Конспект урока зональные типы почв

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока

Зональные типы почв России.

Урок общеметодологической направленности с элементами технологии учебного мониторинга.

Место и роль урока в изучаемой теме

Организовать деятельность учащихся по выявлению основных закономерностей размещения почв по территории России.

В результате совместной учебной деятельности на уроке обучающиеся научатся:

определять и называть основные свойства почв на территории России;

анализировать почвенную карту России;

выявлять по картам закономерности размещения почв по территории России ;

объяснять зависимость размещения типов почв от климатических особенностей территории;

давать оценку типов почв с точки зрения их хозяйственного оценивания.

Предметные знания, предметные действия

Давать определения терминов, понятий по тематике урока:

Серые лесные почвы

Бурые полупустынные почвы

Выявлять и называть особенности зональных типов почвы.

Выявлять взаимосвязь между зональными типами почв и климатическими особенностями территории.

Давать характеристику зональных типов почвы.

Читать и анализировать почвенную и климатическую карты России, а также карту природных зон.

Используя метод наложения географических карт определять преобладающий тип почвы в различных субъектах Российской Федерации.

Давать оценку типов почв с точки зрения их хозяйственного оценивания

определять целевые установки учебной деятельности;

выстраивать последовательность необходимых операций;

выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;

контролировать в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесение необходимых корректив;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

находить, отбирать и использовать различные источники информации по теме;

сравнивать объекты, выделяя существенные признаки;

выявлять причинно-следственные связи;

переходить от частностей к общему (анализ);

применять и преобразовывать знаки и символы решения учебных и познавательных задач .

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач;

сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации;

выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации.

осознание целостности природы, населения и хозяйства России (понимание роли такого природного компонента как почва в жизни каждого человека страны);

умение формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды ( на примере бережного отношения к природному компоненту - почве);

развитие чувства патриотизма и гордости богатствами природных ресурсов России ;

положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобрести новые знания и применить их на практике .

Задача, которая должна быть

решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные,

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

достижения планируемых результатов урока

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к выполнению нормативных требований учебной деятельности

(речь учителя, диалог).

Называют указанные в стихотворении почвообразующие факторы: время, рельеф, горные породы, климат, животные, растения, человек. Указывают на недостающий в тексте фактор - микроорганизмы.

Выдвигают предположения, высказывают свое мнение, аргументируют его.

Повторив материал предыдущего урока, ученики готовы к познавательной деятельности.

Проявляют учебно-познавательный интерес, самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

Актуализация и пробное учебное действие

Актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала; актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение.

Индивидуальная работа по выполнению задания. Работа в парах во время взаимопроверки.

Раздаточный материал с заданиями ( Приложение 2 ). Мультимедийная презентация – слайд с эталоном для контроля выполнения задания, слайд с критериями оценивания ( Приложение 3 ).

Активизирует мыслительную деятельность обучающихся. Предлагает задания, которые приближают обучающихся к восприятию новых знаний.

Выполняют предложенное задание, по итогам выполнения проводят взаимопроверку с помощью эталона. Контролируют в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесение необходимых корректив .

Оценивают правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Учащиеся вспоминают значение понятий: почва, гумус, плодородие, почвообразующие факторы. Оценивают правильность выполнения в соответствии с критериями.

Пробное учебное действие и проблематизация.

Создание проблемной ситуации. Фиксация затруднения.

(диалог с учителем, фронтальное обсуждение предположений).

Учитель предлагает проблемный вопрос:

Фиксирует предложенные гипотезы.

Выдвигают гипотезы. Делают вывод о том, что почвы в разных территориях России обладают разными свойствами, так как изменяется климат – главный климатообразующий фактор. Не могут верно назвать территории с самыми плодородными почвами, а если и называют, не аргументировать. Фиксируют затруднение.

Результатом являются выдвинутые гипотезы.

В ходе анализа результатов своей деятельности учащиеся учатся выявлять место и причину затруднения, четко выражать свои мысли, выслушивать мнение других.

Выяснение в ходе диалога понимания места и причины затруднения.

Задает вопросы о предполагаемой теме урока.

Фиксирует тему урока.

Фиксирует на доске умения, которые будут отрабатываться на уроке.

Предлагает лист самооценки и шкалу для оценивания. Предлагает выставить в лист самооценки баллы за выполненное задание.

Слушают, определяют целевые установки учебной деятельности .

Выстраивают последовательность необходимых операций, т.к. с овместно формулируют планируемые результаты:

Определение планируемых результатов, выстраивание своего познавательного маршрута на данном уроке.

Определение критериальной базы для оценки своей деятельности.

Зафиксированные на доске умения, которые будут формироваться на уроке.

Лист самооценки, на который можно будет опираться в течение всего урока ( Приложение 4 ).

Организация познавательной деятельности учащихся

Совместное исследование проблемы.

Поиск решения учебной задачи

Организует работу учащихся в группах. Предлагает выполнить задание, объясняет условия выполнения, обращает внимание на источники информации. Устанавливает время выполнения задания. Выполняет роль тьютора во время работы групп.

Работают с текстом и картографическим материалом. Выстраивают последовательность необходимых операций. Выбирают средства достижения цели в группе и индивидуально. Находят, отбирают и используют различные источники информации по теме. Сравнивают объекты, выделяя существенные признаки (разные типы почв и условия их формирования).

Выявляют причинно-следственные связи (зависимость размещения типов почв от климатических особенностей и условий рельефа).

Переходят от частностей к общему (анализ);

применяют и преобразовывают знаки и символы для решения учебный и задачи (анализ картографического материала).

Выявляют по картам атласа закономерности размещения почв по территории России (соответствие природным зонам). Определение основных свойствах почв на территории России.

Фиксация в модели существенных

отношений изучаемого объекта. Первичный контроль за правильностью

выполнения способа действия.

Фронтальная работа. Создание условий для первичного закрепления, контроля и оценки усвоения нового материала с помощью эталона.

Раздаточный матриал с эталоном для проверки выполненного задания

Организует самопроверку качества работы, создаёт ситуацию успеха. Поясняет, что за каждую правильно заполненную ячейку каждый участник группы получает один балл.

Проводят самопроверку качества выполненной работы в группах в соответствии с эталоном. Контролируют в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесение необходимых корректив

Контроль и коррекция выполненного задания.

Самооценка в соответствии с критериями и выставление полученного количества баллов в лист самооценки.

Применение общего способа действия для решения частных задач. Коррекция отработки способа.

Фронтальная работа со слайдом мультимедийной презентации.

Слайд мультимедийной презентации, иллюстрирующий влияние климата на образование почв и их плодородие (Приложение 6). .

Напоминает учащимся о поставленном в начале урока проблемном вопросе и гипотезах, которые были выдвинуты ребятами. Демонстрирует слайд презентации, организует обсуждение и помогает сформулировать вывод.

Сравнивают объекты, выделяя существенные признаки. Выявляют причинно-следственные связи между природными зонами, климатом и плодородием почв. Делают вывод о том, что самые плодородные почвы находятся в природных зонах степи и лесостепи, так как в этих зонах наблюдается оптимальное сочетание температурных условий и влажности климата. Низкое плодородие почв объясняют низкими температурами (арктические пустыни и тундра), низкой влажностью (полупустыни).

Формулировка закономерности образования и размещения типов почв по территории России. Понимание причин низкого или высокого плодородия почв в России.

Подтверждение или опровержение гипотез, выводы о причинах низкого или высокого плодородия почв в России.

Диагностика и рефлексия

Индивидуальная работа по выполнению задания. Работа в парах во время взаимопроверки.

Раздаточный материал с диагностическими заданиями (Приложение 7). Географический атлас для 8 класса (почвенная, климатическая, карта природных зон). Лист самооценки.

Организует рефлексию содержательного характера. Предлагает задание для рефлексии усвоенного материала.

Выполняют задание, сравнивают результат с образцом, выставляют баллы в лист достижений, переводят баллы в отметку. Оценивают правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Умение контролировать в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесение необходимых корректив;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Лист самооценки. Подведение итогов, выставление отметки за свою работу на уроке.

Формулировка домашнего задания

Фронтальная форма работы, запись домашнего задания учащимися в дневник.

Формулирует дифференцированное домашнее задание.

Выбирают один из вариантов выполнения домашнего задания, записывают в дневник.

Самоопределение целевых установок дальнейшей учебной деятельности.

Запись домашнего задания в дневнике.

Список литературных источников

Приложение 1.

Взаимодействуют все страны и народы,
Трудом преображая шар земной!
Вот так же в глубине земли породы.
Куют веками благодатный слой!
Животный мир, растений мир богатый
В формированье почвы вносят вклад!
Рельеф и климат, словно две награды
Процессы плодородия вершат!
У почв, как у людей, – свои задачи:
Рождать, растить, беречь и умножать,
Нести следы культур, цивилизаций.

Тип урока: из у чение новой темы с выполнением практической работы.

Откройте тетрадь запишите тему урока : Зональные типы почв .

Исходя из темы, как в ы ду маете, что мы сегодня бу дем изучать. Какие вопросы будем

рассматировать. Что вы сегодня должны у знать н а уроке.

2. Какие типы почв характерны для территории России.

1. В условиях какой пр иродной зоны долж ны формироваться самые плодородн ые

2. Докажите на приме ре природных зон тайги и степей, ч то почвы являются

Откройте почвенную карт у Росси в атласе. Назовите почвы. (примерные ответы). Есть ли

закономерности в разм ещении почв? Давайте совершим п утешествие по почвенной карте

с севера на юг по территории Восточно - Европейской равнины. В горах почвы

изменяются, следуя закон у высотной п оясности от подножья к вершине. Тип ы почв

Одновременно мы с вами в течение объяснения н овой темы, будем в ыполнять

практическую работу. Запишите в тетради: Практическая работа № 16 « Составление

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока - выявление основных закономерностей размещения основных типов почв России. На первом этапе урока актуализазия знаний , полученных ими на предыдущем уроке. Основная часть урока - выполнение практической работы "Составление характеристики зональных типов почв и выявление условий их образования"

Тема 7. Почвы России

Выявление основных закономерностей размещения почв по территории России.

Создать педагогические условия для обучающихся. При которых они смогут:

Давать определнения понятиям по тематике урока;

Объяснять вклад В.В.Докучаева;

Называть зональные типы почв;

Выявлять и определять районы распространения разных типов почв;

Определять особенности почвенных ресурсов;

Характеризовать мероприятия по восстановлению почв.

Выявить основные типы почв России

Определять зависимость плодородия почвы от её типа.

Познакомить с основными мероприятиями по улучшению почвенного плодородия.

Сформировать предметные и метапредметные учебные действия на основе тематического содержания урока.

Оборудование: Почвенная карта России, атлас, учебник, компьютер, презентация

Тип урока: комбинированный

Методы урока: географический диктант, беседа, практическая работа на формирование учебных действий.

УЭ – 1 Цель: Проверка знаний.

Терминологический диктант: Дайте определение понятиям.

1.Земельные ресурсы

2. Состав почвы (компоненты)

2.Строение почвы.

3. Механический состав почвы

3. Структура почвы

4. Почвенный горизонт

4. Плодородие

5.Перегной (гумус) – это…

5.Сельскохозяйственные ресурсы – это…

6. Факторы почвообразования. Самый главный.

6. Почему почва – биокосное образование

Время – 12 минут.

УЭ – 2 Цель: Роль Докучаева в науке.

Какой же напрашивается вывод?

До Докучаева была известна теория растительно-климатической зональности А.Гумбольта. Там были выделены природные зоны.

Докучаев доказал, что почвы располагаются также не хаотично, а связаны с органическим миром и климатом.

В.В. Докучаев выделяет основные типы почв, даёт им русские названия.

Всего за 30 лет научной деятельности этот гениальный человек сумел создать новую науку почвоведение, которая дала развитие целому ряду наук: экологии, биогеоценологии, геохимии.

Русское почвоведение стало известно во всём мире. Почвенные образцы, труды Докучаева и его учеников экспортировались на всемирной выставке в Париже в 1889 году и 1893 году на Всемирной выставке в Чикаго.

Докучаеву присуждается орден за заслуги по земледелию. Он создал школу своих учеников, которые смогли после смерти продолжить его дело.

Имя Докучаева звучит сегодня на уроке не только потому, что он был первым и великим почвоведом, но и потому, что всю свою жизнь он посвятил тому, чтобы мы имели кусок хлеба на столе.

Он знал, что талант человеку даётся для служения другим людям.

УЭ – 3 Цель: Схема почвенно-климатической зональности России по Докучаеву.

Работа с текстом учебника стр. 179 – 180 , рис. 109.

Делаем анализ прочитанному материалу и заполним таблицу.

Практическая работа на формирование учебных действий.

Цель: Составление характеристики зональных типов почв и выявление условий их образования


В ходе урока учащиеся вспомнят, что такое почва, узнают главные закономерности распространения почв. Кроме этого, подробно рассмотрят главные зональные типы почв на территории России.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Закономерности распространения почв"

Почва – это очень сложное образование. Это компонент географической оболочки, который является результатом взаимодействия и взаимопроникновения всех её сфер.

Главная закономерность распространения почв – это зональность, то есть приуроченность определённых типов почв к конкретной географической широте местности. Главными зональными типами почв на территории России являются тундрово-глеевые, подзолистые, дерново-подзолистые, чернозёмные, каштановые и серо-бурые почвы.

Тундрово-глеевые почвы. Эти почвы образуются в условиях холодного и влажного субарктического климата. Как правило, они формируются в зоне многолетней мерзлоты при низких температурах. Условия тундрово-глеевых почв неблагоприятны для разложения органических остатков; их почвенный профиль развит очень слабо, общая его мощность составляет десять-двенадцать сантиметров.

Тундрово-глеевые почвы типичны для тундровой ландшафтно-географической зоны. Тундра – это безлесная зона с низким и не всегда сплошным растительным покровом. В составе тундровой растительности преобладают кустарники, травянистые растения, мхи и лишайники. Тундровые ландшафты России широко распространены на Кольском полуострове и полуострове Канин, в бассейне реки Печоры, на полуостровах Ямал, Гыдан, Таймыр и далее к северу от Среднесибирского плоскогорья, а также на Чукотском полуострове, Камчатке и в северной части восточного побережья Охотского моря.

Тундрово-глеевые почвы – это основной тип почв тундровой зоны России. Они тянутся полосой различной ширины по всей северной окраине страны. Тундрово-глеевые почвы формируются в условиях постоянного переувлажнения при невысоких температурах короткого лета. Такие условия характерны для субарктического и субантарктического поясов. Однако в Южном полушарии, в субантарктическом поясе, суша отсутствует, а значит тундрово-глеевые почвы в Южном полушарии не распространены. Общая площадь тундрово-глеевых почв на земном шаре составляет около двух миллионов шестисот тысяч километров квадратных.

Большую часть территории России (около 45 % площади) занимают леса. Под лесами формируется несколько типов лесных почв. Подзолистые почвы – это типичные почвы таёжных лесов, расположенные в области избыточного увлажнения. Они широко распространены в Европейской части России и Сибири, на Урале и Дальнем Востоке.

Подзолистые почвы формируются под воздействием подзолистого процесса. Наиболее ярко он проявляется под покровом сомкнутого хвойного леса. Именно здесь создаются все условия для проявления подзолистого процесса, а это: устойчивая кислая реакция, промывной тип водного режима, присутствие агрессивных органических кислот.

Профиль подзолистой почвы. На поверхности профиля находится лесная подстилка. Она состоит из небольшого хвойного опада (как правило, хвойным лесам не свойственно сбрасывать листву), а также из остатков мха. Мощность лесной подстилки составляет 3-5 сантиметров. Далее у нас идёт гумусово-элювиальный горизонт, который в результате накопления гумуса имеет наиболее тёмную окраску по сравнению с другими горизонтами. Как правило, в зависимости от содержания гумуса окраска профиля может изменяться от чёрной до коричневой. Мощность гумусово-элювиального горизонта составляет 5-10 сантиметров. Подзолистый горизонт в профиле имеет пепельно-белёсый окрас. Это тонкозернистый, уплотнённый, бесструктурный горизонт. Мощность его составляет 5-7 сантиметров. И иллювиальный горизонт. В нём частично накапливаются различные вещества, которые вымываются из вышележащих горизонтов. Иллювиальный горизонт, в отличие от верхних, наиболее богат илом. Мощность горизонта – 13-15 сантиметров. Подзолистые почвы бедны минеральными веществами и обладают малым плодородием.

Профиль подзолистой почвы


Ведущее место в мире среди стран, на территории которых распространены чернозёмы, занимает Россия. Чернозёмы занимают около 8 % площади нашей страны. Они наиболее распространены в европейской части России. Чернозём – это богатые плодородные почвы, которые можно назвать гордостью России, её национальным достоянием. Природное совершенство чернозёма не способны заменить никакие минеральные и органические удобрения. Дело в том, что чернозём формируется в природе в течение нескольких тысяч лет в условиях тёплого и влажного климата. Создать чернозём искусственно невозможно, так как на его образование влияют сотни природных факторов (геологических, биологических, климатических и так далее).

Растительность на чернозёмах – многолетняя травянистая, лугово-степная. В соответствующих климатических условиях идёт её разложение, вследствие чего и образуются гумусовые соединения, которые, соответственно, накапливаются в верхних слоях почвы. Вместе с гумусом в чернозёмной почве в виде сложных органических минеральных соединений и формируются такие элементы питания для растений, как азот, железо, фосфор, сера и другие.

Сельскохозяйственная продукция, выращенная на чернозёмах, характеризуется очень высоким качеством. Чернозёмы, благодаря своему высокому плодородию, почвы универсальной пригодности для всех сельскохозяйственных культур и плодово-ягодных насаждений.

Мощность гумусового горизонта почвы составляет от сорока до шестидесяти сантиметров. Окраска перегнойного горизонта тёмная. Однако книзу она светлеет по причине того, что содержание гумуса в перегнойном горизонте уменьшается. Чернозём – это самая плодородная почва мира. Именно поэтому настоящих диких степей нигде в мире почти не осталось, практически все они распаханы. Степи – это главные сельскохозяйственные районы нашей планеты.


В условиях сухих степей Калмыкии, Волгоградской, востока Ростовской, Саратовской и юга Оренбургской областей России распространены каштановые почвы. Эти почвы сформировались на сухих степных участках в условиях недостаточного увлажнения и бедной растительности. Гумусовый горизонт каштановых почв имеет соответствующую названию окраску. Как правило, его мощность значительно меньше, чем у гумусового горизонта чернозёма. Она составляет 35-40 сантиметров. В сельском хозяйстве каштановые почвы используются для выращивания зерновых культур.

Серо-бурые почвы – это почвы, которые образуются в условиях пустынь умеренного пояса России. Слабое увлажнение и сильное иссушение поверхности почв летом способствуют образованию пористой корки – характерного признака почв пустынной зоны. Форму рельефа, которая образовывается при высыхании засолённых почв в пустынях и полупустынях, называют такыром. Для такыра характерны трещины, образующие узор на глинистом грунте.


Солончаки – это тип почвы, который характеризуется наличием в верхних горизонтах легкорастворимых солей в количествах, препятствующих развитию большинства растений. Солончаки распространены в южных районах России (на Прикаспийской низменности).

Читайте также: