Локальные компьютерные сети конспект урока 10 класс

Обновлено: 29.06.2024

Цели урока: дать представление о назначении и структуре локальных и глобальных сетей.

Ход урока

I. Введение.

Компьютерная сеть – это объединение нескольких ЭВМ для совместного решения информационных, вычислительных, учебных и других задач.

Сети начали появляться в 1964 году и назывались терминальные сети. С одной ЭВМ работали несколько пользователей одновременно. К одной большой ЭВМ подключалось несколько других.

Основной целью компьютерной сети было: – максимальное увеличение вычислительной мощности,

– максимизация машинного времени.

  1. В классе школы.
  2. В кассах продаж билетов дальнего следования.
  3. Базы и банк данных.

II. Аппаратные средства локальной сети.

Локальная сеть объединяет несколько компьютеров и позволяет пользователям совместно использовать ресурсы компьютеров, а также периферийных устройств (принтеров, плоттеров, дисков) подключенных к сети.

Компьютерная сеть – комплекс программ и аппаратных средств, обеспечивающих передачу данных от одного компьютера к другому.

Первая локальная сеть появилась в 1965 году в США и называлась Arpanet.

В небольших локальных сетях все компьютеры обычно равноправны, т.е. пользователи самостоятельно решают, какие ресурсы своего компьютера сделать общедоступными по сети. Такие сети называются одноранговыми.

Для увеличения производительности сети с > 10 компьютерами используют сеть с сервером. Сервер – это компьютер или программа, выполняющий функции координации работы отдельных станций и контроля передачи данных в компьютерных сетях. Задачей сервера является обеспечение доступа и разделение данных и аппаратуры в сети.

Для подключения компьютера в сеть, он должен обладать сетевой платой (адаптером типа EtherNet). Соединение компьютеров между собой производится с помощью кабелей различного типа (коаксиальный, витая пара, оптоволоконный).

III. Топология сети.

IV. Принципы работы локальной сети:

Упражнение: Привести примеры протоколов из жизни. Какой протокол надо изменить при изменении скорости передачи данных.

  1. Какие виды сетей существуют.
  2. Назовите основные виды каналов связи.
  3. Что учитывается при организации сети.
  4. Как соединяются компьютеры внутри одного помещения.
  5. Что такое сетевая карта.
  6. Что такое модем. Какие виды модемов бывают.
  7. Что называют протоколом.

Конспект урока № 2, 3 раздела: “Компьютерные сети”.
Тема урока: “Глобальная сеть”.

  • познакомить учащихся с основными информационными услугами сетей,
  • дать представление об истории развития сети Интернет.
  • показать основные принципы работы сети и организации сети.

Ход урока

I. Введение.

Глобальная сеть – это объединение компьютеров на далеком расстояние. Региональная сеть – это объединение компьютеров в пределах одного региона (города, страны). Корпоративные сети – это объединение компьютеров внутри одной организации.

Интернет – это глобальная сеть, объединяющая многие локальные, региональные и корпоративные сети и включающая многие десятки миллионов компьютеров.

В 1965 году Министерство обороны США разработало сеть ARPANet, предназначенную для помощи военным специалистам в обмене информацией. К 1986 году была создана опорная сеть для соединения шести суперкомпьютерных центров.

II. Аппаратные средства.

Работу глобальной сети можно сравнить с работой обычной почты:

Письмо с 2 адресами (отправителя и получателя) – почтовый ящик – почтовое отделение – сортировочный узел (принимает решение по какому направлению оно должно быть отправлено) – промежуточное почтовое отделение – адресат.

У компьютерной сети:

Пакет – узловой компьютер (хост – комп, сервер, свич) – промежуточные узловые компы – компьютер получатель.

Необходимо для создания сети:

– узловой хост – компьютер,
– Пк абонентской сети,
– линии связи.

III. Адресация в Интернете.

Адрес ком-ра в сети имеет два формата: IP-адрес и DNS-адрес.

Адрес компьютера в сети уникален и представляется в двоичном виде, всего выделено 32 бита, для удобства используют десятичную запись в виде 4– х целых чисел разделенных точкой и назыв. IP-адрес. Пример: 195.46.140.6, где 195 – адрес сети, а ост. уточнение адреса ком-ра в подсети. Адреса разделяются на три класса А,В,С (учитывая, что Интернет сеть сетей).

DNS-адрес доменная система имен имеет иерархическую структуру и выражается буквами: домены верхнего уровня: географические (ru – росия) и административные (edu – образовательные), второй уровень указывает на сеть, третий уровень на сервера.

IV. Принципы работы сети (показаны в фильме про интернет):

  1. Прикладной – пользовательская программа (почта).
  2. Транспортный – деление информации на пакеты, контроль их отправления и приема.
  3. Сетевой – определение маршрута следования пакетов, т. е. их распределение.
  4. Доступ – отправляет сигнал на другую машину, доступ получает сигнал и отдает их сетевой – транспортной – прикладной.

Проток передачи данных TCP/ IP.

Компьютеры, подключ. к Интернету, несмотря на различие платформ, ОС, прикладных программ, хорошо общаются друг с другом благодаря тому, что все используют одни правила передачи данных – TCP/ IP.

Включает два протокола:

– TCP – транспортный протокол,
– IP – протокол маршрутизации.

IP обеспечивает маршрутизацию IP – пакетов, т.е. доставляет информацию от компьютера – отправителя к компьютеру – получателю.

TCP – обеспечивает разбиение файлов на IP – пакеты в процессе передачи и сборку файлов в процессе получения.

(ТCP/ IP: – разбиение данных на пакеты,
– адресация пакетов и передача их по определен. маршрутам,
– сборка пакетов в форму исх. данных.)

Используя этот протокол, можно передавать информацию с помощью модема, сетевой платы или прямого соединения.
Модем – устройство, преобразователь аналоговых сигналов(есть ток, нет) в цифровые (1,0) и обратно.

  1. Что такое глобальная сеть.
  2. Как можно подсоединиться к Интернету.
  3. Что такое протокол.
  4. TCP/ IP – что это такое.
  5. Принципы работы сети Интернет.

Конспект урока № 4 по теме: “Типы сервиса в Интернете”.

Цель урока: обучить способам обмена файлами в электронной почте.

Упражнения: Привести примеры передачи информации на расстоянии. Когда на Руси появилась первая почта и как она выглядела. Приведите примеры известных Вам адресов в Интернете.

Ход урока

I. Введение.

    Электронная почта.
  1. Телеконференция.
  2. WWW – всемирная паутина.
  3. FTP.

Почтовый ящик – это раздел внешней памяти почтового сервера, отведенный для абонента, он имеет свое имя и пароль.

  1. Письмо может содержать вложенные файлы (рисунок, таблицу…).
  2. Быстрая передача письма.
  3. Письмо можно послать сразу нескольким абонентам.

II. Адресация.

Адрес электронной почты записывается по определенной форме и состоит из двух частей, разделенных символом @:

Первая часть почтового адреса (Petrov) имеет произвольный характер и задается самим пользователем при регистрации почтового ящика.

Адрес электронной почты не должен содержать пробелов и записывается только латинскими буквами.

III. Функционирование электронной почты.

Важное отличие писем от других видов передачи информации на расстоянии (телефона, телевидения) состоит в том, что получатель письма не обязательно должен присутствовать в тот момент, когда письмо доставляется по назначению. Письмо обычно сохраняется в почтовом ящике до тех пор, пока получатель не заберет его оттуда.

Таким образом, письмо – это передача данных не только на расстоянии, но еще и во времени.

Любой пользователь Интернета может зарегистрировать почтовый ящик на одном из серверов Интернета, в котором будут накапливаться передаваемые и получаемые электронные письма.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Поиск оптимального решения при построении локальной компьютерной сети.

Задачи урока:

сформировать знания о назначение, принципах построения и функционирования локальных компьютерных сетей,

развивать фантазию и образное мышление учащихся, развивать дружеское и деловое общение учащихся в совместной работе,

воспитывать дисциплинированность, целеустремленность и трудолюбие.

Формы деятельности :

Проблемная ситуация :

Предлагаю учащимся представить, что они являются сотрудниками фирмы. У каждого из них есть свой рабочий компьютер. Проблема в том, что каждый сотрудник выполняет только часть заказа фирмы и есть необходимость обмениваться данными с другими сотрудниками, пользоваться принтером и сканером, а периферийные устройства (принтер, сканер) один на весь отдел.

Учащиеся могут предложить купить ещё 15 принтеров и 15 сканеров, чтобы хватило каждому. Тогда осуществим межпредметную связь с экономикой и посчитаем целесообразность таких покупок и повторим ещё раз проблемную ситуацию: необходимо обмениваться данными с другими компьютерами фирмы.

1 этап: Организация начала урока

Поприветствовать учащихся. Проверить готовность учащихся к уроку. Отметить в журнале отсутствующих учеников.

2 этап: Создание проблемной ситуации.

Учитель: Ребята, сегодня на уроке я хочу предложить вам необычную роль: вместо учащихся одного класса стать сотрудниками одной фирмы. Вы согласны?

Ученики: Да.

необходимо обмениваться данными между компьютерами;

каждому для работы необходим сканер и принтер.

Учитель: Совершенно верно. А вы можете предложить варианты решения этих проблем.

(Вариант купить каждому сканер и принтер отпадает после расчёта себестоимости).

3 этап: Подготовка учащихся к усвоению, актуализация опорных знаний

Учитель: Действительно, компьютеры можно соединить вместе и получить компьютерную сеть. Давайте так и поступим.

Но компьютерные сети бывают локальные и глобальные. Какую сеть мы будем строить у себя на фирме?

Ученики: Локальную.

Вспомним немного теории.

Ученики: Формулируют цель урока. Учитель её повторяет, при необходимости немного переформулирует.

4 этап: Изучение нового материала

Учитель: Целью нашего урока будет знакомство с принципами построения и функционирования локальных компьютерных сетей и поиск оптимального решение при построении локальной компьютерной сети. На уроке вам предстоит работать в группах.

Итак, ребята, основные термины и понятия для изучения на уроке следующие:

Назначение локальных компьютерных сетей.

Принципы построения локальных компьютерных сетей.

Принципы функционирования локальных компьютерных сетей.

Аппаратное и программное обеспечение проводных и беспроводных сетей.

Скорость передачи данных по локальным компьютерным сетям.

Карточки дают информацию учителю о начальных знаниях учащихся по теме урока. А для учащихся – самоконтроль. Что знаю на начало урока? Что знаю в конце урока?

Учитель: Я посмотрела ваши ответы и пришла к выводу, что пора разобраться со вторым вопросом. Итак, топология сети. Что это такое?

Ученики: Воспользуемся словарём. Топология сети – это общая схема соединения компьютеров в сеть.

Учитель: Предлагаю задание: допустим у вас 4 ПК. Предложите возможные варианты соединения их в сеть.

Ученики: рисуют на доске несколько вариантов.

hello_html_5d4e5f19.jpg

1)

Учитель: Такая схема называется одноранговая локальная сеть с топологией линейная шина. Нарисуйте её в тетради и запишите название.

2)

Учитель: Такая схема называется одноранговая локальная сеть с топологией кольцо. Нарисуйте её в тетради и запишите название.

Учитель: Ребята, а что, по-вашему мнению, значит одноранговая сеть?

Учитель: Одноранговая – это значит, что все компьютеры в сети равноправны. Нет главного.

По такому принципу построена локальная сеть у нас в компьютерном классе. Но в локальной сети с топологией линейная шина или кольцо есть очень большой недостаток. Какой? Вы можете его назвать?

Учитель: Правильный ответ: при выходе из строя сетевого кабеля у одного из компьютеров локальная сеть не работает. Чтобы избежать этого строят локальную сеть с топологией звезда.

Что выберите? Не знаете? А где можно получить информацию об этих устройствах?

Ученики: В библиотеке, от учителя, в интернете, от друзей, от консультанта в магазине и т.д.

Учитель: Я предлагаю обратиться к учебнику.

Ученик: Работают с учебником. Выясняют, что им необходим концентратор (коммутатор), оба эти устройства обеспечивают передачу данных между компьютерами.

hello_html_mf5529f5.jpg

Учитель: Итак, такая схема называется одноранговая локальная сеть с топологией звезда. Нарисуйте её в тетради и запишите название.

Учитель: Ребята, но если к локальной сети подключено более 10 компьютеров, одноранговая сеть может оказаться недостаточно производительной. Для увеличения производительности, а также в целях обеспечения большей надежности хранения информации в сети выделяется мощный компьютер для хранения файлов и программ. Такой компьютер называется сервер, а локальная сеть – сетью на основе сервера.

hello_html_642c9c1.jpg

Учитель: Ребята, нарисуйте схему в тетради и запишите её название: локальная сеть на основе сервера.

Учитель: Для подключения портативных компьютеров (ноутбуков) часто используют беспроводное подключение, при котором передача данных осуществляется с помощью электромагнитных волн. В беспроводных локальных сетях в качестве центрального устройства используется точка доступа.

hello_html_m14e8bc9e.jpg

Учитель: А сейчас обратимся к вопросу № 3 и №4. Поговорим об а ппаратном и программном обеспечение проводных и беспроводных сетей и скорости передачи данных по локальным компьютерным сетям.

Итак, каждый компьютер или принтер, подключённый к локальной сети, должен иметь специальную плату (сетевой адаптер). Основной функцией сетевого адаптера является передача и приём информации из сети. В проводных локальных сетях соединение компьютеров производится с помощью кабеля. Кабели подключаются к сетевым адаптерам, которые могут обеспечить скорость передачи данных 10 Мбит/с, 100 Мбит/с или 1000 Мбит/с.

Беспроводные сети типа Wi - Fi могут обеспечить скорость передачи данных до 54 Мбит/с, однако скорость зависит от количества подключенных компьютеров и от расстояния до точки доступа.

Современные версии ОС обладают встроенными сетевыми возможностями, которые делают подключение к локальной сети простым и быстрым.

Учитель: Итак, ребята, давайте ещё раз обратимся к тем понятиям, которые нам предстоит изучить на уроке. С принципами построения локальных сетей мы познакомились?

Ученики: Да.

Учитель: С принципами функционирования локальных сетей познакомились?

Ученики: Да.

Учитель: Об а ппаратном и программном обеспечение локальных сетей вы узнали?

Ученики: Да.

Учитель: С корость передачи данных по локальным компьютерным сетям вы записали?.

Ученики: Да.

5 этап: Физкультминутка

6 этап: Первичная проверка усвоения знаний

Учитель: Предлагаю вам поработать в группах по три человека. Каждой группе необходимо описать свой вариант построения локальной сети в нашей фирме, с обоснование всех её недостатков и достоинств и с расчётом стоимости её построения.

(Каждой группе выдаю задание, см. в приложении).

7 этап: Контроль и самопроверка знаний

Публичное выступление учащихся с обоснованием оптимального решения проблемы.

После выполнения задания каждая группа отчитывается о проделанной работе. Выслушав выводы каждой группы, совместно определяем, какой тип локальной сети будет наиболее оптимальным для нашей фирмы.

8 этап: Подведение итогов урока . Рефлексия

После заполнения карточек, каждый учащийся проговаривает, что он написал.

9 этап: Информация о домашнем задании

Домашнее задание даю 2-х уровней: обязательное и творческое.

Творческое: в программе Power Point построить анимированную ассоциативную схему по теме урока или анимированный слайд по топологии локальной компьютерной сети.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Форма урока: изучение нового материала с применением ТРКМ.

Методы обучения на уроке: исследовательский, иллюстративно-объяснительный.

Способ обучения: коллективный.

Режим обучения: интерактивный.

Приемы ТРКМ: кластер, ромашка Блума, продвинутая лекция, таблица(+, -).

Учебник: Н. Д. Угринович, 10 класс, параграф 2.1

Оборудование: проектор.

Развитие интереса к изучению информатики;

Воспитание коммуникативной и информационной культуры школьников.

Изучить основные компоненты локальной сети, их характеристики;

Научить предоставлять общий доступ к ресурсам ЛС;

Научить распознавать топологию локальных сетей;

Развивать умение сравнивать, анализировать, классифицировать, систематизировать учебный материал;

Воспитывать уверенность в себе, а также чувство сотрудничества.

Организационный момент (2 мин).

Приветствие учеников, объявление темы, целей и задач урока.

Начнем работу с шести вопросов, которые помогут вспомнить основные понятия и активизировать наше мышление.

Простой вопрос: Что изучает наука информатика? (Информатика изучает все способы получения, хранения, обработки и передачи информации)

Как вы догадались, речь на уроке пойдет о передаче информации.

Объясняющий вопрос: Как можно передавать информацию? Изобразите схематически.







Уточняющий вопрос. Я правильно поняла, что для передачи информации в любом из случаев нужны источник, приемник и канал связи? (ответы)

Оценочный вопрос. Как понять, какой канал связи самый лучший? (ответы)

Запишите в тетрадь:

Основной характеристикой каналов передачи информации является их пропускная способность. Пропускная способность измеряется в битах в секунду и кратных единицах Кбит/с и Мбит/с, либо а байт/с, Кбайт/с, Мбайт/с.

1 байт/с =8 бит/с = 2 3 бит/с

1 Кбит/с = 1024 бит/с = 2 10 бит/с

1 Мбит/с = 1024 Кбит/с =2 10 Кбит/с

1 Гбит/с = 1024 Мбит/с = 2 10 Мбит/с

Практический вопрос. Какое количество байтов будет передано за одну секунду по каналу с пропускной способностью 100 Мбит/с?

Творческий вопрос. Как вы думаете, как будут развиваться дальше каналы связи?

Давайте изобразим в виде схемы все, что на сегодняшний день вам известно о локальных сетях. (Примерная схема)

коммутаторы


Одноранговые Звезда

Сетевой адаптер



матршрутизаторы ЛС На основе

Wi-Fi Кабели

На экран выводятся рисунки топологий ЛС.

Одноранговый локальные сети.

При кольцевой топологии (рис.2) сети рабочие станции связаны одна с другой по кругу, т.е. рабочая станция 1 с рабочей станцией 2, рабочая станция 3 с рабочей станцией 4 и т.д. Последняя рабочая станция связана с первой. Коммуникационная связь замыкается в кольцо.


Концепция топологии сети в виде звезды (рис.3) пришла из области больших ЭВМ, в которой головная машина получает и обрабатывает все данные с периферийных устройств как активный узел обработки данных. Этот принцип применяется в системах передачи данных. Вся информация между двумя периферийными рабочими местами проходит через центральный узел вычислительной сети.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассмотрим интересную тему- компьютерные сети и одну из ветвей этих сетей – это локальные сети.

Компьютерная сеть – это система компьютеров, связанная каналами передачи информации. Посмотрим на экран и запишем себе в тетрадь это определение.

Назначение всех компьютерных сетей можно выразить двумя словами: совместный доступ или совместное использование. Прежде всего, имеется в виду совместный доступ к данным. Людям, работающим над одним проектом, приходится постоянно использовать данные, создаваемые коллегами. Благодаря сети эти и многие другие проблемы решаются.

Одним из простейших видов соединения является прямое соединение компьютеров.

Открытый урок по Информатике и ИКТ 10 класс

Учитель информатики и ИКТ Бакурадзе Л.А.

Информатика, 10 класс

Компьютерные сети

Сформировать представления о назначении и принципах построения компьютерных сетей.

Дать представление о назначении компьютерных сетей, их видах ;

познакомить учащихся со структурой локальных сетей;

научить выделению различных типов топологий локальных сетей.

Способствовать развитию умения обмена файлами в локальной компьютерной сети ;

прививать учащимся основные приемы работы в сети;

формировать навыки выделения топологии сети.

Воспитывать интерес к предмету;

формировать навыки самостоятельности и дисциплинированности.

Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ЦОР на CD , ресурсы интернет)

Универсальные, ЦОР на CD

Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный проектор, компьютер)

Мультимедийный проектор, компьютер

ХОД УРОКА

ЭТАП I

Организационный момент

Достижение готовности учащихся к работе

Форма организации деятельности учащихся

Функции преподавателя на данном этапе

Учитель приветствует учеников:

ЭТАП II

Изучение нового материала

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

Форма организации деятельности учащихся

Функции преподавателя на данном этапе

«Может быть, кому-нибудь уже знакомо такое понятие как компьютерные сети? Если да, то как вы его можете объяснить?

Итак, компьютерная сеть – это система компьютеров, связанная каналами передачи информации. Посмотрим на экран и запишем себе в тетрадь это определение.

Назначение всех компьютерных сетей можно выразить двумя словами: совместный доступ или совместное использование. Прежде всего, имеется в виду совместный доступ к данным. Людям, работающим над одним проектом, приходится постоянно использовать данные, создаваемые коллегами. Благодаря сети эти и многие другие проблемы решаются.

Одним из простейших видов соединения является прямое соединение компьютеров.

Мы знаем, что для взаимодействия с внешними устройствами компьютеры имеют специальные устройства – коммуникационные порты. С их помощью можно не только соединить компьютер с принтером, или например, со сканером, но и связать два компьютера между собой – тогда они смогут обмениваться файлами. Тогда образуется простейшая компьютерная сеть, которая называется прямым соединением.

Но у прямого соединения есть три существенных недостатка:

оно позволяет соединить не более 2 компьютеров;

пропускная способность мала;

длина прямого соединения крайне незначительна (до 1,5 м для параллельного и до 10 м у последовательного соединения).

Для создания более сложных соединений используют сетевые адаптеры. Если на компьютер установлен сетевой адаптер, на нем образуется так называемый сетевой порт. Соединяя сетевые порты разных компьютеров между собой с помощью кабелей, получают компьютерные сети.

Виды компьютерных сетей

По географическому принципу различают сети локальные и глобальные.

Локальные сети объединяют компьютеры, находящиеся на небольшом расстоянии друг от друга. Глобальные сети могут охватывать огромные территории, сравнимые с размерами государства.

Локальные сети, их основные свойства

Это сети небольшие по масштабам и работают в пределах одного помещения, здания, предприятия. Они объединяет относительно небольшое количество компьютеров (до 1000 штук).

Обычно компьютеры одной локальной сети удалены друг от друга на расстояние не более одного километра.

Использование локальной сети отвечает двум основным целям:

обмену файлами между пользователями сети;

использованию общедоступных ресурсов: большого пространства дисковой памяти, принтеров, программ и т.д.

Высокая скорость передачи, большая пропускная способность.

Низкий уровень ошибок передачи.

Точно определенное число компьютеров, подключаемых к сети.

Имеет один или несколько взаимосвязанных центров управления.

С точки зрения организации взаимодействия отдельных элементов в ЛС выделяют два типа:

сеть с выделенным файловым сервером (главным компьютером).

Топология – это физическое расположение компьютеров сети относительно друг друга и способ соединения их линиями.

КОЛЬЦЕВАЯ: Каждый компьютер соединен друг с другом. Сигнал, несущий информацию идет по кругу.

ШИНА: Компьютеры соединены последовательно. Все компьютеры подключены к одному кабелю. Основной недостаток – разрыв кабеля в любой точке разрывает сеть.

ЗВЕЗДА: Использует отдельный кабель для каждого компьютера, проложенный от центрального устройства (концентратор, HUB). Более устойчива к различным повреждениям кабеля.

СНЕЖИНКА: Разновидность “Звезды”. Имеется один центральный сервер для всей сети и несколько файловых серверов для разных рабочих групп.

Главными параметрами линий связи является пропускная способность (максимальная скорость передачи информации), помехоустойчивость, стоимость.

Учитель обращается к ученикам:

ЭТАП III

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция.

Форма организации деятельности учащихся

Функции преподавателя на данном этапе

«Давайте попробуем применить наши знания на практике. Ответьте мне на следующие вопросы:

Какая же сеть у нас в классе и почему?

К какому виду сети: одноранговая или с выделенным сервером, мы отнесем нашу сеть?

Какая топология и почему?

Основные виды деятельности

ЭТАП IV

Подведение итогов урока

Оценивание успешности достижения цели и намечение перспективы последующей работы.

Форма организации деятельности учащихся

Функции преподавателя на данном этапе

ЭТАП IV

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, проверка соответствующих записей.

Читайте также: