Конспект урока умножение величины на число
Обновлено: 05.07.2024
Чтобы учащиеся осознанно выполняли задания, необходимо предлагать им такие виды упражнений: самостоятельное составление примеров с числами, имеющими одинаковые единицы измерения, составление примеров, в компонентах которых единицы тех или иных разрядов равны нулю; выбор из ряда примеров и решение только тех примеров, в которых надо вставить нули, и т.д.
Очень важно давать учащимся задания на сопоставление примеров, отличающихся соотношением мер, например:
5 дм 7 см + 4 дм 8 см
5 м 7 см + 4 м 8 см
5 км 7 м + 4 км 8 м
5 км 75 см + 4 км 48 см и т. д.
Полезно поставить вопрос: почему ответы получились разные? Каким бы способом ни производились вычисления, учащиеся должны понимать, что сложение и вычитание чисел, выраженных в мерах длины, массы, стоимости и т.д., выполняются так же, как сложение и вычитание многозначных чисел.
Умножение и деление
Умножение и деление чисел, полученных от измерения величин на отвлеченное число включает в себя следующие случаи.
1. Умножение и деление числа с одной единицей измерения без замены единиц измерения в произведении и в частном:
2. Умножение числа с одной единицей измерения с заменой единиц измерения в произведении.
3. Деление числа с одной единицей измерения на однозначное число.
4. Умножение и деление чисел с двумя единицами измерения на однозначное число.
5. Умножение и деление чисел, полученных от измерения, на двузначное число:
Число с одним наименованием мер умножается на двузначное число по правилу умножения целых чисел. Если необходимо, в ответе выполняется преобразование.
6. Умножение и деление чисел с двумя наименованиями мер производятся путем предварительного выражения их числом с одним наименованием мер.
Учащимся для лучшего запоминания последовательности (алгоритма) выполнения действий можно предложить памятку приблизительно такого содержания:
1) Прочитай пример. 2) Определи один или два наименования в числе, которое нужно умножить (разделить). 3) Если 1-й множитель (делимое) – число с двумя наименованиями мер, то надо установить, единицы каких разрядов равны нулю. 4) Вырази 1-й множитель (делимое) числом с одним наименованием. 5) Выполни умножение (деление). 6) Выполни преобразование в ответе.
Цель: 1)познакомить письменным умножением величин на однозначные
2)развивать навыки письменного и устного счета, память;
3)воспитывать взаимоуважение, умение работать в парах;
1. Психологический настрой.
205 – а*4 -243 а*7 - а=12 а*5
2)Сравни: поставь число, чтобы равенство было верным
8дм = * см 3м = * дм
60см = * дм 5дм = * см
120мин = *мин 1ч = * мин
3. Работа над новой темой:
1) проводится по заданию учебника №1
Как умножали многозначные числа на однозначные?
Начиная с единиц запомнить полученное количество десятков и сотен прибавить их и к полученному числу десятков и сотен.
Сравнивая два столбика умножения величин.
Дети отмечают в первом столбике число перевели в наименьшую величину и умножили, а во втором столбике умножали отдельно, он алгоритм умножения остается прежним.
- Сейчас вы сядите, если я назову какую-либо величину: 20, 30, 40 см.
- Какую услышали величину?
- Как называется эта величина?
- Значит, какие цели на урок можно поставить?
- Откройте содержание учебника, найдите предыдущую тему
- Найдите сегодняшнюю тему для повторения
- Откройте стр 36 прочитайте тему ещё раз, чем будем заниматься?
повторить действия с величинами
деление величины на величину стр 34
поупражняемся в действиях над величинами стр 36
упражняться в действиях над величинами
- Распределите величины по группам
- Какая величина в 1 группе?
- В каких единицах выражается объём?
- Какая величина во 2 группе?
- В каких единицах выражается длина?
- Какая величина в 3 группе?
- В каких единицах выражается масса?
- Какая величина в 4 группе?
- В каких единицах выражается время?
- Какая величина в 5 группе?
- В каких единицах выражается площадь?
у доски 2 человека
у доски по очереди 3 человека
для неё нет пары
- Знаки сравнения ставим прямо на карточках, карточки вкладываем в тетради, в конце урока тетради сдаёте на проверку.
Зелёная карточка 1 группа | Розовая карточка 2 группа |
2т 200ц |
- Что повторили этим заданием?
- Согласно цвету карточек объединитесь в 2 группы
- Найдите памятку “Работа над величинами”, прочитайте и назовите все правила
- Задания для групп на доске - Выполняем 5 мин
Задание 121 (1 группа)
356мин+45862с=67222с 1мин=60с 356мин=21360с 356*60=21360 21360с+45862с=67222с
321м 2 +36248дм 2 =68348дм 2
321м 2 =32100дм 2
32100дм 2 +36248дм 2 = 68348дм 2
- Группа читает и называет сразу ответ
- Проверьте правильность выполнения задания (на доске)
2. Необходимо до конца выслушивать мнение каждого
3. Нельзя перебивать друг друга
5м 2 -39875см 2 =10125см 2
50000см 2 - 39875см 2 =10125см 2
- Группа читает и называет сразу ответ
- Проверьте правильность выполнения задания( на доске )
- Что ваша группа повторила этим заданием?
- Оцените свою работу в группе одним из смайликов на полях простым карандашом.
- Что будем делать?
решать задачу называют этапы: 1.Прочитай задачу, представь ситуацию, описанную в задаче 2.Составь план решения 3. Запиши решение и ответ
2. Составляем план решения на черновике
- Что известно в задаче?
- Это известно сколько?
- Значит 1 д ставим по плану деление(открываю схему на доске)
- Что же мы найдём 1 д
- Думаем дальше, что ещё известно
- А мы знаем сколько ч осталось
- Значит 2д по плану вычитание
- Думаем дальше,осталось 24 ч, сколько ч вышло на 2 остановке
- А как найти половину от 24
- Значит 3 д деление
- Сейчас прочитайте требование, сможем на него сразу ответить?
- А сможем это найти ?
- Значит 4д сложение
- Сколько ч было сначала по условию
- Сколько вышло на двух остановках
- Как узнать сколько осталось
сколько ч вышло на 1 остановке
сколько ч осталось
половина от оставшегося
сколько ч вышло на 2 остановке
не знаем сколько человек всего вышло
1)36:3=12(ч)-вышло на 1 ост
3)24:2=12(ч)-вышло на 2 ост
Ответ: 12 человек осталось в автобусе
нахождение доли от величины
- Выберите для себя задание, прочитайте его и скажите, по каким критериям будет оцениваться работа?
№123
47689дм 3 *4=190756дм 3
6354м 2 *16=101664м 2
- Читаем и называем ответ(проверка на доске)
- Что повторили этим заданием
1. Правильно записать величины
2. Правильно выполнить действия с величинами
3. Аккуратно выполнить
7*58672мм 2 =58672мм 2 *7=410704мм 2
3*75863см 3 =75863см 3 *3= 227589см 3
27*3698см 2 =3698см 2 *27=99846см 2
- Читаем и называем ответ(проверка на доске)
- Что повторили этим заданием
- Что значит умножить число на величину, вспомните правило
- Изменится ли от этого результат
умножение числа на величину
чтобы умножить число на величину нужно величину умножить на число
16895см 2 :5*7=23653см 2
23485дм 2 :5*7=32879дм 2
- Читаем и называем ответ (проверка на доске)
- Что повторили этим заданием
- Во сколько действий
нахождение величины по её части
-Когда вы выполняли разные задания с величинами, мы повторяли не только действия с ними, ведь числа были многозначные и задания вы выполняли в столбик. Поэтому, какие ещё критерии можно добавить?
7. Правильно найти следующее неп делим
- Достиг ли урок целей
- Оцените себя по второй шкале
- Поднимите руки, у кого улучшились знания по этой теме
- А сейчас закончите предложения:
- На уроке я повторил.
- На уроке мне было.
- Всем спасибо за урок.
- Цв карточки вложите в тетради, сдайте их вместе с печатными на проверку.
- сформировать у детей представление об умножении единицы на число и числа на единицу; обучать детей применять полученные правила при дальнейшем преобразовании таблицы умножения, обучать решать логическую задачу;
-развивать логическое мышление, навыки счета, математическую речь;
- способствовать развитию интереса к математике, воспитывать бережное отношение к учебным принадлежностям.
Оборудование: ноутбук, проектор, тест на минутку, рожицы для рефлексии, картинка к задаче, презентация.
I. Организация начала урока.
Сегодня у нас необычный урок математики, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. Присаживайтесь на свои места.
II. Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.
- Чем мы занимаемся на уроках математики? - Где в жизни нам нужна математика? - Что изучали на прошлом уроке?
III. Мотивация и целеполагание. Устный счёт.
1. Первое слагаемое 5, второе слагаемое 5, третье слагаемое 5. Найдите сумму. Замените умножением. (слайд 2)
Проверим таблицу умножения и деления на 9
2. Дан ряд чисел
55,50,45,40,35,30,25,20 (слайд 4)
- Что вы замечаете?
- Продолжите данный числовой ряд на три числа.
3. Найдите лишнее выражение в каждом столбике (слайд 5, 6)
12+12+12= 6+9+6= 1+1+1+1+1= 3+3+3+3+3= 13+13+31= 21+21+21=
- Вычислите значения выражений. (слайд 7-10)
Актуализация знаний
Сегодня к нам в гости пришла сама Единица.
Вот один иль единица.
Очень тонка, как спица.
Она приготовила для вас задания, чтобы выяснить, нужно ли составлять таблицу умножения на 1 или нет. И важна ли единица в математике.
Единица нам поможет :
Повторить изученный материал
Узнать новое
Применять новые знания
- Назовите тему урока. (дети отвечают)
Тема урока: умножения единицы на число и числа на единицу.
- Чему будем учиться на уроке? (слайд 10)
- Где ещё вы её видели?
- Сколько богатырей на картине? (3) - У каждого богатыря по 1 коню. Сколько коней у 3 богатырей? (3)
- Как узнали? Как решить задачу с помощью математического выражения? (1+1+1=3 или 1х3=3)
Сегодня мы откроем без сомнения
Очень нужное для нас свойство умножения.
Будьте все внимательны, активны и старательны.
( На слайдах записаны примеры) слайд 12
- Вычислите примеры, заменив умножение сложением.
Догадайтесь, почему некоторые выражения подчеркнуты? Попробуем их решить и оставим запись на черновике. (Дети решают примеры)
Получается, что если 1 умножить на любое число, получим это же число.
- Что произойдёт, если мы множители поменяем местами?
(Результат не изменится.) слайд 13
Вывод: (делают дети)
Если число умножить на 1 получим это же число.
- Давайте оформим это правило.
Вы ознакомитесь с ним на стр. учебника, а я вам его выделила на слайдах
- Проверим, верно, ли мы сформулировали правило. Как это можно сделать? (Посмотреть в учебнике)
Вывод: Правило сформулировано верно.
IV. Освоение нового содержания и его применение. Слайд 14
- Откроем тетради, запишем число и классная работа. На полях поставьте ! – если активно работали устно, часто поднимали руку, отвечали правильно, всё было понятно, + старались работать, но не всё получалось, - не работал на устном счёте. (слайд 12)
Пользуясь новыми знаниями, найдите значения выражений №3 на стр.138
- Прочитаем следующее задание. Нужно вставить пропущенный знак действия.(+, -, *) стр.138 №4
Физминутка слайд 15
Единица вам приготовила физкультминутку.
У меня спина прямая,
У меня спина прямая,
(Ходьба на месте, руки за спину.)
Я наклонов не боюсь:
(Наклон вперед.)
Выпрямляюсь, прогибаюсь,
(Наклон назад, выпрямиться.)
Поворачиваюсь.
(Повороты туловища.)
Раз, два, три, четыре.
Три, четыре, раз, два.
(Наклон вперед и выпрямиться.)
Я хожу с осанкой гордой.
(Повороты туловища.)
Прямо голову держу,
(Наклон вперед и выпрямиться.)
Никуда я не спешу.
(Ходьба на месте, руки за спину.)
( ученики по очереди у доски, с проговариванием изученного правила).
V. Взаимопроверка и взаимоконтроль.
- с. 138 №5 Проверка.
- Задача №6 У 5 ковбоев 5 лошадей. Сколько лошадей у 8 ковбоев? У 2 таких ковбоев?
- Можно ли эту задачу решить с помощью рисунка? (рисунок вывешивается на доску) слайд 16
- Как нам удобнее изобразить в тетради? ( схемой)
VI. Итог урока. Выводы и обобщения.
Тест на минутку.
- Поменяйтесь с соседом по парте листочками. Проверим.
! – всё правильно, + - 1 ошибка, - 2ошибки.
- Что нового узнали на уроке? - С каким правилом познакомились? - Пригодятся ли знания, которые вы приобрели сегодня на последующих уроках математики и в жизни? Чем?
VII. Творческое домашнее задание (создание ситуации выбора
- записать 10 примеров на умножение единицы на число и числа на единицу - - с.139 №7
Оценивание. Ребята, мне бы хотелось отметить ребят, которые мне помогали работать на уроке, и выставить им оценки. Ребята, спасибо за урок! Какие вы молодцы! Мне было очень приятно с вами работать.
VIII. Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, чему научился и каким способом действовал.
- Ребята, у вас на партах лежат рожицы человечков. Если урок вам понравился, нарисуйте на них улыбку, дуга вверх. Если вы остались равнодушны к уроку и он вам не принес никаких знаний, то просто черточку. Ну, а если вам урок совсем не понравился, рисуем печальное выражение лица – дуга вниз.
Встаньте те, у кого улыбка. Теперь встаньте те, у кого чёрточка, равнодушие. И теперь встаньте те, кому урок не понравился.
Читайте также: