Конспект праздника для детей с нарушением слуха

Обновлено: 05.07.2024

Категория детей: дети с нарушением слуха (3-4 год обучения, 5-7 лет).

Цель : Создание в детском саду радостной, торжественной атмосферы праздника.

- Развивать эмоциональную отзывчивость.

- Развивать чувство ритма.

- Расширять словарный запас.

- Вызывать эмоциональный отклик на музыку, эмоционально передавать музыкальные образы.

- Воспитывать нормы культуры поведения.

Ведущий: Все скорей сюда бегите

Собирайтесь в этом зале

Если видеть вы хотите

Дети под музыку вбегают в зал и образуют круг перед елкой. Беседа про Новый Год.

Вед: С Новым счастьем! С Новым годом! Всех поздравим,

А потом, все походим хороводом, и станцуем, и споем.

Ведущий: Сказочное времечко, времечко желанное, тихо начинается сказка долгожданная.

Динь-динь-дилидон, льдинок нежный перезвон. Ну-ка, сказочка, начнись, к нам Снегурочка явись!

Под музыку в зале появляется Снегурочка

Снегурочка: Я – Снегурочка, и снова к вам на праздник я пришла. Вижу, все у вас готово. Здравствуйте, мои друзья! Дед Мороз не приходил?

Снегурочка: Неужели он забыл? Может быть, он заблудился? Может быть, с дороги сбился?

Снеговик: Вас приветствую, друзья, к вам летел на санках я. Так я торопился, чуть весь не разбился.

Снегурочка: Снеговик, мы очень рады тебя видеть на нашем празднике. А где же дедушка Мороз? Он разве не с тобой не приехал?

Снеговик: Заблудился он в пути. Я от него подарок вам принес.

Снеговик передает волшебную книгу Снегурочке

Снегурочка: Ой, какая интересная книга сказок! Какой замечательный подарок! Но что такое? Здесь перепутаны все страницы.

Снеговик: Не стоит расстраиваться! Как только ты наведешь в ней порядок, сразу же найдешь Дедушку Мороза.

Снегурочка: Как же я одна смогу это сделать?

Снегурочка открывает книгу – там рисунок (картинка )Снеговик.

Снеговик играет с детьми.

Снеговик прощается и уходит.

Ведущий: У меня в руках снежинка

Кому на ладошку она попадет

Пусть стих новогодний прочтет

Стихи

Давайте спросим у наших гусар, не видели ли они Деда Мороза.

Снегурочка:Открывает следующую страницу. Картинка куклы.

Снегурочка: У меня в руках снежинка

Кому на ладошку она попадет

Пусть стих новогодний прочтет

Снегурочка: Ой, ребята, что ж нам делать? Д.М еще нет. Давайте его позовем.

Дети зовут Деда мороза.

Дед Мороз стоит на улице, дети подходят к подоконнику.

Дед Мороз под музыку входит в зал.

Дед Мороз: Здравствуйте, взрослые, здравствуйте, дети! Я — Дед Мороз самый лучший на свете!

Помню, ровно год назад видел этих я ребят, год промчался, словно час, я и не заметил,

Вот я снова среди вас, дорогие дети! Ай да елка, просто диво, так нарядна, так красива,

Я во всех садах бывал, лучше елки не видал!

Снегурочка: Очень ждали, Дед Мороз, мы тебя на вечер, до чего же рады все новогодней встрече.

Хоровод мы заведем, песню про тебя споем!

Игры с Дед Морозом

Ведущий: Дед Мороз, а мы тебя не выпустим!

Дед Мороз : Как это не выпустите? Да я сам сейчас выйду!

(Пытается выйти, но дети крепко держат руки)

Дед Мороз: Я вам предлагаю поиграть.

Снегурочка: Притомился Дед Мороз, устал, пусть у елки отдохнет. Открывает книгу, написано стихи. Кто Дед Морозустихи прочтет?

Стихи

Дед Мороз: А песни вы петь умеете?

Снегурочка: Милый дедушка Мороз, а ты про подарки детям не забыл?

Дед Мороз: Конечно, не забыл, а где волшебная книга?

Снегурочка подает книгу он открывает последнюю страничку, там нарисован подарок.

Дед Мороз: Я сделаю подарки прямо сейчас, на глазах у ребят.

Несите мне большой котел, поставьте вот сюда, на стол,

Соль, сахар и ведро воды, немного льда и мишуры,

Добавлю и снежинок я, одну минуточку, друзья!

Теперь пора перемешать, волшебные слова сказать.

Снег, снег, снег! Лед, лед, лед!(дети говорит с Д.М)

Чудеса под новый год!

Поварешка, помоги! Все в подарки преврати!

Открывает крышку достает 1-2 подарка, остальные подарки достают из под елки.

Дед Мороз и Снегурочка прощается и уходят.

Ведущий: С открытым сердцем, дружеской любовью

Желаем счастья и здоровья!

Пусть Новый год, со счастьем новым,

В ваш дом хозяином войдет

И вместе с запахом еловым

Успех и радость принесет!

Дети под музыку выходят из зала.

Мастерская Ангел

Санкт-Петербург, улица Учительская,
дом 23, БЦ "АТОЛЛ"
5 этаж, офис 515,
с 9 до 18 часов по рабочим дням.

Мастерская Ангел производит карнавальные костюмы для российских детских садов, домов культуры, школ с 2002 года. Компания ориентирована прежде всего на работу с бюджетными организациями.

Ассортимент Мастерской ориентирован на российские образовательные программы, а качество продукции рассчитано на длительное многолетнее использование. Мастерская Ангел доставляет костюмы для утренников по всей России любыми удобными для клиента способами — Почтой России, курьерской доставкой, транспортными компаниями и т.д.

Цели мероприятия: способствовать созданию у детей эмоционального весеннего настроения. Развивать слухозрительное восприятие, ышление, двигательную активность.

Развивать эмоциональное восприятие, способствовать созданию детей радостного настроения, воспитывать дружеские взаимоотношения, умение оценивать своё настроение.
.

Формировать представление о весне. Мобилизовать внимание на участие в празднике детей. Вызвать желание участвовать в празднике. Доставить удовольствие участникам и зрителям, развивать эстетический вкус детей, закреплять полученные ранее знания.

Современные образовательные технологии:

• Обучение в сотрудничестве

Зал украшен весенними букетами, на главной стене шарами, птичками, нарисованным солнцем с лучами.

Вот и пришла весна-красна.

Все в природе ожило,

Даже яблонька уже расцвела.

В хороводе дети расплясались,

Яблонькою все залюбовались.

(дети садятся на стульчики).

А чтобы весна скорее к нам в сад пришла, будем песни петь, играть,

плясать - Весну зазывать.

Собрались музыканты на зеленый лужок.

Принесли музыканты - кто гармошку, кто рожок.

Сколько музыкантов – столько и талантов.

Чтобы шутки не смолками,

В этот светлый добрый час,

Чтоб улыбки расцветали,

Мы хотим сплясать для вас.

Вот веселые Тимошки Взяли в руку ложки - Деревянные, резные,

Звонкие да расписные!

Солнце ласково смеется,

Светит ярче, горячей,

И с пригорка звонко льется

А куда же бежит его водица?

Сейчас мы поиграем и узнаем.

(Дети идут по кругу. В центре водящий с дождиком в руке. Он под слова размахивает дождиком над головой).

Студеная быстрица обеги вокруг,

(Водящий опускает дорждик между детьми. Эти дети под счет 1, 2, 3 - беги - разбегаются в разные стороны и кто первый обежит круг - тот водящий).

Обежала водица кружок,

Напоила наш лужок.

Лужок ожил, зазеленел.

Вышли на лужок девочки поиграть,

А петушки - травку пощипать.

На зеленый лужок.

Вышел и котенька - коток

И запел свою песенку.

А вот на лужок пришли и ребятки.

Хорошо поиграть на весенней полянке.

А еще лучше силой помериться.

  1. Останься на пеньке (2 пенька и веревка). Бег в мешках.

(обращает внимание на детей в шапочках птиц).

Вот и птицы тут как тут,

Выйдем поскорей, ребята,

Мы весне навстречу.

Что-то Весна не идет.

Давайте ее позовем, ребята.

Первым март пришел,

Белый снег сошел,

А за ним и апрель Отворил окно и дверь,

А уж как пришел май,

Солнце в терем приглашай.

Ну, Весна, как дела?

У меня уборка. Надо снег смести с пригорка.

Мусор смыть с дорожек.

У-у! А мы думали ты нас в гости пригласишь?

Как лужайки подсушу, так в лес весенний приглашу.

Хорошо! Тогда будь ты у нас в гостях. У нас праздник.

А к празднику я вам принесла красивые платки. Пусть девочки будут нарядными.

Весна: (обращает внимание на детей в шапочках зверушек: лиса, зайка, еж, медведь, коза).

Ветками березы Машут нам с опушки,

И приветы шлют нам Милые зверюшки.

Идите, звери, поиграйте с нами.

Весна идет по всей земле, зовет в свой хоровод.

Спасибо, ребята, вам за игры и пляски.

Хорошо вы меня встретили. Песней величали.

Но и я не останусь в долгу. И всех вас сладостями угощу, (угощает детей).

Мы весну, ребята, встретили,

Танцевали и плясали.

Нам с весною было весело

И она осталась с нами.

Весна берет детей за руки и хороводным шагом выводит из зала.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Данный материал разработан по разделу познание. Задача - расширение представлений о сезонных изменениях в природе. Представлены интеграции образовательных областей: коммуникация, познание, социализаци.

Презентация "Время года - весна" для детей с нарушением слуха дошкольного возраста.

Данная презентация поможет педагогам и родителям детей с нарушением слуха познакомить детей с сезонными изменениями в природе и жизни людей весной или повторить их.

Конспект занятия можно использовать в коррекционно-педагогической работе как с детьми с различными нарушениями слуха (в т.ч. и с детьми после кохлеарной имплантации), так и с детьми с тяжелыми н.


Консультация для родителей детей, имеющих нарушения слуха. Картотека игр и игровых упражнений. Тема: "Активизация словаря и развитие грамматического строя речи у детей с нарушениями слуха"

Формировать умения делать отпечаток руки на основу. Вызвать интерес к собственной руке, воображение. Познакомить детей с возможностью к созданию образов.


"Весна пришла" Конспект совместной деятельности по развитию речевых коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха старшего дошкольного возраста

Уточнение и расширение знаний детей о признаках весны. Развитие устной речи и коммуникативных навыков.


Игровая деятельность детей с нарушением слуха (особенности игр детей с нарушением слуха)

Игровая деятельность детей с нарушением слуха (особенности игр детей с нарушением слуха).

Цели мероприятия: Развивать слухозрительное восприятие, мышление, двигательную активность.

Развивать эмоциональное восприятие, способствовать созданию детей радостного настроения, воспитывать любовь к самому близкому человеку – маме, бабушке, дружеские взаимоотношения.

Коррекционно – развивающие :

Мобилизовать внимание на участие в празднике детей. Вызвать желание участвовать в празднике. Доставить удовольствие участникам и зрителям, развивать эстетический вкус детей, закреплять полученные ранее знания.

Современные образовательные технологии:

• Обучение в сотрудничестве

Ведшая: Нас сегодня утром рано

Звон капели разбудил

Это праздник,

Мамин праздник наступил.

Ведущая: Девочки и мальчики!

Давайте вместе с вами

Спасибо скажем бабушке,

Спасибо скажем маме!

Посмотрите на окно -

Светом залито оно.

Все от солнца жмурятся –

Ведь весна на улице!

Мы споем сейчас.

Крепко любит нас!

Окрашен мир во все цвета,

И это очень нужно!

Пусть будет в мире красота,

Пусть будет в мире доброта,

Пусть будет в мире дружба,

Звучит музыка, влетает Карлсон

Карлсон : ПРИВЕТ, ребята

Ведущая: Здравствуй, дорогой Карлсон!

Давненько ты не был у нас в гостях.

Дела, знаете ли, дела…

Сколько домов я облетел,

Сколько разных сладостей съел.

Ой, Карлсон, ты все такой же непоседа и сладкоежка. Но мы с ребятами тебе очень рады!

А давайте все вместе смотреть телевизор!.

У нас сегодня – праздник!

Праздник! Вот здорово! А какой?

8 Марта – Женский день. В этот день мы с ребятами поздравляем наших мам и бабушек.

Карлсон : Вот и замечатнельно! Будем вместе смотреть телевизор!

Ведущая: Как же быть?

Ты хочешь смотреть телевизор, а мы хотим показать концерт для наших мам…

Ведущая: Что ж, это идея. Итак, занимай свое место, а мы начинаем. (Карлсон садится в бутафорски телевизор)

Карлсон : В эфире прогноз погоды, Синоптики познакомят вас с особенностями предстоящей весны.

Ведущая: Идет матушка – весна,

Первый март пришел –

Белый снег сошел,

Прикреплённые файлы:

Веселый КВН по математике (старший дошкольный возраст) Програмные задачи:развивать у детей вниманиеЮ логическое мышление. Формироват умение понимать задачу и выполнять еею Закрепить у детей представление.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Спортивный праздник

создание условия для сохранения и укрепления здоровья детей

формирование положительного отношения к собственному здоровью

развивать ловкость, внимание, память, мышление, координацию движений, подвижность.

прививать любовь к спорту, развивать спортивный интерес, воспитывать чувство коллективизма и дружеских отношений.

развитие детского кругозора

отработка речевого материала на слух

следить за правильным произношением во время занятия

расширять словарный запас слабослышащих воспитанников.

Оборудование: баскетбольные мячи, скакалки, обручи, кегли, теннисные ракетки, воздушные шары, метр, музыкальные записи, знамя РФ.

Ход праздника

Звучит гимн РФ, выносят знамя Российской Федерации

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас спортивный праздник! Мы покажем , как мы любим спорт, какие мы сильные, смелые и ловкие.

Команды , построиться!

Всем друзьям – физкульт-привет!

Каждый член команды должен пробежать змейкой между расставленными кеглями, ведя мяч, обежать последнюю кеглю и так же вернуться обратно.

Игроки стоят на своих местах, держат руки над головой. Нужно по очереди передать мяч над головой, последний игрок с мячом становится в начале команды и передает мяч. Побеждает та команда, которая быстрее передаст мяч. (Мяч при передаче не кидать, а передать в руки)

Конкурс капитанов

Ведущий: а теперь пришло время испытать наших капитанов.

Капитаны по очереди называют виды спортивных игр. Побеждает капитан, который назовет игру последним.

Ведущий: сейчас в бой вступают болельщики. Болельщики каждой команды показывают номер художественной самодеятельности(жестовое пение, танец, и т.д)

От каждой команды 3 человека прыгают в длину. Их результаты суммируются. Побеждает команда с лучшим результатом.

Представители команд передвигаются прыжками на правой ноге и должны допрыгать до кегли, обогнуть ее, вернуться назад, прыгая на левой ноге. Побеждает та команда, которая закончит эстафету первой.

Ведущий : Сейчас будет конкурс загадок о спорте.

Ясным утром вдоль дороги

На траве блестит роса,

По дороге едут ноги

И бегут два колеса.

У загадки есть ответ –

Это мой … (велосипед)

Здесь команда побеждает,

Если мячик не роняет.

Он летит с подачи метко

Не в ворота, через сетку.

И площадка, а не поле

У спортсменов в . (волейболе)

Он лежать совсем не хочет.

Если бросить, он подскочит.

Бросишь снова, мчится вскачь,

Ну, конечно – это…. (мяч)

Палка в виде запятой

Гонит мяч перед собой. (клюшка)

В гору их везут, а с горы сами бегут. (санки)

На снегу две полосы,

Удивились две лисы.

Подошла одна поближе:

Здесь бежали чьи-то … (лыжи)

Есть ребята у меня

Два серебряных коня.

Езжу сразу на обоих

Что за кони у меня? ( коньки)

Этот конь не ест овса,

Вместо ног – два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулем. (велосипед)

В этом спорте игроки

Все ловки и высоки.

Любят в мяч они играть

И в кольцо его кидать.

Мячик звонко бьет об пол,

Значит, это . ( баскетбол)

Я смотрю - у чемпиона

Штанга весом в четверть тонны.

Я хочу таким же стать,

Чтоб сестренку защищать!

Буду я теперь в квартире

Поднимать большие . (гири)

Соберем команду в школе

И найдем большое поле.

И в воротах пятый гол!

Очень любим мы . (футбол)

Команда принимает исходное положение широкая стойка и между ног передают мяч. Последний игрок бежит до стены и возвращается назад и вновь передает мяч, и так до тех пор, пока первый игрок вновь не станет первым.

Конкурс капитанов

Ведущий: а теперь сразятся капитаны.

Нужно назвать по очереди виды спортивных игр. Победа у капитана, который назовет игру последним.

Ведущий: Жюри подводит итоги, а мы проверим, какая команда знает больше стихотворений, песен и пословиц о спорте.

Подведение итогов, награждение команд.

Ведущий: Скажем все вместе: « В мире нет рецепта лучше:

Будь со спортом неразлучен. Проживешь ты до ста лет!

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассказывается о специфике работы с глухими и слабослышащими детьми в различных видах деятельности при подготовке и проведению праздников.

Особенности подготовки и проведения праздников для детей с нарушением слуха.

Автор: Виктория Александровна Митрофаненко, музыкальный руководитель.

Детский праздник - важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от будней. И уже почти афоризмом стали слова: “Без праздников не бывает детства!” Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству. Занимаясь его подготовкой, педагоги, воспитатели, родители должны в первую очередь ориентироваться на интересы каждого конкретного ребенка и группы детей, для которых и готовится этот праздник. И главный критерий подбора материала здесь – зрелищность, яркость и веселость.

Для детей с нарушением слуха – это не только развлекательное мероприятие, но и большая, трудная подготовительная работа и отличная ситуация для их развития и обучения. Праздник используется для подведения итогов обучения, является удобной ситуацией для повторения пройденного за последнее время материала. Праздник развивает детей, готовит их к творческой, продуктивной деятельности, помогает решать многие специфические задачи воспитания и обучения детей с нарушенным слухом.

Основой любого праздника является музыкальная деятельность, в которой

главенствующими становятся танцы. В процессе постановки танца проводится большая работа по развитию слухового восприятия. Детей необходимо научить различать музыкальные такты и ритм музыки, необходимо так же разучить движения танца, что в свою очередь благотворно влияет на развитие крупной моторики, координации и мышечной памяти. Также танец позволяет детям с нарушенным слухом через набор определенных движений почувствовать характер и ритм музыки.

Не последнюю роль в празднике играет речевая деятельность, которая, в основном, сводится к разучиванию стихотворений. Речевой материал подбирается в соответствии с состоянием речи и возможностями каждого конкретного ребенка, а также в подготовительной работе, предусматривающей полное и всестороннее изучение текста, позволяющее не только заучить и воспроизвести слова в определенной последовательности, но и понять внутреннее содержание стихотворения, его смысл, а также овладеть всеми словами произведения и максимально использовать их в активном словаре.

Чтение стихов и другая речевая деятельность на празднике не только желательна и возможна, но и необходима, т.к. это создает богатейшие возможности для развития речи, создает так необходимую для детей со сниженным слухом речевую среду; ребенок, поставленный в условия публичного выступления, чувствует свою ответственность: он должен говорить, говорить так, чтобы его поняли. Детям нравится

выступать, показывать то, что они умеют. Праздник является хорошей ситуацией для активизации речи.

Дети, готовясь к празднику, делают подарки родителям (открытки маме к 8 марта), участвуют в процессе оформления зала (снежинки, украшения для елки к Новому Году, листья к празднику осени и т.п.)/ Очень важно, чтобы ребенок понимал, что своим трудом он участвует в общем деле. Детям интересно наблюдать, как их стараниями привычный зал превращается то в сказочный заснеженный лес, то в весеннюю зеленую полянку, то в осенний парк.

Общение, как особый вид деятельности, активно используется как в процессе подготовки, так и непосредственно при проведении праздника. Оно происходит между детьми и педагогом, родителями, персонажами действия и конечно же между самими детьми.

Очень важная задача для педагогов и воспитателей – создать в коллективе теплую, доброжелательную обстановку, научить детей терпимости, наладить их общение “на равных”, так, чтобы не было обиженных и обделенных, чтобы яркое, веселое, доброе событие в жизни ребенка – праздник – не обернулось для него психической травмой, чтобы в его памяти на долгие годы остались только хорошие, светлые воспоминания, а не горькая обида.

Огромная роль принадлежит ведущему. Именно он должен уметь импровизировать, искать элементы неожиданности и эффективности праздничного общения в любой игре.

Итак, в процессе подготовки и проведения праздника используются разнообразные виды деятельности (музыкальная, речевая, изобразительная деятельность и общение). Использование разнообразной деятельности не только определяет содержание праздника, но и решает ряд специфических задач: развивает слуховое восприятие, произношение, голос, расширяет активный словарь ребенка, развивает крупную и мелкую моторику, расширяет представления детей об окружающем мире, способствует формированию навыков общения.

Подготовка и проведение праздника для детей с нарушением слуха – долгая, кропотливая и сложная работа, требующая сложной совместной деятельности учителей, воспитателей, музыкального руководителя и конечно же детей. Чтобы организовать эту работу, всем необходимо последовательно действовать по единому плану, преодолевая один за другим все этапы подготовки праздника.

Этапы работы по подготовке праздников.

I этап – предварительное планирование.

В начале учебного года составляется план работы на год и устанавливаются сроки их проведения.

II этап – работа над сценарием.

На втором этапе начинается непосредственная подготовка к празднику. Воспитатели отбирают речевой материал для детей своей группы, учитывая их индивидуальные особенности, способности и знания. Музыкальный руководитель подбирает танцы, причем подбор осуществляется с учетом возможностей каждого конкретного ребенка и группы детей в целом. Если степень владения устной речью позволяет детям петь, то музыкальный руководитель совместно с учителем слухоречевой реабилитации выбирают песню, которую дети смогут исполнить.

На данном этапе подготовки создается сценарий праздника, включающий в себя отобранный уже речевой и музыкальный материал. Причем первый в учебном году праздник (обычно это праздник осени) строится на очень простом материале. В праздник включается как можно больше зрелищ и игр, ведущую роль в которых играют педагогический коллектив, а музыкально- речевая деятельность детей строится на приобретенных уже в этом году умениях и навыках. На последующих праздниках зрелища и игры постепенно вытесняются выступлениями детей и педагогам уже остается только роль ведущего.

III этап – предварительное знакомство детей с праздником.

Когда сценарий готов, воспитатели проводят в своих группах занятия, на которых детям рассказывается о предстоящем празднике, объясняется что это за праздник и чему он посвящен. Если этот праздник уже отмечался в прошлом году, то все вспоминают, что на нем было. Педагог выясняет, что дети запомнили и при необходимости восполняет пробелы в памяти детей.

После того, как дети уяснили, что это за праздник, им объясняют кто будет присутствовать на нем (родители, воспитатели, учителя, и т.д.) и что будут делать сами дети. На данном этапе дети должны понять свои задачи, осознать свою роль в процессе подготовки и проведения праздника, чтобы в ходе разучивания стихов, постановки танцев, подготовки зала они видели, понимали, для чего они это делают. Необходимо поставить перед ребенком цель, к которой он при помощи педагогов будет двигаться.

IV этап – репетиции.

После начинается непосредственная работа по разучиванию стихов, песен, постановки танцев, оформлению зала, изготовлению аксессуаров к костюмам. На данном этапе идет также работа над сценарием, куда вносятся изменения и коррективы, появившиеся во время работы. Таким образом, окончательный вариант сценария появляется уже непосредственно перед началом праздника.

V этап – проведение праздника.

Когда приходит тот самый долгожданный день, когда преображенный и украшенный зал полон зрителей и дети с замиранием сердца ждут начала действия… праздник начинается… проходит … и заканчивается, но не заканчивается работа над праздником.

VI этап – подведение итогов.

Детская память долго хранит светлые, радостные, яркие впечатления, которыми богат праздник. И задача педагогов на этом этапе состоит в том, чтобы “привязать” к этим воспоминаниям те умения, навыки и знания, которые дети получили на празднике и в процессе его подготовки. Для этого проводятся беседы, в которых дети вспоминают, что им понравилось, при помощи педагога выделяется наиболее важное и главное в празднике, поясняются непонятные моменты.

VII этап – последействие праздника.

На этом этапе закрепляются наиболее содержательные и красочные впечатления, связанные с тематикой праздника, они запечатлеваются в детских работах.

На музыкальных занятиях дети повторяют полюбившиеся им танцы и действия отдельных персонажей. Некоторые выступления повторяются несколько раз, меняя исполнителей. Все это помогает глубже почувствовать содержание праздника, сохранить о нем хорошие воспоминания и, что очень важно для детей с нарушенным слухом, максимально использовать эту ситуацию для обучения и развития.

При подготовке праздника надо учитывать специфику работы с глухими и слабослышащими детьми в различных видах деятельности.

Речевая деятельность.

Речевая деятельность на праздниках для детей с нарушенным слухом заключается, в основном, в чтении стихотворений и мелодекламации.

В процессе подбора речевого материала воспитатель, учитель слухоречевой реабилитации отсматривают программные требования к устной речи детей, словарь, которым дети овладели за последнее время и подбирает стихотворения, руководствуясь данными критериями и тематикой праздника. Многие стихотворения при этом адаптируются, подвергаясь переработке. Сложнее дело обстоит с подбором песен, т.к. наряду с вышеизложенными требованиями к подбору речевого материала необходимо подобрать музыкальное сопровождение, максимально доступное для слухового восприятия ребенка с нарушенным слухом.

При распределении речевого материала педагогам необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Одним детям, в силу их индивидуальных психологических особенностей, лучше поручить индивидуальные выступления, другим, чтобы не возникало психотравмирующих ситуаций, лучше выступать вместе с другими детьми, а некоторым, особенно в начальный период обучения, может быть целесообразна вообще роль зрителя. Распределяя речевой материал, учитывается словарь, которым овладел каждый конкретный ребенок, а также состояние его устной речи: звукопроизносительные возможности и качество голоса.

Работа по разучиванию стихотворения (роли) проводится индивидуально. Если есть такая возможность, то текст дается родителям для занятий дома. Особое внимание при этом уделяется работе над словесным ударением, ритмом и интонацией.

Работа над песней занимает больше времени, т.к. сначала проводится разучивание ее текста (учителями, воспитателем, родителями). Параллельно, на музыкальных занятиях дети слушают музыку, а уже потом, когда текст выучен детьми, он объединяется с музыкой.

Подготовка и проведение праздника для детей с нарушенным слухом – это речевая среда, одна из ситуаций, в которой необходимо проводить работу по развитию речевого общения.

Музыкальная деятельность.

Музыкальная деятельность детей с нарушенным слухом на празднике заключается в исполнении танцев и мелодекламации.

Дети с нарушенным слухом без специального обучения воспринимают звуки только как вибрацию, отличая при этом шумовую вибрацию от музыкальной. При исполнении музыки на фортепиано им доступно лишь аккордовое звучание в среднем и низком регистре. В то же время они способны реагировать на динамические оттенки – различать силу аккордов, также способны различать темповые различия – чередование аккордов быстрых и медленных.

Таким образом, основной особенностью музыки для детей с нарушенным слухом является ее аккордовое изложение, подчеркнутое акцентирование аккордов низких регистров и отсутствие плавных переходов при их смене. При этом левая рука музыкального руководителя всегда должна играть громче правой.

Другим важным специфическим отличием является использование пауз. Это не просто указание на определенное, раз и навсегда установленное, время музыкального молчания. Паузы здесь учат ребенка вслушиваться, ждать музыку, следить за ее началом и окончанием. Они помогают ощутить форму произведения, отдельные его элементы: части, фразы и т. д.

Исходя из этих особенностей восприятия музыки детьми с нарушенным слухом, музыкальный руководитель отбирает музыкальный материал для использования его на празднике.

Работа по постановке танца начинается с объяснения тематики танца, знакомит детей с его персонажами и их основными действиями.

За основу танца берутся естественные движения и движения, которыми дети овладели на занятиях физкультурой, т.к. овладение новыми движениями, необходимыми для постановки какого-либо конкретного танца, практически невозможно. Это связано с тем, что наибольшие отклонения в физическом развитии детей с нарушенным слухом наблюдаются в двигательной сфере ребенка. Особенно страдают такие качества, как точность, равновесие, координация движений, скоростно-силовые качества. Снижение или потеря слуха приводит к нарушению деятельности вестибулярного аппарата, обеспечивающего статическое и динамическое равновесие. Это приводит к затруднениям дифференциации двигательных ощущений.

Готовясь к разучиванию танца, дети сначала слушают музыку, стараются запомнить ее ритмическую структуру, отхлопывают ее. После этого музыкальный руководитель, напевая мелодию, показывает последовательность танцевальных движений.

Двигаться под музыку и одновременно воспринимать ее звучание детям с нарушенным слухом трудно. Музыкальная вибрация, проникающая к ним, через пол сливается с движениями ног. Поэтому рекомендуется заканчивать перемещения на заранее установленном месте.

Целесообразно иногда в процессе постановки танца пытаться заменять зрительный вид контроля на слуховой.

Разучивание песни, а точнее мелодекламации, также как и танца, начинается с прослушивания мелодии и вычленения ее ритмической основы, на которую потом накладывается речь.

Отличительной чертой песен является то, что они построены с учетом особенностей восприятия музыки детьми с нарушенным слухом: мелодия строится на чередовании громких аккордов; музыкальные фразы небольшие, чередующиеся паузами, так как дыхание у детей короткое, речь замедленная; содержание песен должно быть доступно и известно детям.

Слова, используемые в песне, в начале прорабатываются на занятиях с учителем по слухоречевой реабилитации.

Дети с нарушенным слухом во время пения не слышат друг друга, но, видя как стоящие рядом произносят слова и действуют под музыку, более активно включаются в пение. Также, во время пения, они не слышат и музыку, поэтому при исполнении песен применяется дирижирование.

В начальный период обучения все песни игровые. Одновременно дети выполняют движения, соответствующие содержанию песни. Эти движения не только помогают детям понять содержание песни, но и служат вспомогательным средством для развития певческих навыков. Поэтому при отборе песен к празднику тщательно продумываются движения, чтобы они способствовали речевому дыханию, соответствовали смысловому содержанию и были эмоционально окрашены.

В любом празднике присутствуют разнообразные виды искусства: литература, музыка, живопись, театр, пантомима. Таким образом, праздник является синтезом практически всех видов искусств. А широкое использование их средств в работе с детьми с нарушением слуха позволяет расширить кругозор, сформировать взгляды и нормы поведения ребенка, развить его творческие способности. В разнообразных видах деятельности (музыкальной, речевой, танцевальной и изобразительной) проявляются наклонности, формируются определенные умения и навыки.

Читайте также: