Конспект информатика 11 класс исследование биологических моделей

Обновлено: 01.07.2024

Данный урок проводится по плану в соответствии с тематическим планированием. На урок были поставлены следующие цели:

Учебная: обучение моделированию биоритмов человека с помощью программы Excel.

Развивающие: развитие критического мышления, приобретение опыта исследовательской деятельности, развитие коммуникативности.

Воспитательные: формирование гражданской позиции школьников, расширение их кругозора.

Материал содержит конспект урока и презентацию к уроку, а также описание практической работы и заготовку к практике.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Методическая разработка урока

Деятельностная цель: формирование у учащихся умения моделировать биоритмы человека в среде табличного процессора; формирование навыков работы в Excel .

Планируемые результаты:

Личностные:

- организация самостоятельной исследовательской деятельности;

- умение сотрудничать, учитывать разные мнения, аргументировать свою точку зрения;

- адекватная оценка своей работы и полученного результата.

Метапредметные:

- умение самостоятельно формулировать учебные цели, задачи, планировать пути их достижения, осуществлять анализ объектов, делать выводы, оформлять результаты своей деятельности, учитывать разные мнения, аргументировать свою точку зрения;

- умение видеть возможности применения полученных знаний в других областях;

- способность к самоорганизации в целях решения учебных задач (целеполагание, планирование, коррекция и оценка);

- построение логических рассуждений;

- формулирование обобщающих выводов;

- учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Предметные:

- знание принципов построения модели, этапов исследования;

- умение применять MS Exsel при решении задач;

- умение строить компьютерную модель;

- умение проводить компьютерный эксперимент для построения моделей.

Оборудование:

Компьютерный класс, проектор, программы Excel , Видео. avi

Опорные понятия: биоритм, модель, моделирование.

1 Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности

Формирование УУД: развитие мотивов учения как важного показателя сформированности внутренней позиции ученика (Л2)

Учитель - Как вы понимаете эту фразу?

Ученики - Познать себя - это наука, которую постигаешь, пройдя через всю жизнь, узнавая себя по частичкам с разных сторон. Нужно всмотреться в себя, внутрь души, заглянуть за грани проблем и серых будней. Это возможно.

Учитель Почему именно этой фразой я начала урок?

Ученики затруднятся ответить.

Учитель Давайте вернемся к этой фразе в конце урока.

2 Актуализация знаний и учебных умений

Цель: организация учащихся для осознания внутренней потребности к построению учебных действий и фиксированию индивидуального затруднения.

Формирование УУД: смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и незнания) (Л2), структурирование знаний (ПО.3), анализ объектов с целью выделения признаков (ПЛ.1), сравнение (ПЛ.3)

На интерактивной доске картинки материальных моделей (манекен, глобус, скелет, модель автобуса, модель корабля), картинки образных моделей (картина, фотография, рисунок овечки, цветок на доске, картина на коже) и картинки знаковых моделей (схема метро, таблица Менделеева, схема движения, график биоритмов, график роста цен).

hello_html_m3920c3f3.jpg

Учитель – Ребята, распределите картинки по трем группам.

Выполнение задания каждым учащимся на персональном компьютере. Затем идет фронтальное обсуждение результатов выполненной работы.

hello_html_59bfb163.jpg

3 Выявление места и причины затруднения

Цель: выявление места и причины затруднения.

Формирование УУД: способность анализировать (ПЛ.1), ставить цели (Р1), планировать дальнейшую работу (Р2); формулировать проблему (ППР.1); проводить сравнение ПЛ.3); строить логические рассуждения (ПЛ.7); учебное сотрудничество с учителем (К2); доказательство, выдвижение гипотез (ПЛ.9).

Учитель - А Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему наша жизнь как зебра: сегодня нам все удается, а через неделю элементарная задача кажется очень трудной; сегодня, несмотря на пасмурный день, настроение отличное, а через 3 дня нас раздражает все вокруг.

- Существует теория, что жизнь человека подчиняется трём циклическим процессам, называемым биоритмами.

- Не все считают эту теорию строго научной, но многие верят в неё.

- В некоторых странах используют теорию биоритмов для защиты жизни людей с особо опасными профессиями (летчик, каскадёр, машинист и т. п.).

Учитель – Как вы думаете,

Учитель - Вы верите в данную теорию?

Ответы учащихся разделились. Около 70% не верят в данную теорию.

На доску проецируется видео с мнением эксперта.

Учитель – Ребята, изменилось ваше отношение после просмотра видео к данной теории?

Учитель – Даже после просмотра видеоролика не все убедились в существование теории биоритмов.

- Как вы думаете, может ли теория биоритмов помочь человеку в осуществлении его жизненных планов?

Учащиеся – От того как себя чувствует человек сегодня и сейчас строится его жизнь, если он будет знать дни плохого физического, эмоционального, интеллектуального самочувствия он избежит многих ошибок.

Учитель - Как определить заранее дни плохого и хорошего самочувствия?

Учащиеся затрудняются ответить на данный вопрос.

Учитель – Я думаю, что сейчас вам будет легко сформулировать тему урока.

Учитель – Какую модель мы будем строить на сегодняшнем уроке?

Учащиеся – Знаковую модель.

Учитель - Выберите ее из предложенных вам в задании моделей.

Учащиеся еще раз просматривают задание, предложенное на компьютерах и выбирают модель биоритмов.

Цель: построение учащимися нового способа действий (занесение данных в разработанную таблицу) и формирование умений его применять (составление графика своего биоритма).

Формирование УУД: поиск и выделение необходимой информации (ПО.2), структурирование знаний (ПО.3), построение речевого высказывания в устной и письменной форме (ПО.4), выбор эффективных форм решения задачи (ПО.5), знаково-символические действия (ПО.9), анализ объектов с целью выделения признаков (ПЛ.1), синтез (Пл.2), сравнение (ПЛ.3), речевая деятельность (К1)

Учитель - А как мы можем доказать или опровергнуть теорию биоритмов?!

Учащиеся - Составив модель и проведя компьютерный эксперимент.

Учитель - С помощью, какой программы вы построите модель?

Учащиеся - Excel .

Учитель - Следовательно, наша цель – построить модель своих биоритмов и проанализировать состояние биоритмов в течение месяца.

Учитель – Ваша задача рассмотреть физический, эмоциональный и интеллектуальный циклы с математической точки зрения.

- Создать графическое представление биоритмов по инструкции.

Учащемуся выдается инструкция.

Ход выполнения работы:

1. Создаем файл Биоритмы. xls .

2. Создаем таблицу по образцу:

Эмоциональное

Интеллектуальное

=SIN(2* ПИ ( )* (A9-$B$4) / 23)

=SIN(2* ПИ ( )* (A9-$B$4) / 28)

=SIN(2* ПИ ( )* (A9-$B$4) / 33)

Заполнить вниз

Заполнить вниз

3. Провести расчеты для исходных данных.

4. Сравнить полученные результаты с контрольными данными:

Эмоциональное

Интеллектуальное

Совпадение значений с контрольным образцом показывает правильность введения формул.

Результаты эксперимента и график биоритмов сохраните в папку своего класса, прописав фамилию.

Учащиеся строят таблицу в Excel , заполняя ячейки данными из инструкции. Сверяют получившиеся результаты с эталоном.

5. Включение в систему знаний. Самостоятельная работа

Цель: применение нового знания в ходе выполнения учащимися самостоятельной практической работы

Формирование УУД: поиск и выделение необходимой информации (ПО.2), сравнение (ПЛ.3), установление причинно-следственных связей (ПЛ.5), рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (ПО.6)

Учитель – Проверьте ваши биологические модели.

- Если все верно, введите свою дату рождения и текущую дату в соответствующую ячейку таблицы.

Учащиеся строят модель своих биоритмов.

Учитель - К акие неблагоприятные для вас дни для сдачи зачета по физкультуре?

Учащиеся – В дни, когда кривая физического самочувствия принимает значения максимум.

Учитель - Какой день наиболее благоприятен для похода в цирк, в театр, на дискотеку?

Учащиеся – Значения максимума принимает кривая эмоционального самочувствия.

Учитель - Когда ответы на уроках будут наиболее удачными?

Учащиеся – Когда значения максимум принимает кривая, отвечающая за интеллектуальное самочувствие человека.

Учитель – Сравните ваше самочувствие сегодня с данными на графике?

Учащиеся проводят анализ графика и высказывают свое мнение.

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия

Формирование УУД: рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (ПО.6)

Учитель – Вернемся к началу урока. К какому виду моделей относится модель ваших биоритмов?

Учащиеся – Знаковая модель.

Учитель – Какие навыки, приобретенные на уроке, помогут вам в жизни?

Учащиеся – Мы научились составлять график собственных биоритмов, чтобы быть успешнее, чтобы выбрать более благоприятные дни для реализации своих планов.

Учащиеся Ведь если мы сможем узнать о себе больше, мы сможем управлять своей жизнью, планировать ее.

Учитель – Я прошу каждого из вас заполнить листы самооценки.

Оцените себя:

Критерии

Самооценка

Замечания

Использование полученных ранее навыков

Задание . Когда у двух людей совпадают или очень близки графики по одному, двум или даже по всем трем биоритмам, то можно предположить довольно высокую совместимость этих людей. Постройте модель физической, эмоциональной и интеллектуальной совместимости себя и своего друга. Проанализируйте диаграммы.

Учитель – Спасибо за урок.

Краткое описание документа:

Разработка урока по информатике для 11 класса по теме "Исследование биологических моделей".

Данная разработка выполнена в технологии деятельностного метода, с использованием ИКТ. Программа, используемая в работе: УМК "Информатика и ИКТ", автор Угринович Н.Д. 1 час в неделю. Данный урок восьмой в разделе "Моделирование и формализация".

Тип урока - урок "открытия" нового знания.

Цели урока:

Задачи урока:

  • организовать деятельность учащихся по созданию компьютерной модели в электронных таблицах для практического использования в различных жизненных ситуациях;
  • тренировать умения работать с электронной таблицей;
  • развивать практические навыки по составлению моделей в электронных таблицах;
  • развивать аналитические способности, внимание, мышление.

Планируемые результаты

- организация самостоятельной исследовательской деятельности;

- умение сотрудничать, учитывать разные мнения, аргументировать свою точку зрения;

- адекватная оценка своей работы и полученного результата.

- умение самостоятельно формулировать учебные цели, задачи, планировать пути их достижения, осуществлять анализ объектов, делать выводы, оформлять результаты своей деятельности, учитывать разные мнения, аргументировать свою точку зрения;

- умение видеть возможности применения полученных знаний в других областях;

- способность к самоорганизации в целях решения учебных задач (целеполагание, планирование, коррекция и оценка);

- построение логических рассуждений;

- формулирование обобщающих выводов;

- учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

- знание принципов построения модели, этапов исследования;

- умение применять MS Exsel при решении задач;

- умение строить компьютерную модель;

- умение проводить компьютерный эксперимент для построения моделей.

Этапы урока

1 Мотивация (Самоопределение) к учебной деятельности.

2 Актуализация знаний и учебных умений

3 Выявление места и причины затруднения

На данном этапе учащиеся на персональных компьютерах строят таблицу в Excel, заполняя ячейки данными в соответствии с выданными инструкциями. Сверяют получившиеся результаты с эталоном.

5 Включение в систему знаний. Самостоятельная работа

На данном этапе учащимся предлагается ввести свою дату рождения и текущую дату в соответствующие ячейки таблицы, пересчитать значения и построить график своих биоритмов на 30 дней. Далее учащиеся с помощью вопросов учителя, фронтального обсуждения анализируют графики своих биоритмов, определяют наиболее благоприятные дни.

Методы и приёмы, применяемые на уроке

Методы обучения: по уровню познавательной активности учащихся: деятельностный;

по уровню источников информации: словесные, наглядные, практические;

по дидактическим функциям: наблюдение, осознание, обобщение, применение.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование и материалы

Оборудование для учителя:

1.Мультимедийный комплекс, видеоролик.

Оборудование для учащихся:


2. Развивающая цель: развить исследовательские навыки, развить мышление школьников через установление причинно - следственных связей.

Должны знать: основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

Должны уметь: построить модель объекта согласно поставленной цели.

  1. повторить этапы моделирования
  2. построить информационную, математическую модели и на их основе создать компьютерную модель;
  3. провести компьютерный эксперимент (анализ результатов моделирования)
  1. развивать мировоззрение и личностно - нравственные качества учеников, готовых к самосовершенствованию и самообразованию;
  2. развивать навыки и умения учеников слушать учителя, друг друга;
  3. развивать способности анализировать и обобщать учебный материал;
  4. развивать умения самостоятельно работать.
  1. формирование умений рациональной организации учебной деятельности на уроке;
  2. воспитывать информационную культуру учащихся при работе на ПК;
  3. формировать культуру общения на уроке в процессе сотрудничества ученика и учителя, учеников между собой.

Содержимое разработки

Конспект к уроку информатики в 11 классе
по теме " Основные этапы разработки и

исследования моделей на компьютере."

Тип урока: урок закрепления и обобщения

2. Развивающая цель: развить исследовательские навыки, развить мышление школьников через установление причинно - следственных связей.

Должны знать: основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

Должны уметь: построить модель объекта согласно поставленной цели.

повторить этапы моделирования

построить информационную, математическую модели и на их основе создать компьютерную модель;

провести компьютерный эксперимент (анализ результатов моделирования)

развивать мировоззрение и личностно - нравственные качества учеников, готовых к самосовершенствованию и самообразованию;

развивать навыки и умения учеников слушать учителя, друг друга;

развивать способности анализировать и обобщать учебный материал;

развивать умения самостоятельно работать.

формирование умений рациональной организации учебной деятельности на уроке;

воспитывать информационную культуру учащихся при работе на ПК;

формировать культуру общения на уроке в процессе сотрудничества ученика и учителя, учеников между собой.

1. Персональный компьютер

2. Мультимедиа - проектор

Используемые программные средства:

1.Табличный процессор MS-Excel

2. Программа MS-РоwеrРоiпt

Виды и формы работы

Приветствие, проверка присутствующих учащихся на уроке.

Объявление темы урока, определение целей и задач занятия. Мотивация учащихся.

Озвучить тему урока. Описание задачи, постановка целей моделирования

Повторение основных этапов моделирования.

Совместная (фронтальная) работа учителя с классом.

Построение информационной и математической модели.

Совместная (фронтальная) работа учителя с классом, работа учащихся в тетрадях

Построение компьютерной модели

Практическая работа на компьютере в MS Excel

Практическая работа на компьютере в MS Excel

Анализ результатов моделирования

Работа учащихся в тетрадях

Подведение итогов, проверка работы, выставление оценок

Совместная работа учителя с классом

1. Организационный момент.

Проверка присутствующих учащихся на уроке.

2. Объявление темы урока, определение целей и задач занятия

3. Повторение сформированных знаний являющихся опорой для изучения нового материала.

Bonpoc №1. Что такое модель, моделирование? Привести примеры моделей.

Вопрос №2. Какие бывают модели? Что такое формализация?

Вопрос №3. Назвать типы информационных моделей.

Вопрос №4. Каковы основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере?

Вопрос №5. Какие программные средства обычно используются для создания компьютерных моделей?

Моделирование в электронных таблицах проводится по общей схеме, которая выделяет четыре основных этапа: постановка задачи, разработка модели, компьютерный эксперимент и анализ результатов.

4. Построение информационной и математической модели.

Первый этап. Постановка задачи.

Описание задачи выглядит следующим образом (демонстрация слайда №2)

Деятельностная цель: формирование у учащихся умения моделировать биоритмы человека в среде табличного процессора; формирование навыков работы в Excel.

- организация самостоятельной исследовательской деятельности;

- умение сотрудничать, учитывать разные мнения, аргументировать свою точку зрения;

- адекватная оценка своей работы и полученного результата.

- умение самостоятельно формулировать учебные цели, задачи, планировать пути их достижения, осуществлять анализ объектов, делать выводы, оформлять результаты своей деятельности, учитывать разные мнения, аргументировать свою точку зрения;

- умение видеть возможности применения полученных знаний в других областях;

- способность к самоорганизации в целях решения учебных задач (целеполагание, планирование, коррекция и оценка);

- построение логических рассуждений;

- формулирование обобщающих выводов;

- учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

- знание принципов построения модели, этапов исследования;

- умение применять MS Exsel при решении задач;

- умение строить компьютерную модель;

- умение проводить компьютерный эксперимент для построения моделей.

Компьютерный класс, проектор, программы Excel, Видео.avi

Опорные понятия: биоритм, модель, моделирование.

1 Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности

Формирование УУД: развитие мотивов учения как важного показателя сформированности внутренней позиции ученика (Л2)

Учитель - Как вы понимаете эту фразу?

Ученики - Познать себя - это наука, которую постигаешь, пройдя через всю жизнь, узнавая себя по частичкам с разных сторон. Нужно всмотреться в себя, внутрь души, заглянуть за грани проблем и серых будней. Это возможно.

Учитель – Почему именно этой фразой я начала урок?

Ученики затруднятся ответить.

Учитель – Давайте вернемся к этой фразе в конце урока.

2 Актуализация знаний и учебных умений

Цель: организация учащихся для осознания внутренней потребности к построению учебных действий и фиксированию индивидуального затруднения.

Формирование УУД: смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и незнания) (Л2), структурирование знаний (ПО.3), анализ объектов с целью выделения признаков (ПЛ.1), сравнение (ПЛ.3)

На интерактивной доске картинки материальных моделей (манекен, глобус, скелет, модель автобуса, модель корабля), картинки образных моделей (картина, фотография, рисунок овечки, цветок на доске, картина на коже) и картинки знаковых моделей (схема метро, таблица Менделеева, схема движения, график биоритмов, график роста цен).

Учитель – Ребята, распределите картинки по трем группам.

Выполнение задания каждым учащимся на персональном компьютере. Затем идет фронтальное обсуждение результатов выполненной работы.

3 Выявление места и причины затруднения

Цель: выявление места и причины затруднения.

Формирование УУД: способность анализировать (ПЛ.1), ставить цели (Р1), планировать дальнейшую работу (Р2); формулировать проблему (ППР.1); проводить сравнение ПЛ.3); строить логические рассуждения (ПЛ.7); учебное сотрудничество с учителем (К2); доказательство, выдвижение гипотез (ПЛ.9).

Учитель - А Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему наша жизнь как зебра: сегодня нам все удается, а через неделю элементарная задача кажется очень трудной; сегодня, несмотря на пасмурный день, настроение отличное, а через 3 дня нас раздражает все вокруг.

- Существует теория, что жизнь человека подчиняется трём циклическим процессам, называемым биоритмами.

- Не все считают эту теорию строго научной, но многие верят в неё.

- В некоторых странах используют теорию биоритмов для защиты жизни людей с особо опасными профессиями (летчик, каскадёр, машинист и т. п.).

Учитель – Как вы думаете,

Учитель - Вы верите в данную теорию?

Ответы учащихся разделились. Около 70% не верят в данную теорию.

На доску проецируется видео с мнением эксперта.

Учитель – Ребята, изменилось ваше отношение после просмотра видео к данной теории?

Учитель – Даже после просмотра видеоролика не все убедились в существование теории биоритмов.

- Как вы думаете, может ли теория биоритмов помочь человеку в осуществлении его жизненных планов?

Учащиеся – От того как себя чувствует человек сегодня и сейчас строится его жизнь, если он будет знать дни плохого физического, эмоционального, интеллектуального самочувствия он избежит многих ошибок.

Учитель - Как определить заранее дни плохого и хорошего самочувствия?

Учащиеся затрудняются ответить на данный вопрос.

Учитель – Я думаю, что сейчас вам будет легко сформулировать тему урока.

Учитель – Какую модель мы будем строить на сегодняшнем уроке?

Учащиеся – Знаковую модель.

Учитель - Выберите ее из предложенных вам в задании моделей.

Учащиеся еще раз просматривают задание, предложенное на компьютерах и выбирают модель биоритмов.

Цель: построение учащимися нового способа действий (занесение данных в разработанную таблицу) и формирование умений его применять (составление графика своего биоритма).

Формирование УУД: поиск и выделение необходимой информации (ПО.2), структурирование знаний (ПО.3), построение речевого высказывания в устной и письменной форме (ПО.4), выбор эффективных форм решения задачи (ПО.5), знаково-символические действия (ПО.9), анализ объектов с целью выделения признаков (ПЛ.1), синтез (Пл.2), сравнение (ПЛ.3), речевая деятельность (К1)

Учитель - А как мы можем доказать или опровергнуть теорию биоритмов?!

Учащиеся - Составив модель и проведя компьютерный эксперимент.

Учитель - С помощью, какой программы вы построите модель?

Учитель - Следовательно, наша цель – построить модель своих биоритмов и проанализировать состояние биоритмов в течение месяца.

Учитель – Ваша задача рассмотреть физический, эмоциональный и интеллектуальный циклы с математической точки зрения.

Читайте также: