Литосфера каменная оболочка земли внутреннее строение земли земная кора конспект

Обновлено: 30.06.2024

Конспект урока по географии выполнен в форме технологической карты для урока изучения и первичного закрепления новых знаний.

Содержимое публикации

Конспект урока по географии.

Аудитория: 6 класс.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Время урока: 45 минут.

Уровень сложности: средний.

Учебник: География 5-6 классы: учеб. для общеобразоват. организаций/А.И.Алесеев, В.В.Николина, Е.К.Липкина и др.-4-е изд. - М.: Просвещение, 2016.-191с.:ил.,карт.-(Полярная звезда).

Методы работы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый.

-способствовать формированию навыков самостоятельного анализа и оценки географической информации;

- развивать географическое мышление;

- воспитывать интерес к географии, как к предмету;

- способствовать формированию бережного отношения и любви к природе и окружающей среде.

Универсальные учебные действия:

- осознание ценностей географических знаний, как важнейшего компонента восприятия научной картины мира.

Регулятивные:

- планировать свою деятельность под руководством учителя;

- оценивать работу одноклассников;

- работать в соответствии с поставленной задачей;

- сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные:

- извлекать информацию из учебника;

- устанавливать причинно-следственные связи;

-обрабатывать и перерабатывать учебную информацию для получения необходимых результатов своей работы.

Коммуникативные:

- овладение основными навыками нахождения необходимой информации;

- аргументировать свое мнение;

- участвовать в коллективном обсуждении;

- умение общаться и взаимодействовать с коллективом;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

- дать характеристику внутреннему строению Земли;

- раскрыть значимость идеи - постоянное изменение природы Земли под воздействием внешних и внутренних сил Земли ;

- называть и показывать литосферные плиты;

- выявить природные сейсмические явления;

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Ожидаемые результаты:

- учащиеся приобретут знания о строении земной коры и движении литосферных плит;

-учащиеся смогут сравнивать и объяснять, какие внешние и внутренние силы изменяют рельеф земной поверхности;

- у учащихся сформируется представление о земной коре планеты Земля и бережном отношении к природе и окружающей среде.

Основные термины и понятия: литосфера, литосферные плиты, земная кора, мантия, ядро Земли, магма, внутренние и внешние силы Земли.

Формы организации учебной деятельности

Оборудование: физическая карта, тектоническая карта строения земной коры, карта литосферных плит, компьютер, проектор, мультимедийная презентация.

Технологическая карта урока:

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный этап

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Создает эмоциональный настрой на понимание материала.

Учащиеся настраиваются на восприятие материала

Готовность и способность к выполнению заданий.

2.Проверка домашнего задания

Организовывает проверку знаний учащихся, полученных на предыдущем уроке, переходит к изучению нового материала.

Учащиеся отвечают на вопросы:

-Для чего нужны географические координаты и часовые пояса?

Учащиеся демонстрируют, как можно определить географическую долготу заданного объекта на карте.

Анализ, причинно-следственные связи. Формулирование проблемы.

Обеспечивает мотивацию восприятия темы, необходимости знаний внутреннего строения Земли, внутренних и внешних сил Земли и их проявления.

Вопрос: зачем нужны знания о литосфере?

Учащиеся настраиваются на понимание и необходимости изучения темы.

Ответ: Литосфера - это твердая оболочка Земли, её изучение имеет огромное практическое значение, связанное с хозяйственной деятельностью человека.

Осознание необходимости изучения материала.

4.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Формулирует и сообщает учащимся, чему они должны научиться на уроке:

-найти на карте горы, протянувшиеся вдоль границ литосферных плит;

- объяснять особенности внутренних сфер Земли;

-объяснять процессы происходящие под воздействием внутренних и внешних сил Земли

Формулируют сами учащиеся, определив границы своих знаний.

5. Изучение нового материала Исследовательский, объяснительно - иллюстративный

Предлагает внимательно прослушать и воспринять информацию о земной коре, предлагает работу с картами.

Работают с учебниками, картами, смотрят видеоролик

Работа в группах .

Поиск информации, анализ, сравнение.

Умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

6. Первичное закрепление

Организовывает работу с презентацией.

Совместно с учащимися подводит итоги урока.

Смотрят презентацию. Отвечают на вопросы.

выполняют задание викторины.

Анализ, сопоставление, причинно-следственные связи.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных преподавателем с учётом индивидуальных возможностей:

1.Прочитать параграф 20 учебника.

2.Нарисовать внутреннее строение Земли.

3.Написать письмо другу о научной экспедиции вглубь Земли.

Поиск и отбор информации.

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Подводит итоги работы на уроке.

Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи детского коллектива в целом.

Осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке.

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности.

Цель урока : сформировать представление о внутренних слоях Земли и их отличительных особенностях, о движении литосферных плит.

Ознакомить учащихся с внутренними слоями: земная кора, мантия, ядро и их отличительными особенностями. Дать понятие – литосфера.

Продемонстрировать результат движения литосферных плит.

Развивать умения учащихся анализировать информацию, читать схему, выделять главное, использовать дополнительную информацию, работать с географической картой.

Обучать учащихся работе с электронными учебниками.

Способствовать формированию географического мышления школьников, географической культуры.

Организационный момент

Эмоциональный настрой.

- Здравствуйте ребята. Надеюсь, наша взаимная работа на уроке будет плодотворной, а вы активны. Садитесь. Сегодня мы начинаем изучение новой темы. Для успешной работы на уроке мы приготовили все необходимое: учебник, тетрадь, простой карандаш, ручка.

Актуализация знаний

Космонавты, летавшие в космическом пространстве, говорят, что она при взгляде из космического корабля имеет превосходный голубой цвет. Выглядит как драгоценная голубая жемчужина.

Этот цвет обусловлен свойствами атмосферы и тем, что Мировой океан покрывает 71% её площади.

- О чём или о ком идет речь? (О планете Земля)

- Ребята, я вам сейчас прочитаю текст. Вы его внимательно прослушаете текст, а затем ответите на ряд вопросов.

- О чём говорят эти строки? ( О гипотезе происхождения Земли. Гипотеза Шмидта – Фесенкова имеет меньше противоречий и отвечает на большее количество вопросов.)

- Из какого облака образовалась наша планета? (Из холодного газопылевого облака.)

- Какова форма Земли? (Форма Земли шарообразная.)

- Вспомните из материала природоведения, какие внешние оболочки Земли вам известны? (Земля имеет следующие внешние оболочки: атмосфера, гидросфера, биосфера, литосфера.)

- Оболочки взаимодействуют между собой? (Да)

Мотивация учебной деятельности.

Сколько разных оболочек!

Не Земля, а просто лук!

Земля устроена хитро

Сложней любой игрушки:

Внутри находится ЯДРО,

Но не ядро от пушки!

Потом, представьте, МАНТИЯ

Лежит внутри Земли.

Но не такая мантия,

Что носят короли!

Выбрались мы на поверхность,

А посреди этой ЛИТО -

Люди ее называют –

Ну, а за этою сферой

Встречаемся мы с АТМОСФЕРОЙ.

(Это и воздух, и облака. )

А что там за ней? – Неизвестно пока!

Задание "Шифровка".

- Расшифруйте тему урока

С О Р Л А И Ф Т Е

Подготовка учащихся к усвоению новой темы.

-Ребята, а вы любите сказки? Сейчас я вам хочу рассказать одну сказку. Готовы слушать?

- Ребята, давайте подскажем Ивану, что обозначают эти слова.

Взял Иван Закиров сын в руки лопату и начал рыть колодец. Сначала царевичу легко было рыть, породы попадались легкие, рыхлые: песок, глина, мел, соль каменная. Глубже роет Иван, тверже становятся породы. Попадаются ему железняки - бурый, магнитный, руды полезных металлов.

Каково внутренне строение Земли?

Внутреннее строение Земли сложное. В ее центре расположено ядро. Затем следует мантия, и земная кора. Строение Земли можно сравнить с яйцом.

Оно состоит из скорлупы, белка и желтка. Скорлупа - это словно дышащая земная кора. Она очень тонкая. Белок – мантия. Желток – ядро.

В виде схемы это можно изобразить так:

Внутренне строение Земли = ядро + мантия + земная кора.


Что представляет собой ядро?

Ядро делится на два слоя: внутренне ядро - твердое, внешнее - жидкое. Состоит из железа и никеля.

Раньше считали, что ядро Земли гладкое, почти как пушечное ядро.

Предполагают, что поверхность ядра состоит из вещества, обладающего свойствами жидкости. Граница внешнего ядра находится на глубине 2900км.

А вот внутренняя область, начинающаяся с глубины 5100км, ведет себя как твердое тело. Это обусловлено очень высоким давлением. Даже на верхней границе ядра теоретически рассчитанное давление составляет около 1, 3 млн. атмосфер. А в центре достигает 3 млн. атмосфер. Температура здесь может превышать 10 000 С°.

Возможно, вещество внешнего ядра включает относительно легкий элемент, скорее всего серу.

Состав ядра = железо + никель

Какими свойствами обладает вещество мантии?

Первая залегает до глубины 670 км. Быстрое падение давления в верхней части мантии и высокая температура приводят к плавлению вещества.

Из чего же она состоит? Главным образом из горных пород, богатых магнием и железом. Породы мантии отличаются большой плотностью.

Из чего состоит нижняя мантия, пока остается загадкой.

Что такое земная кора?

Земная кора - это твердая верхняя оболочка Земли. Она в масштабе всей Земли представляет тончайшую пленку и по сравнению с радиусом Земли ничтожна. Она достигает максимальной толщины 75 км над горными массивами Памира, Тибета, Гималаев. Несмотря на маленькую мощность, земная кора имеет сложное строение.

Земная кора

океаническая материковая

5-10км 30-80 км


Верхние границы земной коры изучены хорошо при помощи бурения скважин (метод глубинного бурения).

Самая глубока скважина имеет глубину всего лишь 15 км. По сравнению с размерами Земли эта величина очень мала. Но, несмотря на то, что вглубь Земли человек проник всего на несколько километров, кое – какие сведения о внутреннем ее строении ученые получили с помощью геофизических методов. Геофизики на поверхности или на некоторой глубине от поверхности производят взрывы. Специальные, очень чуткие, приборы записывают, с какой скоростью распространяются колебания внутри Земли. Так, геофизики установили, что до глубины в среднем 30 км земной шар состоит из песка, известняка, гранита и др. пород.

С глубиной в земной коре изменяется и температура. Температура верхнего слоя литосферы изменяется по сезонам года. Ниже этого слоя до глубины около 1000 м наблюдается закономерность: на каждые 100м глубины температура земной коры возрастает в среднем на 3 градуса.

Как происходило образование земной коры?

Как же удалось людям составить представление о внутреннем строении Земли?

Каменная оболочка Земли, включающая земную кору и верхнюю часть мантии, называется литосферой. Под ней находится разогретый пластичный слой мантии. Литосфера как бы плавает по этому слою. Мощность литосферы в разных областях Земли изменяется от 20 до 200 километров и более. В целом под континентами она толще, чем под океанами. Учёные установили, что литосфера не монолитна, а состоит из литосферных плит. Они отделены друг от друга глубокими разломами. Выделяют семь очень крупных и несколько более мелких литосферных плит, которые постоянно, но медленно перемещаются по пластичному слою мантии. Средняя скорость их движения около 5 сантиметров в год. Некоторые плиты полностью океанические, но большинство имеют разные типы земной коры.


- А теперь ребята давайте вернемся к нашей сказке

Поклонился Иван и отправился домой, а чтобы он не заблудился, давайте поможем ему вспомнить путь обратно.

твердая оболочка Земли, состоящая из земной коры и верхней части мантии.

толщина – 60-100 км

крупные блоки литосферы, ограниченные разломами

скорость движения - 1-6 см в год

7 громадных литосферных плит:

Евразиатская, Африканская, Индо-Австралийская, Тихоокеанская,

Северо-Американская, Южно-Американская, Антарктическая

границы литосферных плит

срединно-океанические хребты (СОХ)

3 блок. Движение литосферных плит.

Движение литосферных плит.

Зона раздвижения литосферных плит.

Зона сталкивания литосферных плит.

Зона скольжения одной литосферной плиты относительно другой.

Проверьте, насколько верны, приведенные ниже утверждения: да, нет.

Земная кора – самая верхняя каменная оболочка Земли.

Размеры земной коры и литосферы одинаковы.

Различают два типа земной коры.

Океаническая земная кора – первична.

В континентальной земной коре различают два слоя.

В океанической коре присутствует мощный гранитный слой.

Толщина континентальной коры под высокими горами достигает 70 км.

Дно крупных озер сложено океанической корой.

Литосфера – твердая монолитная оболочка Земли.

Россия расположена на Тихоокеанской литосферной плите.

В глубоководных желобах проходит граница литосферных плит.

Для зоны субдукции характерно столкновение литосферных плит.

В зоне спрединга образуются островные дуги.

Литосферные плиты движутся со скоростью 1-6 см/в год.

1. Контрольный тест. (15 баллов)

1. Самая верхняя каменная оболочка Земли?

2. Размеры земной коры:

А. 5,5 % земного R

3. Литосфера – твердая оболочка Земли, состоит из:

А. земной коры и верхней мантии

В. земной коры и мантии

4. Толщина континентальной земной коры:

5. Земная кора, состоящая из трех слоёв?

А. континентальная и океаническая

Б. только океаническая

В. только континентальная

7. На какой литосферной плите расположена Московская область?

8. Какова толщина литосферной плиты?

9. С какой скоростью движутся литосферные плиты?

В. до 1 метра в год

11. Границы литосферных плит проходят по:

Б. по тектоническим разломам

В. по границе суши и океана

12. Зона, в которой происходят процессы раздвижения литосферных плит?

Б. зона субдукции

В. зона спрединга

13. Какой географический объект приурочен зоне субдукции?

А. трансформный разлом

Б. горная область

В. срединно-океанический хребет

14. Океаническая земная кора сложена:

А. магматическими, метаморфическими и осадочными горными породами

Б. только магматическими и метаморфическими горными породами

В. только магматическими и осадочными горными породами

15. Литосферная плита, расположенная между Тихоокеанской литосферной плитой и Южно-Американской?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


"Внутреннее строение Земли. Состав земной коры. Земная кора и литосфера - каменные оболочки Земли"

Разработка урокадля 6 класса.

Внутренее строение Земли. Земная кора в литосфере


Презентация к уроку "Земная кора и литосфера" 5 класс УМК "Сферы"

Презентация к уроку "Земная кора и литосфера" 5 класс УМК "Сферы".


"Литосфера – твердая оболочка Земли"

Разработка урока по географии 5 класс на тему:"Литосфера – твердая оболочка Земли".

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели: создать условия для формирования у учащихся представления о Гипотезах образования Земли; создать условия для усвоения учащимися знаний: внутреннее строение Земли; литосфера; два типа строения земной коры.

Терминология: литосфера, ядро, мантия, земная кора: материковая, океаническая.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Формы организации: фронтальная, парная.

Методы работы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый, интерактивный (показ слайдов), метод контроля и самооценки.

Приемы работы: прием удивления, фантастическая добавка, рефлексия.

План :

Внутреннее строение Земли: земная кора; мантия; ядро.

Методы изучения Земли.

Ход урока

I этап. Организационный момент (готовность к уроку) .

Эмоциональный настрой. Здравствуйте ребята. Надеюсь, наша взаимная работа на уроке будет плодотворной, а вы активны. Садитесь. Сегодня мы начинаем изучение новой темы. Для успешной работы на уроке мы приготовили все необходимое: учебник, тетрадь, простой карандаш, ручка.

II этап. Актуализация знаний .

Учитель. О чём говорят эти строки?

Ученик. О гипотезе происхождения Земли. Гипотеза Шмидта – Фесенкова имеет меньше противоречий и отвечает на большее количество вопросов.

Учитель. Из какого облака образовалась наша планета?

Ученик. Из холодного газопылевого облака.

Учитель. Какова форма Земли?

Ученик. Форма Земли шарообразная.

Учитель. Вспомните из материала природоведения, какие внешние оболочки Земли вам известны?

Ученик. Земля имеет следующие внешние оболочки: атмосфера, гидросфера, биосфера, литосфера.

Интеллектуальная разминка

Изучив географию, 6 класса вы узнаете о каждой из этих оболочек более подробно. А начнём изучать мы планету Земля с оболочки, название которой скрыто в ребусе. У вас у всех на столах лежит технологическая карта, в которой имеется ребус.

hello_html_m38f2b99c.jpg

Задание. Разгадайте ребус, назовите спрятанную земную оболочку.

Цель урока: изучить внутреннее строение Земли; познакомиться с методами изучения Земли; сформулировать понятие литосфера.

Записываем число и тему нашего урока в технологическую карту.

– Коля, Коля! – вбежал в комнату Вася, – мне такая идея в голову пришла!

– Земля ведь как шар, да? – уточнил Вася.

– Значит, если мы будем копать Землю насквозь, то окажемся в другом месте, так?

– Точно! – обрадовался Коля, – Пойдём скорее к бабушке, спросим, где у нас лопата лежит.

– Бабушка, где у нас лопата лежит?

– В сарае, Коленька. А зачем вам лопата? – ответила бабушка.

– Мы хотим Землю прорыть, авось куда-нибудь да попадём, – радостно сказал Коля.

Бабушка улыбнулась и спросила:

– Вы хотя бы знаете, как она устроена?

– А чего там знать, – ответил Вася, – земля землёй – что может быть проще!

– А нет. Не всё так просто – ответила бабушка.

– А как? Бабушка, расскажи, пожалуйста. Ну, пожаааалуйста! – начал упрашивать бабушку Коля.

– Ну ладно, ладно – согласилась бабушка, и начала свой рассказ.

– Земля похожа на конфету: в центре орешек – ядро, потом идёт сливочная начинка – это мантия, а сверху шоколадная глазурь – это земная кора. Расстояние только отсюда до центра ядра больше 6 000 км, а вы хотите насквозь, – усмехнулась бабушка.

– Значит, всё отменяется, – расстроился Коля.

– Дааа, хорошо бы такую конфету, – мечтательно сказал Вася.

III этап. Объяснение нового материала .

hello_html_3ec8ca0d.jpg

Учитель. Каково внутренне строение Земли?

Ученик. Земля имеет послойное строение: ядро, мантия, земная кора.

Учитель. Если сравнить нашу планету с яйцом, то получим некоторое сходство. Какое? Что хотят показать этим сравнением учёные?

Ученик. Скорлупа – земная кора; белок – мантия; ядро – желток. Земля имеет послойное строение.

Самостоятельная работа – устно. Внутренне строение Земли на рисунке показано цифрами. Что обозначает каждая цифра?

Работа с учебником, с иллюстрациями. Заполнение таблицы. Парная работа (письменно).

Внутреннее строение Земли.

Название оболочки

Размер (толщина)

Состояние

Температура

Давление

Процентное соотношение

Разная, от -7°С, до +57°С

Курсивом отмечены те ячейки, которые учащиеся должны заполнить.

Правило: начиная с глубины 20 – 30м, температура земной коры увеличивается в среднем на 3° на каждые 100м.

Учитель. Почему мантию называют основной частью Земли?

Ученик. Мантия занимает основную внутреннюю часть Земли.

Учитель. Как изменяется температура в недрах Земли.

Ученик. При движении внутрь Земли температура повышается.

Физкультминутка

Разделение на оболочки произошло благодаря разогреву недр планеты и разделению вещества по удельному весу: более тяжелые элементы погружались к центру Земли и образовали ядро, более лёгкие – всплывали, образовав мантию и земную кору. Разогрев поддерживается внутренним источником энергии – распадом радиоактивных элементов.

Учитель. Ребята, а что такое литосфера.

Литосфера – объединяет внутренние и внешние оболочки Земли.

Земная кора (верхняя часть литосферы) в свою очередь делится на материковую (континентальную) и океаническую.

Задание. Используя рисунок, заполните схему.

Назовите виды земной коры?

Сколько и какие слои слагают материковую земную корку и океаническую?

Толщина материковой земной коры до 70 км в горах, 30–40 км под равнинами. Имеет 3 слоя (осадочный, гранитный, базальтовый). Она более старая.

Толщина океанической земной коры 5–10 км под океанами. Имеет 2 слоя (осадочный, базальтовый). Более молодая, формируется в районе вершин океанических хребтов.

Такое расположение слоев не случайно и объясняется плотностью слагающих их веществ. Гранит в основном состоит из менее плотных веществ, например полевого шпата, слюды. Базальт – более плотных, тяжелых веществ: лабрадора, магнетита, оливина и др. Поэтому базальтовый слой залегает под гранитным.

Земная кора выплавлялась из вещества мантии постепенно, в результате длительного и сложного физико-химического преобразования. При этом вначале выделились гранитный и базальтовый слои. Осадочный возник позднее, главным образом из продуктов их разрушения и преобразования живыми организмами. Он покрывает почти всю поверхность Земли. Осадочный слой сложен осадочными горными породами. Гранитный слой представлен магматическими (граниты и др.) и метаморфическими породами, близкими по составу к гранитам (гнейсы и др.). Базальтовый слой из магматических и плотных метаморфических пород, богатых магнием и железом.

Немного истории. Один из первых сейсмографов был изобретен в начале XX в. русским физиком и географом Борисом Борисовичем Голицыным. На основе разработок Голицына у нас в стране была создана первая сейсмическая станция. Применив сейсмический метод изучения внутреннего строения Земли, он в 1916 г. обнаружил на глубине около 500 км границу резкого изменения свойств планеты (так называемый слой Голицына), по которой проводят нижнюю границу верхней мантии.

hello_html_4205da9.jpg

Название прибора говорит о его назначении – записи колебаний земного вещества. Как это происходит? Под действием мощных толчков, происходящих внутри Земли, земное вещество начинает колебаться, при этом оказалось, что скорость распространения колебаний различна. Исследуя это явление в лаборатории, ученые брали разные по плотности вещества. Результаты показали, что скорость колебаний от толчков одинаковой силы в разных по плотности веществах различна. На основании – этого ученые пришли к выводу, что земная кора состоит из разных по плотности веществ. Так, по скорости колебаний земного вещества в земной коре было выявлено три ее слоя: верхний – осадочный (сложен известняками, песком, глиной и другими породами), средний – гранитный и нижний – базальтовый. В гранитных породах, например, скорость распространения волны около 5 км/с, в песчаниках она меньше – около 3 км/с.

Работа с учебником. Используя стр. 40 пункт №3 §16 назовите самую глубокую скважину.

Самая глубокая шахта уходит в глубину не более чем на 8 км, а самая глубокая скважина достигает 15 км на Кольском полуострове.

А это ничтожно малая величина по сравнению с размерами Земли. Ведь расстояние от поверхности до центра Земли 6370 км. И все же глубинное бурение – один из надежных методов изучения земных недр, он позволяет многое узнать об особенностях строения нашей планеты.

Для чего необходимо изучать строение Земли? Раскрытие тайн внутреннего строения Земли позволит правильно объяснить формирование и развитие планеты, происхождение материков и океанов, даст возможность предвидеть извержения вулканов, землетрясения, ускорит поиск месторождений полезных ископаемых и многое другое.

Читайте также: