Конспект урока пищевые связи

Обновлено: 07.07.2024

Цель урока: Формировать знания о составных компонентах биологического сообщества, об особенностях трофической структуры сообщества, о пищевых связях, которые отображают путь круговорота веществ, формировать понятия пищевая цепь, пищевая сеть.

1. Организационный момент.

2. Проверка и актуализация знаний по теме “Состав и структура сообщества”.

На доске: Наш мир – не случайность, не хаос, - есть система во всем.

Вопрос. О какой системе в живой природе говориться в данном высказывании?

Работа с терминами.

Задание. Вставьте пропущенные слова.

Сообщество организмов разных видов тесно взаимосвязанных между собой называют …………. . В его состав входят: растения, животные, …………. , …………. . Совокупность живых организмов и компонентов неживой природы, объединенных обменом веществ и энергии на однородном участке земной поверхности называют …………….. или …………… .

Задание. Выберите четыре компонента экосистемы: бактерии, животные, консументы, грибы, абиотический компонент, климат, редуценты, растения, продуценты, вода.

Вопрос. Каким образом связаны между собой живые организмы в экосистеме?

3. Изучение нового материала. Объяснение с использованием презентации.

4. Закрепление нового материала.

Задание № 1. Слайд № 20.

Определите и подпишите: продуцентов, консументов и редуцентов. Сравните цепи питания и установите сходство между ними. (в начале каждой цепи растительный корм, далее идет растительноядное животное, а в конце – хищное животное). Назовите способ питания растений и животных. (растения – автотрофы, т.е сами производят органическое вещество, животные – гетеротрофы – потребляют готовое органическое вещество).

Вывод: цепь питания – ряд последовательно питающихся друг другом организмов. Цепи питания начинаются с автотрофов – зеленых растений.

  1. Клевер - кролик - волк
  2. Растительный опад – дождевой червь – черный дрозд – ястреб - перепелятник (Первая пищевая цепь начинается с продуцентов – живых растений, вторая с растительных остатков – мертвой органики).

В природе существует два основных типа пищевых цепей: пастбищные (цепи выедания), которые начинаются с продуцентов, детритные (цепи разложения), которые начинаются с растительных и животных остатков, экскрементов животных.

Вывод: Следовательно первая цепь питания – пастбищная, т.к. начинается с продуцентов, вторая – детритная, т.к. начинается с мертвой органики.

Все компоненты пищевых цепей распределяются на трофические уровни. Трофический уровень – это звено в цепи питания.

Задание № 3. Составьте цепь питания, включив в нее перечисленные организмы: гусеница, кукушка, дерево с листьями, канюк, почвенные бактерии. Укажите продуцентов, консументов, редуцентов. (дерево с листьями - гусеница- кукушка-канюк – почвенные бактерии). Определите сколько трофических уровней содержит данная цепь питания (данная цепь состоит из пяти звеньев, следовательно пять – трофических уровней). Определите какие организмы расположены на каждом трофическом уровне. Сделайте вывод.

  • Первый трофический уровень – зеленые растения (продуценты),
  • Второй трофический уровень – растительноядные животные (консументы 1 порядка)
  • Третий трофический уровень – мелкие хищники (консументы 2 порядка)
  • Четвертый трофический уровень – крупные хищники (консументы 3 порядка)
  • Пятый трофический уровень – организмы, потребляющие мертвое органическое вещество – почвенные бактерии, грибы (редуценты)

В природе каждый организм использует не один источник питания, а несколько, то в биогеоценозах пищевые цепи переплетаются и образуют пищевую сеть. Для любого сообщества можно составить схему всех пищевых взаимосвязей организмов и эта схема будет иметь вид сети (пример пищевой сети рассмотрим на рис. 62 в учебнике биологии автора А.А.Каменского и др.)

5. Отработка полученных знаний.

Практическая работа в группах.

Задание №1. Решение экологических ситуаций

1. В одном из канадских заповедников уничтожили всех волков, чтобы добиться увеличения стада оленей. Удалось ли таким образом достичь цели? Ответ объясните.

2. На определённой территории живут зайцы. Из них маленькие зайчата- 100 шт массой – 2 кг, и их родители 20 шт – массой 5 кг. Масса 1 лисы – 10 кг. Найдите количество лисиц в этом лесу. Сколько растений должно вырасти в лесу, чтобы зайцы выросли.

3. В водоеме с богатой растительностью обитает 2000 водяных крыс, каждая крыса потребляет в сутки 80г растений. Сколько бобров сможет прокормить этот водоем, если бобр в сутки потребляет в среднем 200 г растительного корма.

4. Приведенные в беспорядке факты изложите в логически правильной последовательности (в виде цифр).

1. Нильский окунь стал поедать много растительноядных рыб.

2. Сильно размножившись, растения стали загнивать, отравляя воду.

3. Для копчения нильского окуня требовалось много дров.

4. В 1960 г. британские колонисты запустили в воды озера Виктория нильского окуня, который быстро размножался и рос, достигая веса 40 кг и длины 1,5 м.

5. Леса на берегах озера интенсивно вырубались – поэтому началась водная эрозия почв.

6. В озере появились мертвые зоны с отравленной водой.

7. Численность растительноядных рыб сократилась, и озеро стало зарастать водными растениями.

8. Эрозия почв привела к снижению плодородия полей.

9. Скудные почвы не давали урожая, и крестьяне разорялись.

6. Самопроверка полученных знаний в виде теста.

1. Производители органических веществ в экосистеме

2. К какой группе относятся микроорганизмы, обитающие в почве

Б) консументы I порядка

В) консументы II порядка

3. Назовите животное, которое следует включить в пищевую цепь: трава —> . —> волк

4. Определите верно составленную пищевую цепь

А) еж —> растение —> кузнечик —> лягушка

Б) кузнечик —> растение —> еж —> лягушка

В) растение —> кузнечик —> лягушка —> еж

Г) еж —> лягушка —> кузнечик —> растение

5. В экосистеме хвойного леса к консументам 2-го порядка относят

А) ель обыкновенную

В) таежных клещей

Г) почвенных бактерий

6. Растения производят органические вещества из неорганических, поэтому играют в пищевых цепях роль

А) конечного звена

Б) начального звена

7. Бактерии и грибы в круговороте веществ выполняют роль:

А) производителей органических веществ

Б) потребителей органических веществ

В) разрушителей органических веществ

Г) разрушителей неорганических веществ

8. Определите правильно составленную пищевую цепь

А) ястреб —> синица —> личинки насекомых —> сосна

Б) сосна —> синица —> личинки насекомых —> ястреб

В) сосна —> личинки насекомых —> синица —> ястреб

Г) личинки насекомых —> сосна —> синица —> ястреб

9. Определите, какое животное надо включить в пищевую цепь: злаки —> ? —> уж —> коршун

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме: "Пищевые связи в экосистеме". Предназначен для 9 класса.

Цель: сформировать знания о цепях питания, правилах экологических пирамид.

Изучение нового материала

"Свирепый волк с кормящею волчат волчицею - гроза невинных стад;

Орел, стремясь из-под небес стрелою, грозит голубке смертью злою;

Голубка ж, как овца, должна, кормясь, губить ростки и семена.

Охотнице-сове, средь ночи темной, не жаль певца любви и неги томной,

А соловей съедает светляка, не посмотрев на прелесть огонька.

Светляк же, ночи светоч оживленный, вползая вверх, цветок съедает сонный".

Давайте рассмотрим видовое разнообразие пресного водоема. Какие организмы населяют водоем.

Какая форма взаимоотношений между организмами населяющих водоем? (Пищевые отношения)

Что такое цепь питания?

Цепь питания – это перенос энергии от ее источника, через ряд организмов, путем поедания одних видов, другими.

Задание. Сравните две цепи питания, определите черты сходства и различия.

Клевер - кролик - волк

Растительный опад – дождевой червь – черный дрозд – ястреб - перепелятник (Первая пищевая цепь начинается с продуцентов – живых растений, вторая с растительных остатков – мертвой органики).

В природе существует два основных типа пищевых цепей: пастбищные (цепи выедания), которые начинаются с продуцентов, детритные (цепи разложения), которые начинаются с растительных и животных остатков, экскрементов животных.

Вывод: Следовательно первая цепь питания – пастбищная, т.к. начинается с продуцентов, вторая – детритная, т.к. начинается с мертвой органики.

Составьте по одной пастбищной и одной детритной цепи питания.

На основе анализа текста постройте пищевую цепь,

состоящую из организмов, упоминаемых в тексте.

Хулиганы-воробьишки – превосходные воришки.

Им зерно лишь подавай – поуменьшат урожай.

Вот китайцы подсчитали, сколько зерен потеряли,

И издали свой декрет – воробьев свести на нет!

Перебили всех подряд, ждут – каков же результат?

Поначалу, в самом деле, закрома их пополнели.

А потом пришла беда – отворяйте ворота!

Все посевы, урожай насекомые сожрали.

Их в таком большом числе прежде не было нигде.

Оказалось, воробьята не едят совсем зерна-то:

Им родители с полей тащут мошек и червей.

Стало тут властям понятно – надо птиц вернуть обратно.

И пришлось им воробьев из чужих вести краев.

Если все с плеча рубить, можно дело загубить!

2. На основе анализа текста

постройте пищевую цепь,

состоящую из организмов,

упоминаемых в тексте.

Ну что же, подведем баланс,

Чтоб в стихотворном виде

Экосистему юный глаз

Отчетливей увидел.

Она система потому,

Что в ней по форме строгой

Необходимый всем продукт

Идет своей дорогой.

И кто системе служит –

Живет себе, не тужит.

Вот на зеленый стебелек

Садится пестрый мотылек,

Попил нектар со всех цветов,

Их опылил – и в путь готов.

Но тут попался – Боже мой! -

На завтрак птице луговой.

На основе анализа текста

постройте пищевую цепь,

состоящую из организмов,

упоминаемых в тексте.

Отрывок из сказки

«Указала Баба-яга, где растет этот дуб. Иван-царевич дошел до него и не знает, что ему делать, как сундук достать. Он и так, и эдак пробовал его раскачать, нет, не поддается дуб.

Вдруг откуда ни возьмись, прибежал медведь и выворотил дерево с корнем, сундук упал и разбился вдребезги. Из сундука выскочил заяц и во всю прыть бежать пустился.

Глядь – а за ним уж волк гонится, нагнал, ухватил и в клочки разорвал.

Вы усвоили, как составляются пищевые цепи. А теперь я предлагаю закрепить материал в творческом виде. Вашему вниманию представляется логическая задача Чарльза Дарвина. Именно её он задал коллегам-учёным на заседании научного общества для того, чтобы проиллюстрировать, что всё в природе взаимосвязано:

– Какая существует связь между числом старых дев, проживающих в Англии, и удоем коров (количеством молока, которое дают коровы)?
Больше старых дев, больше одомашненных кошек, меньше истребляется мышей, больше разоряют мыши гнёзда шмелей на полях, меньше опыляется клевера, меньше качественного корма для коров, меньше молока.

Постройте пищевые цепи на основе текста решения задачи.

Клевер –– Шмели –– Мыши –– Кошки.

Из данных схем легко заключить, что клевер (продуценты) может являться пищей для нескольких животных. В природе, действительно, работают чаще не пищевые цепи, а пищевые сети, состоящие из нескольких цепей. Например (пример на слайде). Как вы думаете, какое это имеет значение? В случае исключения звена пищевой цепи она не распадается, а сохраняется в изменённом виде.

Задание. Составьте цепь питания, включив в нее перечисленные организмы: гусеница, кукушка, дерево с листьями, канюк, почвенные бактерии. Укажите продуцентов, консументов, редуцентов. (дерево с листьями - гусеница- кукушка-канюк – почвенные бактерии). Определите сколько трофических уровней содержит данная цепь питания (данная цепь состоит из пяти звеньев, следовательно пять – трофических уровней). Определите какие организмы расположены на каждом трофическом уровне. Сделайте вывод.

Первый трофический уровень – зеленые растения (продуценты),

Второй трофический уровень – растительноядные животные (консументы 1 порядка)

Третий трофический уровень – мелкие хищники (консументы 2 порядка)

Четвертый трофический уровень – крупные хищники (консументы 3 порядка)

Пятый трофический уровень – организмы, потребляющие мертвое органическое вещество – почвенные бактерии, грибы (редуценты)

В природе каждый организм использует не один источник питания, а несколько, то в биогеоценозах пищевые цепи переплетаются и образуют пищевую сеть. Для любого сообщества можно составить схему всех пищевых взаимосвязей организмов и эта схема будет иметь вид сети.

В при­ро­де очень редко встре­ча­ют­ся, но су­ще­ству­ют ор­га­низ­мы, по­еда­ю­щие толь­ко один вид рас­те­ний или жи­вот­ных. Их на­зы­ва­ют мо­но­фа­га­ми, на­при­мер, ба­боч­ка гу­се­ни­цы апол­ло­на пи­та­ет­ся толь­ко ли­стья­ми очит­ка, а боль­шая панда – толь­ко ли­стья­ми бам­бу­ка несколь­ких видов .

Оли­го­фа­ги – это ор­га­низ­мы, пи­та­ю­щи­е­ся пред­ста­ви­те­ля­ми немно­гих видов, на­при­мер, гу­се­ни­ца вин­но­го браж­ни­ка по­еда­ет иван-чай, под­ма­рен­ник, недо­тро­гу и еще несколь­ко видов рас­те­ний. По­ли­фа­ги спо­соб­ны упо­треб­лять раз­лич­ную пищу, си­ни­ца – ха­рак­тер­ный по­ли­фаг.

При пи­та­нии каж­дое сле­ду­ю­щее звено пи­ще­вой цепи те­ря­ет часть ве­ществ, по­лу­чен­ных с пищей, и те­ря­ет часть по­лу­чен­ной энер­гии, на на­ра­щи­ва­ние соб­ствен­ной массы тра­тит­ся около 10 % от общей массы съе­ден­но­го корма, то же про­ис­хо­дит и с энер­ги­ей, по­лу­ча­ет­ся пи­ще­вая пи­ра­ми­да.

Правило 10% процентов: на каждый трофический уровень переходит только 10% энергии от предыдущего уровня, остальная энергия рассеивается в виде тепла.

Решение задач на правило экологической пирамиды.

Рассчитайте, сколько нужно травы, чтобы вырос один орел весом 5 кг.

В одном из канадских заповедников уничтожили всех волков, чтобы добиться увеличения стада оленей. Удалось ли таким образом достичь цели? Ответ объясните.

Решить задачу: Вес самки одного из видов летучих мышей, питающихся насекомыми, не превышает 5 г. Вес каждого из двух ее новорожденных детенышей – 1 г. За месяц выкармливания детенышей молоком вес каждого из них достигает 4,5 г. На основании правила экологической пирамиды определите, какую массу насекомых должна самка потребить самка за это время, чтобы выкормить свое потомство. Чему равна масса растений, сохраняющаяся за счет истребления самкой растительноядных насекомых.

Пищевая (трофическая) цепь - это последовательность организмов, в которой каждый из них поедает или разлагает другой. Она представляет собой путь движущегося через живые организмы однонаправленного потока поглощенной при фотосинтезе малой части высокоэффективной солнечной энергии, поступившей на Землю. В конечном итоге эта цепь возвращается в окружающую природную среду в виде низкоэффективной тепловой энергии. По ней также движутся питательные вещества от продуцентов к консументам и далее к редуцентам , а затем обратно к продуцентам.

Пищевая цепь - система передачи вещества и энергии от организма к организму, в которой каждый предыдущий организм истребляется последующим.

Каждое звено пищевой цепи называют трофическим уровнем . Первый трофический уровень занимают автотрофы , иначе именуемые первичными продуцентами , организмы второго трофического уровня называют первичными консументами (гетеротрофами , то есть «питающиеся другими), третьего - вторичными консументами и т.д. Обычно бывают четыре или пять трофических уровней и редко более шести.

Различают: пастбищные пищевые цепи, детритные пищевые цепи, паразитические пищевые цепи

Пастбищные пищевые цепи (цепи выедания) - пищевые цепи, которые начинаются с автотрофных фотосинтезирующих или хемосинтезирующих организмов. Пастбищные пищевые цепи распространены преимущественно в сухопутных и морских экосистемах.

Примером может служить пастбищная пищевая цепь луга. Начинается такая цепь с улавливания солнечной энергии растением. Бабочка, питающаяся нектаром цветка, представляет собой второе звено в этой цепи. Стрекоза - хищное летающее насекомое - нападает на бабочку. Спрятавшаяся среди зеленой травы лягушка ловит стрекозу, но сама служит добычей для такого хищника, как уж. Целый день уж мог бы переваривать лягушку, но еще не успело зайти солнце, как сам стал добычей другого хищника.

Пищевая цепь, идущая от растения через - бабочку, -стрекозу, -лягушку, - ужа - к ястребу,

сосна тля божья коровка паук насекомоядная птица хищная птица .

Растение – кузнечик – лягушка – уж - ястреб

В океанах и морях автотрофные организмы (одноклеточные водоросли) существуют только до глубины проникновения света (максимум до 150-200 м). Гетеротрофные организмы, обитающие в более глубоких слоях воды, ночью поднимаются к поверхности, чтобы питаться водорослями, а утром вновь уходят на глубину, совершая суточные вертикальные миграции протяженностью до 500-1000 м. В свою очередь, с наступлением утра гетеротрофные организмы из еще более глубоких слоев поднимаются наверх, чтобы питаться за счет опускающихся из поверхностных слоев других организмов.
Пример пищевой цепи пресного водоёма: фитопланктон - веслоногие ракообразные - плотва - щука

Таким образом, в глубоких морях и океанах существует своеобразная "пищевая лестница", благодаря которой органическое вещество, созданное автотрофными организмами в поверхностных слоях воды, переносится по цепочке живых организмов до самого дна. В этой связи некоторые морские экологи считают всю водную толщу единым биогеоценозом. Другие полагают, что условия среды в поверхностных и придонных слоях воды настолько различны, что их нельзя рассматривать как единый биогеоценоз.

Детритные пищевые цепи (цепи разложения) - пищевые цепи, которые начинаются с детрита - отмерших остатков растений, трупов и экскрементов животных. Детритные цепи наиболее характерны для сообществ континентальных водоемов, дна глубоких озер, океанов, где многие организмы питаются детритом, образованным отмершими организмами верхних освещенных слоев водоема или попавшим в водоем из наземных экосистем, например, в виде листового опада. .

Например: опад клёна дождевой червь почвенные грибы бактерии.

мертвые ткани растений - грибы - многоножки кивсяки - их экскременты - грибы - ногохвостики - хищные клещи - хищные многоножки - бактерии.

Листовой опад -> Дождевой червь (Lumbricusspp.) -> Черный дрозд (Tardus) —> Ястреб-перепелятник (Accipiternisus)

Труп животного —> Падальная муха и ее личинки (Calliphora vomitoria) ->Травяная лягушка (Rana temporaria)->Уж (Natrix natrix)

Детрит дождевой червь крот лиса

Экосистемы дна морей и океанов, куда не проникает солнечный свет, существуют только за счет постоянного оседания туда отмерших организмов, обитающих в поверхностных слоях воды. Общая масса этого вещества в Мировом океане за год достигает не менее нескольких сотен миллионов тонн.

Гетеротрофные организмы, питающиеся непосредственно детритом, называются детритофагами . В наземных экосистемах ими являются многие виды насекомых, червей и др. Крупные детритофаги, к которым относятся некоторые виды птиц (грифы, вороны и т.д.) и млекопитающих (гиены и пр.) называют падальщиками.

В водных экосистемах наиболее распространенными детритофагами являются членистоногие - водные насекомые и их личинки, и ракообразные. Детритофагами могут питаться другие, более крупные гетеротрофные организмы, которые могут сами служить пищей для хищников.

Паразитические пищевые цепи - пищевые цепи, которые начинаются свободноживущим организмом, на котором паразитируют паразиты первого порядка, на них, в свою очередь, паразиты второго порядка и т.д.

Аскариды, паразитирующие на пойкилотермных организмах, являются паразитами первого порядка, паразитирующие в клетках аскарид одноклеточные эукариоты - паразитами второго порядка, обитающие в них бактерии - паразитами третьего порядка, паразитирующие в бактериях вирусы (бактериофаги) - паразиты четвертого порядка и т.д.

Аскарида- одноклеточные эукариоты – бактерии – бактериофаги

Для наглядности представления взаимоотношений между организмами различных видов в биоценозе принято использовать экологические пирамиды: пирамиды численности, биомассы и энергии
-с одного трофического уровня на другой, более высокий уровень переходит, в среднем, около 10 % энергии, поступившей на предыдущий уровень экологической пирамиды. . Остальная часть энергии теряется в виде теплового излучения, на движение и т.д. Организмы в результате процессов обмена теряют в каждом звене пищевой цепи около 90% всей энергии, которая расходуется на поддержание их жизнедеятельности.

  1. пирамиды чисел - на каждом уровне откладывается численность отдельных организмов
  2. пирамиды биомасс - характеризует общую сухую или сырую массу организмов на данном трофическом уровне, например, в единицах массы на единицу площади - г/м 2 , кг/га, т/км 2 или на объем - г/м 3.
  3. пирамиды энергии - показывает величину потока энергии или продуктивности на последовательных уровнях

Если заяц съел 10 кг растительной массы, то его собственная масса может увеличиться на 1 кг. Лисица или волк, поедая 1 кг зайчатины, увеличивают свою массу уже только на 100 г. У древесных растений эта доля много ниже из-за того, что древесина плохо усваивается организмами. Для трав и морских водорослей эта величина значительно больше, поскольку у них отсутствуют трудноусвояемые ткани. Однако общая закономерность процесса передачи энергии остается: через верхние трофические уровни ее проходит значительно меньше, чем через нижние.

Цель: научиться составлять пищевые цепи, строить экологические пирамиды

1.Назовите организмы, которые должны быть на пропущенном месте следующих пищевых цепей:

2. Из предложенного списка живых организмов составить трофическую сеть: трава, ягодный кустарник, муха, синица, лягушка, уж, заяц, волк, бактерии гниения, комар, кузнечик. Укажите количество энергии, которое переходит с одного уровня на другой.

3. Зная правило перехода энергии с одного трофического уровня на другой (около10%), постройте пирамиду биомассы третьей пищевой цепи (задание 1). Биомасса растений составляет 40 тонн.

  1. Вывод: что отражают правила экологических пирамид?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии в 9 классе на тему: "Круговорот веществ в природе и поток энергии в экосистеме."

Урок биологии в 9 классе по теме: "Круговорот веществ в природе" с использованием электронного приложения УМК "Сферы". при проведении урока используется технология критического мышления. ЗадачиУч.


Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме.

Материал содержит следующую информацию: понятие "продуценты", "консументы", "редуценты", пастбищная и детритная цепи питания, правило экологической пирамиды.

Конспект урока биологии в 9 классе.Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме

Данный урок позволит учащимся развивать навыки коллективной мыслительной деятельности ; умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логические умозаключения; развивать навыки групповой р.

Презентация к уроку 9 класс по теме: " Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме".

В презентацию включены все этапы урока по теме: "Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме".

Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере. Антропогенное влияние на круговороты веществ.

Бинарный урок по биологии и химии в 9 классе.

Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии.

Материал содержит информацию о пищевых связях живых организмов в биоценозах. Учащиеся знакомятся с понятием " биологический круговорот" в природе.

Круговорот веществ и поток энергии в природе

Материал содержит схемы большого и малого круговорота веществ, а также к схемам дается кратное объяснение.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Биология 11 класс

Тема урока: ПИЩЕВЫЕ СВЯЗИ. КРУГОВОРОТ ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ В ЭКОСИСТЕМАХ.

I .Организационный момент

II .Проверка домашнего задания.

Вопрос 1 . Что такое биогеоценоз? Биогеоценоз — это экологическая система (экосистема), границы которой определены растительным сообществом. Совокупность биогеоценозов земного шара образует глобальную систему, биосферу. Примерами биогеоценозов являются дубрава, луг, ельник, березовая роща и др.

Вопрос 2. Расскажите о пространственной структуре экосистемы.

Пространственная структура экосистемы определяется ярусным расположением растительности. Сверху вниз над землей выделяют пологовый (древесный), кустарниковый, травяной и надпочвенный (приземный) ярусы. В почве также идет разделение на уровни, образованные корнями растений разных видов. Такая пространственная организация позволяет растениям эффективно использовать свет и другие ресурсы, а животным — занимать разные экологические ниши и ослаблять конкуренцию между близкими видами.

Вопрос 3 . Какие обязательные компоненты включает любая экосистема?

В любой экосистеме можно выделить два основных структурных компонента — биотоп и биоценоз. Биотоп — это комплекс факторов неживой природы, которые в сумме формируют определенные климатические, географические, почвенные и другие параметры экосистемы. Биоценоз — это совокупность всех живых организмов (популяций) экосистемы. Он разделяется на зооценоз (сообщество животных), фитоценоз (сообщество растений) и микробоценоз (сообщество микроорганизмов).

Вопрос 4 . В каких отношениях находятся друг с другом обитатели биоценозов? Охарактеризуйте эти связи.

С точки зрения экологической структуры в экосистеме можно выделить три группы особей.

1)Продуценты, или производители, —автотрофы, синтезирующие органические вещества из неорганических. Их биомасса — это первичная продукция экосистемы,которая служит пищей и источником энергии для всех остальных организмов сообщества. Автотрофами являются растения, фотосинтезирующие и хемосинтезирующие прокариоты.

2)Консументы, или потребители, —гетеротрофные организмы,использующие первичную биомассу или биомассу других консументов для собственной жизнедеятельности. Консументами являются многие животные, паразитические бактерии, хищные растения.

3)Редуценты, или разлагатели, — организмы, перерабатывающие мертвое органическое вещество (детрит) до минеральных соединений. Редуценты — это дождевые черви,многоножки, термиты, грибы, бактерии.

Таким образом, продуценты используют неорганические соединения, создавая первичную продукцию. Далее часть консументов (растительноядные животные) используют первичную продукцию, создавая вторичную биомассу, которая используется другими консументами (хищники, паразиты). После смерти продуценты и консументы разлагаются редуцентами до минеральных соединений, которые вновь используются продуцентами.

Вопрос 5 . Опишите видовой состав и пространственную структуру экосистемы дубравы.

Животный мир дубравы не менее разнообразен. Членистоногие населяют все ее уровни. Из позвоночных в верхних ярусах мы встретим много птиц — сороку, зяблика, дроздов, синиц, ночных и дневных хищников. В кустарниках обитают зарянка, мухоловка-пеструшка, пеночки, славки, крапивник. В травянистом слое живут мыши, землеройки, ежи. Некоторые животные, например серая белка, способны перемещаться почти по всем ярусам.

В подстилке преобладают редуценты: дождевые черви, мокрицы, личинки мух, жуки-навозники и мертвоеды, клещи, нематоды. В почве обитают различные животные, роющие землю (например, кроты).

2. Индивидуальная работа по карточкам:

Заполните пропуски названиями функциональных групп экосистемы и царств живых существ.

Организмы, потребляющие органическое вещество и перерабатывающие его в новые формы, называют____1_____. Они представлены в основном видами, относящимися к ____2_____ миру. Организмы, потребляющие органическое вещество и полностью разлагающее его до минеральных соединений, называют ____3____. Они представлены видами, относящимися к __4___ и ___5___. Организмы, которые потребляют минеральные соединения и, используя внешнюю энергию, синтезируют органические вещества, называют ___6___. Они представлены в основном видами, относящимися к ____7___ миру.

1. Вступительное слово учителя:

Генеральная Ассамблея ООН объявила 21 марта Международным днём леса. Этот день будет отмечаться ежегодно, начиная с 2013 года.

Леса покрывают 31% поверхности суши. Они лёгкие нашей планеты. В последние годы тенденции, связанные с обезлесением Земли в результате вырубки, деградации и пожаров вызывают тревогу у всего международного сообщества.

В своей резолюции по лесам делегаты 67–й сессии Генеральной Ассамблеи ООН подчеркнули, что надлежащее управление лесами внесёт важный вклад в продвижение развития на планете.

Несмотря на то, что наша страна обладает самыми большими площадями лесов ( 21% мировых запасов), лесное хозяйство вносит всего 3 – 4 % в государственный бюджет, в то время как в Швеции и Финляндии доля лесной отрасли в ВВП достигает 40 – 50 %.

Сегодня на уроке мы рассмотрим причины устойчивости экосистем на примере широколиственного леса. Помните, что лес – это богатство нашей страны. Мы должны бережно относиться к лесным ресурсам и правильно их использовать.

IV . Изучение новой темы.

1.Работа с учебником. Самостоятельное чтение параграфа с.326-329.

2. Беседа по вопросам.

1) За счет чего формируется устойчивая саморегулирующаяся и самоподдерживающаяся экосистема? (За счет постоянного взаимодействия живых организмов друг с другом и с факторами внешней среды.)

2) На основе чего строятся взаимоотношения организмов друг с другом и с окружающей средой? (На основе пищевого поведения.)

3) Чем связаны все виды организмов в экосистеме? (Все виды организмов связаны друг с другом сложной системой пищевых взаимоотношений.)

4) От чего зависит устойчивость структуры экосистемы? (Устойчивость экосистемы зависит от многообразия пищевых связей, существующих между разными видами этого сообщества.)

5)Какие процессы постоянно происходят в экосистеме. (В экосистеме происходит постоянный перенос вещества и энергии, заключенной в пище, от одних организмов к другим.)

6) Как образуются в экосистеме органические вещества? (Растения (продуценты), используя солнечную энергию, образуют органические соединения.)

7)Что происходит дальше с органическими соединениями? (Эти вещества употребляют гетеротрофы (консументы), продукты жизнедеятельности вновь используются автотроф- ными организмами.)

Вывод: В экосистеме существует постоянный круговорот веществ и энергии, который поддерживается энергией Солнца.

Каждый организм, участвующий в этом процессе, находится на определенном трофическом, или пищевом, уровне, образуя трофическое (пищевое) звено.

8)Сколько трофических уровней различают в экосистеме?

1-й трофический уровень —► автотрофные организмы —> растения

2-й трофический уровень —* растительноядные животные и паразитические растения.

3-й трофический уровень —> плотоядные животные —> хищники 1-го порядка —> мелкие млекопитающие, насекомоядные птицы, амфибии, рептилии.

5-й трофический уровень — редуценты.

9) Всегда ли пищевая цепь начинается с продуцентов (растений)? (Нет. Цепь питания может начинаться с детрита (мертвой органики.)

10) Различают следующие цепи питания:

C:\Users\ИРИНА\Desktop\2016-03 (мар)\сканирование0001.jpg

11)Почему пищевые цепи связаны между собой в единую пищевую сеть? (Обычно одно и то же растение служит пищей нескольким животным, которые в свою очередь могут быть съедены разными хищниками.)

Вывод: Пищевые цепи разветвляются в сложные пищевые сети. Пищевые сети внутри каждого биоценоза имеют хорошо выраженную структуру.

Она характеризуется да каждом уровне цепи питания биомассой (количеством, размером и общей массой организмов).

12) Как объяснить снижение биомассы при переходе с одного трофического уровня на другой?

Снижение биомассы при переходе с одного пищевого уровня на другой обусловлено тем, что далеко не вся пища ассимилируется консументами. В цепях питания биомасса каждого последующего звена примерно в 10 раз меньше предыдущего, т. е. масса каждого последующего звена в цепи питания прогрессивно уменьшается.

Пример - на с. 327учебник.

Эта закономерность получила название правила экологической пирамиды. ( рис.165, с.329)

V . Закрепление.

Чем определяется устойчивость экосистемы?

Объясните, что такое экологическая пирамида.

Из данного перечня организмов составьте пастбищную цепь питания:

1 вариант: певчий дрозд, жёлуди, ястреб – перепелятник, жёлуди.

2 вариант: короед, пёстрый дятел, кора дуба, ястреб – перепелятник.

Сильные: Сойка, ястреб – тетеревятник, желудёвый долгоносик, певчий дрозд, жёлуди.

3) Из данного перечня организмов составьте детритную цепь питания: жук – навозник, славка, навоз, ястреб – перепелятник.

Данная разработка урока поможет учителю биологии при изучении вопросов круговорота веществ и превращении энергии в экосистеме.

Оценить 1678 1

План-конспект учебного занятия по биологии.

Автор: Серова Елена Петровна

Тема:ПИЩЕВЫЕ СВЯЗИ В ЭКОСИСТЕМЕ.

Форма организации обучения: Классный урок.

Тип урока: Формирования знаний.

Вид урока: Урок-лекция с элементами беседы.

Образовательные: способствовать формированию знаний о пищевых отношениях между организмами в экосистемах и потоке энергии.

Развивающие: продолжить развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно – следственные связи в живой природе.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к объектам природы, богатствам родного края, совершенствовать коммуникативные способности.

Основные термины и понятия: продуценты, консументы, редуценты, трофический уровень, правило зкологической пирамиды

Оборудование: проектор, экран, компьютер

Структура урока:

Приветствуют учителя и садятся

(слайд 1) Начать урок я хочу словами:

(французский ученый К. Фиаммарион)

- Вы считаете это высказывание справедливым?

- Кого называет ученый детьми солнца?(ответ: растения, животные)

- Скажите, пожалуйста: Каким образом взаимосвязаны сообщества живых организмов в экосистеме между собой и окружающей средой?

(ответ: пищевые связи, поступление энергии)

В растениях энергия солнечного света преобразуется в энергию химических связей органических веществ. Вы съели растение и уже в вашем теле будут синтезироваться характерные для Вашего организма органические соединения, и опять за счет преобразованной энергии солнышка.

Дети высказывают свои предположения.

- Ребята, как вы думаете, что мы сегодня будем изучать?

(слайд 2) ПИЩЕВЫЕ СВЯЗИ. КРУГОВОРОТ ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ В ЭКОСИСТЕМАХ.

-Чему мы должны научиться на уроке?

(слайд 3) Давайте составим план нашего урока:

1. Пищевые связи и их состав.

3. Круговорот веществ в экосистеме.

4. Превращение энергии в экосистеме.

5. Научится строить пищевые цепи.

записывают тему урока в тетрадь

(учащиеся совместно с учителем составляют план изучения урока и записывают его на доске)

Усвоение новых знаний

(слайд 4) В сообществе живые организмы тесным образом связаны не только между собой, но и с неживой природой.

- В чем выражается эта связь?

(ответ: выражается через поступление пищи, воды, кислорода в живые организмы из окружающей среды)

- Что содержит пища? (ответ: энергию)

- Может организм жить без пищи? (ответ: нет)

- Для чего необходима пища организмам? (ответ: для жизнедеятельности организма, роста, движения, развития и т.д.)

Учитель делает запись цепи питания на доске:

растительность →насекомые (питающиеся растениями) → насекомоядная птица → хищная птица

-Что вы видите на доске? (ответ: пищевую цепь)

- Сформулируйте определение – пищевой цепи?

(ответ: Пищевая цепь – система передачи вещества и энергии от организма к организму, в которой каждый предыдущий организм истребляется последующим.(слайд 5)

Каждое звено пищевой цепи называют трофическим уровнем. В этой цепи осуществляется однонаправленный поток вещества и энергии от одной группы организмов к другой.

Различные организмы занимают разное положение, относительно источника поступающей в сообщество энергии, то есть они располагаются на разных трофических уровнях.(слайд 6)

Какие живые организмы составляют трофические уровни (самостоятельно поработать с текстом учебника и записать понятия в тетрадь)

- Какие организмы называют автотрофами? Кто к ним относится?

- Какие организмы называют гетеротрофами? Кто к ним относится?

- Какие организмы называют редуцентами? Кто к ним относится?

- Чем гетеротрофные организмы – консументы отличаются от гетеротрофных организмов – редуцентов?

(ответ: консументы – потребители органического вещества, редуценты – разрушители органического вещества)

(слайд 7,8,9,10,11)

1-й трофический уровень:

автотрофные организмы —> растения

2-й трофический уровень: растительноядные животные и паразитические растения.

3-й трофический уровень:

плотоядные животные —> хищ­ники -

1-го порядка —> мелкие млекопитающие, насекомоядные пти­цы, амфибии, рептилии.

4-й трофический уровень:

крупные плотоядные живот­ные — хищники 2-го порядка и их паразиты.

5-й трофический уровень : редуценты.

Вывод: В экосистеме существует постоянный круговорот веществ и энергии, который поддерживается энергией Солнца.

Каждый организм, участвующий в этом процессе, находится на определенном трофическом, или пищевом, уровне, образуя трофи­ческое (пищевое) звено.

(слайд 12)Выполните задание представленное на слайде.

Задание: Заполните пропуски названиями функциональных групп экосистемы и царств живых существ.

Организмы, потребляющие органическое вещество и перерабатывающие его в новые формы, называют____1_____. Они представлены в основном видами, относящимися к ____2_____ миру. Организмы, потребляющие органическое вещество и полностью разлагающее его до минеральных соединений, называют ____3____. Они представлены видами, относящимися к __4___ и ___5___. Организмы, которые потребляют минеральные соединения и, используя внешнюю энергию, синтезируют органические вещества, называют ___6___. Они представлены в основном видами, относящимися к ____7___ миру.

( слайд 13) Типы пищевых цепей:

А) Пастбищные цепи:

Б) Детритные цепи:

Пастбищные пищевые цепи (цепи выедания) - пищевые цепи, которые начинаются с автотрофных фотосинтезирующих или хемосинтезирующих организмов. Пастбищные пищевые цепи распространены преимущественно в сухопутных и морских экосистемах.

Примером может служить пастбищная пищевая цепь луга. Начинается такая цепь с улавливания солнечной энергии растением. Бабочка, питающаяся нектаром цветка, представляет собой второе звено в этой цепи. Стрекоза - хищное летающее насекомое - нападает на бабочку. Спрятавшаяся среди зеленой травы лягушка ловит стрекозу, но сама служит добычей для такого хищника, как уж. Целый день уж мог бы переваривать лягушку, но еще не успело зайти солнце, как сам стал добычей другого хищника.

Пищевая цепь, идущая от растения через - бабочку, -стрекозу, -лягушку, - ужа - к ястребу.

В океанах и морях автотрофные организмы (одноклеточные водоросли) существуют только до глубины проникновения света (максимум до 150-200 м). Гетеротрофные организмы, обитающие в более глубоких слоях воды, ночью поднимаются к поверхности, чтобы питаться водорослями, а утром вновь уходят на глубину, совершая суточные вертикальные миграции протяженностью до 500-1000 м. В свою очередь, с наступлением утра гетеротрофные организмы из еще более глубоких слоев поднимаются наверх, чтобы питаться за счет опускающихся из поверхностных слоев других организмов.
Пример пищевой цепи пресного водоёма: фитопланктон - веслоногие ракообразные - плотва – щука. Таким образом, в глубоких морях и океанах существует своеобразная "пищевая лестница", благодаря которой органическое вещество, созданное автотрофными организмами в поверхностных слоях воды, переносится по цепочке живых организмов до самого дна.

Детритные пищевые цепи (цепи разложения) - пищевые цепи, которые начинаются с детрита - отмерших остатков растений, трупов и экскрементов животных. Детритные цепи наиболее характерны для сообществ континентальных водоемов, дна глубоких озер, океанов, где многие организмы питаются детритом, образованным отмершими организмами верхних освещенных слоев водоема или попавшим в водоем из наземных экосистем, например: листовой опад клёна дождевой червь почвенные грибы бактерии.

Экосистемы дна морей и океанов, куда не проникает солнечный свет, существуют только за счет постоянного оседания туда отмерших организмов, обитающих в поверхностных слоях воды. Общая масса этого вещества в Мировом океане за год достигает не менее нескольких сотен миллионов тонн.

Гетеротрофные организмы, питающиеся непосредственно детритом, называются детритофагами. В наземных экосистемах ими являются многие виды насекомых, червей и др. Крупные детритофаги, к которым относятся некоторые виды птиц (грифы, вороны и т.д.) и млекопитающих (гиены и пр.) называют падальщиками.

В водных экосистемах наиболее распространенными детритофагами являются членистоногие - водные насекомые и их личинки, и ракообразные. Детритофагами могут питаться другие, более крупные гетеротрофные организмы, которые могут сами служить пищей для хищников.

- В чем главное отличие пастбищной пищевой цепи от детритной?

(ответ: первое звено, с которого начинается пастбищная цепь выедания – растения ( I - трофический уровень), а детритная цепь начинается с отмерших остатков организмов, экстрементов животных.)

( слайд 14) Итак, мы с вами теперь видим, что вещества и энергия передаются от одного организма к другому, они перемещаются по цепям питания, претерпевая многочисленные превращения. На конечном этапе редуценты полностью разрушают органические вещества превращая их в минеральные – Биогенные элементы дающие жизнь. Энергия не может передаваться по замкнутому кругу. Она доступна для организмов в форме солнечной радиации, которая связана процессом фотосинтеза.

Вещество же может передаваться по замкнутым циклам, оно многократно циркулирует между организмами и окружающей средой. Это явление получило название круговорота веществ. При этом вещества используются в круговороте многократно, а энергия – только один раз.

- От чего зависит существование всех экосистем? (ответ: от постоянного притока энергии извне, т.е. солнечной радиации)

- Во что превращается солнечная энергия? (ответ: в химическую энергию, теряется в виде тепла и расходуется на испарение)

- На что расходуется энергия? (ответ: на рост организма и откладывание в виде запасных питательных веществ)

- Почему пищевые цепи связаны между собой в единую пи­щевую сеть?(ответ: обычно одно и то же растение служит пищей нескольким животным, которые в свою очередь могут быть съедены разны­ми хищниками.)

Вывод: Пищевые цепи разветвляются в сложные пищевые сети. Пищевые сети внутри каждого биоценоза имеют хорошо вы­раженную структуру.

Она характеризуется да каждом уровне цепи питания биомас­сой (количеством, размером и общей массой организмов).

- Как объяснить снижение биомассы при переходе с одного трофического уровня на другой? (ответ: снижение биомассы при переходе с одного пищевого уровня на другой обусловлено тем, что далеко не вся пища ассимилирует­ся консументами)

В цепях питания биомасса каждого последую­щего звена примерно в 10 раз меньше предыдущего, т. е. масса ка­ждого последующего звена в цепи питания прогрессивно умень­шается.

( слайд 15) Эта закономерность получила названиеправила экологиче­ской пирамиды.

С одного трофического уровня на другой, более высокий уровень переходит, в среднем, около 10 % энергии, поступившей на предыдущий уровень экологической пирамиды. Остальная часть энергии теряется в виде теплового излучения, на движение и т.д. Организмы в результате процессов обмена теряют в каждом звене пищевой цепи около 90% всей энергии, которая расходуется на поддержание их жизнедеятельности

- Почему энергия течет в одном направлении, а вещество вращается на месте?(ответ: вещества используются в круговороте многократно, так как передается организмам по замкнутому циклу, а энергия – только один раз, так как она не может передаваться по замкнутому кругу круговорота веществ)

( слайд 16)

Беседа с учащимися по вопросам, работа с учебником, таблицами, схемами пищевых цепей)

Записывают схему и определение цепи питания в тетради

Работа с текстом учебника

Записывают характеристику уровней в тетради

Работа с заданием на слайде

Записывают схему в тетради.

Закрепление нового материала

( слайд 17) Задание: 1. На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно зерна, чтобы в лесу вырос один филин массой 3,5 кг, если цепь питания имеет вид: зерно злаков→ мышь→ полевка →хорек → филин

2. На основании правила экологической пирамиды определите, сколько орлов может вырасти при наличии 100 т злаковых растений, если цепь питания имеет вид: злаки→ кузнечики→ лягушка →змеи → орел

( слайд 18) Задание: Какая из предложенных последовательностей правильно показывает передачу энергии в пищевой цепи:

А) лисица – землеройка - дождевой червь -листовой опад - растения.

Б) листовой опад- дождевой червь- растения- землеройка-лисица.

В) растения - листовой опад - дождевой червь-землеройка- лисица.

Г) растения – землеройка -дождевой червь -листовой опад – лисица

( слайд 19) Задание: Назовите организмы, которые должны быть на пропущенном месте следующих пищевых цепей:(схема на слайде)

( слайд 20) Задание: Из предложенного списка живых организмов составить трофическую сеть: трава, ягодный кустарник, муха, синица, лягушка, уж, заяц, волк, бактерии гниения, комар, кузнечик. Укажите количество энергии, которое переходит с одного уровня на другой.

( слайд 21) Задание: Почему разводят на мясо именно свиней и коров?

( слайд 22) Задание на слайде

( слайд 23) Задание: Определите из перечисленных пищевых цепей, к какому типу они относятся.

1)сосна→тля→ божья коровка → паук→насекомоядная птица→хищная птица

2)растение→ кузнечик→лягушка →уж→ ястреб

3)опад клёна→ дождевой червь →почвенные грибы→бактерии

4) листовой опад→ дождевой червь→ черный дрозд→ ястреб-перепелятник

5) труп животного →падальная муха и ее личинки→ травяная лягушка→уж

6) детрит→ дождевой червь→ крот →лиса

( слайд 24) Задание: Зачем человеку необходимы знания о пищевых связях?

Работают с заданиями, устно

отвечают на вопросы в заданиях

( слайд 25) Запишите домашние задание: параграф 5.5

Записывают домашнее задание

Оценивание работы учащихся на уроке (дать характеристику оценок учащимся)

Читайте также: