Конспект урока меняющееся общество 8 класс

Обновлено: 06.07.2024

Задание
: найти в тексте
Причины
демографической
революции
учебника причины
1.Переход к индустриальному
обществу , рост экономики,
улучшение питания.
2.Использование достижений
науки , успехи санитарии и
гигиены.
3.Медицинское обслуживание.

6. Демографический взрыв

8. Социальная структура

Землевладельцы
Крестьяне
Торгово –ремесленные слои
города
Определите к какому обществу
Составьте схему
социальной
структуры
относиться
структура
: традиционному
индустриального
общества ?
или индустриальному?

9. Социальная структура

Землевладельцы
Буржуазия
Крестьяне
Рабочий класс
Торгово –ремесленные слои
города
Нарисуйте пути перехода из
Какие изменения произошли ?
одной группы в другие ?

10. Словарь

Социальная мобильность – переход
из одной социальной группы в другую.
Пространственная мобильность –
переезд в другой город, область,
страну.

11. Урбанизация –рост городов

12. Задание –заполнить таблицу

Сословие,
класс
Дворянство
(сословие )
Крестьяне
(класс)
Буржуазия
(класс)
Пролетариат ,
рабочий класс
Права и
обязанности
Особенности

4 Причины демографической революции 1. Переход к индустриальному обществу, рост экономики, улучшение питания. 2. Использование достижений науки, успехи санитарии и гигиены. 3. Систематическое медицинское обслуживание. Задание : найти в тексте причины

5 Демографический взрыв Пауперизм – массовое обнищание 1830 г- 1/5 населения Англии неимущие слои

7 Социальная структура Землевладельцы Крестьяне Торгово –ремесленные слои города Определите к какому обществу относиться структура : традиционному или индустриальному? Составьте схему социальной структуры индустриального общества ?

8 Социальная структура Землевладельцы Крестьяне Торгово –ремесленные слои города Какие изменения произошли ? Буржуазия Рабочий класс Нарисуйте пути перехода из одной группы в другие ?

9 Словарь Социальная мобильность – переход из одной социальной группы в другую. Пространственная мобильность – переезд в другой город, область, страну.

10 Урбанизация –рост городов Почему происходил рост городского населения и городов?

11 Задание –заполнить таблицу Сословие, класс Права и обязанности Особенности Дворянство (сословие ) Крестьяне (класс) Буржуазия (класс) Пролетариат, рабочий класс

12 Домашнее задание Учебник, § 2. вопросы стр.17 Закончить заполнение таблицы

В приложениях есть раздаточный материал, памятка работы в группах, презентация.

В качестве дополнительного материала можно использовать видео (всё или частично) BBC "Индустриальная революция Чудо механизмы", а также "Прибытие поезда на вокзал Ла Сьюта 1895г Братья Люмьер"

Это видео можно скачать по ссылкам здесь и здесь.

ВложениеРазмер
plan_uroka.docx 57.24 КБ
razdatochnyy_material.docx 17.76 КБ
pamyatka_gruppam.docx 13.58 КБ
urok.pptx 1.29 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности

Автор учебника: учебник История нового времени (1800-1913) под ред. А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М, Ванюшкина.

Тема урока : Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности

Предмет: Всеобщая история (история нового времени), 8 класс

Форма организации работы учащихся : индивидуальная работа

Технология: ТИО с использованием ИКТ

  1. Образовательная: знать особенности индустриального общества, его проблемы и ценности.
  2. Развивающая: уметь объяснить причины роста городов, массовых миграций и усложнение классовой структуры общества; развитие логического мышления.
  3. Воспитательная: воспитать уважительное отношение к прошлому, доброжелательное отношение к людям.

Оборудование и материалы:

§ 3, страницы 22-28 (учебник История нового времени (1800-1913) под ред. А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М, Ванюшкина).

Карточки с заданиями.

Знакомит с темой урока и целью

Ставят себе цель ответить на вопросы, достичь той отметки, которую желают получить за урок

Работа с разноуровневыми карточками.

Раздает вопросы, объясняет

Отвечают на вопросы.

Беседа по вопросам.

Участие в беседе, отстаивание своей точки зрения.

Подводит итог беседе, анализирует таблицу

Сравнивают результат таблицы с предполагаемым результатом.

Индивидуальное домашнее задание

Запись домашнего задания

Западная Европа – первая цивилизация, в которой зародились, обрели силу и одержали победу первые буржуазные отношения, т.е. произошел переход от традиционного общества к индустриальному. На протяжении всего XIX в. индустриальная революция меняла социальную структуру западноевропейского общества.

В ряде стран сословия уничтожались юридически, а там где они сохранялись, сословные перегородки разрушались в процессе модернизации. Рассмотрим подробнее, как менялась структура общества.

  1. Самостоятельная работа с разноуровневыми карточками.

Работая с текстом учебника, сопоставьте и определите значение слов, которые позволили осуществить переход от традиционного общества к индустриальному обществу.

Из каких сословий и слоев общества формировался средний класс? Заполните схему.

№1. Подумайте, как индустриальная революция повлияла на социальную структуру западноевропейского общества?

№2. Какие, на Ваш взгляд результаты человеческой деятельности в XIX веке оказали влияние на повседневную жизнь человека?

Рост городов и городского населения

Появление среднего класса

Тяжелые условия рабочих

Женское движение за уравнение в правах

Женский и детский труд

IV. Домашнее задание

Предварительный просмотр:

Как изобретение трамвая изменило облик городов?

4. Во второй половине XIX в. становится разнообразнее меню человека, улучшается качество питания. Речь идет не о представителях высших классов, а о всех членах общества. Причин здесь несколько: это и рост продуктивности сельского хозяйства, и удешевление морских перевозок, и рост заработной платы, а также успехи пищевой индустрии. В это время развивается промышленное изготовление консервов, позволяющее заготавливать свежие продукты и хранить их долгое время. Развитие консервной промышленности опиралось на успехи науки и техники. Появились сгущенное молоко, консервированное мясо, рыба, горох, томаты и пр. Изобретение холодильных установок, а также вагонов и судов — рефрижераторов способствовало доставке охлажденного мяса в дальние уголки любой страны. Рост городов, строительство рынков, морские перевозки и вагоны-рефрижераторы способствовали поступлению разнообразных продуктов к столу среднего европейца и американца. Круглый год можно было купить свежие помидоры, в северных городах по нескольку месяцев в продаже были виноград, персики и другие фрукты.

Что нового появилось в пищевой промышленности и как эти новинки изменили рацион человека?

2. Мало кто задумывался над тем, как изменилась повседневная жизнь людей с изобретением, а затем и промышленным производством швейной машины. Многие изобретатели создавали свои модели швейной машины. Среди них был и Элиас Хау — американец, создавший в 1844 г. швейную машину и запатентовавший ее в 1846 г. Чтобы убедить людей, что его машина может шить, он приехал с ней в Бостон, поставил машину прямо на улице и заявил, что по заказу прострочит любой шов. В течение двух недель он удивлял посетителей тем, что делал 250 стежков в минуту, в 7 раз больше, чем при работе вручную. Он даже вызвал на состязание лучших швей. Но эти демонстрации не убедили публику в необходимости покупать швейные машины. Как мы знаем, изобретателем и предпринимателем, наладившим производство и продажу машин, стал Айзек Меррит Зингер. В конце XIX в. происходит революция в сфере одежды: на смену платью, изготовленному дома или сшитому портным, приходит одежда, сшитая на фабрике.

Какие изменения произошли с изобретением швейной машинки? Повлияло ли изобретение на разницу в сословиях?

Предварительный просмотр:

памятка для группы. Командир назначается учителем. Все в группе слушаются командира и работают одинаково. Учитель сам выбирает того, кто будет зачитывать результат работы группы. Оценка, полученная выступающим, ставится всем участникам группы.

Основная задача участников группы, прочитав предложенную информацию, дать ответы на вопросы в конце текста. Выступающий должен чётко и кратко зачитать результат, чтобы его записали все одноклассники.

памятка для группы. Командир назначается учителем. Все в группе слушаются командира и работают одинаково. Учитель сам выбирает того, кто будет зачитывать результат работы группы. Оценка, полученная выступающим, ставится всем участникам группы.

Основная задача участников группы, прочитав предложенную информацию, дать ответы на вопросы в конце текста. Выступающий должен чётко и кратко зачитать результат, чтобы его записали все одноклассники.

памятка для группы. Командир назначается учителем. Все в группе слушаются командира и работают одинаково. Учитель сам выбирает того, кто будет зачитывать результат работы группы. Оценка, полученная выступающим, ставится всем участникам группы.

Основная задача участников группы, прочитав предложенную информацию, дать ответы на вопросы в конце текста. Выступающий должен чётко и кратко зачитать результат, чтобы его записали все одноклассники.

памятка для группы. Командир назначается учителем. Все в группе слушаются командира и работают одинаково. Учитель сам выбирает того, кто будет зачитывать результат работы группы. Оценка, полученная выступающим, ставится всем участникам группы.

Основная задача участников группы, прочитав предложенную информацию, дать ответы на вопросы в конце текста. Выступающий должен чётко и кратко зачитать результат, чтобы его записали все одноклассники.

памятка для группы. Командир назначается учителем. Все в группе слушаются командира и работают одинаково. Учитель сам выбирает того, кто будет зачитывать результат работы группы. Оценка, полученная выступающим, ставится всем участникам группы.

Основная задача участников группы, прочитав предложенную информацию, дать ответы на вопросы в конце текста. Выступающий должен чётко и кратко зачитать результат, чтобы его записали все одноклассники.

памятка для группы. Командир назначается учителем. Все в группе слушаются командира и работают одинаково. Учитель сам выбирает того, кто будет зачитывать результат работы группы. Оценка, полученная выступающим, ставится всем участникам группы.

Основная задача участников группы, прочитав предложенную информацию, дать ответы на вопросы в конце текста. Выступающий должен чётко и кратко зачитать результат, чтобы его записали все одноклассники.

В XIX в. традиционное аграрное общество претерпело изменения, небывалые по глубине и скорости. В результате на смену ему пришло индустриальное общество.

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

В традиционном обществе население росло очень медленно. Это было связано с высокой смертностью (особенно среди детей) и общим недостатком средств к существованию из-за слабого развития экономики. В XIX в. население Европы увеличивалось фантастическими темпами: 187 млн человек в 1800 г., 266 млн человек в 1850 г., 401 млн человек в 1900 г. Причиной этого стало снижение смертности. При Старом порядке и рождаемость, и смертность были очень высокими. В XX в., наоборот, они стали низкими. XIX век с демографической (демография — наука о народонаселении) точки зрения занимал промежуточное положение: смертность падала, а рождаемость продолжала оставаться высокой (например, у английской королевы Виктории было девять детей). В результате численность населения стремительно росла. Падение смертности было связано с достижениями науки, ростом экономики, успехами санитарии и гигиены. Из-за улучшения питания люди стали физически крепче. Медицинское обслуживание (в том числе прививки) поднялось на новый уровень и к концу XIX в. стало систематическим. Внедрение водопровода и канализации, соблюдение личной гигиены и даже простое кипячение воды и молока снизили риск инфекционных заболеваний. Ушли в прошлое чудовищные эпидемии европейского масштаба, жертвами которых становились сотни тысяч людей. Последней массовой эпидемией была холера начала 1830-х гг. Итогом всего этого стал рост населения, подобного которому Европа ещё не знала.

В начале XIX в. люди обладали очень слабыми представлениями о гигиене. Считалось, что частое мытьё ослабляет или даже ведёт к бесплодию, а грязные дети являются более здоровыми. Голову, например, старались не мыть вообще. Даже врачи пользовались грязными инструментами и давали рекомендации мыть голову не чаще одного раза в 2 месяца. Однако по мере роста знаний об инфекциях, бактериях и микробах во второй половине XIX в. гигиена делает огромный шаг вперёд. В результате сократилось количество инфекционных болезней и резко упала детская смертность от желудочно-кишечных заболеваний - главной причины высокой смертности при Старом порядке.

Спасением стала фабрика. С середины XIX в. растущее машинное производство стало жадно поглощать эти людские избытки.

Демографический взрыв стал важным условием успеха промышленной революции.

ИЗМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ

Поделённые на замкнутые группы землевладельцы, крестьяне и небольшая торгово-ремесленная прослойка городских жителей — так выглядела социальная структура общества на протяжении многих веков. К концу XIX в. сословное деление фактически полностью исчезает. Положение людей в обществе теперь определяется не правами или обязанностями, которые им прежде давала принадлежность к тому или иному сословию, а тем местом, которое они занимали в экономической системе. Значительно возросла социальная мобильность, т. е. возможность перейти из одной общественной группы в другую. Раньше человек рождался и умирал в одном сословии. Теперь крестьянин, например, мог уйти в город и стать рабочим, а затем, если повезёт, превратиться в предпринимателя, т. е. стать представителем буржуазии. Возможность найти работу вне своей социальной группы, а также успехи транспортной революции резко увеличили пространственную мобильность населения. Если раньше человек проводил на одном месте всю свою жизнь, то теперь он всё чаще отправлялся в другой город, другую область или даже страну.

ДЕРЕВНЯ И ГОРОД

Двумя взаимосвязанными процессами были массовый отток населения из деревни, а также урбанизация, т. е. рост городов. В связи с ростом эффективности сельского хозяйства оно уже не нуждалось в прежнем количестве рабочих рук. С другой стороны, индустриализация предлагала рабочие места и новые жизненные шансы в городе. Результатом стал стремительный рост городов. Если в 1800 г. в Европе было лишь 22 города с численностью населения более 100 тыс., то в 1913 г. — 184. Самыми быстрыми темпами росли крупные города в Англии и Германии (с 2 до 50 и 47 соответственно). Если в 1800 г. миллион жителей проживал лишь в Лондоне, то к концу века таких городов стало 17, а в Лондоне численность жителей перевалила за 4 млн. Из крупных государств к началу Первой мировой войны (1914-1918) городское население превосходило сельское в Англии, Германии и США.

ДВОРЯНЕ И КРЕСТЬЯНЕ

По мере успехов индустриализации количество крестьян постоянно сокращалось. Многие из них уходили в город. Оставшиеся испытывали на себе сильное социальное расслоение, превращавшее часть из них в наёмных работников, а часть — в сельскую буржуазию.

БУРЖУАЗИЯ

XIX век часто называют буржуазной эпохой. Действительно, именно буржуазная предприимчивость двигала вперёд промышленный капитализм — основу экономического развития. Буржуазия всё больше определяла политику, выступала главным потребителем культуры. На буржуазные идеалы практичности, бережливости, порядка, защиты семейных устоев стремились равняться другие слои населения -— не только дворянство, но и зажиточное крестьянство и даже часть рабочих. Особенно это касалось рабочей аристократии — наиболее квалифицированных и хорошо оплачиваемых рабочих, которых особенно много было в Англии.

В отличие от работы ремесленника, обслуживание машин не требовало высокой квалификации или применения большой физической силы. Вот почему место взрослых мужчин у станков часто занимали женщины и дети. Они получали в 3~4 раза меньше мужчин, поэтому предпринимателям это было выгодно. В начале XIX в. дети составляли до четверти всех рабочих Англии. Особенно много детей работало в шахтах, где из-за небольшого роста они могли использоваться на многих видах работ уже с четырёхлетнего возраста. Лишь с 1840-х гг. стали приниматься меры I по ограничению детского и женского труда.

РАБОЧИЙ КЛАСС

Важнейшим социальным последствием промышленной революции стало появление наёмных рабочих, пролетариата. Его главной отличительной чертой была полная зависимость от производства, от машины. Если крестьянин или ремесленник обладали собственностью на орудия своего труда и так или иначе могли распоряжаться его плодами, то у рабочего не было ничего, кроме собственных рук. Попадая на завод, бывшие крестьяне или ремесленники уже не могли, как раньше, свободно планировать свой рабочий день. Превратившись в рабочих, они должны были подчиняться безостановочному ритму машин. Рабочий день составлял 12-15 ч 6 дней в неделю и без всякого отпуска. В случае крайней нужды крестьянин или ремесленник мог получить деньги в залог своего инвентаря или продать его часть. Рабочему продавать было нечего. Он жил только тем, что зарабатывал каждый день, поэтому наличие работы и уровень зарплаты были для него вопросами существования. Условия труда были очень тяжёлыми и даже опасными, а никакой социальной защиты (оплаты болезни, инвалидности, пенсий) вплоть до 1880-х гг. не существовало. Тяжёлыми были и жилищные условия. Рабочие обитали на окраинах в дешёвом жилье без санитарных удобств или даже в бараках. Они сильнее других страдали от инфекционных заболеваний.

Именно потому, что рабочие больше всего испытали на себе оборотную сторону промышленных успехов XIX в., они решительнее всех боролись за свои права. Возникла новая форма социального протеста — забастовка, т. е. организованное прекращение работы. Появляются профсоюзы — объединения рабочих близких специальностей для борьбы за свои экономические права. С другой стороны, к рубежу XIX-XX вв. правящие круги многих стран Запада всё больше понимают, что враждебность рабочих создаёт угрозу безопасности и стабильности общества, и приступают к социальным реформам - , повышаются зарплаты рабочих, сокращается рабочий день, вводится страхование по болезни и несчастным случаям и т. д. Однако вплоть до Первой мировой войны (1914-1918) рабочие продолжают оставаться главными противниками буржуазного общества. От чисто экономических требований они всё чаще переходят к политической борьбе.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

• Каковы причины бурного роста населения в XIX в.?

• Какие новые социальные группы появились в XIX в.?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автор учебника: учебник История нового времени (1800-1913) под ред. А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М, Ванюшкина.

Тема урока: Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности

Предмет: Всеобщая история (история нового времени), 8 класс

Форма организации работы учащихся: индивидуальная работа

Технология: ТИО с использованием ИКТ

Образовательная: знать особенности индустриального общества, его проблемы и ценности.

Развивающая: уметь объяснить причины роста городов, массовых миграций и усложнение классовой структуры общества; развитие логического мышления.

Воспитательная: воспитать уважительное отношение к прошлому, доброжелательное отношение к людям.

Оборудование и материалы:

§ 3, страницы 22-28 (учебник История нового времени (1800-1913) под ред. А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М, Ванюшкина).

Карточки с заданиями.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Знакомит с темой урока и целью

Ставят себе цель ответить на вопросы, достичь той отметки, которую желают получить за урок

Работа с разноуровневыми карточками.

Раздает вопросы, объясняет

Отвечают на вопросы.

Беседа по вопросам.

Участие в беседе, отстаивание своей точки зрения.

Подводит итог беседе, анализирует таблицу

Сравнивают результат таблицы с предполагаемым результатом.

Индивидуальное домашнее задание

Запись домашнего задания

Оргмомент. Целеполагание

Западная Европа – первая цивилизация, в которой зародились, обрели силу и одержали победу первые буржуазные отношения, т.е. произошел переход от традиционного общества к индустриальному. На протяжении всего XIX в. индустриальная революция меняла социальную структуру западноевропейского общества.

В ряде стран сословия уничтожались юридически, а там где они сохранялись, сословные перегородки разрушались в процессе модернизации. Рассмотрим подробнее, как менялась структура общества.

Самостоятельная работа с разноуровневыми карточками.

Работая с текстом учебника, сопоставьте и определите значение слов, которые позволили осуществить переход от традиционного общества к индустриальному обществу.

Читайте также: