Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике николая 1 конспект 9 класс

Обновлено: 05.07.2024

Оборудование: мультимедийные средства обучения, раздаточные материалы.

1. Проверка домашнего задания

У.: Здравствуйте ребята, проверьте свою готовность к уроку. Начнем работу. Вспомните тему прошлого урока ( Династический кризис 1825 года. Выступление декабристов. ). Для проверки домашнего задания вы выполните несколько тестовых заданий ( Приложение 1 ). Учащиеся получают задания и отмечают правильные ответы. Ученики меняются работами; на экране появляются правильные ответы. После проверки ребята сдают подписанные работы.

У.: Здравствуйте ребята, проверьте свою готовность к уроку. Начнем работу. Вспомните тему прошлого урока ( Династический кризис 1825 года. Выступление декабристов. ). Для проверки домашнего задания вы выполните несколько тестовых заданий ( Приложение 1 ). Учащиеся получают задания и отмечают правильные ответы. Ученики меняются работами; на экране появляются правильные ответы. После проверки ребята сдают подписанные работы.

2. Объявление темы и целей урока

У.: Сегодня наш урок посвящен внутренней политике Николая I. (Запись в тетради темы .) Как вы думаете, какие цели преследует наше занятие?

( Ответ 1-2 учащихся. ) Вы правильно видите цели урока. Я тоже их определила. Давайте, сравним ( на экране появляется слайд с целями урока, а учитель их комментирует ). Как видите, наши мысли совпали:

  1. сформировать представление об особенностях внутренней политики Николая I, её основных направлениях;
  2. развивать умения работать с документами, выделять главное делать выводы;
  3. воспитывать интерес к историческим личностям.

Постараемся выполнить то, что запланировали.

3. Личность Николая I

На экране Слайд 7. Ученики записывают в тетради годы жизни и правления Николая I.

После трехнедельного междуцарствования на российский престол вступил младший брат Александра, Николай Павлович. Ему было 29 лет. Стройный, статный красавец, с правильными чертами энергичного лица, со строгим выражением серо-стальных глаз, он казался живым олицетворением власти и силы. Его называли бесстрашным рыцарем абсолютизма. Иные преклонялись перед ним, другие ненавидели. Что же скрывалось за этим внешним обликом силы и могущества? ( На экране – соответствующая цитата )

Согласны ли вы с этим высказыванием? На этот вопрос вы ответите в конце урока.

О детстве и юности Николая Павловича нам расскажет мой помощник.

Рассказ ученика: Будущий император Николай I родился в Царском Селе 25 июня 1798 года. Он был третьим сыном великого князя Павла Петровича и его жены Марии Федоровны.

Павел страстно любил своих младших детей, отдавая предпочтение Николаю. Он часто играл с детьми, уделяя немалую часть своего досуга. Первой игрушкой, купленной Николаю, было деревянное ружьё, затем последовали четыре деревянные шпаги. В три года мальчик впервые надел военный мундир. Можно сказать, что военный обиход окружал будущего русского императора с малых лет.

Николаю не было и пяти лет, когда он лишился отца. Вскоре после этого его воспитание переходит в руки генерала М.И. Ламсдорфа. Вряд ли можно сделать более неудачный выбор. Он старался переломить воспитанника на свой лад, идти прямо наперекор

всем наклонностям, желаниям и способностям Николая. Мальчика на каждом шагу останавливали, исправляли, делали замечания, преследовали моралью и угрозами. Будущий император рос вспыльчивым, упрямым и непослушным. Но это вряд ли оправдывает Ламсдорфа, который позволял себе бить Николая линейкой, ружейными шомполами, наказывать розгами. Все сыновья Павла I унаследовали от отца страсть к военному делу: парадам, смотрам, разводам. Но особенно отличался Николай, сохранивший любовь к внешней стороне армейской жизни навсегда.

Страсть Николая ко всему военному беспокоила императрицу Марию Федоровну. Она приглашала в качестве наставников Николаю известных ученых, но будущий император испытывал отвращение к лекциям не имеющих отношение ратному делу.

У.: К какой карьере готовили великого князя Николая Павловича? ( К военной .)

— Какие обстоятельства повлияли на его характер?

Лучше всего о личности императора Николая могут рассказать его современники, поэтому я предлагаю познакомиться с документом.

Вопросы к документу:

  • Какие черты характера выработались у будущего императора? ( властность, дотошность, ответственность )
  • Какая организация была идеалом для Николая I? ( армия )
  • Что император требовал от своих подчинённых? ( исполнительности, точности, покорности )

4. Основные направления внутренней политики Николая I

У.: Противоречивость личности Николая I отразилась и на его внутренней политике. С одной стороны он пытался искоренить недостатки существующей системы, но при этом сохранить и укрепить самодержавие.

На экране появляется слайд Внутренняя политика Николая I

Учащиеся начинают запись в тетради:

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ внутренней политики Николая I.

На экране по ходу рассказа учителя появляются слайды с направлениями политики императора Николая.

У.: После восстания декабристов основной заботой Николая Павловича были централизация управления государством, контроль настроений в обществе и борьба с вольнодумием. Поэтому он расширяет полномочия своей личной канцелярии, увеличивает количество чиновников и их власть.

Далее учитель комментирует схему на доске.

У.: После восстания декабристов основной заботой Николая Павловича были централизация управления государством, контроль настроений в обществе и борьба с вольнодумием. Поэтому он расширяет полномочия своей личной канцелярии, увеличивает количество чиновников и их власть.

Далее учитель комментирует схему на доске.

У.: Даже мелкие решения принимались высшими чиновниками. Можно сказать, что Россия попала под власть бюрократов.

Для борьбы с революционными настроениями император создал специальную организацию - III Отделение Канцелярии. Его руководителем был Александр Христофорович Бенкендорф, о котором расскажет мой помощник.

Рассказ ученика: Генерал Александр Христофорович Бенкендорф служил начальником третьего отделения канцелярии, одновременно был шефом жандармского корпуса. Пользовался особым доверием царя.

Работа в группах.

Учитель предлагает учащимся представить себя живущими и работающими в николаевское время ( Приложение 2 ).

Для выполнения заданий отводится 2-3 минуты, затем группы сообщают свои ответы. Результат третьей группы служит переходом к рассказу учителя о втором направлении внутренней политики императора Николая Павловича.

Продолжение записи в тетради:

УЛУЧШЕНИЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПОРЯДКОВ

  1. Издание Полного собрания законов Российской империи и Свода действующих законов государства (М.М. Сперанский).
  2. Попытка решения крестьянского вопроса (П.Д. Киселёв).

На экране – соответствующий слайд.

У.: Для улучшения существующих порядков император приказал пересмотреть все законы, изданные в России за последние 200 лет. Из них был собран Свод действующих законов Российской империи. Доверить такой труд можно было только опытному чиновнику.

На экране – портрет М.М. Сперанского.

Рассказ ученика: Михаил Михайлович Сперанский при Александре I занимал должность статс-секретаря, заместителя министра юстиции, генерал-прокурора Синода. Разработал проект преобразований государственного управления, который не был утвержден. По поручению Николая I выполнил труд, который до него безуспешно вёлся десятилетиями: собрал и опубликовал Свод действующих законов государства.

У.: Император не забыл нужды и беднейших своих подданных – крестьян. Меры по улучшению их положения он поручил Павлу Дмитриевичу Киселёву.

На экране – портрет П. Д. Киселёва.

Рассказ ученика: Павел Дмитриевич Киселёв – граф, государственный и военный деятель, дипломат. Геройски проявил себя в Бородинском сражении. С 1838 года занимал пост министра государственных имуществ. Разработал проект крестьянской реформы.

У.: Относясь к крепостному праву как к очевидному злу, Николай I не мог решиться на его отмену. Опасаясь реакции помещиков, он лишь частично облегчил жизнь крестьян.

5. Общее значение деятельности Николая I

Работа в группах.

Что бы проанализировать суть и значимость николаевских преобразований группы по параграфу 10 выполняют задания ( Приложение 3 ).

На работу с учебником и ответы даётся 3 минуты, затем учитель предлагает вспомнить вопрос, заданный в начале урока.

Обобщая ответы учеников, учитель говорит, что деятельность Николая I неоднозначна: видя своей главной заботой поддержание спокойствия и порядка в государстве, он укреплял устои самодержавия и боролся с существующими недостатками системы.

6. Запись и пояснение домашнего задания

Для закрепления изученного на уроке ученикам предлагается выполнить домашнее задание: Дайте общую оценку внутренней политики Николая I . В этом вам помогут документы и вопросы на странице 62 ( устно ).( Соответствующий слайд )

— Ребята, было ли вам интересно познакомиться с личностями николаевской эпохи? Чтобы подробнее познакомиться с их судьбой, я предлагаю вам почитать книги, которые есть в классе и в школьной библиотеке.

7. Выставление оценок

Учитель просит руководителей групп проанализировать работу участников групп и выставляет оценки за урок.

8. Подведение итогов урока

У.: Подведём итоги. В начале урока мы определили цели нашей работы:

  1. сформировать представление об особенностях внутренней политики Николая I, её основных направлениях;
  2. развивать умения работать с документами, выделять главное делать выводы;
  3. воспитывать интерес к историческим личностям.
  • Познакомились ли вы с внутренней политикой Николая I и её направлениями?
  • Назовите документы с которыми работали.
  • С какими личностями вы познакомились?
  • Какие понятия были ключевыми на уроке?
  • Можно ли считать цели урока выполненными?

Выслушав ответы учеников, учитель заканчивает урок.

Тест — Приложение 1 , работа в группах-1 — Приложение 2 , работа в группах-2 — Приложение 3 , Канцелярия — Приложение 4 , основные понятия — Приложение 5 , личности — Приложение 6 , самоанализ урока — Приложение 7 . Презентация — Приложение 8 .

1. Организации декабристов назывались:

а) Западное общество;

б) Северное общество;

в) Южное общество.

2. Программа П.И. Пестеля называлась:

3. Руководителями декабрьского восстания были:

4. Выступление декабристов произошло:

а) 1-го сентября 1825 года;

б) 14-го декабря 1825 года;

в) 25-го декабря 1825 года.

5. В требования декабристов входили:

а) отмена крепостного права;

б) замена монархии на республиканский строй;

в) провозглашение гражданских свобод.

6. Поводом для выступления послужили события:

а) неудачные реформы;

б) династический кризис;

в) поражение в войне.

а) малое количество;

б) отсутствие плана действий;

в) отсутствие руководства.

Выделите правильные ответы .

1. Организации декабристов назывались:

а) Западное общество;

б) Северное общество;

в) Южное общество.

2. Программа П.И. Пестеля называлась:

3. Руководителями декабрьского восстания были:

4. Выступление декабристов произошло:

а) 1-го сентября 1825 года;

б) 14-го декабря 1825 года;

в) 25-го декабря 1825 года.

5. В требования декабристов входили:

а) отмена крепостного права;

б) замена монархии на республиканский строй;

в) провозглашение гражданских свобод.

6. Поводом для выступления послужили события:

а) неудачные реформы;

б) династический кризис;

в) поражение в войне.

а) малое количество;

б) отсутствие плана действий;

в) отсутствие руководства.

Выделите правильные ответы .

Работа в группах (1).

Найдите ошибку в документе, помня, что жандармское отделение занималось политическим сыском и осуществляла контроль за умонастроениями.

Теперь у нас дороги плохи,

Мосты забытые гниют,

На станциях клопы да блохи

Заснуть минуты не дают;

Выберите из перечисленных мероприятий наиболее вероятные направления деятельности по искоренению недостатков существующей системы. Помните, что реформы не должны подрывать самодержавие.

Скажите, в чем, по-вашему, важность составления Свода законов Российской империи?

Почему император считал, что отмена крепостного права стала бы опасной для общественного спокойствия?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1.Николай I (1825- 1855): младший брат Александра I , к правлению не готовился, участник Отечественной войны 1812 года, женат на прусской принцессе, ценил исполнительность и покорность, понимал неизбежность реформ

2. Укрепление гос. аппарата:

Создана Собственная Его императорского величества канцелярия

Взять под свой контроль все вопросы управления страной

Создано II отделение канцелярии

Для создания единого свода законов. В 1830 году под руководством Сперанского М.М. было подготовлено Полное собрание законодательства российской империи в 45 томах

Создано III отделение императорской канцелярии

Для политического сыска и выявления

Органы III отделения созданы на местах + вооружённый корпус жандармов

Для наведения нужного порядка в провинции

Увеличено число бюрократического аппарата

Усиление центральной власти

Контроль за печатью

Предотвращение проникновение революционной заразы в Россию

3.Укрепление опоры самодержавия

1845 - издан указ запрещавший дробить имения

Предотвратить обнищание дворян

Повышен имущественный ценз для участников выборов в дворянское самоуправление

Для ограничения доступа в органы управления лиц низкого происхождения

1845 г. – потомственное дворянство только с 5 класса Табели о рангах, а не с 8 класса

Ограничить доступ дворянское сословие податного населения

1828 г.- указ о поступлении в средние и высшие учебные заведения только детей дворян и чиновников

Ограничить образованность крестьян и мещан одном классом в приходской школе

4. Попытки решения крестьянского вопроса

Последствия

Реформа управления государственными крестьянами (П.Д.Кисилёва)

Введение крестьянского самоуправления

В деревнях создавались школы и больницы, если не хватало земли, крестьян переселяли в восточные районы,

Недовольство помещиков из-за большой разницы в положении государственных и помещичьих крестьян

Введён запрет на продажу крестьян за долги, на продажу отдельно членов семьи крепостных

1842г. – указ об обязанных крестьянах

Из 10 млн. человек освободили только 25 тыс. душ мужского пола.

1847 г. – крепостные получили право выкупа на свободу в том случае, если их поместье выставлялось на продажу;

1848 г. – крепостным предоставлено право покупать незаселённые участки земли и строения

Были строго определены размеры крестьянских наделов и повинностей крестьян – ЭТО ЗНАЧИТЕЛЬНО УЛУЧШИЛО ПОЛОЖЕНИЕ КРЕСТЬЯН

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 606 251 материал в базе

Материал подходит для УМК

§ 10. Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 27.12.2021 1584
  • DOCX 17.5 кбайт
  • 126 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Клыженко Людмила Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I

Цели: характеризовать политику Николая I в области госу­дарственного управления и основные социально-политические реформы второй четверти XIX в.; показать причины провала по­пыток решения крестьянского вопроса в этот период.

Планируемые результаты: предметные: использовать ис­торические понятия: почетные граждане, обязанные крестьяне', понимать историческую обусловленность поступков людей дан­ной эпохи; выражать собственное отношение к дискуссионным проблемам; метапредметные УУД: 1) коммуникативные: органи­зовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 2) регулятивные: формировать целе­вые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм дей­ствий; 3) познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; использовать таблицы и схемы для получения информа­ции; анализировать материал учебника; личностные УУД: разви­вать устойчивый познавательный интерес к историческому про­шлому своей страны.

Оборудование: учебник; схемы и таблицы к уроку.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

III. Мотивационно-целевой этап

Что имела в виду А.Ф. Тютчева, сравнивая императора с Дон­ Кихотом? Выдали она права? Попробуем ответить на эти вопросы.

1. Николай I: новый император.

2. Укрепление государственного аппарата.

3. Укрепление опоры самодержавной власти.

4. Попытки решения крестьянского вопроса.

IV. Работа по теме урока

1. Николай I: новый император

Николай был младшим братом Александра I и великого князя Константина Павловича. Согласно закону о престолонаследии он имел мало шансов стать императором. С юных лет Николай решил посвятить себя военной службе и мало интересовался во­просами государственной политики. Однако, став императором, он отнесся к возложенному бремени со всей ответственностью.

Николай I стремился к личному контролю над всеми сферами общественной жизни, а систему управления государством уподо­бил военной службе с четкой исполнительностью на всех уровнях. При этом он понимал, что необходимо решать существующие острые социальные противоречия, прежде всего крестьянский вопрос. Однако император стремился действовать исключитель­но бюрократическими мерами, не допуская гласного обсуждения в обществе существующих проблем и никак не задевая интересы господствующего сословия.

Вопросы к классу

1. Как вы считаете, почему Николай I стремился не допустить гласного обсуждения крестьянского вопроса?

2. Какое влияние оказало на политику Николая I восстание декабристов, с которого началось его царствование?

2. Укрепление государственного аппарата

В первые годы царствования Николай I провел реформу го­сударственного аппарата с целью усиления личного контроля над ним. Особое внимание он уделял созданию новой системы поли­тического сыска, так как предыдущая система оказалась малоэф­фективной — тайные полицейские осведомители не смогли свое­временно раскрыть деятельность тайных обществ декабристов.Центром системы государственного управления при Нико­лае I стала Собственная его императорского величества канце­лярия (СЕИВК). Это учреждение было создано еще при Петре I, реформировано в период правления Екатерины II и упразднено Александром I при создании министерств. В 1812 г. Собственная его императорского величества канцелярия была восстановлена. Она ведала делами, требовавшими личного участия императора: занималась подготовкой императорских указов и рассмотрением поступавших к императору докладов и прошений.

При Николае I СЕИВК была разделена на несколько отделе­ний, каждое из которых занималось определенной сферой госу­дарственного управления.

— Работая с п. 2 § 10 учебника, заполните пропуски в схеме.


Вопрос к классу

— Когда в России до этого пытались кодифицировать законы и составить свод действующих законов? (Свод законов coставлялся в 1649 г. (Соборное уложение), неудачная попытка провести кодификацию законов была предпринята Уложенной комиссией в 1167г.)

III отделение Собственной его императорского величества канцелярии было учреждено в 1826 г. Оно обладало исключитель­но широкими полномочиями.

Запись в тетради

В ведении III отделения были:

1) следствие и сыск по политическим делам;

2) борьба с любым инакомыслием, включая религиозные сек­ты и старообрядчество;

4) надзор за иностранцами в Российской империи;

5) дела по пресечению всевозможных должностных преступ­лений и злоупотреблений государственных служащих.

В этом учреждении служило сравнительно немного штатных сотрудников, зато оно располагало огромной армией секретных агентов. Например, к ним относились все дворники, работающие в крупных городах.

В ведение III отделения были переданы Петропавловская и Шлиссельбургская крепости, ставшие тюрьмами для полити­ческих заключенных. Оно располагало и своими вооруженными силами — корпусом жандармов.

Начальником штаба жандармского корпуса и вторым чело­веком в III отделении был Леонтий Васильевич Дубельт. Он был участником Отечественной войны 1812 г. и Заграничных походов русской армии, отличился в Бородинской битве, в сражениях под Тарутином и Малоярославцем. До 1825 г. Дубельт был близким другом декабристов М.Ф. Орлова и С.Г. Волконского. В 1826 г. привлекался к следствию, но был оправдан. Впоследствии стал ревностным борцом с крамолой и сторонником жесткой цензу­ры, по его инициативе были закрыты многие печатные издания, а люди, позволившие себе неблагонадежные высказывания, под­верглись арестам и ссылкам.

Вопрос к классу

3. Укрепление опоры самодержавной власти

Основой сословной политики Николая I было стремление упрочить позиции дворянства как главной опоры самодержавия. Император видел опасность в постепенном разорении значитель­ной части дворян, а также в чрезмерно широком на его взгляд притоке в это сословие выходцев из низов.

- Работая с п. 3 § 10 учебника, перечислите меры, предпри­нятые Николаем I для решения этих проблем.

Примерный ответ

1. Крупным помещикам было разрешено провозглашать свои имения майоратами (неделимыми владениями, наследуе- мымй старшим в роду). Однако эта мера не получила ши­рокого применения.

3. Представителям низших сословий был ограничен доступ в средние и высшие учебные заведения; в гимназии и уни­верситеты стали принимать только детей дворян и чинов­ников.

4. В 1832 г. было введены звания почетных граждан и потом­ственных почетных граждан. Лица, получившие эти звания, обладали всеми привилегиями дворян, но не могли владеть крепостными. Почетными гражданами могли стать наибо­лее состоятельные представители буржуазии, выпускники высших учебных заведений, дети личных дворян.

Тема для дискуссии. Почему Николай I счел необходимым со­кратить приток в дворянское сословие выходцев из других сосло­вий? Аргументируйте свой ответ.

(Учитель организует мини-дискуссию.)

4. Попытки решения крестьянского вопроса

Первый секретный комитет был создан в 1826 г., а за время царствования Николая I было образовано восемь комитетов. Од­нако результаты их деятельности свелись к изданию ряда указов, не затрагивавших основы крепостного права.

Большинство членов секретных комитетов стремились не за­девать интересы помещиков. Впрочем, были и исключения. Так, Павел Дмитриевич Киселев еще при Александре I составил про­ект освобождения крестьян с землей за выкуп. Большинство про­ектов Киселева по улучшению положения крепостных не были осуществлены из-за противодействия консервативных членов секретных комитетов. Зато на посту главы V отделения (в 1837 г. оно было реорганизовано в Министерство государственных иму- ществ) Киселев успешно провел реформу управления государ­ственными крестьянами.

— Работая с п. 3 § 10 учебника, заполните таблицу.

Крестьянский вопрос при Николае I

Реформа управления государствен­ными крестья­нами .

1. Крестьянское самоуправление на уровне сел и волостей.

2. Строительство школ и больниц в деревнях.

3. Повышение благосостояния кре­стьян: переселение малоземельных на пустующие земли, организация общественной запашки

Указ об обя­занных кресть­янах

Помещики получили право осво­бождать крестьян, предоставляя им земельные наделы в наследственное пользование. За это крестьяне про­должали нести барщину или платить оброк

Инвентарная реформа в Лит­ве, Белоруссии и на Украине

Регламентация размеров крестьян­ских наделов и повинностей крестьян в пользу помещиков

Вопрос к классу

(Подведение итогов групповой работы: учитель выделяет группу, которая предложила наиболее аргументированное воз­ражение.)

V. Подведение итогов урока

(При консультативной помощи учителя ученики подводят итоги урока.)

Запись в тетради

Основная цель государственной политики Николая I — сохра­нение незыблемости самодержавия и сословного строя.

Характерные черты внутренней политики Николая Г.

1) централизация государственного управления, требовавшая личного участия самодержца;

2) военная дисциплина, достигавшаяся путем бюрократиза­ции всех сторон жизни общества;

3) страх перед общественными потрясениями: недопущение распространения крамольных идей, гласного обсуждения злободневных общественных проблем.

(Ученики по очереди отвечают на предложенные вопросы. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно, например в тетради.)

1. Что вы ожидали от урока и что получили?

2. Какие этапы урока вы считаете наиболее удачными и почему?

3. Какие события (действия, мнения и т. п.) вызвали наиболее яркие впечатления?

4. Какие задания были выполнены наиболее успешно?

5. Перечислите в порядке убывания основные трудности, ко­торые вы испытывали во время урока. Какими способами вы их преодолевали?

6. Что можно сделать, чтобы завтра наша работа на уроке была более успешной?

1. Прочитать § 10.


Император Николай I царствовал в России почти 30 лет, с декабря 1825 по март 1855 года. Его внутренняя политика была одновременно консервативной и реформисткой. Основными направлениями реформ стали: крестьянский вопрос, государственное управление, финансы.

Реформы государственного управления

В своей внутренней политике основной задачей Николай I видел централизацию и укрепление власти. На такой курс повлияло и восстание декабристов в начале его царствования.

Николай I

Рис. 1. Николай I.

В 1826 в составе императорской канцелярии появился новый орган – секретная служба, он получил название Третьего отделения. Ее первым руководителем стал Александр Бенкендорф.

В том же году вышел “чугунный” цензурный устав, который запрещал печатать любые материалы с политической подоплекой. В 1828 устав немного ослабили, но с 1848 года, из-за революций в Европе, произошло новое усиление цензуры.

В 1826-1832 Михаил Сперанский провел кодификацию законов Российской империи. Созданный им свод законов действовал до 1917 года.

В 1829 году Николай I был коронован титулом короля Польского. Вскоре после этого началось восстание 1830-31 годов. Императорская армия его подавила, а собственно Царство Польское было превращено в губернии и лишилось своих армии и сейма.


Рис. 2. Николай I и Сперанский.

Крестьянская и финансовая реформы

Как и предыдущие императоры, Александр I и Павел I, Николай старался облегчить положение крепостных. Он запретил ссылать их на каторгу, продавать без земли и предоставил им право выкупа из продаваемых имений помещиков. Своеобразным фундаментом отмены крепостного права стал “указ об обязанных крестьянах” 1842 года.

В 1837-1841 годах граф Киселев провел реформу государственных крестьян. Она улучшила положение значительной части населения (около 50%) и дала ценный опыт, который впоследствии был использован для отмены крепостного права. В ходе проведения реформы появилось массовое крестьянское образование.

В 1839-1843 была проведена финансовая реформа графа Канкрина. Ее результатом стало создание стабильной финансовой системы на период до Крымской войны. Основным платежным средством стал серебряный рубль.

В национальной и религиозной политике для правления Николая I характерны такие действия: преследование старообрядцев, курс на русификацию народов Поволжья, воссоединение с православием униатов Беларуси и Волыни.

Россия при Николае I

Рис. 3. Россия при Николае I.

Что мы узнали?

Кратко о внутренней политике Николая I следует знать, чтобы лучше понимать место в истории России этого императора, которому современнику дали характеристику консерватора.

Читайте также: