Кто что ест цепи питания конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

вырабатывать коммуникативные качества, прививать бережное и заботливое отношение учащихся к природе.

Планируемые результаты:

• классифицировать животных по типу питания;

• приводить примеры животных различных групп;

• анализировать цепи питания;

• понимать роль хищников в поддержании равновесия в природе;

• знать защитные приспособления животных;

• обосновывать необходимость охраны животного мира.

Метапредметные

• понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

• работать с разными источниками информации, находить информацию о животных и интерпретировать ее;

• оценивать достижения на уроке;

• моделировать цепи питания.

Формы урока: Фронтальная работа, работа в парах, индивидуально

1. Самоопределение к деятельности

- Говорят, как урок начнешь, так его и проведешь. Давайте наш урок начнем с улыбки, улыбнемся друг другу, улыбнемся нашим гостям, мне и с таким настроением проведем весь урок. Спасибо. Садитесь.

2. Актуализация знаний. Мотивация.

Посмотрите на слайд и назовите одним словом: ктоэто? (Животные)

Перед нами лишь некоторые виды животного мира. А без чего они все не могут жить? (Без воздуха, воды, питания, солнца)

3. Постановка учебной проблемы.

Недавно я была в Новосибирском зоопарке. И вот что там увидела. Заболел зоолог-человек, который кормил животных. Пока его не было лосю дали мясо, льву – рыбу, кукушке – траву и веточки, а белому медведю дали насекомых. Животные метались по клеткам, рычали и выли.

Что случилось? (Животные голодные, потому что корм, который им дали они не едят)

Давайте определим, на какие вопросы нам надо сегодня найти ответы.

А можно ли всех животных разбить на группы в зависимости от того, чем они питаются?

Первый вопрос: научимся распределять животных на группы по типу питания.

А связаны ли между собой в природе все живые организмы? Значит, что еще узнаем?

Второй вопрос: узнаем о связи организмов в природе.

А еще сегодня будем учиться составлять цепи питания.

4. Открытие нового знания.

Давайте поможем животным зоопарка и накормим их правильно.

В маршрутных листах найдите 1 задании. С помощью стрелочек покажите, чем бы вы накормили животных?

Чем вы накормили лося? (Травой, веточками.)

А как называется группа животных, которые едят растительную пищу. А что еще едет травоядные? (Листья, плоды, семена, корни)

Чем накормили льва? (Мясом)

Как называется группа животных, которые питаются мясом? (Хищники). Другое название этой группы животных – плотоядные. Почему? Потому что они питаются плотью других животных.

Чем накормили кукушку? (Гусеницами). А гусеница – это кто?

А если животные питаются только насекомыми, как называется эта группа? (Насекомоядные) А чем еще питаются насекомоядные? (жуками, личинками)

А чем накормили белого медведя? (Рыбой) Скажите, а к какой группе по способу питания его отнесем? Почему?

А сейчас сравните с эталоном свою работу и оцените себя. Если вы все сделали правильно, то в маршрутном листе в своих достижениях наклейте на цветок 1 красный лепесток, если допустили ошибки – 1 желтый. Они у вас в коробочках.

А как вы думаете все ли медведи хищники?

Предлагаю вам выполнить 2 задание в маршрутном листе.

Можно ли по заголовку сказать о ком будем читать? О ком? Что бы вы хотели узнать о медведях?

Совпали ли наши предположения перед чтением? О каких медведях вы прочитали в тексте?

- Что из прочитанного вы уже знали?

- Какая информация для вас оказалась новой?

-Так чем же питаются медведи? (Белые полярные медведи живут на Севере, питаются рыбой, тюленями, морскими котиками.Бурые медведи едят не только рыбу и мясо, но с удовольствием полакомятся ягодами, корнями, орехами, клубнями, злаками, медом.)

Можно ли бурого медведя отнести к хищникам? (нет)

(А знаете ли вы еще всеядных животных? (белка, еж, кабан))

А вы знаете, что раньше люди употребляли слово ЯДА вместо слова ЕДА. От этого и такие названия: растительноядные, всеядные, насекомоядные.

Почему сотрудники зоопарка не смогли правильно накормить животных? (Потому что не знали, чем питается каждое животное)

Можно ли по внешним отличительным признакам животных, определить к какой группе по способу питания они относится? (Да. У животных есть внешние отличительные признаки)

Что помогает хищникам добывать себе пищу?

Вывод: У хищников хорошо развитые клыки, острые зубы, когти; хищники быстрые, сильные, выносливые, с хорошо развитым слухом, зрением.

А растительноядным? У растительноядных животных сильные губы, язык; быстрые ноги, хороший слух и зрение, защита от врагов: едкий запах.

А насекомоядным? У насекомоядных удлиненная мордочка с вытянутым хоботком, много мелких зубов.

У всеядных есть все отличительные признаки как у хищников, растительноядных, насекомоядных.

Практическая работа. А сейчас возьмите мультифору, достаньте шаблон модели и картинки животных Ваша задача, распределить животных по группам питания.

На экране эталон, проверьте свою работу, оцените себя.Если вы все сделали правильно, то в маршрутном листе в своих достижениях наклейте на цветок 1 красный лепесток, если допустили ошибки – 1 желтый

Прочитаем текст. Что нового узнали?

С чего начинается цепь питания? Почему с растения? Только растения, используя энергию Солнца, производят питательные вещества (сахар, крахмал), а ими питаются растительноядные животные, а растительноядными питаются – хищники. Отдельно им друг от друга не прожить. Давайте посмотрим, как это происходит в природе.

Действующие лица: Солнце - 1 человек. Растение - 1 человека, Мышка – 1 человек, Лиса - 1 человек.

Кому свою энергию отдает Солнце? Почему?

А кто получает энергию от растения? (Травоядные животные - мыши)

Сколько бы мышки не загорали на солнышке, есть им все равно хочется!

Кто получает энергию от мышей? Хищные животные – лиса.

В каком порядке расположены звенья в цепи питания? (Растение – растительноядные – хищник)

Мы с вами теперь знаем, как передается энергия от растений к животным, как возникает пищевая цепь.

5. Включение в систему знаний.

В Крымском заповеднике расправились с волками. Скоро над лесом нависла угроза вымирания: расплодившиеся козы съедали молодые деревья.

Сравните с эталоном и оцените себя.Если вы все сделали правильно, то в маршрутном листе в своих достижениях наклейте на цветок 1 красный лепесток, если допустили ошибки – 1 желтый

Ребята, что произойдет с цепью, если истребить всех волков? (Цепь порвется) (К чему это приведет?) Правильно. Если выпадет хоть одно звено из цепи, то нарушится вся цепь. Зачем человеку знать о цепях питания?

(Чтобы быть осторожнее и мудрее в обращении с природой)

Если поступать необдуманно, то это равновесие можно нарушить.

Почему хищники не приносят такого ущерба другим животным как человек? (Они истребляют в первую очередь больных, слабых животных и столько, сколько смогут съесть – не больше!)

А какими мы должны быть, чтобы не навредить животным? (Добрыми, бережно относиться к животным)

6. Рефлексия.

Давайте обратимся к задачам, которые мы поставили в начале урока. На все ли вопросы мы ответили?

Научился ли вы распределять животных на группы по типу питания? (убираю вопрос)

А что вы сегодня узнали о связи организмов в природе?

А кто научился составлять цепи питания?

Что сегодня получилось…

В чем были затруднения…

О чём можете рассказать дома родителям…

Аутотренинг.

И напоследок, я попрошу вас встать. Положите, пожалуйста, руки к себе на грудь (одна под другой), закройте глаза и попробуйте послать частичку своего тепла в свои руки. Чувствуете, руки стали теплее? А теперь потихоньку дуньте на свои ручки и пошлите своё тепло во Вселенную. Пусть наш мир станет чуточку лучше от тепла наших сердец. Урок окончен.

Ф И ученика _______________________________________

Цапля, сова, снегирь _____________ .

Акула, щука, карп _________________ .

Стрекоза, гусеница, бабочка ________________ .

Лиса, корова, медведь ______________________ .

С помощью стрелочек покажите, а чем вы накормите животных зоопарка?

кукушка трава, веточки

Прочитайте рассказ, делая на полях пометки:

5. Моделирование цепи питания по сценке.






7. Домашнее задание.

1. Найдите в дополнительной литературе информацию о пищевых связях в природе и проиллюстрируйте их.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель: создать условия для формирования умений классифицировать животных по типу питания, составлять цепи питания и устанавливать взаимосвязи, обосновывать необходимость поддержания человеком природных цепей питания.

-способствовать развитию речи и логического мышления, умений сравнивать, обобщать, делать выводы.

- содействовать воспитанию бережного отношения к животным, природе в целом.

-проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве.

- учить осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

- содействовать развитию умений слышать, слушать и понимать партнёра в учебном диалоге.

- планировать свои действия в учебном сотрудничестве.

- содействовать проявлению умений устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.

Сценарий урока

I. Организация начала урока.

Встало солнышко давно, Нас оно торопит в класс.

Заглянуло к нам в окно. Урок окружающего мира у нас.

– п редставьте, что на вас солнышко льёт свои тёплые лучики, под ними вы становитесь добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно отправьте солнечные лучики маме, папе, близким людям, всем растениям и животным. Пожелайте им любви и добра.

II. Проверка домашнего задания.

– С чего начнем работу на уроке? (С повторения.)

1. Наука о животных называется зоологией.

2. У насекомых 6 пар ног.

3. С помощью жабр рыбы дышат кислородом, растворимым в воздухе.

4. Зимой спят ежи, медведи, лягушки, барсуки.

5. Пресмыкающиеся ползают по земле, соприкасаясь с ней брюхом.

6. Мыши, тараканы – это домашние животные.

7. Охота на зверей весной запрещена, так как у них рождаются детёныши и идёт линька.

8. У птиц есть зубы.

9. Тело земноводных покрыто сухими чешуйками.

2. Тестирование.

1. Какая наука изучает жизнь животных?

а) б отаника; б) зоология; в) экология.

2. К какой группе животных относятся морские ежи и морские звёзды?

а) м оллюски; б) ракообразные в) иглокожие.

3. К какой группе животных относятся креветки и крабы?

а) м оллюски; б) ракообразные; в) иглокожие.

4. К какой группе животных относятся клещи и скорпионы?

а) п аукообразные; б) черви; в) насекомые.

5. К какой группе относятся животные, у которых 6 ног?

а) р акообразные; б) паукообразные; в) насекомые.

6. Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй?

а) р ыбы; б) земноводные; в) пресмыкающиеся.

7. Какая группа животных выкармливает своих детёнышей молоком?

а) п тицы; б) звери; в) земноводные.

8. К какой группе животных относятся лягушки и тритоны?

а) р ыбы; б) земноводные; в) пресмыкающиеся.

– п ослушаете сказку Николая Сладкова и попробуйте отгадать, о каком звере идёт речь.

Загадочный зверь

Кошка ловит мышей, чайка ест рыбу, мухоловка – мух. Скажи, что ешь ты? И слышу я голосок:

– Угадай, кто я? Я ем жуков и муравьёв!

Я подумал и твёрдо сказал:

– Вот и не угадал! Ещё я ем ос и шмелей!

– Ага! Ты птица осоед!

– Не осоед! Ещё я ем гусениц и личинок.

– Гусениц и личинок любят дрозды.

– А я не дрозд! Ещё я грызу сброшенные лосями рога.

– Тогда ты, наверное, лесная мышь.

– И вовсе не мышь. Бывает, я сама ем даже мышей!

– Мышей? Тогда, ты, конечно, кошка.

– То кошка, то мышка! И совсем ты не угадал.

– Покажись! – крикнул я. И стал вглядываться в тёмную ель, откуда слышался голосок.

– Покажусь, только ты признай себя побеждённым.

– Рано! – ответил я.

– Иногда я ем ящериц. А изредка – рыбу.

– Не цапля! Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнёзд яйца.

– Похоже, ты куница.

– Не говори мне про куницу. Куница мой старый враг. А ем я ещё почки, орехи, семена ёлок и сосен, ягоды и грибы.

Я рассердился и крикнул:

– Скорей всего, ты – свинья, которая забралась на ёлку!

– Сдаёшься? – спросил голосок.

Ветка качнулась, раздвинулась, и я увидел белку!

– Запомни! – сказала она. – Кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних только мух. А белки грызут не только орешки.

– До конца сказки вам не удалось отгадать, какой зверь разговаривал с автором. Почему? Мы привыкли к тому, что каждое животное ест что-то одно, определённое. Мы рассуждаем так же, как и автор. А животные в разных условиях могут питаться разной пищей. Сегодняшний урок посвящён тому, кто что ест.

IV. Актуализация опорных знаний.

– Как вы думаете, над какой темой урока мы сегодня будем работать? (Питание животных.)

– Правильно. Как будем работать? (Поймём то, что не знаем, и постараемся сделать открытие.)

– Какую цель поставим перед собой? (Распределить животных по типу питания. Узнать, чем питаются разные животные.)

– Чтобы проследить разные цепи питания, попробовать их составить самим, нам нужно вспомнить, кто как питается. Начнем с растений. В чем особенность их питания? (Растения получают из воздуха углекислый газ. Корнями из почвы они поглощают воду и растворённые в ней соли. Под действием солнечного света растения превращают углекислый газ, воду и соли в сахар и крахмал. Их особенность заключается в том, что они сами готовят пищу.)

– А теперь давайте вспомним, на какие группы по способу питания делятся животные и чем они отличаются друг от друга. (Растительноядные животные питаются растительной пищей. Насекомоядные поедают насекомых. Хищные животные питаются плотью других животных, поэтому еще называются плотоядными. Всеядные животные питаются растительной и животной пищей.)

Демонстрирует схему:

hello_html_m128ab328.jpg

V. Изучение нового материала.

Рассказ учителя с элементами беседы.

– Животные питаются растениями или другими животными. Поэтому ученые говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания .

Цепи питания начинаются с растения. Это первое звено . Так как только растения способны использовать энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества (сахар, крахмал и др.) из углекислого газа и воды.

Второе звено цепи – это растительноядные животные.

– Как вы думаете почему?

Третье звено – насекомоядные или хищные животные.

р абота в парах.

– Давайте закрепим наши знания и выполним задание в тетради (№ 1, с. 43).

Цепи питания – это связи всего живого по питанию. Цепей питания в природе очень много. В лесу они одни, совершенно иные на лугу и в водоеме, третьи – в поле и в саду. Я предлагаю вам выступить в роли ученых-экологов и заняться поисковой деятельностью.

VI. Первичное закрепление знания.

Работа с учебником.

– п ознакомимся со статьей учебника (с. 94–95) и проверим себя.

– Какие цепи питания приведены в учебнике? (Осина → заяц → волк. Дубы → лесные мыши → совы.)

– В каком порядке расположены звенья в цепи питания? (I звено – растения; II звено – растительноядные животные; III звено – остальные животные.)

VII. Решение экологических задач.

Работа в группах.

– к ак вы думаете, есть ли в цепи питания конечное звено?

Учащиеся обсуждают этот вопрос в группах и высказывают свои предположения. Если они сами не найдут нужный ответ, можно задать вопрос о том, как образуется почва и почему в ней не заканчивается запас минеральных солей.

– Вот мы и подошли к последнему, четвертому звену в цепи питания. Это грибы и бактерии. Одни из них превращают остатки животных и растений в перегной, а другие из перегноя вырабатывают минеральные соли, которые необходимы для жизни и роста растений. И снова мы вернулись к началу нашей цепочки. Так как в природе ничто не возникает из ничего и не исчезает без следа, с чего начинается цепь питания? (С растения.)

– Чем она заканчивается? (Грибами и бактериями.)

– п одумайте, что произойдет, если из цепи питания выпадет какое-либо звено. Обсудите этот вопрос в группах, опираясь на те цепи питания, которые вы составили.

Учащиеся обсуждают этот вопрос, пытаясь объяснить на примере. (Например: если исчезнут божьи коровки, тогда яблонная тля погубит все яблони. Не будет яблок. Это плохо. И т. д.)

– Правильно! Если выпадает хоть одно звено из цепи, то нарушается вся цепь.

Вывод : в природе существует свое хрупкое равновесие. Если поступать необдуманно, то это равновесие можно нарушить.

Учащиеся читают стихотворение:

Воробьиная история

Им зерно лишь подавай –

Вот китайцы подсчитали,

Сколько зерен потеряли,

И издали свой декрет –

Воробьев свести на нет!

Перебили всех подряд,

Ждут – каков же результат?

Поначалу, в самом деле,

Закрома их пополнели,

А потом пришла беда –

Все посевы, урожаи

Их в таком большом числе

Прежде не было нигде.

Не едят совсем зерна-то:

Им родители с полей

Тащат мошек и червей.

Стало тут властям понятно –

Надо птиц вернуть обратно.

И пришлось им воробьев

Из чужих возить краев.

Если все сплеча рубить,

Можно дело загубить.

– Какая цепь питания в Китае была нарушена? (Пшеница → насекомые → воробьи.)

– А еще один эколог вернулся с Таймыра. Это полуостров на севере России. Основное занятие жителей – оленеводство. Вот какая беда случилась здесь.

– У нас на Таймыре решили обезопасить оленей от волков. Стали убивать волков с вертолетов и истребили их множество. Через три года заметили: число больных оленей увеличилось
в 15 раз! Волки – природные санитары.

Вывод : человеку нужно очень хорошо знать, что в природе все взаимосвязано. Он – самое могущественное из живых существ и больше других вмешивается в дела земного дома. В результате по незнанию человек совершает ошибки, а они оборачиваются общей бедой. Именно поэтому мы и знакомимся с цепями питания, чтобы быть осторожнее и мудрее в обращении с природой.

Учитель читает стихотворение:

Однажды англичане Где проживает больше дам,

Заметили в тумане – Почтенных старых леди,

Известно, что у англичан Что больше всех на свете

На островах всегда туман, – Заботятся о кошках.

Но, несмотря на это, Цепочку разглядишь не сразу.

Заметили, что летом На то наука есть и разум…

Растет пшеница гуще там,

– Какую цепь питания поддерживают пожилые леди Англии? (Зерно → мыши → кот.)

И вот загадка решена. Мышей переловил давно,

Ответ – у ловкого кота: А мыши что едят? Зерно.

– Ещё сравнительно недавно волков безжалостно уничтожали, да и теперь их преследуют почти повсеместно, считая, что они наносят природе невосполнимые потери и представляют угрозу для животноводства. Действительно, там, где волков много, а дичи мало, они нападают на стада и уничтожают много животных.

– А что произойдёт, если убить всех волков?

В ряде заповедников США было решено полностью уничтожить волков, но это обернулось трагедией. Сначала копытные в заповеднике увеличили свою численность (в 5–10 раз), затем, уничтожив всю пригодную им в пищу растительность, тысячами гибли от голода. Волки уничтожают, главным образом, больных и слабых животных, выполняя роль санитаров.

Вывод : без хищников природа существовать не может. В природе существует равновесие. Его нельзя нарушать. Хищников всегда меньше, чем травоядных.

VIII. Обобщение изученного.

– Давайте обобщим то, о чем мы сегодня говорили.

– к акое звено в цепи питания первое? (Растение.)

– А второе? (Растительноядное животное.)

– Какое звено заканчивает цепь питания? (Грибы и бактерии.)

– Кто может ответить на поставленный в начале урока вопрос: зачем человеку знания о цепях питания? (Для того чтобы бережно относиться к природе, не вредить ей.)

Цели и задачи урока:

1.Сформировать понятие о пищевых цепях и сетях питания, животных, о взаимоотношениях в природе.

1. Прививать умение школьников работать в группах.
2. Воспитывать бережное и уважительное отношение к природе.

Развивать наблюдательность, внимание, память.

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Повторение.

1.На прошлом уроке мы с вами раздели царство животных на группы по их строению и внешнему виду. Давайте вспомним название этих групп.

Особое внимание мы обратили на беспозвоночных и позвоночных животных.

Работа в группах: (1 группа у доски, остальные за партами).

Задание: Расположите виды животных в нужную группу.

Беспозвоночные Позвоночные
Черви рыбы
моллюски земноводные
иглокожие пресмыкающиеся
ракообразные птицы
паукообразные млекопитающие
насекомые

– В чём особенность позвоночных? (есть скелет)

2. Игра “Кто кем является”.

(Появляются слайды с 3 – 15) Дети определяют, к какому классу относится животное и показывают карточку 1 – беспозвоночные, 2 – позвоночные).

Итак, мы узнали, что животных мы можем классифицировать по их строению, но есть и другие способы классификации животных.

III. Подготовка к изучению нового материала.

Слайд 16. Проблемная ситуация

Перед вами группа животных.

(ТИГР, ЖИРАФ, КОРОВА, ОРЁЛ,ЗАЯЦ,ВОЛК). Назовите их. На какие группы вы их можете разделить?

(Хищные и растительноядные) Почему?

– Назовите, какие животные растительноядные.

– Назовите хищных животных?

(Животные на слайде группируется)

IV. Постановка учебной задачи.

– Кто догадался, по какому признаку мы сегодня будем группировать животных?

(По особенностям питания)

V. Объявление темы урока (слайд 17)

Кто что ест

Мы уже вспомнили две группы животных, которые можно выделить среди животных, если рассматривать, кто что ест.

Это – хищные и растительноядные, но у нас в схеме ещё две стрелки, значит, есть ещё группы. Наша задача сейчас их узнать.

1.Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь) Слайд 19

Медведь может есть практически всё: Любит он зелёные растения, траву, ягоды, корешки. Особым лакомством считает муравьёв, поэтому часто его можно застать за разорением муравейника. Медведь – отличный рыбак, он ловко ловит рыбу в реках и с удовольствием съедает. Может медведь напасть и на большого зверя, таких, как лось, кабан. Не гнушается в голодное время и падалью.

Можно назвать медведя хищником? А растительноядным? (он ест всё) Значит всеядный.

2.Лежала под ёлками
Подушечка с иголками.
Лежала, лежала
Да побежала. (Ёж)

Главная пища ежа – это насекомые. Ежи поедают массу всяких вредных для леса и садов насекомых и слизней. Сюда же можно отнести и уничтожение в лесу гнёзд вместе с выводком грызунов, вредных сельскому хозяйству. Не пропустит ёж и ядовитую змею гадюку. Он её не боится, а, наоборот, первым нападает на неё. Яд гадюки на него не действует.

– К какой группе животных отнесём ежа?

3.Этот зверь с двумя клыками,
С очень мощными ногами
Вместо носа пятачок,
Им он пищу достаёт. (Кабан)

Большую часть корма кабаны выкапывают в земле. Кроме животных, обитающих в почве, они поедают корни и корневища, клубни и луковицы растений. Большим подспорьем служит падалица плодовых деревьев, жёлуди, всевозможные орехи, в том числе и кедровые.

Рассмотрим следующую группу животных. Кто это?

(Крот, ящерица, лягушка.)

– Что общего в их питании? (насекомыми)

– Кто догадался. Как называется эта группа животных? (насекомоядные)

– Я хочу вас познакомить ещё с одним насекомоядным животным. Это выхухоль, его ещё называют водяным кротом. Остаётся их в России совсем немного. Можно их встретить в бассейнах рек Волги, Дона, Урала.

Итак, какие ещё две группы животных по способу питания мы выдели?

Слайд 20 (всеядные и насекомоядные)

Работа в рабочей тетради с. 45 Задание № 1. Выполнить тест.

Растительноядные – 4, 5, 7.
Хищные – 3, 8.
Насекомоядные – 1,2,9.
Всеядные – 6,10.

VI. Физкультминутка

VII. Знакомство с понятием “цепи питания”

– Итак, мы узнали, что животные питаются растениями или другими животными. Поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания. Сегодня мы должны научиться составлять цепи питания.

Цепи питания начинаются с растений – это 1 звено, т.к. растения способны использовать энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества (сахар, крахмал и др.) из углекислого газа и воды.

2 звено цепи – это растительноядные животные.

– Как вы думаете, почему?

3 звено цепи – насекомоядные и хищные животные.

Попробуем составить цепи питания: (работа в группах).

Слайд 22. Перед вами звенья различных цепей питания.

У вас в группах есть такие же картинки. Соедините их в цепи питания.

Дуб – мышь – лиса.

Трава – комар – лягушка – цапля.

Осина – заяц – волк.

– Мы составили несколько пищевых цепей

– С чего начинается каждая из них? (растения)

– Последнее звено? (хищные)

Итак, сделаем вывод. Что же такое пищевая цепь?

Пищевая цепь – это взаимосвязи между организмами, каждый из которых питается другим и, в свою очередь служит пищей третьему.

VIII. Знакомство с понятием “сеть питания”

Цепи питания в природе не так просты как в нашем примере. Зайца могут поедать и другие животные. Какие? (лиса, рысь, волк)

Мышь может стать добычей лисы, совы, рыси, кабана, ежа.

Многие растительноядные животные служат пищей разным хищникам.

Поэтому цепи питания разветвлены, они могут переплетаться между собой, образуя сложную сеть питания.

Работа в группах

Слайд 23 Рассмотрите рисунок. (У каждой группы свой). Здесь изображены сети питания. Несколько стрелок отходят от одного животного и в то же время, соединяются у одного животного. Докажите, что сеть составлена верно.

IX. Вопросы экологии

1. Проблемная ситуация. Слайд 24

Ребята, что произойдет, если в лесу исчезнут все деревья, которыми питается заяц? (Зайцу нечего буде есть)

– А если не будет зайцев? (То не будут пищи и лисе, и волку)

– Что произойдёт с цепочкой? (Она разрушится)

Какой вывод можно сделать? (Если разрушить хоть одно звено в цепи, то разрушится и вся цепочка.)

2. Работа по учебнику.

С. 99 “Доброе слово о хищниках” (инсент):

– не понял, есть вопросы;

X. Итог занятия. Обобщение по теме.

Животные и растения связаны между собой в ……………………

В основе цепи питания находятся ………………………………..

В природе цепи питания переплетаются между собой, образуя

Дружат пчёлка и цветок,
Дружат лист и мотылёк,
Друг без друга им нельзя.
Об этом помни ты всегда!

Оборудование: л исты со стрелк ами; скрепк и; 5 наборов п о 4 карти нки.

Заглянуло к нам в окно. Урок ок ружающего м ира у нас.

- Представьте, что на вас солн ышко льет свои теплые лу чики, под ними вы

становитесь добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно отправьте

солнечные лучики маме , папе, близким людям, всем растениям и животным.

3.С помощью жаб р рыбы д ышат кислор одом, раствор имым в возду хе.

5.Пресмыкающие ся ползают по земле. С оприкасаясь с не й брюхом.

7.Охота на зверей весной за прещена, так ка к у н их рождаются детеныши и

2.К какой групп е жи вотных относятся морские еж и и морские звезды ?

3.К какой групп е жи вотных относятся креветки и крабы?

4.К какой групп е жи вотных относятся клещ и и скорпионы?

5.К какой групп е относятся ж ивотные, у которы х 6 ног?

6.Как называю тся жи вотные, тело которых п окрыто че шуей?

7. Какая групп а животных вык армли вает своих детен ышей молоком?

8. К какой групп е животных отно сятся лягушки и тритоны?

- Послу шайте сказку Николая Сл адкова и попробу йте отгадать, о каком звере

Кошка ловит мышей, чайка ест рыбу, мухоловка - мух. Скажи, что ешь ты? И

- Покажись! - крикнул я. И стал вглядываться в темну ю ель, откуда слышался

- Не цапля! Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих г незд яйца.

- Не говори мне про куницу. Куница мой старый враг. А ем я еще п очки,

- Скорей всего, ты – свинья, которая заб ралась на елку !

- Запомни! – сказала она. – Кошки едят не только мышей, чайки ловят не

только рыбу , мухоловки глотают не одних то лько мух. А белки грызу т не

- До конца сказки вам не удалось о тгадать, какой зверь разговаривал с

автором. Почему ? Мы привыкли к тому, что каждое животное ест что - то

одно, определе нное. Мы рассуждаем так же, как и автор. А животные в

разных условиях могут питаться разной п ищей. Сегодняшний урок посвящен

- Как вы думаете, над ка кой темой у рока мы сегодня бу дем работать ?

- Правильно. Как б удем работать? ( Поймем то, что не знаем, и постараемся

- Какую цель поставим пере д собой? ( Распределить жи вотных по типу

- Чтобы проследить разные цепи питания, попробовать и х со ставить самим,

нам нужно вспомнить, кто как питается. Начнем с растений. В чем

особенность их питания? ( Растения по лучаю т из возду ха углек ислый га з.

Корнями из п очвы они п оглощают воду и растворенные в ней соли. Под

действием солнечного света растения превращают углекислый газ, воду и

соли в сахар и крахмал. Их особенность заключ ается в том, что они сами

- А теперь давайте вспомним, на какие группы по способу питания делятся

животные и чем они отличаются дру г от друга. ( Растительноядные

животные питаются растительной пи щей. Насекомоядны е поедают

насекомых. Хищные жи вотные питаются плотью других животных,

поэтому еще называются пл отоядными. Всеядные ж ивотные питаются

- Животные питаются растениями или другими животными. Поэтому ученые

говорят, что живы е существа связаны между собой в цепи п итания.

Цепи питания начинают ся с растения. Это первое звено . Так как только

растения способн ы использовать энергию Сол нца, создавать , производить

питательные в ещества (сахар, к рахмал и др.) из у глекислого газа и во ды.

Второе звено цепи – это растительн оядные живот ные.

- Давайте закреп им наши зна ния и выпол ним задание в тет ради (№ 1, с.43)

- Цепи питания – это связи всего живого по питанию. Ц епей питания в

природе очень мн ого. В лесу они одни, соверше нно иные на лугу и в

водоеме, третьи – в поле и саду. Я предлагаю вам выступить в роли ученых -

- Познакомиться с о статьей у чебника (с.94 - 95) и прове рим себя.

- Какие цепи питания приведены в учебнике? ( Осина – заяц – волк. Дубы –

- В каком порядке расположе ны звенья в ц епи питания ? ( I звено – растения;

II звено – растител ьноядные ж ивотные; III звено – остальные животные. )

- Как вы ду маете, есть ли в цепи питания ко нечное звено ?

Учащиеся о бсужд ают этот вопрос в группах и высказывают свои

предположения. Если они сами не найдут нужный ответ, м ожно за дать

вопрос о том, как образуется почва и почему в ней не за канчивается запас

- Вот мы и подошл и к последнему. Четв ертому звену в цепи питания. Это

грибы и бактерии. Одни из них превращают остатки животных и растений в

перегной, а другие из перегноя вырабатывают минеральные соли, которые

необходимы для жизни и роста растений. И снова мы вернулись к началу

нашей цепочки. Так как в природе ничто не возникает из н ичего и не

исчезает без сле да, с чего нач инается цепь п итания? ( С растения.)

- Подумайте, что произойдет, есл и из цепи питания выпадет какое - либо

звено. Обсудите эт от вопрос в г руппах, опир аясь на те цепи питания, которые

Учащиеся обсуждают этот вопрос, пытаясь объяснить на примере. (

Например: если исчезнут божьи коровки, тогда яблонная тля п огубит все

- Правильно! Если в ыпадает х оть одно з вено из цепи, т о нару шается вся цепь.

Вывод: в природе существу ет свое х рупкое равновесие. Если поступать

- Трое наших экологов п обывали в Китае, и вот какое сообщен ие они н ам

Сколько зерен поте ряли, Не едят с овсем зер на - то :

Ждут – каков же р езул ьтат? Надо птиц вернуть обратно.

- Какая цепь питания в Китае была нарушена ? (Пшеница – насекомые –

- А еще один эколог верну лся с Тайм ыра. Это полуостров на севере России.

Основное занят ие жителей – оленев одство. Вот ка кая беда с лучилась здесь.

- У нас на Таймыре решили обезоп асить о леней от волков. Стали убивать

волков с вертолето в и истребили их множество. Через три года заметили:

число больных оленей у величилось в 15 раз! Волки – природные са нитары.

Вывод: человеку нужно очень хорошо знать, что в пр ироде все

взаимосвязано. Он – сам ое могуществ енное из ж ивых существ и больше

других вмешива ется в дела земного дома. В результате по н езнанию человек

совершает ошибки, а они оборачиваютс я общей бедой. Именно поэтому мы и

знакомимся с цепям и питания, чтобы быть осторожнее и му дрее в об ращени и

Известно, что у англичан Ч то больше все х на свете

- Какую ц епь питания п оддержив ают пожилые леди Англии ? (Зерно – мыши

- Еще сравнитель но недавно волков б езжалост но уничтожа ли, да и тепе рь их

преследуют почти повсеместно, считая, что они наносят природе

невосполнимы е потери и представляют угрозу для животноводства.

Действительно, там, гд е волков много, а дичи мало, они нападают на стада и

В ряде заповедников США было решено п олность ю уничтожить волков, н о

это оберну лось трагедией. Сначала копытные в заповеднике у величили свою

численность (в 5 - 10 раз), затем, уничтожив всю пригодную им в пищу

растительность, тысячами гибли от голода. Волки уничтожают, главным

образом, боль ных и слабых ж ивотных, в ыполняя роль сан итаров.

Вывод: без хищников природа существовать не может. В природе

существу ет равновесие. Его нельзя нарушать. Хищников всегда меньше, чем

- Какое звено зака нчивает цепь пита ния? ( Грибы и ба ктерии .)

- Кто может ответить на поставленный в н ачале урока вопрос: зачем человеку

Читайте также: