Конспект внеурочного занятия по информатике 4 класс

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

- Здравствуйте ребята присаживайтесь я очень рада видеть вас!

- А как вы думаете кто я? (капитан).

- Правильно я капитан путешественник. И я приглашаю вас в необычное путешествие, в конце которого нас ждут сокровище. Но для того, чтобы его получить нам необходимо пройти много испытаний опасность нас будет поджидать на различных чудесных островах. Но для того, чтобы отправится в плаванье нам нужна карта. У меня есть только первая часть остальные мы найдем после того как выполним задания. (на доске заранее прикреплен корабль и кусок карты ).

- Для начала нам нужно вспомнить стороны света (горизонта) и в этом конечно же мне поможет мой верный друг….. Компас. Давайте вспомним эти стороны (демонстрирует компас и рассматривают стороны света) (Север, Юг, Запад, Восток).

- А как вы думаете, что нам еще понадобится? Для того чтобы видеть острова нам понадобится …. подзорная труба, без него не обходится не один мореплаватель (демонстрирует и показывает подзорную трубу) давайте потренируемся смотреть в подзорную трубу и в этом нам помогут наши руки внимательно повторяйте за мной (повторяют за учителем).

- Сделайте из левой руки колечко, а затем пальцами правой руки попробуйте соедините их так чтобы получилось длинная труба и посмотрите в полученную трубу на соседа, на солнце и посмотрите на наших гостей. Молодцы ребята теперь мы готовы отправится в путешествия.

- И вот мы на палубе нашего корабля. Как капитан я хочу вас предупредить если вы будите шуметь, то наш корабль истратит все свои волшебные свойства и мы не сможем найти клад.

- Вы готовы? если да хлопните в ладоши (учащиеся - хлопают в ладоши).

- На берегу этого острова я обнаружила необычный предмет (учитель показывает кувшин) как вы думаете, что это? (волшебный кувшин).

- А кто из вас рискнет его открыть? (учитель приглашает одного из учеников) (достав конверт показывает и раскрывает его достает письмо).

- Для того чтобы услышать моего младшего помощника вам необходимо сидеть тихо как мышки.

Это капитан Джек самый злостный и самый жестокий из пиратов, на одном из островов я спрятал сокровище и чтобы никто его не нашел я подготовил самые сложные загадки, которые можете найти в конверте на втором листе чтобы найти нужный кусочек карты нужно составить правильную цепочку из букв для этого я буду вам загадывать загадки. Нам необходимо собрать нужный код состоящий из букв. Каждая буква кода будет стоять на первом месте в отгадки, а мой помощник будет записывать их на доске.

(Учитель загадывает загадки)

(Учащиеся отгадывают первую загадку).

Много кнопок, цифры, буквы,

На английском и на русском

Можно, дети, с ней писать.

Пальцами стучу по ней.

Кто она? Скажи скорей! (клавиатура).

- Правильно ребята, это клавиатура назовите первую букву в слове клавиатура (обучающиеся называют первую букву в слове клавиатура) буква К а затем таким же образом отгадывают следующие.

На компьютерном столе

Помогает она мне.

Колесиком и кнопкой

Я управляю ловко (мышка).

Если я в игру играю,

То на кнопки нажимаю.

Кнопки, рычаги и хвостик.

Догадались? Это. (джойстик).

С помощью такого устройства

Откопировать книгу можно.

Тексты, картинки любые

Станут с ним цифровыми (сканер).

В памяти компьютера

Для монитора превращает.

Ну, как ее называют? (видеокарта).

Бывает струйный, лазерный бывает.

Его всегда печатать заставляют.

Он на бумагу распечатает что нужно.

Печатник этот всем нам очень нужен (принтер).

Компьютер будет молчалив,

Коль нет с ним рядом дев таких.

А если есть, он говорит,

Поет, играет и пищит.

Стоят над ним в сторонке

Близняшки две —. (колонки).

- Последняя загадка для моего помощника (учитель загадывает своему помощнику загадку).

На нем информацию можно читать,

Картинки смотреть и в игры играть (монитор).

- Молодец После записи давайте посмотрим какой код у нас получился. Все вмести дружно озвучим этот код.

(Учитель с учащимися озвучивают код).

К, М, Д, С, В, П, К, М.

Учитель - А давайте посмотрим, что нас ждет на этом острове какое испытание нам нужно преодолеть?

студентка группы 44
Фёдорова Алёна
Проверила: Иванова Н. В.

Дата проведения мероприятия: 20.03.2018

ФИО учителя: Фёдорова А. А.

​ проверка в игровой форме теоретических знаний по пройденным на уроках темам;

​ научить воспринимать компьютер как инструмент информационной деятельности человека;

​ познакомить с требованиями к поведению на уроке и правилами техники безопасности.

​ прививать интерес к информатике;

​ воспитывать веру в свои силы;

​ учить коллективной и самостоятельной работе.

​ показать, какое значение имеет информатика в жизни;

​ формировать умение четко и ясно излагать ответы на вопросы;

​ развивать эмоции через создание ситуаций эмоциональных переживаний;

​ развить творческих способностей, логического мышления учащихся;

​ активизировать мыслительную деятельность учащихся посредством участия каждого из них в игре.

Оборудование: компьютеры, призы и диплом, жетоны.

Это соревнование команд в духе здорового соперничества, умения отстаивать свои взгляды.

Соревноваться будут команды 3-4-х классов, у каждой из них с собой багаж знаний по информатике, мешок смекалки, сундук взаимовыручки, тележка дружбы и огромное желание победить. Командам будут помогать и ребята, которые находятся в зрительном зале.

Начать Турнир мне хотелось бы следующими словами древней китайской пословицы:

Три способа стать умнее:

Ты можешь стать умнее тремя путями:

- путем опыта - это самый горький путь;

- путем подражания - это самый легкий путь;

- путем размышления - это самый благородный путь.

Я рада представить вам жюри сегодняшней игры: это люди высокоинтеллектуальные, умные, образованные___________________

Итак, мы начинаем!

Для начала нам нужно сформировать команды. Приглашаются команды для жеребьевки. (представители команд вытаскивают эмблемы команд, таким образом получаются сборные)

- Замечательные команды присутствуют в нашем зале.

Начнём игру с разминки…

(Слайд) ( Звучит музыка значка в правой части слайда ) Что-то странное происходит с нашим компьютером. О, сколько вирусов в нём обнаружено! Предлагаю нашу игру провести позже, а сначала избавиться от вирусов. (Слайд ) Итак, сегодня мы спасаем компьютер от вируса!

Необходимо уничтожить злой вирус стрелами Касперского, попав в него с расстояния. Число попаданий = числу баллов. Стрелы необходимо заработать, для этого предложенную измененную пословицу вы должны интерпретировать в русскую народную пословицу. Пословицы находятся в надувных шарах, их необходимо за 30 секунд проткнуть и найти пословицы. За каждый правильный ответ вы получаете стрелу Касперского. На перевод пословиц 4 -5 минут.
(Слайд ) Пословицы для перевода в русскую народную:

Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты.

Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.

Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.

Кашу маслом не испортишь.

Дареному компьютеру в системный блок не заглядывают.

Дареному коню в зубы не смотрят.

Проводник до файла доведет

Язык до Киева доведет

Бит байт бережет.

Копейка рубль бережет.

Что из корзины удалено, то пропало.

Что с возу упало, то пропало.

Вирусов бояться – в Интернет не ходить.

Волков бояться – в лес не ходить.

За одного хакера семь кандидатов наук дают.

За одного битого семь небитых дают.

Техника безопасности (Слайд)

Учитель: А теперь, ребята, давайте проверим как вы знаете правила по технике безопасности. Я сейчас прочитаю вам истории, а вы ответите на мои вопросы. (Слайд )

1. Знайка набирал на компьютере длинный и сложный текст, а Незнайка сидел рядом и наблюдал за его действиями. Внезапно он изо всех сил стал трясти Знайку за плечо со всего размаха ткнул пальцем в монитор так, что последний стал вибрировать.

- Ты совершил ошибку! – закричал Незнайка. – Это слово пишется по-другому!

Знайка посмотрел на Незнайку сквозь толстые линзы своих очков и…

Как вы думаете, что в ответ сказал Знайка?

2. Незнайка пришел в кабинет вычислительной техники. Его внимание привлекло огромное количество питающих проводов, которые располагались с тыльной стороны каждого монитора. Решив рассмотреть их поближе, он уже протянул руку к одному. Внезапно кто-то схватил его за плечи и изо всех сил потянул назад. Кем-то оказался Знайка.

Почему Знайка повел себя таким необычным образом?

3. Винтик и Шпунтик с увлечением работали над ремонтом машины. Закрутив последнюю гайку, они сразу же отправились на занятия в компьютерный класс.

Что они забыли сделать?

4. Незнайка работал на компьютере. Внезапно экран погас. Не зная, что делать, он изо всех сил стал нажимать на клавиши, то включать, то выключать компьютер.

Правильно ли он поступил?

Молодцы ребята! А теперь поиграем в игру. Я буду читать вам правила по ТБ, а вы их внимательно слушать. Если вы будете с ними согласны, то сидите спокойно, а если не согласны, то хлопайте в ладоши.

Правила техники безопасности (для болельщиков)

2.​ Прикасаться к экрану, задней стороне корпуса монитора и питающим проводам можно, но только чистыми руками.

3.​ Запрещается включать и отключать аппаратуру без указания преподавателя.

4.​ Запрещается класть диски, книги и тетради на монитор и клавиатуру.

5.​ При появлении запаха гари необходимо открыть форточку.

6.​ Наклонятся к монитору нужно как можно ближе (на расстояние 10–15 см), чтобы лучше рассмотреть то, что написано на экране.

7.​ Нельзя работать при недостаточном освещении.

8.​ Если вдруг почувствуешь себя плохо, необходимо срочно бежать в компьютерный класс и сидеть за компьютером не менее двух часов.

9.​ Работай на клавиатуре чистыми руками.

10.​ На клавиши необходимо нажимать как можно сильнее, иначе на экране ничего не будет видно.

Учитель: Я думаю, ребята, что вы все хорошо знаете устройство компьютера? Давайте это проверим.

1. Каждой команде дается по 2 ребуса. Ваша задача как можно быстрее их разгадать. За каждый правильный ответ 1 компик.

Игра со зрителями (своеобразная физкульминутка)

Ведущий: Теперь дадим возможность отдохнуть командам, и проявить себя болельщикам. Прошу выйти зрителей и получить задания. (болельщикам предлагается жеребьевка). Необходимо изобразить следующие ситуации:

1.​ Изобразить ребенка, играющего в компьютерную игру.

2.​ Изобразить ситуацию “Компьютер завис”.

3.​ Изобразить неисправный принтер, печатающий без остановки.

4.​ Изобразить папу, который первый раз сел за компьютер.

5.​ Изобразить мышку на коврике.

6.​ Изобразить флешку, на которой нет места, а нужно записать информацию.

Сейчас мы с вами поиграем в игру “змейка”. Я буду показывать вам карточку с зашифрованным словом, обозначающим устройство компьютера или термин, связанный с информатикой. Вам нужно прочитать это слово. Буквы можно читать в любом направлении. За каждый правильный ответ вы будете получать компики. (Показываются карточки)

Слова: память, кнопка, курсор, сканер, сервер, клавиатура, микросхема, информация, алгоритм

Один участник команды, наступая на каждый след, должен ответить на вопрос. Если участник затрудняется или неправильно ответил на вопрос, то право хода получает вторая команда. Побеждает та команда, которая быстрее прошла все следы. За каждый правильный ответ 1 компик.

1. Наука, изучающая способы хранения, передачи, обработки информации. Информатика.

2. Устройство для вывода графической и текстовой информации. Принтер

3. Устройство для ввода информации с листа бумаги, плёнки. Сканер.

4. Носитель информации. Диск.

5. Устройство для вывода визуальной информации. Монитор

6. Устройство для вывода звуковой информации. Колонки

7. Устройство для ввода текстовой информации. Клавиатура

8. Устройство для хранения информации. Память.

9. Универсальное устройство для хранения, обработки, передачи информации. Компьютер.

10. Устройство для обработки информации. Процессор.

1 правильное словосочетание – 1 компик
Раздаются командам карточки с таблицами,
через 5 минут собираются карточки и подводят итоги

Бесполезное отсутствие новостей

Расшифровка отсутствия новостей

Черно – белый монитор

Подведение итогов конкурса (Слайд)

Команда, которая быстрее всех излечила компьютер - и является командой-победительницей.

Участники награждаются призами и дипломами.

Дипломы предлагаются по следующим номинациям:

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Конспект внеклассного мероприятия по теме

студентка группы 44
Фёдорова Алёна
Проверила: Иванова Н. В.

Дата проведения мероприятия: 20.03.2018

ФИО учителя: Фёдорова А. А.

  • Учебная – совершенствование, обобщение и закрепление знаний учащихся по предмету.
  • Развивающая – развитие мышления, памяти, внимательности.
  • Воспитательная – развитие познавательного интереса, воспитание культуры общения.

Оборудование: компьютеры, призы и диплом, жетоны.

Ученики садятся за ПК. Все задания для учеников имеются на ПК.

Итак, все заняли свои места? Раз все готовы, отправляемся в путешествие.

-устройство для ввода информации на экран ( монитор );

-устройство, для работы (чтение, запись) с дисками ( дисковод );
-пульт управления при игре ( джостик );

-устройство для управления курсором ( мышка );

-устройство, с помощью которого можно вывести информацию на бумагу ( принтер );

-устройство, с помощью которого можно ввести информацию с бумажного носителя в ПК ( сканер ).

С заданием справились, и теперь мы можем отправляться дальше.

На этой остановке проверим, насколько хорошо вы умеете рисовать. У кого получится более красивый и аккуратный рисунок, тому – жетон. Рисуем домик (в течение 10 мин.)

С заданием справились, поехали дальше.

Мы с вами устали, давайте немного отдохнем (электронная физминутка ).

Сейчас вы, как будущее компьютерные гении, поможете восстановить стихотворение. Кто быстрее и грамотнее выполнит эту работу, тот и побеждает.

На ПК загружено стихотворение, в котором пропущены некоторые буквы. Вставьте пропущенные буквы.

Наша Таня громко плач…т

Ур…нила в р…чку мячик.

Тише …анечка не плач –

Не утонет в р…чке мяч.

(93*7 + 141) : 72 – 11 = (0)

Подведем итоги. Определим победителя по количеству набранных жетонов.

(Награждение и вручение призов)

Понравилось ли вам сегодняшнее занятие и почему? (Ответы детей) На этом наше путешествие окончено. Всем спасибо. До новых встреч.

1.Мир информатики. Учебное пособие для нач. школы. Под ред. А.В. Могилева. – Смоленск: Ассоциация ХХ1 век. 2014.

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Конспект внеклассного мероприятия по теме

студентка группы 44
Фёдорова Алёна
Проверила: Иванова Н. В.

Дата проведения мероприятия: 20.04.2018

ФИО учителя: Фёдорова А. А.

- развитие устойчивого интереса к информатике, творческой активности;

- воспитание уважения к сопернику, умения вести спор, стойкости, воли к победе, находчивости;

- повторение и закрепление основного материала, представленного в неординарных ситуациях;

- формирование системно-информационного подхода к анализу окружающего мира;

- расширение связей с другими предметами.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал, мультимедийная презентация.

Выбираются 2- 3 команды. Каждая команда выбирает капитана, название команды, девиз, эмблему.

Ведущий. Сегодняшнюю встречу судит очень компетентное жюри в составе:

Ведущий. Приглашаем капитанов команд. Жеребьевка определит, какая команда будет сегодня выступать первой.

Итак, 1 тема: Информатика и биология .

Разновидность бумаги для печати на принтере. – Орган воздушного питания и газообмена растений. (лист)

Естественная или искусственная знаковая система для общения и передачи информации. – Часть полости рта. (язык)

Разговорное обозначение символа, используемого в адресе электронной почты. – Домашнее животное. (собака)

2 тема разминки: Информатика и русский язык.

Жаргонное название корневого каталога диска. — Основная, значимая часть слова. (корень)

Фрагмент оперативной памяти размером в 16 байтов. — §. (параграф)

Программа, созданная для работы под управлением операционной системы Windows. — В грамматике — определение, выраженное существительным. (приложение)

3 тема разминки: Информатика и спорт

Разновидность носителя информации. — Спортивный снаряд для метания. (диск)

Участок магнитного диска в виде двух концентрических окружностей, образуемый при разметке диска. — Специально устроенная дистанция для бега, плавания и т. п. (дорожка)

Синоним понятия "оператор в программе". — Спортивный коллектив. (команда)

4 тема: Информатика и транспорт .

Программа для обслуживания периферийного устройства. — Шофер на английском языке. (драйвер)

Точка подключения внешних устройств к шине компьютера. — Место для стоянки и разгрузки судов.(порт)

Перечисление всех папок (каталогов), в которые вложен файл. — Направление, маршрут движения. (путь)

Пожалуйста, слово командам.

Информация была передана, но до адресата не дошла. При любом обмене информацией должны существовать её приемник и источник, иначе этот обмен не будет иметь никакого смысла.

Сейчас команды по очереди будут выступать в роли приемника и источника информации. А передавать информацию они будут невербальным способом, т.е. с помощью мимики и жестов. Один из представителей команды должен изобразить тот предмет, который написан у него на листе. Другие команды должны отгадать, что он изображает.

Прошу капитанов получить у меня задания. На подготовку командам дается 3 мин

Изобразить мимикой и жестами:

2. Компьютер завис

4. Мальчика, играющего в компьютерную игру

Ведущий: Итак, слово командам.

Ведущий : Оценки жюри.

Приглашаем капитанов команд выйти на сцену. Вам необходимо назвать как можно больше устройств компьютера. Называть устройства по очереди. Выигрывает тот капитан, который назовет больше всех.

Его победа принесёт команде 5 баллов.

На задание дается 3 мин. За каждый правильный ответ 1 балл.

Перед вами программистские версии известных русских пословиц и поговорок. Попробуйте вспомнить, как звучат они в оригинале. (В электронном виде на компьютере)

Ведущий: Пока команды думают, я расскажу вам один случай из практики учителя информатики.

Однажды учитель информатики задала ЭВМ следующий вопрос: "Что требуется для того, чтобы получить аттестат об окончании школы?"

И каково же было удивление, когда машина ответила: "Приказ о зачислении в школу". Пока она стояла с раскрытым ртом, компьютер тем временем привел следующее доказательство:

"В году 365 дней, из них 52 воскресных и, по крайней мере, 10 других дней отдыха - праздничных. Летние и зимние, осенние и весенние каникулы продолжаются 100 дней. Следовательно, уже 162 дня. Ночью в школу не ходят, а ночи составляют половину года, следовательно, еще 183 дня отпадает. Остаётся 20 дней, но ведь не весь же день продолжаются занятия, а около четверти дня, поэтому ещё 15 дней отпадают. Остаётся всего-навсего в году 5 дней учебных, за 11 лет - 55 дней. Многому ли можно научиться всего за 55 дней? Так что аттестат можно выдавать сразу же после зачисления в школу. А вы как думаете?"

Ведущий : Итак, проверяем команды.

Ведущий : Слово жюри.

Мне нужно по одному участнику из каждой команды.

Расскажу я вам рассказ
В полтора десятка фраз.
Лишь скажу я цифру три -
Приз немедленно бери.
“Однажды щуку мы поймали,
распотрошили, а внутри
рыбешек мелких увидали,
и не одну, а целых. семь”.
“Когда стихи запомнить хочешь,
их не зубри до поздней ночи.
Возьми и на ночь повтори
Разок- другой, а лучше . десять”.
“Мечтает парень закаленный
стать олимпийским чемпионом.
Смотри, на старте не хитри,
А жди команду: раз, два, . марш!”
“Однажды поезд на вокзале
мне три часа пришлось прождать . ”
(Если не успевают взять приз, его забирает ведущий).
“Ну что ж, друзья, вы приз не брали,
когда была возможность брать”.

За каждый правильный ответ 1 балл. Команды отвечают по очереди.

- Верите ли вы, что на логарифмической линейке (на которой наверняка умели считать ваши родители, бабушки и дедушки) точность вычислений составляла 3 знака после запятой? (да)

- Верите ли вы, что были первые модели персональных компьютеров, у которых отсутствовал жесткий диск?(да)

- Верите ли вы, что операционная система Windows допускает, чтобы в одной папке находились файлы с именами список.doc и Список.doc? (нет)

- Верите ли вы, что создателем языка программирования Паскаль является Блез Паскаль? (нет)

- Верите ли вы, что компьютерные вирусы появились в 50х годах ХХ века? (нет)

- Верите ли вы, что после операции, называемой дефрагментацией, объем свободного места на диске станет больше?(нет).

Игра со зрителями (смотри презентацию)

Ведущий: Слово жюри. Награждение победителей.

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Конспект внеклассного мероприятия по теме

студентка группы 44
Фёдорова Алёна
Проверила: Иванова Н. В.

Дата проведения мероприятия: 20.02.2018

ФИО учителя: Фёдорова А. А.

• развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся;
• развития у школьников умения излагать мысли, моделировать ситуацию;
• повторение и закрепление основного материала, выраженного в неординарных ситуациях;
• воспитания уважения к сопернику, умения достойно вести спор, стойкости, воли к победе, находчивости, умения работать в команде.

Оборудование: компьютеры, проектор, презентация.






Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа выполнена в виде конспекта урока информатики в 4 классе. Тема урока - "Понятие в информатике". В конспекте отражены основные аспекты темы "Понятие" для 4 класса.

В ходе изучения данной темы учащиеся учатся рассуждать, что такое "понятие" в широком смысле, где в реальной жизни мы с встречаемся с данным определением. В рамках урока детям необходимо понять и усвоить такие термины как "определение понятия" и "содержание понятия", а также чем они отличаются друг от друга, чем характеризуются существенные свойства того или иного понятия.

Содержание урока содержит различные виды работы учащихся, что способствует повышению уровня познавательной активности детей.

Урок информатики в 4 классе

Тема: Понятие в информатике.

Дата: 17.10.2013 г.

Цель: познакомить детей с новым определением «понятие, дать первичное представление о сути данного понятия.

познакомить учащихся с определениями понятия и термина;

формировать умение выделять признаки и действия всего объекта и его частей;

формировать умение различать между собой реальный мир от виртуального мира и находить между ними связь.

Педагогические задачи:

развивать образное мышление и речь учащихся;

пополнять словарный запас учащихся;

воспитывать умение работать самостоятельно.

Требования к уровню освоения учебного материала после завершения урока:

уметь различать мир объектов реальной действительности и мир понятий об этих объектах;

знать, что понятие возникает в результате взаимодействия человека с объектом;

знать определения понятия и термина.

форма организации: повторение и обобщение;

тип урока: комбинированный (преимущественно повторительно-обобщающий с фрагментами новых знаний на основе актуализации имеющегося житейского опыта и знаний);

стратегия: индивидуально-соревновательная, самоконтроль.

Оборудование: учебник, Р/Т № 1, презентация.

Организация учащихся на работу.

Приветствие.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Сергеевна и я буду вести у вас урок информатики. Проверьте свое рабочее место, все ли готово к уроку.

Актуализация ранее изученного:

- Ребята, давайте вспомним, что вы изучали на прошлых уроках. Я буду задавать вопросы, а вы должны дать ответ.

1. какие действия можно осуществлять с информацией? (получать, представлять, хранить, обрабатывать, передавать)

3. что обязательно должен иметь объект? (имя и свойства/признаки)

4. какие свойства объектов существуют? ( существенные и несущественные, общие и отличительные).

Эвристическая беседа.

- Каждый день мы узнаём что-то новое, получаем информацию. Без информации человек не мог бы жить. Информация – это сведения об окружающем нас мире. Она позволяет находить пищу, перемещаться, избегать опасностей, спасаться от холода и жары. Знания, которые ты получаешь на уроках, читаешь в книгах, приключения, которые смотришь по телевизору – всё это тоже информация. - Вокруг нас существуют два взаимосвязанных мира: мир объектов реальной действительности и мир понятий об объектах. Как вы это понимаете?

- Внимание, по перечисленным признакам, определите какой объект живой или неживой природы я задумала.

Звонкий, быстрый, веселый - …

Вкусный, алый, сочный - …

Желтые, красные, осенние - …

Задиристые, драчливые, взъерошенные - …

Белоствольные, высокая, стройная -…

- Я назову свойства объекта, а вы должны догадаться, о чём или о ком я говорю.

- Что помогло вам угадать объект?

Вывод: Перечислить существенные свойства объекта – значит, сформулировать понятие.

Изучение новой темы.

- Что такое понятие? (Понятие – это объект внутреннего, виртуального мира, то есть мира идей и мыслей человека.)

- Откроем стр.48. и обратим внимание на второй абзац. Прочитайте его вслух. Молодцы!

- А теперь найдите в тексте, что такое определение понятия? (чтение). Это перечень существенных свойств, функций и элементов, который позволяет безошибочно выделить объект из ряда других, ему подобных. Верно.

- Тогда что же является содержанием понятия? (список существенных свойств)

- Чтобы дать понятие, нужно назвать термин и перечислить существенные свойства этого объекта. Все существенные свойства объекта составляют содержание понятия.

Термин + существенные свойства = содержание понятия

- Давайте попробуем составить понятия следующего объекта (на рисунке автомобиль). Назовите те свойства машины, которые вы видите на фото (есть колеса, кузов, окна, фары, руль, номер, черный цвет). Скажите, какие из этих свойств являются существенными? (есть мотор, руль, кузов, колеса)

- А какие еще существенные свойства можно назвать для автомобиля? (является транспортным средством, предназначен для перевозки людей или грузов).

- Для того, чтобы дать понятие мы воспользовались своим мышлением и памятью. Вспомнив образ предмета и поразмыслив, вы дали понятие. Поэтому говорят, что понятие возникает в сознании человека и является формой его мышления.

- Как вы думаете, как или чем можно выразить понятие об объекте? (вслух или письменно словом или устойчивым словосочетанием).

- Скажите, а где вы можете найти понятия различных терминов ( в словарях, энциклопедиях, Интернет). Верно.

- А какие термины вы можете назвать из науки информатики? ( объект, модель, информация, виртуальная реальность, принтер, внешняя память компьютера и т.д). Математики? Литературы? (ответы детей)

- Верно, человек может дать понятие только о тех объектах, о которых у него есть виртуальное представление, с которыми он знаком из окружающей среды.

- В результате чего человек воспринимает понятие? Найдите ответ в учебнике. (Понятие не может быть воспринято человеком в готов виде – оно возникает в результате взаимодействия человека с объектом.)

- Человек с годами получает всё больше информации о свойствах объекта, поэтому понятие живёт и развивается. От чего зависит богатство внутреннего мира человека? (ответы детей). Правильно, чем больше в сознании человека образов и понятий, тем богаче его внутренний мир.)

IV. Первичное закрепление.

- А сейчас откроем тетради на стр.35. найдем задание №2 – прочитайте его. Что требуется выполнить? (ответить на вопрос: что остается в памяти человека после встречи с каким –либо предметом). Каков ответ? (образ). Верно!

- Переворачиваем страницу и найдем №3. Прочитайте его. Что необходимо выполнить? (вспомнить любимую вещь, отразить ее в виде графического образа и текстового описания). Выполняем задание. Проверяем, как вы выполнили этот номер.

- Я попрошу вас открыть стр.38 и найти задание №5. Прочитайте это задание про себя и скажите, что здесь требуется выполнить. (подчеркнуть существенные свойства объекта, определить его, написать определение понятия, перечислить свойства в его содержании). Но перед тем как начать его выполнять, посмотрите на слайд (с изображением карандаша). Внимательно рассмотрите каждую его деталь. А теперь снова прочитайте задание, выполняем его. Проверяем как вы выполнили номер:

А) имеет грифель, предназначен для письма, остро заточен.

В) карандаш - это предмет, у которого есть грифель, остро заточен, предназначается для письма

Г) есть грифель и корпус, предназначен для письма.

- Переходим к заданию №6. Что необходимо выполнить? (аналогичное задание). Проверяем, как вы его выполнили:

А) имеет клавиши, соединен с системным блоком, предназначен для ввода данных в память компьютера.

В) имеет клавиши, соединена с системным блоком, предназначен для ввода данных в память компьютера.

Г) клавиатура – это устройство, которое имеет клавиши, соединено с системным блоком и предназначено для ввода данных в память компьютера.

- Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием!

- Найдем задание №9. Прочитайте его. Давайте вспомним задания про карандаш и клавиатуру. Мы смогли бы сразу представить себе эти объекты, если ни разу их не видели? (нет). А если видели хоть 1 раз в жизни? (да). Так чем же мы можем дать понятие об объекте, передать как он выглядит? (предложением). Ставим галочку рядом с вариантом ответа.

Так какой вариант мы выберем? (термин – это слово или устойчивое словосочетание, обозначающее объект из мира искусства, науки, техники). Молодцы!

VI. Подведение итогов. Оценивание.

- В виде чего отражаются в сознании человека объекты окружающего мира?

- Приведите примеры термина.

- К какому миру принадлежит понятие – к миру объектов реальной действительности или к миру мышления?

- Приведи пример термина из мира музыки.

- Назови объект (на слайде)


- Назови его существенные признаки (действия)

Ходить

Разговаривать

Брать предметы

Сочинять стихи и т.д.

- Обратите внимание на слайд – постарайтесь определить, что

Читайте также: