Конспект урока музыки 3 класс былина о садко и морском царе

Обновлено: 05.07.2024

познавательные: развитие умения на основе анализа объектов делать выводы;

регулятивные: развитие умения передавать характер музыки через движения рук

коммуникативные: развитие умения слушать и слышать других.

Личностные: формирование желания выполнять учебные действия через мотивацию; развитие эстетических чувств.

1) Оформлять свои мысли в устной форме в беседе;

2)Развиваем умение слушать и понимать других в беседе;

3) Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Методы и приемы

Муз. приветствие: - Доброе утро!

- Встретились мы снова.

- Слушать музыку и петь мы всегда готовы.

- Встретились мы снова.

- Слушать музыку и петь мы всегда готовы.

Актуализация знаний; постановка темы урока

- Ребята, просмотрите художественный ряд. Что изобразил художник на этих картинах?

- Какое море вы увидели?

- Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?

А нарисовал эти картины великий русский художник Айвазовский (слайд 1). У него есть еще несколько картин с изображением моря (слайды 2,3,4,5).

Посмотрите, везде море разное.

Так что же мы должны сегодня узнать?

- что такое опера?

- На какие сюжеты написаны эти оперы?

- Поэтому Р-К называют – композитором – сказочником.

- что такое былина?

- каких вы знаете былинных героев?

- Кто может кратко рассказать былину о Садко? (видео о содержании былины).

- Разное: спокойное и бурное, шторм.

- Теме моря. Музыке моря.

- Может ли музыка нарисовать картины моря?

- Муз. спектакль, где все герои поют.

- старинное сказание о народных героях, богатырях. Былина – от слова быль, было когда-то. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

- мореплаватель, путешественник, купец.

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Открытие новых знаний

- Как вы думаете, как музыка рисует картины моря? С помощью чего?

- Давайте вспомним, что такое динамика, какая она бывает; что такое темп, какой он бывает?

(Слайд 9) – Вступление (нотная запись) в опере – это образ моря.

- Что особенного в ней? (играет на ф-но).

- Какая музыка вырастет из этой интонации?

- Попытайтесь представить море в этой музыке. Как оно изменяется, как мы это слышим?

(Учитель даёт прослушать классу ½ часть вступления к опере)

- как море изменяется в музыке?

- как мы это слышим в музыке?

- динамика, темп, мелодия, лад, тембр.

-динамика - это сила звука в произведении. Громко, тихо.

- темп – это скорость движения музыки. Они бывают быстрые, медленные, умеренные.

- в ней 3 ноты, которые повторяются.

- музыка моря, то спокойного, то бурного.

-Спокойное, бурное море

- повторяющиеся интонации, вариации, динамика, темп, нисходящая и восходящая мелодия, тембры инструментов.

Оформлять свои мысли в устной форме

Метод анализа и сравнения

Море волнуется — раз! (Шагаем на месте.)

Море волнуется - два! (Наклоны туловища влево-вправо.)

Море волнуется — три! (Повороты туловища влево-вправо.)

Морская фигура, замри! (Замерли)

(Идёт повторное прослушивание отрывка, учащиеся выполняют задания. Учитель контролирует как дети выполняют задание.).

- Молодцы. Вы справились с заданием.

Дети слушают, показывают (пластическое интонирование)

- дети выполняют задание.

управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий

Рисование руками звучащей музыки

- Слайд 16 – текст песни.

Итак, ответим на вопрос: Может ли музыка рисовать картины моря?

- что вам запомнилось на уроке?

- теперь поднимите руки те, кому понравился наш урок, кто все понял, у кого после нашего урока хорошее настроение?

- теперь поднимите руки те, кому понравился наш урок, но он что-то не понял и обязательно дома повторит?

- теперь поднимите руки те, кому не понравился наш урок, кто ничего не поняли у него плохое настроение?

(почему не понравилось)

- Мне очень понравилось, как вы сегодня работали, особенно понравилось, как работал (имя ребенка)

Выполняют проверочные задания (вопросы на слайдах).

- выполняют упражнение для голоса

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Слайд 17 - Р-К с помощью музыкальных красок нарисовал море. А вы дома с помощью красок, карандашей и фломастеров нарисуйте то море, которое вам больше всего запомнилось.

Слайд 18 - спасибо за урок.

-записывают в дневник

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Тип урока: комбинированный. Расширение и углубление знаний. Урок-игра.

1. Организационный момент .Муз приветствие

hello_html_6b35dd8e.jpg

2. Актуализация знаний . (Постановка темы урока.)

- Ребята, просмотрите художественный ряд (слайды).

- Что изобразил художник на этих картинах? (Море.)

- Какое море вы увидели? (Разное: спокойное и бурное, шторм.)

- Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? (Теме моря. Музыке моря.)

- А нарисовал эти картины великий русский художник Айвазовский. Он написал много картин с изображением моря (слайды). Посмотрите, везде море разное.

- На какие сюжеты написаны эти оперы? (На сказочные.) Правильно, поэтому композитора называют – композитором – сказочником.

- Основная часть урока(Новый материал

Что такое опера? (Музыкальный спектакль, где все герои поют.)

- В опере на основе литературного сюжета соединились музыка (вокальная и инструментальная), драматическое (театральное) действие, сценическое и изобразительное искусство (костюмы, декорации), хореография.

- Что такое былина? (Старинное сказание о народных героях, богатырях.)

- Былина – от слова быль, было когда-то.

- Каких вы знаете былинных героев? ( Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.)

- Кто может кратко рассказать былину о Садко? (видео о содержании былины).

3. Открытие новых знаний

- Как вы думаете, как музыка рисует картины моря? С помощью чего? (Динамика, темп, мелодия, лад, тембр.)

- Давайте вспомним, что такое динамика, какая она бывает; что такое темп, какой он бывает? (Динамика - это сила звука в произведении.)

- Вступление в опере – это образ моря.

- Попытайтесь представить море в этой музыке. Как оно изменяется, как мы это слышим? (Повторяющиеся интонации, вариации, динамика, темп, нисходящая и восходящая мелодия, тембры инструментов.)

Море волнуется — раз! ( Шагаем на месте .)

Море волнуется - два! ( Наклоны туловища влево-вправо.)

Море волнуется — три! ( Повороты туловища влево-вправо.)

Морская фигура, замри! (Замерли )

– Если море будет бурное, то как мы покажем?

(Идёт повторное прослушивание отрывка, учащиеся выполняют задания. Учитель контролирует как дети выполняют задание.).

- Молодцы. Вы справились с заданием.

- Народные сказители севера России сложили былину о Садко и Морском царе. Давайте и мы ее споем.

Представьте себя сказителями и исполните аккомпанемент на воображаемых гуслях.

- Закрепление изученного материала

Достигли ли мы намеченных целей?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что на уроке тебе понравилось больше всего?

- Что наиболее запомнилось?

- Ребята, на протяжении всего урока у нас звучала музыка, связанная с морем. Поэтому я приготовила вам волны голубого и фиолетового цветов. Чтобы изобразить море, прикрепите ваши волны к доске: голубого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; цвета фиолетового – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.

- Мне очень понравилось, как вы сегодня работали.

7. Домашнее задание

Римский-Корсаков с помощью музыкальных красок нарисовал море. А вы дома с помощью красок, карандашей или фломастеров нарисуйте то море, которое вам больше всего запомнилось. Для вдохновения посмотрите картины Айвазовского.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


В гостях у Морского царя


Проделки морского царя Буль – Буль Семнадцатого или …и снова день рождения.

Разработка дня именниника.


В гостях у морского царя


В гостях у морского царя


Польза плаванья несомненна для человека в любом возрасте, но для развивающегося детского организма регулярные занятия этим видом спорта просто необходимы. Что удивительно, плаванье является тем видом .

Новогоднее путешествие в царство Морского царя.

Сценарий новогоднего праздника может быть интересен музыкальным руководителям и воспитателям составлен он для детей от 3- х лет.


Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока - знакомство с образами былинных сказителей в народной и композиторской музыке.

Тема: Настрою гусли на старинный лад…Былина о Садко и Морском царе.

Тип урока: комбинированный урок.

Задачи урока:

1. Знакомство с жанром былины, с подлинными и стилизованными народными напевами в творчестве русских композиторов, с особенностями их мелодики и ритмики, с образами былинных сказителей.

2. Совершенствование представлений о музыкальной культуре своей Родины.

3. Развитие умения определять интонации музыкальных тем, определять части в произведении, средства музыкальной выразительности, используемых автором для создания нужного образа.

4. Определять жизненную основу музыкальных произведений.

Методы: словесный (беседа, рассказ), наглядно-иллюстративный, наглядно-слуховой, метод сравнения, метод забегания вперед и возвращения к пройденному.

Оборудование: компьютер, колонки, музыкальный инструмент – фортепиано.

Этапы урока

Содержание этапов

Организационный этап. Актуализация знаний.

У.: Добрый день, ребята. Мы с вами начинаем новый раздел нашего музыкального путешествия. Но прежде ответьте, о какой музыке мы говорили на прошлых уроках?

Д.: О музыке, звучащей в храмах.

У.: правильно. Как называется такая музыка?

Д.: Молитва, песнопения…

Д.: О музыке из народа, о музыке, звучащей на праздниках, зимой, закличках…

У.: Мы узнаем много нового о народной музыке.

И начнем мы с того, что обратимся к известному вам жанру былины. О чем они рассказывают? Какие образы встречаются в них? Какими чертами наделены богатыри? Кто исполнял былины?

Дети отвечают на вопросы, актуализируют знания о жанре былины.

У.: Ребята, а кто исполнял былины?

У.: Их так же называли сказителями. Прочитайте текст былины о Добрыне Никитиче. Задание – во время прочтения попытайтесь представить себе музыку, которая звучала бы во время рассказа.

Дети читают текст, выполняют творческое задание.

У.: Характер у текста очень напевный, мелодичный, таковой была и былинная музыка.

Прослушивание песни Баяна, обсуждение музыкального материала.

У.: Ребята, нам с вами знаком еще один герой-сказитель. Это путешественник и сказитель, певец, обладавший прекрасным голосом и жаждой открытий. Вспомните, на каком инструменте он играл?

Прослушивание фрагмента.

У.: Ребята, давайте ответим на вопрос: Что роднит две мелодии с народными песнями?

Д.: Темп, характер похожи на народные песни, инструменты тоже напоминают звучание народной музыки.

У.: Много путешествовал Садко по морям, и однажды спустился он на дно океана-моря. Встретился он там с Морским царем – очень понравилась царю музыка Садко. Именно этот сюжет лег в основу былины о Садко и Морском царе.

Выполнение заданий.

Этап обобщения знаний. Вокально-хоровая работа.

У.: Ребята, подведем итог нашего урока. С каким жанром вы познакомились? Какое музыкальное произведение слушали? О чем нам рассказали музыкальные фрагменты? На каком музыкальном инструменте играл Садко? Как звучала былинная музыка и какой инструмент ее сопровождал?

Ответы на вопросы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок музыки в 3 классе

На тему: Былина о Садко и Морском царе.

Задачи: создать условия для развития умений находить сходство и различие прослушанных мелодий, исполнять аккомпанемент на воображаемых гуслях.

познавательные: осуществлять поиск необходимой информации, используя справочный материал;

регулятивные: самостоятельно ставить цель в предстоящей творческой работе; развитие умения передавать характер музыки через движения рук;

коммуникативные: работать в паре, группе, принимать мнение различное от своей точки зрения;

Личностные: иметь представление о музыке и музыкальных занятиях, как о факторе, позитивно влияющем на здоровье.

Тип урока: комбинированный. Расширение и углубление знаний. Урок-игра.

1. Организационный момент.

hello_html_6b35dd8e.jpg

2. Актуализация знаний. (Постановка темы урока.)

- Ребята, просмотрите художественный ряд (слайды).

- Что изобразил художник на этих картинах? ( Море.)

- Какое море вы увидели? (Разное: спокойное и бурное, шторм.)

- Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? (Теме моря. Музыке моря.)

- А нарисовал эти картины великий русский художник Айвазовский. Он написал много картин с изображением моря (слайды). Посмотрите, везде море разное.

hello_html_58625762.jpg

- На какие сюжеты написаны эти оперы? (На сказочные.) Правильно, поэтому композитора называют – композитором – сказочником.

- Что такое опера? (Музыкальный спектакль, где все герои поют.)

- В опере на основе литературного сюжета соединились музыка (вокальная и инструментальная), драматическое (театральное) действие, сценическое и изобразительное искусство (костюмы, декорации), хореография.

- Что такое былина? (Старинное сказание о народных героях, богатырях.)

- Былина – от слова быль, было когда-то.

- Каких вы знаете былинных героев? ( Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.)

- Кто может кратко рассказать былину о Садко? (видео о содержании былины).

3. Открытие новых знаний

- Как вы думаете, как музыка рисует картины моря? С помощью чего? (Динамика, темп, мелодия, лад, тембр.)

- Давайте вспомним, что такое динамика, какая она бывает; что такое темп, какой он бывает? (Динамика - это сила звука в произведении.)

- Вступление в опере – это образ моря.

- Попытайтесь представить море в этой музыке. Как оно изменяется, как мы это слышим? (Повторяющиеся интонации, вариации, динамика, темп, нисходящая и восходящая мелодия, тембры инструментов.)

Море волнуется — раз! ( Шагаем на месте .)

Море волнуется - два! ( Наклоны туловища влево-вправо.)

Море волнуется — три! ( Повороты туловища влево-вправо.)

Морская фигура, замри! (Замерли )

5. Закрепление знаний.

– Если море будет бурное, то как мы покажем?

(Идёт повторное прослушивание отрывка, учащиеся выполняют задания. Учитель контролирует как дети выполняют задание.).

- Молодцы. Вы справились с заданием.

- Народные сказители севера России сложили былину о Садко и Морском царе. Давайте и мы ее споем.

Представьте себя сказителями и исполните аккомпанемент на воображаемых гуслях.

hello_html_m3e2ff1ee.jpg
hello_html_645f483f.jpg
hello_html_3d9de885.jpg

- Достигли ли мы намеченных целей?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что на уроке тебе понравилось больше всего?

- Что наиболее запомнилось?

- Ребята, на протяжении всего урока у нас звучала музыка, связанная с морем. Поэтому я приготовила вам волны голубого и фиолетового цветов. Чтобы изобразить море, прикрепите ваши волны к доске: голубого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; цвета фиолетового – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.

- Мне очень понравилось, как вы сегодня работали.

7. Домашнее задание

Римский-Корсаков с помощью музыкальных красок нарисовал море. А вы дома с помощью красок, карандашей или фломастеров нарисуйте то море, которое вам больше всего запомнилось. Для вдохновения посмотрите картины Айвазовского.

Краткое описание документа:

Урок музыки в 3 классе

На тему: Былина о Садко и Морском царе.

Задачи: создать условия для развития умений находить сходство и различие прослушанных мелодий, исполнять аккомпанемент на воображаемых гуслях.

познавательные: осуществлять поиск необходимой информации, используя справочный материал;

регулятивные: самостоятельно ставить цель в предстоящей творческой работе; развитие умения передавать характер музыки через движения рук;

коммуникативные: работать в паре, группе, принимать мнение различное от своей точки зрения;

Личностные: иметь представление о музыке и музыкальных занятиях, как о факторе, позитивно влияющем на здоровье.

Тип урока: комбинированный. Расширение и углубление знаний. Урок-игра.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний. (Постановка темы урока.)

- Ребята, просмотрите художественный ряд (слайды).

- Что изобразил художник на этих картинах? (Море.)

- Какое море вы увидели? (Разное: спокойное и бурное, шторм.)

- Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? (Теме моря. Музыке моря.)

- А нарисовал эти картины великий русский художник Айвазовский. Он написал много картин с изображением моря (слайды). Посмотрите, везде море разное.

- На какие сюжеты написаны эти оперы? (На сказочные.) Правильно, поэтому композитора называют – композитором – сказочником.

- Что такое опера? (Музыкальный спектакль, где все герои поют.)

- В опере на основе литературного сюжета соединились музыка (вокальная и инструментальная), драматическое (театральное) действие, сценическое и изобразительное искусство (костюмы, декорации), хореография.

- Что такое былина? (Старинное сказание о народных героях, богатырях.)

- Былина – от слова быль, было когда-то.

- Каких вы знаете былинных героев? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.)

- Кто может кратко рассказать былину о Садко? (видео о содержании былины).

3. Открытие новых знаний

- Как вы думаете, как музыка рисует картины моря? С помощью чего? (Динамика, темп, мелодия, лад, тембр.)

- Давайте вспомним, что такое динамика, какая она бывает; что такое темп, какой он бывает? (Динамика - это сила звука в произведении.)

- Вступление в опере – это образ моря.

- Попытайтесь представить море в этой музыке. Как оно изменяется, как мы это слышим? (Повторяющиеся интонации, вариации, динамика, темп, нисходящая и восходящая мелодия, тембры инструментов.)

Море волнуется — раз! (Шагаем на месте.)

Море волнуется - два! (Наклоны туловища влево-вправо.)

Море волнуется — три! (Повороты туловища влево-вправо.)

Морская фигура, замри! (Замерли)

5. Закрепление знаний.

– Если море будет бурное, то как мы покажем?

(Идёт повторное прослушивание отрывка, учащиеся выполняют задания. Учитель контролирует как дети выполняют задание.).

- Молодцы. Вы справились с заданием.

- Народные сказители севера России сложили былину о Садко и Морском царе. Давайте и мы ее споем.

Представьте себя сказителями и исполните аккомпанемент на воображаемых гуслях.

- Достигли ли мы намеченных целей?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что на уроке тебе понравилось больше всего?

- Что наиболее запомнилось?

- Ребята, на протяжении всего урока у нас звучала музыка, связанная с морем. Поэтому я приготовила вам волны голубого и фиолетового цветов. Чтобы изобразить море, прикрепите ваши волны к доске: голубого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; цвета фиолетового – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.

- Мне очень понравилось, как вы сегодня работали.

7. Домашнее задание

Римский-Корсаков с помощью музыкальных красок нарисовал море. А вы дома с помощью красок, карандашей или фломастеров нарисуйте то море, которое вам больше всего запомнилось. Для вдохновения посмотрите картины Айвазовского.

познавательные: развитие умения на основе анализа объектов делать выводы;

регулятивные: развитие умения передавать характер музыки через движения рук

коммуникативные: развитие умения слушать и слышать других.

Личностные: формирование желания выполнять учебные действия через мотивацию; развитие эстетических чувств.

1) Оформлять свои мысли в устной форме в беседе;

2)Развиваем умение слушать и понимать других в беседе;

3) Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Ход урока:Муз. приветствие: - Доброе утро!

- Встретились мы снова.

- Слушать музыку и петь мы всегда готовы.

- Встретились мы снова.

- Слушать музыку и петь мы всегда готовы.

Актуализация знаний; постановка темы урока

- Ребята, просмотрите художественный ряд. Что изобразил художник на этих картинах?

- Какое море вы увидели?

А нарисовал эти картины великий русский художник Айвазовский (слайд 1). У него есть еще несколько картин с изображением моря (слайды 2,3,4,5).

Посмотрите, везде море разное.

- что такое опера?

- На какие сюжеты написаны эти оперы?

- Поэтому Р-К называют - композитором - сказочником.

- что такое былина?

- каких вы знаете былинных героев?

- Кто может кратко рассказать былину о Садко? (видео о содержании былины).

Читайте также: