Любовная лирика ас пушкина конспект

Обновлено: 04.07.2024

Особое место в русской литературе занимает тема любовной лирики Пушкина. Он стал своеобразным новатором, который с помощью стихотворений смог передать свойственное всем людям чувство любви.

Место любовной лирики в творчестве

Тема любви – одна из центральных во всем творчестве А. С. Пушкина. Это и любовь к женщине, и любовь к музе, и любовь к друзьям.

Большое количество стихотворений посвящено реальным возлюбленным писателя, многие лирические произведения посвящены чувству любви в целом. Автор рассуждает по поводу любви в жизни каждого человека.

Чувство любви никогда не покидало А. С. Пушкина, поэтому все оттенки эмоций отображались все в новых и новых стихотворениях. В теме любви писатель ищет вдохновения, так как само чувство любви сопровождает его каждую минуту.

Мотивы

Любовная лирика А. С. Пушкина отличается мотивами счастливой любви. Автор через чувства лирического героя показывает, что любовь – это только положительное чувство, ведь оно способно действительно на многое. Даже если стихотворение наполнено грустью и тоской по прошлой любви, оно написано в радостных тонах, ведь все, что было с лирическим героем – счастье.

Каждое пушкинское стихотворение на тему любви носит в себе какой-либо оттенок: страсть, робость, нежность, грусть, безнадежность, ревность, досада, впечатлительность. Все это характеризует чувство любви с разных сторон. Чувство любви к одной женщине, как показывает А. С. Пушкин, отличается от этого чувства к другой женщине. В этом и заключается ее прелесть. Человек с каждой новой любовью может открывать себя с новой стороны.

Любовь – это то, что приносит в жизнь человека новые чувства и эмоции, то, ради чего хочется жить и творить. Возлюбленные являются настоящими музами, ради которых создаются новые лирические произведения.

Несмотря на новые влюбленности и завершенность прошлых отношений, А. С. Пушкин доказывает, что любовь не может исчезнуть навсегда. Человек рано или поздно вновь испытает это чувство. Писатель утверждает, что человек не может не любить.

Даже безответная любовь не способна на то, чтобы человек отрекся от любви и чтобы он навсегда отказался от этого чувства.

Произведения

Тема любви является излюбленной темой А. С. Пушкина. В стихотворениях любовь и лирика Пушкина соединяется воедино.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: изучить любовную лирику Пушкина, раскрыть её духовный потенциал; обучить выразительному чтению стихотворения; обогащать словарный запас учащихся лексикой нравственной тематики; воспитывать у учащихся чувство нравственной ответственности и глубокого уважения к женской красоте

Конспект урока по литературе на тему: Любовная лирика А.С.Пушкина.

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений

Цели: изучить любовную лирику Пушкина, раскрыть её духовный потенциал; обучить выразительному чтению стихотворения; обогащать словарный запас учащихся лексикой нравственной тематики; воспитывать у учащихся чувство нравственной ответственности и глубокого уважения к женской красоте

Наглядность и оборудование: карточки со словами и словосочетаниями, портрет А. С. Пушкина, иллюстрации с изображением Пушкина в южный период, учебник: Литература, 9 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2009 г, компьютер.

-Сегодня мы будем говорить о самом поэтическом, высоком и чистом чувстве, имя которому – любовь, и попытаемся понять, а что такое любовь, как это чувство развивается и каким бывает. И помогут нам в этом пленительные стихи великого А.С.Пушкина.

2). Беседа по содержанию

-Определите тему этого стихотворения.

- Каким чувством проникнуто стихотворение? (Грустью, светлой печалью)

-Для какого жанра характерна грусть, печаль, задумчивость? (Элегия)

Элегия – лирическое стихотворение, проникнутое грустью.

- Какие признаки этого жанра есть в строке: “Печаль моя полна тобою…”. (В этой строке переданы состояние души, грусть лирического героя.)

- Замените эту фразу синонимичным выражением. (Я грущу по тебе.)

-Почему лирическому герою грустно? (разлука с любимой, безответная любовь, невозможность быть вместе)

-Каким светом? Светом чего?

Вывод: Любовь - это источник света.

- Давайте определим способы выражения грусти. С чего начинается стихотворение? (с пейзажной зарисовки).

- Какова роль пейзажа? (Он создаёт эмоциональный настрой у читателя и гармонирует с душевным состоянием лирического героя. Он находится в согласии с окружающим пейзажем: задумчиво-спокойным, умиротворённым).

-В душе лирического героя радость и грусть соседствуют. Почему радость? (Любовь – это радость, счастье). Почему грусть? (Любовь неразделённая).

& Работа со словарём:

Неразделённый - безответный

-Как меняется интонация последних стихов? (Эти четверостишья на контрасте. Не случайно после первого стоит многоточие.

- Сколько глаголов? (6). И что это даёт? (Спокойно-печальная, повествовательная интонация делается более напряжённой)

-А отчего оно горит-живёт? (оттого, что не любить оно не может).

Вывод: Любовь для Пушкина не только источник света, но и сама жизнь.

-Это стихотворение не просто о любви, а о любви всепоглощающей, подчиняющей себе все чувства, любви поэтической, возвышенной, заключающей в себя всю гамму переживаний: от тихой нежности до бурной страсти, о любви животворящей, которая может творить чудеса.

3) Работа над композицией стихотворения.

-Как построено стихотворение? Какова его композиция?

-В стихотворении сопоставляется (соотносится) мир внешний и внутреннее состояние поэта. Давайте определим ключевые образы внешнего мира:

*образы горных вершин

*глубокой реки, шумящей в темноте

*тишина, которую нарушает только шум реки

*ночная мгла

-Итак, тёмная южная ночь, видны очертания гор, не слышно ничего, кроме однотонного шума реки. Спокойствие и гармония в природе.

-Как называется такой пейзаж? (Романтический).

-Поэт на фоне романтического пейзажа - наедине со своим чувством, таким же романтическим и поэтичным.

-Определите ключевые слова, передающие состояние героя:

* грустно и легко

& Работа со словарём:

Уныние – безнадежная печаль, скука

Выводы: Это стихотворение не просто о любви, а о любви всепоглощающей, подчиняющей себе все чувства, любви поэтической, возвышенной, заключающей в себя всю гамму переживаний: от тихой нежности до бурной страсти, о любви животворящей, которая может творить чудеса.

1).Выразительное чтение стихотворения. Беседа по вопросам:

-Каков жанр стихотворения? (Жанр стихотворения – обращение. Это разговор с любимой).

-Какова тема стихотворения? (Тема стихотворения – любовь. Любовь неразделанная, безответная).

- Каким чувством проникнуто стихотворение? (В нем звенит печальная, грустная нота, ведь происходит прощание, если не с любовью, то с любимой женщиной: “…любовь еще, быть может, в душе моей угасла не совсем”. В его душе оживает любовь – воспоминание!).

-Какая это была любовь? Подтвердите средствами поэтической выразительности.

- Почему автор повторяет фразу “Я вас любил” несколько раз? (Эта фраза передает глубину чувства, переживаний человека, расставшегося с любимой женщиной. Это один из самых грустных моментов любви).

-В каком времени использованы глаголы? Почему? (В прошедшем времени, чтобы показать, что любовь - прошлое, её не вернуть)

-Есть ли описание возлюбленной поэта в тексте? (В этом стихотворении нет портрета возлюбленной. Черты любимых женщин Пушкин часто видит через воспоминания).

4. Заключительное слово учителя

Пушкинские стихи о любви представляют собой своеобразный поэтический дневник, который передаёт все основные оттенки и этапы развития любовного чувства и который сохранил множество прекрасных женских портретов.

III. Подведение итогов урока. Домашнее задание (выучить наизусть одно из стихотворений любовной лирики А.С.Пушкина)

Любовная лирика поэта запечатлела не только психологическую правду любовных переживаний, но и философские представления поэта о Женщине.

Она поднимает вопросы красоты, изящества, грации женщины; вдохновения, вызванные любовным чувством; гуманизма и преклонения перед женщиной; грусти по поводу неразделенной или ушедшей любви; ожидания любви.

В отличие от дружбы, в которой поэт ценил постоянство, верность, любовь рассматривалась им как чувство переходящее. Оно, подобно буре, страстно захватывало поэта, давало ему мощный источник вдохновения, лишало его свободы. Но, как всякая буря, оно угасало. А. С. Пушкин не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить.

Любовная лирика А.С. Пушкина

Любовная лирика А.С. Пушкина

Это стихотворение относится к любовной лирике А. С. Пушкина. Тема этого стихотворения - любовь к девушке. В этом стихотворении Пушкин старается показать красоту своей любимой. Пушкин доносит до нас, что жизнь без любви скучна, мрачна и одинакова.

Стихотворение состоит из шести строф. В каждой строфе по 4 строки. Стихотворение можно разделить на три смысловые части, по две строфы каждая. В первой части говорится о первой встрече лирического героя с красавицей. Во вторых двух строфах говорится о жизни без любви, о том, как трудно жить без любви. В конце стихотворения душа лирического героя пробуждается из-за повторной встречи с любимой.

Рифма в стихотворении является перекрёстной, то есть первая строка рифмуется с третьей, вторая с четвёртой. Размер - четырёхстопный ямб.

Есть две основные версии. По одной из них – это Каролина Собаньская, с которой поэт повстречался еще в южной ссылке в 1821 году. Гордая светская львица занимала воображение Пушкина почти десять лет. Сохранились письма поэта к Собаньской, датированные 1830 годом. В них Александр Сергеевич умоляет женщину хотя бы о дружбе, поскольку понимает, что его любовь к красавице остается безответной. Мольбы поэта и в этот раз не были услышаны.

Но более вероятный адресат проникновенных строк – Анна Оленина, дочь президента Петербургской Академии художеств А. Н. Оленина, двоюродная сестра Анны Керн. Дом Олениных считался главным интеллектуальным салоном Петербурга. Здесь бывали Крылов, Жуковский, Грибоедов, Брюллов, Мицкевич, Щедрин, многие декабристы. Красивая, умная, прекрасно образованная Анна производила на гостей неизгладимое впечатление. Ей посвящали стихи Гнедич, Лермонтов, другие поэты. А. Пушкин настолько был увлечен Анной, что сделал ей предложение, но получил отказ. Тогда в альбоме Олениной и появились эти гениальные восемь строк.

При столь совершенной структуре текста неудивительно, что стихотворение не раз было положено на музыку. Первый романс появился даже раньше, чем был опубликован текст. Его автором стал знакомый А. Пушкина Ф. Толстой, который получил стихотворение в рукописном виде от самого автора. Позже музыку к произведению сочинили Шереметьев, Алябьев, Даргомыжский, Варламов, Метнер, другие композиторы.

Наталья Гончарова

Наталья Гончарова

Стихотворение посвящено теме любви. Описание природы служит автору способом выражения чувств лирического героя, размышлений на тему любви. Два первых стиха дают пейзажную картину:

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Объяснение их дается в следующих строках:

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою.

Тобой, одной тобой. Унынья моего

Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит - оттого,

Что не любить оно не может.

Последние строки особенно важны для понимания стихотворения и пушкинской концепции любви: вечна сама потребность любить, любовь возникает в сердце поэта как эхо женской красоты и гармонии.

Любовная лирика Пушкина

Литература

Александр Сергеевич Пушкин в своем видении творчества был новатором. Его поэтическая душа тонко ощущала и воспринимала все вокруг. Особенностью любовной лирики Пушкина считается не только безупречная передача человеческих порывов, мыслей, страданий и счастья. Любовь в понимании поэта может быть разной: страстной и нежной, открытой и спрятанной от чужих глаз. Он точно описывал чувства как между мужчиной и женщиной, так и к родителям, друзьям, отчизне, природе.

Основные мотивы

Практически в любом творческом сочинении Пушкина заметно, что он наслаждается любовью. Автор умел видеть прекрасное и передавал это читателю. В его понимании любовь великолепна во всех проявлениях. Даже если текст казался пропитанным грустью, ревностью, тоской, Александр Сергеевич всегда показывал эти чувства в романтическом и светлом тоне. В арсенале поэта много любовной лирики:

Стихотворений о любви у автора более сотни, если учитывать его раннее творчество (лицейские годы). Пушкин верил в любовь, для него она была вечной, пронизывала его жизнь и стихотворения. При этом поэт не ставит ограничений на безоговорочной верности и пожизненной привязанности к одному человеку. Он показывает, что после одной нежной и настоящей любви может прийти вторая, третья. И каждый раз она открывается с новой стороны. Даже безответная любовь в его своеобразии и интерпретации — это путь к осознанию себя, своих ошибок.

Хоть многие его лирические произведения посвящены конкретным людям, музой для него служило ощущение счастья, бушующие эмоции. Именно поэтому стихотворения, написанные одним и тем же автором, настолько же разнообразны, насколько отличаются ощущения человека.

При разборе лирических произведений Пушкина видно, как легко он находит эпитеты, сравнения, определения этим ощущениям, насколько ярко описывает происходящее. Благодаря этому читателям несложно проникнуться переживаниями, поставить себя на место лирических героев. Это критически важно для чувственной и открытой поэзии Пушкина.

Воплощение чувств автора в поэзии

Любовь к Екатерине Павловне Бакуниной

Красу невинности небесной,

Надежды робкие черты,

Улыбку душеньки прелестной

И взоры самой красоты.

Мои хладеющие руки

Тебя старались удержать;

Томленья страшного разлуки

Мой стон молил не прерывать.

Анна Алексеевна Оленина

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

Увлечений в жизни поэта было много. Он нравился женщинам, и в большинстве случаев они отвечали ему взаимностью. Анализ истории его влюбленностей можно сделать по некоторым произведениям:

Ветреность или истинные отношения

Исследователи темы любви в творчестве Пушкина и его поклонники видят, насколько много романов было у Александра Сергеевича. Но был ли он ветреным и неверным? Поэт умел любить, хотел испытывать это чувство. Его душа требовала постоянного насыщения этими страданиями, радостями, ревностью, переживаниями и признаниями.

Дамы сердца Пушкина

Любил он так же широко и многогранно, как и творил. Современники отмечают, что каждые его отношения, даже небольшие интрижки или легкие флирты, выглядели как начало чего-то великого, постоянного, яркого. Он горел в любви, но больше сгорал без нее. Пушкин был поэтом и со свойственным своей натуре романтизмом видел в отношениях всю полноту и разнообразие чувств.

Произведения Александра Сергеевича и сейчас признаются литераторами и читателями образцом мировой любовной лирики. К его творчеству невозможно относиться безразлично, в нем отражено все, что было важно для самого автора.

Читайте также: