Л н толстой после бала конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

2.1. Столики со скатертью, на столиках томики книг с рассказом “После бала”, свечи, символизирующие рождение писателя.

2.2. На доске цветным мелом записаны тема урока, краткая летопись жизни и творчества Л.Н. Толстого.

– “Через Ясную Поляну пролег нравственный меридиан мира”;

– “Без своей Ясной Поляны я трудно могу представить себе Россию и мое отношение к ней” – (Л.Н.Толстой);

– “Толстой действительно огромный художник” (В. Короленко);

– “Нет человека более достойного имени гения, более сложного, противоречивого и во всем прекрасного” (М. Горький);

2.4. Портреты Л.Н. Толстого:

– художников И.Н. Крамского (1873г.), Н.Н. Ге (1884г.), И.Е. Репина (1887г.), М.В. Нестерова (1907г.);

– комплект открыток и фотографий “Ясная Поляна” (1979г.).

2.5. Слева от доски расположен “Уголок Льва Николаевича”, где вниманию представлены библиографически редкостные издания книг Л.Н. Толстого (1930, 1940, 1965 и т.д. годов), здесь же стоит “одинокая свеча”, которую в последние минуты урока ученик зажжет, как символ вечной и неугасающей памяти великому Таланту великого Писателя.

3. По ходу урока используется музыкальное сопровождение:

3.1. Пластинка с воспоминаниями секретаря Л.Н. Толстого – Гусева Н.Н.;

3.2. Вальс из кинофильма “Война и мир”.

Рассказ учителя, эвристическая беседа по вопросам (в ходе беседы происходит”открытие”нового знания), комментированное чтение.

Структура урока:

1. Организационный этап:

1.2. Проверка готовности учащихся к уроку.

1.3. Организация внимания.

2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

Слово учителя: Этот уголок русской земли известен всему миру. “Ясная поляна”… Тут можно бесконечно много бродить, не уставая.

Зимой, как и много лет назад, старая усадьба укутана белыми снегами. Летом – погружена в спокойный шум деревьев, шелестящая листва которых высвечена солнцем и омыта дождями.

Где бы мы здесь ни были – у башен въезда или у “Дома Волконского”, у кучерской или на Красной аллее, на Калиновом лугу или среди дубов в Чепыже – и повсюду вновь и вновь мы будет открывать для себя родную землю. Все здесь дышит памятью о Л.Н. Толстом – о его великой жизни, о его бессмертных творениях.

3. Этап усвоения новых знаний.

3.1. Экскурсия по Ясной Поляне (слово учителя).

В Ясной Поляне Лев Николаевич Толстой прожил более полувека. Здесь он родился. Здесь он похоронен. В Ясной Поляне Л.Н. Толстой создал все, что прославило его как великого художника и гуманиста. Именно Ясная Поляна оказалась тем “опытом лаборатории”, без которого писатель “трудно мог представить себе Россию и свое отношение к ней”.

Мария Николаевна Волконская, единственная дочь князя Н.С. Волконского, вышла замуж за Николая Ильича Толстого в 1822г. Лев Толстой не помнил своей рано умершей матери, но те, кто знал ее, рассказывали писателю, что у нее, как у описанной потом в “Войне и мире” княжны Марьи Болконской, были прекрасные “лучистые глаза”, из которых исходили “целые снопы света”.

После смерти родителей в 1847 г. между четырьмя братьями Толстыми был произведен раздел владений. По существовавшей тогда традиции Льву Толстому, как младшему из братьев, досталось родовое имение – Ясная Поляна.

Писатель твердо считал, что ему необходимы “три упряжки” – “умственная, нравственная, физическая”. Каждый день на гумне, в саду, на пасеке, в лесу, в теплице – это не только работа или наслаждение пейзажами. Это – большие и малые герои и сюжеты “Войны и мира”, “Анны Карениной”, простые и ясные мысли “Азбуки”.

Один из учеников школы для крестьянских детей в Ясной Поляне (1859-1862гг.) Василий Морозов рассказывал: “В школе у нас было весело, занимались с охотой. Но еще с большей охотой, нежели мы, занимался с нами Лев Николаевич”.

В мемориальном доме-музее хранится огромное количество вещей, непосредственно связанных с жизнью и деятельностью Л.Н. Толстого. В облике комнат сохраняется атмосфера дома, окружавшая писателя в последний год его жизни.

Здесь писатель создал около 200 произведений – все свои основные романы, множество повестей и рассказов, драмы, яркую публицистику, философские и эстетические трактаты. В этом доме – первоначально правом флигеле ансамбля – писатель поселился во второй половине 1850-х годов. В 1862г. Толстой женился на Софье Андреевне Берс, дочери московского врача А.Е. Берса. Семья с годами увеличивалась и дом разрастался. В 1871г. с левой стороны бывшего флигеля была выстроена двухэтажная кирпичная пристройка с обширной залой наверху, а в 1894г. схожая по декору деревянная оштукатуренная пристройка появилась с другой стороны дома.

Каждая вещь в доме Толстого в Ясной Поляне напоминает нам не только о быте писателя, семейной жизни Толстого – отца 13 детей, но и долгой жизни большого художника, о творческих взлетах мастера, его мучительных духовных исканиях.

Многочисленные предметы в кабинете, спальне, гостиной, библиотеке – во всех комнатах дома – убеждают нас в том, что здесь жил величайший гуманист, всей своей жизнью утверждавший, что “жизнь есть благо, выше которого нет никого”.

Лев Толстой был велик не только как гениальный творец, но и как человек, как личность. Зеркало души, как известно, глаза. Так вглядимся же в эти глаза… (прослушивание воспоминаний секретаря Толстого – Н.Н. Гусева).

Выдающиеся деятели русского и зарубежного искусства стремились запечатлеть в своем творчестве образ Льва Толстого. И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, И.Е. Репин, М.В. Нестеров, А. Пластов – поистине существо великого человека смогут понять и показать только гениальные творцы.

Рядом с домом Л.Н. Толстого и несколькими хозяйственными постройками расположены тихие липовые аллеи регулярного парка “Клины”. “Клины” – самая старая часть яснополянского парка, разбитая еще в середине 18 века. Свое название она получила от того, что ее диагональные дорожки, пересекающиеся в центре, делят парковые боскеты на треугольники – “клинья”.

Старая липовая аллея, называемая Красной, проходит по направлению от дома-музея мимо Красного яблоневого сада к постройкам на гумне. Житня, рига, навес на гумне, расположенные поблизости друг от друга, составляли другой хозяйственный центр толстовской усадьбы. Постройки привольно расположились у широкой дороги, уходящей в лес.

Страстным поискам добра, служению добру великий писатель был верен всю свою долгую жизнь. Еще в зале старого яснополянского дома. Когда Толстому было 5 лет, он узнал первую и самую памятную игру, приучавшую к необходимости творить добро. Игру эту придумал старший и любимый брат Николенька. Однажды, вспоминал Толстой, он “объявил нам, что у него есть тайна, посредством которой, когда она откроется, все люди сделаются счастливыми, не будет ни болезней, никаких неприятностей, никто ни на кого не будет сердиться и все будут любить друг друга. эта тайна была, как он нам говорил, написана им на зеленой палочке, а палочка зарыта у дороги, на краю оврага Старого Заказа”.

Мысли о “зеленой палочке” Толстой оставался верен всегда.

… “ и как тогда я верил, что есть та зеленая палочка, на которой написано то, что должно уничтожить все зло в людях… так я верю и теперь, что есть эта истина и что будет она открыта людям и даст им то, что она обещает ”.

И не случайно в последние годы жизни писатель просил похоронить его в том месте, где была зарыта “зеленая палочка”. Воля великого художника была исполнена.

9 ноября 1910 г. тело Л.Н. Толстой было похоронено на краю оврага…

… Сюда ведет лесная дорога. У могилы Толстого, сколько бы ни было здесь людей, всегда царит покой. Над могилой одного из величайших людей Земли – лишь тихий шелест листвы деревьев Старого Заказа…

3.2. Информация учащихся по библиографии Л.Н. Толстого.

В тот момент, когда сообщают о рождении Толстого, зажигаем свечи.

  1. Биографические летопись жизни Л.Н. Толстого.
  2. Жизненные источники рассказа “После бала”.

3.3. Слово учителя:

1. “Ревизор” Гоголя и “После бала” Толстого представляют те произведения русской литературы XIX века, в которых особенно сильно критическое начало.

Подобно “Капитанской дочке”, “Песне про купца Калашникова…”, “Мцыри” рассказ “После бала” рисует картины давно минувшего.

Но в отличие от Пушкина, Лермонтова, обращавшихся к прошлому в поисках героических характеров, Л. Н. Толстой в рассказе “После бала” восстанавливает прошлое, чтобы показать, что его ужасы живут и в настоящем, лишь слегка изменив свои формы, что прошлое – с его социальным неравенством, несправедливостью, жестокостью, бесчеловечностью – держит в цепких объятиях Россию и что настоятельно необходимо обновление жизни.

В рассказе слышна перекличка двух эпох – (1) той, которую непосредственно изобличает Толстой (40-е годы XIX века, время Николая I), и (2) той, которая присутствует незримо, обуславливая постановку определенных философских, нравственных, социальных вопросов.

Естественно, разбирая рассказ, мы смотрим на героев и события современных молодых людей.

Это третье “слагаемое”, от которого зависит правильное постижение и правильная оценка людей, конфликтов, общественных отношений, нарисованных великим писателем.

2. Создавая художественное произведение, писатель стремится не только выразить нахлынувшие на него мысли и чувства, но выразить их так, чтобы, обретя изящную форму, они с наибольшей силой воздействовали на читателя.

Художественное произведение не хаотичное собрание эпизодов, описаний, монологов и диалогов.

Каждая часть, каждый эпизод произведения, их расположение, их связь друг с другом способствует раскрытию идей писателя, и помогают воспринять произведение как единое целое.

Обратимся к рассказу Л.Н. Толстого “После бала”.

Его сюжет не сложен: молодой человек охладел к любимой девушке после того, как увидел ее отца, полковника, распоряжающимся жестким наказанием солдата.

Но как построен рассказ?

Повествование ведется от лица Ивана Васильевича, пожилого человека, вспоминающего прошлое.

Из короткого вступления мы узнаем, что этот человек уважаем всеми, обладает богатым жизненным опытом. У читателя возникает особое доверие к герою.

А обещание Ивана Васильевича поведать об одном утре, от которого переменилась вся его жизнь. Заставляет читателя с интересом и вниманием следить за дальнейшим повествованием.

Мы улавливаем деление рассказа на две, правда неравные по объему, части.

Рассказ строится как последовательное и контрастное изображение двух эпизодов:

Прослушивание грамзаписи отрывка из рассказа “После бала” или выразительное чтение ученика.

Далее проведем наблюдения над языковыми средствами, с помощью которых писатель противопоставляет друг другу картины бала и наказания солдата по плану:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Л.Н. Толстой. Рассказ “После бала” 8 класс

Свыше двухсот произведений написано им. Каждое из них – отражение целой эпохи русской действительности. Много боли и горя видел Толстой, много прожил и прочувствовал. Уже были написаны лучшие произведения писателя,

Толстой написал свой небольшой рассказ в Ясной Поляне в 1903 году .В нем находят отражение его сокровенные мысли о человечности. Впервые рассказ был опубликован лишь после смерти писателя.
Значение рассказа огромно. Толстой ставит широкие гуманистические проблемы: почему одни живут беззаботной жизнью, а другие влачат нищенское существование? Что такое справедливость, честь, достоинство.

А эти проблемы волновали и волнуют не одно поколение русского общества. Вот почему Толстой вспомнил случай, происшедший в годы юности, и положил его в основу своего рассказа.

Вместе с писателем мы переносимся в 40-е годы 19 века, время царствования Николая I, которого передовая русская интеллигенция прозвала "Николаем Палкиным". Ещё прочным было тогда дворянско-крепостническое государство. В армии свирепствовала палочная дисциплина, и солдат за любую провинность секли плетьми или прогоняли "сквозь строй", когда под барабанную дробь наказуемого тащили между рядов солдат и каждый обязан был ударить палкой или ружейным шомполом по голому телу. Человека часто забивали насмерть.

Толстой яростно отстаивал всю свою жизнь мысль о милосердии и сострадании, особенно по отношению к простому русскому солдату.


---А знаете ли вы ,Что же послужило источником для создания рассказа?

Известно, что в основу рассказа легла реальная история, которая произошла со старшим братом писателя - Сергеем Николаевичем. Вот как об этом пишет искусствовед Н. Н. Гусев:

Дома вы прочитали рассказ. Какое впечатление он у вас оставил?

1) Как вы думаете, почему этот случай так повлиял на чувства брата Толстого?

(Возможно, он впервые столкнулся с настоящей жестокостью жизни.)

2) Почему, на ваш взгляд, писатель обратился к этому эпизоду из жизни брата только спустя пятьдесят с лишним лет?

(На закате жизни происходит осмысление всего того, что произошло. Прожив долгую жизнь, Толстой увидел, что казалось бы единичный случай, произошедший с братом в молодости, очень показателен: люди, совершая насилие, не задумываются о последствиях. И поэтому писатель, увидев много насилия в жизни (вспомним 9 января 1905 года), вновь обращается к этой теме в поздний период творчества.)

Вся его жизнь – это поиски смысла жизни, поэтому писатель в своих произведениях призывает каждого человека к нравственному обновлению, к борьбе со своими недостатками, к ответственности за все свои поступки. Над этим удивительным, небольшим по объему рассказу мы будем с вами работать.

---Теперь давайте определим жанровую особенность рассказа. Назовите повествователей в рассказе.Кто такой повествователь и чем он отличается от автора?

Повествователь – особый художественный образ, от имени которого ведется повествование в произведении. Иногда позиция повествователя сближается с позицией автора, а иногда существенно расходится с ней.

---Что мы можем сказать о повествователе в этом произведении? (Читаем начало)

Значит второй повествователь, который и рассказывает главную повесть, - Иван Васильевич. Он ведет повествование об определяющем эпизоде своей жизни от первого лица.

Делаем вывод.

каждый из которых ведет особый повествователь:

время первого рассказа ( 70-80 годы) заключает в себе время второго (40-е годы),


ОХАРАКТЕРИЗУЕМ ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ:
ВАРЕНЬКА- в белом платье с розовым поясом , в белых лайковых перчатках, в белых башмачках.У нее сияющее, зарумянившееся с ямочками лицо и ласковые , милые глаза,грациозная фигурка.
ОТЕЦ ВАРЕНЬКИ-очень красивый, статный, высокий и свежий старик.Лицо очень румяное, с белыми усами,белыми бакенбардами,ласковая радостная улыбка,блестящие глаза и губы. Сложен он был прекрасно, с широкой грудью, с сильными плечами и длинными, стройными ногами. Высокая, грузная фигура.
ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ-доволен, счастлив,блажен, добр.”я обнимал в то время весь мир своей любовью”. К отцу Вареньки “испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство”

ПРОВЕДЕМ НАБЛЮДЕНИЯ НАД ЯЗЫКОВЫМИ СРЕДСТВАМИ:
1.выписать эпитеты обрисовки праздника на балу у губернского предводителя(бал чудесный,зала прекрасная,буфет великолепный,музыканты знаменитые, мотив мазурки звучит беспрерывно)
2.эпитеты второй части (сцена наказания солдата)
что-то большое, черное,звуки флейты и барабана,неприятная визгливая мелодия,кузнец в засаленном полушубке,что-то страшное,что-то пестрое,мокрое,красное,неестественное,спотыкающийся,корчившийся человек.
Полковник все тот же-с румяным лицом и белыми усами и бакенбардами.

СОПОСТАВИМ ОПИСАНИЕ ПОЛКОВНИКА И НАКАЗЫВАЕМОГО СОЛДАТА:
1.ПОЛКОВНИК
высокий военный в шинели и фуражке
1.СОЛДАТ
оголенный по пояс человек,привязанный к ружьям двух солдат.Спина его-что-то пестрое,мокрое,красное,неестественное.
2.ПОЛКОВНИК
шел твердой,подрагивающей походкой
2.СОЛДАТ
дергаясь всем телом,шлепая ногами по талому снегу, подвигался ко мне, то опрокидываясь назад-и тогда унтер-офицеры,ведшие его за ружья, толкали его вперед, то падая наперед-и тогдаа унтер -офицеры.. тянули его назад.
3.ПОЛКОВНИК
румяное лицо и белые усы с бакенбардами
3.СОЛДАТ.
сморщенное от страдания лицо
4.ПОЛКОВНИК.
твердым шагом,двигалась высокая статная фигура
4.СОЛДАТ
спотыкающийся,корчившийся человек

-Чем объяснить , что в сцене бала герой рассказа воспринимает все окружающее с “восторженным умилением”?(он влюблен,он очарован праздничной атмлсферой бала,близостью любимой девушки,ощущением счастья,молодости и красоты)

-Прочитайте описание пейзажа со слов” с бала я уехал в пятом часу”.. до слов “но это была какая-то другая,жесткая, нехорошая музыка..” как помогает эта пейзажная зарисовка понять состояние героя?

---С каких слов начинается 2-ая часть? почему рассказ не поделен на главы?(со слов “когда я вышел в поле…” Рассказ не поделен на главы, чтобы добиться большего контраста, произвести большее впечатление на читателя.Переход происходит внезапно. В ДУШЕ ГЕРОЯ ЕЩЕ ЗВУЧИТ МАЗУРКА, НО ЕЕ ЗАГЛУШАЕТ “ДРУГАЯ ,жесткая музыка”
--ОПРЕДЕЛИМ РОЛЬ БЕЛОГО ЦВЕТА В ОБЕИХ ЧАСТЯХ РАССКАЗА(в 1 части -цвет радости,чистоты,любви. во 2 части определяет лишь усы полковника и оскаленные зубы истязаемого солдата, контрастно подчеркивает черный и красные цвета)
--КАКОВА РОЛЬ ДЕТАЛИ -ЗАМШЕВОЙ ПЕРЧАТКИ ПОЛКОВНИКА?-(эта деталь связывает части рассказа. в 1 части полковник надевает замшевую перчатку, когда идет танцевать с дочерью. при этом он говорит “надо все по закону”.

-С ПОМОЩЬЮ КАКОГО ПРИЕМА ТОЛСТОЙ ПЕРЕДАЕТ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ОТ БЕСКОНЕЧНО ПРОДОЛЖАЕМОГО УЖАСА НАКАЗАНИЯ?
используются синтаксич. средства--повтор и параллельное строение фразы., повторением одних и тех же слов”. все так же падали с двух сторон удары на спотыкающегосяя, корчившегося человека, и все так же били барабаны и свистела флейта…”
Этот прием есть и в 1ой части --он передает ощущение бесконечности счастья-”я вальсировал еще и еще, еще раз выбрал ее и мы в сотый раз прошлись вдоль залы..

-какие выводы можно сделать из этих событий?(эпизод бала и последующие события противопоставлены др.др..Светлые радостные краски бала,беззаботное веселье молодых людей, не подозревающих о существовании другого, страшного мира, резко оттеняют картину , нарисованную во 2 части рассказа.
Контрастное изображение героев, их психологич. состояния, обстановки, в которой они действуют, позволяет писателю показать суть их характеров и раскрыть социальные противоречия русской действительности.)
во 2 части этой же рукой в замшевой перчатке полковник бьет по лицу “испуганного малорослого слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина”. фраза НАДО ВСЕ ПО ЗАКОНУ приобретает зловещий смысл---по закону надо избивать изо всех сил провинившегося.

МНОГИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ ОСНОВУ КОНФЛИКТА ЭТОГО РАССКАЗА ВИДЯТ В ИЗОБРАЖЕНИИ ДВОЕДУШИЯ ПОЛКОВНИКА.По их мнению,полковник на балу изображен в маске, а после бала--в истинном свете, без маски. ТАК ЛИ ЭТО?Давайте выясним.
---Вспомним поведение полковника на балу. На какие душевные качества наталкивает его поведение?(в сцене бала П.не только кажется милым и добрым-он на самом дел мил и добр, конечно по отношению к людям определенных кругов.П. искренне люит дочь,заботиться о ней.Варенька платит отцу любовью и даже гордится им.

Искренен ли он с другими?(он искренен на балу, с дочерью и поводит ее к влюбленному в нее молодому человеку, и после бала, по давно тщательному продуманному порядку прогоняет сквозь строй провинившегося солдата)
--КАКИЕ КАЧЕСТВА ХАРАКТЕРА ПОЛКОВНИКА ПРОЯВЛЯЮТСЯ В СЦЕНЕ НА ПЛАЦу?(смотровая боевая площадка)
---ПОЧЕМУ ИВАН ИВАНОВИЧ НЕ ВМЕШИВАЛСЯ В ПРОИСХОДЯЩЕЕ(герой растерялся, не мог поверить в происходящее, предполагал что полковник что-то знает такое, чего он не знает”мне было до такой степени стыдно, что не зная куда смотреть, как будто я был уличен в постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой”

-ПОЧЕМУ ПОЛКОВНИК ПОСПЕШНО ОТВЕРНУЛСЯ ОТ ИВАНА ИВАНОВИЧА?(м/б ,где-то в глубине души у полковника есть чувство жалост к несчастному,униженному человеку. Он,вероятно,стыдясь, делает вид, что не узнал Ивана Васильевича, и отворачивается. Но это не снимает с него вины., но объясняет мотивы его поступков.-он как офицер верит в необходимость жесткой расправы с тем, кто ослушался. а возможно, что он не считает солдат за людей, поэтому их не жалеет…
--КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ ПОЧЕМУ ЛЮБОВЬ ГЕРОЯ К ВАРЕНЬКЕ СОШЛА НА НЕТ?
-ПОЧЕМУ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ НИГДЕ НЕ СЛУЖИЛ?
-ИЗМЕНИТЬСЯ ЛИ ОБЩЕСТВО, ЕСЛИ ЛЮДИ БУДУТ СТРЕМИТЬСЯ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ?КАК ЭТОГО ДОБИТЬСЯ(НАЧАТЬ С СЕБЯ)

СТР.201(ПОД ЗАПИСЬ)
Д.З.МИНИ -РАССУЖДЕНИЕ” ЧТО ТАКОЕ ЧЕСТЬ, ДОГ,СОВЕСТЬ В МОЕМ ПОНИМАНИИ(тезисный план с.203 под запись)


Содержимое разработки

Блок уроков литературы в 8 классе

Цели: 1)познакомить учащихся с основными биографическими сведениями о писателе;

2)раскрыть композиционные особенности произведения через разбор и анализ отдельных эпизодов;

развитие связной речи учащихся, умения подбирать материал по теме и связно излагать мысли;

работа над языковыми средствами произведения;

З) формирование у школьников понятия о личной ответственности человека за всё, что он совершает в жизни.

Ход урока:

1) Организационный момент

(приветствие учащихся, постановка целей урока)

2) Изучение нового материала

Вступительное слово учителя

Творчество Л. Н. Толстого — одна из ярких страниц в истории русской литературы. Писатель рассказал нам о русской жизни почти столько же, как и вся остальная наша литература.

Свыше двухсот произведений написано им. Каждое из них- отражение целой эпохи русской действительности. Кто же этот удивительный человек, какую жизнь он прожил?

Чтение, составление плана статьи из учебника о биографии писателя.

Примерный вариант плана

1) Богатый жизненный опыт писателя, уникальность его личности.

2) Интерес к слову, к поэзии возник у Толстого уже в раннем детстве

4) Жизнь в Ясной Поляне, интерес к педагогике, к сельскому хозяйству, жизни крестьян.

5) Активная жизненная позиция писателя, его разносторонние интересы.

б) Резкий перелом в миросозерцании писателя. Сознание нравственной незаконности положения помещика.

7) Стремление к истине — основа формирования личности Толстого.

З) Закрепление изученного

Беседа по вопросам

1) Какова главная мысль статьи?

- Лев Толстой был велик не только как гениальный творец,

но и как человек, как личность.

- Интерес автора к внутреннему миру героя, к нравственным проблемам в формировании его личности.

3) Как иллюстрация —фотография писателя соотносится

с содержанием статьи учебника? Каким вы увидели

Толстого на этой фотографии? Что поразило вас во

Выборочный пересказ статьи.

(Раскрыть один-два пункта плана)

4) Итоги урока

1) Орг. момент

Приветствие учащихся, постановка целей урока.

2) Повторение изученного

- Почему это произведение по своему жанру является рассказом?

В центре произведения автор показывает одно важное событие из жизни героя, один главный герой — Иван Васильевич.

- Что говорится о главном герое в начале рассказа? Иван Васильевич — всеми уважаемый человек, он вспоминает о днях своей молодости, когда был влюблён.

- Какую мысль утверждает Иван Васильевич в первых строках произведения?

Он уверен, что на судьбу человека может повлиять не только среда, но и случай.

- Какое событие описано в произведении? Бал в доме губернского предводителя, влюблённость героя, потрясение от жестокости случившегося после бала, разочарование.

- Почему автор в заглавии рассказа обращает наше внимание на события, происходящие после бала? События, которые произошли после бала, изменили жизнь главного героя.

- Какова идея этого рассказа?

Личная ответственность человека за всё, совершаемое им.

- Какая историческая эпоха изображена автором в произведении?

Эпоха правления Николая I , 40-е годы 19 века, время, когда в царской армии солдаты жестоко наказывались за малейшую вину.

З) Изучение нового материала

Групповая работа по карточкам

Задание: используя план, данный в карточке, выписать в тетрадь ключевые слова-эпитеты из текста рассказа.

По окончании этой работы передать содержание эпизода,

используя выписанные слова.

- Объясните, почему всё происходящее на балу наш герой воспринимает с восторженным умилением?

Он влюблён, очарован атмосферой праздника, званого ужина. Герой рядом со своей любимой Варенькой; всё наполнено ощущением счастья, молодости, красоты.

- Итак, проанализировав эти два эпизода, сделайте вывод о том, как они соотносятся.

Эти два эпизода противопоставлены друг другу.

Слово У. Ребята, такой приём в раскрытии идеи произведения, при котором события или герои противопоставлены друг другу, называется контрастом.

Беседа с элементами диспута

- Можно ли утверждать, что полковник — лицемерный и двоедушный человек?

Какие душевные качества проявляет полковник к дочери во время танца?

Он искренне любит её, заботится о ней.

- Какая деталь в облике полковника больше всего умиляла главного героя?

Зачитайте (немодные опойковые сапоги)

- Какие качества офицера проявляет полковник в сцене наказания на плацу?

Полковник искренен, как офицер, он верит в необходимость жестокой расправы с виновными. Полковник, не рассуждая, добросовестно выполняет свой долг.

- На какую деталь в облике полковника обращает внимание главный герой?

Зачитайте (замшевая перчатка, которой полковник ударил по лицу солдата)

- Где, в каком эпизоде, мы уже встречали эту же деталь - замшевую перчатку?

Зачитайте (в сцене бала, когда полковник перед началом танца с дочерью надевает эту перчатку себе на руку)

Вывод: полковник искренен и в сцене бала, и на плацу, во время жестокой расправы.

- Почему главный герой не вмешался в происходящее на плацу?

Зачитайте (он был ошеломлён, не мог объяснить, что произошло, ему было стыдно)

- Как изменилась жизнь героя после увиденного на плацу?

Постепенно он охладел к Вареньке, любовь угасла, отказался от военной карьеры.

- Что стало смыслом жизни главного героя?

Поиск истины и добра. Герой живёт в согласии со своей совестью, наставляя ближних на путь добра.

- Прав ли Иван Васильевич, посчитавший Вареньку причастной к тому злу, которое совершал отец?

4) Закрепление изученного

а) последовательность событий

в) цикличность событий

2) С каким чувством описывает главный герой сцену

З) В каком платье была Варенька на балу?

а) белое платье с розовым поясом

б) бархатное пюсовое (тёмно-коричневое)

4) С помощью какой художественной детали автор

доказывает искренность чувства полковника к дочери?

а) белые усы и бакенбарды

б) замшевая перчатка

в) блестящие глаза и радостная улыбка

г) домодельные опойковые сапоги

5) Определите основную идею рассказа

а) осуждение деспотизма

б) осуждение бездумного исполнения правил

в) идея личной ответственности человека

б) Накануне какого праздника устраивался бал в доме

7) Почему полковник, добрый и чуткий во время бала,

оказывается жестоким и бессердечньим по отношению

а) добросовестно выполняет свои обязанности

б) автор показывает двуличие героя

8) Какие звуки, мелодия слышатся во время жестокой

расправы с беглым солдатом?

б) свист флейты и барабанная дробь.

5) Итоги урока

Сочинение по творчеству Л. Н. Толстого

1. Утро, изменившее жизнь.

Тезисный план сочинения:

молодой, красивый, богатый человек с блестящим будущим, влюблённый и любимый. З.Композиция и её роль. Контрастное изображение двух эпизодов: бала и наказания солдата. Противопоставление этих эпизодов и органическая связь между ними- развитие единой художественной идеи. Каждый эпизод высвечивает, выделяет другой — обнажается внешне благополучная, нарядная действительность.

4. Утро как крушение любви и самой жизни. Описание утра занимает примерно четверть объёма рассказа- концентрация ужасов реальности. Несоответствие традиции — обычно утро символизирует начало, здесь — конец.

7. Синтаксические средства. Повторы, обилие неопрелённых местоимений, повторение прямой речи.

10. Всё дело в случае? Размышления по поводу истинных причин, изменивших жизнь человека.

II. Полковник на балу и после бала.

Тезисный план сочинения:

б. Полковник после бала. Постепенное узнавание героем полковника (резкий контраст с тем, как он выглядел на балу).

8. Последствия увиденного. Несостоявшаяся карьера:

9. Рассуж дение: был ли полковник двуличньим человеком, лицемером?

III. Что такое честь, долг, совесть в моём понимании.

Тезисный план сочинения:

1. Определение понятий (с использованием толкового словаря).

2. Связь этих понятий: одно подразумевает другое.

4. Примеры из собственного жизненного опыта.

Рассуждение: не устарели ли эти понятия?


-75%

- Рассказ написан в 1903 г оду. О каком в ремени пишет Т олстой?

(О сороковых г одах 19 века, о в ремени п равления Никола я 1.)

- В каком году всту пил на престол Н иколай 1, (с каким событием россий ской

- Какое значение имеет в ремя написа ния рассказа ? Почему Л.Н. Толстой в

преклонном в озрасте верну лся к воспоми наниям своей м олодости, положив их

- Толстой обращается к с обытиям сем идесятилетней д авности, чтобы показать,

что за это время почти ничег о не изменил ось: в армии царят произвол и жесто кость,

на каждом шагу нарушаю тся справедливость и человеч ность. Более в сего его

волновало, что « образованные лю ди убеждены, чт о это не обходимо «для х орошей,

- (Вспомним сл ова героя расск аза, Ивана Василь евича: «Вся жизнь перемен илась

после бала: п овествователь у видел, как истязают с олдата, п ричем командовал

5. Работа с текс том (детали, изо бразительные сре дства)

- Назовите день, к огда происход ило событие. (П оследний день Ма сленицы)

- Что вы знаете об этом празднике ? Как называют послед ний день Масле ницы и

последую щий за ним? (П рощеное воскресе нье и Чистый понедельн ик)

- Определите смы словой рису нок бала (детал и, которые и спользую тся для

описания бала). Н айдите изо бразительные средства, при помощ и которых авт ор

создает этот смысл овой рису нок. - Найдите опи сание Вареник и и её отца .

- Определите хр онотоп (врем я и пространство рассказа)

- Описание танца генерала с дочерь ю. Как ведут себя геро и эпизода?

- Найдите в эпизо де описание полк овника и наказываемого тата рина.

- Как помогает антитеза предать характер и на строение героев р ассказа?

- В рассказе показаны два закона: Б ожий (начинаетс я Великий п ост,

всепрощение, мил осердие) и закон человеческ ий. Какой з акон главн ый? (Божий.

- Что говорит о своей мол одости Иван В асильевич? (Подтве рдите свои сл о ва

- Какие социаль но - нравственные п роблемы хотел донест и Л.Н. Толстой до

Читайте также: