Древо жизни символ мироздания наброски и зарисовки линия штрих пятно светотень 4 класс конспект
Обновлено: 30.06.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Конспект урока
Урок № 2 «Древо жизни — символ мироздания.
Цель: сформировать понимание символа - образа искусства - дерева.
развивать эмоциональное восприятие явлений природы и произведений искусства, умение передавать характерные признаки пород деревьев;
формировать навыки рисования.
Урок посвящён знакомству с символами-образами народного и изобразительного искусства, главным мотивом — древом жизни.
Изображение, выполненное от руки, на глаз, с помощью графических средств: линии, штриха, пятна — называется рисунком.
Набросок – рисунок небольших размеров, быстро и бегло исполненный художником. Главное назначение наброска – краткая фиксация отдельных наблюдений или возникших в ходе текущей работы замыслов художника
На уроке Вы узнаете одно из ведущих и древнейших символов-образов искусства - дерево.
Задачи:
Научитесь эмоционально воспринимать явления природы и произведений искусства; передавать характерные признаки пород деревьев;
Список обязательной и дополнительной литературы для углублённого изучения темы:
Обязательная литература:
Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Изобразительное искусство 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций/ Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. М.: Просвещение, 2018. 208 с.
Дополнительная литература:
Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. 4 класс: творческая тетрадь. М.: Просвещение, 2018. 80 с.
Интернет-ресурсы:
Образ дерева является древнейшим символом окружающего мира.
Дерево – одно из наиболее почитаемых человеком явлений природы, образ которого воссоздан в разных видах искусства.
Штрихами разной формы (короткие, длинные, извилистые, волнообразные и т.д.) передают такие признаки дерева как характерные шероховатостей кроны ствола, характер ствола, его изгибов, наклонов, ажурность лиственных крон или хвойных лап, густоту и пышность листвы.
Рисуем природу.
Теперь поговорим о там как рисовать деревья.
Начнем, конечно, со скелета ствола и ветвей. Чтобы рассмотреть получше, найдите сухое дерево. Порисовать его полезно для понимания конструкции. Любопытную закономерность у деревьев подметил Леонардо да Винчи. Если срезать все ветки на любой высоте и сложить их в плотный пучок, то он будет примерно равен по толщине стволу у основания дерева. Это значит, что чем выше, тем тоньше ветви дерева и тем больше их становится, а самый верх уже представляет собой сплошной шатер из тоненьких веточек.
Рисуя дерево, следите, чтобы толщина ствола постепенно уменьшалась к вершине и чтобы ни одна веточка не становилась толще части, из которой выросла, иначе она будет напоминать опухший палец, который толще руки. Порядок постепенного уменьшения толщины ствола и веток будет неизменным, как бы криво ни росло дерево.
Несколько слов о коре, важном элементе ствола, фактура которой придает характер дереву. Так, струпья дубовой коры говорят о необычайной жесткости дуба, гладкая береста — о гибкости и упругости березы, а еловый ствол такой же колючий, как хвоя елки.
Теперь о самом трудном — о кроне дерева. Вначале, чтобы ее как следует понять, желательно сравнить с чем-нибудь знакомым. Например, кроны липы, клена, ветлы в их обобщенном виде похожи на пушистые шары, дыни, груши, а крона елки — на конус. Дерево полностью трудно увидеть вблизи, но, если отойти шагов на сто — двести, детали сольются в целое и станет видна форма, на которую похожа его крона. Конечно, вы легко ее изобразите, проложите тень, а потом задача потруднее: передать фактуру кроны. Она чрезвычайно сложна и состоит из рельефа листьев, мелких веточек, больших сучьев да еще просветов, сквозь которые видны части ствола и даже небо. И если вы сможете увязать общую форму кроны с ее различными фактурами и скелетом дерева — несомненно, работа удастся.
Схема рисования лиственного дерева.
Изображение, выполненное от руки, на глаз, с помощью графических средств: линии, штриха, пятна — называется рисунком.
Набросок – рисунок небольших размеров, быстро и бегло исполненный художником. Главное назначение наброска – краткая фиксация отдельных наблюдений или возникших в ходе текущей работы замыслов художника.
Текст задания. Найдите названия деревьев, которые часто встречаются на картинах художников
Цель: сформировать понимание символа - образа искусства - дерева.
развивать эмоциональное восприятие явлений природы и произведений искусства, умение передавать характерные признаки пород деревьев;
формировать навыки рисования.
Урок посвящён знакомству с символами-образами народного и изобразительного искусства, главным мотивом — древом жизни.
Изображение, выполненное от руки, на глаз, с помощью графических средств: линии, штриха, пятна — называется рисунком.
Набросок – рисунок небольших размеров, быстро и бегло исполненный художником. Главное назначение наброска – краткая фиксация отдельных наблюдений или возникших в ходе текущей работы замыслов художника
На уроке Вы узнаете одно из ведущих и древнейших символов-образов искусства - дерево.
Задачи:
Научитесь эмоционально воспринимать явления природы и произведений искусства; передавать характерные признаки пород деревьев;
Список обязательной и дополнительной литературы для углублённого изучения темы:
Обязательная литература:
Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Изобразительное искусство 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций/ Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. М.: Просвещение, 2018. 208 с.
Дополнительная литература:
Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. 4 класс: творческая тетрадь. М.: Просвещение, 2018. 80 с.
Интернет-ресурсы:
Образ дерева является древнейшим символом окружающего мира.
Дерево – одно из наиболее почитаемых человеком явлений природы, образ которого воссоздан в разных видах искусства.
Штрихами разной формы (короткие, длинные, извилистые, волнообразные и т.д.) передают такие признаки дерева как характерные шероховатостей кроны ствола, характер ствола, его изгибов, наклонов, ажурность лиственных крон или хвойных лап, густоту и пышность листвы.
Рисуем природу.
Теперь поговорим о там как рисовать деревья.
Начнем, конечно, со скелета ствола и ветвей. Чтобы рассмотреть получше, найдите сухое дерево. Порисовать его полезно для понимания конструкции. Любопытную закономерность у деревьев подметил Леонардо да Винчи. Если срезать все ветки на любой высоте и сложить их в плотный пучок, то он будет примерно равен по толщине стволу у основания дерева. Это значит, что чем выше, тем тоньше ветви дерева и тем больше их становится, а самый верх уже представляет собой сплошной шатер из тоненьких веточек.
Рисуя дерево, следите, чтобы толщина ствола постепенно уменьшалась к вершине и чтобы ни одна веточка не становилась толще части, из которой выросла, иначе она будет напоминать опухший палец, который толще руки. Порядок постепенного уменьшения толщины ствола и веток будет неизменным, как бы криво ни росло дерево.
Несколько слов о коре, важном элементе ствола, фактура которой придает характер дереву. Так, струпья дубовой коры говорят о необычайной жесткости дуба, гладкая береста — о гибкости и упругости березы, а еловый ствол такой же колючий, как хвоя елки.
Теперь о самом трудном — о кроне дерева. Вначале, чтобы ее как следует понять, желательно сравнить с чем-нибудь знакомым. Например, кроны липы, клена, ветлы в их обобщенном виде похожи на пушистые шары, дыни, груши, а крона елки — на конус. Дерево полностью трудно увидеть вблизи, но, если отойти шагов на сто — двести, детали сольются в целое и станет видна форма, на которую похожа его крона. Конечно, вы легко ее изобразите, проложите тень, а потом задача потруднее: передать фактуру кроны. Она чрезвычайно сложна и состоит из рельефа листьев, мелких веточек, больших сучьев да еще просветов, сквозь которые видны части ствола и даже небо. И если вы сможете увязать общую форму кроны с ее различными фактурами и скелетом дерева — несомненно, работа удастся.
Схема рисования лиственного дерева.
Изображение, выполненное от руки, на глаз, с помощью графических средств: линии, штриха, пятна — называется рисунком.
Набросок – рисунок небольших размеров, быстро и бегло исполненный художником. Главное назначение наброска – краткая фиксация отдельных наблюдений или возникших в ходе текущей работы замыслов художника.
Текст задания. Найдите названия деревьев, которые часто встречаются на картинах художников
Представлен конспект урока искусства "Древо жизни - символ мироздания" для учащихся 4 класса (УМК "Перспектива") по программе Т.Я.Шпикаловой. Данная разработка будет интересна и полезна учителям искусства, учителям начальных классов, а также учителям - предметникам, работающим по ФГОС. Представлена подробная разработка урока, в соответствии с требованиями, предъявляемыми к урокам нового поколения (ФГОС). Карта урока окажет помощь учителям в проектировании урока по данной теме. Данная разработка содержит цель и основные задачи урока, содержание учебного материала, этапы урока с указанием деятельности учителя, учеников, формируемых УУД, методы и приемы организации учебной деятельности учащихся. Это своеобразный сценарий урока, представляющий индивидуальные методы работы учителя, по организации деятельности учащихся на уроке с целью активизации их познавательного интереса и создания оптимальных условий для овладения учащимися универсальными учебными действиями
Древо жизни – символ мироздания
Урок усвоения новых знаний
Создание условий для формирования у учащихся понимания одного из ведущих и древнейших символов-образов искусства — древа.
наблюдать окружающий мир;
знакомить с творчеством мастеров-живописцев; формировать художественную компетентность зрителя через общение с произведениями искусства;
анализировать и обсуждать произведения изобразительного искусства; воспринимать самобытность художественного почерка мастера;
знакомить с новыми приемами работы художественными материалами : вливание цвета в цвет, смешение красок; обдумывать замысел будущей композиции и работать в соответствии с намеченным планом;
передавать в творческой работе свое видение мира и отношение к нему.
Развивающие
художественно-эстетическое восприятие мира природы, чувство прекрасного;
творчество, фантазию, воображение;
художественно-образную и зрительную память;
пространственное мышление, чувство цвета, живописные и композиционные навыки учащихся;
творческое отношение к выполнению задания.
Воспитывающие
интерес к искусству живописи, творчеству мастеров- живописцев;
взаимоуважение, уважение к труду художников, традициям отечественного и зарубежного искусства;
познавательный интерес к изучаемому предмету;
способствовать возникновению у четвероклассников эмоционально-эстетического отклика при восприятии явлений природы и произведений искусства;
экологическое и эстетическое отношение к миру природы.
Для учителя: произведения живописцев И.Шишкин, А.Саврасов и др., учебные таблицы, презентация по теме урока, бумага, кисти и краски для демонстрации приемов работы.
Для учеников: бумага, простой карандаш, акварель, гуашь, кисти, учебник стр. 12-17
Личностные: формирование целостного, социально - ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
Метапредметные: освоение способов решения проблем творческого характера; готовность слушать собеседника и вести диалог; овладение логическими действиями сравнения, анализа художественных произведений, определение общей цели урока и путей ее достижения, владение устной речью для выражения своих мыслей и чувств.
Предметные: формирование основ художественной культуры; овладение практическими умениями и навыками в восприятии произведений искусства и в художественной практической деятельности (рисунке, живописи).
1. Организационный этап
Стали ровно, тихо сели.
На меня все посмотрели.
Проверка готовности к уроку.
Оценивают свою готовность к уроку. Настраиваются на урок.
Личностные УУД:
-способность к самооценке;
- положительное отношение к уроку.
Коммуникативные УУД:
- организовывать контакт с одноклассниками.
2. Введение в тему урока
отвечают на вопросы учителя.
Личностные УУД:
- положительное отношение к уроку;
- положительное отношение к познавательной деятельности;
Коммуникативные УУД:
- вступать в учебный диалог с учителем.
-участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
- слушать и отвечать на вопросы, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения
3. Актуализация знаний.
Поняли ли вы, чему будет посвящена тема нашего урока? Миру деревьев. Как вы думаете - каким будет творческое задание по теме? ( изображение деревьев) . Нужен ли нам этот урок? Что он даст нам для жизни? Давайте подумаем
( этот урок поможет нам стать художественно грамотными; приблизит нас к миру природы, поможет понимать его, любить, беречь и охранять, научит изображению различных деревьев).
Рассуждают об актуальности новых умений и знаний.
Личностные УУД:
- желание приобретать новые знания, умения;
- положительное отношение к познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД:
- вступать в учебный диалог с учителем
-участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
- слушать и отвечать на вопросы, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Познавательные УУД:
- делать обобщения, выводы.
4. Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала
Слушают учителя. Размышляют над ролью лесов и деревьев в жизни человека.
Отвечают на вопросы учителя.
Рассматривают живописные и декоративные произведения, анализируют их. Получают удовольствие от созерцания произведений искусства.
Личностные УУД:
-положительное отношение к учению и познавательной деятельности;
-желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
- стремление к красоте.
Познавательные УУД
- слушать, извлекая нужную информацию
-понимать информацию, представленную в изобразительной форме;
- осмысление и переработка полученной информации.
- умение работать с учебником.
- делать обобщения, выводы;
- анализировать, сравнивать изобразительные, художественные объекты;
Коммуникативные УУД:
- вступать в учебный диалог с учителем, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.
5. Динамическая пауза
Давайте немного отдохнем. Проводится физминутка.
Выполняют физические упражнения
Личностные УУД:
-стремление и готовность к поддержанию своего здоровья.
Коммуникативные УУД:
- совместная деятельность при выполнении физических упражнений в игровой форме.
6. Первичное закрепление изученного материала
Подготовка учащихся к ответам на вопросы учебника (с. 15).
- почему художники любят изображать деревья в своих произведениях?
- какое отношение к деревьям выражают в своих произведениях художники?
- что символизирует образ дерева в народном сознании?
- какие сферы мироздания существуют в образе дерева?
- отличается ли картина мира в сознании современного человека от представлений предков?
- каким должно быть отношение современного человека к дереву? Почему?
Осмысляют и перерабатывают полученную информацию. Отвечают на вопросы учителя
Познавательные УУД
- осмысление и переработка полученной информации.
- умение работать с учебником.
- делать обобщения, выводы;
Коммуникативные УУД:
- вступать в учебный диалог с учителем.
-участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
- слушать и отвечать на вопросы, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения
7. Постановка цели и задач урока
Сегодня мы с вами будем изображать дерево. Как вы думаете, что нам необходимо узнать нового для выполнения задания, чему новому научиться? Давайте вместе определим задачи нашего урока.
Отвечают на вопросы учителя.
Рассуждают о предстоящем задании.
Определяют задачи уроков:
- научиться правильно изображать дерево, узнать, как, в какой последовательности выполнить рисунок ;
- узнать, как рисовали деревья знаменитые художники, познакомиться с их творчеством.
Личностные УУД:
- положительное отношение к уроку;
- положительное отношение к познавательной деятельности;
Регулятивные УУД:
-умение высказывать свои предположение по поводу предстоящей творческой работы;
- определение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками цели деятельности на уроке;
Коммуникативные УУД:
- вступать в учебный диалог с учителем.
-участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
- слушать и отвечать на вопросы, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения
8. Усвоение нового учебного материала
Слушают учителя. Рассматривают произведения живописцев и графиков, в которых главным персонажем является дерево как древнейший символ вечно живой природы. Определяют, какими изобразительными средствами выражают художники свое отношение к дереву как наиболее почитаемому явлению природы.. Получают удовольствие от созерцания произведений искусства.
Личностные УУД:
-положительное отношение к учебной деятельности;
Познавательные УУД:
- осознавать познавательную задачу;
-понимать информацию, представленную в изобразительной форме;
- анализировать, сравнивать изобразительные, художественные объекты;
- слушать, извлекая нужную информацию;
- осмысление и переработка полученной информации.
9. Усвоение и закрепление нового учебного материала
в творческой практической деятельности
Учитель проводит целевой обход.
Выполняют творческое задание согласно условиям, повторяя за учителем все этапы построения.
Анализируют свою работу, сравнивают с образцом. Вносят необходимые исправления и дополнения в рисунок.
Выражают в творческой работе свое отношение к природе.
Личностные УУД:
-положительное отношение к учебной деятельности;
- освоение новых видов деятельности;
- участие в творческом, созидательном процессе;
- способность к самооценке своих действий;
Познавательные УУД:
- осознавать познавательную задачу;
-понимать информацию, представленную в изобразительной форме;
- анализировать, сравнивать изобразительные, художественные объекты;
- слушать, извлекая нужную информацию;
- осмысление и переработка полученной информации.
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- действовать по плану;
- контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы.
Коммуникативные УУД:
- доносить свою позицию до других, оформлять свою мысль посредством рисунка.
10. Динамическая пауза
Проводит динамическую паузу в ходе работы над заданием
Выполняют физические упражнения
Личностные УУД:
-стремление и готовность к поддержанию своего здоровья
Участвуют в оценке своей деятельности на уроке. Обсуждают творческие работы одноклассников.
Личностные УУД:
- положительно относиться к учению.
Регулятивные УУД:
- адекватно оценивать свои достижения.
Коммуникативные УУД:
- адекватно и справедливо оценивать достижения сверстников, радоваться чужим успехам.
12. Информация о домашнем задании
Дает домашнее задание: закончить набросок
Записывают в дневники домашнее задание
Личностные УУД:
- ответственное отношение к учению.
Представлена технологическая карта урока искусства "Древо жизни - символ мироздания" для учащихся 4 класса (УМК "Перспектива") по программе Т.Я.Шпикаловой. Данная разработка будет интересна и полезна учителям искусства, учителям начальных классов, а также учителям - предметникам, работающим по ФГОС. Технологическая карта представляет подробную разработку урока, в соответствии с требованиями, предъявляемыми к урокам нового поколения (ФГОС). Карта урока окажет помощь учителям в проектировании урока по данной теме. Данная разработка содержит цель и основные задачи урока, содержание учебного материала, этапы урока с указанием деятельности учителя, учеников, формируемых УУД, методы и приемы организации учебной деятельности учащихся. Это своеобразный сценарий урока, представляющий индивидуальные методы работы учителя, по организации деятельности учащихся на уроке с целью активизации их познавательного интереса и создания оптимальных условий для овладения учащимися универсальными учебными действиями.
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.
Аннотация к презентации
Интересует тема "Урок 2 Древо жизни - символ мироздания"? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 18 слайдов. Также представлены другие презентации по ИЗО (изобразительное искусство) для 4 класса. Скачивайте бесплатно.
Содержание
Древо жизни – символ мироздания
ИЗО 4 класс Наброски и зарисовки: линия, штрих, пятно, светотень
Слайд 2
К дереву у человека особое, трепетное отношение. В искусстве образ дерева – один из любимых мотивов. Осенняя пора привлекает к себе внимание праздничным убранством деревьев. Поначалу наряд с каждым днём становится всё краше, а затем гаснет и вовсе исчезает.
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Образ дерева – древнейший символ в искусстве. В народном сознании с его помощью передаётся представление о строении мира. Многовековые деревья – исполины, как молчаливые свидетели истории, вызывают почтение в народе. - Продолжает ли жить традиция почитания деревьев в наши дни? В чём это выражается? - Выделяешь ли ты среди множества деревьев одно, своё, наиболее близкое к тебе? Чем оно тебе интересно?
Слайд 7
- Какие сферы мироздания существуют в народном миропонимании? - Можно ли обнаружить в образе дерева эти сферы? Какие части дерева соответствуют каждому ярусу? - Люди издавна сравнивали крону дерева со сводом небесным, могучий ствол – с жизнью на Земле, корневище – с подземным миром. И хотя современные люди думают о строении Вселенной иначе, древнее понимание мира до нас доносят произведения искусства.
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
И.Шишкин. Упавшее дерево. Карандаш.
Слайд 11
Рассмотри, как выполнены художником наброски деревьев. Набросок – рисунок небольших размеров, быстро и бегло исполненный художником. Главное назначение наброска – краткая фиксация отдельных наблюдений или возникших в ходе текущей работы замыслов художника.
Слайд 12
И.Шишкин. Этюды деревьев.
Слайд 13
Слайд 14
Отметь: в отличии от живописи, основными средствами выразительности в графике являются линия, штрих, контур, пятно, а также белый фон листа. Свет и тень помогают почувствовать передачу пространства.
Слайд 15
А. Саврасов. Осенняя ночь.
Слайд 16
Слайд 17
Творческое задание
Выполни зарисовки и наброски деревьев по памяти, с натуры, по представлению.Вспомни, как растут от ствола крупные и мелкие ветви, какие очертания принимает крона деревьев. Передай в рисунке штрихами разной формы (короткие, наклонные, извилистые, волнообразные) признаки дерева: шероховатости коры ствола, его изгибов, наклонов; ажурность лиственных крон или хвойных лап, густоту и пышность листвы.
Слайд 18
Читайте также: