Круглые черви 8 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

I. Актуализация знаний

Учитель: Ребята, мы продолжаем изучать Типы червей. И прежде, чем приступить к изучению новой темы, повторим материал прошлого урока. Попрошу выйти к доске…

1-й ученик: Составить из иллюстраций схему “Цикл развития печеночного сосальщика”.

Рис. 1. Взрослый паразит в теле коровы

Рис. 2. Яйца печеночного сосальщика

Рис. 3. Свободноплавающая личинка

Рис. 4. Развитие личинки в теле малого прудовика

Рис. 5. Личинка с хвостиком

2-й ученик: Составить из иллюстраций схему “Цикл развития бычьего цепня”.

Рис. 7. Взрослый паразит в теле человека

Рис. 8. Членики с яйцами бычьего цепня

Рис. 9. Корова с личинками

Рис. 10. Личинка с хитиновыми крючьями

Рис. 11. Финна в мышцах коровы

Три ученика работают с дидактическими карточками.

Карточка № 1.

В чем заключается биологическое значение:

А) большой плодовитости паразитических червей.
Б) гермафродитизма.

Карточка № 2

Какой из плоских червей, печеночный сосальщик или цепень, специализирован больше в связи с паразитическим образом жизни?

Карточка № 3

Укажите правильные утверждения знаком “+”:

1. Плоским червям присуща радиальная симметрия.
2. Паренхима в теле плоских червей служит для запаса питательных веществ.
3. Для плоских червей характерна дыхательная система.
4. Органы чувств характерны для паразитических плоских червей.
5. Заражение человека бычьим цепнем происходит при контакте с животными.
6. У паразитических плоских червей не развита пищеварительная система.
7. Ресничные черви относятся к свободноживущим плоским червям.
8. Выделительная система плоских червей начинается звездчатой клеткой

Учитель: Пока ребята работают, мы (обращается к классу) проведем пресс-конференцию “Черви-паразиты”. Кто у нас специалист по паразитическим червям, гельминтолог?

  1. К какому типу животных относятся класс Сосальщики и класс Ленточные черви?
  2. Кто такой паразит?
  3. Кто такие эндопаразиты?
  4. Что такое паразитизм?
  5. Что такое цикл развития?
  6. Кто такой промежуточный хозяин?
  7. Кто такой окончательный хозяин?
  8. Какие приспособления к паразитизму Вам известны?

Учитель: Проверяем, все ли правильно составлено на доске?

Учащиеся комментируют циклы развития червей, дидактические карточки и листочки с ответами учащиеся отдают учителю.

  1. Органы чувств и нервная система у свиного, бычьего цепней развиты слабо, а органы пищеварения вообще отсутствуют. О чем свидетельствуют эти признаки?
  2. Паразитические плоские черви отличаются от свободноживущих огромной плодовитостью. Так бычий цепень за свою 20-летнюю жизнь в организме хозяина откладывает 11 млрд. яиц. Какое значение это имеет для паразита?
  3. В XIX-м веке петербургский врач Вейс заметил, что у детей, которым в лечебных целях прописывали есть сырое мясо, часто обнаруживались после этого ленточные черви. Объясните, почему?
  4. Иногда ребята едят щавель с сырых лугов, дикий лук или просто жуют траву. Объясните, почему этого делать нельзя?

II. Изучение нового материала

Учитель: Тема нашего урока: “Тип Круглые черви”/

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь: “Тип Круглые черви”/

1-й ученик: В небольших прудах иногда встречаются шевелящиеся комки. Впечатление такое, будто ожили длинные волосы. Народ сочинил даже легенду об оживающих конских волосах. Это круглые черви волосатики. Многие люди боятся волосатиков, считая, что они могут проникнуть в человека и домашних животных. На самом деле они безвредны, хотя и паразитируют в насекомых. Для откладки яиц взрослые волосатики выходят в воду – здесь мы и видим их. Взрослый волосатик вообще не питается.

2-й ученик: На корнях, в стеблях, листьях и даже цветках огородных растений можно обнаружить с помощью лупы мелких, почти прозрачных червей длиной около 1,5 мм. Так, луковая нематода живет в почве, на корнях лука, чеснока, фасоли и других растений. Пораженные луковой нематодой растения становятся уродливыми, желтеют и погибают. Большой ущерб сельскому хозяйству причиняет стеблевая картофельная нематода. Еще до образования клубней черви проникают из почвы в подземные побеги картофеля. Затем нематоды переползают в клубни и резко снижают урожай картофеля.

3-ученик: Острицы – мелкие паразиты человека до 1 см, паразитируют чаще у детей в толстом кишечнике, вызывая заболевание энтеробиоз. Питаются острицы бактериями кишечника, выделяя при этом в организм хозяина ядовитые продукты своей жизнедеятельности. Откладывают оплодотворенные яйца в области анального отверстия человека, вызывая сильный зуд. Яйца остриц очень мелкие и легко рассеиваются: попадают на одежду, книги, в большом количестве скапливаются под ногтями. Дети, зараженные острицами, как правило, раздражительны, плохо спят, не спокойны.

  • Двустороннесимметричные, трехслойные животные (эктодерма, энтодерма, мезодерма ).
  • Тело плотное, упругое, как накачанная камера, заостренное по краям.
  • Поперечный срез имеет форму круга.
  • Полость тела заполнена жидкостью.
  • Кожно-мускульный мешок образован кутикулой, гиподермой и 4-я продольными лентами мышц.
  • При движении могут лишь изгибаться.
  • Раздельнополые животные.
  • И достижением круглых червей является появление у них анального отверстия.
  • 1-й вариант: Пищеварительная система.
  • 2-й вариант: Нервная система и органы чувств.
  • 3-й вариант: Выделительная система и органы размножения.

Учитель: Строение систем внутренних органов и процессы жизнедеятельности изучаем по таблице.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Учитель: Кровеносная и дыхательная системы у круглых червей отсутствуют. Как происходит дыхание?

Учитель: Большой интерес представляют паразитические черви, обитающие в тонком кишечнике организма человека – аскариды. Самки (20–40 см.) длиннее самцов ( 15–20 см.), задний конец у самцов загнут на брюшную сторону. Аскариды, выделяя ядовитые вещества в организм человека, вызывают заболевание – аскаридоз. Симптомы болезни: головные боли, слабость, снижение памяти у детей, раздражительность. Аскариды приводят своего хозяина к истощению и даже к гибели. Заражение человека яйцами аскариды происходит через грязные, немытые продукты питания, воду из открытых водоемов. Заражению способствуют мухи, тараканы.

Учитель: Сейчас мы посмотрим фрагмент фильма “Цикл развития аскариды”. Обратите внимание (записано на доске):

1) Из каких этапов состоит цикл развития аскариды?
2) Какие условия необходимы для развития червя?

Учитель: Ребята, у вас на столах иллюстрации цикла развития аскариды, идентичные таблице на доске, проследим путь развития этого червя-паразита.

  • Заражение человека яйцами аскариды происходит…
  • Яйцо попадает…
  • Из яйца в кишечнике развивается…
  • Личинка с кровью отправляется в… зачем ?
  • Личинка с мокротой откашливается … и….
  • В аскариду личинка превращается в…
  • Паразитирует взрослая аскарида в…
  • Оплодотворенные яйца с испражнениями выбрасываются в…

Учитель: В цикле развития аскариды два кислородных этапа. Яйца аскариды обязательно должны находиться во внешней кислородной среде не менее двух недель. И только после этого они будут жизнеспособными.

III. Закрепление изученного

Учитель: Ребята, представьте, вы – доктор-гельминтолог. Вам предложили выступить перед младшими школьниками по вопросу профилактики гельминтозов. Что вы посоветуете детям, как уберечь себя от заражения паразитическими червями?

Ученики:

– Мыть руки, овощи и фрукты перед едой.
– Всегда кипятить воду из открытых водоемов перед употреблением.
– Не брать в природе растения в рот.
– Тщательно проваривать и прожаривать пищу.
– Уничтожать мух и тараканов.

  • Рот с губами, кишечник, анальное отверстие
  • Волосатик, луковая нематода, аскарида
  • Гиподерма, кутикула, продольные мышцы
  • Яичники, яйцеводы, матка, половое отверстие
  • Семенник, семяпровод, кутикулярные иголочки

Учитель: Решаем задачу: В конце XIX-го века один врач на опыте, поставленном на себе, выяснил, что из, только что отложенных самкой аскариды, яиц, проглоченных человеком, не развиваются личинки и в дальнейшем взрослые черви. Чем объяснить результаты, полученные в опыте?

Учитель: Сейчас мы поиграем, я называю признаки, характерные для плоских червей – вы поднимаете красную карточку, признаки характерные для круглых червей – поднимаете зеленую карточку.

– Тело в поперечном сечении круглое.
– Двусторонняя симметрия тела.
– Кровеносная система замкнутая.
– Тело состоит из энтодермы и эктодермы.
– Тело состоит из эктодермы, мезодермы и энтодермы.
– Гермафродиты.
– Полости тела нет.
– При движении могут лишь изгибаться.
– Раздельнополые животные.
– Тело сильно уплощенное.
– Пищеварительная система заканчивается анальным отверстием.
– Полость тела заполнена жидкостью.

Учитель: Подведем итоги, оценку “5” получили…, оценку “4” получили…, оценку “3” получили…

IV. Домашнее задание

Учитель: Запишите задание на дом: П. 17, заполнить таблицу в дидактической тетради стр. 56, задание №5

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: изучить Тип Круглые черви.

Задачи: 1) выявить черты высокой организации круглых червей;

2) показать степень опасности, которую они могут представлять для человека при несоблюдении санитарно – гигиенических норм;

3) развивать память, внимание, мышление, воображение;

4) воспитывать бережное отношение к своему организму;

5) актуализировать и обогащать словарь;

6) совершенствовать – произносительные навыки; навык восприятия речи на слух.

I. Фонетическая зарядка.

АСКАРИД О З – ЗАБОЛЕВАНИЕ, ВЫЗВАННОЕ АСКАРИДАМИ

II. Беседа по вопросам (за экраном).

1) Какое сегодня число?

2) Какой сейчас урок?

3) Который урок по расписанию?

4) Какая сегодня тема урока?

III. Объявление темы урока (коллективное прочтение).

- Запишите число и тему урока в тетрадь (за экраном).

/ Записывают число и тему урока в тетрадях.

IV. Задачи урока.

- Послушайте и скажите, что мы будем делать на уроке (за экраном).

1) вспомним признаки Плоских червей;

- признаки Круглых червей;

V. Проверка д/з.

- Послушайте, верно или неверно (за экраном):

а) Тело плоских червей состоит из колец.

/ Неверно. Тело плоских червей – плоское.

б) У плоских червей есть только нервная система.

/ Неверно. У плоских червей есть все системы органов.

в) Все плоские черви – гермафродиты.

/ Верно. Все плоские черви – гермафродиты.

- Послушайте описание и назовите класс плоских червей (слухо - зрительно):

а) Тело выделяет слизь. На теле – реснички. Питание – водоросли.

/ Класс – Ресничные черви.

б) На теле присоски. Живут в кишечнике животных.

в) Тело состоит из члеников. Живут в кишечнике животных.

/ Класс – Ленточные черви.

- Что мы сделали (за экраном)?

/ Мы вспомнили признаки Плоских червей.

VI. Объяснение нового материала.

- Что мы сделаем дальше (за экраном)?

/ Узнаем признаки Круглых червей.

- Откройте учебник на стр. 35. (за экраном)

- Будем читать первый абзац по – одному предложению друг за другом, а потом смотреть на рисунок и находить элементы строения Круглого червя.


- Читайте второй абзац. Найдите ответы на вопросы. Задайте вопросы друг другу.

1) Какая среда обитания у Круглых червей?

3) Какое значение в жизни животных и человека?

- Ответы запишите в тетради.

/ Работа в тетрадях.

VII . Физкультминутка.

- Что ещё мы сегодня узнаем?

- Прочитайте текст на карточках (за экраном).

Аскаридоз – это заболевание, вызванное аскаридами.

Аскариды – это черви, которые живут в организме человека или животного.

1) головные боли;

4) снижение работоспособности;

5) нарушение памяти

6) непроходимость кишечника

- Рассмотрите иллюстрацию. Прочитайте пояснения. (Работа с карточками).


Поражаемые органы: кишечник, печень, лёгкие, пищевод, бронхи, трахея, подвздошная кишка

Пути заражения человека:

· плохо промытые фрукты и овощи

- Прочитайте словарь. Закончите выражения (за экраном).

Словарь : комната, вода, руки, мухи, фрукты и овощи, ногти.

Борьба с заболеванием:

1) не пить сырую (что?)………..

2) перед едой мыть (что?)……………., а также (что?)……………….и (что?)………..

4) вести борьбу (с кем?)……………………..

5) проводить влажную уборку (в чём?)……………

VIII. Обобщение (за экраном).

1) Какой был урок?

2) Какую тему мы изучали?

3) Что мы сделали на уроке?

IX. Рефлексия.

1) Что было непонятно?

2)Что было полезно узнать?

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 037 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 04.09.2021 380
  • DOCX 1.3 мбайт
  • 28 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Артемова Оксана Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


Тип Круглые черви

Тип КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ

Всего известно более 15 500 видов круглых червей. Тип включает пять классов. По численности и значению самым важным является класс Собственно круглые черви (Нематоды). Среда обитания: морские и пресные водоемы, почва, организмы человека, животных и растений. Образ жизни: свободноживущие и паразиты.

Круглые черви произошли от плоских червей путем усложнения строения и жизнедеятельности. У них появляется первичная полость тела и задняя кишка с анальным отверстием. Лучше развиты выделительная, нервная системы, органы чувств.

Свободноживущие представители обитают на дне водоемов и в почве. Многие виды являются паразитами животных, человека и растений. Размеры тела большинства видов свободноживущих червей небольшие, даже микроскопические, а среди паразитов есть гиганты, достигающие в длину 8 м (паразит китов).

Тип Круглые черви

Характерные черты типа Круглые черви

1. Тело тонкое, цилиндрическое, вытянутое в длину и заостренное на концах. Тело круглое на поперечном срезе.
2. Кожно-мускульный мешок состоит из наружной многослойной не имеющей клеточного строения кутикулы, расположенного под ней однослойного эпителия и слоя продольных мышечных волокон. Для передвижения тело может змеевидно изгибаться.
3. Полость тела — первичная, заполненная жидкостью, находящейся под давлением, большим, чем атмосферное. Полостная жидкость придает телу упругость и обеспечивает транспорт питательных веществ, продуктов жизнедеятельности.
4. Пищеварительная система представлена сквозном пищеварительной трубкой, подразделенной на три отдела — переднюю, среднюю и заднюю кишки. Передний отдел начинается ротовым отверстием, ведущим в ротовую полость и глотку, способную работать как насос. Глотка отделена от средней кишки клапаном. В средней кишке пища переваривается и всасывается. За средней кишкой следует эктодермальная задняя кишка, открывающаяся на брюшной стороне тела, анальным отверстием.

Тип Круглые черви


5. Выделительная система представлена парой боковых продольных каналов, сливающихся под глоткой в один проток и открывающийся на брюшной стороне тела выделительным отверстием.
6. Нервная система представлена кольцевым окологлоточным ганглием и отходящими от него несколькими продольными нервными стволами, соединенными между собой полукольцевыми нервными перемычками.
7. Имеются органы вкуса, осязания, а у свободноживущих круглых червей есть светочувствительные глазки.
8. Круглые черви — раздельнополые животные, размножающиеся только половым способом. Половая система имеет трубчатое строение: у самки — парные яичники, яйцеводы, матки и непарное влагалище, у самца — непарный семенник, семяпровод, семяизвергательный канал, совокупительный аппарат. Оплодотворение внутреннее, развитие обычно проходит с неполным превращением (со стадией личинки).

Значение круглых червей

Нематоды являются компонентами биогеоценозов и пищей для более крупных животных. Почвенные нематоды участвуют в почвообразовании. Многие из круглых червей — возбудители паразитарных заболеваний (нематодозов). Растительные нематоды наносят большой вред сельскому хозяйству. Нематоды представляют мощный фактор регуляции численности поражаемых ими видов и фактор естественного отбора в природе.

Многообразие круглых червей

Представители паразитических нематод животных и человека : аскарида человеческая, острица детская, власоглав, трихинеллы, свиная аскарида, ришта.

Представители паразитических нематод растений : фитонематоды (нематоды картофельные, свекловичные, земляничные, пшеничные, луковые). Имеют колющий ротовой аппарат, которым они повреждают ткани растений, выделяют вещества, растворяющие содержимое клеток, и высасывают жидкую пищу.

Аскарида человеческая

Аскарида человеческая — типичный представитель данного класса. Длина тела самки – 30–40 см, самца – 15–25 см. Тело цилиндрическое, заостренное на концах. Половозрелая форма живет в тонком кишечнике. Оплодотворенная самка откладывает в сутки до 240 тыс. яиц, которые вместе с фекалиями попадают во внешнюю среду. Развитие яиц происходит в почве. При достаточно высокой температуре (+25 °С), влажности и доступе кислорода через 21 день в яйцах развиваются личинки. Такие яйца попадают в желудочно-кишечный тракт человека с загрязненными овощами, фруктами или водой. В тонком кишечнике личинки выходят из яиц, прободают стенку кишечника, попадают в кровеносные сосуды и совершают миграцию по организму (для развития личинок необходим кислород): с током крови они проходят через печень, правое предсердие и правый желудочек, заносятся в легочные артерии и капилляры легочных альвеол. Здесь личинки активно пробуравливают стенки капилляров, проникают в полость альвеол, поднимаются в бронхиолы, бронхи, трахею и попадают в глотку, вторично заглатываются и снова попадают в тонкий кишечник. Через 3 месяца они превращаются в половозрелые формы. Миграция личинок длится около двух недель. Продолжительность жизни взрослых аскарид около 1 года.

  • соблюдение правил личной гигиены;
  • тщательное мытье овощей, фруктов и ягод;
  • защита продуктов питания от мух — механических переносчиков яиц аскариды;
  • выявление и лечение больных;
  • охрана окружающей среды (почва, водоисточники) от фекального загрязнения человека;
  • проведение санитарно-просветительной работы.

Острица

Острица — возбудитель энтеробиоза. Длина тела самки — около 10 мм, самца — 5 мм. На переднем конце тела находится вздутие кутикулы (везикула), а в задней части пищевода — шарообразное расширение (бульбус), участвующие в фиксации паразита к стенкам кишечника. Острицы паразитируют в нижнем отделе тонкого и толстом кишечнике. После оплодотворения самцы погибают, а самки ночью, когда расслаблены сфинктеры, выползают из анального отверстия и откладывают яйца (до 15 тыс.). Находясь на коже промежности при температуре +36 °С и влажности 90%, в яйце уже через 6 ч созревает личинка. Откладка яиц вызывает зуд. Больные расчесывают зудящие места, яйца остриц попадают под ногти и немытыми руками легко могут быть занесены в рот и на окружающие предметы. В кишечнике из яиц выходят личинки, которые через 2 недели достигают половой зрелости. Продолжительность жизни острицы — около одного месяца. Характерно самозаражение.

  • тщательное соблюдение правил личной гигиены, особенно чистоты рук и постельного белья;
  • привитие детям гигиенических навыков;
  • обследование обслуживающего персонала детских учреждений;
  • лечение больных;
  • систематическая влажная уборка помещений и санитарная обработка игрушек;
  • проведение санитарно-просветительной работы с родителями и воспитателями дошкольных учреждений.

Растениеядные нематоды

Нематодные болезни растений (травянистых, древесных, кустарников) вызывает ряд вредоносных растениеядных нематод. Наиболее часто внешние признаки нематодных поражений растений проявляются замедлением появления всходов, роста и развития саженцев, слабым цветением, частичной (иногда значительной) гибелью растений в молодом возрасте, снижением или гибелью урожая.

В связи с этим растениеядных нематод делят на три большие группы:

  • Стеблевые нематоды (вредят овощным и цветочным культурам). В процессе питания они активно выделяют токсины, закупоривают сосуды растения и сильно поражают стебли, листья, бутоны и цветки. Их объекты: гиацинты, бегонии, нарциссы, гвоздики, флоксы, тюльпаны, лук, чеснок, томаты, огурцы, петрушка.
  • Листовые нематоды (эндопаразиты). Распознают их деятельность по появлению бледно-желтых пятен, истончению, побурению и дальнейшему усыханию и отмиранию листьев. Любят клубнику, хризантемы, нефролепис.
  • Корневые (галловые) нематоды. Паразитируют на корневой системе растений, образуя на ней различного размера и формы наросты (галлы), препятствующие нормальному питанию и поглощению воды, вследствие чего растения увядают и погибают. От них страдают тепличные томаты, баклажаны, огурцы (до 80% урожая), свеклу, картофель, овес, лилии, фикусы, аспарагусы, бегонии.

Стеблевая или клубневая нематода картофеля (Ditylenchus destructor) – один из многочисленных представителей круглых червей, наиболее вредоносная для сельского хозяйства, в том числе и для крупных агрохозяйств. Полифаг. Основной ущерб наносит картофелю. Размножение двуполое. Развитие неполное. Одна генерация развивается от 18 до 68 дней в зависимости от температуры. В анабиоз не впадает. Зимует в состоянии яйца или четвертой личиночной стадии. Эта нематода сейчас почти повсеместно распространена в Поволжье, а также на территории нечернозёмной зоны от Московской области до границы с Республикой Беларусь, поэтому контроль за её распространением очень важен.

Золотистая картофельная нематода (Globodera rostochiensis) — карантинный вид нематод. Более 90% этой нематоды сосредоточено на дачных участках или огородах, где картофель выращивают из года в год на одном и том же месте. В крупных хозяйствах, где есть севообороты, эта нематода встречается крайне редко.

  • Контроль за семенным или посадочным материалом.
  • Контроль заражения полей определёнными видами нематод.
  • Гигиена производства на всех этапах выращивания и хранения продукции.

круглые черви таблица


Видеоурок рассказывает об особенностях строения и процессах жизнедеятельности круглых червей (на примере аскариды человеческой), подробно рассматривается её жизненный цикл. В ходе урока учащиеся знакомятся с многообразием паразитических круглых червей (детская острица, власоглав, нематоды). Особое внимание уделяется описанию мер борьбы с гельминтами. Урок воспитывает стремление следовать правилам гигиены, следить за состоянием здоровья.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Тип Круглые черви"

Круглые черви населяют самые разнообразные среды жизни: морские и пресные водоёмы, почву, организмы человека, животных и растений. Образ жизни: свободноживущие и паразиты.

Размеры тела изменяются от нескольких миллиметров (почвенные черви) до нескольких метров (паразит кашалота).

Круглые черви – многоклеточные трёхслойные животные с двусторонней симметрией. Тело не разделено на членики. Оно тонкое, длинное, имеет цилиндрическую форму. На поперечном разрезе тело имеет форму круга. Отсюда и происходит название типа. У круглых червей впервые появляется полость тела, т.е. пространство между кожно-мускульным мешком и внутренними органами. Вспомним, что у плоских червей это пространство было заполнено паренхимой.


Как и у плоских, у круглых червей отсутствует дыхательная и кровеносная системы. Газообмен осуществляется всем телом. Но имеются пищеварительная, выделительная, нервная и половая системы.

Рассмотрим строение Нематод на примере аскариды человеческой. Она паразитирует в тонком кишечнике человека. Аскарида имеет достаточно большие размеры. Тело тонкое, длинное, цилиндрическое, заострённое на концах. Червь имеет желтоватую окраску. Самка и самец аскариды имею внешние различия. Самка имеет размеры 25 – 40 см и крупнее самца, его размеры около 15 см. Задний конец тела самца спирально закручен.


Явление, когда самцы и самки внешне различимы в биологии называется половым диморфизмом.

Стенка тела образована кожно-мускульным мешком, состоящим из кутикулы, эпителия и мышц. Тело покрыто плотной оболочкой – кутикулой. Она защищает аскариду от переваривания в кишечнике хозяина. Под кутикулой располагается эпителий, а под ним 1 слой мышц. Из-за наличия одного слоя мышц червь не может делать сложные движения, а только змеевидно изгибается.


Полость тела заполнена жидкостью, которая находится под давлением. Полостная жидкость придаёт телу упругость, обеспечивает транспорт веществ между клетками и органами.


В пищеварительной системе имеется передняя и средняя кишка. В передней кишке выделяют рот, окружённый тремя губами и служащий для захвата пищи. За ртом идёт глотка, а за ней пищевод.

Средняя кишка не разделяется на части и в ней происходит пищеварение и всасывание питательных веществ. Впервые появляется задняя кишка и анальное отверстие, которые отсутствовали у плоских червей. У плоских червей непереваренные остатки пищи выделялись через рот. Благодаря появлению анального отверстия, пищевые массы проходят в одностороннем направлении и выделяются через анальное отверстие.


Выделительная система. Продукты жизнедеятельности накапливаются в полостной жидкости, затем поступают в боковые выделительные каналы, которые идут вдоль всего тела и сливаются под глоткой в один общий канал, который открываются на брюшной стороне тела выделительным отверстием.


Нервная система состоит из окологлоточного кольца и отходящих от него нервных стволов. Самые крупные нервные стволы располагаются на брюшной и спинной сторонах тела и соединяются между собой перемычками в виде полуколец. Т.к. аскарида является паразитом, то её нервная система устроена достаточно просто.


Органы чувств плохо развиты. Имеют органы вкуса, расположенные в специальных ямках в передней части тела. Органы осязания – чувствительные щетинки – расположены по всему телу.

Половая система. Аскарида, как и большинство представителей круглых червей, раздельнополый червь, размножается половым способом. Характерна высокая плодовитость. Самка может отложить около 200 000 яиц в сутки!

Женская половая система представлена яичниками, в которых образуются яйцеклетки, мужская – семенниками, в которых образуются сперматозоиды.


Рассмотрим жизненный цикл аскариды человеческой.

Яйца, отложенные самкой, попадают в окружающую среду. Для того, чтобы яйца получили своё дальнейшее развитие, необходимы следующие условия:

· высокая влажность окружающей среды;

· достаточно высокая температура (около 25 °С).

Развитие яйца длится около двух недель и в результате под его оболочкой образуется личинка. Теперь такое яйцо с личинкой способно к заражению. Яйца имеют микроскопические размеры и липкую оболочку. Они могут прилипать к овощам и фруктам, к рукам. При несоблюдении правил гигиены (употребление в пищу немытых фруктов и овощей, питьё загрязнённой воды и немытые руки) они попадают в организм человека. Большую роль в заражении аскаридами играют мухи. Они переносят яйца на своих лапках, и, ползая по продуктам и посуде, оставляют на них.


Из ротовой полости яйца попадают в кишечник, где из него выходят личинки. Они проникают через стенки кишечника в кровь. Кровью они разносятся по всему организму. Для своего дальнейшего развития личинкам необходим кислород. Поэтому с током крови они попадают в лёгкие, далее проникают в бронхи, трахею, поднимаются в глотку. При этом личинки вызывают воспалительные явления, которые сопровождаются у человека кашлем. С мокротой личинки попадают в ротовую полость, вторично заглатываются и снова попадают в кишечник человека. Только проделав такой длинный и сложный путь, личинки превращаются в молодых аскарид. И здесь, в кишечнике молодые аскариды превращаются во взрослых, растут, питаются и размножаются.


Жизненный цикл аскариды происходит без смены хозяев.

Живут аскариды в кишечнике около года, оказывая при этом негативное воздействие на человека: отравляют организм токсическими продуктами своей жизнедеятельности, личики повреждают лёгкие, вызывая при этом кашель и даже бронхит.

Если аскариды живут в кишечнике в больших количествах, то они могут сплетаться в комки, которые вызывают непроходимость кишечника. Комки могут подниматься вверх по дыхательным путям, что иногда приводит к удушью и смерти.

Среди нематод, кроме аскариды, есть много видов, которые являются паразитами человека.

Детская острица. Острицы – маленькие беловатые черви длиной до 1 см, которые паразитируют в кишечнике человека, чаще всего у детей. Самки выходят через анальное отверстие и откладывают на кожу яйца. Яйца приклеиваются к коже с помощью специальной клейкой жидкости, которая вызывает сильный зуд, дети расчёсывают кожу, и яйца остриц попадают на руки. А с грязных рук в рот. Яйца снова попадают в кишечник, где образуется новое поколение паразитов. Живет острица около месяца.


Власоглав – более крупный паразит, длина его достигает 5 см. Передняя часть тела тонкая, а задняя – толстая. Тонкой передней частью тела он прикрепляется к оболочке кишечника. Питается власоглав клетками крови и эпителия кишечника. Заражение происходит путём проглатывания яиц личинками вместе с водой или пищей.


Червей, которые ведут паразитический образ жизни, называют глистами, или гельминтами. Учёным известно более 10 000 паразитических червей.

Большой вклад в разработку мер борьбы с гельминтами внес Константин Иванович Скрябин. Они заключаются в следующем:

· тщательно мыть овощи и фрукты перед употреблением;

· пить чистую, кипячёную воду;

· мыть руки перед едой;

· оберегать продукты питания от мух;

· выявлять и лечить больных;

· употреблять только хорошо прожаренные и проваренные мясо и рыбу.

В природе встречаются нематоды, паразитирующие в растениях. Этих нематод называют фитопатогенными (от фитос – растение, патогенос – вызывающий болезнь). Наибольший вред сельскохозяйственным растениям приносят земляничная, луковая, картофельная нематоды. Они имеют микроскопические размеры, в ротовой полости у них находится колющий орган – стилет, с помощью которого прокалывают ткани растений и питаются, высасывая их соки.

Читайте также: