Солнце луна звезды источники света конспект урока

Обновлено: 02.07.2024

Урок 23. Почему Солнце светит днём, а звёзды - ночью?Почему Луна бывает разной?

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Что такое солнце?
  2. Почему днём не видно звёзд?
  3. Почему луна бывает разной?

Глоссарий по теме:

Спутник - небесное тело, которое движется вокруг более крупного тела.

Астроном – учёный, изучающий небесные объекты, такие, как звёзды, планеты, их спутники и прочее.

Телескоп – это прибор, с помощью которого можно изучать небесные объекты, находящиеся очень далеко.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 кл.: учеб.пособие для общеобразоват. организаций. в 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017. Стр.21-23

2. Окружающий мир. Тетрадь учебных достижений. 1 кл.: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков, З. Д. Назарова. — М.: Просвещение, 2017.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Еще с давних времен люди направляли свой взор к небу. У них было много вопросов: что такое солнце? Почему днём не видно звёзд? Как узнать, где какое созвездие? Солнце дает жизнь всему, что есть на нашей планете: людям, животным, растениям. У жителей Древнего Египта, например, бог Солнца считался главным богом, ему приносились жертвы и возносились молитвы.

Что такое Солнце?

Солнце – это звезда. Как и любая из звёзд, Солнце представляет собой раскалённое небесное тело. Учёные выяснили, что температура на его поверхности очень высокая. Масса Солнца в 333 раза больше Земли. И хотя нам оно кажется маленьким ярким кружочком, Солнце по размеру в соотношении с нашей планетой является великаном. От Земли до Солнца 150 миллионов километров. Именно это огромное расстояние позволяет солнечным лучам не сжигать нашу планету, а только освещать и обогревать её.

Почему днём не видно звёзд?

Звёзды – это небесные тела.Все они находятся на огромных расстояниях от Земли и поэтому не греют. Если присмотреться, звёзды в ночном небе блестят разными цветами. Они мерцают белым, голубым, жёлтым и даже красным цветом. Самые горячие звёзды – белые и голубые. Их температура намного превышает температуру Солнца. Жёлтые звёзды по раскалённости близки к нашему светилу. Ну, а красные звёзды имеют сравнительно с Солнцем низкий градус нагрева. Так же звёзды между собой отличаются и по размерам. В небе наблюдаются красные гиганты, звёзды нормального размера и звёзды-карлики.

Днём, когда Солнце освещает всё пространство земли и неба, блеск других звёзд не заметен. Вот почему мы не можем наблюдать звёзды днём. Но как только Солнце исчезает с небосклона, они начинают проявляться в ночном небе. Конечно, в течение дня звёзды с неба никуда не уходят. Просто из-за яркого солнечного света мы не можем видеть их блеск. Особенно хорошо видны звёзды в безлунную ночь. Самые яркие и заметные звёзды ещё в древности люди объединили в созвездия. Каждое созвездие имеет своё имя и место среди россыпи остальных звёзд.

Почему Луна бывает разной?

Часто в ночном небе мы можем увидеть ещё одно светило – Луну. Это и не звезда, как Солнце, и не планета, как наша Земля. Это естественный спутник Земли. Естественный спутник, потому что его создала природа. Луна вращается вокруг Земли, а так же вокруг своей оси.

Во все времена людей интересовало то, что находится в небе. Они наблюдали, как у Луны меняется форма, и не могли найти этому объяснение. То она похожа на круглое яблоко, то на серп, который назвали Месяцем. Много сказок, легенд и мифов было придумано о Луне.

На самом деле Луна имеет круглую форму. Сама она не излучает свет, как звёзды, но отражает свет Солнца. И в течение месяца Солнце с разных сторон освещает Луну. Ведь она всё время оборачивается вокруг своей оси. А нам кажется, что форма Луны меняется.Ведь мы видим только ту её часть, которая освещена Солнцем. Тёмная, неосвещённая часть Луны нам не видна. Луна находится ближе всех к Земле. Космический корабль летит до Луны 3 дня и 3 ночи.

Изучают и наблюдают за всеми небесными телами учёные, которые имеют для этого специальную подготовку. Их называют астрономами. Для наблюдением за самыми дальними объектами астрономы используют такие приборы, как телескопы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

КСП по естествознанию 1-4-1

Что такое естественные источники света

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу):

различать естественные и искусственные источники света;

проводить наблюдения за явлением окружающего мира.

Учащиеся поймут, что разные естественные источники света излучают свет.

Учащиеся научатся определять естественные источники света по основному признаку - они относятся к объектам и явлениям природы.

Учащиеся узнают, что солнечный свет нужен живым организмам.

Учащиеся могут объяснить, что такое свет.

На данном уроке учащиеся не используют ИКТ

Свет имеет двойственную натуру и в разных условиях ведёт себя по-разному.

Запланированная деятельность на уроке

Подведите учащихся к выводу: когда светло и всё вокруг хорошо видно, тогда жизнь более разнообразна. Темнота вносит ограничения в жизнедеятельность живой природы и человека. Обратите внимание учащихся, что в темноте активный образ жизни ведут те представители живой природы, которые имеют очень хороший слух, прекрасное обоняние, обладают специально адаптированным зрением. Некоторые люди по роду своей профессиональной деятельности (пекари, врачи, пожарные, полицейские, рабочие на заводах и фабриках ночной смены) работают, когда темно, спят и отдыхают в светлое время суток.

Учащиеся понимают, что темнота вносит ограничения в жизнедеятельность живой природы и человека.

– Почему солнце светит днем, а звезды и луна – ночью?

Ученики. Солнце всходит, освещает землю, начинается день. А когда заходит солнце, начинается ночь. Ночью светят луна и звезды, но их свет слабее солнца.

Учитель. Наверное, в безоблачный ясный вечер вы видели на небе множество звезд. Они кажутся маленькими, сверкающими точками, потому что находятся очень далеко от Земли. На самом деле звезды – это огромные раскаленные газовые шары, похожие на Солнце. Самые горячие из них голубого цвета, менее горячие – красного. Звезды отличаются друг от друга размерами. Есть звезды-гиганты, а есть звезды-карлики. Еще в древности люди заметили, что некоторые звезды образуют на небе фигуры, которые назвали созвездиями.

Показ карты звездного неба, созвездий.

Есть созвездия Льва, Рака, Близнецов. Соедините звезды линиями (с. 33) так, чтобы получилось созвездие Льва. Ребята, а что такое Солнце?

Ученики. Огромный пылающий шар.

Учитель. Солнце – это тоже звезда, громадный раскаленный газовый шар. Но если Солнце – звезда, то почему оно нам кажется больше и ярче?

Ученики. Оно ближе к Земле.

Акцентируйте внимание на том, что солнечный свет является необходимым условием и для жизни животных и растений. Спросите, какие сказки с участием медвежонка и зайчонка знают учащиеся.

Предложите придумать свою сказку по сюжетной картинке учебника.

Для понимания естественной природы появления такого источника света, как молния, покажите учащимся короткое видео, демонстрирующее процесс образования молнии.

Учащиеся должны понять, что человек не может

управлять естественными источниками света.

Светлячки, Солнце, звёзды, Луна - естественные источники света.

Предварительно проведите инструктаж по правилам безопасного поведения учащихся в общественных местах.

Учащиеся будут наблюдать за тем, кто более активен именно в светлое время суток. Результаты наблюдений они будут фиксировать в блокнотах. Вернувшись в класс, предложите обменяться результатами наблюдения в группах. Учащиеся смогут рассказать, кого они отметили в качестве активного объекта. Общие результаты следует записать на доску, исключая повторы.

Что такое естественные источники света, стр. 72-73 Рабочая тетрадь:

Сюжетные картины, изображающие светлое и тёмное время суток;

Затем учащиеся смогут озвучить результаты наблюдений перед всем классом.

Учащиеся придут к выводу, что люди, животные и растения ведут активный образ жизни при дневном освещении. Люди учатся, работают, занимаются спортом, активно отдыхают и общаются. Растения лучше растут, цветут и плодоносят. Животные играют, охотятся.

Развитие языковых компетенций

Прочитайте текст, пропуская ключевые слова.

Учащиеся по смыслу смогут догадаться, какие ключевые слова нужно вставить на любом из трёх языков. Например: Без. (света) невозможна жизнь на Земле. Луна и Солнце - . (естественные) источники света.

Каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока.

Здоровье и соблюдение техники безопасности

Используемые физминутки и активные виды деятельности.

Дополнительные задания Кубик. С целью закрепления изученного материала предложите учащимся назвать изображённые на гранях развёртки куба естественные источники света. Учащиеся смогут ответить, что будет изображено на верхней грани кубика в трёх случаях.

Учащиеся знают, какие искусственные источники света использует человек.

Свет у нас дома. Дети смогут нарисовать искусственные источники света, которые используются в их семье.

Первоклассники понимают значение искусственного света в жизни человека. Аппликация. В рабочей тетради учащиеся в

технике аппликации смогут изобразить маяк, отгадав загадку-подсказку. Можно опираться на предложенный образец.

Наблюдайте за тем, как ученики выполняют задания. Если ребенок без труда определяет искусственный источник, значит, он хорошо понял тему. Используйте результаты наблюдения для проведения оценивания.

Разработка урока на тему Свет. Источники света. Звезда – Солнце.

Тема урока: Свет. Источники света. Звезда – Солнце. Закон прямолинейного распространения света Тень и полутень. Солнечные и Лунные затмения. Цель урока: сформировать знания о свете как электромагнитной волне, об источниках света, законе прямолинейного распространения света; показать значение света в жизни человека, познания природы. Продолжить отрабатывать навыки анализа и сравненияТема урока: Свет. Источники света. Звезда – Солнце. Закон прямолинейного распространения света Тень и полутень. Солнечные и Лунные затмения. Цель урока: сформировать знания о свете как электромагнитной волне, об источниках света, законе прямолинейного распространения света; показать значение света в жизни человека, познания природы. Продолжить отрабатывать навыки анализа и сравнения

План урока физики

Тема урока: Свет. Источники света. Звезда – Солнце. Закон прямолинейного распространения света Тень и полутень. Солнечные и Лунные затмения.

ФИО учителя: Дольчева Екатерина Александровна

Количество присутствующих: 10

Цели, которые необходи-мо достичь на данном уроке

сформировать знания о свете как электромагнитной волне, об источниках света, законе прямолинейного распространения света; показать значение света в жизни человека, познания природы . Продолжить отрабатывать навыки анализа и сравнения

Все учащиеся смогут:

Объяснить электромагнитную природу света, различать источники света, рассказать о строении Солнца

Большинство учащихся будут уметь:

Объяснять причины солнечных и лунных затмений

Некоторые учащиеся смогут:

Использовать знания о прямолинейном распространении света при объяснении природных явлений

Учащиеся могут:

Развивать навыки монологической речи, обогатить свой физический язык, усовершенствовать навыки работы с учебником

Ключевые слова и фразы:

Солнце – дневная звезда, магнитные бури, электрические и магнитные явления, тепловые явления, излучение

Планируемые сроки

Планируемые действия

Мело, мело по всей земле

Свеча горела на столе ,

Как летом роем мошкара

Слетались хлопья со двора

Метель лепила на стекле

Кружки и стрелы.

Свеча горела на столе ,

Какая тема объединяет музыкальное и поэтическое произведение?

2) Корзина идей (учащиеся на стикерах пишут, что они уже знают о свете, электрических и магнитных явлениях)

3)Оценивание по ходу выступлений формативное (словесное одобрение)

1) слово учителя

4) работа в парах

5) слово учителя

7) индивидуальная работа

Объяснение электромагнитной природы света

Свет – это видимое излучение. Это электромагнитные волны, вызывающие у человека зрительные ощущения. Главным источником света для нас является Солнце. Оно излучает электромагнитные волны всевозможных частот . Большая их часть никаких зрительных ощущений у человека не вызывает , это невидимые излучения. Зрительные ощущения у человека вызывают электромагнитные волны частотой от 400 ТГц до 800 ТГц. При этом излучение разных частот вызывают ощущения разных цветов – от красного до фиолетового. В отличие от человека некоторые насекомые различают ультрафиолетовое излучение, а некоторые виды ящериц – инфракрасное. Поэтому мир красок, воспринимаемых этими животными, существенно отличается от нашего.

Солнце - не единственный источник света. Помимо него существует множество других тел, излучающих электромагнитные волны видимого диапазона.

1. Работа с текстом учебника (изучение текста)

1. Деление класса на группы с помощью Мозайки

2. Защита в группах предложенных опорных схем

3. Выбор оптимальной опорной схемы, с последующим переносом в рабочую тетрадь

4. Оценивание суммативное, критериальное взаимооценивание

2. Работа с текстом учебника (изучение текста)

3. Изложение основных понятий текста § 58 с использованием стандартного дидактического плаката

4. Оценивание суммативное, критериальное взаимооценивание

Объяснение закона прямолинейного распространения света

1. Выдвижение гипотез о причинах Солнечного и Лунного затмений

2. Проведение эксперимента, с последующим обсуждением и выбором правильной гипотезы


Все прекрасно знают, в общем и целом, что такое свет, тень и источник света. На этом уроке мы рассмотрим все эти понятия с точки зрения физики.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Источники света. Распространение света"

Все с детства знают как минимум один источник света: это Солнце.


Солнечный свет играет огромную роль в нашей жизни, как и в жизни многих организмов на нашей планете. Также, от Солнца нам передаётся и тепло (то есть энергия). Из этого мы можем сделать вывод, что свет — это излучение. Его называют видимым излучением, потому что свет — это та часть излучения, которую мы в состоянии увидеть. Итак, мы можем сказать, что свет — это электромагнитное излучение, которое мы в состоянии увидеть невооруженным глазом.

На самом деле, природа света очень сложна, и подробно мы будем изучать её значительно позже. Ведь мы знаем, что свет бывает ярким и тусклым, обладает разным цветом, разной интенсивностью и продолжительностью излучения. Всё это зависит от процессов, которые происходят внутри атомов тех или иных тел. Но об этом мы поговорим позже. Сегодня, мы рассмотрим самые простые и очевидные световые явления.

Любое тело, которое излучает свет, называется источником света.


То есть, источником света могут быть лампочка, фонарик, свеча и так далее. Помимо Солнца, другие звезды тоже являются источниками света. Есть искусственные и естественные источники света. К искусственным источникам относятся источники света, которые были кем-то созданы (но не природой).

То есть, например, лампочка — это искусственный источник света, а Солнце — естественный.


Ведь мы только что выясняли, что свет — это видимая часть излучения, а излучение — это один из способов теплопередачи. А теплопередача, конечно, является передачей энергии.

Существует, также, такое понятие, как световой пучок. Световым пучком называют область пространства, в пределах которой распространяется свет.


Все вы знаете, что если источник света перекрывается каким-то непрозрачным объектом, то этот источник мы не увидим. Более того, непрозрачный объект будет отбрасывать тень.


Это объясняется довольно просто: в однородной прозрачной среде свет распространяется прямолинейно. То есть, световые лучи являются прямыми. Конечно, свет не может сам по себе каким-то образом обогнуть препятствие.

Теперь поговорим о тени. Тень — это область пространства, в которую не попадает свет от источника.

Как мы уже сказали, достаточно просто преградить дорогу света каким-то непрозрачным объектом, и появится тень. Существуют даже, так называемые теневые театры, где все действия показываются с помощью теней.


Сзади белого экрана расположен источник света. На экран накладываются различные объекты. В результате, зритель видит тень с другой стороны экрана.


Теперь сделаем маленькое уточнение. Лампочка фонарика, в данном случае, является точечным источником света. Источник называется точечным, когда его размеры очень малы по сравнению с расстоянием до нас.

То есть, если диаметр лампочки фонарика составляет 2-3 см, а мы стоим за 5 м от фонарика, то фонарик — это точечный источник света. Точнее, не сам фонарик, а лампочка внутри фонарика. Для нас даже огромные звезды могут являться точечными источниками света из-за ещё более огромного расстояния между ними и Землей. Действительно, ведь если посмотреть на звёздное небо, то все звёзды кажутся нам совсем крошечными.

А теперь повторим наш опыт, только вместо фонарика, возьмём большую лампу. Она уже не будет точечным источником света, поскольку её размеры сравнимы с расстоянием до мячика.


В этом случае, мы будем наблюдать другую картину: на стене появятся две четко разграниченные области: тень и полутень. Полутень, как мы видим, светлее, чем тень, но тусклее, чем освещённая часть. Потому что на полутень попала только часть света. Дело в том, что лампа не является точечным источником. Она как бы делится на много точечных источников. Каждая точка испускает лучи света. В итоге, образуются три области: туда, куда попали все лучи, туда, куда вообще не попали лучи света (то есть тень) и туда, куда попала только часть лучей света. Эта область и называется полутенью. В первом случае, когда не было полутени, мы называли затемнённое пространство тенью. Во втором случае, когда мы получили полутень, иногда тень называют полной тенью.

Конечно, каждый из вас может привести сотни примеров того, когда мы сталкиваемся с образованием тени или полутени в повседневной жизни. Мы обратим внимание, на не совсем повседневные, но интересные явления. Это солнечные и лунные затмения. Итак, что же происходит при затмениях. Мы прекрасно знаем, что Земля вращается вокруг Солнца, а Луна — вокруг Земли. Это значит, что в определённые моменты, Солнце, Луна и Земля могут находиться на одной прямой. Проходя между Солнцем и Землёй, Луна на время закрывает Солнце, отбрасывая тень на Землю. Заметим, что как Луна может находиться между Землёй и Солнцем, так и Земля может находиться между Солнцем и Луной. Итак, в случае, если Земля между Солнцем и Луной, Солнце, конечно, исполняет роль источника света, а Земля — перекрывающего объекта.


Солнце нельзя считать точечным источником по отношению к Земле, поэтому, Земля отбросит тень и полутень. Но, поскольку Луна меньше Земли, она попадёт в полную тень. То есть, Луну видно не будет. Произойдёт лунное затмение.

Теперь рассмотрим солнечные затмения, то есть, когда Луна между Солнцем и Землёй. Луна также отбросит тень и полутень на Землю.


В полной тени будет наблюдаться полное солнечное затмение (то есть Солнце вообще не будет видно с той области Земли, которая попала в полную тень). Видно будет только верхние слои атмосферы Солнца, которые часто называют короной. В областях Земли, которые попадут в полутень, будет наблюдаться частное солнечное затмение. То есть, будет видно только часть Солнца, потому что только часть света попадает в полутень. Конечно, учёные могут предсказать затмения на много лет вперёд, потому что уже очень хорошо изучили движение Земли и Луны. Это нужно, например, для того, чтобы понаблюдать за короной Солнца.


Обычно, корону разглядеть невозможно из-за слишком яркого солнечного света, а при полном солнечном затмении это удобно. Поэтому, даты и места ближайших солнечных затмений уже давно известны.

Читайте также: