Материки 7 класс география конспект урока

Обновлено: 03.07.2024

Ключевые слова:
Материки, океаны, южные материки, северные материки, части света.

Основные понятия

Материк (от матёрый, т. е. крепкий, большой), или континент (от лат. continens – материк), – крупнейшая положительная форма рельефа Земли, единый блок земной коры. Большая часть материка выступает над уровнем моря, образуя массив суши, а окраинные части покрыты водами океана. В пределах материков распространена континентальная (материковая) земная кора. В современную геологическую эпоху существует шесть континентов: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия.

Океаны (от греч. okeanos – океан) – крупные части Мирового океана, отделённые друг от друга материками, но составляющие единое водное пространство на поверхности Земли и занимающие около 71 % её площади. Принято выделять четыре океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый. Предложено выделить ещё Южный океан (пятый), но до сих пор не установлены его границы и основные параметры. Выделение этого океана повлечёт за собой пересмотр характеристик Тихого, Атлантического и Индийского океанов. Однако на многих учебных картах Южный океан показан.

Части света – участки суши, которые выделялись учёными на основе их знаний об истории, культуре и географии этих районов Земли. Это Европа, Азия, Америка, Австралия, Африка, Антарктида.

Пояснения:
Теоретической частью урока является объясняющий видеоролик учителя о соотношении суши и океанов на поверхности Земли. В ходе объяснения необходимо составить схему-классификацию материков, как форму представления тематического материала.

- Кузнецов А.П., Савельева Л.Е., Дронов В.П. География. Земля и люди. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: создать условия для формирования УУД:

Личностных (самоопределение), познавательных (общеучебные, логические), коммуникативные (планирование, постановка вопросов, умение с достаточной точностью выражать свои мысли, регулятивных (целеполагание, планирование, контроль, оценка).

Задачи:

способствовать формированию мотивации изучения темы путем создания проблемной ситуации через работу с заданиями-определителями, картами атласа;

организовать групповую работу учащихся по анализу и переработке текстовой информации;

актуализировать знания учащихся через их участие во фронтальном опросе и работе с контурными картами, заданиями в тетради-тренажере;

организовать рефлексию учащимися собственной деятельности путем работы с кроссвордом и текстом с выбором правильного ответа;

организовать самооценку учащимися своей деятельности.

Ожидаемые результаты:

учащиеся демонстрируют интерес к изучению темы;

учащиеся осознают ценность географических знаний как важнейшего компонента научной картины мира;

учащиеся осознают какое значение имеет для них тема урока.

учащиеся умеют осуществлять постановку учебной задачи;

учащиеся умеют контролировать правильность своих действий;

учащиеся умеют корректировать свои действия.

учащиеся умеют принимать цели учебной деятельности и осуществлять поиск её выполнения;

учащиеся владеют навыками смыслового чтения;

учащиеся умеют осуществлять анализ и синтез, формулировать выводы.

учащиеся умеют осуществлять инициативное сотрудничество;

учащиеся умеют достаточно четко выражать свои мысли.

учащиеся умеют наносить на контурную карту границу между Европой и Азией

учащиеся умеют прослеживать по географическим картам границы частей света, определять страны, территория которых расположена в нескольких частях света.

Цель урока: создать условия для формирования УУД:

Личностных (самоопределение), познавательных (общеучебные, логические), коммуникативные (планирование, постановка вопросов, умение с достаточной точностью выражать свои мысли, регулятивных (целеполагание, планирование, контроль, оценка).

способствовать формированию мотивации изучения темы путем создания проблемной ситуации через работу с заданиями-определителями, картами атласа;

организовать групповую работу учащихся по анализу и переработке текстовой информации;

актуализировать знания учащихся через их участие во фронтальном опросе и работе с контурными картами, заданиями в тетради-тренажере;

организовать рефлексию учащимися собственной деятельности путем работы с кроссвордом и текстом с выбором правильного ответа;

организовать самооценку учащимися своей деятельности.

Ожидаемые результаты:

учащиеся демонстрируют интерес к изучению темы;

учащиеся осознают ценность географических знаний как важнейшего компонента научной картины мира;

учащиеся осознают какое значение имеет для них тема урока.

учащиеся умеют осуществлять постановку учебной задачи;

учащиеся умеют контролировать правильность своих действий;

учащиеся умеют корректировать свои действия.

учащиеся умеют принимать цели учебной деятельности и осуществлять поиск её выполнения;

учащиеся владеют навыками смыслового чтения;

учащиеся умеют осуществлять анализ и синтез, формулировать выводы.

учащиеся умеют осуществлять инициативное сотрудничество;

учащиеся умеют достаточно четко выражать свои мысли.

учащиеся умеют наносить на контурную карту границу между Европой и Азией

учащиеся умеют прослеживать по географическим картам границы частей света, определять страны, территория которых расположена в нескольких частях света.

Проверка домашнего задания

Актуализация опорных знаний учащихся:

Самые счастливые люди путешественники.

В наше время можно путешествовать, не выходя из дома.

Для этого существуют книги, телевизор, интернет..

Всегда хочется посетить новые места.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с материками, увидим их на карте и узнаем про их особенности природы и животного мира

Знакомство с новой темой


- Ребята, кто из вас знает, что такое материк?

Материк — значительный массив суши, омываемый морями и океанами. В тектонике материки характеризуются как участки литосферы, имеющие континентальное строение.

- Итак на нашей планете существует 6 материков :

Евразия — крупнейший материк на нашей планете (54,6 млн кв. км)

Африка (30,3 млн. кв. км)

Северная Америка (24,4 млн. кв. км)

Южная Америка (17,8 млн. кв. км)

Антарктида (14,1 млн. кв. км)

Австралия (7,7 млн. кв. км)

Все они разделяются водами морей и океанов. Четыре материка имеют сухопутную границу: Евразию и Африку разделяет Суэцкий перешеек, Северную и Южную Америку – Панамский перешеек.

Образование материков.

Все материки имеют плиточное происхождение. По предположениям ученых некогда существовал единый материк — Пангея.

Затем, в результате раскола, появилось 2 материка – Гондвана и Лавразия, которые в дальнейшем раскололись еще на 6 частей.

Теория подтверждается как геологическими изысканиями, так и формой материков. Многие из них можно сложить в единое целое, как пазл.

Земная кора материков неоднородна по времени формирования, по своему геологическому строению и степени подвижности. Наиболее значительная часть массивов материков состоит из блоков, имеющих платформенное строение.

Обитаемость материков.

Все материки обитаемы, даже суровая по климатическим условиям Антарктида.

Евразия — крупнейший материк, занимающий 1/3 часть суши. Здесь расположено сразу 2 части света: Европа и Азия. Граница между ними проходит по линии Уральских гор, Черному и Азовскому морю, а также проливам, соединяющим Черное и Средиземное моря.

Это единственный материк, который омывается всеми океанами. Береговая линия изрезана, она образует большое количество заливов, полуостровов, островов. Сам материк расположен сразу на шести тектонических платформах, потому и рельеф Евразии невероятно разнообразен.

Здесь находятся самые обширные равнины, самые высокие горы (Гималаи с г. Эверест), самое глубокое озеро (Байкал). Это единственный материк, где представлены сразу все климатические пояса (и, соответственно, все природные зоны) – от арктического с его вечной мерзлотой до экваториального с его знойными пустынями и джунглями.

На материке проживает ¾ населения планеты, здесь расположено 108 государств, из которых 94 имеют статус самостоятельных.

Африка — самый жаркий материк на Земле. Расположен на древнейшей платформе, поэтому большую часть площади занимают равнины, горы образуются по краям материка. В Африке находятся самая длинная река в мире — Нил и самая обширная пустыня — Сахара. Типы климата, представленные на материке: экваториальный, субэкваториальный, тропический и субтропический.

Африку принято делить на пять регионов: Северную, Южную, Западную, Восточную и Центральную. На территории материка располагается 62 страны.

Северная Америка омывается водами Тихого, Атлантического и Северно-Ледовитого океанов. Результатом движения тектонических плит стала сильно изрезанная береговая линия материка, с огромным количеством заливов, проливов, бухт и островов. Самый крупный остров — на севере (Гренландия).

Вдоль западного побережья тянутся горы Кордильеры, вдоль восточного — Аппалачи. Центральную часть занимает обширная равнина.

Здесь представлены все климатические пояса, кроме экваториального, что обусловливает разнообразие природных зон. Большинство рек и озер расположено в северной части. Крупнейшая река – Миссисипи.

Коренное население – индейцы и эскимосы. В настоящее время здесь расположено 23 государства, из них только три (Канада, США и Мексика) на самом материке, остальные – на островах.

Южная Америка омывается Тихим и Атлантическим океанами. Вдоль западного побережья тянется длиннейшая в мире горная система – Анды, или Южноамериканские Кордильеры. Остальную площадь материка занимают плоскогорья, равнины и низменности.

Это самый дождливый материк, так как большая его часть расположена в зоне экватора. Здесь же находится самая большая и многоводная река в мире — Амазонка.

Коренное население — индейцы. В настоящее время на территории материка расположено 12 самостоятельных государств.

Австралия — единственный материк, на территории которого расположена всего 1 государство — Австралийский Союз. Большую часть материка занимают равнины, горы расположены лишь вдоль побережья.

Австралия — уникальный материк, имеющий самое большое количество животных и растений – эндемиков. Коренное население — австралийские аборигены, или бушмены.

Антарктида — самый южный материк, полностью покрытый льдом. Средняя толщина ледяного покрова — 1600 м, наибольшая — 4000 метров. Если бы лед в Антарктиде растаял, уровень мирового океана сразу бы поднялся на 60 метров!

Большую часть материка занимает ледяная пустыня, жизнь теплится лишь на побережьях. Антарктида — еще и самый холодный материк. Зимой температура может опускаться ниже –80 ºC (рекорд –89,2 ºC ), летом — до –20 ºC.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План - конспект урока по географии в 7 классе.

Учитель: Остапчук Ирина Владимировна.

Дата проведения урока:21.11.2019г

Цель урока: создать условия для формирования УУД:

Личностных (самоопределение), познавательных (общеучебные, логические), коммуникативные (планирование, постановка вопросов, умение с достаточной точностью выражать свои мысли, регулятивных (целеполагание, планирование, контроль, оценка).

способствовать формированию мотивации изучения темы путем создания проблемной ситуации через работу с заданиями-определителями, картами атласа;

организовать групповую работу учащихся по анализу и переработке текстовой информации;

актуализировать знания учащихся через их участие во фронтальном опросе и работе с контурными картами, заданиями в тетради-тренажере;

организовать рефлексию учащимися собственной деятельности путем работы с кроссвордом и текстом с выбором правильного ответа;

организовать самооценку учащимися своей деятельности.

Ожидаемые результаты:

учащиеся демонстрируют интерес к изучению темы;

учащиеся осознают ценность географических знаний как важнейшего компонента научной картины мира;

учащиеся осознают какое значение имеет для них тема урока.

учащиеся умеют осуществлять постановку учебной задачи;

учащиеся умеют контролировать правильность своих действий;

учащиеся умеют корректировать свои действия.

учащиеся умеют принимать цели учебной деятельности и осуществлять поиск её выполнения;

учащиеся владеют навыками смыслового чтения;

учащиеся умеют осуществлять анализ и синтез, формулировать выводы.

учащиеся умеют осуществлять инициативное сотрудничество;

учащиеся умеют достаточно четко выражать свои мысли.

учащиеся умеют наносить на контурную карту границу между Европой и Азией

учащиеся умеют прослеживать по географическим картам границы частей света, определять страны, территория которых расположена в нескольких частях света.

Проверка домашнего задания

Актуализация опорных знаний учащихся:

Самые счастливые люди путешественники.

В наше время можно путешествовать, не выходя из дома.

Для этого существуют книги, телевизор, интернет..

Всегда хочется посетить новые места.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с материками, увидим их на карте и узнаем про их особенности природы и животного мира

Знакомство с новой темой

hello_html_e87fae4.jpg

- Ребята, кто из вас знает, что такое материк?

Материк — значительный массив суши, омываемый морями и океанами. В тектонике материки характеризуются как участки литосферы, имеющие континентальное строение.

- Итак на нашей планете существует 6 материков :

Евразия — крупнейший материк на нашей планете (54,6 млн кв. км)

Африка (30,3 млн. кв. км)

Северная Америка (24,4 млн. кв. км)

Южная Америка (17,8 млн. кв. км)

Антарктида (14,1 млн. кв. км)

Австралия (7,7 млн. кв. км)

Все они разделяются водами морей и океанов. Четыре материка имеют сухопутную границу: Евразию и Африку разделяет Суэцкий перешеек, Северную и Южную Америку – Панамский перешеек.

Образование материков.

Все материки имеют плиточное происхождение. По предположениям ученых некогда существовал единый материк — Пангея.

Затем, в результате раскола, появилось 2 материка – Гондвана и Лавразия, которые в дальнейшем раскололись еще на 6 частей.

Теория подтверждается как геологическими изысканиями, так и формой материков. Многие из них можно сложить в единое целое, как пазл.

Земная кора материков неоднородна по времени формирования, по своему геологическому строению и степени подвижности. Наиболее значительная часть массивов материков состоит из блоков, имеющих платформенное строение.

Обитаемость материков.

Все материки обитаемы, даже суровая по климатическим условиям Антарктида.

Евразия — крупнейший материк, занимающий 1/3 часть суши. Здесь расположено сразу 2 части света: Европа и Азия. Граница между ними проходит по линии Уральских гор, Черному и Азовскому морю, а также проливам, соединяющим Черное и Средиземное моря.

Это единственный материк, который омывается всеми океанами. Береговая линия изрезана, она образует большое количество заливов, полуостровов, островов. Сам материк расположен сразу на шести тектонических платформах, потому и рельеф Евразии невероятно разнообразен.

Здесь находятся самые обширные равнины, самые высокие горы (Гималаи с г. Эверест), самое глубокое озеро (Байкал). Это единственный материк, где представлены сразу все климатические пояса (и, соответственно, все природные зоны) – от арктического с его вечной мерзлотой до экваториального с его знойными пустынями и джунглями.

На материке проживает ¾ населения планеты, здесь расположено 108 государств, из которых 94 имеют статус самостоятельных.

Африка — самый жаркий материк на Земле. Расположен на древнейшей платформе, поэтому большую часть площади занимают равнины, горы образуются по краям материка. В Африке находятся самая длинная река в мире — Нил и самая обширная пустыня — Сахара. Типы климата, представленные на материке: экваториальный, субэкваториальный, тропический и субтропический.

Африку принято делить на пять регионов: Северную, Южную, Западную, Восточную и Центральную. На территории материка располагается 62 страны.

Северная Америка омывается водами Тихого, Атлантического и Северно-Ледовитого океанов. Результатом движения тектонических плит стала сильно изрезанная береговая линия материка, с огромным количеством заливов, проливов, бухт и островов. Самый крупный остров — на севере (Гренландия).

Вдоль западного побережья тянутся горы Кордильеры, вдоль восточного — Аппалачи. Центральную часть занимает обширная равнина.

Здесь представлены все климатические пояса, кроме экваториального, что обусловливает разнообразие природных зон. Большинство рек и озер расположено в северной части. Крупнейшая река – Миссисипи.

Коренное население – индейцы и эскимосы. В настоящее время здесь расположено 23 государства, из них только три (Канада, США и Мексика) на самом материке, остальные – на островах.

Южная Америка омывается Тихим и Атлантическим океанами. Вдоль западного побережья тянется длиннейшая в мире горная система – Анды, или Южноамериканские Кордильеры. Остальную площадь материка занимают плоскогорья, равнины и низменности.

Это самый дождливый материк, так как большая его часть расположена в зоне экватора. Здесь же находится самая большая и многоводная река в мире — Амазонка.

Коренное население — индейцы. В настоящее время на территории материка расположено 12 самостоятельных государств.

Австралия — единственный материк, на территории которого расположена всего 1 государство — Австралийский Союз. Большую часть материка занимают равнины, горы расположены лишь вдоль побережья.

Австралия — уникальный материк, имеющий самое большое количество животных и растений – эндемиков. Коренное население — австралийские аборигены, или бушмены.

Антарктида — самый южный материк, полностью покрытый льдом. Средняя толщина ледяного покрова — 1600 м, наибольшая — 4000 метров. Если бы лед в Антарктиде растаял, уровень мирового океана сразу бы поднялся на 60 метров!

Большую часть материка занимает ледяная пустыня, жизнь теплится лишь на побережьях. Антарктида — еще и самый холодный материк. Зимой температура может опускаться ниже –80 ºC (рекорд –89,2 ºC ), летом — до –20 ºC.

Дидактическая цель: Создать условия для восприятия, осмысления новой информации и способов деятельности с использованием специализированных ЭОР (электронных образовательных ресурсов), воспроизведение которых дидактически наиболее обосновано на интерактивной доске.

Обучающие цели:

  • сформировать знания о целостности и дифференциации суши.
  • создать образные представления о крупных частях земной поверхности - материках, частях света.

Развивающие цели:

  • продолжить развитие картографической грамотности.
  • развивать навыки работы с интерактивной доской.

Воспитательная цель: повышение учебной мотивации путем использования на уроке интерактивной доски Smart Board с программным обеспечением Notebook,

Тип урока: Комбинированный (изучение нового материала, практикум, систематизация знаний и умений)

Методы обучения: частично-поисковый, объяснительно- иллюстративный, продуктивный, эвристический, развивающий.

Методы познания: картографический, сравнительный, исторический

Средства обучения: физическая карта мира, глобус, интерактивная доска Smart Board с программным обеспечением Notebook

Содержание учебного материала.

Технологическая карта.

Приветствие, проверка готовности рабочих мест.

Проверяют готовность к предмету, наличие учебников, тетрадей, атласов, контурных карт.

Давайте воспользуемся нашим картографическим интерактивным пособием и подпишем материки на доске, и вы вместе с нами подписываете их в своих контурных картах.

К доске вызываются 2 ученика. Отвечают на вопрос: что такое материк? Один из них называет материки, распределяя их по площади от самого большого к самому малому, другой - подписывает их на доске (при этом он выбирает - можно подписать карандашом, или кистью, или печатает на клавиатуре названия материков. (Слайд 2)

материки 1.bmp

3.Осознание, осмысление материала

Хорошо! Давайте еще раз смоделируем карту мира, воспользовавшись новыми функциями ИД.

Ученик, используя функции (перевернуть, соединить, переместить) создает карту мира.

Всегда ли земная поверхность делилась только на материки?

Слайд 5

На стр.10-11 найдите, пожалуйста, условную границу между Европой и Азией. Нанесите ее на контурную карту, и сверяем ее с ИД. Условная граница Европа –Азия показывает нам деление мира не только на материки, но и на части света. Подпишите на контурной карте части света, которые вы узнали.

части света.bmp

Работа с классом. Отвечают на вопросы устно. Работают с учебником.

Работая с учебником, стр.10-11, нужно найти условную границу между Европой и Азией, нанести ее на контурную карту. Один ученик проводит ее на ИД, используя умное перо,

Слайд 6

при этом объясняет как она проходит по карте:

«условная граница проходит по восточному склону Уральских гор, реке Эмбе, северной части Каспийского моря, Кумо- Манычской впадине севернее Кавказа , по Азовскому и Черному морям и проливам между Черным и Средиземным морями.

Другой ученик подписывает части света так, как они открывались со временем.

5. Первичное усвоение материала

Слайд 9

3.bmp

Дети получили опережающее задание: найти объяснение названий - Европа, Азия, Африка, Америка, Австралия,

Антарктида. Рассказывают историю названия материков и частей света.

Один из учеников работает со слайдом, находит соответствие вопроса и ответа.

6.Закрепление нового материала

Открываем наши тренажеры и выполняем задания стр. 4 -решаем тесты-1.2.3 и на стр.6 работая с текстом выполняем задание 1.

7. Выполнение заданий на картографическую грамотность.

1. Какие материки лежат в 4 полушариях?

2. Какие материки лежат в 3 полушариях?

.3 Какие материки лежат в 2

полушариях? (слайды 11-12)

1. Какая часть света состоит из 2 материков?

2. Какой материк состоит из 2 частей света?

Смоделируйте это на ИД.

2. Евразия, Южная Америка, Антарктида.

3. Северная Америка, Австралия.

Отвечают на вопросы

2 человека, работая с ИД

8. Домашнее задание

Ответить на вопросы в конце параграфа стр10-11.

Выполнить задание 2 на стр.11

( по желанию можно сделать презентацию), закончить практическую работу в контурной карте - подписать географические объекты, которые находятся в Европе и Азии : Скандинавский полуостров, п-ов Индостан, Аравийский п-ов, п-ов Индокитай, моря: Средиземное, Черное, Каспийское, Балтийское.

Учащиеся записывают домашнее задание.

Чтобы быстро и бегло проверить все ли усвоили ребята, беру мячик и, кидая его ребенку в руки, задаю вопросы по теме.

Урок заканчивается активно и весело.

У детей элементы игры оставляют самые наилучшие впечатления. Даже если ребенок и ошибся, то- другой его поправит. Все очень довольны. И хорошая получается смена деятельности.

3. Методическое обеспечение урока и методические аспекты, организации урока, включающие:

3.2 ; 3.3 Учебник и прилагаемое к нему электронное приложение, предназначено для работы как на компьютере, так и на интерактивной доске. Содержит обширную информацию, расширяющую содержательное поле учебника, имеет возможность выхода на ресурсы через электронный разворот и через каталог, организованный как в соответствии с содержанием, так и с типами ресурсов, позволяет реализовывать интерактивность и вариативность обучения.

4. Итоги урока:

Задания в тетради – тренажере (работа в парах)

1. Установите соответствие между материками и их географическим положением.

  1. Евразия
  2. Африка
  3. Южная Америка
  4. Австралия
  5. Северная Америка
  6. Антарктида

а) северные материки
б) южные материки

Ответы:
а) Евразия, Северная Америка
Б) Африка, Южная Америка,Австралия, Антарктида

2. Расставьте материки в порядке увеличения их площади.

  1. Евразия
  2. Африка
  3. Южная Америка
  4. Австралия
  5. Северная Америка
  6. Антарктида

Учащиеся ориентированы на овладение предметными знаниями и овладение универсальными учебными действиями. В течение урока учащиеся выходили к доске неоднократно, и можно было видеть поднятые руки желающих поработать и с инструментами доски. Материал получился красочным, объемным и понятным, и более воспринимаемым ребенком. Контурными картами заниматься детям хочется все меньше.

И читать вопросы в учебниках менее интересно, чем моделировать на доске. Для учителя подготовить интерактивный урок-задача не простая, любой урок занимает очень много времени, но когда видишь, что твой труд интересует детей и помогает им, то хочется это делать.

Читайте также: