Характеристика научного стиля 6 класс разумовская презентация и конспект

Обновлено: 02.07.2024

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА Является ли приведённый ниже отрывок текстом научного стиля? Докажите свою точку зрения. Греция занимает южную часть Балканского полуострова. Сама природа разделила Грецию на четыре части: 1) северную; 2) западную; 3) восточную; 4) южную. Это оригинальное разделение Греции издавна привлекло к ней взоры всей культурной части населения земного шара. В Греции жили так называемые греки. Говорили они на мёртвом языке и занимались сочинением мифов о богах и героях.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ 6 кл. Научный стиль.docx

1) Образовательные:

- формирование умения разграничивать научный и деловой стили речи;

- формирование умения определять стиль речи текста;

2) Развивающие:

- развитие умения осознанно читать тексты учебника, находить в них определение понятий, характеризовать речевую ситуацию;

- создание текстов научного стиля.

3) Воспитательные:

- воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения;

- воспитание интереса к русскому языку.

Познавательные:

- самостоятельно определять стили речи и обосновывать свой ответ;

- уметь разграничивать научный и деловой стили речи;

- анализировать и сравнивать тексты разных стилей речи;

- строить логическую цепочку рассуждений.

- оценивание изучаемого материала;

- воспитание эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания, уважения к интересам других.

Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- умение вести диалог, признавать существование различных точек зрения и иметь свою собственную.

Регулятивные:

- строить устное и письменное высказывание с учётом учебной задачи;

- создавать тексты научного стиля речи;

- характеризовать речевую ситуацию научного стиля речи.

Оборудование:

Учебник Русский язык М.М.Разумовская, С.И.Львова и др. Москва Дрофа 2014 год.

Карточки для самостоятельной работы.

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Садитесь! Начнём наш урок. Откройте тетради и запишите дату.

- На уроке не зевай – сразу всё запоминай!

Чтоб минутка не пропала,

Мысль чтоб точно в цель попала!

Чтобы в русском языке равных не было тебе!

- Скажите, ребята, каким стилем речи я воспользовалась в начале урока, когда, поздоровавшись, предложила открыть вам тетради и записать число? Смоделируйте речевую ситуацию нашего начала урока:

условия общения – официальная обстановка, 1 – много ;

- Правильно, ребята, я воспользовалась научно-деловым стилем речи и на уроке мы сегодня научимся (сформулируйте цели урока): ( на доске)

1) различать тексты научного и делового стилей;

2) характеризовать тексты научного стиля.

- Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Научный стиль речи) ( слайд 1)

- Запишите тему в тетрадь.

II. Проверка домашнего задания

Упр. 174. (Прочитайте тексты, определите речевую ситуацию и стиль речи.

III. Повторение изученного материала.

Давайте вспомним: ( слайд 2)

Какие стили литературного языка относятся к книжным? (научный, официально-деловой, художественный, публицистический)

Где вы встречаете тексты научного стиля? (в учебниках, лекциях, словарях)

От чего зависит стиль речи? (от условий и задач общения) ( слайд 3)

IV. Объяснение нового материала

Чтение и обсуждение теоретического материала на стр. 70.

- Проанализируйте лингвистический текст:

- где используется научный стиль речи? (в научных трудах, учебниках, лекциях)

- задача научного стиля (сообщить сведения познавательного характера)

- особенности высказывания (высказывание точное, доказательное, обобщённое, логичное)

- авторское отношение (отношение автора не передаётся)

План-памятка определения научного стиля речи: ( на парте у каждого ученика )

1. Условия общения: 1 – много, официальная обстановка.

3. Ведущие стилевые черты: обобщённость высказывания, точность слов, доказательность и логичность изложения.

4. Характерные языковые средства: научные термины, слова с обобщённым и отвлечённым значением, имена существительные и прилагательные, сл/подч. предложения.

V. Закрепление нового материала

1. Упр. 175 учебника на стр.71. Прочитайте задание, устно определите речевую ситуацию ( работаем карандашом в учебнике) .

- Найдите в тексте научного стиля книжные слова и выражения, обозначающие отвлечённые понятия, а в тексте художественного стиля – образные, эмоциональные слова, помогающие нарисовать картину.

- Спишите 1 текст научного стиля; укажите РС и подчеркните книжные слова.

Учитель называет слова с орфограммой о-ё после шипящих. Если в слове пишется ё , то учащиеся поднимают одну руку, если о — две.

Стережет, шов, ожог (руки), жонглер, ежовый, пучок, светлячок, девчонка, чащоба, шепот, черный, обжора, пастушок, юбчонка, жесткий, пшенка, ужом, душонка, желтый, трещотка.

2. Письменная работа по карточкам. У вас на партах дополнительный материал (карточки на партах учащихся).

З а д а н и е. Прочитайте тексты. Какова задача текстов? Укажите их стилевые черты. Выпишите языковые средства, характерные для данных текстов. Определите стили речи каждого текста. ( Работаем прямо в карточках самостоятельно, затем проверим)

Скворец обыкновенный — самый известный представитель скворцов. С зимовки первыми возвращаются на родину самцы,
а через несколько дней — скворчихи. Жилище находит скворец. Если оно не понравится самке, то птицы ищут другое. Кроме скворечников, скворцы селятся в дуплах деревьев, в старых гнездах дятлов, в норах, под камнями. Жилище скворцы покрывают пухом, соломой, травой.

Если бы Солнце погасло, то через несколько недель на Земле не осталось бы никакой жизни. Только Солнце способно нагревать Землю и поддерживать на ней температуру, при которой вода и воздух не превращаются в ледяной панцирь. Только благодаря солнечному теплу может испаряться вода в океанах, которая затем выпадает на континенты животворными дождями. Только солнечное излучение позволяет расти и созревать растениям, которые обеспечивают нас пищей.

Энциклопедический словарь юного астронома

1. Особенность научного стиля речи. (Точность.)

2. Книга, написанная научным стилем, которой пользуются для получения справочной информации в той или иной области знаний. (Справочник.)

3. Издание, в котором используется научный стиль и которое предназначено для обучения школьников, студентов. (Учебник.)

4. Одна из важнейших черт научного стиля. (Логичность )

5. Тип речи, который очень распространен в научных текстах. (Рассуждение.)

6. Особые слова, которые часто употребляются в научном стиле. (Термины.)

7. Характеристика научного стиля по его принадлежности
к группе стилей. (Книжный.) (проверка на слайде 5)

4. Определите речевую ситуацию текстов ( слайд 6) дополнительно

Сегодня мы с вами хорошо и дружно поработали. Что-то у нас получилось, что-то нет. Главное, мы очень старались. Спасибо вам, ребята, за вашу работу, улыбки и отличное настроение. ( слайд 10)

- Чему мы сегодня учились на уроке? (характеризовать научный стиль речи)

- От чего зависит стиль речи? (от условий и задач общения)

- Какова речевая ситуация научного стиля? (1 – много, о/о)

- Каковы стилевые черты научного стиля речи? (обобщённость, точность слов, доказательность и логичность изложения)

- Какие языковые средства используются в научном стиле речи? (научные термины, слова с обобщённым и отвлечённым значением, имена существительные и прилагательные)

VII. Домашнее задание ( слайд 11)

Нажмите, чтобы узнать подробности

На презентации даны теоретические сведения и разнообразные практические задания по теме "Стили речи. Характеристика научной речи" в 6 классе.

 Урок развития речи в 6 классе. Стили речи. Разграничение научной и деловой речи. Характеристика научной речи.

Урок развития речи в 6 классе.

Стили речи. Разграничение научной и деловой речи. Характеристика научной речи.

 Упражнение 2. Определите тип речи по вопросу , заданному к тексту. Каков предмет? Почему? Что произошло? Упражнение 3. Определите тип речи , который можно использовать в сочинениях на данные темы. 1) . а) Моя собака обо мне. б) Любимая собака. в) Почему собака лает? 2) а) Как я пёк блины. б) Почему я люблю печь блины? в) Мой первый блин. Упражнение 1 . Продолжите следующие предложения. Текст – это… Тема текста – это то, … Основная мысль – это … Предложения в тексте связываются … и … Существуют три типа текстов: …, … и … К книжным стилям речи относятся: …, …, …, … Повторим!

Упражнение 2. Определите тип речи по вопросу , заданному к тексту.

Упражнение 3. Определите тип речи , который можно использовать в сочинениях на данные темы.

1) . а) Моя собака обо мне.

б) Любимая собака.

в) Почему собака лает?

2) а) Как я пёк блины.

б) Почему я люблю печь блины?

в) Мой первый блин.

Упражнение 1 . Продолжите следующие предложения.

Тема текста – это то, …

Основная мысль – это …

Предложения в тексте связываются … и …

Существуют три типа текстов: …, … и …

К книжным стилям речи относятся: …, …, …, …

Повторим!

Упражнение 4.

Прочитайте приведённые ниже отрывки с одинаковым первым предложением, определите тип речи , обоснуйте свой ответ.

1). Было начало апреля . На склонах гор появились первые проталинки. На холмах сквозь снега пробиваются тонкие стебельки с тугими бутонами подснежников. В низовьях гор протекают весёлые звонкие ручьи. Взгляните на небо: высоко под облаками парят грачи – первые вестники весны. (С. Е.)

2). Было начало апреля . Воздух, наполнившись свежими ароматами, благоухал. Только – только сошёл снег. Ожили первые насекомые и большим роем запорхали над прошлогодними цветами. Прилетели первые птицы – скворцы и принялись занимать кто вперёд скворечники, которые ещё в прошлом году сделали школьники. Вслед за ними прилетели ласточки, они, в отличие от скворцов, начали сами строить себе гнёзда из веточек и прутиков. Жизнь закипела! (Р. Ю.)

3). Было начало апреля . Как всегда я пришла на берег небольшого озера к своей любимой берёзе. Наконец-то она сбросила свой зимний наряд и начала оживать. На её тоненьких изящных веточках уже набухли липкие почки, которые, казалось, вот-вот лопнут и из них выглянут первые клейкие зелёные листочки.

Ещё немного, и моя любимая берёзка преобразится и станет стройной, пышнокронной королевой леса. А озеро только дополняет красоту берёзки и овивает её свежим озёрным воздухом. (К. Н.)

Повторим!

 Упражнение 5 . Составьте предложения так, чтобы получился текст. Докажите, что это текст. 1) А. Иван - коровий сын ухватил её калёными щипцами за язык, а братья начали бить её железными прутьями, пробили шкуру до костей. Б. Змеиха начала лизать железные двери, пролизала все двенадцать дверей, язык просунула. В. И поехали Иван – коровий сын, Иван – Девкин сын и Иван-Царевич домой. Г. Убили змеиху, сожгли и пепел по ветру развеяли. (БАГВ) 2) А. Ходит царь, любуется на свою дочь, а царица грустная сидит над ребёнком и горюет. Б. Взглянули на неё царь и придворные и ахнули: краше её никого не видели. В. Скоро родилась у царицы дочь. Г. Побледнела, исхудала, а с люльки глаз не сводит. (ВБАГ) Повторим!

Упражнение 5 . Составьте предложения так, чтобы получился текст. Докажите, что это текст.

А. Иван - коровий сын ухватил её калёными щипцами за язык, а братья начали бить её железными прутьями, пробили шкуру до костей.

Б. Змеиха начала лизать железные двери, пролизала все двенадцать дверей, язык просунула.

В. И поехали Иван – коровий сын, Иван – Девкин сын и Иван-Царевич домой.

Г. Убили змеиху, сожгли и пепел по ветру развеяли.

А. Ходит царь, любуется на свою дочь, а царица грустная сидит над ребёнком и горюет.

Б. Взглянули на неё царь и придворные и ахнули: краше её никого не видели.

В. Скоро родилась у царицы дочь.

Г. Побледнела, исхудала, а с люльки глаз не сводит.

Повторим!

Упражнение 6

В тексте перепутаны абзацы, но план составлен верно. Восстановите текст.

А . Вследствие муссонного характера климата основное питание рек – дождевое, на его долю приходится свыше 70%, меньшую роль играет снеговое и грунтовое.

Б . Амурская область богата реками. Это связано с особенностями климата – обилием летних осадков, умеренным испарением, а также наличием водоупорных грунтов на значительной части территории. Всего рек в области около 37000, однако большинство из них – малые.

В. Гордостью амурчан является река Амур, одна из величайших рек мира. В бассейне его среднего и верхнего течения находится наша область. Годовой сток Амура составляет 346 куб. км. воды. Для сравнения скажем, что Волга, Дон, Днепр, Кубань вместе взятые дают столько же воды, сколько один Амур.

Г. Густота речной сети в северных и южных районах различна. Особенно густа речная сеть на севере, что объясняется невысоким испарением, водонепроницаемостью пород из-за наличия многолетней мерзлоты.

  • Особенности климата.
  • Густота речной сети.
  • Характер климата.
  • Гордость амурчан – река Амур

Повторим!

 Определите по первому предложению первого абзаца текста - стиль речи, свойственный тексту; - тип текста; - тему текста; - предложите возможное развёртывание темы. 1) Прохладный, хмурый, осенний денёк. - Определите стиль речи. Каков он? Какое языковое явление помогает определить стиль? - Определяем тип текста. Если это описание, то первое предложение задаёт . описания, далее будут даны его . . В описательных текстах господствуют . (части речи?) Если перед нами повествование , то первое предложение может бытьобозначением . и . действия. В повествовании преобладают . (части речи?) Если текст рассуждение , то первое предложение – . , далее должны следовать . и . . Определяем тему текста. Обратим внимание на порядок слов в предложении. - Напишите свой вариант продолжения текста (2-3 предложения). Прогнозируем!

Определите по первому предложению первого абзаца текста

- стиль речи, свойственный тексту;

- тип текста;

- тему текста;

- предложите возможное развёртывание темы.

1) Прохладный, хмурый, осенний денёк.

- Определите стиль речи. Каков он? Какое языковое явление

помогает определить стиль?

- Определяем тип текста.

Если это описание, то первое предложение задаёт . описания, далее будут даны его . . В описательных текстах господствуют . (части речи?)

Если перед нами повествование , то первое предложение может бытьобозначением . и . действия. В повествовании преобладают . (части речи?)

Если текст рассуждение , то первое предложение – . , далее должны следовать . и . .

  • Определяем тему текста. Обратим внимание на порядок слов
  • в предложении.

- Напишите свой вариант продолжения текста (2-3 предложения).

Прогнозируем!

Текст-оригинал

Прохладный, хмурый, осенний денёк. В Ясной Поляне моросит дождь, и берёзы стоят влажные, матово-белые. Двое гуляют по роще и оживлённо беседуют.

Одному перевалило уже за семьдесят. Но он в своём тяжёлом драповом пальто живо прыгает через лужи и канавы, стряхивает капли дождя себе на голову, ласково гладит берёзовые стволы. Говорит молодому собеседнику:

И восклицает:

- Очень хорошо, очень верно!

(В. Приходько).

Дополнительная работа.

- Выпишите изобразительно-выразительные средства. Какова их роль в тексте?

Определяем точность прогнозирования

 Заяц – хвастун подпрыгнул кверху. Заяц был похож на мячик.(1) Заяц со страха упал прямо на широкий волчий лоб. Заяц кубарем покатился по широкой волчьей спине. Он перевернулся ещё раз в воздухе. Он задал стрекоча.(1). Устраните ненужные повторы, вставьте, где нужно, слова сначала, затем, и. Употребите в первом предложении сравнительный оборот, во втором – однородные сказуемые. Определите тип речи. Восстановление разнообразных синтаксических конструкций (приём сжатия текста - обобщение)

Заяц – хвастун подпрыгнул кверху. Заяц был похож на мячик.(1) Заяц со страха упал прямо на широкий волчий лоб. Заяц кубарем покатился по широкой волчьей спине. Он перевернулся ещё раз в воздухе. Он задал стрекоча.(1).

  • Устраните ненужные повторы, вставьте, где нужно, словасначала, затем, и.
  • Употребите в первом предложении сравнительный оборот, во втором – однородные сказуемые.
  • Определите тип речи.

Восстановление разнообразных синтаксических конструкций

(приём сжатия текста - обобщение)

 Собрали народ. Пошли на реку. Закинули сети шелковые. Вытащили Алёнушку на берег.(1) Сняли камень с шеи. Окунули её в ключевую воду. Одели её в нарядное платье, Алёнушка ожила и стала краше, чем была.(2) А козлёночек от радости, три раза перевернувшись через голову, стал мальчиком Иванушкой.(1). Ведьму привязали к лошадиному хвосту. Ведьму пустили в чистое поле.(1). Исправьте текст: в скобках указано, сколько предложений должно получиться. Устраните ненужные повторы. Восстановление разнообразных синтаксических конструкций (приём сжатия текста - обобщение)

Собрали народ. Пошли на реку. Закинули сети шелковые. Вытащили Алёнушку на берег.(1) Сняли камень с шеи. Окунули её в ключевую воду. Одели её в нарядное платье, Алёнушка ожила и стала краше, чем была.(2) А козлёночек от радости, три раза перевернувшись через голову, стал мальчиком Иванушкой.(1). Ведьму привязали к лошадиному хвосту. Ведьму пустили в чистое поле.(1).

  • Исправьте текст: в скобках указано, сколько предложений должно получиться.
  • Устраните ненужные повторы.

Восстановление разнообразных синтаксических конструкций

(приём сжатия текста - обобщение)

Мне стало жаль птицу. Я любила этих первых гонцов весны. Птичка! Нам жаль твоих песенок звонких! Не улетай от нас прочь… Подожди! Наземные килегрудые птицы, гнездящиеся и кормящиеся преимущественно на земле, - курообразные. Этот отряд составляют птицы главным образом растительные, зерноядные, разыскивающие корм на земле, а поэтому малолетающие. Бывало, ещё снег кругом, а увидишь грача – значит, следом весна спешит. Милая крошка! Гонят тебя холода и дожди. К ним относят фазанов, индеек, куропаток, перепелов. А теперь этот вестник тёплых дней обречён на гибель, надо чем-то ему помочь. Но чем?

Определяем стили речи

Определяем стили речи

Мне стало жаль птицу. Я любила этих первых гонцов весны. Птичка! Нам жаль твоих песенок звонких! Не улетай от нас прочь… Подожди! Наземные килегрудые птицы, гнездящиеся и кормящиеся преимущественно на земле, - курообразные. Этот отряд составляют птицы главным образом растительные, зерноядные, разыскивающие корм на земле, а поэтому малолетающие. Бывало, ещё снег кругом, а увидишь грача – значит, следом весна спешит. Милая крошка! Гонят тебя холода и дожди. К ним относят фазанов, индеек, куропаток, перепелов. А теперь этот вестник тёплых дней обречён на гибель, надо чем-то ему помочь. Но чем?

Определяем стили речи

Тексты-оригиналы.

1) . Мне стало жаль птицу. Я любила этих первых гонцов весны. Бывало, ещё снег кругом, а увидишь грача – значит, следом весна спешит. А теперь этот вестник тёплых дней обречён на гибель, надо чем-то ему помочь. Но чем?

2) Птичка! Нам жаль твоих песенок звонких!

Не улетай от нас прочь… Подожди!

Милая крошка! Гонят тебя холода и дожди.

3) Наземные килегрудые птицы, гнездящиеся и кормящиеся преимущественно на земле, - курообразные. Этот отряд составляют птицы главным образом растительные, зерноядные, разыскивающие корм на земле, а поэтому малолетающие. К ним относят фазанов, индеек, куропаток, перепелов.

Оргмомент (приветствие, смена тетрадей, запись числа, темы урока).

Проверка домашнего задания:

- дайте характеристику научного стиля;

- напишите на доске схему речевой ситуации научного стиля;

- прочитайте примеры текстов научного стиля.

3. Работа с новым материалом. Актуализация знаний.

4. Содержание урока.

Дома вы работали с научным стилем, и вам необходимо было найти небольшие тексты научного стиля, где раскрывалось бы значение какого-либо термина. Пожалуйста, какие тексты вы нашли. ( Зачитывается д/з). Хорошо. Вы хотели бы также точно давать определения? Хотели бы, чтобы ваша речь была правильной? Тогда давайте учиться. Прочитаем теоретический материал в учебнике и дадим ответы на вопросы. Что шире по значению родовое понятие или видовой признак? Как строится определение научного понятия? (Вопросы на доске). Ответы учащихся. (Слайды №5).

Закрепим эту часть урока. Выполняем упр. 592, 593.

С чем мы сейчас разобрались? (Уяснили, что такое понятие). Теперь выясним, сколько нужно сделать шагов, чтобы построить логическое определение. Работаем по учебнику. Ответы учащихся.

5. Закрепление.

А теперь разобьёмся на команды и решим ряд задач. Задание для 1 группы: создайте схему определения научного понятия. Приведите пример и объясните всё на примере. (Проверка по слайду №4)

Задание для 2 группы: исправьте деформированный текст. (Проверка по слайду №9)

Задание для 3 группы: составьте памятку, как не надо давать определение научного понятия. (Проверка по слайду №7,10)

Задание для 4 группы: составьте 3 определения научного понятия.

Теперь посмотрим, как вы усвоили тему, поиграем. Слайд №6,8.

Практика, упр. 597

6. Д/з – упр. 599 (1 уровень); упр. 596 (2 уровень); упр.601 (3 уровень), стр. 271, 272, читать.

7. Рефлексия. Чем мы сегодня занимались? Что узнали нового? Чему научились? Пригодится ли вам это? (Слайд №11)
Определение научного понятия
PPT / 473.5 Кб

Читайте также: