В мастерской художника слова конспект урока 5 класс

Обновлено: 03.07.2024

1.4 Организация урока с применением технологии РКМ

2.1 Возрастные особенности пятиклассников

2.2 Особенности преподавания литературы в 5 классе

2.3 Урок анализа художественного текста в 5 классе

2.4 Урок изучения теории литературы в 5 классе

2.6 Урок внекласного чтения в 5 классе

Список использованной литературы

Предлагаемая работа посвящена особенностям применения технологии развития критического мышления на уроках литературы. Привлекательность данной технологии мы видим в возможности развивать критическое мышление через чтение и письмо, через развитие культуры работы с текстом, так как в российской педагогике уделяется много внимания формированию информационной культуры учеников, но практика сегодня показывает, что слишком малый процент выпускников школ реально владеет информационной культурой, культурой работы с текстом.

Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам[9]. Причина этого - в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего, критического.

Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Критическое мышление, т.е. творческое, помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности [15]. Данные факторы обусловливают актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы.

Исходя из этого, основные задачи представленной работы предполагают:

выявив основные направления литературного образования в 5 классе, представить разработки конспектов с применением технологии развития критического мышления.

Практическая значимость предлагаемого реферата состоит в том, что разработанные конспекты уроков с использованием технологии РКМ могут использоваться в процессе преподавания литературы в 5 классе.

Под критическим мышлением американские авторы понимают проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов. О необходимости обучения критическому мышлению говорили и отечественные педагоги: П.П. Блонский, А.С. Байрамов, А.И. Липкина, Л.А. Рыбак, В.М. Синельников, С.И. Векслер.

В педагогической литературе встречаются понятия: педагогическая технология, образовательная технология, технология обучения. Они соотносятся, очевидно, так же, как и категории: педагогика, образование и обучение. Самым широким является понятие педагогическая технология.

Педагогическая технология – это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процессa [14]. Педагогическая технология – построение системы целей (от общих к конкретным) для достижения определённого результата развития ученика с высокой вариативностью использования методов, приёмов, средств и форм организации обучения.

Педагогическая технология – продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.

Образовательная технология – это комплекс, состоящий из представления планируемых результатов обучения, средств диагностики текущего состояния обучаемых, набора моделей обучения, критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий.

Технология обучения – это законосообразная педагогическая деятельность, реализующая научно обоснованный проект дидактического процесса и обладающая значительно более высокой степенью эффективности, надёжности и гарантированного результата, чем традиционные способы обучения.

Педагогические технологии создавались для того, чтобы сделать результат обучения более предсказуемым и независимым от опыта отдельного учителя. Следовательно, важной особенностью педагогической технологии является перенос опыта, использование его другими. Педагогическая технология изначально должна лишаться личностного оттенка [2].

Из данных определений следует, что технология в максимальной степени связана с учебным процессом - деятельностью учителя и ученика, ее структурой, средствами, методами и формами. Поэтому в структуру педагогической технологии входят:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дата проведения_______________

Подпись учителя:______________

Цели урока: определить роль художественной литературы как

искусства слова и её связи с другими видами искусства ;

развивать интерес к художественной литературе,

развивать культуру связной речи, обогащать словарный

запас учеников ; воспитывать чувство уважения к видам

искусства, развивать интерес к культуре своей Родины.

Оборудование: ноутбук, проектор, мультимедийная презентация .

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный,

Организационный момент. Объявление темы и цели урока.

Подготовка к активной деятельности. Актуализация опорных знаний в форме беседы:

1.Задумывались ли вы, для чего существует искусство?

2.Что вы понимаете под словом искусство? (Искусство - область человеческой деятельности, которая стремится к удовлетворению одной из духовных потребностей человека, а именно: любви к прекрасному).

3.Какова роль искусства в формировании человека? (Причины возникновения искусства нужно искать в стремлении человека украсить себя. Каждая эпоха дополняла искусство чем-то своим).

Объяснение нового материала.

Слово учителя. Образцы музыкальных произведений, литературы, живописи, архитектуры и т. д. - это отражение многовекового стремления наших предков к красоте, идеалу, мудрости. Причём стоит заметить, что произведения искусства оказывают влияние не только на область человеческих чувств, они одновременно воздействуют и на сознание человека, целостно преобразуя его. Искусство воспитывает, просвещает, даёт возможность познать мир через его образное выражение в слове, в звуке, в цвете, а вслед за этим и создать свой образ мира, который априори не сможет вмещать разрушающих понятий. Произведения искусства всегда несут в себе переживания творца, его взгляд на мир, на своё место в нём. Поэтому так велика сила воздействия искусства на людей: оно пробуждает в человеке ответное чувство.

Вопросы классу:

1.Какой же вид искусства, по вашему мнению, есть самый совершенным? Почему?

2.Назовите вид искусства, от которого вы получаете наибольшее наслаждение, удовлетворение? Мотивируйте собственную мысль.

Продолжение беседы по вопросам.

1.Что такое художественная литература? Почему она существует много веков? Что ищет в художественной литературе человек?

3.Что является характерной особенностью художественной литературы?

Закрепление новой темы. Работа со словарем.

Литература (от латинского litera – буква, письменность) – вид искусства, в котором основным средством образного отражения жизни является слово.

Художественная литература – вид искусства, способный наиболее многогранно и широко раскрывать явления жизни, показывать их в движении и развитии. (Запись определений в словарик) .

Запись в тетрадь.

Слово – неисчерпаемый источник познания и удивительное средство для создания художественных образов. В словах, в языке любого народа запечатлена его история, его характер, природа Родины, сконцентрирована мудрость веков. Живое слово богато и щедро. У него множество оттенков. Оно может быть грозным и ласковым, вселять ужас и дарить надежду.

Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать и предать и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.

Подведение итогов урока. В литературных произведениях с помощью художественного слова можно срисовать все доступное уму и воображению человека: события прошлого и современного, предметы, явления.

Искусство – великий волшебник и своеобразная машина времени. Любой писатель, наблюдая, изучая жизнь, воплощает при помощи слов все, что он увидел, почувствовал, понял. Литература обладает особой силой воспитания в человеке человеческого. Оно обогащает нас совершенно особыми знаниями – знаниями о людях, об их внутреннем мире. Литература как искусство слова обладает удивительной способностью влиять на умы и сердца людей, помогает раскрыть подлинную красоту человеческой души.

Сегодня на уроке вы приоткрыли художественный мир литературы, услышали стихи поэтов, ощутили любовное внимание и уважение к живой жизни и человеку, природе, миру в целом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- убедить учащихся, что добрый смех является условием позитивной коммуникативности; продолжить формирование приоритета добра как главного условия толерантности и коммуникативности.

Тип урока: комбинированный

План-конспект урока русской литературы в 6 классе

Цель и задачи:

- продолжить работу над формированием понятия о комическом;

- помочь учащимся выяснить особенности стиля А.П.Чехова, мастера слова;

- содействовать развитию коммуникативных компетенций учащихся, лингвистической зоркости, творческих способностей учащихся;

- убедить учащихся, что добрый смех является условием позитивной коммуникативности; продолжить формирование приоритета добра как главного условия толерантности и коммуникативности.

Тип урока: комбинированный

1. Организационный момент

3. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

4. Работа с рассказами

Вот один из секретов А. П. Чехова: Из письма брату Александру Павловичу Чехову. 10 мая 1886 год. А. П. Чехов советует: "В сфере психики тоже частности. Храни бог от общих мест. Лучше всего избегать описывать душевное состояние героев; нужно стараться, чтобы оно было понятно из действий героев.

Выразительное чтение рассказа по ролям.

- Описывает ли здесь Чехов состояние героев? (Нет)

- А что он описывает? (действие)

Итак, 1-ый секрет, который мы запишем, -1. Описывать действия, а не состояние героев

- Кто первый бросается к другу? (Толстый)

- Каково состояние обоих? (Они оба приятно ошеломлены)

- С каким чувством задаёт вопрос толстый? (Восторженно глядя на друга)

- Что мы узнаём о материальном положении тонкого? (Маленькое жалованье, подрабатывает уроками жена, он сам делает дешёвые портсигары)

- С каким чувством это говорит тонкий? (С чувством гордости)

- А как обстоят дела у толстого? (Он стал тайным советником, получил две звезды)

- Какие изменения происходят с тонким, как он выглядит?

- Какой приём использует Чехов?

2. Метафора, доведённая до гротеска

- Что такое гротеск? (Это фантастическое преувеличение)

- Как заговорил тонкий? (Он говорит униженно)

- Чехов избегает описаний. Почему? (Они замедляют, удлиняют рассказ, делают его менее динамичным)

3. Отсутствие описаний

- Но здесь есть очень ёмкие детали, описывающие героев. Они очень лаконичные. Найдите их. О чём они говорят? (Они также характеризуют материальное и социальное положение героев)

- Почему стало противно и кому? (Толстому)

- Какое слово находит толстый, чтобы остановить тонкого? (чинопочитание)

- Подберите синонимы к этому слову. (Лакейство, приспособленчество, утрата чувства собственного достоинства)

- Кто был ошеломлён в начале, а кто в конце рассказа? (Сначала друзья детства, а в конце -семья тонкого)

- Что смешно, а что грустно в рассказе Чехова? (Забавны воспоминания детства, а грустно то, что эти воспоминания тонкого теряют магическую власть перед его нынешними взглядами на людей, перед рабской угодливостью и чинопочитанием)

- Какой порок он бичует? (Он высмеивает порок общества - чинопочитание)

- Какую роль в рассказе играют жена и сын тонкого? (Это молчаливые персонажи. Они дорисовывают образ тонкого)

- О чём говорит тот факт, что жену тонкого зовут Луиза и что она лютеранка, а сына его зовут Нафанаил? (Это говорит о его претенциозности, желании выделиться)

- Что же Чехов ненавидел в людях, в обществе, что бичевал? (Чинопочитание, рабское угодничество)

- Что такое анекдот? (Анекдот запечатлевает сиюминутную картину мира. В этом мире главное значение имеет случай. Случай придаёт обычному необыкновенный вид. Поэтому в рассказе-анекдоте внимание уделяется описанию курьёзного.

- Существенное или случайное из жизни генерала Булдеева изображает автор? (Случайное)

- Какие курьёзные поступки совершает генерал в ожидании доктора? (Полощет зубы водкой, коньяком, прикладывает опий и табачную копоть, мажет щёку йодом)

- Какие черты характера Булдеева проявляются в речи? (Он капризен, самоуверен, с презрением относится к другим)

- Сочувствуем ли мы Булдееву? (Нет)

- Над каким недостатком Булдеева смеётся Чехов? (Над его непоследовательностью)

- Не менее индивидуачизирована речь Ивана Евсеевича. Докажите с помощью его речи, что это человек малообразованный и недалёкий.

- Кто больше вспомнил? Зачитайте.

- Но вернёмся к главным героям. Какие метаморфозы происходят с Иваном Евсеевичем? (Сначала он ведёт себя уверенно, неторопливо, многословно, он даже подсказывает текст депеши. Далее он теряет свою смелость всё больше по мере того, как не может вспомнить фамилию.)

- Рассказ-анекдот отличает простота композиции.

- Что в композиции занимает главное место? (Диалог)

- Почему именно диалог? (Он делает рассказ динамичным и сценичным)

- Что является завязкой действия? (Рассказ Ивана Евсеевича об акцизном)

- Что мы узнаём из рассказа о Якове Васильевиче? (Это человек, который не занимается своими прямыми обязанностями, его даже выгоняют с работы, видимо, за пьянство.)

- Большую роль в рассказе-анекдоте играет анекдотическое слово. Оно привлекает внимание или блеском остроумия, или нелепостью, неуместностью.

- Найдите развязку в сюжете рассказа.

- Что в рассказе высмеивает автор? (Суеверие, необразованность, темноту)

- Это юмористический или сатирический рассказ? (Юмористический)

- Каков юмор автора: злой, снисходительный, добродушный? (Добродушный)

5. Подведение итогов урока

6. Домашнее задание

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку на тему: "Мастерская творческого письма". Цели: развитие творческих способностей учащихся; воспитание к любви к родной природе, уважения к мастерам слова; закрепить навыки работы над сочинением-описанием. Урок построен на основе метапредметных связей (музыка со звуками дождя, шума леса, заканчивается урок рисованием - рефлексией под песню "Пусть падают капли, а мы веселимся"), активно используется рисование (как домашние заготовки, так и работа на уроке). Тип урока - урок развтия речи.

Мастерская творческого письма ( 5 класс )

Цели: развитие творческих способностей учащихся; воспитание к любви к родной природе, уважения к мастерам слова; закрепить навыки работы над сочинением-описанием.

Звучит музыка со звуками дождя.

Ребята, давайте мы поделимся своими впечатлениями о музыкальной композиции. Похожи ли наши ассоциации (учащиеся представляют свои рисунки, сделанные под музыку).

Начните свое предложение словами: «Слушая эту музыку, я

Посмотрите на ваши рисунки и скажите: что же у них общего?

Правильно, мы сегодня будем говорить о дожде и постараемся закончить наши творческие работы и наполнить их своим представлением о дожде.

Вот скажите, почему у всех вас получились и разные рисунки, и разные дожди, да и музыку я вам подбирала не совсем похожую?

(потому что и дожди бывают разные). А чтобы это доказать я предлагаю вам два разных задания.

Денис с Аленой поработают над текстом стихотворения, но текстом разобранным по строчкам… Почувствуйте себя поэтом и соберите его заново. Подсказка: стихотворение написано с помощью парной рифмовки (вопрос: это как?)

Детям выдается стихотворение, разрезанное по строчкам.

Тучка с солнышком опять
В прятки начали играть.
Только солнце спрячется,
Тучка вся расплачется.
А как солнышко найдётся,
Сразу радуга смеётся.

3. А мы с вами познакомимся с текстом о дождях Константина Паустовского, который доказывает, что в каждом виде дождя есть своя прелесть. Давайте поработаем с его текстом.

(Текст раздать, вслух зачитываем.)

- Итак, ребята, какова же тема текста, о чем он? (разные виды дождей)

- О каких видах дождя говорит Паустовский? (спорый, грибной, слепой) Как он о них говорит? С чем сравнивает?

Вот такие дожди у Паустовского.

Названия дождей и связанные с ним впечатления.

1. Сравнение спорого и грибного дождя.

а) спорый дождь быстрый, шумный, особенно хорош на реке;

б) грибной дождь сонный, тихий (не звенит, а шепчет), особенно хорош в лесу.

3. Игра света и разнообразие звуков во время дождя.

- Ребята, а зачем вообще нужен дождь? Что было бы, если бы дождей совсем не было?

4. Обращение к эмоциональной и зрительной памяти детей

– Ребята, у вас есть дома копилки?

- А что вы в них копите? Сейчас я тоже раздам вам копилки (листочки). Сегодня мы должны наполнить эту копилку.… Как вы думаете – чем? Словами и мыслями.

- Итак, мы должны опустить в копилку первое слово, которое и является темой нашей мастерской. А опираясь на прослушанную музыку, выделим несколько смысловых частей: дождь, гроза, птицы, мое настроение.

Учитель раздает карточки, на которых написано по одному слову: дождь, гроза, птицы, мое настроение.

На доске и на карточках предлагается таблица:

Что я испытываю?

(Звук скрипки, чистая вода, небесный ливень, грустное настроение. Страшный гром, темные тучи, сверкающая молния, большие капли, неожиданный страх, громадные лужи, свежий воздух, свирепый ветер, шелест деревьев, глубокая грязь, белая пена, мокрые птицы, серые лужи, печаль на душе, удивленная молния, синие тучи, летний холод…)

Творческая работа в малых группах (пара).

Затем учащиеся читают свои работы.

Давайте составим текст, используя богатства вашей копилки.

- Дождь – это послание Бога.

- Дождь – это плач неба.

- Дождь – это капельки, чистые прозрачные.

- Дождь – это природное явление. Солнце накапливает в облаках влагу. Тучи не выдерживают этой тяжести, и на землю падают капли воды.

7. Итоги урока.

- Что нового вы узнали? Для чего вам могут пригодиться эти знания?

- Достигли ли мы цели урока?

- Какие трудности при решении задач урока возникли? Почему? Удалось ли вам их преодолеть? Что нужно сделать, чтобы они не возникли?

- Как вам работалось? Что получилось? Что понравилось? Осталось ли что-нибудь непонятным?

А выразить ваше отношение к уроку предлагаю в виде символов сегодняшнего урока:

Если вам было интересно на уроке – нарисуйте радугу, если сложно – тучку с дождем. (включаю музыку). Показать друг другу.

Домашнее задание - написать себе письмо от имени дождика.

« Здравствуй, Аня. Пишет тебе дождик. Я не обижаюсь на то, что ты меня не любишь. Следующий раз я приду к тебе утром и буду мелким, не то, что в прошлом году. И мы с тобой обязательно подружимся. (Аня. С.)

Читайте также: