Конспект занятия по математике в старшей группе путешествуя играем

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Морозова Снежанна Анатольевна

Населенный пункт: Ростовская область, г. Белая Калитва

Цель : продолжать формировать элементарные математические представления в совместной игровой деятельности посредством инновационной формы работы.

Задачи :

Образовательные :

Закрепить навыки порядкового счёта в пределах 10 и обратно.

Закрепить цвета, умение соотносить количество предметов с цифрой, знание геометрических фигур, последовательности дней недели, времен года, закрепить знания пространственных отношений : слева, справа; умение ориентироваться в пространстве .

Закреплять умение решать простые арифметические задачи, используя логическое мышление.

Развивающие :

Развивать пространственное воображение , познавательный интерес;

развивать восприятие, внимание, умение анализировать и сравнивать предметы по свойствам, обобщать; формировать навыки самостоятельной работы;

- развивать навыки взаимодействия детей друг с другом;

- развивать умение детей понимать поставленную задачу и выполнять её самостоятельно

Воспитательные :

Воспитывать интерес к математическим занятиям ;

воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.

Оборудование и материалы: цифры от 1 до 10, геометрические фигуры, карта, письмо, таблички со знаками ,=, таблички с изображением морских обитателей, кочки из картона, электронная доска.

Ход НОД:

Ребята сегодня к нам пришли гости. Давайте все на них посмотрим, улыбнёмся и больше отвлекаться не будем. А теперь посмотрите друг на друга и тоже улыбнитесь.

К солнышку потянулись

К сердцу прижали

И друг другу отдали.

Ребята, сегодня мы с вами поиграем в необычную игру. КВЕСТ - ИГРУ ! это игра, в которой путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда трудностей.

Ребята, а вы слышали, что есть на свете такая Страна , называется она МАТЕМАТИКА…

Хотите там побывать?

Как вы думаете, кто там живёт?

Ребята, а как вы думаете, как же можно нам туда попасть?

Ребята – я вам так предлагаю (звучит музыка)

На носочки поднимитесь,

И два раза повернитесь,

В королевстве МАТЕМАТИКЕ очутитесь .

(слайд- королевство Математики ) - звучит волшебная музыка.

Ребята, посмотрите мы попали в Королевство Математике .

Королева Математики очень любит считать .

Давайте, ребята, возьмём с собой и цифры, которые лежат на столе.

Ой, а что это произошло с цифрами, они исчезли. (стол с цифрами и письмом)

Здесь какое-то письмо : -

Давайте посмотрим, что там - открывают, достают из конверта карту

Ребята - зачем нам карта? (ответы детей)

Давайте посмотрим – что же там?

Воспитатель зачитывает письмо от злой колдуньи:

Что бы получить свои цифры назад вам придется потрудиться.

Я приготовила препятствия на вашем пути.

Надеюсь, что вы не справитесь и все подарки достанутся мне.

Давайте внимательно посмотрим на карту

Сначала мы должны пройти Логический лес, потом перебраться через реку по мосту, пройти Долину фигур, затем через болото Знаний и найти сундук, в котором лежат наши подарки, которые приготовила нам Королева Математики .

И первый пункт на карте логический лес.

Мы попали в загадочный логический лес (картинка с лесом) .

Будьте внимательны здесь Колдунья расставила ловушки.

Давайте посмотрим вокруг - какая здесь красота. Посмотрите вправо, посмотрите влево… (Повороты головы влево и вправо)

А какой здесь свежий воздух. Давайте ребята, подышим- сделаем несколько глубоких вдохов и выдохов.

-Ребята скажите, какое время года сейчас?

- Назовите весенние месяцы?

-Как можно охарактеризовать весну? Какая она? (Зелёная, красивая, свежая, яркая, дождливая и т. д.)

-Что идет после весны? А после лета?

Хорошо ребята, а сейчас, давайте внимательно послушаем сложные задания на логику, которые нам оставила колдунья и решим их.

(Презентация на электронной доске)

1. Три пушистых кошечки

Улеглись в лукошечке.

Тут одна к ним прибежала.

Сколько вместе кошек стало? (Кошек стало 4)

2. В тарелке лежали 4 моркови и 3 яблока. Сколько фруктов лежало в тарелке? (3 фрукта лежало в тарелке)

3. Четыре овечки на травке лежали,

Потом две овечки домой убежали.

А ну-ка, скажите скорей:

Сколько овечек теперь? (2) .

-Ну, молодцы! За то, что мы справились, колдунья отдала нам 2 цифры. Что это за цифры? (1 и 7) .

Отправляемся дальше. И на пути у нас река.

Воспитатель: «Перед вами широкая река. Как же перебраться на другой берег? Колдунья разрушила мост и некоторые дощечки плавают в воде. По такому мосту переходить опасно. Что же делать? Посмотрите, ребята, на дощечках, которые уцелели, изображены обитатели рек. Кто нарисован на первой дощечке?

-Ответ детей: Раки

- Воспитатель: «Как вы думаете, какую дощечку надо положить между раками и окунями, чтобы начать ремонтировать мост?

- Ответ детей: «Дощечку со знаком

-Воспитатель: «Правильно. Молодцы. Теперь мы можем немного продвинуться дальше по мосту. После дощечки с окунями мост снова сломан, а дальше лежит дощечка на которой кто изображён?

-Ответ детей: «Дощечку со знаком

- Ответ детей: «Дощечку со знаком >, так как щук больше, чем сомов.

-Воспитатель: «Нам осталось положить последнюю дощечку, там, где мост разрушен. Посмотрит е, кто изображён на последней дощечке?

Следующий пункт на карте Долина фигур.

Назовите фигуры, у которых есть углы? (квадрат, прямоугольник, треугольник)

Назовите фигуры, у которых нет углов? (круг, овал)

Сколько фигур с углами? (три фигуры с углами)

Сколько фигур без углов? (две фигуры без углов)

Скажите, ребята, какая фигура находится ниже круга? Над кругом, справа, слева?

Ребята, а сейчас я вам загадаю загадку:

Братьев этих ровно семь.

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братья друг за другом.

Появляется передний. (Дни недели)

Ребята назовите дни недели? (показ недели)

Сегодня какой день недели?

А какой был вчера?

А какой будет завтра день?

В понедельник я купался (движения плавания,

А во вторник рисовал (показ движения) .

В среду долго умывался (показ движения,

А в четверг в футбол играл (бег на месте) .

В пятницу я бегал, прыгал (показ движения) .

Очень долго танцевал (кружатся на месте) .

А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)

Целый день я отдыхал (сесть на место) .

Молодцы ребята с этим заданием тоже справились!

И колдунья отдала нам ещё 3 цифры. Назовите их- (2,6,4) .

Продолжаем путешествие. Следующий пункт на карте болото знаний.

Здесь колдунья заколдовала кочки. Не на каждую кочку можно наступать. Что бы узнать на какие кочки можно наступать, нужно угадать цифру, которую я прохлопаю.

Итак, приступим. Закрываем глазки и слушаем внимательно сколько я раз похлопаю такую цифру и называем (2 хлопка, 4 хлопка, 6 хлопков, 1 хлопок, 3 хлопка, 5 хлопков Мы справились с заданиями и за это нам колдунья отдала еще2 цифры.

Назовите их (3 и 9).

Давайте проверим все ли цифры нам вернула колдунья?

Давайте расставим цифры по порядку. Замечательно, молодцы!

Мы выполнили все задания и добрались до сундука с подарками.

Ой, ребята, посмотрите и здесь Ошибка напакостила---она сундук закрыла на замок? На замке есть код. Код- это счёт от 1 до 10 в прямом и обратном порядке. Ребята, давайте посчитаем в прямом и обратном порядке и замок откроется.

Смотрите, ребята, замок открылся, а вот и наши подарки. Вы такие молодцы, отлично справились со всеми заданиями! А сейчас пришла пора возвращаться в детский сад. (звучит музыка)

На носочки поднимитесь,

И два раза повернитесь,

В детском саду очутитесь.

Ребята понравилось ли вам наше путешествие в страну Математики?

Где мы были? Что делали?

Что больше всего понравилось?

Что было сложного в нашем путешествии?

Молодцы, ребята, спасибо за работу, вы отлично справились со всеми заданиями!

1. Упражнять в количественном и порядковом счете, пространственной ориентировке и ориентировке на листе бумаги.

2. Закрепить знания детей в решение задач в пределах 10.

3. Развивать логическое мышление, умение мыслить, рассуждать.

4. Воспитывать целеустремленность, устойчивость, интерес к математическим знаниям.

5. Формировать представление о частях суток.

способствовать умений считать до 10 и обратно;

знание геометрических фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, названий дней недели, времени года.

Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги.

развивать социальные навыки умения работать в группе, в паре;

находить решение и делать выводы.

Развивать внимание, логическое мышление, память и речь.

-умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;

- воспитывать интерес к математическим занятиям;

- воспитывать сдержанность, усидчивость, доброжелательность, чувства взаимовыручки, желание прийти на помощь.

- успокаивающие упражнения перед занятием;

- игровые приёмы (использование сюрпризного момента);

- наглядные приёмы (использование иллюстраций) :

-словесные приёмы (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей)

- анализ занятия, поощрение.

Раздаточный материал :

- листочки бумаги в крупную клеточку.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

1. Организационный момент.

Собрались все дети в круг

Я - твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

(Воспитатель читает детям письмо.)

“Дорогие ребята, здравствуйте!

Очень хотим побывать у вас в гостях и пригласить в путешествие по удивительно красивой стране математики, но нас заколдовали, и не можем к вам прийти. В стране математики случилась беда – его захватили злые волшебники. Жителям нашей страны нужна помощь. Мы надеемся, что вы не оставите нас в беде, и пройдете все испытания, которые встретятся вам на пути, и сможете расколдовать нашу стану и освободить её жителей.

Жители страны математики.

Воспитатель : Ребята, а чтобы попасть в страну математики,

Воспитатель : Ребята вы любите математику? (Ответ ты детей.)

Уверены в своих силах и знаниях? (Ответ ты детей.)

Воспитатель : Тогда отправляемся в математическую страну!

Воспитатель : Ребята, вы любите путешествовать?

- Тогда угадайте, на чем мы отправимся в путешествие.

1. Ориентировка во времени.

Дети, назовите части суток.

(Утро, день, вечер, ночь)

– Какой сегодня день недели?

– Какой был вчера день недели?

– Какой будет завтра день недели?

– Какой день недели будет послезавтра?

– Какие времена года знаете? Назовите.

– Сколько месяцев в году? Назовите.

Молодцы, все справились с заданием, и мы можем продолжать путешествие!

2. Ребята, злые волшебники заколдовали цифры, и они перепутали, кто с кем живет по соседству, поможем им!

Молодцы все справились с заданием! Мы не будем останавливаться и продолжим спасать жителей математической страны.

На ней нам предстоит решать следующие задачи.

Ребята выполняют задания считая устно:

1. Как-то вечером к медведю,

На пирог пришли соседи:

Еж, барсук, енот, “косой”,

Волк с плутовкою лисой.

А медведь никак не мог,

Разделить на всех пирог.

От труда медведь вспотел,

Он считать ведь не умел.

Помоги ему скорей,

Посчитай-ка всех друзей!

2. Вышла курочка гулять,

Повела своих цыплят.

7 бежали впереди,

3 осталось позади

Беспокоится их мать

И не может сосчитать.

3. Высоко задравши нос

Заяц шесть морковок нёс,

Спотыкнулся и упал –

Две морковки потерял.

Сколько морковок у зайца осталось? (4)

4. В сад девять пчёлок прилете

Одна из них на клумбу села,

Все остальные через сад

К себе на пасеку спешат.

Так сколько ж пчёл летит из сада?

Нам сосчитать тех пчёлок надо. (8)

5. Три зайчонка, пять ежат

Ходят вместе в детский сад.

Посчитать мы вас попросим,

Сколько малышей в саду(8)

6. Под кустами у реки

Жили майские жуки:

Дочка, сын, отец и мать.

Кто их может сосчитать? (4)

7. Пять ворон на крышу сели,

Две еще к ним прилетели,

Отвечайте быстро, смело:

Сколько всех их прилетело? (7)

Сколько у трех мышей ушей?

8. Росли 4 березы.

На каждой березе по 2 больших ветки.

На каждой ветке по 2 яблока.

Сколько яблок на березе?

9. Стоит клен. На клене две ветки,

на каждой ветке по две вишни.

Сколько всего вишен?

Проходим за столы.

Воспитатель : А сейчас давайте немного отдохнём.

Кулачки мы вместе сложим –

Нашим пальчикам поможем,

Разогнуться и подняться.

И друг с другом повстречаться

Снова кулачки прижмем

Снова в кулачки сжимаем.

Воспитатель : Чтобы мы с вами могли путешествовать дальше, нужно выполнить следующее задание.

4. “Где правая, где левая”.

Дети работают за столами. У каждого ребёнка листочек, цветные карандаши. Ориентировка на листе. (квадрат, прямоугольник, овал, круг, треугольник, трапеция)

Молодцы, все справились с заданием, и мы можем продолжать путешествие.

Мы сначала будем хлопать

А затем мы будем топать

А сейчас мы повернёмся

И все вместе улыбнёмся.

5. Воспитатель : Вот мы с вами и подошли к последнему испытанию.

Здесь нас ждут с вами загадки:

- Сколько спинок у трех свинок? (3)

- Сколько хвостов у двух котов? (2)

- Сколько животиков у пяти бегемотиков? (5)

- Сколько рогов у двух быков? (4)

- Сколько у коня копыт, когда конь в траве лежит? (4)

- Сколько задних лап у двух зайчат? (4)

- Сколько домишек у ста муравьишек? (1)

-Сколько ушей у трёх мышей(6)

-Сколько лап у двух медвежат(8)

-Сколько орехов в пустом стакане(0) (Ответы детей.)

Воспитатель: Мы с вами освободили жителей волшебной страны, расколдовали их страну.

Поздравляю вас. На этом наше путешествие закончилось.

6. Возвращение в детский сад.

-Ребята, нам нужно возвращаться в детский сад.

- Давайте поговорим о наших невероятных приключениях.

-Ребята, какое задание было самым интересным?

-Какое задание вам показалось самым сложным?

-А какое было самым легким?

-А как вы думаете, почему вы справились со всеми заданиями?

Потому что вы очень дружные, умеете считать, отгадывать загадки, знаете геометрические фигуры и никогда не бросаете друзей в беде.

- А за разговорами мы и не заметили, как мы с вами оказались в детском саду. Я вас всех благодарю за активное участие.

-Рефлексия. Дети если вам понравилось наше путешествие то прикрепите солнышко, если нет, то прикрепите тучку. (на мольберте солнышки и тучки)

Воспитатель: Дети, давайте поздороваемся с гостями.

Дети повторяют за воспитателем:

Здравствуйте, гости!
В детский сад мы все придем,
Весело мы здесь живем,
Улыбнемся, подмигнем,
Путешествовать начнем.

Воспитатель: У нас сегодня необычное занятие. Я хочу пригласить вас в путешествие в страну Математики.

Под музыку дети топающим шагом идут к столам.

2. Основная часть

Воспитатель: Посмотрите на стол, на нем лежат разноцветные конверты.

Как узнать сколько их? (Сосчитать. 3 конверта.)

Эти конверты непростые, их прислала Царица математики и если мы выполним все задания, которые находятся в этих конвертах, мы узнаем, кто же живет в этой волшебной стране Математики. Садитесь на свои места.

Воспитатель берет первый конверт. Какого он цвета? (Синего.) Достает задание – это загадка:

Папа Карло удивлён:
Стукнул по полену он –
И сучок стал носом длинным…
Так родился …
(Буратино)

Воспитатель на доску прикрепляет изображение Буратино.

Это первый житель волшебной страны. Он приготовил нам задание.

На столах у детей на подносе лежат геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник)

В конверте есть загадки от Буратино. Я буду вам их читать, а вы мне показывать ответ.

Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На медаль, на блинок,
На осиновый листок.
Людям я старинный друг.
Называют меня …
(Круг)

Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад.
А зовут его…
(Квадрат)

Три вершины,
Три угла,
Три сторонки –
Кто же я?
(Треугольник)

Если взял бы я окружность,
С двух сторон немного сжал,
Отвечайте дети дружно —
Получился бы …
(Овал)

У меня углы прямые
Как и у квадрата
Но длина у двух сторон
Разная ребята
Знает меня каждый школьник
Называют…
(Прямоугольник)

Воспитатель помещает на доску геометрические фигуры. Дети после каждой загадки показывают правильную геометрическую фигуру.

  • Как одним словом называются все эти фигуры?
  • У каких фигур нет углов? Сколько фигур без углов?
  • У каких фигур есть углы? Сколько фигур с углами?

Геометрический диктант

Давайте расположим все эти фигуры на доске. Вспомним, где у нас правая рука, а где левая.

В центр доскиположите круг, квадрат положите в правый верхний угол, прямоугольник - в левый верхний угол, овал - в правый нижний угол, треугольник - в левый нижний угол.

Дети рассказывают, где какая фигура лежит.

Вы справились с заданиями. Молодцы!

Воспитатель берёт второй конверт:

Какого цвета конверт? (желтого)

Внучка к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый волк за ней следил,
Обманул и проглотил.

Ответ: Красная шапочка.

Второй житель волшебной страны Математики - Красная Шапочка.

На доску прикрепляет изображение Красной Шапочки.

Скажите, пожалуйста, куда пошла Красная Шапочка и что понесла в подарок? (к бабушке; пирожки, горшочек масла).

Правильно, но Красная Шапочка так любит свою бабушку, что принесла ей еще одно угощение – конфеты.

Образование числа 6:

Красная Шапочка достала из корзинки 5 красных конфет и 5 зелёных конфет.

Воспитатель располагает на магнитной доске на двухполосной карточке 5 красных конфет на верхней полоске, а затем выкладывает столько же зелёных конфет на нижней полоске.

  • Сколько красных конфет? (5)
  • Сколько зелёных конфет? (5)
  • Что можно сказать о количестве красных и зелёных конфет? (Поровну)

Красная Шапочка достала ещё одну красную конфету.

Воспитатель выкладывает красную конфету в верхний ряд на доске.

  • К пяти красным конфетам я добавила ещё одну конфету.
  • Больше или меньше стало красных конфет? (Больше)
  • Сколькокрасных конфетдостала Красная Шапочка сначала? (5)
  • Сколько добавила потом? (1)
  • Сколько красных конфет всего было у Красной Шапочки?(6)
  • Как мы получили 6 конфет? (к 5 прибавили 1)
  • Сколько всего красных конфет взяла Красная Шапочка? Давайте посчитаем. (Одна, две, три, четыре и т.д.) Всего 6 конфет.
  • Сколько красных конфет? (6)
  • Сколько зелёных конфет? (5)
  • Какое число больше: 6 или 5?
  • На сколько больше? (на одну)
  • Какое число меньше : 5 или 6?
  • На сколько меньше? (на одну)
  • Как сделать так чтобы красных и зелёных конфет стало поровну?

Дети дают ответы и объясняют какое число получили и каким образом.

Воспитатель:теперь выполните такое же задание с материалом, который у вас на столе. У вас у всех есть двухполосные карточки, на верхней полоске выкладываем 5 красных конфет, на нижней полоске такое же количество зелёных конфет.

  • Сколько красных конфет? (5)
  • Сколько зеленых конфет? (5)
  • Что можно сказать о количестве красных и зелёных конфет? (Поровну)

Сейчас добавляем к пяти красным конфетам еще одну красную конфету.

  • Сколькокрасных конфет было сначала? (5)
  • Сколько добавила потом? (1)
  • Сколько красных конфет стало всего? (6)
  • Как мы получили 6 конфет? (к 5 прибавили 1)
  • Сколько красных конфет? (6)
  • Сколько зелёных конфет? (5)
  • Какое число больше: 6 или 5?
  • На сколько больше? (на одну)
  • Какое число меньше: 5 или 6?
  • На сколько меньше? (на одну)
  • Как сделать так чтобы красных и зелёных конфет стало поровну?

Дети дают ответы и объясняют какое число получили и каким образом.

И с этим заданием вы справились.

Воспитатель берёт третий конверт. Какого он цвета? (красного)

Взяв для подкрепления
Баночку варенья,
Отправляется в полет
Человечек-вертолёт.

Ответ: Карлсон.

Третий житель волшебной страны Математики – Карлсон.

Воспитатель прикрепляет изображение персонажа на доске.

Физкультминутка под музыку.

Карлсон – озорник и шалун предлагает нам немного отдохнуть.

Карлсон проснулся
Сонно потянулся
Руки в стороны развел
Он варенье не нашёл
Чтобы нам его достать
Нужно на носочки встать
Два хлопка над головой, раз, два
Два хлопка перед собой, раз, два
Руки мы за спину спрячем
И на двух ногах поскачем.
Вот какой Карлсон шалунишка.

Карлсон приготовил нам задания.




Педагог: Ребята, почтальону нужно разнести почту, но он никак не может найти нужный дом. Давайте расставим домики по порядку, чтобы почтальон Печкин смог быстрее доставить письма.
(пронумерованные домики расставлены вразброс, необходимо выставить их по порядку)



Педагог: Молодцы, ребята, вы быстро справились с заданием Печкина. Давайте посчитаем домики от 1до 10 и обратно от 10 до1.



(дети считают 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10 и обратно 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1)
Педагог: Ребята, нас встречает второй житель Мультипультии. Кто же это?
Знают взрослые и дети,
Что упал с другой планеты —
Фиолетовый зверек,
Детям маленьким дружок.
(Лунтик)



Дети: Лунтик
Педагог: (педагог показывает изображение Лунтика)
Лунтик хотел посмотреть украшения Милы, но задел коробки и украшения рассыпались.




Нам надо помочь Лунтику разложить украшения в коробки. Рисуем карандашом волшебные ниточки. Синие украшения в синюю коробку,
зеленые – в зеленую, и в красную коробку – красные украшения.
Педагог: Сколько украшений в зеленой коробке? красной? синей?
Дети: 5 синих украшений, 3зеленых,2 красных.
Педагог: Молодцы дети , вы помогли Лунтику, теперь Мила не расстроится все украшения на своих местах.
Педагог: Следующий житель Мультипультии приготовил нам тоже задание. Кто же это?
Мальчик с Азбукой под мышкой -
Деревянный шалунишка.
Победил он Карабаса,
Не подвёл друзей ни разу.
Кто не слушался Мальвину?
Глупый, добрый . (Буратино).
Дети: Буратино.



Педагог: Ребята, из какого мультика этот герой?
Педагог: Ребята, а сейчас мы с вами будем выполнять задание Буратино- графический диктант.
(Педагог напоминает детям, где правая сторона, где левая) Выполнив это задание, мы узнаем, что ищет Буратино, (получается изображение ключика)






Педагог: Ребята, Незнайка расстроен, он не знает, как правильно раскрасить картинку со своим изображением. Поможем ему?
Что нужно сделать, чтобы узнать, каким цветом раскрасить детали рисунка?
Дети: Нужно выполнить вычисления.
(выполнение вычислений и раскрашивание рисунка)



Педагог: Дети, какие вы молодцы, помогли Незнайке!У вас получились прекрасные рисунки!
Педагог: Ребята, вы были активными, дружными, внимательными! Жители Мультипультии благодарят вас за то, что вы посетили их страну, с легкостью выполнили все задания. В знак благодарности они дарят нам в подарок диск с мутьфильмами.
Педагог: Вот и закончилось наше путешествие по стране Мультипультии. Ребята, кого из жителей мы сегодня встретили? Что в нашем путешествии вам понравилось больше всего?
(ответы детей)

Читайте также: