Лиса и тетерев конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

УМК Л. Ф. Климановой

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь различать жанры устного народного творчества, характеризовать героев сказки; соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план, находить слова.

Оборудование: карточки (текст для речевой разминки, задания).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Задания 6—7 на с. 38.

III. Речевая разминка

Тетерев сидел у Терентия в клетке,

А тетерка с тетеревятками в лесу на ветке.

— Прочитайте скороговорку, разделяя слова на слоги.

— А сейчас — выразительно. Затем скороговоркой.

IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока

- Ребята, а кто такой тетерев?

Тетерев - крупная птица отряда куриных. Тетерка — самка тетерева.

- Как называется сказка, которую мы будем читать на уроке?

- Какие сказки бывают? (Примерный ответ. Волшебные — в них происходят чудеса и присутствуют волшебные предметы; сказки о животных — в них животные являются героями и ведут себя так, как люди; бытовые — в них описана жизнь простых людей.)

- Чем сказка отличается от других произведений? (Она обязательно чему-то учит, заключает в себе мудрую мысль.)

- Рассмотрите иллюстрацию на с. 39. Как вы думаете, о чем будет эта сказка?

- Как описана лиса в сказках? (Она хитрая, умная, ловкая, обманщица и т. д.)

- Прочитаем сказку и узнаем, правы ли мы в своих предположениях.

V. Работа по теме урока

(Учитель читает сказку. Затем проводится словарная работа.)

Навострила уши — насторожилась.

VI. Физкультминутка

(Дети выполняют наклоны в стороны, имитируя качание маятника.)

Часы

Все часы идут вот так:

(Наклоны головы к одному и другому плечу.)

Смотри скорей, который час:

Тик-так, тик-так, тик-так.

Налево — раз, направо — раз,

Мы тоже можем так.

(Ноги вместе, руки на поясе.

Наклоны головы к одному и другому плечу.)

VII. Закрепление изученного

— Прочитайте пословицу на с. 40 и объясните ее смысл.

— Выполните задания 1—5 нас. 41.

— Подготовимся к чтению по ролям:

• подумайте, каким голосом надо читать слова лисы и тетерева;

• определите основные мысли, которые надо выделить голосом.

— Разыграйте диалог лисы и тетерева, как в театре. (Чтение по ролям.)

VIII. Рефлексия

— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

— За что бы вы себя похвалили сегодня?

IX. Подведение итогов урока

— Какую сказку мы изучали на уроке?

— Подтвердились ли ваши предположения, что лиса в сказках самая хитрая и умная?

Цель: систематизировать представление учащихся о жанрах сказки, через работу над текстом, наглядности.

Образовательные:

- выявить степень сформированности умения находить главную мысль, мораль в сказке;

- учить анализировать текст.

Коррекционные:

- развивать восприятие, мышление, память (зрительную, слуховую), речь детей;

- обогащать словарный запас.

Воспитывающие:

- формировать умение сравнивать поступки и характеры героев;

- воспитывать у учащихся искренность, честность, скромность на примере сказочных героев.

Оборудование: иллюстрации сказок, карточки в виде листочков, учебник Чтение 9 класс.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы, используемые на уроке: словесный, наглядный, практический.

Организационный момент.

Встало солнышко давно

Заглянуло к нам в окно.

Нас оно торопит в класс.

Урок чтения у нас!

- На уроке ты будешь выполнять разные задания, за правильно выполненное задание будешь получать солнышко. В конце урока посмотрим, как ты работала на уроке, посчитав количество солнышек.

- Сегодня на уроке нам понадобится учебник по чтению, а так же твои знания и смекалка. Чтобы узнать какая тема нашего урока, отгадай загадки:

Я, сознаюсь, виновата,

Я хитра и плутовата.

Я в курятник вечерком

Часто бегаю тайком. (Лисица)

- А как выглядит лиса? (рыжая, красивая, хвост пушистый)

- Какой характер лисы в сказках? (хитрая, коварная)

Очень красивый лесной петушок:

Красные брови, как гребешок,

Хвостик косицами, черные перья,

Любит весною танцы, веселье.

Песни поёт, говорят, что токует.

Знаешь ли ты птицу такую? (Тетерев)

- А как выглядит тетерев? (черный, с синим или зелёным блеском на голове.На крыле – белая поперечная полоса, крылья сильно загнуты наружу)

- Итак, сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой, научимся делать выводы, будем работать над выразительным чтением.

3. Физминутка

Мы на небо посмотрели

Мокрыми уж стали

Плечами дружно поведём

И все капельки стряхнём.

От дождя убежим,

Под кустом посидим.

- Прежде чем мы приступим к чтению, давай вспомним, что называется сказкой? (сказка – произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, о том чего не бывает).

- Перечисли жанры сказки? (сказки бывают волшебные, бытовые, о животных).

- Давай вспомним некоторые сказки. В этом нам поможет сказочное дерево. Листочки на нём волшебные, срываем листочки и сопоставляем отрывок текста с картинкой.

-Какие из этих сказок волшебные, какие бытовые, а какие о животных?

- А что остаётся неизменным во всех сказках? (добро всегда побеждает зло).

4. Речевая разминка (проговорить с разной интонацией).

Осинку окрасила осень.

Осинка мне нравится очень.

5. Введение нового материала. Знакомство со сказкой.

- Кто является главным героями нашей сказки? (лиса и тетерев)

- Какого жанра эта сказка? (о животных).

6. Закрепление материала.

- Что придумала Лиса, для того чтобы выманить тетерева? (притворилась, что она не слышит пение тетерева, и попросила спустится с ветки дерева на землю)

- Как ласково называла Лиса Тетерева? Найди это в учебнике и прочитай.

- Почему лисе не удался её обман? (тетерев знал, что лиса его съест и обманул лису, сказав что собаки поблизости лают)

- Давай дадим характеристику каждому персонажу из сказки ( карточки с характерами читает и определяет, какому персонажу она подходит)

7. Итог урока.

- Что мы делали на уроке? (выразительно читали сказку, делали выводы по сказке)

- В сказках о животных всегда подразумеваются события, которые происходят в жизни людей, черты характера, которые свойственны человеку. Какие реальные события из жизни людей ты можешь назвать, прочитав эту сказку?

- Что ты запомнила с урока?

- Давай посчитаем количество солнышек и оценим твою работу на уроке. Молодец, ты хорошо поработала на уроке, урок окончен.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитательная: воспитывать чувство сопереживания героям сказки через принятие на себя роли героев.

Предметные результаты: воспринимать на слух данный вид текста; проявлять интерес к чтению произведения на основе иллюстрации; отвечать на вопросы по содержанию; читать текст, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения.

Метапредметные результаты:

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; анализ и синтез информации; определение закономерностей деятельности; формулирование выводов

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; контроль собственных действий.

Личностные: личностное, самоопределение; установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Оборудование: компьютер, проектор, доска.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Вид урока: урок-беседа.

Принципы: наглядности, системности, доступности, психологической комфортности.

Методы, приемы: беседа, работа с учебником.

Технологическая карта

Этапы урока открытия новых знаний

Деятельность учителя

Деятельность

Планируемые результаты

(предметные, метапредметные, личностные)

Мотивационный этап

Задача: подготовка учащихся к работе на уроке

Создание положительной мотивации на урок

- Здравствуйте, ребята! Напоминаю, что меня зовут Елена Петровна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

Проверьте всё ли у вас готово к уроку.

Прозвенел звонок и смолк –
Начинается урок.
Вы за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
Пожелайте успехов глазами
И вперед, за новыми знаниями!

- Вспомните, в каком разделе мы сейчас работаем?

- Верно! Знания, полученные, в процессе изучения данного раздела, помогут нам в изучении нового материала.

Доброжелательный настрой на урок

Личностные: личностное, самоопределение; установление.

Проверка домашнего задания

Задача: выявление пробелов в знаниях и способах деятельности учащихся, определение причин их возникновение

Организация проверки по выяснению степени усвоения заданного учебного материала.

- Какое задание вам нужно было выполнить дома?

- Кто готов выступить первым?

Первый обучающийся вызывается по желанию, остальные – по списку.

- Чей пересказ вам понравился больше всего? Почему?

Воспроизведение ЗУН, самоконтроль, самоанализ.

Пересказывают по плану:


Высказывают своё мнение.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные: личностное, самоопределение; установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Актуализация знаний и целеполагание

Задача: определение направления работы с текстом на уроке

Определяется степень освоения ранее изученных способов действия

- Вспомните, что такое народное творчество?

- К каким жанрам относились эти произведения?

- Что такое сказка?

- Обратите внимание на карточку, лежащую у вас на партах. Положите карточку перед собой.

Вам нужно из предложенных характеристик подчеркнуть те, которые относятся именно к народным сказкам. Задание следует выполнять в парах. Вспомните правила парной работы.

На карточках:

-автором является народ;

-события происходили на самом деле;

-фантастическое, необычное событие;

-часто в сказках героями являются животные;

-сказки учат злу, глупости, обману;

-сказки учат доброте, честности, находчивости.

- Кто готов перечислить характеристики народной сказки?

- Что ещё интересного вы заметили, работая со сказками?

- Для чего нам нужны сказки?

- Всё верно! А для того, чтобы узнать с какой сказкой мы будем работать сегодня, вам необходимо отгадать две загадки.

Рыжая плутовка
Обманывает ловко.
Её боится мышка
И зайка – шалунишка.
Хоть сама в лесу живёт,
Из деревни кур крадёт.

- Ребята, поняли ли вы кто это?

- Верно. Слушайте следующую загадку.

Над глазами брови красны,

- Как вы думаете, как называется сказка, которую мы сегодня будем изучать?

- Проверим наши предположения, открыв учебник на странице 39.

- Какова же будет цель нашего урока?

- Какой план мы составим на урок?

В процессе беседы с учителем определяют направление работы с художественным произведением

- Народное творчество – это произведения, которые люди сочиняли еще до возникновения письменности, поэтому их передавали из уст в уста.

- Загадки, пословицы, поговорки, небылицы, считалки, прибаутки, песни, сказки.

- Сказка – это вымышленная история, в которая имеет волшебный сюжет.

- Не кричать, слушать друг друга, делать решение сообща и посовещавшись друг с другом, говорить в полголоса

- Автором является народ, такие сказки не имеют одного автора. В сказках происходит фантастическое, необычное событие, героями которого зачастую являются животные. Эти сказки учат доброте, честности и находчивости.

- Мы заметили, что каждая сказка имеет мораль, каждая из них чему-то учит.

- Сказки нужны для того, чтобы мы имели представления о мире, добре и зле, о справедливости.

Открывают учебник, читают название.

Озвучивают план урока:

1)подумать о чём может быть данная сказка;

3)поработать с текстом произведения;

4)выполнить творческую работу.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные: анализ и синтез информации; определение закономерностей деятельности; формулирование выводов.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.

Личностные: личностное, самоопределение; установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Открытие нового знания

Задача: создание условий для целостного, непосредственного и эмоционального восприятия обучающимися текста

Происходит целостное, непосредственное, эмоциональное восприятие.

- Ещё раз прочитайте название сказки. Что мы можем сказать о данном произведении по его названию?

- Можем ли мы предположить каков сюжет сказки?

- Рассмотрим иллюстрацию, представленную в учебнике. Что на ней изображено?


- Что делает лиса?

- Посмотрите внимательно на мордочку лисы. Что интересного можно заметить?

- О чём это может говорить?

- Что делает тетерев?

- Что интересного можно заметить в тетереве?

- Какими можно представить героев этой сказки?

- Что вы испытываете, смотря на иллюстрацию? Что бы чувствовали вы, если бы были на месте тетерева?

- Сейчас я прочитаю вам данную сказку, а внимательно следите. Итак, поставьте пальчик на начало первой строки.

Чтение произведения.

Воспринимают произведение.

- Прочитав название, мы можем сказать, что это сказка о хитрой лисе и тетереве.

- Да, можем. Скорее всего лиса съест тетерева.

- На иллюстрации изображены лисица и тетерев.

- Лиса подкрадывается к тетереву.

- Можно заметить, что лиса высунула язык.

- Это может говорить, о том, что она облизывается, о том, что она голодна.

- Тетерев сидит на ветке сломанного дерева.

- Тетерев как будто смотрит на лису, может быть он даже разговаривает с ней.

- Лиса – хитрая, злая и скорее всего голодная, она напряжена, ходит вокруг тетерева, ждёт момента, когда сможет его достать. Тетерев – кажется мудрым и рассудительным, скорее всего он понимает, что лиса хочет съесть его и не торопится спускаться на землю.

- Мы испытываем тревожность за тетерева, страх за то, что лиса прыгнет на него и съест, жалость к лисе, потому что она голодная и к тетереву, потому что он не может слезть с ветки, потому что на земле его караулит лиса. Мы бы чувствовали страх.

Предметные результаты: воспринимать на слух данный вид текста; проявлять интерес к чтению произведения на основе иллюстрации.

Коммуникативные: постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные: контроль собственных действий.

Личностные: личностное, самоопределение; установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Первичное закрепление нового знания с проговариванием во внешней речи.

Задача: проверить, как учащиеся поняли фактическое содержание прочитанного

Организация работы по выявлению первичного восприятия

- Оправдались ли наши предположения о содержании произведения?

- Понравилось ли вам данное произведение?

- Какой из героев понравился вам больше всего?

- Кто из героев вам ближе всего?

Отвечают на вопросы учителя, выявляющие уровень первичного восприятия произведения

- Наши предположения о содержании произведения почти оправдались. Мы правильно сказали, что тетерев и лиса разговаривали и что лиса действительно была хитрой и голодной.

Ответы детей.

- Понравилась лиса, потому что она остроумна, смогла сориентироваться и быстро придумать новый закон. Понравился тетерев, потому что он осторожный.

Ответы детей.

Предметные результаты: воспринимать на слух данный вид текста; проявлять интерес к чтению произведения на основе иллюстрации; отвечать на вопросы по содержанию.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Закрепление и систематизация знаний

Задача: анализ произведения с учетом специфики жанра, темы, идеи, возраста обучающихся; уточнить идею произведения и осмыслить авторскую позицию; углубить понимание смысловой и эстетической сторон произведения

Организует работу по восприятию и анализу произведения в единстве формы и содержания

Направляет работу над произведением с целью формирования навыка чтения, литературного развития обучающихся.

- Сейчас, я предлагаю перечитать сказку по цепочке, начиная с первого ряда. Каждый читает по одному предложению.

- Что решила сделать лисица, чтобы тетерев слез с ветки?

- Найдите подтверждение в тексте.

- Что нам говорят эти слова?

- Что на это отвечает тетерев?

- Тогда что мы можем сказать о тетереве?

- Как приветствовали тетерев и лиса друг друга?

- Что произошло потом?

- Что можно сказать об её поступке?

- Что лиса попыталась сделать после того, как тетерев не согласился опуститься на траву?

- Какую хитрость ещё придумала лиса?

- Как вы думаете, тетерев поверил лисе?

- Как тетерев сумел прогнать лису?

- Найдите подтверждение этому в тексте.

- Как лиса отреагировала на слова тетерева?

- Почему же лиса собралась убегать?

- Чему же учит данная сказка?

- Какой фразеологизм можно подобрать к данному произведению?

- Что означает данное выражение?

Самостоятельно читают текст по частям, отрабатывают навык чтения, производят анализ в единстве формы и содержания.

Чтение по цепочке.

- Лиса решила задобрить тетерева ласковыми словами.

Зачитывают: -Здравствуй, тетеревочек, мой дружочек! Как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать.

- Лиса говорит одно, а считает по-другому. Она называет тетерева другом, хотя сама хочет съесть его.

- Тетерев благодарит лису за добрые слова.

- Тетерев проявил вежливость, не смотря, на то, что понимал, что лиса опасна для него.

- Тетерев и лиса приветствовали друг друга тепло, дружественно.

- Лиса схитрила и сказала, что не слышит тетерева.

- Лиса плохо поступила, она обманула тетерева. Ведь потом она хорошо расслышала что сказал тетерев.

- Лиса разочаровалась и попыталась втереться в доверие и усыпить бдительность тетерева, дала ему понять, что её бояться не надо.

- Лиса сказала, что есть новый закон, по которому звери должны дружить.

- Нет, тетерев не стал ей верить, потому что он знал, что лучше лису не слушать.

- Тетерев сказал, что бегут собаки и лиса, испугавшись убежала.

Зачитывают: -Вот это хорошо, - сказал тетерев, - а то вот собаки бегут, кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего.

- Лиса навострила уши и хотела убежать.

- Это значит прислушалась, напряглась.

- Потому что она обманула тетерева про закон, поэтому и убежала от собак.

- Данная сказка учит нас не верить всему тому, что говорят.

- К данному произведению можно подобрать такой фразеологизм: на языке медок, а на уме ледок.

- Данное выражение означает, что слова кого-либо могут быть хорошими, добрыми, ласковыми, а думать он может о плохом, может что-то замышлять.

Предметные результаты: отвечать на вопросы по содержанию; читать текст, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения.

Коммуникативные: постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные: контроль собственных действий.

Самостоятельная работа и проверка по эталону

Организация обобщения изученного материала по поставленной учебной задаче, проблеме.

- Скажите, с какой интонацией мы будем читать слова лисы в начале?

- А с какой будем читать в конце?

- Как прочитаем слова тетерева?

- Итак, кто готов выразительно прочитать сказку?

- Чьё прочтение вам понравилось больше всего? Почему?

- С ласковой и хитрой в начале сказки.

- В конце сказки будем читать слова лисы испуганно, тревожно.

- В начале слова тетерева будем читать спокойно, показывая его вежливость. Затем, когда тетерев стал говорить про собак, будем читать с хитрой интонацией, а после этого с усмешкой.

Выразительное чтение.

Ответы детей.

Предметные результаты: отвечать на вопросы по содержанию; читать текст, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: контроль собственных действий.

Задачи: рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

Подведение итогов урока с точки зрения развития личности обучающихся.

- Что нового мы сегодня узнали?

- Что интересного было сегодня на уроке?

- На карточках, которые лежат у каждого из вас, отметьте ваше настроение, ниже отметьте то как вы сегодня работали. Солнышко – был активен, постоянно отвечал, часто тянул руку. Солнышко и облако – старался отвечать всегда, поддерживал беседу с учителем, ответственно выполнял задания. Облако – редко отвечал, но много думал о заданном вопросе, хорошо понял суть произведения, готов активнее работать на следующем уроке.

На карточках:


Помогают учителю подвести итоги.

- Мы узнали, что нельзя верить всему тому, что говорят.

- Было интересно выразительно читать; работать с героями сказки.

Отмечают настроение.

Предметные результаты: отвечать на вопросы по содержанию текста.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные УУД: контроль собственных действий.

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Задача: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способ выполнения домашнего задания

Проведение инструктажа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи урока:

образовательные: познакомить с русской народной сказкой, совершенствовать навыки сознательного и выразительного чтения.

Воспитывающие: прививать интерес к русскому народному творчеству, положительное отношение к героям и их поступкам; способствовать формированию коммуникативных компетенций, навыков учебного сотрудничества.

Планируемые результаты урока:

Предметные:

характеризовать героев произведения на основе его намерений и поступков;

читать текст произведения осознанно, выразительно и без ошибок;

работать с содержанием текста произведения;

читать по ролям.

Формируемые БУД:

Личностные:

оценивать поступки героев произведения под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей;

учебно-познавательный интерес к учебному материалу;

чувство ответственности за выполнение своей работы;

формировать умение выделять главную мысль произведения, умение характеризовать героев произведения на основе их поступков; формировать несложные выводы, основываясь на тексте произведения.

Регулятивные УД: определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно, выполнять учебное задание в соответствии с целью;

осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.

формировать умение передавать свои мысли и чувства, умение формировать собственное мнение, умение договариваться и приходить к общему мнению, умение сотрудничать с учителем и одноклассниками.

1.Орг. момент. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.

Громко прозвенел звонок,

Девочки за парты сели,

Мальчики за парты сели.

На меня все посмотрели.

Ни минуты не теряем.

- А сейчас еще раз поприветствуем друг друга, но не как обычно, а пальчиками. Начиная с больших пальчиков касаемся соседа по парте и говорим: Желаю (большой палец) слайд

Успеха (указательный)

Большого (средний)

Во всем (безымянный)

И везде (мизинец)

Привет! (вся ладонь)

- Ребята, я тоже вам желаю успеха на нашем уроке! Прежде чем начнём работать, потренируем наши язычки.

Чтение скороговорки с доски.

Тетерев сидел в клетке, а тетёрка в лесу на ветке.

Чтение чистоговорок с доски тихо, громко, радостно, грустно. слайд

Са-са-са – это хитрая лиса.

Су-су-су – она живёт в лесу.

Сы-сы-сы – много дел у лисы.

Со-со-со – она крутит колесо.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

- Кто помнит, какой раздел вы начали изучать на уроках чтения? (Чудесный мир сказок).

- Сегодня на уроке мы продолжим изучать данный раздел.

- Кто был внимательным и вспомнит, о ком говорилось в скороговорке, а о ком в чистоговорке? (О тетереве и лисе)

- Попробуйте отгадать название сказки, с которой мы сегодня познакомимся. (Лиса и Тетерев). слайд

- Есть автор этой сказки? (нет, это русская народная сказка)

- А что значит народная сказка?

- Народные сказки составляет народ, и они передаются из поколения в поколение, т.е. от бабушек детям. А если это русская народная сказка, значит эту сказку составил русский народ.

- Можем предположить по названию сказки, кто её главные герои? (Лиса и Тетерев)

- Как мы можем узнать наверняка? (Прочитать сказку).

- Перед чтением сказки давайте определимся, какие задачи ставим перед собой? Начните говорить с помощью слов на экране: слайд

(узнать о тетереве, познакомиться с новой сказкой, учиться выразительно читать её, учиться слушать друг друга).

- Кто из этих животных чаще встречается в сказках? (Лиса)

- А какие сказки вы знаете о лисе? (Колобок, Заюшкина избушка, Лиса и журавль, лисичка со скалочкой…)

- Вот некоторые из сказок, где героем является лиса. Слайд

- Какая лиса в сказках? (хитрая, обманщица, плутовка…)

- Вот мы сказали, что лиса в сказках всегда хитрая, всех обманывает, ворует кур, а всегда ли она самая хитрая и умная? Слайд

- Давайте попробуем доказать, что лиса самое хитрое и умное животное в сказках, прочитав еще одну сказку о лисе.

3. Первичное усвоение новых знаний

- А кто такой тетерев? (Это птица. Живёт в лесу)

- Сейчас послушаем сказку. Вы внимательно послушаете, правильно ли мы предположили, что главными героями сказки будут лиса и тетерев, и что действие будет проходить в лесу.

(чтение сказки учителем)

- Понравилась вам сказка?

- Правильно ли мы предположили, о ком эта сказка и где будет проходить действие? (да)

Словарная работа

- В сказке встретилось слово указ, как вы понимаете это слово? (Распоряжение, постановление высшей власти) слайд

- Раньше все распоряжения властей шли из города и все жители должны были им подчиняться.

- Прежде чем начнёте читать сказку самостоятельно, давайте вместе потренируемся читать слова, которые вам встретятся в сказке. слайд


П ри-тво-ри-лась притвориˊлась

Т еˊтерев те-те-ре-во-чек тетеревоˊчек

- А сейчас прочитайте сказку про себя. Обратите внимание на лису в данной сказке – самая ли хитрая и умная она окажется.

(чтение детьми про себя)

- Оправдались ли ваши ожидания и лиса оказалась Самой хитрой и умной? (Нет. Тетерев оказался умнее и хитрее лисы)

4. Первичная проверка понимания

Анализ прочитанной сказки:

Как лиса называла тетерева? Почему она к нему обращалась так ласково?

О чём лиса попросила тетерева? Зачем ей это было нужно?

Почему тетерев не захотел выполнить просьбу лисы? Как вы думаете, поверил тетерев лисе, что вышел такой указ? Прочитайте.

Как тетерев перехитрил лису? Прочитайте эти строчки.

Чем сказка закончилась? (Лиса сбежала)

Как вы думаете, ребята, о чем думала лиса, когда убегала? (быстрее убежать).

Физминутка + гимнастика для глаз слайд

На охоту лиска шла.

И следы хвостом мела.

На лугу тетеревок,

От лисицы скок-поскок.

Осторожно, не зевай,

Вверх на дерево взлетай.

5. Первичное закрепление

- А сейчас прочитаем сказку по ролям. Как вы думаете, какой голос у лисы? (хитрый, ласковый). А какой у тетерева? (спокойный, уверенный) при чтении старайтесь голосом показать характер своего героя.

(чтение детьми по ролям)

- А сейчас поработаем в парах. Каждая пара получит карточку с предложениями из сказки. В каждом предложении допущена ошибка. Вы должны её найти и сказать правильное предложение.

(Работа в парах)

- Молодцы! Все отлично справились с заданием!

- Ребята, почему план Лисы не удался? Чему учит сказка? (Нельзя обманывать, не всегда можно доверять ласковым, льстивым словам. Сказка учит различать, где добро, а где зло, учит мудрости).

- Действительно, через сказку мы учимся строить свои отношения по законам правды, а не лжи.

-Кто из героев представляет добро, а кто зло? (Лиса – зло, тетерев – добро).

- Из предложенных пословиц, выберите ту, которая подходит к сказке.

Работа с пословицами

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

На всякого хитреца найдётся свой хитрец.

Делу время, потехе час.

8. Подведение итогов урока

- Действительно ли лиса самая умная и хитрая в сказках?

- Чему учит нас сказка?

7. Рефлексия

- Оцените свою работу.

На доске рисунок дерева.

Если настроение отличное и вы довольны своей работой, урок понравился – посадите на дерево тетеревочка, не понравилось и настроение плохое – под дерево посадите лису.

- Какое красивое дерево получилось! С каким хорошим настроением вы заканчиваете урок! Спасибо всем!

Оценивание учителем

Лиса – это хищное животное. У неё серовато-рыжая шерсть, длинный и пушистый хвост, узкая и длинная мордочка, а также хитрые и умные глазки. По своим размерам лисица напоминает небольшую собаку.

Лисы весьма ловкие и быстрые звери. Они способны запутывать следы и прибегать к различным уловкам, добывая себе еду.

Лисица ест кроликов, мышей, зайцев, раков и рыбу. Но любимым лакомством лисицы остается птица. Так же она ест овощи, яблоки и ягоды.

В глубокой норе лисица выводит своё потомство и потом заботится о нём.

Лисица известна на весь мир своим ярким, привлекающим взгляд мехом; особую любовь это существо завоевало своим пышным хвостом.

В лесах нашей страны живет тетерев – красивая черная птица с красными бровками и необычным хвостом. Летом и осенью тетеревов чаще всего можно увидеть на земле — тут они кормятся. А ночуют на деревьях.

Вся забота о потомстве лежит на матери. Она высиживает яйца, она водит появившихся птенцов, она же защищает их.

Зимой наоборот: из-под снега доставать корм невозможно, поэтому птицы отыскивают его на деревьях (березовые сережки и почки, хвоя). А ночевать спокойнее, теплее и безопаснее на земле, точнее, в снегу. Тетерев отлично умеет нырять. Но только не в воду, а в снег. Слух у тетерева отличный. Если, сидя в снегу, он услышит, как скрипит снег под лапами лисицы или под лыжами охотника, тетерев моментально выбирается из сугроба и улетает от опасности.

Читайте также: