И а ильин рождественское письмо конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

В XIX – начале XX века ежедневно в конце декабря можно было встретить на книжных прилавках сборники под названием “Святочные рассказы”. Иногда это были произведения одного писателя, иногда – рассказы разных авторов. Такой сборник был хорошим подарком, как взрослым, так и детям. Рождественские рассказы отличались особыми святочными сюжетами.

Действие в святочном рассказе происходит под Новый год, это время, когда все мы ждем исполнения желаний, рождественского чуда, поэтому для святочного рассказа характерен счастливый конец. Как бы ни было трудно его героям, но в волшебную новогоднюю ночь обязательно приходит спасение от всех бед и напастей. В одном из журналов того времени дано такое определение святочного рассказа: “Это рассказ о каком-нибудь мальчике или девочке, жизнь которых трудна и безрадостна, а на Рождество к ним неожиданно приходит счастье”.

Запишем в тетрадях:

Жанровые особенности святочного рассказа.

– хронологическая приуроченность;
– наличие элемента чудесного;
– наличие рассказчика;
– наличие среди героев ребёнка;
– наличие нравственного урока, морали;
– у рассказа счастливый финал.

2. Слово учителя перед чтением рассказа.

Рассказ Ф.М.Достоевского “Мальчик у Христа на ёлке”, написанный в 1876 году, стал классическим рождественским рассказом, он не раз переиздавался в сборниках святочных рассказов и породил множество подражаний. Ф.М.Достоевский – взрослый писатель, но в каждом его романе среди героев мы встречаем детей. Автор с болью в сердце писал о детских страданиях, он хотел разбудить совесть каждого человека, призвать нас к состраданию униженным и обездоленным.

Рождественские праздники всегда считались семейными, это дни семейного сбора, когда особенное внимание уделялось детям, ведь день Рождества был установлен в память рождения божественного младенца. Младенец Иисус воспринимается как защитник всех обездоленных, и в первую очередь – детей.

3. Словарная работа перед чтением рассказа.

Ходить с ручкой – просить милостыню.
Халатники – пьяницы.
Картуз – фуражка.
Косушка – рюмка водки.

4. Чтение рассказа в классе.

Проблемный вопрос: Можно ли назвать финал рассказа счастливым?

5. Сюжетно-композиционный анализ рассказа.

  1. Знакомство с героем рассказа.
  2. Мальчик на улицах города.
  3. Чудо за стеклом.
  4. Копеечка.
  5. Куколки в окне.
  6. Чужой двор.
  7. “Пойдем ко мне на ёлку, мальчик”
  8. Христова ёлка.
  9. Маленький трупик.

. Что такое композиция рассказа?

Композиция – построение словесного произведения. Элементы композиции – завязка, развитие действия, кульминация и развязка.

Завязкой является знакомство с героем рассказа: “мальчик лет шести или даже менее, одетый в какой-то халатик” – перед нами безгрешный младенец. В семилетнем возрасте ребёнок называется отроком, он уже не безгрешен, ему требуется исповедь.

Достоевский заставит своего мальчика странствовать по улицам огромного города в одном халатике в канун Рождества.

. Расскажите, что увидел мальчик в городе?

В городе, где оказывается мальчик предпраздничное кипение жизни: “Как они все кричат, бегут и едут, а свету-то, свету-то!”

. Что чувствовал мальчик, когда заглядывал за большое стекло?

Он любуется ёлкой, золотыми бумажками и яблоками на ней и даже забывает на время, что раздет и голоден.

“Но пальчики на ножках уже болят, а на ручках совсем красные, не сгибаются” и мальчик “вспомнил, заплакал, побежал”. Мне кажется , он бежит не от физической боли, а от душевной – он увидел совсем другую картину жизни, отличную от его жизни в подвале, но в этой счастливой жизни для него нет места.

. Обратите внимание на эпизод с копеечкой. Почему Достоевский акцентирует внимание на этой детали?

Когда мальчик отворил дверь в богатый дом, одна барышня сунула ему в руку копеечку.

Я думаю, денежка была дана не от чистого сердца, а для того, чтобы мальчик поскорее ушел, вот почему “копеечка выкатилась и зазвенела”.

Вокруг него черствые и бездушные люди, он никому не нужен в этом жестоком, эгоистичном мире.

. Какой эпизод является самым ярким в рассказе?

Христова ёлка – это кульминация рассказа.

Рождество считается самым светлым и добрым праздником, но этот праздник не приносит радости ребёнку. Здесь праздничное радушие и гостеприимство соседствуют с жестокостью и бездушием.

К сожалению, в реальной жизни чуда не произошло – мальчик замерзает в студеную зимнюю пору, но, согретый любовью Спасителя, воскресает уже на Небе, где обретает всё, чего ему так не хватало в действительности – свет, тепло, роскошную ёлку, любящий взгляд матери.

. Как вы думаете, для чего Достоевский написал такой рассказ?

Герои-дети Достоевского призваны смягчить души черствые, возродить святые и спасительные чувства, скрытые в глубине души каждого человека. Писатель взывает к милосердию людей.

. Как вы понимаете значение слова милосердие?

Способность сделать что-то хорошее для других, помочь человеку из сострадания, сочувствия.

. Можно ли финал рассказа назвать счастливым?

Всё зависит от веры человека: если веришь в Христа – счастливый, а если нет – другое дело.

. Как вы думаете, что стало бы с мальчиком в будущем, останься он жив?

Когда у ребенка нет дома, он живет на улице, когда он не согрет любовью и участием, он вынужден идти на преступление, и виновато в этом холодное равнодушие окружающих.

6. Д/З: прочитать сказку Г.Х.Андерсена “Девочка со спичками”.

Вопрос: Почему у двух разных писателей появились такие похожие рассказы о детях?

Урок литературы в 6-м классе.

Тема: Рождественский рассказ.

А.И. Куприн “Чудесный доктор”.

  1. Проанализировать рассказ с точки зрения особенности композиции.
  2. Развивать навыки анализа эпизода.
  3. Воспитывать деятельное сострадание, гуманизм.

Ход урока

1. Повторение.

. В чем особенность святочного (рождественского) рассказа.

На страницах рождественского рассказа мы встречаемся с чудом. Причем чудо это, не обусловлено вмешательством в действие каких-то волшебных сил. Это не рождественская сказка, а правдивое повествование о реально произошедших событиях.

2. Сюжетно-композиционный анализ рассказа.

. Сколько рассказчиков в этом произведении?

Два: Григорий Емельянович Мерцалов, с ним произошла эта история, и автор, передающий нам услышанное от героя. Такая форма построения текста называется “рассказ в рассказе”.

Обратите внимание на перестановку событий в рассказе.

. Что изменилось бы, если бы автор рассказывал о событиях в том порядке, в котором они происходили?

  1. Увольнение Мерцалова.
  2. Болезнь детей.
  3. Смерть дочери.
  4. Поход мальчиков и их разговор со швейцаром.
  5. Разговор мальчиков у витрины.
  6. Сцена в доме мальчиков. Уход Мерцалова.
  7. Встреча с Пироговым.
  8. Чудо воскресения.
  9. Рассказ Григория Мерцалова.

3. Анализ эпизода “Разговор мальчиков у витрины”

. Какое впечатление производит на вас изображение мальчиков и обстановка их доме?

Они очень легко одеты для зимней стужи, одежда их в заплатах, значит, живут они бедно.

. Сравните картины оживленных городских улиц и окраину.

. Как автор изображает настроение героев, их отчаяние?

а) Нарисуйте портрет мальчиков.

б) Попробуйте описать “запах бедности” и “запах сытости”, пользуясь фрагментами рассказа.

. Что чувствовали мальчики, глядя на витрину? Как это выражается в их поведении и словах?

витрина представляла чудесную картину, настоящее изобилие диковинных продуктов. Такая витрина для мальчиков – это окно в другую жизнь, где живется красиво, спокойно и сытно. Мальчики были очень голодны. Недаром они бросили на витрину “влюблено-жадный взгляд”.

. Любите ли вы новогодние праздники? Какие чувства испытываете при их приближении?

Радостное ожидание сюрприза, подарка, чуда.

. Могут ли Гриша и Володя надеяться на подарки в эти праздничные дни? Зачитайте описание того места, где они живут.

4. Анализ эпизода “Уход Мерцалова”

Итак, в семье Мерцаловых сложилась трагическая, безвыходная ситуация. Ни один из людей, к которым они обращались, не проявил милосердия – готовности помочь. Глава семейства е видит выхода из сложившейся ситуации , он уходит из дома.

. Почему автор так подробно, рассказывает, о чем думал Мерцалов, сидя на скамейке в саду?

5. Анализ эпизода “Встреча с чудесным доктором”.

. Что подтолкнуло сдержанного, воспитанного человека Мерцалова к беспорядочным и озлобленным крикам?

. Почему старик не обиделся на грубость Мерцалова?

. Что мы можем сказать о докторе по портрету, нарисованному автором?

. Оскорбил ли доктор нищих своими дарами?

. Как он ведет себя, почему не называет своего имени?

. Почему эту рождественскую историю рассказывает не один человек (автор) , а еще и Григорий Мерцалов?

Автор использует образ рассказчика, так как ему необходим голос очевидца и участника событий. Автор хочет убедить нас, что эти события происходили на самом деле.

. Какой завет доктора усвоил Гриша на всю жизнь?

Завет Пирогова: “Главное не падать духом”.

. Как вы понимаете слова Г. Мерцалова: “Просто чудо совершил этот святой человек”?

. Какое чудо происходит в рассказе?

Чудо милосердия, чудо, которое может совершить любой человек, оказав помощь нуждающимся.

Чудо деятельного сострадания, без ожидания благодарности за него, должно стать естественным для каждого человека.

. Сохранилась ли в преданиях семейства эта история?

. Кем стал Гришка? Чем известен директор банка Григорий Мерцалов?

6. Итоги урока.

Вывод: События в рассказе автор располагает не в хронологическом порядке, это нужно ему, чтобы создать определенное настроение рассказа (печальное, мрачное, угнетенное), эмоциональное движение сюжета от настроения трагизма и безнадежности к счастливому радостному финалу.

7. Д/З: прочитать рассказ Д.В.Григоровича “Зимний вечер”.

Вопрос: Найти сюжетное сходство двух рассказов (“Чудесный доктор” и “Зимний вечер”)

Урок литературы в 7-м классе.

Тема: Рожественский рассказ.

О. Генри “Дары волхвов”.

  1. Продолжать знакомство с жанром рождественского рассказа.
  2. Развивать навыки анализа прозаического текста.
  3. Воспитывать добрые чувства: любовь к близким, сострадание.

Эпиграф к уроку:

“Изначальней всего остального – любовь” – это слово закрыто. (О. Хайям)

Проблемный вопрос к рассказу:

Так кто же Делла и Джим – глупые дети или мудрые дарители?

Вопиющий – кричащий.
Красноречивый – говорящий многозначительно.
Золото – символ царственной власти.
Ладан – символ святости.
Смирна – благовоние, которое использовали, чтобы приготовить умершего к погребению (Христос умрет, чтобы на третий день воскреснуть).
Волхвы – мудрецы.

Ход урока

1. Вступление.

. В каком жанре написано произведение? Укажите его особенности.

Рассказ. Изображение одного эпизода из жизни героев, кратковременность событий, малое число действующих лиц, отсутствие пространных описаний, динамичность.

Ю. Казаков в статье “О мужестве писателя” говорил:

Рассказ дисциплинирует своей краткостью, учит видеть – мгновенно и кратко

“Мазок и миг уподоблен вечности…”

. Какой миг уподобил вечности писатель? (сюжет – пересказать кратко)

2. Беседа по содержанию рассказа.

Вам уже известно, что одной из сильных позиций произведения является его начало. В рассказе О. Генри начало странное: “1 доллар 87 центов”.

. Зачем такая математическая точность в художественном произведении?

. Какова роль детали?

Зачитайте, что было главным в обстановке дома.

В обстановке не то чтобы “вопиющая нищета, но скорее красноречиво молчащая бедность”.

См. запись на доске:

Красноречивый – говорящий многозначительно.

. Слова “нищета” и “бедность” – синонимы, а в данном контексте они противопоставляются друг другу. Почему?

Джим и Дела отличаются достоинством и скромностью, а нищие, к сожалению, люди без чувства собственного достоинства.

. Назовите детали, говорящие о “красноречиво молчащей бедности” молодой семьи.

Меблированная квартирка за 8 долларов в неделю, старенькая кушетка, унизительная необходимость торговаться в лавчонках за каждый цент, старенькие жакет и шляпка Деллы, Джиму “давно уже нужно было новое пальто, и руки мерзли без перчаток”.

. Как выглядит главная героиня?

Делла – симпатичная девушка хрупкого телосложения, со сверкающими глазами.

. Что составляло предмет её гордости?

Зачитать: “Прекрасные волосы Деллы, рассыпались, блестя и переливаясь, точно струи каштанового водопада. Они спускались ниже колен и плащом окутывали почти всю ее фигуру”.

. Почему Делла так расстроена ?

У неё нет денег на подарок Джиму.

. Каким приемами пользуется автор, чтобы показать ее уныние?

Она “уныло глядела на серую кошку, прогуливающуюся по серому забору, вдоль серой двери”.

“Жизнь состоит и слез, вздохов и улыбок, причем вдохи преобладают”.

. Что за сокровища были у молодой семьи?

Золотые часы Джима и волосы Деллы.

Герои любят друг друга, а какова их любовь?

Чистая, искренняя, настоящая, крепкая, святая, сильная, бескорыстная .

. А что значит любить?

Заботиться друг о друге, быть щедрым душой, делать любимого счастливым.

. Как наши герои попытались осчастливить друг друга на Рождество?

Джим, продав золотые часы, купил жене черепаховые гребни, которыми “Делла давно уже любовалась в одной витрине Бродвея”.

. А Делла? Чем она хочет обрадовать Джима?

“Это должно быть “что нибудь совсем особенное, редкостное, драгоценное, что-нибудь, чуть-чуть достойное высокой чести принадлежать Джиму”.

3. Анализ эпизода подарки “Подарки”.

Выразительное чтение в лицах.

. Зачем писатель дает такое подробное описание черепаховых гребней и платиновой цепочки для часов?

. Какова роль этого эпизода?

Композиционная – это развязка рассказа, символическая – сцена убеждает насколько сильна любовь этих людей.

. Почему рассказ так называется?

Выразительное чтение отрывка из Евангелия от Матфея гл 1 “Дары Волхвов”.

Золото – символ царственной власти.
Ладан – символ святости.
Смирна – благовоние, которое использовали, чтобы приготовить человека к погребению.

О. Генри пишет: “Волхвы принесли дары, но среди них не было одного”.

. Как вы думаете какого? – Любви.

Ведь это “исполинский труд” – умение любить и дается оно не каждому.

4. Решение проблемного вопроса:

Так кто же Делла и Джим – глупые дети или мудрые дарители? Почему?

Автор называет героев волхвами, ибо они подарили друг другу самое дорогое, что у них было, но они мудрее волхвов: ведь их связывает любовь, а это дороже всех сокровищ мира.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это было несколько лет тому назад. Все собирались праздновать Рождество Христово, готовили елку и подарки. А я был одинок в чужой стране, ни семьи, ни друга; и мне казалось, что я покинут и забыт всеми людьми. Вокруг была пустота и не было любви: дальний город, чужие люди, черствые сердца. И вот в тоске и унынии я вспомнил о пачке старых писем, которую мне удалось сберечь через все испытания наших черных дней. Я достал ее из чемодана и нашел это письмо.

Это было письмо моей покойной матери, написанное двадцать семь лет тому назад. Какое счастье, что я вспомнил о нем! Пересказать его невозможно, его надо привести целиком.

«Дорогое дитя мое, Николенька. Ты жалуешься мне на свое одиночество, и если бы ты только знал, как грустно и больно мне от твоих слов. С какой радостью я бы приехала к тебе и убедила бы тебя, что ты не одинок и не можешь быть одиноким. Но ты знаешь, я не могу покинуть папу, он очень страдает, и мой уход может понадобиться ему каждую минуту. А тебе надо готовиться к экзаменам и кончать университет. Ну, дай я хоть расскажу тебе, почему я никогда не чувствую одиночество.

Видишь ли ты, человек одинок тогда, когда он никого не любит. Потому что любовь вроде нити, привязывающей нас к любимому человеку. Так ведь мы и букет делаем. Люди это цветы, а цветы в букете не могут быть одинокими. И если только цветок распустится как следует и начнет благоухать, садовник и возьмет его в букет.

Так и с нами, людьми. Кто любит, у того сердце цветет и благоухает; и он дарит свою любовь совсем так, как цветок свой запах. Но тогда он и не одинок, потому что сердце его у того, кого он любит: он думает о нем, заботится о нем, радуется его радостью и страдает его страданиями. У него и времени нет, чтобы почувствовать себя одиноким или размышлять о том, одинок он или нет. В любви человек забывает себя; он живет с другими, он живет в других. А это и есть счастье.

Я уж вижу твои спрашивающие голубые глаза и слышу твое тихое возражение, что ведь это только пол-счастья, что целое счастье не в том только, чтобы любить, но и в том, чтобы тебя любили. Но тут есть маленькая тайна, которую я тебе на ушко скажу: кто действительно любит, тот не запрашивает и не скупится. Нельзя постоянно рассчитывать и выспрашивать: а что мне принесет моя любовь? а ждет ли меня взаимность? а может быть, я люблю больше, а меня любят меньше? да и стоит ли мне отдаваться этой любви. Все это неверно и ненужно; все это означает, что любви еще нету (не родилась) или уже нету (умерла). Это осторожное примеривание и взвешивание прерывает живую струю любви, текущую из сердца, и задерживает ее. Человек, который меряет и вешает, не любит. Тогда вокруг него образуется пустота, не проникнутая и не согретая лучами его сердца, и другие люди тотчас же это чувствуют. Они чувствуют, что вокруг него пусто, холодно и жестко, отвертываются от него и не ждут от него тепла. Это его еще более расхолаживает, и вот он сидит в полном одиночестве, обойденный и несчастный.

Нет, мой милый, надо, чтобы любовь свободно струилась из сердца, и не надо тревожиться о взаимности. Надо будить людей своей любовью, надо любить их и этим звать их к любви. Любить — это не пол-счастья, а целое счастье. Только признай это, и начнутся вокруг тебя чудеса. Отдайся потоку своего сердца, отпусти свою любовь на свободу, пусть лучи ее светят и греют во все стороны. Тогда ты скоро почувствуешь, что к тебе отовсюду текут струи ответной любви. Почему? Потому что твоя непосредственная, непреднамеренная доброта, твоя непрерывная и бескорыстная любовь будет незаметно вызывать в людях доброту и любовь.

Николенька, дитя мое. Подумай об этом и вспомни мои слова, как только ты почувствуешь себя опять одиноким. Особенно тогда, когда меня не будет на земле. И будь спокоен и благонадежен: потому что Господь — наш садовник, а наши сердца — цветы в Его саду.

Мы оба нежно обнимаем тебя, папа и я.

Спасибо тебе, мама! Спасибо тебе за любовь и за утешение. Знаешь, я всегда дочитываю твое письмо со слезами на глазах. И тогда, только я дочитал его, как ударили к рождественской всенощной. О, незаслуженное земное блаженство!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Святочные рассказы.pptx

Рождество - время чудес. Мы читаем о них в рождественских или святочных расск.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Рождество - время чудес. Мы читаем о них в рождественских или святочных расск.

Рождество - время чудес. Мы читаем о них в рождественских или святочных рассказах, мы слышим о них в жизни. Наверняка, с каждым из нас в эти дни случится свое маленькое чудо. Главное - не пропустить его!
Рождественские(святочные)
рассказы

Основателем жанра рождественского рассказа в масштабах всемирной литератур.

Привычным рождественским подарком были для русских читателей XIX века святочн.

Привычным рождественским подарком были для русских читателей XIX века святочные рассказы, публиковавшиеся на страницах журналов и газет"Нива", "Петербургская жизнь", "Родина", "Огонек", "Звезда".
Очень разные они всегда пытались умягчить людские сердца. При всём разнообразии праздничных рассказов сохранялось главное - особое, рождественское настроение.
Истории вмещали в себя мечты о доброй и радостной жизни, о щедрых и бескорыстных людях, о милосердном отношении друг к другу, о победе добра над злом.
УМЯГЧИТЬ, -чу, -чишь; умягчённый; -чён, -чена, -чено; св. Разг. 1. что. Сделать более мягким; смягчить.
Словарик:
Бескорыстный-(син) благородный, великодушный

В святочном рассказе Лескова "Жемчужное ожерелье" герой-рассказчик рассуждает.

В святочном рассказе Лескова "Жемчужное ожерелье" герой-рассказчик рассуждает об особенностях этого жанра: "От святочного рассказа непременно требуется, чтобы он был приурочен к событиям святочного вечера - от Рождества до Крещенья, чтобы он был сколько-нибудь фантастичен, имел какую-нибудь мораль, хоть вроде опровержения вредного предрассудка, и наконец - чтобы он оканчивался непременно весело".
Опровержение — это рассуждение, направленное против выдвинутого положения и имеющее своей целью установление его ошибочности или недоказанности.
Предрассудок- заблуждение, поверье, суеверие
Словарик:

Разберемся в прочитанномКто считается основателем жанра рождественского расск.

5 рассказов про Рождество от известных русских писателей.

5 рассказов про Рождество от известных русских писателей.

Какие из перечисленных святочных рассказов русских писателей вы читали? Какой.

Какие из перечисленных святочных рассказов русских писателей вы читали?
Какой из 5 предложенных рассказов захотелось прочитать или перечитать? Почему?

Ива́н Алекса́ндрович Ильи́нПрочитайте рассказ И.А. Ильина .Подумайте, почему.

Это было несколько лет тому назад. Все собирались праздновать Рождество Христ.

Это было несколько лет тому назад. Все собирались праздновать Рождество Христово, готовили елку и подарки. А я был одинок в чужой стране, ни семьи, ни друга; и мне казалось, что я покинут и забыт всеми людьми. Вокруг была пустота и не было любви: дальний город, чужие люди, черствые сердца. И вот в тоске и унынии я вспомнил о пачке старых писем, которую мне удалось сберечь через все испытания наших черных дней. Я достал ее из чемодана и нашел это письмо.

Это было письмо моей покойной матери, написанное двадцать семь лет тому назад.

Это было письмо моей покойной матери, написанное двадцать семь лет тому назад. Какое счастье, что я вспомнил о нем! Пересказать его невозможно, его надо привести целиком.

«Дорогое дитя мое, Николенька. Ты жалуешься мне на свое одиночество, и если б.

«Дорогое дитя мое, Николенька. Ты жалуешься мне на свое одиночество, и если бы ты только знал, как грустно и больно мне от твоих слов. С какой радостью я бы приехала к тебе и убедила бы тебя, что ты не одинок и не можешь быть одиноким. Но ты знаешь, я не могу покинуть папу, он очень страдает, и мой уход может понадобиться ему каждую минуту. А тебе надо готовиться к экзаменам и кончать университет. Ну, дай я хоть расскажу тебе, почему я никогда не чувствую одиночество.

Видишь ли ты, человек одинок тогда, когда он никого не любит. Потому что любо.

Видишь ли ты, человек одинок тогда, когда он никого не любит. Потому что любовь вроде нити, привязывающей нас к любимому человеку. Так ведь мы и букет делаем. Люди — это цветы, а цветы в букете не могут быть одинокими. И если только цветок распустится как следует и начнет благоухать, садовник и возьмет его в букет.
Словарик:
БЛАГОУХА́ТЬ, -а́ю, -а́ешь; несов. Приятно пахнуть, распространять аромат.

Так и с нами, людьми. Кто любит, у того сердце цветет и благоухает; и он дари.

Так и с нами, людьми. Кто любит, у того сердце цветет и благоухает; и он дарит свою любовь совсем так, как цветок свой запах. Но тогда он и не одинок, потому что сердце его у того, кого он любит: он думает о нем, заботится о нем, радуется его радостью и страдает его страданиями. У него и времени нет, чтобы почувствовать себя одиноким или размышлять о том, одинок он или нет. В любви человек забывает себя; он живет с другими, он живет в других. А это и есть счастье.

Я уж вижу твои спрашивающие голубые глаза и слышу твое тихое возражение, что.

Я уж вижу твои спрашивающие голубые глаза и слышу твое тихое возражение, что ведь это только полсчастья, что целое счастье не в том только, чтобы любить, но и в том, чтобы тебя любили. Но тут есть маленькая тайна, которую я тебе на ушко скажу: кто действительно любит, тот не запрашивает и не скупится. Нельзя постоянно рассчитывать и выспрашивать: а что мне принесет моя любовь? а ждет ли меня взаимность? а может быть, я люблю больше, а меня любят меньше? да и стоит ли мне отдаваться этой любви. Все это неверно и ненужно; все это означает, что любви еще нету (не родилась) или уже нету (умерла). Это осторожное

примеривание и взвешивание прерывает живую струю любви, текущую из сердца, и.

примеривание и взвешивание прерывает живую струю любви, текущую из сердца, и задерживает ее. Человек, который меряет и вешает, не любит. Тогда вокруг него образуется пустота, не проникнутая и не согретая лучами его сердца, и другие люди тотчас же это чувствуют. Они чувствуют, что вокруг него пусто, холодно и жестко, отвертываются от него и не ждут от него тепла. Это его еще более расхолаживает, и вот он сидит в полном одиночестве, обойденный и несчастный…
РАСХОЛА́ЖИВАТЬ
1. делать кого-либо холодным, равнодушным; заставлять разочароваться в чём-либо
Словарик:

Нет, мой милый, надо, чтобы любовь свободно струилась из сердца, и не надо тр.

Нет, мой милый, надо, чтобы любовь свободно струилась из сердца, и не надо тревожиться о взаимности. Надо будить людей своей любовью, надо любить их и этим звать их к любви. Любить — это не полсчастья, а целое счастье. Только признай это, и начнутся вокруг тебя чудеса. Отдайся потоку своего сердца, отпусти свою любовь на свободу, пусть лучи ее светят и греют во все стороны. Тогда ты скоро почувствуешь, что к тебе отовсюду текут стру́и ответной любви. Почему? Потому что твоя непосредственная, непреднамеренная доброта, твоя непрерывная и бескорыстная любовь будет незаметно вызывать в людях доброту и любовь.

Спасибо тебе, мама! Спасибо тебе за любовь и за утешение. Знаешь, я всегда до.

Спасибо тебе, мама! Спасибо тебе за любовь и за утешение. Знаешь, я всегда дочитываю твое письмо со слезами на глазах. И тогда, только я дочитал его, как ударили к рождественской всенощной. О, незаслуженное земное блаженство!
БЛАЖЕ́НСТВО, -а, ср. Высшая степень счастья
Словарик:
ВСЕ́НОЩНАЯ, -ой, ж. Вечерняя церковная служба у православных христиан.

Размышляем над прочитаннымО чем этот рассказ? Почему он называется «Рождестве.

Методическая разработка урока внеклассного чтения с применением игровой технологии, технологии уровневой дифференциации и групповой технологии.

ВложениеРазмер
urok_vneklassnogo_chteniya.doc 42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения

с применением технологии уровневой дифференциации

Из опыта работы

учителя русского языка

2.Воспитательные: помочь детям почувствовать трагедиюгерое, воспитание нравственных качеств, умение понимать другого человека.

3.Развивающие: развивать монологическую речь, способность анализировать, умение работать в группе

Вступительное слово учителя: Здравствуйте, ребята, сегодня на уроке мы с вами проанализируем рассказы великих русских писателей: А.П. Чехова, Ф.М. Достоевского и Леонида Андреева. У каждого рассказа свой сюжет. своё развитие событий, свой герой.

Учитель: Расскажите о герое прочитанного вами рассказа, какой он?

Когда в драке Сашке разбивали нос, он нарочно расковыривал его ещё больше и орал без слёз, но так громко, что все испытывали неприятное ощущение. Перед Рождеством Сашку выгнали из гимназии.

Учитель: А что мы с вами узнаём о близких наших героев?

1 группа: Отец Сашки больной и жалкий человек. Когда-то Иван Саввич сильно пил водку, и тогда жена боялась и ненавидела его. Он заболел, начал харкать кровью и тогда стала пить мать. Она водила к себе мужчин и женщин, пела с ними громкие песни. Отец Сашки больной лежит за перегородкой. Мать всем говорит, что у неё нет на свете таких врагов, как муж и сын.

2 группа: У мальчика больная мать, с которой он приехал из другого города, в начале рассказа она лежит мёртвая в холодном сыром подвале, но мальчик об этом не знает.

2 группа: Дед Ваньки Жукова, Константин Макарыч, служит ночным сторожем у господ Живарёвых. Это маленький, тощенький, но необыкновенно юркий и подвижный старикашка лет 65-ти, с вечно смеющимся лицом и пьяными глазами. Днём он спит в людской кухне, а ночью сторожит господское поместье, стуча в свою колотушку.

Учитель: Ребята, а почему эти рассказы называются рождественскими?

Возможные ответы учащихся: Это рассказы о событиях, которые происходят накануне светлого праздника Рождества, или как в рассказе А.П. Чехова в рождественскую ночь.

Учитель: Расскажите, что происходит с нашими героями накануне Рождества?

1 группа: Сашка приглашён на Рождественскую ёлку в дом богатых людей Свечниковых, в доме у которых когда-то учительствовал его отец.

2 группа: Мальчик из рассказа Достоевского попадает на городскую улицу . Он один, вокруг незнакомые люди, большой серый город, на него никто не обращает внимание, он очень хочет есть.

3 группа: Ванька Жуков в ночь перед Рождеством не ложится спать, а, дождавшись, когда хозяева и подмастерья ушли к заутрене, он достал из хозяйского шкапа пузырёк с чернилами, ручку с заржавленным пером, и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать письмо своему деду.

Возможные ответы учащихся: Скажите, пожалуйста, что является самым главным атрибутом рождественских праздников?

Возможные ответы учащихся: Ёлка.

Учитель: У каждого героя своя ёлка. Расскажите о той ёлке, которая запомнилась герою рассказа, прочитанного вами.

1 группа : Когда Сашка пришёл на ёлку в дом Свечниковых, то ёлка в их доме ослепляла своей красотой и крикливым наглым блеском бесчисленных свечей, но она была чуждой ему, враждебной… Ему хотелось толкнуть её так. Чтобы она повалилась на светлые головки детей.

2 группа : …А в комнате дерево до потолка, это ёлка, а на ёлке столько огней, столько золотых бумажек и яблоков, а кругом тут же куколки, маленькие лошадки; а по комнате бегают дети…

3 группа : Срубленную ёлку дед тащил в господский дом, а там принимались убирать её.

Учитель: У каждого героя своя мечта в рождественскую ночь, какая она у ваших героев?

1 группа : Сашка хочет взять воскового ангелочка и отнести к себе домой, потому что в этот вечер все мысли и мечты Сашки были только о нём.

2 группа : Мальчик мечтает о немногом: он хочет найти что-нибудь поесть и согреться.

3 группа : Ванька мечтает, чтобы дед, Василий Макарыч, забрал его к себе в деревню, для этого он и пишет письмо.

1 группа : Что же случается с каждым из героев?

1 группа : Сашка приносит домой ангелочка, который, как кажется ему и его отцу, сейчас полетит. И Сашка, и отец засыпают сладким сном.

2 группа : Мальчик заснул навсегда и побывал у Христа на ёлке, где бывают девочки и мальчики. Все они целуют его, берут его, несут с собою, да и сам он летит, и видит он: смотрит его мама и смеётся на него радостно.

3 группа : Ванька, убаюканный сладкими надеждами, тоже уснул, и ему приснился дед, читающий письмо кухаркам.

Учитель: Рождество – это время милосердия, доброты и всепрощения, это единственные дни в календаре, когда люди свободно раскрывают друг другу сердца. Но всегда ли так бывает? Все ли видят улыбки друзей, ощущают любовь и счастье?

1 группа : К сожалению, нет. Сашка терпит побои от матери.

2 группа : Мальчика бьёт другой мальчик на улице.

3 группа : Ванька получает побои то от господ, то от хозяина, который бьёт его по голове колодкой.

Учитель: Почему так в жизни происходит?

Возможные ответы учащихся: Потому что в жизни рядом с достатком, радостью соседствуют горе, нужда и одиночество.

Учитель: То же самое мы встречаем с вами на страницах рассказов, с которыми вы знакомились дома. Чему нас учат эти рассказы?

Возможные ответы учащихся: Милосердию, состраданию, доброте, сопереживанию.

Учитель: Ребята, как вы знаете, в Рождественскую ночь происходят чудеса. Как вы думаете, какое чудо может произойти с каждым из наших героев, пока он не проснулся? Это тема вашего домашнего задания

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Урок внеклассного чтения в 6 классе с применением технологии уровневой дифференциации "Рождественский рассказ"

Урок внеклассного чтения в 6 классе с применением нескольких педагогических технологий: разноуровневой дифференциации. игровой, групповой, на котором реализуются воспитательные, развивающие и об.


Применение технологии уровневой дифференциации для развития мыслительной деятельности учащихся на уроках математики

Применение технологии уровневой дифференциации для развития мыслительной деятельности учащихся на уроках математики.


Конспект урока географии в 9 классе с применением технологии уровневой дифференциации

Конспект урока геогоафии с применением технологии уровневой дифференциации "Северо-Западный экономический район. Природа и население".


Применение технологии " Уровневая дифференциация" на уроках физики

данная разработка содержит методы использования технологии на каждом этапе урока, методический материал для 8 кл. по теме "Тепловые явления", урок 8кл. "Последовательное соединение проводников" 8кл.,с.

Союз как часть речи. Конспект урока русского языка в 7 классе с применением технологии уровневой дифференциации.

Союз как часть речи. Конспект урока русского языка в 7 классе с применением технологии уровневой дифференциации.

Правописание н и нн в суффиксах имен прилагательных. Конспект урока по русскому языку в 6 классе с применением технологии уровневой дифференциации.

Правописание н и нн в суффиксах имен прилагательных. Конспект урока по русскому языку в 6 классе с применением технологии уровневой дифференциации.

Читайте также: