Конспект условия плавания тел

Обновлено: 05.07.2024

Закрепить закон Архимеда. Изучить условия плавания тел. Формировать умения объяснять поведение тел (тонет, плавает, всплывает) сравнением силы тяжести и силы Архимеда; плотности жидкости и плотности тела. Ознакомить с применением закона Архимеда для создания надводных и подводных средств передвижения.

    Сосуд с водой.
  1. Различные тела (стальной гвоздь, пластилин, пенопласт, деревянный цилиндр и другие).
  2. Видеокадры с изображением теплохода, подводной лодки, айсберга.
  3. Диск из “Электронных уроков и тестов”.
  4. Презентация “Плавание тел”.

Ход урока

1. Повторение и актуализация знаний:

1.Что называется силой тяжести? Куда она направлена? Формула силы тяжести.
2. Какая сила называется выталкивающей силой? Какова причина ее возникновения? От каких величин она зависит?
3.Сформулируйте закон Архимеда.
4. Что называется равнодействующей силой?
5. Как находится равнодействующая двух сил, направленных по одной прямой в одну сторону? В разные стороны?
6. Как будет вести себя тело под действием двух равных, но противоположно направленных сил?

№3 – ответ 3;
№4 – ответ 2;
№5 – ответы:
А) не прогнется, останется ровным;
Б) прогнется вниз;
В) прогнется вверх;
№6 – ответ 2;
№7 – ответ 2.

2. Изучение нового материала

1. Вступление учителя

Сегодня мы должны узнать и ответить на такие вопросы: Почему некоторые тела плавают на поверхности жидкости, а некоторые тонут? Почему гвоздь из железа тонет, а корабль, сделанный из железа плавает? За счет чего могут погружаться и всплывать подводные лодки и рыбы?

– У меня в руках несколько брусочков и шариков одинакового объема. Одинаковыми ли будут выталкивающие силы этих тел при погружении их в воду? (одинаковыми)

– Попробуем опустить их в воду. Что мы видим? Одни тела утонули, другие плавают. Почему? Что еще мы не учли, когда говорили о погружении тел в жидкость?

Значит, тонет тело или нет, зависит не только от силы Архимеда, но и от силы тяжести.

Урок по физике для 7 класса с элементами исследования по теме" Условия плавания тел".

ВложениеРазмер
Конспект урока по теме " Условия плавания тел" 940.87 КБ
plavanie_tel.ppt 2.81 МБ
prilozhenie_no1.docx 19.98 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Образцова Е. А.

  • систематизировать и закрепить знания обучающихся, полученные на прошлых уроках;
  • организовать деятельность учащихся по выяснению условий плавания тел;
  • показать значение эксперимента при освоении предметного содержания.

Действия учебно-познавательные и учебно-практические:

  • формирование умения самостоятельно применять полученные знания, осуществляя их перенос в различные условия;
  • нахождение способа определения силы Архимеда, которая действует в жидкости на погруженное тело;
  • развитие умений ставить цель, наблюдать, анализировать, устанавливать аналогии, делать выводы;
  • формирование коммуникативных умений: взаимодействовать в паре, группе, высказывать свою точку зрения;
  • способствовать формированию умений прогнозировать свои действия в ситуации выбора при решении проблемы;
  • развитие рефлексивных умений: осуществлять самооценку, соотносить уровень своих знаний с требованиями программы.

Проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме, творческого отношения к процессу обучения.

Умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию, вести наблюдение, прогнозировать ситуацию .

Умение выполнять учебное задание в соответствии с целью, соотносить учебные действия с известными правилами, выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Умение формулировать высказывание, согласовывать позиции и находить общее решение, адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата.

Умение экспериментально подтверждать условия плавания тел; научиться решать качественные задачи по этой теме; осознанно применять полученные знания в технике и народном хозяйстве.

Ресурсы: сосуд с водой и набор тел равного объема, сосуд с водой и набор тел из разных веществ; два сосуда ( с водой и маслом) деревянный и пенопластовый кубики; мензурка, динамометр, три пробирки с солью ( пробирки должны плавать в воде , погрузившись на разную глубину); сосуд с водой , пробирка с поваренной солью, ложка, картофелина средней величины; сосуд с водой, кусок пластилина и кусочек фольги; сосуды с маслом, водой и пипетка; шары, наполненные гелием по одному на каждую группу, мультимедийный проектор, ЭОР, магниты – 2 набора, магнитная доска, таблица плотностей, листы А-4 с заданиями – 25шт.

Литература: учебно-методический комплект для 7 класса под редакцией А. В. Перышкина

Тип урока : проблемно-поисковый.

Методы и приемы : проблемное обучение, учебно-исследовательская деятельность, взаимооценка, самооценка.

Формы работы : индивидуальная, фронтальная, в парах, в группах, всем классом, по образцу.

Технологии : здоровьесберегающие, развивающие, совместного поиска.

Межпредметные связи : математика.

Деятельность учителя по обеспечению рефлексии : определение уровня усвоения учебного материала.

Длительность урока : 45 минут.

Место проведения урока : кабинет физики.

Технология изучения темы.

Этап № 1. Самоопределение к деятельности.

1.Организация образовательного пространства. (1 минута) .

– Обучающиеся садятся за свои столы, проверяют наличие тетрадей, учебников, дневников, ручек, линейки, карандашей.

– Учитель проверяет наличие оборудования для экспериментов на столах, включает компьютер и мультимедийный проектор в режиме ожидания.

Учитель: Здравствуйте ребята, я очень рада вас видеть. А знаете почему? Я хочу, чтобы вы помогли найти мне ответы на некоторые вопросы из повседневной жизни, возникшие при подготовке к сегодняшнему и предыдущим занятиям и требующие задуматься об их физическом содержании.

3. Актуализация опорных знаний и умений, выявление пробелов и их коррекция . (10 минут) .

– На предыдущих уроках мы рассмотрели действие жидкости и газа на погруженное в них тело, изучили закон Архимеда, условия плавания тел. Тему сегодняшнего урока мы узнаем, решив кроссворд.

По горизонтали: 1. Единица деления. 2. Единица массы. 3. Кратная единица массы. 4. Единица площади. 5. Единица времени. 6. Единица силы. 7. Единица объема. 8. Единица длины.

Ответы: 1. Паскаль. 2. Килограмм. 3. Тонна. 4. Квадратный метр. 5. Час. 6. Ньютон. 7. Литр. 8. Метр

Учитель: прежде, чем приступить к решению экспериментальных задач, ответим на несколько вопросов. Какая сила возникает при погружении тела в жидкость?

Учащиеся : Архимедова сила.

Учитель : Куда направлена эта сила?

Учащиеся : Она направлена вертикально вверх.

Учитель : От чего зависит Архимедова сила?

Учащиеся : Архимедова сила зависит от объёма тела и от плотности жидкости.

Учитель : А если тело не полностью погружено в жидкость, как определяется Архимедова сила?

Учащиеся : Тогда для подсчета Архимедовой силы надо использовать формулу F а = ρ ж gV т , где V т – объем той части тела, которая погружена в жидкость.

Учитель : Какими способами можно на опыте определить архимедову силу?

Учащиеся : Можно взвесить жидкость, вытесненную телом, её вес и будет равен архимедовой силе. Можно найти разность показаний динамометра при взвешивании тела в воздухе и в жидкости, эта разность тоже равна архимедовой силе. Можно определить объем тела с помощью линейки или мензурки. Зная плотность жидкости, объем тела, можно вычислить архимедову силу.

Учитель : Итак, мы знаем, что на всякое тело, погруженное в жидкость, действует архимедова сила. А ещё, какая сила действует на любое тело, погруженное в жидкость?

Учащиеся : Сила тяжести.

Учитель : Вы можете привести примеры тел, которые плавают на поверхности воды? А какие тела тонут в воде? А как ещё тело может вести себя в воде? Какие это тела? Попробуйте угадать, о каком плавающем теле пойдёт сейчас речь.

Сегодня над морем

А в море плывёт

Плывёт и, наверно,

Она и в жару не растает.

Учитель : А изменилось бы что-нибудь, если бы воду в океане мы мгновенно поменяли бы на керосин?

(Учащиеся путаются в ответах)

Вы не можете точно ответить на этот вопрос. Но у вас уже появляются идеи, гипотезы. Давайте сегодня на уроке вместе решим проблему: Выясним , каковы условия плавания тел в жидкости. Ответ на этот вопрос мы получим через решение исследовательских задач:

Запишите в тетради тему урока – “Условия плавания тел”.

Этап № 2 Учебно-познавательная деятельность. (7 минут)

Учитель : Ребята, а вы знаете, какой учёный изучал плавание тел?

Учитель : Попробуем все сведения об условиях плавания тел проверить экспериментально, выполнив исследования. Каждая группа получит своё задание. После выполнения заданий мы обсудим полученные результаты и выясним условия плавания тел.

Все результаты записывайте в тетрадь. Если возникнут вопросы, поднимите руку.

(Ребята получают карточки с заданиями и оборудование для их выполнения-6 вариантов. Варианты заданий не одинаковы по уровню трудности: первые – наиболее простые, 5,6 – сложнее. Они даются соответственно уровню подготовки обучающихся.)

Учитель : Внимательно прочитайте свои задания, постарайтесь не отвлекаться.

Задание . Найдите в таблице учебника плотности, соответствующих веществ и сравните с плотностью воды.

  1. Пронаблюдайте, какие из предложенных тел тонут, и какие плавают в воде.

2. Найдите в таблице учебника плотности, соответствующих веществ и сравните с плотностью воды.

3. Результаты оформите в виде таблицы.

Оборудование : сосуд с водой и набор тел: кусочки стали, фарфора, кусочки свинца, алюминия, органического стекла, пенопласта, пробки, парафина, сосны

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока физики 7 класс

Условия плавания тел

Цель урока: дать учащимся знания об условиях плавания тел; установить соотношение между плотностью тела и жидкости (или газа), необходимое для обеспечения условия плавания тел.

Тип урока: урок изучения нового материала.

1. Сформулируйте закон Архимеда для тела, погруженного в жидкость.

2. От каких величин зависит archimedean сила? От каких величин она не зависит?

3. Одинаковая ли archimedean сила действует на тело, погруженное в воду, на Земле и на Луне?

1. Плавание деревянных брусков из различных пород дерева.

2. Плавание картофелины внутри раствора соли.

3. Зависимость плавания тел от плотности их веществ

Изучение нового материала

1. Плавание однородных тел.

2. Плавание сплошных тел на поверхности воды.

3. Плавание судов.

Закрепление изученного материала

1. Контрольные вопросы.

2. Учимся решать задачи.

3. Подумай и ответь

Изучение нового материала

1. Плавание однородных тел

Посмотрите на рисунок: хорошее явление-айсберг, плавающий в океане. Однако знаете ли вы, что нашим глазам предстает лишь 1/10 часть всего айсберга, а 9/10 — спрятаны водой. Но если в воде будет плавать колода, то она будет погружена примерно до половины — гляньте на рисунок. Почему же вода скрывает от нас только половину бревна, а айсберг — почти целиком? Попробуем выяснить.

Поскольку на любое тело, находящееся в жидкости, действуют две силы:

Fт , — сила тяжести, направленная вертикально вниз, и FA — выталкивающая сила, направленная вертикально вверх, то поведение тела в жидкости будет зависеть от соотношения этих сил. Если эти силы равны, то есть Fт = FA, то тело будет находиться в равновесии внутри жидкости — тело плавает.

Если сила веса больше выталкивающей силы, то есть, то тело тонет.

Если сила веса меньше выталкивающей силы, то есть, то тело всплывает.

Для сплошного однородного тела (сделанного из одного вещества или материала) , где V — объем тела, рт — его плотность, том . Выталкивающая же сила, если тело погружено в жидкость полностью , равна, где ρp — плотность жидкости.

Сравните теперь выражения для силы тяжести Fт и выталкивающей силы FA , — вы увидите, что они отличаются только тем, что в первый из них входит плотность рт тела а во второй — плотность жидкости ρp . Отсюда получаем условия плавания однородных сплошных тел:

если, то тело тонет,

если, то тело всплывает,

если, то тело находится в равновесии.

2. Плавание сплошных тел на поверхности воды

А теперь ответим на вопрос: почему сосновое бревно плавает, погрузившись примерно наполовину, а айсберг плавает, погрузившись в воду почти полностью?

Найдем, какая часть объема плавающего тела погружена в воду. Обозначим объем всего тела V, а объем погруженной в воду части тела V '. Условие плавания тела: или . Отсюда следует, что . Это соотношение и дает ответ на поставленные выше вопросы.

Например, плавает на поверхности Сосновая колода. Тогда,, то есть Сосновая колода плавает, погрузившись в воду на 0,4 своего объема. А вот, если в воде плавает льдина , то, поэтому только одна десятая всего объема айсберга возвышается над поверхностью воды, а девять десятых его объема скрываются под водой. Поэтому айсберги очень опасны для судов.

3. Плавание судов

Пластинка из жести или фольги тонет в воде. Но, если придать фольге форму коробки (или кораблика), то коробка будет плавать. Это явление лежит в основе строения современных судов, для изготовления которых используются различные материалы. Корпус корабля обычно делают из стальных листов, все внутренние крепления, придающие судам прочность, также изготовляют из металлов.

На постройку судов идут десятки других материалов, имеющих, по сравнению с водой как большую, так и меньшую плотность. Но за счет того, что объем судна достаточно большой, его средняя плотность меньше плотности воды. Благодаря этому и возникает большая выталкивающая сила.

Наибольшая глубина, на которую может погрузиться судно при полной загрузке его осадка), отмечается на корпусе судна особой линией, получившей название ватерлинии.

По высоте ватерлинии над поверхностью воды всегда можно определить, загружено судно или идет порожняком.

Массу воды, которая вытесняется полностью загруженным кораблем, называют водоизмещением судна.

Водоизмещение судна совпадает с его собственной массой (вместе с грузом) и обычно выражается в тонах. Например, водоизмещение танкера-гиганта составляет более 640 тыс. тонн.

Водоизмещение океанского пассажирского лайнера — десятки тысяч тонн, а небольшой яхты — несколько тонн.

Грузоподъемность судна равна разнице между водоизмещением судна и массой этого судна без груза. Грузоподъемность показывает вес груза, перевезенного судном.

Как известно, на тело, находящееся в газе, действует выталкивающая сила, равная весу газа в объеме тела.

Существование выталкивающей силы наглядно доказывают воздушные шары. Именно она и держит эти шары в воздухе, уравновешивая силу тяжести.

Шары, наполненные нагретым воздухом, удобны тем, что температуру воздуха в них, а следовательно, и виштовхувальну силу, можно регулировать с помощью газовой горелки, расположенной под отверстием, что находиться в нижней части шара. Можно подобрать такую температуру, при которой вес шара и кабины будет равен выталкивающей силе, тогда шар повисает в воздухе, и из него легко проводить наблюдение.

Воздушный шар может поднимать некоторый груз: кабину, людей и приборы.

Разница между весом 1 м3 воздуха и весом такого же объема газа называют подъемной силой.

Для удобства рассчитывают подъемную силу, относящуюся к объему 1 м3.

Например, водород объемом 1 м3 весит при нормальном давлении 0,9 Н, воздуха такого же объема весит 13 Н. Следовательно, подъемная сила 1 м3 водорода равен 12,1 Н. Подъемная сила 1 м3 гелия равна 11,2 Н (13 Н — 1,8 Н). Подъемная сила водорода больше подъемной силы гелия, но для наполнения воздушных шаров удобнее гелий, потому что он не горит и поэтому безопаснее.

Вопросы к ученикам в ходе изложения нового материала

Чем определяется, будет ли сплошное тело, полностью погруженное в воду, тонуть или всплывать? Приведите примеры, иллюстрирующие ваш ответ.

На чем основывается плавание судов?

Какие газы используют для наполнения оболочки аэростата?

Почему высота полета воздушного шара ограничена?

Водоизмещение морского судна равно 100 тыс. тонн. Что это значит?

Закрепление изученного материала

1. Учимся решать задачи

1. Воздушный шар объемом 200 м3 наполнен водородом. Масса оболочки шара 10 кг. Какой груз может поднять этот шар?

Развязок. Масса водорода . Выталкивающая сила равна . Подъемная сила шара (вес груза, который может поднять шар):

Проверка единиц величин:

Вычисляем массу груза:

2. Тело массой 0,5 кг при полном погружении вытесняет 600 см3 жидкости. Будет ли оно плавать в воде? В керосине?

3. На сколько увеличивается осадка речного теплохода, принявшего груз 400 т, если площадь сечения корпуса теплохода на уровне воды равна 1600 м2?

2. Подумай и ответь

1. Будет медная шарик плавать в ртути?

2. Почему тонет корабль, получивший пробоину?

3. Как изменится осадка корабля при переходе из реки в море?

4. В ртуть опустили медную, серебряную и золотую шарики. Какие из них будут плавать, а какие утонут?

рів1— № 18.4, 18.5, 18.12, 18.16, 18.18.

рів2— № 18.22, 18.27, 18.29, 18.33, 18.36.

рів3— № 18.45, 18.49, 18.50, 18.55, 18.58.

рів1— № 21.1, 21.2, 21.3, 21.7, 21.8.

рів2— № 21.12, 21.13, 21.14, 21.16, 21.17.

рів3— № 21.19, 21.21, 21.23, 21.24, 21.25.

1. Выберите правильное утверждение. На какое из двух одинаковых тел действует большая выталкивающая сила?

А На первое тело;

В на оба тела одинаковы.

2. Выберите правильное утверждение. В какой жидкости будет плавать парафиновая свеча?

1. а) Приведите примеры, подтверждающие существование выталкивающей силы, действующей на тела, погруженные в жидкость или газ.

б) Какова подъемная сила воздушного шарика массой 6 г, если со стороны воздуха на него действует выталкивающая сила 0,1 Н?

2. а) почему гвоздь в воде тонет, а тяжелая металлическая яхта нет?

б) плот, плывущий по реке, имеет площадь 6 м2. После того как на него поместили груз, его осадка увеличилась на 15 см. Каков вес помещенного на плот груза?

1. а) В сосуде находятся три жидкости, которые не смешиваются между собой. Где окажутся брошенные в сосуд золотое кольцо, свинцовая пуля, льдинка и пробка?

б) Какую силу надо приложить к пробковому куба с ребром 0,5 м, чтобы удержать его под водой?

2. а) одинаковая ли архимедова сила действует на оба тела, опущенные в воду? Объясните свой ответ.

б) При взвешивании тела в воздухе динамометр показал 4,4 Н, а в воде — 1,6 Н. Определите объем тела.

1. А) почему подводным лодкам запрещается ложиться на дно, если оно песчаное или илистое?

б) Когда подвешенный к динамометру сплошной груз опускают в воду, динамометр показывает 34 Н, а когда груз опускают в керосин, динамометр показывает 38 Н. Какие масса и плотность груза?

2. а) Сплошные шары — алюминиевая и стальная — уравновешены на рычаге. Нарушится ли равновесие, если оба шара погрузить в воду? Рассмотрите случаи: а) когда шары имеют одинаковую массу; б) когда шары имеют одинаковый объем.

б) Некоторое тело, изготовленное в форме цилиндра, плавает в воде, как показано на рисунке. Определите плотность этого тела.

"Плавание — это способность тела удерживаться на поверхности жидкости или на определённом уровне внутри жидкости"

Тема урока: Условия плавания тел.

Цели урока:

  • Образовательные: научить анализировать, выделять (главное, существенное),
  • приблизить к самостоятельному решению проблемных ситуаций.
  • Развивающие: развивать интерес к конкретной деятельности на уроке,
  • формировать умение сравнивать, классифицировать, обобщать факты и понятия.
  • Воспитательные: создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания, радости преодоления трудностей.

Место урока в разделе: "Давление твердых тел, жидкостей и газов", после изучения темы "Давление жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила".

Тип урока: Урок повторения предметных знаний.

Основные термины и понятия: масса, объём, плотность вещества, вес тела, сила тяжести, архимедова сила.

Межпредметные связи: математика

Наглядность: демонстрация поведения разных тел, погруженных в воду; условия плавания тела в зависимости от плотности.

Оборудование:

а) для демонстрации

  • пластиковая банка c водой, три предмета на нити: алюминиевый цилиндр, пластиковый шарик, герметически закрытый пузырёк с водой (заранее приготовленный учителем), который может находиться в равновесии в любом месте жидкости;
  • ванночка c водой, пластина алюминиевой фольги, пассатижи.

б) для фронтальной работы

  • Весы с разновесами, измерительный цилиндр (мензурка), капсула-поплавок с крышкой (по 3), сухой песок, нитки, фильтровальная бумага, изолента, инструкции по выполнению заданий фронтального эксперимента, тетради для лабораторных работ.

Формы работы на уроке: фронтальная в парах, индивидуальная.

План урока

  1. Организационный момент;
  2. Первичная проверка понимания изученного ранее материала;
  3. Практическая работа по проверке полученных выводов;
  4. Рефлексия;
  5. Домашнее задание.

Ход занятия

I. Организационный момент

Сегодня на уроке мы продолжим изучение поведения тел, погруженных в воду. Посмотрим несколько опытов, часть опытов вы будете проводить самостоятельно c выполнением некоторых расчетов.

II. Первичная проверка понимания изученного ранее материала

Опыт 1

Опускаем в воду последовательно алюминиевый цилиндр, шарик и пузырёк с водой. Наблюдаем поведение тел.

Рисунок 1

Результат: цилиндр тонет, шарик всплывает, пузырек плавает, погрузившись в воду полностью.

Проблемная ситуация: Почему? – (Соотношение сил, действующих на тело).

– На все тела в воде действуют две силы: сила тяжести, направленная вниз и выталкивающая сила (сила Архимеда), направленная вверх.

– Из правила сложения сил, действующих на тело вдоль одной прямой, следует: тонет, если Fт ˃ FА; всплывает, если Fт ˂ FА; плавает, если Fт = FА.

III. Практическая работа по проверке полученных выводов

Проделаем эксперимент и проверим соотношение между силой тяжести и выталкивающей силой. (За основу берется лабораторная работа "Выяснение условий плавания тел в жидкости" – стр. 211 учебника).

Рисунок 2

Задание 1.

  1. Наполните капсулу на 1/4 часть песком, определите на весах его массу в граммах. Переведите значение массы в кг и запишите в таблицу.
  2. Опустите капсулу в воду и определите объём вытесненной воды в см3. Для этого отметьте уровни воды в мензурке до и после погружения капсулы в воду. Запишите значение объёма в м3 в таблицу.
  3. Рассчитайте силу тяжести и архимедову силу по формулам:

Р = Fтяж = mg и FА= ρжgVт

Сравните архимедову силу с силой тяжести. Результаты вычислений занесите в таблицу и отметьте: капсула тонет или всплывает.

Задание 2.

  1. Наполните капсулу полностью песком, определите на весах его массу в граммах. Переведите значение массы в кг и запишите в таблицу.
  2. Опустите капсулу в воду и определите объём вытесненной воды в см 3 . Для этого отметьте уровни воды в мензурке до и после погружения капсулы в воду. Запишите значение объёма в м 3 в таблицу.
  3. Рассчитайте силу тяжести и архимедову силу по формулам:

Р = Fтяж = mg и FА= ρжgV

Сравните архимедову силу с силой тяжести. Результаты вычислений занесите в таблицу и отметьте: капсула тонет или всплывает.

Объем вытес-ненной воды,
V
,м 3

Поведение капсулы в воде

Задание 3.

  1. Определите при каком соотношении силы тяжести и архимедовой силы капсула будет плавать в любом месте жидкости, полностью погрузившись в неё? Какое значение при этом будет иметь объём вытесненной капсулой воды?
  2. Определите массу для плавающего тела (без вычисления).
  3. Заполните капсулу песком до необходимой массы, затем опустите в воду и убедитесь на опыте в правильности ваших рассуждений.
  4. Сделайте вывод об условии плавания тела в жидкости.

Опыт 2

Проверим условия плавания в зависимости от плотности вещества, из которого сделаны тела, и плотности жидкости. Для этого у нас есть ванночка c водой, пластина алюминиевой фольги, пассатижи.

  1. Сгибая уголки, сделаем из пластины коробочку. Опустим на поверхность воды. Наблюдаем плавание коробочки на поверхности воды.
  2. Вытащим коробочку из воды, вернём пластине плоский вид. сложим пластину вдвое, вчетверо и т.д. Пассатижами сожмём фольгу и опустим в воду.

Рисунок 3

Результат: пластина в виде коробочки плавает, в сжатом виде – тонет.

Проблемная ситуация: Почему? – (Соотношение плотностей тела и воды).

  • плотность коробочки из алюминиевой фольги меньше плотности воды, а плотность сжатого комочка фольги больше плотности воды.
  • Условия плавания тел: тонет, если ρ т ˃ ρ воды ; всплывает, если ρ т ˂ ρ воды; плавает, если ρ т = ρ воды. ( ρ алюм = 2700 кг/м 3 ; ρ воды = 1000 кг/м 3 ).

IV. Рефлексия

Опыт 3. Посмотрите и объясните действие прибора, изготовленного учеником по заданию к §52 (с.55 учебника). "Картезианский водолаз". Вместо прозрачного пузырька ученик использовал обычную пипетку.

Рисунок 4

Прибор позволяет продемонстрировать законы плавания тел.

V. Домашнее задание

Самоанализ урока

Тема урока физики в 7 классе "Условия плавания тел". В классе 20 учеников. Из них основная часть имеет хорошую математическую подготовку. Ребята любознательные, активные. Хорошо работают в коллективе. Участвуют в подготовке оборудования к уроку.

Цель урока: заинтересовать учащихся, приблизить к самостоятельному решению проблемных ситуаций. В ходе урока ребята учатся самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения проблемы.

Тип урока – урок повторения предметных знаний – позволяет проверить полученные на предыдущем уроке знания и подготовиться к решению задач по теме на следующем уроке.

Выбранные этапы урока логически между собой связаны, происходит плавный переход от одного к другому. В течение урока учитель только направляет, корректирует действия учащихся, которые практически весь урок работают самостоятельно. Для экономии времени при выполнении практической части, учащиеся на дополнительных занятиях приготовили по две капсулы с песком, заполненные полностью и частично (задания 1 и 2), третья оставалась пустой. На уроке ребята научились делать выводы из эксперимента, активно обсуждали решение проблемных ситуаций. На завершающем этапе было ещё раз акцентировано внимание ребят на теме урока. Учителем прокомментировано домашнее задание и выставлены оценки за устные ответы, после урока проверены тетради по лабораторным работам.

Считаю, что цели урока достигнуты: ребята научились анализировать, выделять (главное, существенное), сравнивать, классифицировать, обобщать факты и понятия, находили решение проблемных ситуаций. На уроке была создана атмосфера коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания, радости преодоления трудностей.

Читайте также: