Мастерство драматурга в создании речевых характеристик действующих лиц конспект

Обновлено: 30.06.2024

1.Показать традиции классицизма в комедии, определить новаторство Д.И.Фонвизина-драматурга, выражающееся в многогранности характеров главных персонажей, показать значение речевых характеристик героев, выявить способы создания комического эффекта, обратить внимание на афористичность языка пьесы.

2.Развивать навыки анализа драматургического текста, развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения, актёрские способности.

3.Воспитывать читательскую культуру учащихся, внимательного и вдумчивого читателя.

Тип урока: урок закрепления (углубленная работа с текстом).

Методы и приемы:

  1. Метод творческого чтения (слово учителя, выразительное чтение, вопросы на восприятие, инсценирование эпизодов).
  2. Эвристический метод (беседа, анализ эпизодов).
  3. Частично-поисковый.

- Но для начала вспомним:

- В каком веке создана эта комедия? ( В 18 веке )

- К какому литературному течению она имеет непосредственное отношение?( классицизм)

- К какому роду литературы относится это произведение? К какому жанру? В иерархии жанров комедия относится к низким, которые считались второстепенными. Какова была цель низких жанров? ( осмеять, обличить пороки человека и общества в целом).

- Итак, можно сделать вывод: Фонвизин следует традициям классицизма, свою бессмертную комедию он написал в соответствии с основными правилами этого литературного направления.

4. Слово учителя.

- Как можно узнать, какой перед вами человек: умный или глупый, образованный или невежественный, культурный или невоспитанный? ( нужно послушать, что он говорит )

- Отчетливое деление героев на положительных и отрицательных у всех комедиографов того времени влекло за собой необходимость дифференциации речи героев. Прежде чем анализировать речь персонажей, давайте посмотрим инсценировки пьесы.

Сценка №1. Скотинин, Еремеевна, Митрофан.

Сценка №2. Милон и Софья.

Сценка №3. Простакова, Скотинин, Милон.

- Речь каких героев вам кажется более понятной, живой?

- Как вы думаете, почему Фонвизин наделили более живой речью отрицательных героев?

- Что вы можете сказать о речи Митрофана, Скотинина и Простаковой? ( В их речи много просторечий: то бранюсь, то дерусь, рохля, выпуча глаза, вцепилась в зашеину, холопям потакать, до завтрева, бестия, проваливай, плуты, прибить велю до смерти, куды, никуды, я чаю, потакать, кабы, нынче ; фразеологизмов: рук не покладываю, битый час стоит как вкопанный, как за язык повешана с одного маху вышибу из тебя дух, белены объелся; бранные слова : дура бессчетная, скот, воровская харя, чушка проклятая, бестия, болван, ведьм, каналья, рожа. Бранные слова резче передают грубость, необузданность, жестокость Простаковой Их речь носит разговорный характер, изобилует пословицами , поговорками, прибаутками, смешными каламбурами : у меня всякая вина виновата, суженого конем не объедешь, жить припеваючи, , веселым пирком да за свадебку, без вины виноват, пострел их побери, поминай как звали, пристали с ножом к горлу. Все это придает речи национальный колорит, создавая образы отрицательных героев, Фонвизин воспроизводит живую, непринужденную речь, просторечную и сниженную лексику он употребляет для создания ярких речевых характеристик).

- Речь каких героев выражает точку зрения автора?

- Теперь обсудим речь положительных героев комедии, Правдина, Милона, Софьи, Стародума.

( Язык положительных героев - книжно-литературный, насыщенный славянской лексикой, множеством перифраз, сложными синтаксическими конструкциями, разговорная лексика почти не используется .

Например, Стародум: Не умел я отречься от первых движений раздражённого моего любочестия. Горячность не допустила меня тогда рассудить, что прямо любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам…

Книжные слова: владеет моим сердцем, сколько горестей терпела, прочит меня в жены своему сыну, изъявить совершенное презрение, сердечные обязательства, моя погибель.

Речь Стародума – это прежде всего речь оратора. Он, по мысли Фонвизина, должен донести до читателя новые идеи, растолковать их. Поэтому речь его образна, афористична. Например: Невежда без души – зверь; Гораздо честнее быть без заслуг пожаловану; Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время; Просвещение возвышает добродетельную душу; Душевного почтения достоин тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам.

Речь Стародума проще, конкретнее, более образна, чем речь Правдина, Милона. Стародум играет роль переводчика, посредника между крепостниками и своими друзьями-правдолюбами. В речи Стародума порой можно уловить чувство юмора, а речь Правдина и Милона совершенно серьёзна, не допуская и не понимая шуток.)

В целом положительных героев ещё не столь ярка, и это в первую очередь связано с тем, что они практически не используют разговорные, просторечные фразы. Для книжной речи образованных людей того времени было характерно отсутствие эмоций. Четкость, правильность, однообразие – вот отличительные черты речевых характеристик положительных героев. Речь положительных героев используется автором для выражения своих мыслей.

Речь отрицательных героев непривлекательна обилием вульгаризмов, резких и грубых слов, особенно в обращении Простаковых со слугами и учителями. Каждый комический герой различается характером своих изречений.

Речевые характеристики, которыми наделяет Фонвизин своих героев, отличается необычайной меткостью, точностью, лаконизмом, афористичностью, индивидуальностью, богатством языка. Речь героев выдает их суть, их взгляды, намерения, желания. Всё это говорит о высоком мастерстве Фонвизина-драматурга.

Следование традициям не отменяет стремления к новому. Мастерство и талант писателя и состоят в том, что он вносит новое в устоявшееся, традиционное.

В основном соблюдая деление героев на положительных и отрицательных, Фонвизин все же неоднозначно изображает некоторых из них. Если Стародум, Правдин, Софья, Милон безусловно положительны, то учителей Митрофана вряд ли можно уверенно отнести к положительным или отрицательным персонажам. А Еремеевна? Раба или любящая недоросля нянька?

Новаторство Фонвизина проявилось и в метком языке комедии, в блестящих речевых характеристиках. Прогрессивной была и идея устройства общества по законам добра и справедливости.

V. Необычность развязки, смысл финала комедии
Анализ финальной сцены комедии (д. 4, явл. 12—15).

— Составьте свой план анализа финального эпизода комедии и проанализируйте (устно) эпизод по этому плану.

Примерный план анализа эпизода

1. События эпизода и его место в сюжете всего произведения.

2. Проблематика эпизода, определяющая идейное содержание произведения.

3. Герои, участвующие в эпизоде, их место в системе образов. Мысли, поступки, высказывания героев эпизода и его связь с проблематикой произведения. Основной конфликт их диалогов и монологов.

4. Речевые характеристики героев (лексика, синтаксис, интонации).

5. Взаимосвязи героев и событий в эпизоде; причинно-следственные связи.

6. Наличие авторских ремарок и их смысл. Мысли и суждения автора, не свойственные героям произведения. Подтекст эпизода.

7. Своеобразие художественного времени и пространства, пафос эпизода.

8. Композиционная роль эпизода, отражение в нём жанрового своеобразия пьесы.

9. Связи эпизода с литературными направлениями (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм).

10. Место эпизода в контексте творчества писателя, в русской и мировой литературе и культуре.

Сопоставительный анализ финальных монологов Фамусова и Чацкого:

VI. Конкретно-историческое и общечеловеческое в произведении

Чем проблематика и образы комедии важны для читателей XXI века?

Домашнее задание

Завершить заполнение цитатных таблиц.

Письменно ответить на один из итоговых вопросов урока.

Индивидуальное задание.

Групповое задание.

Подготовить коллективный учебный проект.

— Какие положительные черты комедии отметил Пушкин? Какие принципиальные замечания сделал?

— Чем А. С. Пушкин объяснил недостатки комедии? Какие принципы реализма, по его мнению, А. С. Грибоедов не сумел реализовать?

В чём причина разрыва Чацкого с министрами и нежелание служить?

Что, кроме неудачной любви, породило его несчастья?

Почему Чацкий обвиняет Софью в своих несчастьях? Виновата ли она? Обоснуйте свой ответ.

Чем стал ум Чацкого для фамусовского общества?

В чём Гончаров видит противоречивость образа Софьи?

Составление обобщающей таблицы:

V. Консультации к сочинению.

— Почему А. С. Грибоедов изображает поколение отцов сатирически?

— Чем близок Фамусову Молчалин?

— Каково авторское отношение к образу Софьи?

Итоговые вопросы:

Почему Пушкин и Гончаров оценили комедию по-разному?

В чём современное звучание проблематики и героев комедии?

Домашнее задание

Завершить заполнение таблицы.

Индивидуальные задания.

Групповые задания.

Подготовить коллективный учебный проект.

Основные виды деятельности.
Создание текста на литературном материале с использованием жизненного и читательского опыта. Составление плана ответа на проблемный вопрос. Письменный ответ на один из проблемных вопросов. Нахождение ошибок и редактирование черновых вариантов собственных письменных работ.

1. В чём общечеловеческое звучание образов фамусовского общества?

2. Каковы сильные и слабые стороны характера Чацкого?

3. Почему образ Софьи получил разноречивые оценки в критике?

Составление плана ответа на проблемный вопрос.

Полный развёрнутый ответ в объёме не менее 200 слов на один из проблемных вопросов.

Нахождение ошибок и редактирование черновых вариантов собственных письменных работ.

Домашнее задание

Подготовиться к контрольной работе за I четверть.

МИЛЬОН ТЕРЗАНИЙ
Критический этюд
И. А. Гончаров
(фрагменты статьи)

Главная роль, конечно,— роль Чацкого, без которого не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов.

Можно было бы подумать, что Грибоедов, из отеческой любви к своему герою, польстил ему в заглавии, как будто предупредив читателя, что герой его умен, а все прочие около него не умны.

Служить бы рад, прислуживаться тошно,— намекает он сам.

Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей.

Ему оставалось уехать; но на сцену вторгается другая, живая, бойкая комедия, открывается разом несколько новых перспектив московской жизни, которые не только вытесняют из памяти зрителя интригу Чацкого, но и сам Чацкий как будто забывает о ней и мешается в толпу. Около него группируются и играют, каждый свою роль, новые лица. Ото бал со всей московской обстановкой, с рядом живых сценических очерков, в которых каждая группа образует свою отдельную комедию, с полной обрисовкой характеров, успевших в нескольких словах разыграться в законченное действие.

Но чаша переполнилась. Он выходит из задних комнат уже окончательно расстроенный и по старой дружбе в толпе опять идет к Софье, надеясь хоть на простое сочувствие. Он поверяет ей свое душевное состояние:

Груди от дружеских тисков,
Ногам от шарканья, ушам от восклицаний,
А пуще голове от всяких пустяков!
Душа здесь у меня каким-то горем сжата! —

жалуется он ей, не подозревая, какой заговор созрел против него в неприятельском лагере.

Он не только грустен, но и желчен, придирчив. Он, как раненый, собирает все силы, делает вызов толпе — и наносит удар всем,— но не хватило у него мощи против соединенного врага.

А он потому только, что

. так страстно и так низко
Был расточитель нежных слов,

в ярости, за собственное свое бесполезное унижение, за напущенный на себя добровольно самим собою обман,— казнит всех, а ей бросает жестокое и несправедливое слово:

С вами я горжусь моим разрывом,—

когда нечего было и разрывать! Наконец, просто доходит до брани, изливая желчь:

На дочь, и на отца,
И на любовника-глупца,

А нет свидетелей, следовательно, все шито да крыто, можно забыть, выйти замуж, пожалуй, за Скалозуба.

Это смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения,— путаница понятий, умственная и нравственная слепота — все это не имеет в ней характера личных пороков, а является как общие черты ее круга. В собственной, личной ее физиономии прячется в тени что-то свое, горячее, нежное, даже мечтательное. Остальное принадлежит воспитанию.

Вообще к Софье Павловне трудно отнестись не симпатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха. Недаром любил ее и Чацкий. После него она одна из всей этой толпы напрашивается на какое-то грустное чувство, и в душе читателя против нее нет того безучастного смеха, с каким он расстается с прочими лицами.

Чацкого роль — роль страдательная: она иначе и быть не может. Такова роль всех Чацких, хотя она в то же время и всегда победительная. Но они не знают о своей победе, они сеют только, а пожинают другие — и в этом их главное страдание, т. е. в безнадежности успеха.

Судьба, проказница-шалунья,
Определила так сама:
Всем глупым — счастье от безумья,
Всем умным — горе от ума.

Целостное восприятие сюжета требовало соблюдения драматургических правил, дисциплины мысли, законов композиции, организации комедийного материала. Такие правила выработало искусство классицизма (единство места, времени и действия). Однако Грибоедов придавал им не формальный, а содержательный смысл. Так, единство действия, хотя и ослабленное, обусловлено непримиримым столкновением Чацкого с обществом и с его главными лицами (Фамусовым, Софьей, Молчалиным). Единство места нужно драматургу потому, что конфликт происходит в доме Фамусова, символизирующем всю аристократически-патриархальную Москву. Единство времени также получает свое оправдание: три года странствовал Чацкий, но мало изменился, оставшись прежним, благородным, увлеченным, задорным, несколько восторженным молодым человеком, нисколько не повзрослевшим, волнуемым теми же надеждами и иллюзиями. Один день в доме Фамусова открыл ему такое знание о мире, о людях, которое до этого дня было ему недоступно. Он сразу повзрослел, возмужал, стал более трезвым и менее восторженным.

Наряду с содержательным переосмыслением классицистической драматургии Грибоедов смело и решительно нарушил одно из условий комедии классицизма. Он написал пьесу вольными ямбами, разностопными стихами (ямб у него то трехстопный, то четырехстопный, а то и пяти-шестистопный), какими обычно писались басни.

Вы правы: из огня тот выйдет невредим.
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним
И в нем рассудок уцелеет.

Тема безумия от любви, сначала игривая, легкая в словах Лизы, постепенно наполняется широким и глубоким содержанием и получает даже зловещий оттенок.

Чем возвышеннее и трагичнее обрисовывается Чацкий, тем более глупыми, нелепыми и пошлыми изображаются обстоятельства, в которые он попадает.

Грибоедов очень тонко и точно подметил, откуда фамусовское общество черпает пополнение. Кроме главного антагониста Фамусова, пародийного антагониста Репетилова, у Чацкого есть еще один — Молчалин.

Человеческие качества Молчалина прямо согласуются с его жизненными правилами, которые он четко формулирует: умеренность и аккуратность, зависимость от других, бессловесность и отказ от собственных мнений. В общении Молчалина с фамусовским кругом его речь становится вкрадчивой, сдержанной. Молчалин знает дистанцию и соблюдает предписанный слуге и служащему этикет. Однако его молчаливость пропадает, когда он оказывается наедине с Лизой. Тут он красноречив, многословен, развязен, груб, фамильярен и беззастенчиво циничен.

Софьи (по-гречески — мудрость) вовсе не глупа, и ей совсем не чужда новизна. Но новизна новизне рознь. Грибоедов, как и его герой Чацкий,— сторонник далеко не всякой новизны, а только такой, которая облагораживает нравы и сулит пользу обществу. Драматурга занимает вопрос, почему неглупая девушка, которая могла бы составить счастье Чацкому, став его настоящей подругой, изменяет своим ранним духовным и душевным потребностям (когда-то она разделяла взгляды Чацкого) и по собственной воле попадает в глупое, смешное положение. Грибоедов словно иронизирует над именем Софьи: какая тут мудрость, если в конце комедии героиня узнает, что она жестоко обманута и обманулась? Более даже обманулась, чем была обманута, потому что не Молчалин играет активную роль в романе Софьи, а она сама.

В лице Софьи Грибоедов раскритиковал сентиментализм, в лице Чацкого — просветительские и романтические мечтания, слишком безмятежное приятие жизни. Как писатель, он изначально не принял романтизма. Но само течение жизни заставило Грибоедова пересмотреть свои взгляды. Не жаловавший романтиков, драматург финалом своей комедии вынужден признать, что романтический жест Чацкого, его бегство — следствие жизненных обстоятельств, которые, углубляя разочарование к обществе, перерастающее в непримиримый конфликт, выталкивают героя из среды. Стало быть, сама жизнь порождает романтизм и романтических скитальцев, подобных Чацкому. Герой становится романтическим изгнанником вследствие того, что его убеждения, чувства, весь образ существования не могут быть примирены со светским кругом, где его ожидает духовная гибель и где он не сможет сохранить свое лицо. Жизнь делает Чацкого вынужденным романтиком, превращая его в изгоя. Не случайно, что некоторые последующие произведения намечены Грибоедовым в духе романтизма. (вернуться к уроку)

3. Опишите гостей Фамусова. В чем своеобразие каждого из них, что их сближает?

9. Какой конфликт — личный или общественный — выступает основным и где они пересекаются?

11. Прочитайте наизусть выбранный Вами монолог и сделайте его краткий анализ.

13. Почему Пушкин считал, что Чацкий не умный человек? Каково Ваше мнение? Попробуйте ответить на этот вопрос, рассматривая Чацкого как живое человеческое лицо и как героя комедии, в качестве художественного образа.

Ей сна нет от французских книг,
А мне от русских больно спится.

У девушек сон утренний так тонок.

Минуй нас пуще всех печалей
И барский гнев, и барская любовь.

Нельзя ли для прогулок
Подальше выбрать закоулок.

Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.

Ах! Если любит кто кого,
Зачем ума искать и ездить так далеко.

Чуть свет — уж на ногах! И я у ваших ног.
Влажен, кто верует, тепло ему на свете.

Объясните крылатые выражения в комедии. Введите их в предложения собственной конструкции. Продолжите список крылатых выражений из текста комедии.

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. — М.: Просвещение, 2014. — 368 с. (вернуться)

Александр Сергеевич Грибоедов умело изобразил своих героев. Он использует необычную лексику, чтобы с её помощью можно было понять сущность героя через его речь. Молчанин мало высказывается в пьесе. Это говорит о том, что ради выгоды он готов скрывать свои настоящие взгляды и мнения. Чацкий блещет остроумием. Он действительно очень умен и открыт перед людьми. Александр желает говорить о себе, о своих идеях. Персонаж хочет внести изменения в этот мир, сделать его намного лучше. Характер героев раскрывается также через их поступки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

План: 1. Мастерство композиции. 2. Речевые характеристик действующих лиц (своеобразие диалогов, реплик в сторону, монологов).

Вопрос № 48. Мастерство композиции и речевых характеристик действующих лиц (своеобразие диалогов, реплик в сторону, монологов)

Мастерство композиции

Тема произведения – обличение чиновно-бюрократической системы русской жизни.

Особенности композиции

Комедия, начатая чтением письма, завершается тем же. Гоголь использует прием композиционного кольца.

Комедия от начала до конца развертывается динамично.

Автор создает острые ситуации и коллизии, неожиданные внезапные пово­роты, обусловленные взаимоотношениями действующих лиц реальными обстоятельствами.

Сюжетная канва, по которой вышил Гоголь немеркнущие образы своих героев, дал типы характеры, наделив в то же время свою комедию сатиру смыслом огромной общественной ценности, такова:

переполох среди чиновников;

случайное совпадение ― приезд Хлестакова, впопыхах принятого за ожидаемого ревизора, и как результат этого ― ряд комических положений и происшествий;

всеобщий трепет перед мнимым ревизором, взятки под видом одолжения денег взаймы при приеме чиновников,

нет обязательной любовной интриги,

нет традиционных добродетельных лиц и резонеров

Речевые характеристик действующих лиц

Комедия — один из основных видов драмы (т. е. литературного произведения, предназна­ченного для постановки на сцене), комедия изо­бражает такие жизненные положения и харак­теры, которые вызывают смех. Комедия как любая драма пишется в форме диалогов и монологов.

Диалог — разговор двух или более лиц (например, диалог Хлестакова и городничего в VIII явлении П действия). Монолог — развернутое высказывание одно­го лица, не связанное с репликами других (мо­нолог Осипа в начале П действия).

Городничий. Уж на что, осмелюсь доложить вам, головоломна обязанность градоначальника! Сколько лежит всяких дел, относительно комедии легко

Артемий Филиппович (в сторону). Эка, бездельник, как расписывает! Дал же Бог такой дар!

Хлестаков. Это правда. Я, признаюсь, сам люблю иногда заумствоваться: иной раз прозой, а в другой и стишки выкинутся.

Остановимся теперь на анализе речи чиновников. В комедии герой раскрывается прежде всего в словах: он рассказывает о себе, своих чувствах (или скрывает их), н по тому, что и как говорит персонаж, можно судить о его личности.

Почтмейстер. Речь идет о вскрытии чужих писем. Нарушая служебный долг, этот чиновник даже не задумывается о безнравственности такого поведения.

Лука Лукич Хлопов — человек трусливый, не справляющийся со своими обязанностями. Однако в его словах звучит критика времени, когда каждое умное слово могло вызвать по-
литические преследования.

Петр Иванович Бобчинский — городской помещик (бездельник), главная черта характера — любопытство.

Лексический состав речи городничего

Вульгаризмы

Канцеляризмы

Просторечия

Столь же много­образна и фразеология языка городничего. В ней мы встречаем выражения: вульгарные, религиозные, бюрократические, книжно-литературные и фольклорно-бытового характера.

Фразеология речи городничего

Религиозная

Бюрократи-ческая

Фольклорная

Обращение городничего

Форма обращения

Что выражает?

Вежливость и соб-ственное до­стоин-ство

Услужливость, лесть и подо­бострастие

Снисходительность и покровительствен-ный тон

Ирония, злорадство, грубость

Таким образом, речь городничего по словарю, фразеологии и интонациям разнообразна и выразительна. Городничий нежен с женой, вежлив с сослуживцами, подобострастен е Хлестаковым, презрителен с Бобчинским и Добчинским, снисходителен с Осипом, злораден, груб и свиреп с купцами и совершенно немеет, т. е. теряет дар речи, перед высшим начальством.

Характеристика городничего с помощью цитат

Замечания автора о городничем

«Городничий, уже постарев­ший на службе и очень не­глупый по-своему человек. Хотя и взяточник, однако ве­дёт себя очень солидно: до­вольно серьёзен, несколько даже резонёр, говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его каждое слово зна­чительно. Черты лица его гру­бы и жёстки, как у всякого начавшего тяжёлую службу с низших чинов.

Купцов своего города разоряет по­борами и морит постоями.

Чтобы больше брать с купцов, два раза в год празднует свои именины. За три штуки полотна освободил от солдатчины сына купчихи Панте­леевой. Зато мужа слесарши Пошлёпкиной отдал в солдаты вне очереди.

Высказывание о нём других действующих лиц

Город­ничий о себе

Из жалоб купцов:

Из жалоб мещанства:

«Тридцать лет живу на службе: ни один купец, ни подрядчик не мог провести: мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду. Трёх губернаторов обманул.

Значение образа городничего огромно. В нём с наиболь­шей силой выразительности писатель обобщил и типизировал самые отрицательные черты гос. чиновника николаевской эпохи, от произвола или милости которого за­висела судьба и жизнь не только отдельных людей, но и целых классов и сословий общества.

По сравнению с речью городничего язык других действую­щих лиц комедии значительно беднее.

Как отразилось в языке и мыслях чиновников первое известие о приезде ревизора

Что они стали говорить?

Какие чувства и мысли вы­разили?

Использованные виды речи

Городничий Антон Антоно­вич Сквозник-Дмуханов-ский

Распорядитель­ность, рассуди­тельность, дело­витость и преду­смотрительность

Повествова­тельно - утвер­дительные и повелительные предложения

Пускается в не­лепые догадки, лишённые здра­вого смысла и ос­нования

Прерываю­щиеся, неза­конченные предложения.

Лука Лукич Хлопов

Выражает страх, отчаяние, недо­умение, растерян­ность

Восклица­тельные и во­просительные предложения

Попечитель богоугодных за­ведений Арте­мий Филиппо­вич Земляника

Спокойствие са­мо-довольного и про-жжённого плу­та, уверенного в своей безнаказан­ности

Повествова­тельные предло­жения с рассу­дительными междометиями и вводными словами, пере­ходящими в афоризмы жи­тейской мудро­сти

Почтмейстер Иван Кузьмич Шпекин

Так же, как и судья, пускается в пустые домыслы, лишённые здравого смысла

Речь отрывистая, импульсивная

А.Ф. Имею честь представиться: попечитель богоугодных заведений, надворный советник Зем­ляника.

Хлестаков. Здравствуйте, прошу покорно садиться.

А.Ф.Имел честь сопровождать вас и принимать лично во вверенных моему усмотрению бого­угодных заведениях.


Анализ речи Хлестакова


Таким образом, Хлестаков, даже будучи в трезвом состоя­нии, несмотря на очевидность своего безвыходного положе­ния, остаётся тем же пустым фанфароном, каким он наиболее ярко предстаёт перед нами в состоянии опьянения и безудержного, стихийного хвастов­ства в гостях у городничего. Здесь он начинает настолько зави­раться, что теряет элементарный здравый смысл,— исчезает грамматическая связь и логическая последовательность в раз­витии его мыслей.

В тесной связи с бестолковой речью Хлестакова стоит спи­сок его простодушных самозванств. За кого себя выдаёт Хле­стаков? За помощника начальника отделения, за коллежского асессора, за главнокомандующего, за друга Пушкина, за зна­менитого литератора, поправляющего всем стихи, и, наконец, за фельдмаршала. В этой прихотливой лестнице самовозвы­шений опять ясно видна обычная хлестаковская сумбурность, хаотичность понятий, соединение несоединимого: коллежский асессор и главнокомандующий, поэт, поправляющий всем сти­хи, и фельдмаршал. Итак, основным свойством и пороком речи Хлестакова является её алогичность: она лишена здравого смысла и трезвых понятий.

Читайте также: