Конспект урока предложения с обособленными членами 9 класс

Обновлено: 05.07.2024

Урок 7

Тема: ПРЕДЛОЖЕНИ я С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ

Цели: научить грамотно выделять обособленные второстепенные члены предложения; обобщить изученный материал о причастном и деепричастном оборотах.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний учащихся.

1. Какие предложения по цели высказывания вам известны?

2. Какие предложения по интонации вы знаете?

3. Что такое причастный оборот? Приведите примеры. Расскажите о постановке знаков препинания в предложениях с причастным оборотом.

4. Что называется деепричастным оборотом? Приведите примеры. Расскажите о постановке знаков препинания в предложениях с деепричастным оборотом.

5. Назовите разряды обособленных второстепенных членов предложения:

– обособленные определения и приложения;

III. Самостоятельная работа по вариантам.

I вариант. Задание. Записать предложения, расставить знаки препинания и рассказать об обособленных определениях и приложениях.

а) Месяц на закате похож на раскаленный (В. Катаев.)

б) Высокое небо с единственным облаком, / / отражалось в воде. (К. Паустовский.)


в) Это был морской (К. Паустовский.)

г) Дальше шел уже настоящий (В. Катаев.)

д) В последнюю минуту Шмидт вместе со своим бросился в воду. (К. Паустовский.)

е) мой, был вечно занятый молчаливый человек. (Ю. Казаков.)


ж) мальчик лет десяти, возбуждал мое любопытство своим задумчивым и печальным взором. (И. Тургенев.)


з) не выносил лени во все ее видах. (К. Симонов.)

II вариант . Задание . Записать предложения, расставить знаки препинания и рассказать об обособленных обстоятельствах.


а) О родина святая, какое сердце не (В. Жуковский.)


б) Волны чуждые звезды глядят с высоты. (Ф. Тютчев)


в) на строившуюся колонну. (К. Симонов.)


г) стояли студенты. (Где справа?)


д) В ней господствовали цвет почвы и нестерпимо синий оттенок моря. (К. Паустовский.)


е) Было уже поздно, когда вернулся отряд к дому. (К. Федин)

ж) Незаметным образом я (А.С. Пушкин.)

IV. Работа с учебником.

Комментированное письмо упр. 36.

Задание. Записать, обозначая графически причастные и деепричастные обороты, расставить запятые. Объяснить. Подобрать из текста:


а) причастия, соответствующие схеме: ;


б) деепричастие, соответствующее схеме: .

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Автор: Алиева Маира Валоддиновна

учитель русского языка и литературы

Курский район х. Пролетарский

Тип урока: урок – повторение по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности обучающихся.

Цели, ориентированные на развитие личности обучающихся:

- развивать потребность в творческой деятельности, в самовыражении, самореализации через различные виды работ.

Воспитательные цели:

- содействовать развитию умения общаться друг с другом,

- работа над культурой речи.

1. Организационный момент.

- Добрый день, ребята. Я рада видеть вас сегодня на уроке. Давайте поприветствуем друг друга и наших гостей улыбками, надеюсь, что наше общение на уроке будет полезным и интересным. Садитесь.

2. Формулировка темы урока, целеполагание и мотивация:

Задание: набрать код к предложениям, в которых нужно поставить запятые. Обоснуйте свой выбор.

Запись на доске (знаки препинания не расставлены).

А. Освещённые лучами восходящего солнца море казалось иссиня – белым.

Б. Весенний воздух радует нас напоминая о весне.

В. Прохладой лугов освежённый я красного солнышка жду.

Г. Сосна как дерево смолистое с трудом поддаётся горению.

Д. Несмотря на утренние морозы чувствуется приближение весны.

3. Выявление места и причины затруднения.

( Цель: поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации.)

- Сделайте вывод, какова же тема нашего урока?

- Сформулируйте свои, важные для вас, цели урока. Используйте опорные слова:

(Запись в тетрадях числа и темы урока.)

4 Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков

1. Практические задания учащимся (групповая работа). Каждая группа выбирает консультанта. У каждой группы на столе распечатанные материалы и задания. (Слайд 8)

Задание 1 группы: в данные предложения вставить необходимые слова, графически выделить их, подобрать соответствующие иллюстрации; рассказать об обособленных определениях, используя материал задания. (Приложение 2)

1. Юный лес, в зеленый дым одетый, /Теплых гроз нетерпеливо ждет. (Обособленное определение, выраженное причастным оборотом.)

2. На ручей, рябой и пестрый, за листком летит листок. (Обособленное определение, выраженное одиночными прилагательными). (Н. Некрасов)

3. Яблонька, цветущая красавица, глядела в распахнутое настежь окно. (Обособленное распространённое приложение.) (Л. Леонов)

4. Перепачканный краской, малыш выглядел смешно. (обособленное определение, имеющее обстоятельственное значение).

5. Мы, квалифицированные врачи, обязаны помогать людям. (обособленное приложение).

Вывод (Делает консультант группы)

Обособленные определения и приложения выделяются на письме, если:

- относятся к личному местоимению;

- стоят после определяемого слова;

- стоят перед определяемым существительным, если имеют добавочное обстоятельственное значение или отделены от определяемого другими членами предложения.

Задание 2 группы: в данных предложениях проверить правильность или неправильность постановки знаков препинания, выделить графически, подобрать необходимые иллюстрации; рассказать об обособленных обстоятельствах, используя материал задания. (Приложение 2)

Проверьте расстановку знаков препинания в предложениях, объясните её правильность и неправильность.

1. Он работал на поле, спустя рукава. (Запятая не нужна; фразеологизм).

2. Данко бросился вперёд, высоко держа горячее сердце, и, освещая им путь. (Запятые не нужны, однородные деепричастные обороты).

3. Под облаками, заливая воздух серебряными звуками, дрожали жаворонки. (Правильно).

4. На другое утро, несмотря на упрашивание хозяев, Дарья Александровна

собралась ехать. (Правильно т.к. есть обстоятельство с предлогом несмотря на, ).

Вывод (Делает консультант группы)

Обособленные обстоятельства выделяются на письме, если это:

- одиночные деепричастия и деепричастные обороты;

- обстоятельства с предлогом несмотря на, имеющим уступительное значение.

Конструирование предложений.

1. Половодья, весной, с, сейчас, опасением, мы, ранней, ждем.

2. Туман, над, поднялся, в, лугом, низине.

3. Языки, например, не, склонения, имеют, некоторые, английский.

4. Изучаем, то есть, мы, предложении, науку, о, словосочетании, и, синтаксис.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: 1) повторить содержание понятия обособления, интонацию обособления, виды обособленных предложений, условия обособления, необособления согласованных и несогласованных определений, способы выражения обособленных обстоятельств, условия их обособления, необособления;

2) научить находить определения и обстоятельства, нуждающиеся в обособлении, объяснять устно и графически условия обособления, необособления определений и обстоятельств;

3) систематизировать и обобщить знания учащихся о предложениях с обособленными членами, повторить правописание гласных и согласных в корне слова.

Оборудование: таблицы 6, 7 (на слайдах)

I. Опрос

Беседа с учащимися.

— Что такое обособление?

— Назовите условия обособления согласованных и не согласованных определений.

— Назовите способы выражения обособленных обстоятельств, условия обособления.

— В чём особенность обособления обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами?

— Как выражается интонация обособления?

III. Работа с учащимися по учебнику.

1. В упр. 32 на с. 19 учащиеся аргументируют постановку запятых, переписывают, вставляя пропущенные буквы, находят уточняющие обстоятельства и вводные слова.

Знаки препинания в предложениях с обособленными

членами (определениями и приложениями)

Выделяются запятыми

1. Любые определения и приложения (независимо от степени их распространённости и местоположения), если они относятся к личному местоимению

Дружившие с детства, они никогда не расставались. Они, агрономы, поехали работать в село.

2. Согласованные распространенные определения и приложения, если они стоят после определяемого существительного

Ягоды, собранные детьми, были вкусны. Дед, участник военных действий, знал всё о том далёком времени.

3. Два или несколько однородных согласованных нераспространённых определений, стоящих после определяемого существительного

Ветер, тёплый и ласковый, разбудил цветы на лугу.

4. Согласованные определения и приложения (стоящие перед определяемым существительным), если имеют добавочное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное и др.)

Измученные тяжёлой дорогой, ребята не могли продолжить путешествие (причина).

5. Согласованные приложения (в том числе и одиночные), если они стоят после определяемого слова — существительного собственного.

И с к л ю ч е н и е: не выделяются одиночные приложения, сливающиеся с именем существительным по смыслу и в произношении

В отрочестве я зачитывался книгами Дюма-отца.

Знаки препинания в предложениях

с обособленными приложениями

Выделяются запятыми

1. Любые приложения (независимо от степени их распространённости и местоположения), если они относятся к личному местоимению

2. Распространённые приложения, если они стоят после определяемого существительного

Сестра, студентка второго курса мединститута, уже даёт советы соседке.

3. Приложения, стоящие перед определяемым существительным, если имеют добавочное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное и др.)

Смелый охотник, хорёк нападает на животных и крупнее его.

4. Распространённые приложения (в том числе и одиночные), если они стоят после определяемого слова — существительного собственного.

Ис к л ю ч е н и е: не выделяются одиночные приложения, сливающиеся с именем существительным по смыслу и в произношении

Тренером команды назначен Лучников, бывший нападающий.

Вскочил Иван-царевич на лихого коня да и был таков.

5. Обособляются приложения с союзом как, если имеют оттенок причинности

Как истинный поэт, Некрасов любим своим народом.

Все знают Женю как надёжного друга.

а) I вариант — морфологический разбор действительно го причастия;

б) II вариант — морфологический разбор страдательного причастия.

3. В упр. 36 ученики записывают предложения, обозначая графически причастные и деепричастные обороты, расставляют запятые, соблюдая условия обособления определений и обстоятельств, объясняют, какие из причастных оборотов не являются обособленными, подбирают из текста:


а) причастия, соответствующие схеме: ;


б) деепричастие, соответствующее схеме: .

IV.Контроль знаний.

Первая группа учащихся (слабоуспевающая) списывает текст (он размножен в количестве, соответствующем числу слабоуспевающих в классе), вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы, графически обозначая выбор орфограммы, выделяя запятыми и обозначая графически обособленные члены предложения.

Текст для первой группы.

(По Н. К. Доризо)

Вторая группа учащихся (сильная) выполняет задание творческого характера: написать текст, используя в качестве зачина предложение Прогуливаясь в парке, можно любоваться очаровательными кронами деревьев, вырисовывающимися на фоне осеннего неба.

В готовом тексте следует обозначить графически обособленные члены предложения.

Тестовые задания

1. Укажите предложения с обособленными определениями (знаки препинания не расставлены).

а) Утомлённый долгой речью я закрыл глаза и заснул.

б) Он нетерпеливо теребил снятую с правой руки перчатку.

в) Струйки дыма вились в ночном воздухе полном влагии свежести моря.

г) Солнце великолепное и яркое поднималось над морем.

2. Найдите предложение, в котором не надо обособлять приложение (знаки препинания не расставлены).

а) Инженер по образованию Алексей Иванович увлекался садоводством.

б) Бунина большинство знает как прозаика.

в) Вот она северная ночь нарядная затянутая серебристой дымкой.

г) Наши любимицы берёзки стайками росли на опушке леса.

3. Какое из данных обстоятельств в предложении не будет обособляться?

а) смотрел не сводя глаз

б) слезает рукой опершись на седло

в) взвилась рассекая потёмки

г) мчится погоняя свои салазки

V. Подведение итогов урока.

VI. Домашнее задание:

а) упр. 35 на с. 20 (для слабоуспевающих учащихся);

в) написать сочинение по заданию в упр. 37 на с. 21 (для более подготовленных учащихся).


На этом уроке мы вспомним правила обособления причастных и деепричастных оборотов. Рассмотрим основные случаи, в которых такие обороты обособляются и не обособляются. И обобщим информацию в схемах.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Предложения с обособленными членами"

· Сегодня мы повторим правило обособления согласованных определений.

· Повторим правило обособления деепричастных оборотов.

· Систематизируем наши знания.

Как мы помним, обособленными называются такие второстепенные члены, которые получают в предложении большую самостоятельность. При помощи обособленных членов мы выделяем важные элементы в речи, уточняем информацию. Обособленные члены также помогают нам рассмотреть ситуацию в деталях.

Обособляться могут все второстепенные члены. В курсе русского языка восьмого класса мы уже встречались и с обособленными определениями, и с обособленными обстоятельствами, и с обособленными дополнениями. Однако некоторые случаи обособления встречаются нам в любых заданиях особенно часто.

Прежде всего, нас интересует обособление согласованных определений. От чего оно зависит? Нужно обратить внимание на несколько пунктов.

Во-первых, обособление может зависеть от части речи, к которой относится определение.

Во-вторых, часто обособление зависит от позиции определения и определяемого слова.

В-третьих, обособление может зависеть от наличия у определения дополнительного смысла.

Определение обособляется, если относится к личному местоимению.

Они, радостные и взволнованные, столпились у двери. В данном случае определения радостные и взволнованные относятся к личному местоимению они. И поэтому обособляются с двух сторон.


Если мы поменяем определение и местоимение местами, ничего не изменится.

Радостные и взволнованные, они столпились у двери. Определение все равно выделяется, так как относится к личному местоимению.

Определение также обособляется, если стоит после определяемого существительного.


Ученик, довольный полученной оценкой, вернулся на место. Определяемое слово – ученик. Определение стоит после существительного и потому выделяется запятыми с двух сторон.

Довольный полученной оценкой ученик вернулся на место. Определение теперь стоит перед существительным, а потому не будет выделяться запятыми.

На этот пункт правила стоит обратить особое внимание. Именно его мы применяем, если дело касается причастных оборотов.

Причастный оборот обособляется, если стоит после определяемого слова.


Книга, открытая недавно, читалась легко и быстро. Определяемое слово – книга. Причастный оборот открытая недавно следует за определяемым словом и потому обособляется с двух сторон.

Открытая недавно книга читалась легко и быстро. Определяемое слово и причастный оборот поменялись местами. Теперь обособление не нужно.

Определение обособляется, если оно отделено от определяемого слова другими словами. Обособление в таком случае происходит вне зависимости от положения определения и определяемого слова.

Поражённые зрелищем, вернулись туристы в автобус. Между определением поражённые зрелищем и подлежащим туристы находится сказуемое. Несмотря на то, что здесь определение стоит перед определяемым словом, выделяем причастный оборот запятой.


Ликующие, тянут листья к солнцу деревья. Между определением ликующие и подлежащим деревья есть другие слова. Значит, выделяем определение.

Определение также обособляется, если имеет добавочное обстоятельственное значение. Обычно это значение причины или уступки.

Свинцовые и низкие, облака навевали тревогу. Навевали тревогу, потому что были свинцовыми и низкими. Выделяем определение.


Внимание! Важно не спутать определение с частью составного именного сказуемого.

Вы умный и начитанный. Умный и начитанный – не определения, а части сказуемого.

Выясним теперь, от чего зависит обособление деепричастий и деепричастных оборотов.

Обычно деепричастия и деепричастные обороты обособляются. Однако нужно учитывать несколько пунктов-исключений.

Во-первых, нужно не путать обычные деепричастные обороты с устойчивыми.

Во-вторых, есть деепричастия, которые перешли в наречия, и они не обособляются.

Наконец, нужно помнить о некоторых частных случаях.

Рассмотрим эти пункты подробнее.

1. Деепричастный оборот не обособляется, если является устойчивым выражением.


Натуралист наблюдал за бабочкой затаив дыхание.

Зачем ты очертя голову кинулся в эту авантюру?

В этих случаях перед нами фразеологизмы. Они не нуждаются в обособлении.

При этом не следует путать фразеологизмы с похожими на них выражениями.

.Коля работает засучив рукава.

Запятая не нужна только если мы имеем в виду, что Коля работает усердно. А если он действительно засучил рукава, чтобы не испачкаться, мы поставим запятую непременно.

2. Не обособляются деепричастия и деепричастные конструкции, перешедшие в разряд наречий.

Это такие деепричастия, как стоя, сидя, лежа, молча, играя, нехотя, шутя, не глядя.

Друзья сидели в коридоре молча.

Отец сказал об этом шутя.

Деепричастия, которые перешли в разряд наречий, отвечают скорее на вопрос КАК? чем на вопросы ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ?

Такое деепричастие или сочетание, кроме того, часто нельзя перевести в глагольную форму.

Ученик отвечал стоя. Мы не можем сказать: он отвечал и стоял.

Она писала склонив голову. Она писала и склонила? Конечно, нет. Запятые тут не нужны.

3. Нужно также обращать внимание на наличие при деепричастии союзов и частиц, потому что с этим связано немало трудностей.

Можно было обсудить эту тему и не оскорбляя всех подряд. Перед деепричастным оборотом стоит усилительная частица и, и оборот не выделяется запятыми.

Вспыхнула молния, лишь на секунду высветив пейзаж. В данном случае оборот выделяется. Но нужно запомнить, что запятая будет ставиться перед частицей.

Партизаны провели операцию быстро и не выдав своего присутствия. Деепричастный оборот выступает в роли однородного члена для наречия быстро. Между однородными членами стоит сочинительный союз И. В таких случаях запятая не ставится.

Что же нам требуется запомнить?

Согласованные определения ОБОСОБЛЯЮТСЯ, если:

· относятся к личному местоимению,

· стоят после определяемого слова,

· между определением и определяемым словом есть другие слова,

· имеется дополнительное обстоятельственное значение.

Деепричастия и деепричастные обороты НЕ обособляются, если:

· оборот является устойчивым,

· деепричастие перешло в разряд наречий,

· есть усилительная частица и,

· деепричастие выступает в роли однородного члена для наречия (при этом они соединены сочинительным союзом).

Читайте также: