Вежливые слова как учиться вежеству родной язык 2 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Цель: развивать умение употреблять в речи вежливые слова, воспитывать потребность в доброжелательном общении, чувстве солидарности, развивать речь, ввести в активный запас учащихся вежливые слова.

Содержимое публикации

Тип урока: открытие нового знания

Цель:развивать умение употреблять в речи вежливые слова, воспитывать потребность в доброжелательном общении, чувстве солидарности, развивать речь, ввести в активный запас учащихся вежливые слова.

Планируемые результаты:

Научаться различать вежливые слова и использовать их в речи;

Классифицируют вежливые слова по группам (вежливые слова, слова-приветствия, слова-прощания);

Научатся выражать чувства добрыми словами;

Развивают умение работать в паре, в группе;

Личностные: Принимают и осваивают социальную роль обучающегося; имеют мотивацию к учебной деятельности и осознают личностный смысл учения; проявляют этические чувства: доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, планирование учебного сотрудничества со сверстниками и учителем, оценка действий партнера, умение полно и точно выражать свои мысли.

Регулятивные: целеполагание, планирование, рефлексия. Научаться определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные: формулирование проблемы, умение структурировать знания, построение рассуждений, доказательство, классификация на группы.

Формы организации урока:

Этапы урока

ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА (оргмомент)

Солнце радостно проснулось,

Осторожно потянулось,

Лучикам пора вставать

И урок наш начинать.

АКТУАЛИЗАЦИЯ РАНЕЕ УСВОЕНЫХ ЗНАНИЙ И

УМЕНИЙ (повторение)

- Садитесь, ребята. Сегодня на урок к нам заглянуло солнышко, но вот беда – его закрыли тучки. Нужно солнышко освободить, развеять тучки. Для этого нужно выполнить задание: подобрать слова к вопросам. (беру первую тучку)

- Прочитаем вопрос . (Кто?) Подберите слова к вопросу.

(беру вторую тучку)

- Прочитаем второй вопрос . (Что?) Подберите слова к вопросу.

-Скажите правило об этих вопросах

(Слова, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто?)(беру третью тучку)

- Прочитайте, что написано. (молодцы)

-Молодцы, ребята, вы выполнили задание и освободили солнышко.

Мотивация учебной деятельности учащегося

Посмотрите, солнышко грустное, оно не сияет своими лучиками. Поднимем, ребята, солнышку настроение? Для этого вам нужно работать старательно, слушать внимательно и заработать лучики для нашего гостя –солнышка.

-У вас тоже есть у каждого солнышко и после каждого выполненного задания вы будете подрисовывать лучик.

III . ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ (изучение нового материала)

1.Создание проблемной ситуации.

- Внимание на экран, посмотрим отрывок из мультфильма.

-Ребята, почему белочка не захотела ответить мишке?

- Представьте себя на месте мишки, как бы вы обратились к белочке.

- А какие вежливые слова вы ещё знаете?

- Ребята, как выдумаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке?

(открываю тему на слайде)

- Мы будем учиться употреблять вежливые слова в речи, будем учиться быть добрыми и вежливыми.

- Ребята, открываем тетради.

- Какое сегодня число? Прочитайте.

- Посмотрите на элементы, догадайтесь: какую букву будем писать на минутке чистописания.

Жж жу же жр

Женя жизнь пожалуйста

-Дайте характеристику этому звуку.

- Рассмотрим второе задание, догадайтесь, какие слова записаны. Прочитаем слова.

- Вы должны их списать, списывая подумать какие слова нужно написать с заглавной буквы, а какие с маленькой.

- Сядем так, чтобы спина касалась спинки стула, выпрямим спину, голову немного наклоним, чтобы видеть тетрадь и положим на голову мешочки.

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я друзья от вас не скрою-
Карандаш вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

Самостоятельная работа

- Проверим второе задание. Какие слова Вы написали с заглавной буквы?

- Рассмотрите свою работу и поднимите руку те, кто считает, что выполнил работу аккуратно.

- На своих солнышках нарисуйте первый лучик.

3. Первичное усвоение новых знаний. Классификация слов .

-Расскажите, что изображено на рисунках. Какие вежливые слова должны сказать герои рисунков?

- Выберите слово или словосочетание, подумайте, какое значение оно выражает, поместите его в нужную группу.

(учащиеся подходят по одному и выполняют задание)

Молодцы, ребята, вы выполнили задание, думаю можно солнышку подарить второй лучик, вы можете нарисовать своему солнышку.

Составление слов .

-Вспомним ещё вежливые слова, соберите их из букв. (Уч. Работают на смарт доске выполняют упражнение)

- Молодцы, ребята, вы выполнили задание, думаю можно солнышку подарить третий лучик, вы можете нарисовать своему солнышку.

(прикрепляю лучик со словом )

Работа с пословицей

- Сейчас будем работать с пословицей. Возьмите карточки жёлтого цвета, достаньте слова. Оторвите их (показываю) Переставьте слова так, чтобы у вас получилась пословица. Прочитайте пословицу, подумайте как её объяснить.

(составляют пословицу: Вежливости открываются все двери.)

- Прочитаем пословицу и объясним её значение.

- Вот у писательницы Валентины Осеевой

(показываю книгу)

Есть рассказ о мальчике Павлике, который был так огорчён поступками близких, что хотел даже убежать из дома. Сестра не дала ему краску, хотя у неё было очень много их. Бабушка прогнала с кухни, когда Павлик взял морковку, а старший брат не взял кататься на лодке. Но Павлику повезло, когда он выбежал на улицу, ему встретился старичок, который сказал Павлику волшебное слов, (показываю картинку)

которое помогает попросить то, что ты хочешь. Научил Павлика это слово произносить. Произносить нужно тихо глядя в лицо, тому кого просишь. Когда Павлик

вернулся домой и использовал это слово, сестра отдала ему все краски, бабушка поделилась пирожком, а брат взял покататься на лодке. Какое слово сказал дедушка Павлику?

- Прочитаем ещё раз пословицу.

- Вспомним правила написания предложения и запишем пословицу в тетрадь.(записывают пословицу)

- Я думаю наступил момент, когда солнышку можно подарить ещё один лучик.

Работа со словарём

-Значение слова можно узнать в словаре.

Физкультминутка

4.Первичная проверка понимания.

- А сейчас мы будем озвучивать картинки.

- Рассмотрите картинку и придумайте предложение, которое можно употребить в данной ситуации.

(работаем по картинкам, учащиеся придумываю фразы)

-Молодцы, умеете правильно употреблять в речи вежливые слова.Подарим солнышку пятый лучик

Физкультминутка

I V . ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ (решение учебных задач)

- Внимание на экран, я читаю предложение, а вы хором добавляете вежливое слово слово.

- Растает даже ледяная глыба от слова теплого… (спасибо)


- Зазеленеет старый пень, когда услышит…..(добрый день)


- Когда нас старшие бранят за шалости
Мы говорим …(простите нас ,пожалуйста)


- И во Франции и в Дании все прощаясь говорят…(до свидания)

Работа с карточками

- Такую же работу вы выполните с карточками. Возьмите карточки розового цвета. На них написаны небольшие стишки с пропущенными волшебными словами, нужно их вставить, записать.

1группа Встретив зайку, ёж – сосед

А сосед его ушастый,

2 группа К Осьминожке Камбала

В понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье

3 группа Неуклюжий пёс Барбос

Мышке наступил на хвост.

Поругались бы они,

4 группа Трясогузка с бережка

И за угощенье рыба

5 группа Говорит Лиса Матрёна:

«Отдавай мне сыр, ворона!

Сыр большой, а ты мала!

Ты, Лиса, не жалуйся,

6 группа Друг вечерний мотылёк

Залетел на огонек.

Мы, конечно, рады встрече.

- Проверим работу (Ученик встаёт, читает стих, вежливое слово проговаривают хором)

-Молодцы, справились с заданием, значит научились употреблять вежливые слова.Подарим солнышку последний лучик.

(прикрепляю последний лучик и незаметно для детей меняю солнышко на улыбающееся)

V . РЕФЛЕКСИЯ. ИТОГ УРОКА.

- Посмотрите, солнышко улыбается. Что помогло нам развеселить солнышко?

- Почему вежливые слова так повлияли на настроение нашего гостя?

-Ребята возьмите своё солнышко, нарисуйте ему лицо, в котором отразите своё настроение в конце урока. Весёлое, нейтральное или грустное.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

закрепить умение распознавать слова, называющие предмет,

признак предмета, действие предмета.

Учебник: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык, 2 класс

Планируемые результаты:

Общеучебные УУД:

различать предмет (действие, признаки) и слово, называющее предмет (признаки предмета, действие предмета);

классифицировать и объединять слова по значению в тематические группы;

Метапредметные :
коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи;

регулятивные: оценивать результаты выполненного задания;

познавательные: работать со словарями учебника, находить в них нужную информацию о слове;

находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать её содержание.

Личностные :

проявлять познавательный интерес к новому знанию;

осознавать на основе текстов нравственные нормы, понимать важность таких качеств человека, как вежливость, воспитанность.

- Сегодня на минутке чистописания мы повторим написание элементов букв

Лл , Мм .

- Чем они похожи и чем отличаются?

Напишите на одной стороне соединения Лл , на другой Мм .

- Давайте запишем слова с этими буквами:

Люда, Миша, машина, линейка.

- Почему первые два слова написаны с заглавной буквы?

II. Словарная работа.

- Ребята, я вам загадаю загадки, отгадка словарное слово:

1. Я весь день ловлю жучков,

В теплый край не улетаю,

Здесь, под крышей обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

2. Окраской – сероватая,

Дети записывают словарные слова, объясняют орфограммы.

Запомни: воробей , ворона .

На доске – картинки с изображением воробья и вороны.

- Ребята, воробей и ворона – это кто? (Птицы)

Слова воробей, ворона, птицы отвечают на какой вопрос? (Кто?)

Что обозначают? (Живые предметы)

Какой частью речи являются? (Существительными).

- А теперь охарактеризуйте воробья. Какой он?

(Маленький, серенький, шустрый).

- А какая ворона? (Чёрная или сероватая, крикливая, вороватая).

Все слова, которые вы сейчас назвали, отвечают на какие вопросы?
(Какой, какая?)

Что обозначают? (Признак предмета).

И являются какой частью речи? (Прилагательными).

- Что делает воробей? (Чирикает, летает, клюёт, дерётся).

А ворона? (Каркает, летает, ворует).

На какой вопрос отвечают эти слова? (Что делает?)

Что обозначают? (Признак предмета).

Какой частью речи являются? (Глаголами).

- А теперь сами сформулируйте тему, чем мы будем заниматься на уроке? (Продолжать учиться классифицировать слова, определяя, какой частью речи они являются (слова-предметы, слова-признаки, слова-действия).

- А также сегодня мы поговорим о группе слов, которые играют очень важную роль в нашей жизни.

III. Актуализация знаний.

1. На доске слова:

ветерок, греет, молодая, солнышко,

зеленеет, лёгкий, травка, дует, яркое.

- Найдите слова, обозначающие предметы, признаки предметов, действия предметов и разделите их в три столбика:

Существительные

Прилагательные

Глаголы

- Определите прилагательные и глаголы, подходящие по смыслу существительным. Какие предложения можно составить?

Давайте прочитаем эти три предложения:

Дует лёгкий ветерок.

Зеленеет молодая травка.

Греет яркое солнышко.

- Являются эти предложения текстом? Какой темой они объединены?(природа)

Как бы вы озаглавили его?(на природе)

2. Задание на экране:(соединить глагол и существительное) Дети соотносят глаголы с существительными.

Утка… Кошка… Лягушка… Собака… Свинья… Корова…

(лает, квакает, каркает, крякает, хрюкает, мяукает, мычит)

3. Составь три предложения, выбирая по вопросам походящие слова:

Воробушек, душистая, маленький, цветёт,

зачирикал, солнце, сирень, светит, яркое.

- Найдите сначала существительное, отвечающее на вопрос ЧТО? (Солнце). Теперь найдите слово, обозначающее признак (солнце какое? – яркое). Теперь найдите слово, обозначающее действие (солнце что делает? – светит).

Получилось три предложения:

Яркое солнце светит.

Цветёт душистая сирень.

Маленький воробушек зачирикал.

IV. Физкультминутка.

Ничего на свете нет!

Только хлопай, только топай,

Лишь бы выдержал паркет!

В пляс пустился целый класс!

Нет ребят счастливей нас!

Утром, днём и вечером!

Когда делать нечего!

V. Самоопределение к деятельности.

На доске запись(я пишу) - си -бо спа-

- Какое слово можно составить их этих слогов? (Спасибо).

- Что означает это слово? Когда мы так говорим?

«Это слово ходит следом

За подарком, за обедом,

Это слово говорят,

- Как называются такие слова? (Вежливые).

Какие ещё вежливые слова вы знаете?

- Как вы думаете, о каких словах мы будем говорить сегодня на уроке?

Как вы думаете, зачем они нужны, может быть, можно обойтись и без них?

VI. Работа по теме урока.

На инт. доске слайд.

1. - На экране все вежливые слова, которые вы называли.

Слова-приветствия (здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет).

Слова-прощания (до свидания, всего хорошего, до завтра, до встречи).

Слова, с помощью которых вы просите прощения (простите, извините).

Слова благодарности (спасибо, благодарю).

Слова, употребляемые во время просьбы (пожалуйста, будьте добры).

Главное, не забывайте употреблять их в своей речи!

2. Работа самостоятельная с доски.

1) - Прочитайте. Найдите вежливые слова. Когда мы произносим эти слова?

- Здравствуйте! Доброе утро!

Так на земле начинается день.

Спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте добры. (хотят поблагодарить)

3. Самостоятельная работа.

Рефлексия. Работа в парах. Проверка.

- У каждого из вас на парте карточка. Среди вежливых слов заблудились слова, не относящиеся к ним. Найдите и подчеркните их.

- Обменяйтесь карточками, проверьте работу соседа. Кто нашёл ошибку?

- Кому было трудно выполнить задание?

VII. Занимательная минутка.

- Ребята, вы, наверное, заметили у меня на столе эту красивую шкатулку.

Давайте заглянем внутрь.(5 человек)

Дети выходят, достают из шкатулки бумажные полоски, свёрнутые в трубочки, на которых написаны цифры, разворачивают, показывают всем, а я читаю стихи:

1. Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

Доброе утро – солнцу и птицам.

Доброе утро – улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

Добро утро длится до вечера!

Как две ниточки связали –

Теплоты и доброты.

И наверно, не пойдёт в аптеку

И здоровым будет много лет.

Повторяем его поминутно.

Нам становится неуютно.

5. За что мы говорим спасибо?

За всё, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы –

Кому сказали? Сколько раз?

Растает даже ледяная глыба

- Ребята, я желаю, чтобы наша Шкатулка добрых слов постоянно пополнялась! Пусть эти слова звучат в нашей речи постоянно и помогают вам быть вежливыми и воспитанными.

VIII. Итог. (о чем говорили на уроке, что нового узнали?)

Оценка работы детей на уроке. (назвать имена)

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 073 материала в базе

Материал подходит для УМК

Слово и его значение

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 11.10.2021 186
  • DOCX 22 кбайт
  • 4 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Кузнецова Надежда Валерьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Время чтения: 2 минуты

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель: Привалова О.В.

МОУ-СОШ с.Красновичи

Предметные: сформировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; овладеть первоначальными представлениями о нормах русского языка и правилах речевого этикета.

Метапредметные (под руководством учителя): овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; учиться слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные: формировать уважительное отношение к иному мнению; развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах; формировать эстетические потребности, ценности и чувства; развивать этические чувства, доброжелательность и эмоциональную отзывчивость; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.

Коммуникативные: объяснять свой выбор; выслушивать учителя, одноклассников; выражать свои мысли; формулировать ответы на вопросы.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку

Запись числа и т.д. в тетрадях

2. Самоопределение к деятельности

Послушайте внимательно стихотворение и попробуйте догадаться, о чем мы сегодня будем говорить на уроке.

- Добрый день! – тебе сказали.
- Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали –
Теплоты и доброты.

- Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
- Здравствуй! – улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.

За что мы говорим “спасибо”?
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы –
Кому сказали, сколько раз?

Отменить,
что ли, слово “пожалуйста” -
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что, без “пожалуйста”
Нам становится неуютно.

Слова чудеснейшие эти

Услышать каждый очень рад.

Добреют взрослые и дети

И улыбнуться вам спешат.

- Определите тему сегодняшнего урока. - Как вы думаете, о каких словах мы будем говорить сегодня на уроке?

- Во время урока мы с вами будем составлять цветок, на лепестках которого прочитаем слова.


- Кто может напомнить, чему мы учились на прошлом уроке?

Дети дают ответы на вопросы учителя

3. Актуализация знаний

- Опишите, какие это животные. Постарайтесь описать животное с разных сторон: окрас, размер, повадки и т. д.


(какой?) …, …, ….


(какая?) …, …, … .


(какой?) …, …, … .


(какой?) …, …, … .

- На какой вопрос отвечают слова заяц, лисица, волк, медведь?


Цель: развивать умение употреблять в речи вежливые слова, воспитывать потребность в доброжелательном общении, чувстве солидарности, развивать речь, ввести в активный запас учащихся вежливые слова.

Планируемые результаты:

  • Научаться различать вежливые слова и использовать их в речи;
  • Классифицируют вежливые слова по группам (вежливые слова, слова-приветствия, слова-прощания);
  • Научатся выражать чувства добрыми словами;
  • Развивают умение работать в паре, составлять диалог-просьбу с употреблением в нём вежливых слов, осуществлять сотрудничество друг с другом при составлении диалога-просьбы;

УУД:

Личностные: Принимают и осваивают социальную роль обучающегося; имеют мотивацию к учебной деятельности и осознают личностный смысл учения; проявляют этические чувства: доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, планирование учебного сотрудничества со сверстниками и учителем, оценка действий партнера, умение полно и точно выражать свои мысли.

Регулятивные: целеполагание, планирование, рефлексия. Научаться определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные: формулирование проблемы, умение структурировать знания, построение рассуждений, доказательство, классификация на группы.

Читайте также: