Конспект урока в 8 классе изложение по тексту а вот был случай

Обновлено: 02.07.2024

Тип урока: комбинированный (повторение теории, обучение работе по сжатию текста, словарная работа, творческая работа) .

Оборудование урока:

  • дидактический материал (текст изложения – 1 экземпляр для каждого учащегося);
  • тексты памяток написания изложений,
  • пустая таблица для написания микротем;
  • презентация (Приложение 1).

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Вступительное слово учителя.

Рассказать о каком-то случае, событии в вашей жизни можно подробно со всеми деталями, а можно и кратко, т. е. самое главное, без подробностей и каких-либо моментов уточнения.

Умение кратко и лаконично говорить очень важно в современной жизни. В каких ситуациях может это потребоваться? Это, например, обзор новых книг, вышедших из печати, или объявление программы передач по телевидению. На уроках литературы и русского языка вы научились выделять самое главное в текстах, именно эти умения помогут вам в написании сжатого изложения в 9 классе на экзамене в форме ГИА.

Учитель.

Как вы понимаете, что значит пересказать текст подробно, сжато?

Примерный ответ.

Подробно – это близко к тексту.

Слово сжато от глагола сжать (сократить, уменьшить в объеме). Сжать можно за счет того, что мы исключим, уберем из текста детали (не нужные на наш взгляд подробности) или обобщим отдельные факты, действия.

Слайд 1

III. Работа по памяткам написания изложений (есть у каждого учащегося).

  1. Прочитать текст, определить его тему и главную мысль (то есть идею текста), отметить изобразительно-выразительные средства.
  2. Подумать, кому будет адресовано сжатое изложение, какова его задача.
  3. Выделить в тексте все части (абзацы) отметить, сколько их.
  4. Определить, какие части можно исключить, объединить. Почему?
  5. Составить план (можно цитатный) сжатого изложения.
  6. В каждой части текста отметить главное, то есть выделить ключевые слова.
  7. Отметить в тексте то, что можно объединить, сделать короче.
  8. Подобрать обобщающие слова и предложения, если сокращать текст будете этим способом.
  9. Изложить сжато каждую часть, не пропуская ключевых слов.
  10. Подумать, как связать части между собой (какие союзы, союзные слова добавите).
  11. Объём изложения должен быть девяносто (90) слов.

IV. Проверка домашнего задания

Учитель.

Вы получили на дом текст, в котором должны были оставить только необходимую лексику, а слова, без которых могли обойтись, взять в скобки или подчеркнуть цветной пастой.

Два ученика читают получившиеся варианты, остальные проверяют, объясняя, почему убрали некоторые слова.

Учитель.

Каким способом вы сократили данный текст?

Учащиеся.

Все три абзаца сократили способом исключения.

Проверка данного задания после работы с учащимися по слайду.

рис.1

Учитель.

Сегодня мы продолжим данную работу. Прослушайте текст, который у вас лежит на столах.

Чтение текста учителем.

(У учителя для урока уже выделено в тексте всё необходимое и заполнена таблица микротем. У учащихся текст дан без выделения абзацев, а таблица пустая. Её необходимо будет заполнить в ходе урока)

Информация о тексте для сжатого изложения

Я помню, что у моей мамы самыми лучшими подругами до конца её долгой жизни ос­тавались школьные подруги. То же и у моего отца: все его друзья были друзьями молодости. Во взрослом состоянии приобрести друзей оказывалось трудно. Именно в молодости форми­руется характер человека, формируется и круг его лучших друзей — самых близких, самых нужных.

Информация о тексте для сжатого изложения

Характер человека и круг его лучших друзей формируется в молодости.

В молодости формируется вся жизнь человека, и, если он правильно выберет себе друзей, ему будет легче жить, легче переносить горе и радость.

До глубокой старости храните молодость в своих старых друзьях, в при­вычках, в своей открытости людям.

V. Анализ текста.

Беседа с учащимися по следующим вопросам:

1. Какова тема и главная мысль этого текста?

(Тема – дружба; основная мысль – настоящая дружба начинается с детства) В тетрадь по развитию речи пишем. Слайд 2 (на нём тема и идея текста)

2. Слайд 3 Определите тип речи текста. (Повествование с элементом рассуждения)

3. А стиль? (Это текст публицистического стиля (обращение к публике, к читателю)

4. Где в этом рассказе экспозиция, где завязка? (1 и 2 предложения – экспозиция, с 3 – завязка)

6. Укажите развязку в тексте (не думайте, что взрослым вы станете «совсем, совсем иными и будете жить в другом мире)

7. На сколько смысловых частей можно разбить текст? (на 3) Слайд 4

8. Что можно сохранить, а что убрать как второстепенное в каждой части текста? (Можно убрать из текста однородные члены, лексические повторы)

9. В какой части текста предложения можно объединить? (Последний абзац)

VI. Сжатие текста. 1 часть.

Подчеркните слова, без которых нельзя передать содержание 1-й части.

1) Я помню, что у моей мамы самыми лучшими подругами до конца её долгой жизни оставались школьные подруги. 2) То же и у моего отца: все его друзья были друзьями молодости. 3) Во взрослом состоянии приобрести друзей оказывалось трудно.4) Именно в молодости формируется характер человека, формируется и круг его лучших друзей — самых близких, самых нужных. (25 слов)

Учитель. Способ сжатия?

Исключение. Слайд 5 – проверка

Учитель. Сформулируйте микротему. Запишем её таблицу.

Характер человека и круг его лучших друзей формируется в молодости.

Подчеркните слова, без которых нельзя передать содержание 2 части.

Слайд 6 – проверка

Учитель. Способ сжатия?

Учитель. Эту микротему пишем во второй строке таблицы.

В молодости формируется вся жизнь человека, и, если он правильно выберет себе друзей, ему будет легче жить, легче переносить горе и радость.

Подчеркните слова, без которых нельзя передать содержание 3 части.

Слайд 7 – проверка

3-й пункт тезисного плана. Запишем его как микротему в листы.

До глубокой старости храните молодость в своих старых друзьях, в при­вычках, в своей открытости людям.

Учитель.

Пользуясь записями в тетради, перескажите весь текст сжато.

Имеете ли вы право добавлять в пересказ свои слова?

Ученик. Да, особенно, если это союзы или местоимения.

Учитель. Так как мы сдаём экзамен по русскому языку, обратим внимание на орфографию, чтобы написать изложение грамотно.

Критерии оценивания изложения вы знаете, они есть и у вас в пособиях.

Орфографическая и пунктуационная подготовка .

  1. Как определить окончание глагола? (По 1 и 2 спряжению)
  2. Найдите в 1 абзаце текста глаголы 1 спряжения (формируется, выберет, будет).

Выделите зелёной пастой в тексте окончания этих глаголов.

  1. Как определить, когда у существительных на конце пишется Е, а когда И?

Ученик.

У существительных окончание –Е– пишется в Д.п. и П.п. 1-го склонения, в П.п. 2-го склонения, у разносклоняемых и существительных на –ИЯ-ИЕ-ИЙ в Т.п.

  1. Найдите в 1 абзаце сущ. 3 склонения (молодость). Выделите окончание.

Учитель.

Посмотрите в пособие по подготовке к ГИА и скажите, в каком задании предлагается определить лексическое значение слова?

– А 2

А определить средство выразительности текста?

– А 3.

Поможет ли вам в написании изложения задание В2?

-Да, потому что не всегда запомнишь точно словосочетание, а если понял смысл, можешь его записать по-другому.

Учитель.

РЕШИТЕ ТЕСТ (СЛАЙДЫ) с № 8

А 2. Укажите, в каком значении используется в предложении 4 слово формируется?

а) развивается б) определяется в) организовывается

А 3. В какой части текста встречается такое средство синтаксической выразительности, как анафора? ( в 3-й)

В 2. Замените словосочетание душевное богатство, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление (богатство души)

В 3. Выпишите грамматическую основу первого предложения третьего абзаца

(храните – односоставное.)

В 6. Укажите количество грамматических основ в предложении № 5. (Три)

Домашнее задание: (оно высвечивается на слайде, чтобы все учащиеся могли записать его)

Цель урока: повторить виды односоставных предложений, определить возможности их использования в составлении устного рассказа.

Предварительная работа:

- класс поделён на три группы, равноценные по уровню знаний;

Оборудование:

-карточки с текстами;

Учитель: предлагаю вам посмотреть за окно… Каким словом вы бы оценили то, что видите? (Зима, красота, великолепие…).

Вот с таким ощущением красоты в ваших душах, с ощущением гармонии мы начнём наш урок.

- С какой темой мы познакомились на предыдущих уроках? (Виды односоставных предложений). На оценочных листах отметьте, что вы знаете и умеете на начало урока. (Отмечают). В соответствие с тем, что вы уже знаете и что ещё предстоит узнать, закрепить, поставьте свои цели на урок.

А теперь скажите, как же совместить подготовку к устному рассказу и односоставные предложения, какая цель у нас будет общая?

- Никакого вопроса у вас не возникает? (А какая красота называется святой и почему святая?)

- А что такое затесь?

Послушайте её. Подумайте, насколько микротем её можно разделить.

(Исполняет подготовленный ученик)

Работа в группах. (Задания на столах на карточках)

1 группа. Фрагмент 1.

Подрубили, обнажили пригородную Базайскую гору. Огородами её стиснули. Электропроводами опутали. Дачами опятнали. Карьером изуродовали.

1) Спишите заголовок и фрагмент текста.

2) Подчеркните грамматические основы предложений, определите вид предложений по наличию главных членов, виды односоставных предложений.

3) Назовите виды и особенности односоставных предложений, которые автор не употребил в данном фрагменте текста. Почему?

2 группа. Фрагмент 2.

В юности, ещё в войну, мы, фэзэушники, слабые от долгой зимы, полуголодной житухи, карабкались на эту крутую гору за первыми подснежниками и затихали в теплом поднебесье. Нам хотелось жить, любить, надеяться на лучшее.

1) Спишите фрагмент текста.

2) Подчеркните грамматические основы предложений, определите вид предложений по наличию главных членов, виды односоставных предложений. Что передаётся в односоставном предложении?

3) Объясните постановку знаков препинания в первом предложении (повторение знаков препинания при уточнении и приложении).

3 группа. Фрагмент 3.

Целые районы с готовой землёй заброшены, прорастают дурьём.

Неужели вам мало места, люди? Неужели ради огородного участка нужно сносить леса, горы, всю святую красоту?

Так ведь незаметно и себя под корень снесём.

1) Спишите фрагмент текста.

2) Подчеркните грамматические основы предложений, определите вид предложений по наличию главных членов, виды односоставных предложений.

3) Какова роль двух предпоследних односоставных предложений: какая фигура речи построена на них автором? (Риторические вопросы)

Проверяем. От каждой группы отвечают по очереди. Другие группы хлопают в ладоши два раза, если вид предложений определён правильно, и встают, если не правильно (в знак протеста).

Далее задания для всех:

1) Прочитайте ещё раз весь текст целиком.

2) Определите тему всего текста. (Базайская гора). А проблема? (Отношение к этой горе людей разного времени.)

4) Сопоставьте фрагмент биографии В.П.Астафьева с содержанием миниатюры.

(Родители Виктора Петровича Астафьева были раскулачены, Астафьев попал в детский дом. После окончания Железнодорожной школы ФЗО в 1924 году проработал 4 месяца составителем поездов на станции Базаиха. Ушёл на фронт добровольцем, воевал простым солдатом, получил тяжёлое ранение.)

Совместная работа.

- Скажите, пожалуйста, когда и для чего использует автор односоставные предложения? Как они помогают ему передать то, о чём он хочет поведать читателю?

(Если передаётся то, что автор наблюдает со стороны, он не участник событий — неопределённо-личные предложения, если необходимо показать состояние природы или человека — безличные предложения, выразить авторское отношение — риторические восклицания или вопросы в форме безличных предложений).

- Не забудьте об этом, когда будете составлять свои рассказы.

(На слайде: Роль односоставных предложений в речи:

- автор наблюдает со стороны, он не участник событий — неопределённо-личные предложения;

- необходимо показать состояние природы или человека — безличные предложения;

- необходимо выразить авторское отношение — риторические восклицания или вопросы в форме безличных предложений).

- Что в этом заключается? (Отстранённость и обезличенность, выраженная в синтаксическом строе всей миниатюры, в выводе сменяется определённо-личным предложением, которое подчёркивает, что всё происходящее касается каждого из нас: «Мы себя под корень снесём, равнодушно взирая на процесс разрушения).

- необходимо подчеркнуть, что всё происходящее касается каждого из нас — определённо-личные предложения.

- Какой вид односоставных предложений не встречается в этой миниатюре? (Назывные предложения)

- Вспомните начало нашего урока. Какими предложениями вы передали то, что видели за окном? (Назывными)

- А какова их роль в тексте? (Используются при описании).

Дописываем в таблицу:

- необходимо что-то описать — назывные предложения.

- Как вы думаете, а в речи может быть красота? (Да, красивая речь)

Помогают ли нам в создании красивой речи односоставные предложения? (Делают речь лаконичной, выразительной, ёмкой, эмоциональной)

(Зараннее подготовленный ученик: Д.П.Ознобишин родился в 1804 году в наследственном поместье отца — селе Троицком Карсунского уезда Симбирской губернии

Нева, свод лип, беседка, розы,

Луна, поющий соловей.

Моленья робкие и слёзы,

И бледность в памяти моей.)

Вот чтобы память ваша не была бледной, на втором уроке вы вспомните то, что было с вами когда-то, и составите рассказ, можно в стихах.

А сейчас заполните вторую часть оценочного листа («на конец урока). Оцените свою роль на уроке, оцените свои знания по теме, эмоциональное восприятие урока с помощью односоставного предложения, напишите его на оценочном листе. (3-4 человека послушать). Сдайте оценочные листы.

1 группа. Фрагмент 1.

Подрубили, обнажили пригородную Базайскую гору. Огородами её стиснули. Электропроводами опутали. Дачами опятнали. Карьером изуродовали.

1) Спишите заголовок и фрагмент текста.

2) Подчеркните грамматические основы предложений, определите вид предложений по наличию главных членов, виды односоставных предложений.

3) Назовите виды и особенности односоставных предложений, которые автор не употребил в данном фрагменте текста. Почему?

2 группа. Фрагмент 2.

В юности, ещё в войну, мы, фэзэушники, слабые от долгой зимы, полуголодной житухи, карабкались на эту крутую гору за первыми подснежниками и затихали в теплом поднебесье. Нам хотелось жить, любить, надеяться на лучшее.

1) Спишите фрагмент текста.

2) Подчеркните грамматические основы предложений, определите вид предложений по наличию главных членов, виды односоставных предложений. Что передаётся в односоставном предложении?

3) Объясните постановку знаков препинания в первом предложении (повторение знаков препинания при уточнении и приложении).

3 группа. Фрагмент 3.

Целые районы с готовой землёй заброшены, прорастают дурьём.

Неужели вам мало места, люди? Неужели ради огородного участка нужно сносить леса, горы, всю святую красоту?

Так ведь незаметно и себя под корень снесём.

1) Спишите фрагмент текста.

2) Подчеркните грамматические основы предложений, определите вид предложений по наличию главных членов, виды односоставных предложений.

3) Какова роль двух предпоследних односоставных предложений: какая фигура речи построена на них автором? (Риторические вопросы)

Д.П.Ознобишин родился в 1804 году в наследственном поместье отца — селе Троицком Карсунского уеда Симбирской губернии

Нева, свод лип, беседка, розы,

Луна, поющий соловей.

Моленья робкие и слёзы,

И бледность в памяти моей.

Оценочный лист.

Ф.И.____________________________________________________________________

Написать изложение а вот был случай 8 класс текст А вот был случай Мелкая заводь, заросшая водяным лопушником.

У берега — небольшой настил, с каких обычно черпают воду.

Я встал на край настила, взмахнул удочкой и вдруг почувствовал лёгкое прикосновение к ноге.

Смотрю : непонятно откуда взявшийся чёрный кот, прислонясь к моей ноге, шевелит белыми усами и этак ласково глядит на меня.

Я нагнулся, чтобы погладить кота, а он несколько раз потёрся мордочкой о протянутую руку да так выразительно замурлыкал, словно в губную гармошку заиграл.

Я закинул удочку.

Тут же последовали поклёвка и подсечка.

Перекидываю рыбёшку через себя, и, как только она закачалась над берегом, кот уже рядом и пытается поймать её лапой.

Я дёрнул удочку на себя — ры - бёшка сорвалась и упала в воду.

«Пшёл вон отсюда!

Тот шмыгнул в осоку.

Снова закинул удочку и оглянулся : кот вновь сидел на берегу и смотрел на меня невинным взглядом.

Спокойно ловлю краснопёрку за краснопёркой и вдруг почувствовал : попалась крупная рыба.

Тащу — из воды с плеском вынырнул язь.

Вытаскиваю его на бе - рег и, поддерживая удочку на весу, спешу к нему по доскам.

Тут - то из осоки и выскочил кот.

Прыгнул и намертво вцепился в язя.

Леска не выдержала груза, и удочка с обрывком лески взлетела вверх, а я чуть не загремел в воду.

Когда я пришёл в себя, кот волок язя к зарослям крапивы.

Я стал тыкать удочкой в крапиву — з ответ раздалось утробное урчание и хруст рыбьих костей.

. Недели через три случилось мне проходить мимо этой заводи.

Кот встретил меня как старого знакомого : встал, потянулся и, доверчиво мурлыкая, пошёл навстречу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

научить писать сжатое изложение, используя различные приёмы сжатия текста.

формировать навыки работы с различными приемами сжатия исходного текста; отрабатывать умение понимать и преобразовывать информацию.

способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти;

формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку.

УУД:
предметные:
- умение отвечать на поставленный вопрос аргументировано;
- умение анализировать, делать обобщающие выводы;
личностные:
- развивать творческие способности учащихся;
- формировать нравственно-этическое оценивание;
регулятивные:
- умение контролировать свою деятельность по результату;
- адекватно оценивать свою работу на уроке и воспринимать оценку учителя и одноклассников;
коммуникативные:
- строить отношения с одноклассниками в ходе сотрудничества;
- высказывать и отстаивать своё мнение, работая в группе;
– овладевать монологической и диалогической формами речи.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный этап

Проверка готовности класса к уроку.

Учитель приветствует учащихся, обеспечивает положительную эмоциональную обстановку на уроке, привлекает внимание обучающихся к предстоящей учебной деятельности.

Подготовка к занятию.

Актуализация субъектного опыта учащихся, определение темы урока

Организует работу с дидактическим материалом.

Прослушивание аудиозаписи данного в карточках текста.

Побуждает учащихся к диалогу, предлагает определить тему урока.

Перед ребятами карточки с текстами.

Мотивация и целеполагание на изучение нового материала

Организует фронтальную работу.

- Давайте вспомним, что такое изложение?

- Какие виды изложений мы знаем? (Подробное и сжатое)

- Что такое подробное изложение? (Максимально полное воспроизведение исходного текста с сохранением его композиционной и языковой особенностей)

- Какое изложение мы называем сжатым? (Краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при которой исключаются подробности)

Сжатое изложение текста – это краткий пересказ его основного содержания, в котором необходимо сохранить только всё самое важное с точки зрения смысла, опуская подробности. Необходимо сохранить только самое главное: основную мысль, художественные детали и языковые особенности, без которых нельзя понять идейной направленности текста и достигнуть целей. Умение пересказывать содержание кратко – это необходимый навык для работы над текстом.

- Обратите еще раз внимание на определения и выберите ключевые слова, которые покажут принципиальное различие между этими видами изложений.

(Максимально полное, сохранение языковых особенностей; передача существенной информации)

- Давайте вспомним, какие способы и приемы сжатия текста мы знаем? (замена, исключение, обобщение)

Подводит учащихся к определению цели.

Сегодня на уроке мы вновь обратимся к анализу текста, будем продолжать учиться способам и приемам сжатия текста

Отвечают на вопросы учителя.

Коллективно определяют цель урока – сжать текст разными способами

Освоение новых знаний и способов действий

Организует работу с текстом, упражнение на восстановление логических связей в тексте, предлагает разбить текст на абзацы.

Учащиеся разбивают текст на абзацы, зачитывают свои варианты.

Закрепление новых знаний и способов действий

Организует работу в группах, дает задания.

1 группа. Выделить основную мысль каждой микротемы

2 группа. Сократить первый абзац способом исключения

3 группа. Сократить первый абзац способом замены

4 группа. Сократить первый абзац способом обобщения

Контролирует выполнение работы, организует взаимопроверку, организует беседу по уточнению и конкретизации знаний.

Работают в группах. Выполняют задания, оформляют их на листах.

Проверка работы. От каждой группы выступает ученик и зачитывает свой ответ.

Контроль знаний

Организует самостоятельную работу учащихся.

Выполняется работа над сжатым текстом.

Ребята комментируют работы друг друга.

Домашнее задание

Комментирует домашнее задание

У каждого из нас когда-то были любимые игрушки. Пожалуй, у каждого человека есть связанное с ними светлое и нежное воспоминание, которое он бережно хранит в своём сердце. Любимая игрушка – это самое яркое воспоминание из детства каждого человека.

В век компьютерных технологий реальные игрушки уже не привлекают к себе такого внимания, как виртуальные. Но несмотря на все появляющиеся новинки, такие как телефоны и компьютерная техника, игрушка всё-таки остаётся неповторимой и незаменимой в своём роде, ведь ничто так не учит и не развивает ребёнка, как игрушка, с которой он может общаться, играть и даже приобретать жизненный опыт.

Игрушка – это ключ к сознанию маленького человека. Чтобы развить и укрепить в нем положительные качества, сделать его психически здоровым, привить любовь к окружающим, сформировать правильное понимание добра и зла, необходимо тщательно выбирать игрушку, помня, что она принесёт в его мир не только свой образ, но и поведение, атрибуты, а также систему ценностей и мировоззрение. Невозможно воспитать полноценного человека с помощью игрушек негативной направленности.

Текст 2 (сжатый)

У каждого из нас когда-то были любимые игрушки. Любимая игрушка – это самое яркое воспоминание из детства каждого человека.

В век компьютерных технологий реальные игрушки уже не привлекают к себе такого внимания, как виртуальные, но игрушка всё-таки остается незаменимой, потому что она учит, развивает ребёнка, помогает ему приобретать жизненный опыт.

Игрушка – это ключ к сознанию маленького человека. Чтобы развить и укрепить в нём положительные качества, сформировать правильное понимание добра и зла, необходимо тщательно выбирать игрушку. Невозможно воспитать полноценного человека с помощью игрушек

Читайте также: