Байкал жемчужина сибири конспект средняя группа

Обновлено: 03.07.2024

Методическая разработка предназначена для работы с детьми, оставшимися без попечения родителей.

Цель: формирование у детей системного представления о природе Байкала.

Задачи:

  1. Способствовать повышению мотивации к изучению природы Байкала через применение игровой технологии, организацию коллективной творческой деятельности.
  2. Способствовать развитию у детей навыков умственно-логических действий, коммуникативных навыков, творческих способностей.
  3. Способствовать формированию уважительного отношения к окружающей природе, истории и традициям своей малой родины.
Ход занятия

«Байкал уникален и неповторим. Словно в гигантской лаборатории,

природа поставила здесь свои, понятные только ей, опыты. Она создала

мир гармоничный и удивительный. Здесь рядом соседствуют тайга и

полупустыня, тундра и каменная степь. И все это, деревья и цветы,

животные и птицы, мир солнца и глубины — все это охраняет живую

Мы отправляемся в путешествие. Пока мы едем, команды придумают название связанные с нашей темой. (Слайд и звук поезда)

Уникально географическое положение Байкала. Он расположен на юге Восточной Сибири, на границе Иркутской области и Бурятии.
Со всех сторон он окружен горами, большая часть которых в первой половине лета покрыта снегом. Окружающие Байкал горы расчленены глубоко врезанными долинами. Горы то круто обрываются к водной поверхности, то отступают от нее на небольшое расстояние. О продолжающемся движении земной коры в этом районе, свидетельствуют частые землетрясения. Байкал находится на высоте 456 метров над уровнем океана. Наибольшая глубина озера – 1641 м. Протяженность Байкала 663 км, ширина от 25 до 80 км. Площадь 31,500 кв. км. Объем водной массы 23 тысячи кубических км. По объему воды Байкал занимает второе место в мире, уступая лишь Каспийскому морю. Водосборная площадь Байкала 590 тыс. кв. км. В Байкал впадает 544 водотока. На территории Байкала находится 22 острова. Наиболее крупный и интересный из них – остров Ольхон.

Вопросы по истории Байкала.

  1. Ученые традиционно определяют возраст о. Байкал?

а) более 200 млн. лет; в) более 20 млн. лет;

б) более 50 млн. лет; г) более 100 млн. лет;

а) вулканическое; в) ледниковое;

б) тектоническое г) искусственное;

(тектоническое — разлом земной поверхности под действием расплавленного вещества- магмы)

  1. Первые русские поселения на берегу Байкала появились?

б) в конце 15-го начале 16-го веков; г) в конце 5-го начале 6-го веков;

  1. Одним из языков, от которого происходит название о.Байкал является?

а) татарский; в) бурятский;

б) индейский; г) корякский;

  1. Местные жители и многие в России традиционно называют Байкал?

а) морем;

  1. Какой населенный пункт на Байкале имеет наибольшую численность?

а) г.Слюдянка; б) г.Байкальск; в) г.Северобайкальск;

— А сейчас нам необходимо пересесть на судно, так как мы будем продолжать

путешествие по воде.

(На столе 2 бутылки с водой: Байкальской и любой другой)

Вода – живительная влага нашей планеты. (Слайд)

— Давайте оценим вкусовые качества байкальской воды. Какая она на вкус? (соленая, кислая, сладкая).

— Вы узнали, что байкальская вода отличается по вкусу и она важна как природный ресурс не только для человека, но и для всего живого на Земле – для растений и животных. А теперь я предлагаю вам проявить свои знания о байкальской воде, ответив на следующие вопросы:

б) наука о животных и растениях;

в) наука, изучающая строение земной коры;

  1. Вода в Байкале отличается своим составом, видом.

Чем она необыкновенна? Какая вода в Байкале?

Вы должны выбрать ответы в предоставленной вам информации.

(Работа с литературой 3-5минут).

(Естественное очищение, рачки санитары)

Работа с литературой

— Мы познакомились с уникальной водой Байкала и отправляемся на следующую станцию.

Загадки о животных, обитающих на берегах озера Байкал.

обитающих на берегах о. Байкал. Если команда не отвечает, то право ответа предоставляется команде соперников. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

Хвостик легкий, как пушинка.

Все запасы, как в сундук,

Больше спать не захотел,

Взвился вверх и улетел.

Льются черные ручьи:

Дружно маленькие точки

Строят дом себе на кочке.

Свой совершает перелет

С розовощекой кашки

На блюдечко ромашки.

Ест траву, кустов побеги.

С ним тягаться трудно в беге.

Коль такого довелось

Встретить, знай, что это…

Пушистую шубку его всяк узнает.

Родней он приходится рыжей лисице,

Но писем не пишет он хитрой сестрице.

Встал, как столбик, под сосной.

И стоит среди травы –

Уши больше головы?

Лишь ее назвали так.

Оттого, что может быть,

Аккуратней птицы нет.

На груди всегда салфетка –

И на завтрак, и в обед.

К голове приделан хвост.

Вот и все. Ни лап, ни шеи,

Все иметь хотели б шишки –

На орешки очень щедр

Весною из берлоги

(Не носороги, а медведи)

Ест с руки орешки лев.

(Не лев, а белочка)

С них слетают апельсины.

(Не апельсины, а листья).

— Мы с вами узнали, что животный и растительный мир Байкала очень богат. Теперь мы отправляемся на следующую станцию.

  1. Рога лося, голова медведя, туловище нерпы, ноги птицы
  2. Голова рыси, туловище и плавники рыбы, туловище птицы, ноги медведя
  3. Голова соболя, туловище лося, крыло птицы, хвост нерпы)

Воде мы обязаны жизнью, несмотря на поставленную ООН задачу – обеспечить всех жителей чистой питьевой водой, около трети человечества таковой возможности не имеет. И если мы не будем бережно относиться к такому чуду как Байкал, то и мы лишимся такой возможности. (Слайд)

Давайте представим себя экологами. Придумайте и запишите ответы на поставленные вопросы.

1 команде: Проблемы, возникшие у озера Байкал по вине людей.

2 команде: Что необходимо сделать, чтобы сохранить Байкал для будущих поколений?

Ответы:

ПРОБЛЕМЫ БАЙКАЛА (точнее проблемы, возникшие у озера Байкал по вине людей):

  1. Загрязнение вод отходами промышленных предприятий (в частности, стоками БЦБК).
    2. Строительство ГЭС привело к подъему уровня воды на 1 м, что привело к смыву с берегов грязи, помутнению воды, гибели планктона.
    3. Молевой сплав древесины по рекам вызывает загрязнение вод, впадающих в Байкал.
    4. Строительство в водоохранной зоне, возникновение свалок и браконьерство.
  2. Чужеродные виды растений и животных.
  3. Минерализация воды.

ЧТО НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ СОХРАНИТЬ БАЙКАЛ ДЛЯ БУДУЩИХ ПОКОЛЕНИЙ:

  1. Регулировать вырубку леса в бассейнах рек, впадающих в озеро.
    2. Запретить вырубку леса на склонах хребтов, обращенных к Байкалу.
    3. Запретить молевой сплав древесины по рекам.
    4. Построить очистные сооружения на предприятиях, расположенных по берегам рек, впадающих в Байкал.
    5. Поднять экологическую культуру населения.
    6. Создать базы отдыха для организованного экологического туризма.

Проблем нерешённых у Байкала много, мы с вами получили лишь общее представление о природе Байкала и также: что для сохранения красоты Байкала необходимо сделать.

— Ребята, мы объехали с вами весь Байкал. На каких станциях мы останавливались?

Что нового вы узнали об этом замечательном озере Байкал?

Стихотворение о Байкале

Он уникален, наш Байкал.

К нему, единственному в мире,

Стремятся все: и стар, и мал.

Байкал легендами овеян,

Народ предания сложил.

Здесь первый русский поселенец

С семнадцатого века жил.

На свете нет его красивей!

Стоит хребтами обрамлён,

Родные горные вершины,

Как стёкла, отражает он.

Чисты, прозрачны его воды,

По глубине им равных нет —

Такой вот памятник природа

Произвела на белый свет.

И триста с лишним речек, шумных, быстрых,

Порожистых и озорных,

Несут воды, поток неистов,

С крутых уступов мчатся вниз.

Но лишь одна имеет право

На расточительство добра –

Берёт начало из Байкала

Она волною приласкает

И напоит меня водой,

Такою пресной удивляет,

Студёной, словно ключевой…

— На Байкал можно часами смотреть не отрываясь. Он зачаровывает своей красотой.

Но нам пора домой, в наш город Черемхово. Обратный путь наш будет уже не по воде, а по суше. По пути домой мы будем любоваться замечательной природой родного края – нашей Иркутской области (фильм о Байкале).

— Спасибо за работу!

Спасибо за внимание!

Ожидаемый результат

Повышение уровня знаний о природе Байкальского региона детьми. Формирование умений детей работать с разнообразной художественной и научной литературой, выступать перед широкой аудиторией.

Вовлечение детей в научно-исследовательскую деятельность. Привлечение внимания и повышение ответственности об экологических проблемах Байкала.

Цель: Познакомить детей с животным и подводным миром Байкала.

Задачи : 1. Рассмотреть особенность экологических проблем Байкала и возможные пути их решения.

2. Познакомить детей со свойствами воды: бесцветная, безвкусная, прозрачная.

3. Развивать любознательность, мышление и речь детей.

4. Воспитывать экологическую культуру, любовь к родному краю.

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о нашем родном крае. Вспомните, как называется край, в котором мы живём?

Ответы детей: Сибирь.

Воспитатель: Как называют людей, которые живут в Сибири?

Воспитатель: Чем славиться Сибирь, какими природными достопримечательностями гордятся Сибиряки?

Ответы детей: Тайга, река Ангара, Байкал.

Воспитатель: Правильно! Мы живём в Сибири, в городе Зима, который не далеко расположен от Байкала! Байкал – это озеро или море?

Воспитатель: Почему вы так думаете?

Воспитатель: Байкал – самое глубокое озеро на Земле. Байкал- это очень большое озеро с пресной водой, такое большое, что его сравнивают с морем. Но в море вода солёная, а в Байкале пресная, т. е. не солёная, очень чистая и вкусная, что её можно пить. Издавна люди с любовью относились к Байкалу и писали про него стихи и песни.

Среди скалистых снежных гор

Тайгою дикой окружён,

Лежит он чащей голубой.

Седым Байкалом назван он.

Вода в Байкале глубока.

Чиста вода в Байкале.

Она прозрачна, холодна.

Вкусней найдёшь едва ли!

Воспитатель: Подумайте и скажите, а всегда ли будет оставаться вода в Байкале чистой или нет. Может что – то изменится и от кого это зависит?

Воспитатель: Подумайте, что из названого засоряет, загрязняет озеро, а что, не засоряет, не загрязняет (Бумага. Камни. Целофан. Водоросли. Бутылки. Песок. Консервные банки. Рыбы. Бензин, автомобильное масло. Дождь. Заводы. Снег).

На столе у воспитателя два стакана с водой, чашка с землей, камешки

Воспитатель: (опускаю в первый стакан землю, перемешиваю) Ребята, что произошло с водой? Ответы детей:

Воспитатель: Верно, если в нее опустить камешки, то их не видно. (Опускает камешки в воду) А теперь опустим камешки в другой стакан. Что можно сказать о этом стакане с водой?

Воспитатель: Какая вода в первом стакане?

Воспитатель: А вода во втором стакане, какая?

Воспитатель: Давайте грязную воду в стакане профильтруем и посмотрим, что с ней произойдет? Какая вода становится?

Воспитатель: Ребята, чтобы вода на озере оставалась такой чистой, как мы должны, относится к ней?

Ответы детей: Не загрязнять, не бросать мусор.

Воспитатель: Правильно, беречь! Молодцы!

Есть такое озеро,

Озеро — Байкал.

Все в него влюбляются,

Кто хоть раз бывал.

Озеро глубокое,

озеро могучее.

В ясный день — спокойное,

А в грозу- кипучее.

Окружают озеро

Есть такое озеро,

Хорошо что есть!

Нерпы, рыбы в озере

Никому не счесть!

Мы с тобою, озеро,

Воспитатель: Байкальские горы зачастую покрыты густым хвойным лесом. Много кедров. Кедровые орешки любят и люди, и белки, и медведи, и птицы. Воспитатель предлагает детям отгадать загадки о животном и подводном мире Байкала.

1. Кто с высоких темных сосен

В ребятишек шишку бросил?

И в кусты через пенек

Промелькнул как огонек? (Белка)

2. Вперевалку зверь идет

По малину и по мед.

Любит сладкое он очень.

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны. (Медведь)

3. Посмотрите-ка, какая:

Вся горит, как золотая,

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой. (Лиса)

4. Шубка серая – для лета,

Для зимы – другого цвета. (Заяц)

5. Хищный маленький зверёк,

Но не норка, не хорёк.

Белочка в дупле боится,

Что ее найдет… (куница)

Воспитатель коротко рассказывает о животных Байкала, мало знакомых детям.

Куница — ловкий, красивый и хищный зверек. Шубка пушистая, теплая, густая. На горле и груди есть украшение — желтое или с оранжевым оттенком пятно. А на лапах крепкие острые когти. Весь день куница спит, лишь с наступлением ночи выходит на поиски добычи. Куница славится своим замечательным мехом.

6. Хищный небольшой зверек

От людей живет поодаль.

На куницу он похож,

Называется он (соболь)

Соболь — ловкий, красивый и быстрый зверек. Он любит жить там, где много поваленных деревьев, коряг, зарослей. У соболя гибкое сильное тело, небольшой пушистый хвост, широкие лапы с острыми коготками. На голове с узкой мордочкой небольшие, почти круглые ушки. Славится соболь своей меховой шубкой.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам превратиться в рыбок и поиграть.

Рыбки плавают, ныряют в чистой свеженькой воде

То сойдутся, разойдутся, то зароются в песке.

То опять плывут в воде.

(Дети выполняют движения по тексту, имитируя рыбок.)

Воспитатель: продолжаем ребята отгадывать загадки.

Ох, и любят же его!

Говорят – живет в Байкале.

Вы, случайно, не слыхали? (Омуль, показ слайда)

8. Что за рыбка-невеличка –

меньше вашей рукавички?

Студеная вода нужна.

А на солнце рыбка тает,

Рыбьим жиром истекает.

Что за рыбка-иностранка? Рыбка эта… (голомянка)

Воспитатель: Голомянка – это чудо Байкала. Эта рыбка будто бы стеклянная. Если её положить на газету, то сквозь голомянку можно читать, как через увеличительное стекло! Она прозрачная, потому что состоит почти из одного жира. У голомянки к тому же нет чешуи.

Воспитатель: Это животное живет рядом с водой. Она питается рыбой, любит резвиться в воде.

В снежном логове родятся.

Простудиться не боятся.

Подрастут – начнут нырять,

Шубки белые менять.

Если очень повезёт –

Лет полсотни проживёт.

Что за зверь такой с усами?

Ну, подумайте-ка, сами! (Нерпа)

Нерпа живёт только в озере Байкал, лежбище на Ушканьих островах. У нерпы есть ласты и хвост

У нерпы рождаются детёныши-бельки. Нерпа спит в воде, ест рыбу, больше всего голомянку и бычков. Она накапливает много жира, чтобы не замёрзнуть в холодной байкальской воде. Нерпа может пробыть под водой 20–25 минут. Но время от времени ей необходимо вдохнуть воздух. Для этого она при помощи когтей разгребает снизу лёд и делает продухи.

Воспитатель: А давайте мы сейчас превратимся с вами в нерпочек и поиграем. У нас будут острова (несколько матов, на которых будет нерпа отдыхать.

(По сигналу воспитателя нерпы плавают, ныряют и также по сигналу забираются на лежбище (маты).

Во время игры включаем магнитофон с записью звуков шума морских волн и крика чаек.

Воспитатель: На память о нашем мероприятии предлагаю вам раскрасить силуэты нерпы.

Две ладошки прижму

По Байкалу поплыву.

Две ладошки, друзья, -

Это лодочка моя.

По Байкалу поплыву.

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там.

На первые строчки две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками. На слова "паруса подниму" - поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок.

Мы сегодня с вами побывали на озере Байкал, очень много узнали о Байкале. Какие животные живут на Байкале?

Воспитатель: Какие рыбы плавают в озере?

Воспитатель: Как надо беречь жемчужину Сибири озеро Байкал?

Воспитатель: Молодцы! Вы видите какой богатый и щедрый Байкал. И чтобы не иссякли богатства Байкала его надо беречь и охранять.

Программное содержание: познакомить с одним из уникальных озер нашего края и его обитателями. Закреплять знания о рыбах озера Байкал. Расширять представления детей о природе и богатстве родного края. Формировать у детей целостное представление о жемчужине родного края – озере Байкал. Закреплять умение считать до 5, соотносить количество с числом. Совершенствовать знания о свойствах воды: бесцветная, безвкусная, прозрачная. Активизировать познавательную деятельность детей средствами экспериментирования. Формировать умение разрешать противоречия, изобретать, размышлять. Активизировать словарь детей: голомянка, хариус, осетр, нерпа, белек (нерпенок). Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, желание беречь и сохранять красоту Байкала.

Интеграция: коммуникация, социализация, познание, труд, чтение художественной литературы, музыка.

Встаем друг за другом и пойдем по кругу. (обычная ходьба)

Обойдем потом цветы – первоцветики весны. (ходьба зигзагами)

Через бревнышки шагаем, выше ноги поднимаем. (ходьба через палки)

Нам придется наклониться, чтобы за березку не зацепиться. (подлезание под дугу)

Вот мы пришли к озеру Байкал (СЛАЙД 1). Давайте закроем глазки и послушаем, как шумит вода в озере. (Звучит шум воды).

Плещут волны, слышно, как они ударяются о камни, разбиваются на мелкие брызги и тихонько откатываются назад. Ярко светит солнышко, его теплые лучи ласкают наши лица, яркими бликами играют на воде. Открываем глазки.

Давайте вместе построим большую лодку(корабль) и на ней поплывем по просторам священного моря (дети ставят стулья в форме лодки (корабля), садятся на них).

Основная промысловая рыба на Байкале – омуль.(СЛАЙД 2). Он долгожитель среди рыб. Живет около 20 лет. У народов Сибири есть поверье: если тяжелобольному человеку провести по губам хвостом омуля, болезнь отступит.

Что за рыбка-невеличка

Меньше вашей рукавички?

Жаль, на солнце рыбка тает,

Рыбьим жиром истекает.

А вот плывет рыбка (СЛАЙД 4). Вы ее узнали? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ) . Верно, щука. Назовите все вместе, как называется эта рыба. Щука.

Посмотрите, вот плывет окунь (СЛАЙД 5). Его можно узнать по красным плавникам.

А это рыбка – хариус (СЛАЙД 6). Хариус узнают по крупным и ярким спинным плавникам. Наверное, они помогают этой рыбе, охотясь за летающими насекомыми, выпрыгивать из воды на высоту до полуметра.

Ребята, а это что за любопытная мордочка смотрит на нас из-за камней?

В снежном логове родится,

Простудиться не боится,

Подрастут, начнут нырять,

Шубки белые менять.

Что за зверь с усами? (нерпа)(СЛАЙД 7)

На каменных берегах острова находятся лежбища нерпы. Это животное может жить и в воде, и на суше. Взрослые нерпы питаются рыбой. Своих детенышей они кормят молоком.

Рыбки весело резвятся,

В чистой тепленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

Сколько всего окуней? (5 окуней)

Сколько всего омулей? (3 омуля)

Сколько голомянок? (2 голомянки)

Сколько щук? (1 щука)

Сколько нерп? (4 нерпы)

Ребята, как вы думаете, какая вода в Байкале? Что может делать вода? (Течь, бежать, капать, журчать, выпиваться.) А какая вода нужна нашим рыбкам? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

Давайте убедимся, что в нашем озере самая чистая и прозрачная вода.

На столе у воспитателя два стакана с водой, чашка с землей, камешки.

Воспитатель опускает в первый стакан землю, перемешивает. Ребята, что произошло с водой? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ) Верно, если в нее опустить камешки, то их не видно (воспитатель опускает камешки в воду). А теперь опустим камешки в другой стакан. Что можно сказать об этом стакане с водой? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

Воспитатель спрашивает, какая вода в первом стакане? (грязная)

А во втором стакане, какая вода? (чистая, прозрачная) Давайте грязную воду в стакане профильтруем и посмотрим, что с ней произойдет? Какая становится вода? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

Ребята, чтобы вода в озере оставалась такой чистой, как мы должны относиться к ней? (не загрязнять, не бросать мусор, стекло). Правильно, беречь!

Лесистых гор полуовалы,

Касанье голубых лекал

И скалы, срезанные валом,

И небо, павшее в Байкал.

И сам он величав и вечен

В гранитной раме вырезной.

И весь - до донышка - просвечен,

И весь - до капельки - родной.

Тот, кто хоть раз бывал на Байкале, запомнит его навсегда. Он дарит людям радость общения с прекрасной Сибирской природой. Хорошо подышать чистым воздухом, испить студеной байкальской воды. Это уникальное творение природы, гордость России.

А нам пора возвращаться в детский сад (плывем назад).

Мы замечательно попутешествовали, увидели много красивых рыб. Давайте на память нарисуем рыбок. А рисовать мы их будем не красками, а песком. К каждому из вас приплыла рыбка. Смотрите, она белая, а нужно ее сделать цветной. Для этого необходимо намазать клеем внутри контурного рисунка, затем аккуратно прижать бумаги, намазанной клеем стороной к песку, потом аккуратно стряхнуть лишний песок (показ способа выполнения задания). Вот и получилась красивая рыбка! А сейчас также сделает каждый из вас. Какие красивые рыбки у нас получились! Каждый из вас может поделиться впечатлениями о своей рыбке.

список используемой литературы:

1) сказки, рассказы, проза Агеева С.Н; Сибирячок-№1,2,3;

2) млекопитающее-нерпа чудо Байкала Сибирячок-2002 №3 с.46-47;

3) коллекции открыток-"Байкальский тюлень";

4) фотографии "Подводный мир";

5) Бондаренко Т.М."Экологические занятия с детьми 5-6 лет".Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.Воронеж 2006 год.;

6) Николаева С.М."Место игры в экологическом воспитании дошкольников".М.Изд.центр "Академия".;

7) Асламова С.Н, Сергиенко С.М "Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу" Иркутск: редакция журнала Сибирячок 2002год;

9) Стародумов В."Голомянка":сказка."Сибирячок" 2002 №2.

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Конспект непосредственной образовательной деятельности:

«Байкал – жемчужина Сибири.

подготовительная группа

Воспитатель: Авдеева Нина Ивановна

Цель: Совершенствование знаний экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой и животным миром Прибайкалья.

Образовательные:

Систематизировать и закреплять знания детей о природе Байкала;

Отметить красоту природы Байкала, вызвать желание бережно относится к ней и ее богатствам;

Продолжать знакомить детей с разнообразием подводного мира Байкала.

Развивающие:

Развивать способность детей анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи;

Развивать наблюдательность, эстетическое восприятие природы, способность замечать красоту природы;

Развивать умение отгадывать загадки;

Развивать, память, внимание, конструктивные способности, умение логически мыслить;

Способствовать развитию эмоциональной сферы ребенка;

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к природе;

Воспитывать партнерские отношения, умения работать в коллективе.

Подготовить родителям вместе с детьми книжки – малышки про голомянку, нерпу, омуль.

Методы : наглядные, словесные, практические.

Интеграция ОО : познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической, социально-коммуникативной.

Оборудование для педагога: карта – сибири , карта озеро Байкал с космоса,

Оборудование для детей: камни, гуашь, краски, кисти, салфетки, пазлы – ягоды Сибири, животные, птицы, книжки- малышки.

Ход НОД :

1.Вводная часть

Сегодня ребята мы поговорим о Байкале жемчужине Сибири.

Воспитатель: Байкал-самое глубокое озеро на планете Земля. Вот так озеро выглядит из космоса. На что похоже озеро? (на полумесяц).А как вы думаете, что это за зеленые пятна? (тайга). Правильно, озеро окружено тайгой. А раз это тайга, то там есть животные? А какие животные живут у озера Байкал ? (Красный волк, Амурский тигр, Снежный барс, Лось, Северный олень и другие животные).

Мы отправимся в путешествие на Байкал. На чем можно поехать на

Байкал. Дети называют. Давайте отправимся на Байкал на поезде. Сейчас мы смастерим из счетных палочек вагоны с окнами .

А теперь взялись друг за друга и отправляемся в путешествие.

А вот и станция таежная.

Здесь для нас задание собрать пазлы( Деревья, ягоды, животные.)

Продолжаем свое путешествие, а вот и Байкал.

Это озеро Байкал. Это самое глубокое и большое озеро на всей планете. Байкал находится на территории России, в Сибири. Край, где расположен Байкал, называют Прибайкальем. Байкал – озеро с самым большим на Земле запасом пресной воды.

В: - В этом секторе на вопросы отвечают дети. И так вопрос:

1 Байкал – это море, озеро или река? (озеро)

2 Вода в Байкале солёная, минеральная или пресная? (пресная)

3 Какая река вытекает из Байкала – Селенга, Баргузин, Ангара? (Ангара).

4. Почему Ангара убежала от Байкала.( полюбила Енисея.)

5.Вода в озере очень холодная. Даже летом не каждый рискнет искупаться в холодной воде.

В: Как вы думаете, почему она такая холодная?

Вопросы для родителей:

1.Назовите ветра, которые дуют на Байкале? (Баргузин, Култук, Сарма, Верховик, Шелонник

2. По какой величине Байкал занимает первое место? (по глубине)

3. Где находится озеро Байкал? (На границе Иркутской области и Бурятии)

4. Сколько лет Байкалу? (25 мл. лет)

5. Какой остров самый крупный на Байкале? (Ольхон)

6. Сколько рек впадает в Байкал? (336 рек)

Я предлагаю: когда вы услышите то, что загрязняет озеро – вы будете топать, грозить пальцем и хмуриться, а что не загрязняет – вы будете хлопать и улыбаться. И так начнем:

камни, целлофан, водоросли, бутылки, песок, консервные банки, рыбы,

Чем богато озеро Байкал? (Озеро Байкал богато рыбой.)

- Какие рыбы водятся в Байкале? (Щука, карась, елец, хариус, бычки, осётр, омуль, налим, таймень, ленок.)

В: Как вы думаете, кто главные обитатели этого озера? Действительно, рыбы. Давайте посмотрим и узнаем, какие именно рыбы живут в о. Байкал.

голомянка, хариус, осетр, омуль, щука)

В озере Байкал насчитывается 52 вида рыб.

Дети приготовили книжки- малышки о голомянке, омуле. Дети рассказывают об этих рыбах.

Загадывание загадок:

В снежном логове родятся.
Простудиться не боятся
подрастут начнут нырять
шубки белые менять
если очень повезет –
лет полсотни проживет. (Нерпа)

Посмотрите-ка, кто это там греется на солнышке, единственный представитель млекопитающих Байкала - тюлень или нерпа байкальская, имеющая общего предка с северным тюленем.

Книжку – малышку о нерпе приготовили дети .

Ребенок коротко рассказывает о нерпе и показывает картинки.

Начинается на "о",
Ох, и любят же его!
Говорят живет в Байкале.
Вы случайно не слыхали. (Омуль.)

Книжку – малышку приготовили родители с ребенком .Ребенок рассказывает маленький рассказ о рыбе омуль

Что за рыбка невеличка
Меньше даже рукавички?
Бледно-розова, нежна
Студена вода нужна.
А на солнце рыбка тает, рыбьим жиром истекает.
Что за рыбка – иностранка.
Это рыбка (Голумянка)

Рассказ ребенка о рыбе Голомянка

Показ детям книжки- малышки.

Дети присаживаются за столы и на камушках рисуют нерпу и запускаем в макет Байкала, который пока оформляют родители водоросли, камушки , растительность вокруг Байкала

Не обижайте, люди, море!

Байкал ведь тоже хочет жить:

Играть с волной, с ветром споря

И людям преданно служить!

Беречь Байкал – святое дело :

Его судьба у нас в руках!

Сама природа нам велела,

Чтоб жил Байкал родной в веках .

В конце занятия сюрпризный момент угостить детей Байкальской водой.

Голомянка – это чудо Байкала. Эта рыбка будто бы стеклянная. Большую часть жизни голомянка проводит на больших глубинах, куда свет не проникает и глаза ей, казалось бы, не нужны. Но довольно продолжительное время она находится и в освещённой зоне, где добывает себе пищу, охотясь за планктонными организмами, и здесь ей глаза необходимы.

Голомянка красивая рыба. Она бледно- розового цвета с отливающими всеми цветами радуги перламутровыми бликами. Если её положить на газету, то сквозь голомянку можно читать, как через увеличительное стекло! Она прозрачная, потому что состоит почти из одного жира. Тело голомянки голое, без чешуи.

Голомянка холодолюбивая рыба, живёт на больших глубинах. Она не мечет икру, а производит на свет живых мальков.

(рыбка Голомянка). Посмотрите, какая она красавица. А что вы знаете о ней (Живородящая , на 40% состоит из жира).

– вечнозеленое могучее и поистине бесценное дерево. Ствол у него толстый ветки пушистые, зеленые и зимой и летом. Живет кедр долго 800 лет. (слайд: кедр)

А как мы назовем лес, где будут расти одни кедры? (ответы детей

3. Заключительная часть.

Итак, ребята, где мы сегодня с вами были. А на чем мы туда добирались? А почему на самолете, а не на машине? А какая вода в озере, пресная или соленая? А каких животных и рыб, обитающих в акватории Байкала, вы запомнили? А кто такие эндемики? Молодцы, а теперь вам я вручаю на память о путешествии специальный значок.

Голомянка – это чудо Байкала. Эта рыбка будто бы стеклянная. Большую часть жизни голомянка проводит на больших глубинах, куда свет не проникает и глаза ей, казалось бы, не нужны. Но довольно продолжительное время она находится и в освещённой зоне, где добывает себе пищу, охотясь за планктонными организмами, и здесь ей глаза необходимы.

Голомянка красивая рыба. Она бледно- розового цвета с отливающими всеми цветами радуги перламутровыми бликами. Если её положить на газету, то сквозь голомянку можно читать, как через увеличительное стекло! Она прозрачная, потому что состоит почти из одного жира. Тело голомянки голое, без чешуи.

Голомянка холодолюбивая рыба, живёт на больших глубинах. Она не мечет икру, а производит на свет живых мальков.

(рыбка Голомянка). Посмотрите, какая она красавица. А что вы знаете о ней (Живородящая , на 40% состоит из жира).

– вечнозеленое могучее и поистине бесценное дерево. Ствол у него толстый ветки пушистые, зеленые и зимой и летом. Живет кедр долго 800 лет.

Читайте также: