Основы управления силами и средствами на пожаре и при ликвидации чс конспект мчс

Обновлено: 06.07.2024

Безводный участок – участок местности, на котором водоотдача в сети наружного противопожарного водопровода составляет менее 10 литров в секунду или расстояние от места пожара до водоисточника более 500 метров.

Гарнизон пожарной охраны – совокупность расположенных на определенной территории органов управления, подразделений и организаций, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, к функциям которых отнесены профилактика и тушение пожаров, а также проведение аварийно-спасательных работ.

Караул – личный состав подразделения пожарной охраны, осуществляющий караульную службу в течение дежурства с использованием пожарной и аварийно-спасательной техники этого подразделения.

Дежурство – период непрерывного несения службы личным составом караула или дежурной смены, включая участие их в тушении пожара.

Действия по тушению пожара – организованное применение сил и средств пожарной охраны для выполнения задачи по тушению пожара.

Зона горения – часть пространства, в котором происходит подготовка горючих веществ и материалов к горению (подогрев, испарение, разложение) и их горение в объеме диффузионного факела пламени.

Зона задымления – часть пространства, примыкающего к зоне горения, заполненная дымовыми газами с концентрациями вредных веществ, создающих угрозу для жизни и здоровья людей или затрудняющих действия пожарных подразделений.

Зона теплового воздействия – часть пространства, примыкающая к зоне горения, в котором действие тепловых потоков приводит к заметному изменению материалов и конструкций, создаются условия для воспламенения горючих веществ и материалов и их подготовки к горению, а также делает невозможным пребывание людей без специальной тепловой защиты.

Ликвидация пожара – стадия (этап) тушения пожара, на которой прекращено горение, и устранены условия для его повторного возникновения.

Линейная скорость распространения горения – физическая величина, характеризующая поступательное движение фронта пламени по поверхности горючего материала в данном направлении в единицу времени.

Локализация пожара – стадия (этап) тушения пожара, на которой отсутствует или ликвидирована угроза людям или животным, прекращено распространение пожара и созданы условия для его ликвидации имеющимися силами и средствами.

Огнетушащие вещества – вещества, обладающие физико-химическими свойствами, позволяющими создать условия для прекращения горения.

Опасные факторы пожара – факторы пожара, воздействие которых может привести к травме, отравлению или гибели человека и (или) к материальному ущербу.

Оперативная обстановка – совокупность обстоятельств и условий в районе выезда подразделения (гарнизона), влияющих на определение задач и характер их выполнения.

Оперативно-тактические особенности района выезда – совокупность условий, которые могут способствовать или препятствовать возникновению, развитию и тушению пожара, а также определить его возможные масштабы и последствия.

Оперативный штаб на пожаре – временно сформированный руководителем тушения пожара орган для управления силами и средствами на пожаре.

Основная задача при тушении пожаров – спасание людей в случае угрозы их жизни и здоровью, достижение локализации и ликвидация пожара в сроки и в размерах, определяемых возможностями сил и средств, привлеченных к его тушению.

Основная позиция – место расположения сил и средств пожарной охраны, осуществляющих непосредственное ведение основных действий по спасанию людей и имущества, подаче огнетушащих веществ, выполнению специальных работ на пожаре.

Основные действия – организованное применение сил и средств пожарной охраны для выполнения основной задачи.

Очаг пожара – место первоначального возникновения пожара.

Оценка обстановки на пожаре – вывод, сформированный на основе результатов разведки пожара, обобщения и анализа полученных сведений.

Периметр пожара – общая длина внешней границы площади пожара.

Планы и карточки тушения пожаров – документы предварительного планирования действий подразделений пожарной охраны по тушению пожаров.

Площадь пожара – площадь проекции зоны горения на горизонтальную или вертикальную плоскость.

Площадь тушения пожара – часть площади пожара, на которую в данный момент подается огнетушащее вещество.

Пожар – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Пожарное вооружение – комплект, состоящий из пожарного оборудования, ручного пожарного инструмента, пожарных спасательных устройств, средств индивидуальной защиты, технических устройств для конкретных пожарных машин в соответствии с их назначением.

Пожарная охрана – совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ.

Пожарная техника – технические средства для предотвращения, ограничения развития, тушения пожара, защиты людей и материальных ценностей на пожаре.

Пожарный расчет (отделение) – первичное тактическое подразделение пожарной охраны на пожарном (пожарно-спасательном) автомобиле, способное самостоятельно решать отдельные задачи по тушению пожаров и проведению аварийно–спасательных работ.

Порядок привлечения сил и средств – совокупность организационно-правовых и технических мероприятий по обеспечению сосредоточения на месте пожара необходимых и достаточных для успешного тушения сил и средств пожарной охраны.

Развертывание – приведение сил и средств в состояние готовности для немедленного выполнения задач на пожаре.

Развитие пожара – увеличение зоны горения и/или вероятности воздействия опасных факторов пожара.

Район выезда – территория, обслуживаемая подразделением пожарной охраны, аварийно–спасательным формированием, в соответствии с расписанием выезда подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

Расписание выезда – оперативный документ, устанавливающий привлечение сил и средств пожарной охраны к тушению пожаров в городском округе.

Решающее направление – направление основных действий пожарной охраны, на котором использование сил и средств, в данный момент времени, обеспечивает наилучшие условия решения основной задачи.

Руководитель тушения пожара – старшее оперативное должностное лицо пожарной охраны (если не установлено иное), которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в тушении пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами.

Силы и средства пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований – органы управления и подразделения, личный состав, пожарная и специальная техника, средства связи, огнетушащие вещества, аварийно-спасательное оборудование и иные технические средства, находящиеся на вооружении подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований.

Степень огнестойкости зданий, сооружений, строений и пожарных отсеков – классификационная характеристика зданий, сооружений, строений и пожарных отсеков, определяемая пределами огнестойкости конструкций, применяемых для строительства указанных зданий, сооружений, строений и отсеков.

Тактические возможности пожарных подразделений – способность подразделения выполнить максимальный объем аварийно-спасательных работ по тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций за определенное время.

Тыл на пожаре – участок (территория), на котором сосредоточены силы и средства, обеспечивающие действия по тушению пожара.

Участок тушения пожара – часть территории на месте пожара, на которой сосредоточены силы и средства, объединенные поставленной задачей и единым руководством. При создании 5 и более участков могут быть организованы сектора, объединяющие несколько участков тушения пожара.

Фронт пожара – часть периметра пожара, в направлении которой происходит распространение горения.

Фланг пожара – левая и правая части периметра пожара, где горение распространяется перпендикулярно фронту пожара.

Центр управления силами – подразделения федеральной противопожарной службы, выполняющие задачи по непосредственному руководству и координации действий силами реагирования в субъектах Российской Федерации при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, а также обеспечению оперативной деятельности территориальных органов МЧС России по субъектам Российской Федерации.

Чрезвычайная ситуация – обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

- осуществление учета изменений обстановки на пожаре, регистрация необходимой информации.

Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом ПО, допущенным к руководству тушением пожара.

РТП управляет л/с подразделений, силами и средствами на принципах единоначалия.

Руководителем тушения пожара (РТП) является:

- при работе одного караула – начальник караула или старший подразделения, прибывший на пожар во главе караула;

- при работе нескольких караулов разных подразделений – старшее (оперативное) должностное лицо (ОДЛ) местного (территориального) гарнизона ПО, определяемое в соответствии с приложением к расписанию выезда и в соответствии с законодательством РФ.

Отдача первого указания прибывшего на пожар старшим ОДЛ ПО считается моментом принятия на себя руководства тушением пожара.

РТП в зависимости от обстановки на пожаре принимает решения:

- об определении частей территории на месте пожара, на которых сосредоточиваются силы и средства подразделений, и создании на них участков тушения пожара(УТП) и секторов (СТП).

УТП создаются по месту ведения (этажам, секциям, зонам и т.д.) или видам действий по тушению пожара и АСР (спасание, тушение, защита, дымоудаление и т.д.)

При создании на пожаре трех и более УТП – организуются сектора тушения пожара (СТП), объединяющие несколько УТП, с назначением соответствующих начальников.

Работой ОШП руководит его начальник, который является одновременно заместителем РТП.

В состав ОШП входят: замначштаба, помощники начштаба, начальник тыла, начальник КПП ГДЗС, ответственный за охрану труда, представители администрации организации и др.

IV. Правила проведения личным составом ФПС ГПС АСР при тушении пожаров с использованием СИЗОД в непригодной для дыхания среде (НДС).

4.1 Общие положения.

Действия л/с по тушению пожаров в НДС начинаются с момента прибытия к месту вызова и включают в себя следующие этапы:

1) Разведка места пожара;

2) Проникновение в места возникновения ОФП, опасных проявлений аварий, катастроф и ЧС:

3) Эвакуация с мест пожаров, аварий, катастроф и ЧС людей и имущества, оказание первой помощи;

4) Создание условий , снижающих вероятность ОФП, ЧС и обеспечивающих их ликвидацию.

Основанием для допуска л/с к использованию СИЗОД является приказ соответствующего руководителя территориального органа МЧС, подразделения и учреждения МЧС после прохождения ВВК и врачебной комиссии, специального обучения по утвержденным программам подготовки и аттестации на право использо-

вания СИЗОД. (Обязательное ежегодное медобследование).

ГДЗС создаются во всех подразделениях с численностью л/с в одном карауле (смене) 3 человека и более. Для осуществления тушения пожаров в НДС формируется группа (звено ГДЗС) из числа л/с допущенного к использованию СИЗОД-газодымозащитники.

Газодымозащитники обеспечиваются дыхательными аппаратами ДАСК и ДАСВ и на каждого ГДЗСника заводится личная карточка.

Для ТО и ремонта СИЗОД создаются базы и обслуживающие посты ГДЗС, на которых производится ремонт и обслуживание СИЗОД соответственно.

В состав ГДЗС входят – газодымозащитники, ст. мастера (мастера) баз, технические средства ГДЗС, должностные лица ФПС ГПС обеспечивающие деятельность ГДЗС, базы и обслуживающие посты ГДЗС, учебные объекты (теплодымокамеры, полосы психологической подготовки, учебные башни), специальные ПА ГДЗС.

4.2Организация деятельности ГДЗС.

Включает в себя:

- распределение прав, обязанностей и ответственности л/с ;

- поддержание сил и средств ГДЗС в постоянной готовности к действиям;




- формирование звеньев ГДЗС, их подготовка и слаженность действий;

- проведение мероприятий по созданию безопасных условий труда ГДЗСников;

- осуществление теоретической подготовки и практических тренировок.

В гарнизонах ПО, обеспечивающих пожбезопасность метрополитенов, портов, зданий повышенной сложности, кабельных тоннелей, подземных фойе зданий создаются отделения ГДЗС на спецавтомобилях, оснащенных ДАСК с условным временем защитного действия не менее 240 мин.

ДАСК с условным временем защитного действия не менее 240 мин закрепляются за газодымозащитниками по индивидуальномупринципу.

ДАСВ закрепляются за газодымозащитниками по групповому принципу: один ДАСВ не более чем на двух человек при условии наличия персонально закрепленной маски в следующем порядке – первый – третий караул (смена), второй – четвертый караул (смена).

Управление на пожаре предусматривает:

- оценку обстановки и создание временно сформированной нештатной структуры – оперативного штаба пожаротушения (ОШП);

- установление компетенции должностных лиц ОШП и их персональной ответственности;

- планирование действий по тушению пожара и проведению АСР, определение необходимых сил и средств;

- постановку задачи участникам тушения пожара и АСР;

- осуществление учета изменений обстановки на пожаре, регистрация необходимой информации.

Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом ПО, допущенным к руководству тушением пожара.

РТП управляет л/с подразделений, силами и средствами на принципах единоначалия.

Руководителем тушения пожара (РТП) является:

- при работе одного караула – начальник караула или старший подразделения, прибывший на пожар во главе караула;

- при работе нескольких караулов разных подразделений – старшее (оперативное) должностное лицо (ОДЛ) местного (территориального) гарнизона ПО, определяемое в соответствии с приложением к расписанию выезда и в соответствии с законодательством РФ.

Отдача первого указания прибывшего на пожар старшим ОДЛ ПО считается моментом принятия на себя руководства тушением пожара.

РТП в зависимости от обстановки на пожаре принимает решения:

- об определении частей территории на месте пожара, на которых сосредоточиваются силы и средства подразделений, и создании на них участков тушения пожара(УТП) и секторов (СТП).

УТП создаются по месту ведения (этажам, секциям, зонам и т.д.) или видам действий по тушению пожара и АСР (спасание, тушение, защита, дымоудаление и т.д.)

При создании на пожаре трех и более УТП – организуются сектора тушения пожара (СТП), объединяющие несколько УТП, с назначением соответствующих начальников.

Работой ОШП руководит его начальник, который является одновременно заместителем РТП.

В состав ОШП входят: замначштаба, помощники начштаба, начальник тыла, начальник КПП ГДЗС, ответственный за охрану труда, представители администрации организации и др.

IV. Правила проведения личным составом ФПС ГПС АСР при тушении пожаров с использованием СИЗОД в непригодной для дыхания среде (НДС).

4.1 Общие положения.

Действия л/с по тушению пожаров в НДС начинаются с момента прибытия к месту вызова и включают в себя следующие этапы:

1) Разведка места пожара;

2) Проникновение в места возникновения ОФП, опасных проявлений аварий, катастроф и ЧС:

3) Эвакуация с мест пожаров, аварий, катастроф и ЧС людей и имущества, оказание первой помощи;

4) Создание условий , снижающих вероятность ОФП, ЧС и обеспечивающих их ликвидацию.

Основанием для допуска л/с к использованию СИЗОД является приказ соответствующего руководителя территориального органа МЧС, подразделения и учреждения МЧС после прохождения ВВК и врачебной комиссии, специального обучения по утвержденным программам подготовки и аттестации на право использо-

вания СИЗОД. (Обязательное ежегодное медобследование).

ГДЗС создаются во всех подразделениях с численностью л/с в одном карауле (смене) 3 человека и более. Для осуществления тушения пожаров в НДС формируется группа (звено ГДЗС) из числа л/с допущенного к использованию СИЗОД-газодымозащитники.

Газодымозащитники обеспечиваются дыхательными аппаратами ДАСК и ДАСВ и на каждого ГДЗСника заводится личная карточка.

Для ТО и ремонта СИЗОД создаются базы и обслуживающие посты ГДЗС, на которых производится ремонт и обслуживание СИЗОД соответственно.

В состав ГДЗС входят – газодымозащитники, ст. мастера (мастера) баз, технические средства ГДЗС, должностные лица ФПС ГПС обеспечивающие деятельность ГДЗС, базы и обслуживающие посты ГДЗС, учебные объекты (теплодымокамеры, полосы психологической подготовки, учебные башни), специальные ПА ГДЗС.

4.2Организация деятельности ГДЗС.

Включает в себя:

- распределение прав, обязанностей и ответственности л/с ;

- поддержание сил и средств ГДЗС в постоянной готовности к действиям;

- формирование звеньев ГДЗС, их подготовка и слаженность действий;

- проведение мероприятий по созданию безопасных условий труда ГДЗСников;

- осуществление теоретической подготовки и практических тренировок.

В гарнизонах ПО, обеспечивающих пожбезопасность метрополитенов, портов, зданий повышенной сложности, кабельных тоннелей, подземных фойе зданий создаются отделения ГДЗС на спецавтомобилях, оснащенных ДАСК с условным временем защитного действия не менее 240 мин.

ДАСК с условным временем защитного действия не менее 240 мин закрепляются за газодымозащитниками по индивидуальномупринципу.

ДАСВ закрепляются за газодымозащитниками по групповому принципу: один ДАСВ не более чем на двух человек при условии наличия персонально закрепленной маски в следующем порядке – первый – третий караул (смена), второй – четвертый караул (смена).

Список литературы:
1. Приказ МЧС РФ от 31 марта 2011 г. N 156 "Об
утверждении
Порядка
тушения
пожаров
подразделениями пожарной охраны «
2.
Учебное пособие В.В. Теребнёв "Управление
силами и средствами на пожаре" Москва 2003 г.

Учебные вопросы:
1.
Понятие об управлении силами и средствами.
2.
Основные принципы управления.
3.
Руководитель тушения пожара.
4. Руководство действиями при работе на пожаре одного и
нескольких караулов нескольких подразделений.
5. Общее представление о структуре управления силами и
средствами, работе оперативного штаба на пожаре, создании
участков и секторов тушения пожаров.
6.
Тыл на пожаре, его задачи.

Под управлением силами и средствами в процессе
тушения
пожара
деятельность
понимается
РТП
по
постоянная
выработке
творческая
решений
и
непосредственному управлению подразделениями в целях
обеспечения выполнения основной боевой задачи личного
состава пожарной охраны на пожаре. С точки зрения
классической теории управления, руководство тушением
пожаров
во
времени
функционирование
управления.
можно
любой
рассматривать
системы
как
оперативного

В любой системе оперативного управления имеется управляющее
устройство

рассматриваемом
случае
-
РТП
или
РТП
и
штаб
пожаротушения) и действующее устройство (подразделения, участвующие в
тушении пожара), а также каналы связи между ними, по которым в одну
сторону поступает информация к РТП об обстановке на пожаре, а в другую
сторону – приказы и команды от РТП подразделениям на выполнение боевых
задач.

Управление силами и средствами на
пожаре предусматривает:
оценку обстановки и создание по решению руководителя
тушением пожара временно сформированной нештатной
структуры управления действиями на пожаре (далее оперативный штаб пожаротушения);
установление компетенции должностных лиц оперативного
штаба пожаротушения и их персональной ответственности за
выполнение поставленных задач;

планирование действий по тушению
пожара и проведению АСР, в том числе
определение необходимых сил и средств
подразделений, принятие решений по
организации тушения пожара и проведения
АСР;
постановку задач участникам тушения
пожара и проведения АСР, обеспечение
контроля и реагирования на изменение
обстановки на пожаре;

осуществление
учета
изменения
обстановки на пожаре, применение сил и
средств подразделений для его тушения
и проведения АСР, а также регистрацию
необходимой информации;
проведение
направленных
эффективности
проведения АСР.
на
тушения
мероприятий,
обеспечение
пожара
и

Руководитель тушения пожара (далее РТП):
обеспечивает
управление
действиями
подразделений
на
пожаре непосредственно или через
оперативный штаб пожаротушения;
устанавливает
границы
территории,
на
которой
осуществляются
действия
подразделений по тушению пожара и
проведению
АСР,
порядок
и
особенности указанных действий;

проводит
разведку
пожара,
определяет
его
номер
(ранг),
привлекает
силы
и
средства
подразделений
в
количестве,
достаточном для ликвидации пожара;
принимает решения о спасании
людей и имущества при пожаре, в том
числе
ограничивающие
права
должностных лиц и граждан на
территории пожара;

определяет
решающее
направление на основе данных,
полученных в ходе разведки пожара;
производит
расстановку
прибывающих
сил
и
средств
подразделений с учетом выбранного
решающего направления, обеспечивает
бесперебойную подачу огнетушащих
веществ;

обеспечивает
выполнение
правил
охраны труда и техники безопасности
личным
составом
подразделений,
участвующим в тушении пожара и
проведении АСР, и привлеченных к тушению
пожара и проведению АСР сил, доводит до
них информацию о возникновении угрозы
для жизни и здоровья;
обеспечивает взаимодействие со
службами
жизнеобеспечения,
привлекаемыми к тушению пожара и
проведению АСР;

принимает решение о принятии
мер по сохранению вещественных
доказательств, имущества и вещной
обстановки в очаге пожара и на
объекте пожара для установления
причины пожара;
принимает меры по охране мест
тушения пожара и ведения АСР до
времени их окончания;

составляет акт о пожаре;
предусматривает при тушении
затяжных пожаров резерв сил и средств
для обеспечения успешного тушения
возможного другого пожара.

РТП имеет право:
отдавать обязательные для исполнения указания должностным
лицам гарнизона пожарной охраны, руководителям предприятий,
органов власти и гражданам в пределах границ территории, на
которой ведутся действия по тушению пожара и проведению АСР;
назначать оперативных должностных лиц на пожаре;
освобождать от выполнения
должностных лиц на пожаре;
обязанностей
оперативных

получать необходимую для организации тушения
пожара и проведения АСР информацию от администрации
организаций (объектов) и служб жизнеобеспечения;
принимать решения по созданию оперативного штаба
пожаротушения, УТП (СТП);
принимать решения по привлечению дополнительных
сил и средств на тушение пожара и проведение АСР, а также
по изменению мест их расстановки;
определять порядок убытия с места пожара
подразделений, а также привлеченных сил и средств.

4. РУКОВОДСТВО ДЕЙСТВИЯМИ ПРИ
РАБОТЕ НА ПОЖАРЕ ОДНОГО И
НЕСКОЛЬКИХ КАРАУЛОВ
НЕСКОЛЬКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ.

Руководителем тушения пожара
является:
• начальник караула или старший
подразделения, прибывший на
при работе
пожар во главе караула;
одного караула
при работе
нескольких
караулов
разных
подразделений
•старшее должностное лицо местного
(территориального) гарнизона пожарной
охраны, определяемое в соответствии с
приложением к расписанию выезда, а
также
в
соответствии
с
законодательством
Российской
Федерации.

Отдача
оперативным
первого
указания
должностным
прибывшим
лицом
на
пожарной
пожар
старшим
охраны
считается
моментом принятия им на себя руководства тушением пожара.
Старшее
являющееся
оперативное
должностное
лицо
пожарной
руководителем
тушения
пожара,
при
охраны,
получении
информации о возникновении пожара с более высоким номером
(рангом), а также при обстоятельствах, делающих невозможным
исполнение им обязанностей руководителя тушения пожара, принимает
решение о покидании им места пожара, назначив руководителем
тушения пожара другое оперативное должностное лицо из числа
участников тушения пожара, о чем в обязательном порядке сообщается
диспетчеру
гарнизона
пожарной
охраны
и
делается
запись
соответствующих документах оперативного штаба пожаротушения.
в

5. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О
СТРУКТУРЕ УПРАВЛЕНИЯ СИЛАМИ И
СРЕДСТВАМИ, РАБОТЕ
ОПЕРАТИВНОГО ШТАБА НА ПОЖАРЕ,
СОЗДАНИИ УЧАСТКОВ И СЕКТОРОВ
ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ.

ПНТ
ЗНШ
НТ
НШ
БП
НТ
НБУ
4
НБУ
БП
3
БП
РТП
1
НТ
БП
2
НТ і 2отд
Схема управления силами и средствами на пожаре

Оперативный
штаб
пожаротушения
является
временно
сформированным
нештатным органом управления на пожаре и
создается в обязательном порядке при:
• привлечении на тушение пожара и проведение АСР сил и
средств подразделений по повышенному номеру (рангу)
пожара;
• организации на месте пожара трех и более участков
тушения пожара;
• необходимости детального согласования с администрацией
организации действий по тушению пожара и проведению
АСР.

Основными задачами оперативного штаба
пожаротушения являются:
сбор, обработка и анализ данных об обстановке на пожаре,
передача
необходимой
информации
руководителю
тушения
пожара и диспетчеру;
определение потребности в силах и средствах подразделений,
подготовка соответствующих предложений для руководителя
тушения пожара;
обеспечение контроля за выполнением поставленных задач;
организация подготовки и обеспечение ведения действий по
тушению пожара и проведению АСР;

ведение документации;
составление планов-схем расстановки сил и средств
подразделений на различных этапах тушения пожара и
проведения АСР;

создание на пожаре резерва сил и средств
подразделений;
обеспечение работы ГДЗС и связи на пожаре;
обеспечение мероприятий по охране труда и технике
безопасности личного состава подразделений на пожаре;
реализация мер по поддержанию готовности сил и
средств подразделений, участвующих в тушении пожара
и проведении АСР;
организация
взаимодействия
со
службами
жизнеобеспечения населенных пунктов и организаций
(объектов).

Оперативный штаб пожаротушения располагается в
месте, определяемом руководителем тушения пожара,
обеспечивается
необходимым
для
управления
оборудованием и обозначается:
днем - красным флагом с надписью "ШТАБ";
ночью - красным фонарем или другим световым
указателем красного цвета.

Руководитель тушения пожара, начальник оперативного
штаба пожаротушения, начальник тыла, начальник участка
тушения пожара, начальник сектора тушения пожара и связной
имеют нарукавные повязки
Схема нанесения надписи

Начальник оперативного штаба
пожаротушения
Начальник оперативного штаба пожаротушения
(далее - НШ) подчиняется непосредственно РТП.
В непосредственном подчинении НШ находятся
должностные
лица
оперативного
штаба
пожаротушения. НШ по согласованию с РТП
назначает своего заместителя и помощников,
распределяя между ними обязанности по
решению задач в соответствии с требованиями
настоящего Порядка и делегируя им часть своих
полномочий.

НШ руководит работой оперативного
штаба
пожаротушения,
обеспечивая
выполнение задач, в том числе:
готовит и своевременно доводит до РТП на основе
данных разведки, докладов участников тушения пожара и
проведения АСР, информации диспетчера и других сведений
предложения по организации тушения пожара и проведения
АСР, потребности в огнетушащих веществах, созданию
резерва сил и средств;
организовывает расстановку
средств подразделений;
сил
и

организовывает доведение указаний РТП до
соответствующих участников тушения пожара и
проведения АСР, обеспечивает их регистрацию и контроль
исполнения,
ведение
регламентных
документов
оперативного штаба пожаротушения;
докладывает РТП и сообщает диспетчеру
оперативную информацию об обстановке на пожаре;
организовывает
взаимодействие
экспертными учреждениями.
с
судебно-

НШ имеет право:
отдавать в пределах своей компетенции обязательные
для исполнения указания участникам тушения пожара и
проведения
АСР,
должностным
лицам
служб
жизнеобеспечения населения, организации (объекта), на
территории которых осуществляются действия по тушению
пожара и проведению АСР, а также другим должностным
лицам, прибывшим на место пожара;
отдавать от лица РТП указания участникам тушения
пожара и проведения АСР с последующим обязательным
докладом о них РТП;

требовать от участников тушения пожара и проведения
АСР и должностных лиц служб жизнеобеспечения населения,
организаций (объектов), а также других должностных лиц,
прибывших на место пожара, исполнения своих
обязанностей, а также указаний РТП и собственных
указаний;
отменять или приостанавливать исполнение ранее
отданных указаний при возникновении явной угрозы для
жизни и здоровья людей, в том числе участников тушения
пожара и проведения АСР (вероятность обрушения
конструкций, взрыва и других изменений обстановки на
пожаре, требующих принятия безотлагательных решений).

Участки тушения пожара (далее - УТП) создаются в
соответствии с решением руководителя тушения пожара по месту
ведения или видам действий по тушению пожара и проведению
АСР.
При создании на пожаре трех и более УТП по
решению руководителя тушения пожара организуются
секторы тушения пожара (далее - СТП), объединяющие
несколько УТП. Основные действия на УТП возглавляет
начальник УТП, в СТП - начальник СТП. Начальники
УТП
и
пожара.
СТП
назначаются
руководителем
тушения

Начальник УТП (СТП) непосредственно
подчиняется РТП, обеспечивает выполнение
поставленных задач на соответствующем
УТП (СТП) и постоянно находится на его
территории, покидая ее только с разрешения
РТП. Начальнику УТП (СТП) подчинены
назначенные ему РТП участники тушения
пожара и проведения АСР.

Начальник УТП (СТП) имеет право:
• отдавать в пределах своей компетенции обязательные
для исполнения указания участникам тушения пожара и
проведения АСР;
• отменять или приостанавливать исполнение ранее отданных
указаний при возникновении явной угрозы для жизни и
здоровья людей, в том числе участников тушения пожара и
проведения АСР (вероятное обрушение конструкций, взрыв и
другие изменения обстановки на пожаре, требующие
принятия безотлагательных решений);
• получать необходимую для организации тушения пожара и
проведения АСР информацию от РТП, оперативного штаба
пожаротушения, администрации организации (объекта) и
служб жизнеобеспечения;

от 16 октября 2017 года N 444

(с изменениями на 28 февраля 2020 года)

Документ с изменениями, внесенными:

- Примечание изготовителя базы данных.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст.3649; 1995, N 35, ст.3503; 1996, N 17, ст.1911; 1998, N 4, ст.430; 2000, N 46, ст.4537; 2001, N 1, ст.2, N 33, ст.3413; 2002, N 1, ст.2, N 30, ст.3033; 2003, N 2, ст.167; 2004, N 27, ст.2711, N 35, ст.3607; 2005, N 14, ст.1212, N 19, ст.1752; 2006, N 6, ст.636, N 44, ст.4537, N 50, ст.5279, N 52, ст.5498; 2007, N 18, ст.2117, N 43, ст.5084; 2008, N 30, ст.3593; 2009, N 11, ст.1261, N 29, ст.3635, N 45, ст.5265, N 48, ст.5717; 2010, N 30, ст.4004, N 40, ст.4969; 2011, N 1, ст.54, N 30, ст.4590, ст.4591, ст.4596, N 46, ст.6407, N 49, ст.7023; 2012, N 53, ст.7608; 2013, N 7, ст.610, N 27, ст.3477; 2014, N 11, ст.1092; 2015, N 1, ст.88, N 10, ст.1407, N 18, ст.2621, N 27, ст.3951, N 29, ст.4359, ст.4360, N 48, ст.6723; 2016, N 1, ст.68, N 15, ст.2066, N 22, ст.3089, N 26, ст.3887; 2017, N 22, ст.3069, N 27, ст.3938, N 31, ст.4765.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст.3648; 2002, N 44, ст.4294; 2004, N 35, ст.3607; 2006, N 50, ст.5284, N 52, ст.5498; 2007, N 45, ст.5418; 2009, N 1, ст.17, N 19, ст.2274, N 48, ст.5717; 2010, N 21, ст.2529, N 31, ст.4192; 2011, N 1, ст.24, ст.54; 2012, N 14, ст.1549; 2013, N 7, ст.610, N 27, ст.3450, ст.3477, N 52, ст.6969; 2014, N 30, ст.4272, N 42, ст.5615; 2015, N 10, ст.1408, N 18, ст.2622, N 48, ст.6723; 2016, N 1, ст.68, N 7, ст.919, N 26, ст.3887.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 35, ст.3503; 2000, N 32, ст.3341, N 33, ст.3348, N 46, ст.4537; 2003, N 46, ст.4435; 2004, N 35, ст.3607, N 45, ст.4377, N 49, ст.4840; 2005, N 1, ст.15, N 19, ст.1752; 2008, N 18, ст.1938; 2009, N 19, ст.2274, N 48, ст.5717; 2012, N 41, ст.5525; 2013, N 27, ст.3477; 2017, N 30, ст.4447.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст.2882; 2005, N 43, ст.4376; 2008, N 17, ст.1814, N 43, ст.4921, N 47, ст.5431; 2009, N 22, ст.2697, N 51, ст.6285; 2010, N 19, ст.2301, N 20, ст.2435, N 51, ст.6903; 2011, N 1, ст.193, ст.194, N 2, ст.267, N 40, ст.5532; 2012, N 2, ст.243, N 6, ст.643, N 19, ст.2329, N 47, ст.6455; 2013, N 26, ст.3314, N 52, ст.7137; 2014, N 11, ст.1131, N 27, ст.3754; 2015, N 4, ст.641, N 11, ст.1588; 2016, N 1, ст.211, N 31, ст.4987, N 39, ст.5626; 2017, N 13, ст.1913.

* Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст.121; 2005, N 23, ст.2269; 2006, N 41, ст.4256; 2008, N 47, ст.5481; 2009, N 12, ст.1429; N 29, ст.3688; 2010, N 37, ст.4675; N 38, ст.4825; 2011, N 7, ст.979, 981; N 14, ст.1950; 2012, N 17, ст.2009; N 37, ст.5002; N 44, ст.6026; N 46, ст.6339; 2013, N 24, ст.2999; N 30, ст.4114; 2015, N 16, ст.2389; 2016, N 43, ст.6042; N 49, ст.6929; 2017, N 6, ст.928, N 21, ст.3024.

* Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 26, ст.2649; 2010, N 1, ст.116; 2011, N 26, ст.3807; 2013, N 23, ст.2910; 2014, N 21, ст.2694; 2015, N 1, ст.262; 2016, N 27, ст.4500.

Читайте также: