки, её способность исполнять самые стремительные мелодии с необычайной лёгкостью и блеском.

Продолжаем запись в тетради: -виртуозная

Д: Рассерженный Шмель, готовясь ужалить Бабариху, совершает свой знаменитый полёт. Звук этого полёта, который музыка воспроизводит с изобразительной точностью и огромным остроумием, создаётся мелодией скрипки, столь стремительной, что у слушателя действительно остаётся впечатление грозного шмелиного жужжания.

У:. Слушая фрагмент музыки, разукрасим следующий цвет радуги.

У: В семейство струнных смычковых инструментов входит и ВИОЛОНЧЕЛЬ. Инструмент представлен на иллюстрации страницы 116. Что мы знаем о характере звучания виолончели?

Д: Необычайная теплота и выразительность виолончели сближает её интонации с живым голосом - глубоким, волнующе - эмоциональным.

Запись в тетради: Виолончель - теплота, глубина звучания

У:. Слушая фрагмент музыки, выберем цвет третьего лепестка.

Слайд 2. Портрет С. В. Рахманинова

У:. А сейчас узнайте следующий инструмент (показан слайд с музыкальными инструментами)

Звучит альт ( соната для альта и фортепиано)

Д. Скрипку и виолончель послушали, сейчас звучит альт.

Д. Инструмент такого же устройства , что и скрипка, но несколько больших размеров, отчего звучит в более низком регистре.

Слушание : «Соната для альта и фортепиано: И. Брамс

Слайд с портретом композитора.

У: Какой у нас остался инструмент?

У:. Банджо- это струнно-щипковый музыкальный инструмент , широко используется в стиле кантри. И послушаем мы музыку как раз в этом стиле.

При слушании продолжаем наш рисунок.

У..Что можем сказать о звуке банджо?

Д: Звук звенящий и немного резкий.

Наша разминка тоже будет сегодня в стиле кантри. Слушаем музыку и повторяем за мной движения.

У:. Вспомните, под какую музыку мы входили на урок. (дети отвечают)

Предлагаю выразить в цвете музыку Шопена.

Слайд с портретом композитора.

6. Закрепление изученного материала

У: Мы закрасили только 5 цветов нашей радуги. А докрашивать радугу вы будете дома , это будет домашним заданием, ну, об этом позже.

У:. Посмотрите на слайд (показан семицветик - интонация- средства музыкальной выразительности)

Обратите внимание на лепестки цветка , их тоже семь, как 7 цветов радуги. Цветок с названиями средств музыкальной выразительности. Видим, что ТЕМБР - одно из выразительных музыкальных средств.

Давайте сделаем вывод , что мы сегодня узнали на уроке?

-Каждый музыкальный инструмент имеет свой тембр

-Музыкальные тембры можно сравнить с красками в живописи

-Музыка неотделима от тембра

Дождь стучал по крышам - мыл витрин афиши,

Злился на асфальте и коснулся платья.

А когда притих немножко, дети вышли на дорожку

И увидели: "О чудо - Радуга взялась откуда"?

Радуга-радуга, радуга-дуга,

Красками раскрасила речку и луга!

Радуга-радуга, радуга-дуга!

Пусть летит над городом песенка моя!

Мне бы на мгновенье Радуги коснуться,

Ну, и в дополнение, в краски окунуться,

Но, пройдёт ещё мгновенье и исчезнет прочь виденье,

Растворятся в небе краски и не будет больше сказки.

.У: Сумели мы добиться цели урока?

Д: Рассказывают, что помогло им добиться цели урока.-

Мы расширили свои знания о тембре. учились слушать и различать тембровую красоту скрипки, виолончели, альта и банджо, составили цветовую палитру музыкальных фрагментов , читали музыкальные тексты в учебнике .

У: Как палитра у художника, так и звуки музыкальных инструментов разнообразны и красочны.

8. Домашнее задание.

Чтобы наша радуга была вся раскрашена и заиграла разными красками, дома вы найдёте 2 классических произведения и выразите их цветом.

9. Выставление оценок.

Помните девиз урока? Вы доказали, что умеете хорошо работать и этим доставили мне огромную радость!

Цель: Формирование потребности в общении с музыкой через художественно-творческую деятельность.

Образовательная - Познакомить с многообразием тембров симфонического оркестра

Воспитательная - Воспитывать музыкальный вкус, исполнительскую культуру, культуру слушания; формировать чувство личной ответственности за результат совместной работы

Развивающая - Развивать умения, навыки, способы музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, вокальная и инструментальная импровизация)

Проблема урока: Почему тембры в музыке можно назвать музыкальными красками?

Тип урока: Урок открытия нового знания

Методы обучения:

- словесно-индуктивный (беседа, диалог)

Формы обучения: коллективная, групповая

Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, музыкальные инструменты (фортепиано, ксилофон, металлофон, барабан, дарбука, бубенчики, клависы, коробочки, маракасы, треугольник), 3 MP3-плеер, цветные карандаши, карточки с музыкальными инструментами

Термины, понятия: пиццикато, образ, лад, темп, динамика, тембр

Введение в урок:

У: Ребята, мы только что поприветствовали друг друга. Как прозвучало наше приветствие?

Д: Радостно, светло и красиво.

У: А если мысленно взять краски, кисти и нарисовать приветствие как картину – какие краски в ней будут преобладать?

Д: желтые, красные.

У: Посмотрите вокруг – мир полон красок, он разноцветный. Вспомните весенний сад, летние луга, осенний лес, зимнее сверкание снега. Да, нас окружает красочный мир, художники научились выражать его на холсте – с помощью красок, а в музыке? Что будет красками в музыке, что поможет нам сыграть и спеть многоцветный мир?

У: Тембр голоса и тембр музыкальных инструментов.

Каждый урок предполагает повторение известного, открытие нового. Что бы вы хотели узнать нового, чему научиться?

Д: Почему тембр называют музыкальными красками, узнать, как звучат разные инструменты.

У: Это и будет целью нашего урока.

Давайте определим, какие задачи нам предстоит решать на уроке, чтобы наша цель была достигнута?

Д: Нужно слушать музыкальные произведения, постараться услышать, как тембр музыкальных инструментов делает их разноцветными; нужно учиться сопоставлять картины художников и музыкальные произведения.

У: Прекрасно, этому мы и посвятим наш урок. Вы хорошие ученики, и мы завершили ту часть урока, где вы были просто учениками.

А сейчас мы с вами преобразимся: есть в мире очень редкие профессии, благодаря которым из века в век хранится и передается следующим поколениям культура.

Пред вами – реставраторы – это группа № 1.

Группа № 2 – искусствоведы.

Группа № 3 – музыканты из симфонического оркестра.

Группа № 4 – это зрители, которые по абонементу пришли в филармонию на умную встречу, посвященную тембру в музыке.

Каждая группа выполнит очень важное задание. А я выступлю в роли старшего ассистента, сопровождающего исследования групп, в роли модератора (ведущей) музыкального лектория и в роли дирижера.

(дети получают карточки с заданием, в течении 3-4 минут отвечают на вопросы)

Задание группе № 1:

Что изменилось в картине после возвращения цвета и названия?

Ответ начните так…

«Мы рассмотрели картину художника Алексея Лямина и решили, что в ней должны быть___________________________________________________________________

цвета, потому что________________________________________________________

______________________________________________________________________.

Когда картина приобрела цвет, мы почувствовали, что она _____________________

Задание группе № 2:

(СЛУШАЮТ ЗАПИСЬ В НАУШНИКАХ) И. Штраус "Вальс"

Задание группе № 3:

Приготовьтесь рассказать, по какому принципу вы объединили их в группы.

Расположите инструменты так, как они находятся в оркестре. Почему именно такое место занимают инструменты в оркестре?

Задание группе №4

Прочитайте ритмично стихотворение, подбирая тембр голоса.

А теперь – слово юным хранителям культуры!

У: Слово реставраторам:

(в это время на экране – слайд картины). Дети отвечают на вопрос.

У: ВЫВОД. Т.о вы почувствовали, что картина по-новому зазвучала.

У: Слово вам, искусствоведы:

В это время на экране появляется картина в цвете и звучит музыка вальса. Дети отвечают на вопросы.

У: Подводя итог вашей работы можно сказать, что в музыке и живописи присутствуют общие средства выразительности.

У: Слово вам, музыканты!

Молодцы, каждая группа очень хорошо справилась с заданием!

А теперь настало время посетить наш музыкальный лекторий. Тема нашего разговора – тембры музыкальных инструментов.

Итак, звучит королева музыки – скрипка.

У: Понравился вам голос скрипки? Как звучала скрипка?

Д: плавно, певуче, нежно…

У: В следующем музыкальном отрывке вы услышите звучание не только скрипки, но и других музыкальных инструментов. Обратите внимание, изменился ли звук у скрипки?

Д: изменился

У: Чем вызвана другая окраска звука?

Д: от способа извлечения.

У: Такой способ извлечения называется пиццикато. (НА ЭКРАНЕ)

У: А теперь познакомимся с тембрами духовых инструментов. В средние века этот инструмент сопровождал празднества и торжественные обряды, созывал войско на бой. Как вы думаете, о каком инструменте идет речь? Посмотрите на экран.

Д: это труба.

У: Подберите прилагательные, характеризующие звучание трубы.

Д: Звук – яркий, далеко летящий, праздничный, торжественный.

У: Посмотрите: у меня в руках – один из самых известных духовых инструментов: флейта. Послушайте, как она звучит (учитель играет на флейте). Это инструмент для начинающих музыкантов, а на экране вы видите флейту симфонического оркестра. Обратите внимание на звучание флейты.

И.С. Бах «Шутка из Сюиты №2

У: Как звучала флейта?

У: Спасибо за активное и творческое участие в нашем лектории, и мы перемещаемся на сцену: теперь мы – оркестр, и у нас репетиция одного из фрагментов будущего лектория: нам нужно совместить тембр голоса и тембр музыкальных инструментов. У нас молодежный оркестр, и поэтому мы очень любим ритм, а, значит, и ударные инструменты. На столе лежат ударные музыкальные инструменты - выберите тот инструмент, которые вам понравился. У каждого из них – свой тембр: послушайте выбранный инструмент, как он звучит?

У: Теперь я прошу показать выполненную работу участникам группы № 4.

У: Ребята будьте внимательны, сейчас взрослые участники будут читать текст стихотворения, а задача нашего оркестра – подобрать тембр того или иного музыкального инструмента к поэтическому образу стихотворения.

У: Сколько поэтических образов вы можете выделить?

Д: кленовый лист, горный ветер, лунный свет.

У: Они одинаковые по звучанию или разные? Какие инструменты лучше всего передадут образ кленового листа? ( маракасы, пружинка)

Горного ветра? (тарелки)

Лунного света? (металлофон, треугольник)

У: А теперь попробуем вместе: взрослые читают, а мы озвучиваем эти строки.

У: Спасибо. У нас получился хороший творческий коллектив.

- Как вы думаете, нам удалось совместить тембр голоса и тембр музыкальных инструментов?

- А представить под влиянием голоса и музыки то, о чем пишет поэт?

(взрослые спасибо, садятся на места)

У: Создавая и представляя разноцветные картины под влиянием тембра голоса и тембра инструментов, можем ли мы сказать что тембр – это краски в музыке?

Спасибо за умные ответы, положите инструменты и присаживайтесь на свое место.

Что является самым важным для оркестра?

- Профессионализм и талант музыкантов, сплоченность, сотрудничество.

У: В начале урока вы дали определение, что такое оркестр. Вспомните свои ощущения при работе в оркестре, и одним словом скажите: оркестр – это…..

У: Как вы думаете, останутся ли важными такие качества как сотворчество, сплоченность, дружба, если мы создадим оркестр, только из голосов - хор? А как с помощью тембра наших голосов передать радость от того что рядом есть настоящие друзья, что вместе мы можем сделать много-много добрых дел?

Д: Спеть вместе песню!

Итог урока. Рефлексия.

У: Музыка неотделима от тембра, в котором она звучит. Поет ли человеческий голос или слышится напев скрипки - любой из этих звуков входит в многоцветную палитру тембровых воплощений музыки.

Наш урок – это наше общее произведение образовательного искусства, и, значит, у него есть свой тембр. Какой он? Давайте выразим его в цвете.

(дети выбирают разноцветные цветы и клеят их на ватман. Получается букет из цветов)

Спасибо вам за чудесное музыкальное общение! Я хочу подарить Вам этот букет как настоящим артистам!

Урок подошел к концу. Хорошей музыки вам, многоцветности ее тембров.

Цели урока: научить учащихся определять в прослушанном произведении главные выразительные средства и элементы музыкальной речи; формировать умение отразить своё понимание художественного воздействия музыки через размышления и диалог; прививать любовь и интерес к художественному наследию своего народа.

ВложениеРазмер
V_chyom_sila_muzyki.docx 628.08 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Урок музыки в 6 классе

Тема четверти : В чём сила музыки?

Тема урока : Тембры – краски в музыке.

Цели урока: научить учащихся определять в прослушанном произведении главные выразительные средства и элементы музыкальной речи; формировать умение отразить своё понимание художественного воздействия музыки через размышления и диалог; прививать любовь и интерес к художественному наследию своего народа.

Музыкальный материал: Н.А.Римский-Корсаков

С.Сайдашев Пьеса для скрипки и фортепиано

2.Повторение пройденного материала.

3.Проверка индивидуального домашнего задания.

6.Закрепление темы урока.

7.Подведение итогов урока.

- На сегодняшнем уроке мы продолжим разговор о тембрах музыкальных инструментов, научимся определять в музыкальном произведении главные выразительные средства и размышлять о музыке.

- На какой элемент музыкальной речи мы обратили особое внимание на прошлом занятии? (тембр)

- Что такое тембр? (окраска голоса, звука)

- Различаются ли музыкальные инструменты по тембру? (да)

- С тембром какого музыкального инструмента мы познакомились на прошлом уроке? (скрипка)

- Сегодня мы продолжим разговор о скрипке и её красивом, певучем голосе.

3.Индивидуальное домашнее задание:

- Какова же истории происхождения скрипки?

- Известные мастера скрипичного дела.

- Виртуозный скрипач Паганини.

- Какова роль скрипки в этих произведениях? Её голос, тембр соответствует задуманным образам?

- А если в названии не указывается образ сможем ли мы понять музыку? (да)

(звучит Пьеса для скрипки и фортепиано С.Сайдашева)

Анализ по плану:

1.Название муз. произведения.

7.Характер музыкального произведения

(пользуясь таблицей эмоциональных состояний).

-Смогла ли музыка нарисовать образ? Что вы увидели, слушая эту пьесу?

(выслушать ответы детей)

-Как вы думаете, кому может принадлежать это произведение?

- Эту пьесу написал замечательный татарский композитор Салих Сайдашев. Он родился и вырос в городе Казани, закончил Казанское музыкальное училище. А обратились мы к его произведению не случайно. Я хочу напомнить вам, что 2006 год в Татарстане объявлен годом литературы и искусства.

5. Домашнее задание:

- Я думаю, что среди вас есть много ценителей искусства и литературы. Поднимите руки те, кто любит рисовать. Я попрошу вас к следующему уроку нарисовать то, что вы представили себе, слушая пьесу Салиха Сайдашева. А кто любит читать? Вас я попрошу подобрать стихотворение созвучное с пьесой.

- Ребята, как вы думаете, можно ли узнать человека по тембру его голоса? (да,нет) А вот мы сейчас проверим!

7.Подведение итогов урока.

- Значит, каждый из нас обладает своим неповторимым тембром голоса. А что ещё вам запомнилось на сегодняшнем уроке? (ответы детей, учитель задаёт наводящие вопросы, оценивает работу учащихся на уроке.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе дается полный конспект урока по теме"тембр-музыкальные краски".Цельурока-познакомить учащихся с многообразием тембров симфонического оркестра.Научить определять на слух звучание инструментов симфонического оркестра.Тип урока-изучение нового материала.Вид-урок творчества,размышления.Ребята учатся выражать свои впечатления от прослушанной музыки,работать в группах.

Конспекта урока

Педагог: Сафиуллина Р.Г.

Предмет музыка Класс 6

ЦЕЛЬ: Познакомить обучающихся с многообразием тембров симфонического оркестра.

ЗАДАЧИ: - Уметь определять на слух тембр музыкальных инструментов.

- Развить эмоциональный отклик на музыку.

- Уметь выражать свои впечатления от прослушанного музыкального произведения.

-Уметь работать в группах.

ТИП: Изучение нового материала.

ВИД: Урок – творчества, размышления.

Оборудование урока: Компьютерная презентация , аудиозапись, компьютер, проектор , магнитофон.

Межпредметные связи: изобразительное искусство , информатика.

Методы и приёмы: метод погружения, эмоционального воздействия, словесный (беседа, рассказ, объяснение), наглядный, практический, сравнения, сопоставления, метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, метод самоанализа. Информационно-коммуникативные технологии, компьютерные технологии, здоровьесберегающие технологии.

Этапы работы

Цели, задачи, результат, методы работы

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Цель этапа: подготовка обучающихся к учебной деятельности.

Задача учителя: создать условия для эффективной работы на уроке. Настроить учащихся для работы в классе, акцентируя их внимание и слух.

Задача учеников: организовать рабочее пространство. Настроится

на творческую работу.

Методы: словесный, наглядный; метод стимулирования и мотивации – создание ситуации новизны.

Результат деятельности педагога: определение уровня внимания, активности, восприятия, настрой детей на предстоящее занятие.

-Определяет уровень готовности к уроку (наличие тетради, карандашей ручки).

-Формирует положительный настрой.

-Заинтересовывает предстоящей работой.

-Организуют рабочее пространство.

-Обращают внимание на свою посадку.

-Настраиваются на активную творческую

работу в классе.

Обращают внимание на учителя.. Внимательно слушают его.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу.

Цель этапа: проверка знаний по ранее изученным темам.

Цель учителя: Контроль качества знаний обучающихся

Задача учителя: закрепить знания о гармонии музыке.

Цель учеников: Вспомнить и закрепить полученные на прошлом уроке знания о гармонии в музыке.

Провести самооценку знаний по ранее изученной теме

Задача учеников: Продемонстрировать полученные знания. Определить тему и цель урока.

Методы: метод погружения, словесный, наглядный, контроль, самоконтроль, творческая деятельность, метод стимулирования-создание ситуации успеха, похвала.

- Выслушивает и комментирует ответы.

-Демонстрирует музыкальный материал (прелюдия до мажар И.С.Бах)

-Задает наводящие вопросы для определения темы урока.

-Уточняет, что такое гарония и в частности гармония в музыке .

- Подводит к теме урока. Если в оркестре много музыкальных инструментов, а значит много звуков и красок.Хотите узнать как это называется в музыке?Тембр.

Читайте также: