Политические партии и движения 9 класс презентация и конспект боголюбов

Обновлено: 02.07.2024

3) Как общественно-политические движения стремятся повлиять на власть?

__________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________

Пункт: Политические партии (стр. 56)

Составьте перечень.

Отличия политических партий от других объединений:

Запишите понятие:

Политическая партия - _______________________________________

Цели политической партии:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок направлен на формирование представления учащихся о политических партиях и движениях, их роли в жизни общества; урок развивает умения анализировать, делать выводы; участвовать в дискуссии, работать с документами.

Политические партии и движения

Продолжительность: 40 минут

сформировать представление учащихся о политических партиях и движениях, их роль в жизни общества; развивать умения анализировать, делать выводы; участвовать в дискуссии, работать с документами.

Задачи урока

образовательные:

рассмотреть понятие, признаки, типологию и функции политических партий;

изучить сущность и типологию партийных систем;

продолжить систематизацию правовых и политологических знаний учащихся и умения их интегрировать в практику общественной жизни;

развивающие:

закрепить умение ставить и формулировать проблему;

продолжить формирование навыков групповой работы, умения формулировать и отстаивать свою точку зрения;

способствовать развитию специфических навыков ретроспективного сопереживания и прогнозирования;

воспитательные:

стимулировать мотив к поиску новых знаний;

способствовать формированию толерантного мышления;

воспитывать уважение к своей родине, формировать чувство сопричастности к жизни своей страны.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма урока: традиционная с использованием ИКТ и других СОТ.

Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Опрос домашнего задания.

Что такое избирательный процесс?

Во сколько лет можно стать депутатом Государственной Думы?

Что такое предвыборная агитация?

Как происходит голосование?

Дайте определения терминам: политическое участие, избирательный процесс, референдум, митинг.

Изучение нового материала.

Политика – это деятельность, связанная с отношениями между социальными группами по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти.

Кто же выражает интересы той или иной социальной группы?

Кто определяет цели и способы борьбы за общие интересы людей, входящих в данную группу?

Общественно- политические движения – это массовые, добровольные формирования, созданные по инициативе людей снизу.

Какие цели преследуют общественные движения?

Что является высшим руководящим органом общественного движения?

Как правило, движение объединяет людей, ставящих перед собой какую-либо одну общую цель. Так, в 50-70-е гг. прошлого века во многих странах развернулось движение сторонников мира, выступавших против войны, с требованиями прекратить гонку вооружения, разоружения. Оно объединяло людей независимо от национальной принадлежности, политических и религиозных взглядов. Сегодня в разных странах, в том числе и в России, существуют движения в защиту прав человека, экологическое движение в защиту окружающей среды и др.

Подобные общественно-политические движения для достижения своих целей стремятся тем или иным способом повлиять на власть. Они организуют обращения граждан в различные органы власти, выступают с гражданскими инициативами по вопросам политической жизни, проводят митинги, демонстрации, пикетирование, используют другие формы политической активности.

Наибольшую роль в политической жизни играют политические партии.

Политическая партия — стабильная иерархическая политическая организация, объединяющая на добровольной основе лиц с общими социально-классовыми, политико-экономическими, национально-культурными, религиозными и иными интересами и идеалами, ставящая перед собой цель завоевания политической власти или участие в ней.

Работа с учебником: § 7 страница 61.

Вопрос: Чем политические партии отличаются от других объединений?

Длительное по времени объединение участников.

Наличие устойчивых местных организаций.

Цель – завоевание и осуществление власти.

Формализованная внутренняя организация.

Определенная идеологическая направленность.

Обеспечение народной поддержки.

Вопрос: выделите основные цели политических партий.

Функции политических партий:

Политическая – овладение государственной властью с целью осуществления своей программы

Социальное представительство – каждая партия выражает интересы какого-то социального слоя, либо пытается создать себе прочную опору в обществе

Социальная интеграция (объединение) – примирение интересов различных социальных групп, достижение согласия в обществе

Политическое рекрутирование – подготовка и выдвижение кадров для различных политических институтов

Электоральная – организация и участие в избирательных кампаниях

С момента появления в 19 веке, политические партии в своем развитии прошли несколько этапов:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Политические партии и движения.ppt

 ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ДВИЖЕНИЯ 9 класс www.themegallery.com LOGO

Описание презентации по отдельным слайдам:

 ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ДВИЖЕНИЯ 9 класс www.themegallery.com LOGO

www.themegallery.com 1. Общественно-политические движения. 2. Политические па.

Общественно – политические движения – это массовые, добровольные формирования.

www.themegallery.com www.themegallery.com LOGO

www.themegallery.com www.themegallery.com LOGO

www.themegallery.com www.themegallery.com LOGO

Политическая партия – особая общественная организация, непосредственно ставящ.

www.themegallery.com LOGO

www.themegallery.com www.themegallery.com LOGO

www.themegallery.com www.themegallery.com LOGO

Партийная система – совокупность партий (правящих и оппозиционных), принимающ.

Домашнее задание: Прочитать § 7, устно ответить на вопросы. Рассказать об одн.

www.themegallery.com Спасибо за внимание ! www.themegallery.com LOGO

www.themegallery.com Список использованной литературы: Боголюбов Л.Н., Матвее.

Выбранный для просмотра документ Политические партии- урок в 9 классе.doc

План-конспект урока

по обществознанию

в 9 классе

Вохмякова Наталья Владимировна

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель урока : Формирование у учащихся устойчивого, осознанного представления о роли политических партий в жизни общества, государства и отдельного человека.

Задачи урока:

образовательные: рассмотреть понятие, признаки, типологию и функции политических партий; изучить сущность и типологию партийных систем; продолжить систематизацию правовых и политологических знаний учащихся и умения их интегрировать в практику общественной жизни;

развивающие : закрепить умение ставить и формулировать проблему; продолжить формирование навыков групповой работы, умения формулировать и отстаивать свою точку зрения; способствовать развитию специфических навыков ретроспективного сопереживания и прогнозирования;

воспитательные : стимулировать мотив к поиску новых знаний; способствовать формированию толерантного мышления; воспитывать уважение к своей родине, формировать чувство сопричастности к жизни своей страны.

Планируемые образовательные результаты:

метапредметные УУД: развитие умения анализировать различные источники информации. Формировать и формулировать собственную точку зрения, творчески интерпретировать выводы и результаты аналитической деятельности, схематизация информации;

личностные УУД: развитие критического мышления, креативности.

Основные термины, понятия: общественно-политические движения, политическая партия, партийная система.

Проверка домашнего задания

Изучение нового материала

Закрепление изученного материала

Подведение итогов, рефлексия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Мы продолжаем изучать политическую сферу жизни общества. И сегодня на уроке мы должны определить, что же такое общественно-политические движения и политические партии и для чего люди их создают. А также узнать, какие партийные системы существуют в мире.

2. Проверка домашнего задания

Какую сферу общества мы изучаем?

Политика неотделима от власти. А что такое власть?

Какие разновидности государственной власти вы знаете?

В каком государстве мы живем?

Назовите формы участия граждан в политической жизни общества.

Какие возможности влиять на политику дают выборы и референдумы?

Примерные ответы учащихся:

Власть – это влияние на основе закона и традиции, т. е. нефизическое воздействие, оказываемое на других людей в рамках закона или обычая.

Исполнительная, законодательная, судебная.

Демократическое государство; Федеративное государство. Правовое государство. Социальное государство. Светское государство. С республиканской формой правления.

Выборы, референдум, обращение в органы власти, участие в общественных объединениях – политических партиях, движениях.

Это наша возможность влиять на формирование власти, мы выбираем депутатов Государственной Думы, а они принимают законы, по которым живёт страна. Мы выбираем Президента, а он руководит внешней политикой нашего государства. Значит прямые выборы - наше влияние на политику. Самое главное - референдум. На референдуме 12 декабря 1993 на всенародном голосовании по особенно важным вопросам, бала принята Конституция России! Выборы и референдум - наша основная возможность участвовать в политике.

3. Изучение нового материала.

- Кто же выражает интересы той или иной социальной группы? Кто определяет цели и способы борьбы за общие интересы людей, входящих в данную группу? На эти и другие вопросы нам с вами предстоит ответить в ходе сегодняшнего урока.

Общественно – политические движения – это массовые, добровольные формирования, созданные по инициативе людей снизу. (Слайд 3).

Общественно – политические движения имеют свои отличительные признаки. (Слайд 4).

Подобные общественно-политические движения организуют обращения граждан в различные органы власти, выступают с гражданскими инициативами по вопросам политической жизни, проводят митинги, демонстрации, пикетирование, используют другие формы политической активности.

Работа по учебнику и с дополнительным материалом «Федеральный закон "Об общественных объединениях" Статья 9. Общественное движение.

1) Какие цели преследуют общественные движения?

2) Что является высшим руководящим органом общественного движения?

Работа в группах:

Проверка составления схемы (Слайд 6).

- Как правило, движение объединяет людей, ставящих перед собой какую-либо одну общую цель. Так, в 50-70-е гг. прошлого века во многих странах развернулось движение сторонников мира, выступавших против войны, с требованиями прекратить гонку вооружения, разоружения. Оно объединяло людей независимо от национальной принадлежности, политических и религиозных взглядов. Сегодня в разных странах, в том числе и в России, существуют движения в защиту прав человека, экологическое движение в защиту окружающей среды и др.

Подобные общественно-политические движения для достижения своих целей стремятся тем или иным способом повлиять на власть. Они организуют обращения граждан в различные органы власти, выступают с гражданскими инициативами по вопросам политической жизни, проводят митинги, демонстрации, пикетирование, используют другие формы политической активности.

Стремление решить какие-то общественно значимые вопросы через властные структуры придаёт таким движениям политический характер. Некоторые из этих движений, решив свои ограниченные задачи или обнаружив их несостоятельность, прекращают существование. Другие постепенно преобразуются в политические партии.

Политическая партия – организация, объединяющая наиболее активную часть определённых социальных групп или населения в целом, выражающая и защищающая соответствующие социальные интересы.

Работа в группах:

Прочтите стр. 61 в учебнике информацию о том, чем политические партии отличаются от других объединений и оформите схему.

Проверка выполнения задания (Слайд 8).

Вопрос: выделите основные цели политических партий.

Функции политических партий (Слайд 9):

Политическая – овладение государственной властью с целью осуществления своей программы

Социальное представительство – каждая партия выражает интересы какого-то социального слоя, либо пытается создать себе прочную опору в обществе

Социальная интеграция (объединение) – примирение интересов различных социальных групп, достижение согласия в обществе

Политическое рекрутирование – подготовка и выдвижение кадров для различных политических институтов

Электоральная – организация и участие в избирательных кампаниях.

- В мире существует огромное количество разнообразных политических партий. Классифицируют их по различным основаниям. Большинство классификаций известно вам из курса истории. Вот одна из них. (Слайд 10).

В разных странах мира существует разное количество партий, а значит разные партийные системы.

Партийная система – совокупность партий (правящих и оппозиционных), принимающих участие в борьбе за власть и её осуществление.

Однопартийная система (СССР, Япония, КНР)

Двухпартийная система (США, Великобритания)

Многопартийная система (Россия, Франция, Италия).

В нашей стране в начале ХХ в. тоже существовало несколько партий. В дальнейшем многие годы оставалась одна партия – Коммунистическая. В настоящее время возникли новые политические партии, которые стремятся к тому, чтобы народ голосовал на выборах за их представителей, чтобы через них влиять на деятельность органов власти. Многопартийная система в России возродилась в последние два десятилетия. Процесс её становления ещё не завершён.

- Политика – это деятельность, связанная с отношениями между социальными группами по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти.

Запись темы урока в тетради.

Слушают, работают с документом и текстом учебника, отвечают на вопросы, производят записи в тетради.

- Они преследуют социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

Руководящим органом является съезд (конференция) или общее собрание.

Составление и заполнение схемы в тетради:

hello_html_fb65792.jpg

Записывают определение в тетрадь.

hello_html_m293d36c.jpg

Работают с документом и текстом учебника, отвечают на вопросы, производят записи в тетради

Производят записи в тетради.

4.Закрепление изученного материала.

Заполните таблицу, используя понятия из прилагаемого списка:

Борьба за власть

Наличие руководящего органа

Отсутствует цель завоевания политической власти

Выработка политической программы

После достижения целей самораспукаются

Политические партии

Общественно-политические движения

- Выполните тест (см. Приложение).

По окончании работы учащиеся выполняют самопроверку теста и согласно критериям оценивают свои работы

5.Подведение итогов, рефлексия

- С какими понятиями мы сегодня познакомились?

Понравился ли вам урок?

Как вы себя чувствовали на уроке?

Какие трудности у вас возникли в ходе урока?

Общественно-политическое движение, политическая партия и партийная система.

Отвечают на вопросы

1.Прочитать § 7, устно ответить на вопросы.

Записывают задания в дневник

Список использованной литературы :

Баранов П.А. Обществознание в таблицах: справ. материалы – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 187 с.

Поурочные разработки по обществознанию: 9 класс. / А.В. Поздеев. – М.: ВАКО, 2010. – 384 с.

Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях"

Дополнительный материал.

Федеральный закон "Об общественных объединениях"

Статья 9. Общественное движение

[Закон "Об общественных объединениях"] [Глава I] [Статья 9]

Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

Высшим руководящим органом общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественного движения является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

В случае государственной регистрации общественного движения его постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом.

А1 . Политическое объединение, которое характеризует обязательное участие в выборах:

А2 . Что является признаком, отличающим общественно-политическое движение от политической партии?

пестрота социального состава

стремление повлиять на власть

участие в выборах

четкая организованная структура

А3. Верно ли, что:

А) политическая партия объединяет всех недовольных существующим режимом;

Б) политические партии представляют разные идеологические направления?

верны оба суждения

оба суждения неверны

А4. В чем отображено многообразие политических мнений в нашей стране?

в идее правового государства

в светском характере государства

в свободной рыночной экономике

А5. Политические партии и партийные блоки создаются только для того, чтобы эффективно провести избирательную кампанию

А6 . Партия, противостоящая правительству:

В1. Соотнесите партийные системы и страны:

1. Германия 4. Куба 7. Колумбия

2. Китай 5. США 8. Англия

3. Россия 6. Канада 9. Италия

Критерии оценки:

Выбранный для просмотра документ Самоанализ урока по обществознанию в 9 классе.docx

Самоанализ урока по обществознанию,

проведенногов 9 классе

Цель данного урока : формирование у учащихся устойчивого, осознанного представления о роли политических партий в жизни общества, государства и отдельного человека.

Для реализации данной цели были сформулированы следующие задачи:

образовательные: рассмотреть понятие, признаки, типологию и функции политических партий; изучить сущность и типологию партийных систем; продолжить систематизацию правовых и политологических знаний учащихся и умения их интегрировать в практику общественной жизни;

развивающие : закрепить умение ставить и формулировать проблему; продолжить формирование навыков групповой работы, умения формулировать и отстаивать свою точку зрения; способствовать развитию специфических навыков ретроспективного сопереживания и прогнозирования;

воспитательные : стимулировать мотив к поиску новых знаний; способствовать формированию толерантного мышления; воспитывать уважение к своей родине, формировать чувство сопричастности к жизни своей страны.

В структуре урока можно выделить следующие этапы:

Проверка домашнего задания

Изучение нового материала

Закрепление изученного материала

Подведение итогов, рефлексия

На уроке были использованы фронтальная, групповая, индивидуальная формы работы со сменой видов деятельности.Проверка домашнего задания проходила в форме фронтального опроса. При освоении нового материала использовалась работа в группах, в ходе которой учащиеся работали с текстом, составляли схемы. На этапе закрепления полученных знаний учащимся было предложено заполнить таблицу и выполнить тест. На данном этапе была использована индивидуальная форма работы.

Охранительныйрежим был соблюден. Кабинет был готов к занятию. Помещение проветрено, освещено. Во время опроса учащиеся вставали, выходили к доске. Презентация, использованная в уроке, была оформлена в соответствии с требованиями к учебной презентации.

При подведении итога урока использовался фронтальный опрос, в ходе которого учащимся было предложено перечислить изученные на уроке понятия и провести рефлексию урока.

Уровень подготовленности класса к восприятию темы урока соответствовал предъявляемым требованиям:

учащиеся были готовы к таким видам деятельности, как: работа в группах, самостоятельная работа с учебной и дополнительной литературой, выделение главного в информации, составление схем, умение формулировать вопросы и давать развернутые ответы.

Учебный материал к уроку был подобран на основе примерной программы по обществознанию, а также авторской программы под редакцией Боголюбова Л.Н., определяющей объём знаний учащихся.

На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-познавательной.

Учащиеся в полной мере проявили активность (в ответах на вопросы, вовлечении в обсуждение проблем, составление схем), увлеченность новой темой, заинтересованность в получении дополнительной информации. Они смогли проявить свою самостоятельность в умении работать с информацией (работа с текстом учебника и дополнительного источника), высказывании собственного мнения. Логика урока, смена заданий, доброжелательная образовательная среда позволили избежать перегрузки учащихся.

Считаю, что цели и задачи урока были достигнуты, поскольку учащиеся показали высокий уровень познавательного интереса, способности к организации своей деятельности и самоконтроля, освоили новые понятия. Несмотря на возникший спор в группе при анализе текста, учащиеся работали в группах дружно, активно и слаженно, предоставляя друг другу возможность проявить себя и поучаствовать в общем обсуждении заданий.

Но, в последующем, при подготовке уроков необходимо учесть следующее: рационально распределять время, поскольку из-за большей, чем предполагалось, продолжительности второго этапа урока недостаточно времени было оставлено для проведения рефлексивного обсуждения при подведении итогов.


Урок позволит рассмотреть понятие, признаки, типологию и функции политических партий, изучить сущность и типологию партийных систем.

Описание разработки

Цель урока:

Формирование у учащихся устойчивого, осознанного представления о роли политических партий в жизни общества, государства и отдельного человека.

Задачи урока:

рассмотреть понятие, признаки, типологию и функции политических партий;

изучить сущность и типологию партийных систем;

продолжить систематизацию правовых и политологических знаний учащихся и умения их интегрировать в практику общественной жизни;

закрепить умение ставить и формулировать проблему;

продолжить формирование навыков групповой работы, умения формулировать и отстаивать свою точку зрения;

способствовать развитию специфических навыков ретроспективного сопереживания и прогнозирования;

стимулировать мотив к поиску новых знаний;

способствовать формированию толерантного мышления;

воспитывать уважение к своей родине, формировать чувство сопричастности к жизни своей страны.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Какую сферу общества мы изучаем? (политическую)

Политика неотделима от власти. А что такое власть?

(власть – это влияние на основе закона и традиции, т. е. нефизическое воздействие, оказываемое на других людей в рамках закона или обычая)

Какие виды государственной власти вы знаете?

(исполнительная, законодательная, судебная)

В каком государстве мы живем? (Демократическое государство;

Федеративное государство. Правовое государство. Социальное государство. Светское государство. С республиканской формой правления).

Назовите формы участия граждан в политической жизни общества.

(Выборы, референдум, обращение в органы власти, участие в общественных объединениях – политических партиях, движениях).

Какие возможности влиять на политику дают выборы и референдумы? (Это наша возможность влиять на формирование власти, мы выбираем депутатов Государственной Думы. а они принимают законы. по которым живёт страна. Мы выбираем Президента, а он руководит внешней политикой нашего государства.

Значит прямые выборы - наше влияние на политику. Самое главное - референдум. На референдуме 12 декабря 1993 на всенародном голосовании по особенно важным вопросам, была принята Конституция России! Выборы и референдум - наша основная возможность участвовать в политике).

3. Изучение нового материала.

Политическая партия — добровольное объединение людей определенной идейно-политической ориентации, стремящихся завоевать государственную власть или участвовать в ее осуществлении для реализации инте­ресов тех или иных социальных групп и слоев населения.

Отличия политической партии как политического института:

специфические функции в отношении власти (завоевание и осуществление власти) )

носитель определенной идеологии;

наличие программы дей­ствий;

характерные способы их осуществления (участие в выборах общественные акции, пропаганда и др. ) ;

определенная внутренняя структура – устав, членство, руководящие органы, местные организации.

3. Типологии политических партий:

по организационному строению (=по составу) – кадровые и массовые;

по отношению к закону – легальные и нелегальные;

по отношению к парламентской деятельности – парламентские и непарламентские;

по отношению к господствующей элите – правящие и оппозиционные;

по территории – федеральные, региональные и локальные;

по базовой идеологической доктрине – анархистские, коммунистические, социал-демократические, либеральные, консервативные, клерикальные (религиозные), националистические;

по шкале политического спектра: левые, центристские, правые;

по способу деятельности – реформистские, революционные.

4. Функции партии:

функции партии

5. Партийная система – совокупность партий, участвующих в формировании законодательных и исполнительных структур власти. Типы: однопартийные, двухпартийные и многопартийные.

6. Политические движения – добровольные формирования, возникающие в результате свободного и сознательного стремления граждан объединиться на основе общности своих интересов. Они стремятся не к достижению власти, а к влиянию на власть.

Читайте также: