Неоконченная симфония шуберта конспект урока 8 класс

Обновлено: 06.07.2024

Открытый урок по музыкальной литературе

На уроке используются музыкальные иллюстрации, сопровождающие некоторые слайды или комментарии педагога

Педагог: Здравствуйте! Мы начинаем открытый урок по музыкальной литературе. Прошу Вас сегодня быть особо внимательными и сосредоточенными. Мы с вами сейчас проходим эпоху Романтизма. Вспомните, какие характерные черты присущи этому направлению?

Дети: Чувственность, внутренний мир человека, естественность. На первом плане теперь чувства, а не разум, как было до этого.

П.: Действительно, на первом плане в искусстве находятся чувства героев, эмоции, личность человека. Какие виды искусства обладали этими чертами в первую очередь?

Д.: Литература, живопись, музыка.

П.: Назовите представителей литературного течения этой эпохи.

Д.: Братья Гримм, Гюго, Гейне, Байрон, Жорж Санд (слайд1)

П.: Назовите художников этого времени.

Д.: Фридрих, Тернер, Жерико, Делакруа (слайд2)

П.: Перед вами 5 картин (слайды3, 4, 5, 6, 7) различных эпох и направлений в живописи. Попробуйте определить картину эпохи романтизма и объяснить, почему именно эту картину вы выбрали. Давайте пойдем от противного – какие картины точно не относятся к данному направлению?

Почему именно третья картина относится к направления романтизма?

А теперь назовите представителей романтизма в музыке.

Д.: Шопен, Шуберт, Шуман, Лист, Брамс.

П.: Молодцы. И сегодня мы продолжим разговор о Шуберте (слайд 8). Вспомните даты жизни Шуберта?

Д.: 1797-1828.

П.: Где он родился?

Д.: В предместье Вены Лихтенталь.

П.: Правильно, и, как у многих великих композиторов, у Франца Шуберта рано проявились музыкальные способности. А кто был первым учителем музыки Шуберта?

Д.: Его папа, он обучал всех своих детей музыке – игре на скрипке.

П.: А старший брат Игнац обучал Франца игре на фортепиано.

Позже Игнац вспоминал:
"Я был изумлен, когда несколько месяцев спустя он заявил, что уже не нуждается в моих уроках и в дальнейшем будет заниматься самостоятельно. И действительно, вскоре он достиг таких успехов, что я вынужден был признать его музыкантом, намного превосходящим меня. Догнать его я уже не был в состоянии".

П.: А профессионально у кого он учился?

П.: Вспомните, что делал Шуберт в вашем возрасте, где он учился?

Д.: в Императорском Конвикте (казенном интернате, вроде гимназии) Там он также пел в хоре, играл на разных инструментах.

П.: Вспомните преподавателя, под руководством которого Шуберт изучал теорию музыки?

Д.: Сальери (слайд9)

П.: По каким причинам Шуберт не доучился в Конвикте?

Д.: у него начал ломаться голос и, не посоветовавшись с родными, Франц решил оставить Конвикт.

П.: Из-за чего у Шуберта и начался конфликт с отцом. Вспомните определяющий жанр в творчестве Шуберта?

Д.: Песня.

П.: Да, стихией Шуберта была песня. В ней он достиг небывалых высот. И не только по количеству. Сколько всего им написано песен?

Д.: Более 600.

П.: Именно песни наиболее ярко отразили все то новое, что внес композитор в музыку. Сначала он насытил песенностью камерную музыку, а затем и симфоническую. Соединение того, что казалось несоединимым, - миниатюрного с маштабным, малого с крупным, песенного с симфоническим – дало новое качество, отличное от всего, что было раньше, лирико-романтическую симфонию.

Сколько написано Шубертом симфоний?

А у какого композитора 9 симфоний, как и у Шуберта?

Д.: У Бетховена.

П.: Вспомните даты его жизни?

Д.: 1770-1827.

П.: Давайте еще раз вспомним даты жизни Шуберта?

Д.: 1797-1828.

Что вы можете сказать, сравнив эти даты? (слайд10)

Д.: Что они жили в одно время.

П.: Но, к сожалению, так и не были знакомы. Шуберт из-за своей природной скромности, возможно, гордости так и не показал свои сочинения Бетховену.

Как тогда объяснить тот факт, что два человека, жившие в одно время относятся к разным эпохам? Сегодня мы попытаемся ответить на этот вопрос.

Д.: 4 части.

В какой форме пишется I часть симфонии?

Д.: в форме сонатного аллегро: Г.П.,С.П.,П.П.,З.П.

П.: Да, и здесь Шуберт традиционен. Симфония написана в тональности си минор и начинается с небольшого вступления. Давайте прослушаем его. (слайд11) Что вы можете сказать о теме вступления? Какой она носит характер?

Д.: Сумрачный, затаенный, тревожный.

П.: Какие инструменты ее исполняют?

Скажите, пожалуйста, на какой ступени заканчивается эта тема?

Д.: На пятой.

П.: Какая это функция?

Д.: Доминантовая.

П.: Таким образом, ее мелодический оборот воспроизводит: вопросительную, восклицательную, повествовательную интонацию?

Д.: вопросительную (остановка на доминанте звучит неустойчиво)

П.: А если вас что-то беспокоит и вы не знаете, как с этим бороться, какой вопрос вы зададите?

Д.: Что делать?

П.: Я думаю, именно этот вопрос задавал композитор в теме вступления, т.к. в период написания симфонии у него были большие разногласия с отцом из-за необыкновенной тяги Шуберта к музыкальному миру.

Проследите, пожалуйста, по нотам, что следует после темы вступления? Далее следует остинатный напряженный фон (играю). Какую функцию он выполняет?

Д.: функцию вступления к теме, вводит в атмосферу произведения.

П.: Правильно, вы обратили внимание, что здесь еще нет главной партии, и наподобие фортепианного вступления к романсу, звучит такое вступление к основной теме. Прослушаем главную партию (слайд12) Как вы можете охарактеризовать тему? (играю)

Д.: задушевная, нежная, лирическая, песенная.

П.: Какие инструменты ее исполняют?

Д.: Кларнет….

П.: Я думаю, что выбор деревянных духовых в качестве ведущих инструментов не случаен. Он нужен для усиления вокальной выразительности. Какова природа тематизма главной партии?

Д.: Песенная

П.: Что вы можете сказать об аккомпанементе – сопровождении (играю)?

Д.: Оно напряженное, остинатное, кружащееся на одном месте.

П.: Кружащееся на одном месте – значит – не находящее выход…, что соответствует общему настроению.

Давайте проследим в нотах, где начинается новый раздел в фактурном изложении, динамическом.

Д.: Показывают в нотах.

П.: Молодцы. Печально, свободно льющейся основной теме с ее тревожным настроением, противостоит светлая побочная. Посмотрите, пожалуйста, здесь нет ни динамических связующих партий, ни резких тональных противопоставлений, типичных для сонатного allegro классиков. Г. п. соединяется с П.П. двумя аккордами (играю). Какие это аккорды? В какую тональность мы пришли?

Д.: Соль мажор

П.: Да, Шуберт здесь позаботился о красочном сопоставлении тональностей. Такое терцовое соотношение характерно для романтиков. Послушаем П.П. (слайд13) Что мы можем о ней сказать?

Д.: Она светлая, радостная.

П.: Какой ритмический рисунок лежит в ее основе?

Д.: Пунктир.

П.: Какие инструменты ее проводят?

Д.: Виолончели.

П.: А какая природа тематизма?

Д.: Песенно-танцевальная

П.: Тема П.П., звучащая в глубоком тембре виолончелей отличается редким мелодическим обаянием. Она связана с венской бытовой песней многими своими выразительными средствами (начиная с пульсирующего синкопированного фона и кончая структурной симметрией)

Давайте теперь подытожим, в чем же контраст этих двух главных тем?

Д.: Тональное соотношение, ритм, г.п. – песенная, а п.п. – более танцевальная.

П.: Хорошо. А скажите мне, такое тональное сопоставление тем характерно для классиков?

Д.: Нет, для них характерно Т-D, либо параллельные тональности.

П.: Давайте проследим далее: что следует за П.П. перед разработкой? (играю)

Д.: Тема вступления.

П.: В какой она тональности?

Д.: Ми минор

П.: Что может означать ее возвращение?

Д.: что вопрос остался без ответа.

П.: Далее следует разработка. Давайте ее прослушаем (слайд14) Какой характер в разработке?

Д.: Повелительный, грозный.

П.: На каком музыкальном материале строится разработка?

Д.: На материале вступления.

П.: А откуда это сопровождение? (играю)

Д.: из П.П.

П.: П.П. какая по характеру?

Д.: Светлая

П.: А тема вступления?

Д.: сумрачная, таинственная

П.: А как же могут сочетаться такие несочетаемые друг с другом темы? С чем это можно сравнить?

Д.: С какой-то борьбой светлого и темного…

Д.: Нет.

П.: Давайте попробуем проанализировать 2 часть симфонии. Какая у нее тональность? И где она начинается?

Д.: Тональность ми мажор. Смена темпа, размера, знаков.

П.: Какое отношение имеет Ми мажор к основной тональности?

Д.: мажорная субдоминанта.

П.: Эта часть написана в достаточно редкой для вторых частей симфонии форме – сонатной без разработки. В ее основе 2 темы – Г.п. и П.п. Прослушаем 1 и 2 тему, попробуем их охарактеризовать в сравнении.: (слайд15, 1 тема), (слайд16, 2 тема) Какая тональность у этих тем?

Д.: 1- ми мажор, 2-я –до диез минор.

П.: Это какие тональности по отношению к друг другу?

Д.: Параллельные.

П.: Каков образ 1 темы? (Играю 1 тему )

Д.: Возвышенный, задумчивый.

П.: Какие инструменты исполняют тему?

Д.: Струнные

П.: Какова природа тематизма?

Д.: Песенная

П.: А вторая? (Играю 2 тему )

Д.: Тихая, мечтательная, лирическая.

П.: Какие инструменты ее исполняют?

Д.: Кларнет

П.: Природа тематизма?

Д.: Тоже песенная.

П.: За счет каких выразительных средств достигается образ 2 темы?

Д.: динамика, тембровый выбор, темп, ходы по терциям…

П.: Скажите, пожалуйста, насколько сильно контрастны эти 2 образа?

Д.: Не очень сильно, они как-будто вытекают один из другого.

П.: Да, таким образом, здесь контраст не коренной, а …

Д.: Производный.

П.: В общих чертах характер второй части можно определить как светлый, хотя и встречаются вспышки драматизма, но здесь они не главенствуют как в первой части. Обратите внимание на дальнейшее развитие 2 части. (слайд17) Какие музыкальные средства композитор использует для достижения данного образа?

Д.: Динамика ff, tutti оркестра, уплотнение фактуры, секвенции 32.

П.: С чем может быть связано появление таких эмоциональных взрывов?

Д.: Возможно, это как воспоминание о чем-то плохом.

В рассказе 2 части – описанная душевная драма составляет содержание первой из них. Во второй говорится об идеальной сфере искусства, дарующей человеку успокоение и примирение.

Сейчас я бы хотела провести небольшую викторину по основным темам симфонии. Перед вами лежат листочки с названиями тем. Выкладывайте их в той очередности, в которой они будут звучать. В конечном итоге мы перевернем эти листики и, если вы все верно ответили, то перед вами появится определенное слово.

Каждый ученик берет карточки и прикрепляет их в нужное место.

1 часть в форме сонатного allegro, 2 часть лирическая – передает чувство, размышления, раскрывает внутренний мир человека , Г.П. и П.П. контрастны

4 части, П.П. звучит в тональности доминанты либо параллели.

П.: Возвращаясь к началу разговора, зададимся вопросом: а не окончена ли «Неоконченная?

Урок музыки: Ф. Шуберт - симфония 8

Живое чувство ритма музыки, непрерывно длящуюся мелодию можно сравнить с речью человека, ощущением его дыхания. Мы всегда слышим, спокоен он или взволнован, радуется или печалится, как меняется его состояние. Вслушиваясь в музыкальную интонацию, всегда можно понять смысл музыки, почувствовать её выразительность, силу воздействия.

Франц Шуберт - непревзойдённый автор сонат, симфоний, струнных квартетов и более шестисот песен. Шуберт был одним из основоположников немецкой романтической музыки. Жизнь Шуберта была короткой и полной разочарований. Но он оставил после себя музыкальное наследие, беспрецедентное по выразительности и богатству мелодий.

Биография

Франц Петер Шуберт родился в предместье Вены, местечке Лихтенталь. Семья была многодетной – четырнадцать детей, из которых выжили только пятеро. Его отец Франц Теодор Шуберт, был школьным учителем, и в юности будущий композитор пробовал свои силы в педагогике. Но вскоре стало ясно, в чём его истинное призвание. Шуберт пел в хоре Венской императорской капеллы, где его педагогом был капельмейстер Антонио Сальери, в прошлом соперник Моцарта.

Годы юности были полны обещаний и надежд. Коренастый и некрасивый, Шуберт всё же не испытывал недостатка в друзьях и почитателях – людях, которые распахивали двери своих домов, оказывали протекцию в музыкальных кругах и исполняли его музыку.

Повороты судьбы

Фогль способствовал постановке нескольких опер Шуберта и в некоторых из них пел. Ещё большее значение имела его поддержка Шуберта как первопроходца и первого мастера немецкой художественной песни.

Известность в узких кругах

Безвременная смерть

Концертные поездки вскоре тоже стали для него невозможны из-за ухудшения здоровья. Образ жизни композитора, от природы очень общительного, поневоле становился всё более и более замкнутым, часто он был вынужден проводить время взаперти.

Сковывающая Шуберта робость, из-за которой он лишь издали осмеливался взирать на своё божество, полная глухота Бетховена, его замкнутость помешали их сближению.

1828, последний, год жизни композитора принёс ему, наконец, признание венской публики. Организованный в Вене авторский концерт вызвал долгожданный крупный успех. Но частичные удачи последнего времени уже не могли восстановить подорванный внутренней напряжённостью и длительными лишениями организм. С осени 1828 года здоровье Шуберта ухудшилось.

В 1865 году один из венских капельмейстеров составлял программу концерта старой венской музыки. Для этого он перебирал кипы старинных рукописей. В одном неразобранном архиве он обнаружил неизвестную ранее партитуру Шуберта. Это была си-минорная симфония. Она была исполнена впервые в декабре 1865 года - через 43 года после создания.

До сих пор во всём мире ведутся споры, является ли она незавершённой, или Шуберт полностью воплотил свой замысел в двух частях вместо принятых в то время четырёх.

Существует мнение, что композитор собирался писать обычную четырёхчастную симфонию. Его идеалом, к которому он стремился приблизиться, был Бетховен. Это доказала Большая До мажорная симфония Шуберта. А написав эти две части, он мог просто испугаться - так они не были похожи на всё написанное в этом жанре до него. Вероятно, композитор не понял, что созданное им - шедевр, открывающий новые пути в развитии симфонии, счёл симфонию неудачей и оставил работу.

Однако две части этой симфонии оставляют впечатление удивительной цельности, исчерпанности. Неоконченная симфония - новое слово в этом жанре, открывшее дорогу романтизму. С ней в симфоническую музыку вошла новая тема - внутренний мир человека, который остро ощущает свой разлад с окружающей действительностью.

Первая часть симфонии написана в форме сонатного allegro.

Она застывает, словно неразрешённый вопрос. А дальше - трепетный шелест скрипок и на его фоне - распев главной темы. Эту выразительную, словно молящую о чем-то мелодию исполняют гобой и кларнет. По музыкально-поэтическому образу и настроению тема главной партии близка к произведениям типа ноктюрна или элегии.

Разработка построена на теме вступления. Музыкальное развитие достигает колоссальной кульминации. И вдруг - полное опустошение, остаётся звучать лишь одинокая тоскливая нота. Начинается реприза. Ещё один круг драматического развития приходится на коду. В ней - то же напряжение, пафос отчаяния. Но сил для борьбы больше нет. Последние такты звучат как трагический эпилог.

Вторая часть - мир других образов. Это поиски новых, светлых сторон жизни, примирённость с ней. Как будто герой, переживший душевную трагедию, ищет успокоения. Изумительной красотой отличаются обе темы этой части: и широкая песенная главная, и побочная, проникнутая тонкими психологическими оттенками.

Очень эффектно завершает композитор симфонию: постепенно затухает, растворяется начальная тема. Возвращается тишина.

1. В каком году симфония была написана? Когда состоялось её первое исполнение?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информационный ресурс: компьютер, раздаточный материал, конспект, учебники, папки.

Цели учителя:---формирование музыкальной грамотности

---закрепление знаний об отличительных особенностях оперы и балета

---расширение знаний о симфонии, разучивание музыкального материала

---развитие певческих навыков, музыкального слуха

Планируемые результаты

Коммуникативные

Регулятивные

К. доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи

Л.Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия

Р. Осуществлять контроль своих действий на основе заданного алгоритма

П. Способность извлекать информацию из различных источников, и выделять главное

Формирование УУД

Р. –владение умением целеполагания в постановке учебных задач

К.—уметь слышать и слушать , точно выражать свои мысли

П.—осуществлять операции анализа ,сравнения, классификации

1.Организационный момент- 2 мин

Приветствие учителем учащихся класса. Готовность учащихся к уроку, наличие школьных принадлежностей

Контролирует выполнение упражнения учащимися

Приветствуют учителя, проявляют готовность к уроку

Выполняют требования учителя

Л. Оценивают свое психологическое состояние

2. Актуализация знаний—3 мин

Организация фронтальной работы по знанию учащимися материала предыдущего урока.

Работают по карточкам

Р. Принимают учебную задачу.

Отвечают на вопросы .

П. знают произведения искусства

Учитель читает текст: «Франц Шуберт- автор сонат, симфоний ,струнных квартетов, и более 600 песен. Франц Шуберт был основоположником немецкой романтической музыки. Жизнь его была полная разочарований ,но благодаря Шуберту появился новый тип лирико-драматических симфоний

Определить тему урока

Исходя, из темы определить цели урока

Внимательно слушают текст, анализируют.

Работают по сбору информации

Выходят на определение темы и цели урока

Р. Контролируют учебные действия

К. строят небольшие монологические высказывания

4. Новые знания—18 мин

Что можно сказать о вступлении? (тревожная, сумрачная, затаенная, имеет песенный характер)

Тема вступления –основная мысль произведения? Которая проходит через всю первую часть.

Орешкина Ольга Евгеньевна


Новомосковский музыкальный колледж имени М.И. Глинки

Цель: создание образовательной среды, способствующей максимальному усвоению нового материала, ознакомление с симфоническим творчеством Ф. Шуберта на примере симфонии №8.

Задачи:

- познакомить с особенностями формы и содержания симфонического цикла

- стимулировать творческую деятельность учащихся

- установить межпредметные связи.

- развивать умение извлекать нужную информацию из текста;

- совершенствовать навыки и умения монологической речи;

- развивать память, внимание, познавательный интерес и инициативу в осуществлении речевой деятельности;

- развивать логическое мышление, способность к сравнению и сопоставлению;

- развивать исполнительский навык;

- развивать творческие способности.

- формировать чувство самореализации;

- воспитывать уважение к лучшим образцам зарубежной музыкальной культуры;

- воспитывать чувство прекрасного;

Оборудование и материалы: презентация, аудиозаписи звучания музыкальных иллюстраций, доска, компьютер, тетради, плакаты

Тип урока: комбинированный урок



Поддержка
(495) 589-87-71

Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:

Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес

Читайте также: