Знакомство с буквой п звуком п конспект занятия по обучению грамоте

Обновлено: 05.07.2024

2. Развивать навык звуко-буквенного анализа и синтеза прямых и обратных слогов АП, ОП, УП, ПА, ПО.

3. Познакомить с буквой П.

4. Обучать чтению слогов с буквой П.

5. Развивать фонематический слух, логическое мышление, внимание, память.

6. Продолжать развивать мелкую и общую моторику.

Оборудование: предметные картинки, схема описания звука, счетные палочки, цветные фишки для обозначения звуков, буква П, разрезная азбука (на каждого ребенка), картинки-ребусы, геометрические фигуры с буквами.

Активизация и обогащение словаря: звук, слог, слово, схема, гласный, согласный (звук), глухой, твёрдый, мягкий.

Методические приёмы: наглядные, словесные, практические, игровые, использование художественного слова, вопросы, оценка.

1. Организационный момент.

- Дети, назовите гласные звуки. Назовите слова, которые начинаются со звука А, У, О, И.

- Сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой, а с каким вы скоро узнаете.

Логопед выставляет картинки с Пятачком и шариком.

- Посмотрите на картинки. Кого вы видите на первой картинке? Пятачок спешит поздравить Ослика с днем рождения, несёт ему в подарок воздушный шарик. Что случилось дальше? Пятачок споткнулся, упал на шарик и шарик лопнул. Вот что осталось от шарика.

- Давайте надуем шарики с помощью щёк:

Надуваем быстро шарик.
Он становится большим.
Вдруг шар лопнул,
Воздух вышел -
Стал он тонким и худым.

- Какой услышали звук, когда лопали шарик? (Звук П).

- Сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой П.

3. Артикуляция звука [П] и его характеристика (используется схема для характеристики звука)

Логопед показывает артикуляцию звука [П], дети повторяют:

П! – мы губы сложим вместе.

П! П! П! – пыхтим мы глухо.

Нету голоса и звука!

- Звук [П] – гласный или согласный? (Согласный).

- Почему так думаете? (Выходящий воздух встречает преграду - губы).

- Звук [П] - глухой. Это можно проверить: поднесите к горлу ладошку и произнесите П-П-П – горлышко молчит.

- Звук [П] в слогах и словах бывает твердым или мягким. Послушайте: [П] – твёрдый: ПА, ПО, ПУ, ПЭ, ПЫ. Звук [П] какой – твердый или мягкий? (Твердый).

- Звук [П?] – мягкий: ПЯ, ПЕ, ПИ.

Логопед даёт образец характеристики звуков [П] и [П?].

Выставляются картинки с пальмой и письмами.

- Назовите первый звук в слове ПАЛЬМА. Дайте характеристику звуку [П].

Дети дают характеристику звукам с опорой на схему:

- Звук [П] – какой? (Согласный, глухой, твердый, обозначается синим цветом).

- Назовите первый звук в слове ПИСЬМА. Дайте характеристику звуку [П?].

- Звук [П?] – какой? (Согласный, глухой, мягкий, обозначается зеленым цветом).

4. Игра “Будь внимательным!”

У детей на столах синие и зеленые кружки. Логопед произносит слоги, слова.

- Услышите звук П – поднимите синий кружок, услышите звук [П?] - поднимите зеленый кружок.

Логопед произносит слоги, затем слова.

Слоги: па, пе, ап, по, пу, пи, оп, пя, пе, пи, па;

Слова: пирамида, подушка, пылесос, пингвин, паутина, пушка, пила, петух.

5. Игра “Живые звуки”.

- Сколько звуков я сказала АП, ПИ, СУП, ПАУК, ПИЛА, СТОП, ПАР.

- Назовите первый звук, второй.

- Звук [П] мягкий или твердый? Где он слышится - в начале или в конце слова?

6. Физминутка “Мы похлопаем, мы потопаем”.

Мы похлопаем сейчас столько раз (логопед показывает цифру 3)

Мы потопаем сейчас столько раз (логопед показывает цифру 2)

А теперь мы повернёмся

И друг другу улыбнёмся.

- В каких словах физминутки услышали звук [П]? (Похлопаем, потопаем, повернемся).

7. Знакомство с буквой П. Связь звука и буквы.

- Давайте познакомимся с буквой П. (Показ буквы детям).

- На что похожа буква П? (Ответы детей).

- Выложим букву П из палочек. А теперь давайте напишем букву П в воздухе.

- Чем звук отличается от буквы? (Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем.)

8. Работа с разрезной азбукой.

- Найдите в разрезной азбуке букву П.

9. Чтение слогов и слов с буквой П.

- Буква П хочет подружиться с гласными. Давайте ей поможем.

А) Логопед вывешивает на доску картинки-ребусы.





- Разгадаем ребусы по первым звукам, найдем нужные буквы в разрезной азбуке и прочитаем слоги. (Дети разгадывают ребусы, выкладывают буквы и читают слоги: АП, УП, ИП, ОП).

Б) Логопед вывешивает на доску плакат с геометрическими фигурами, в которых написаны буквы.

- Назовите геометрические фигуры. Найдите в них буквы, которые отличаются от других.

- Сложите из них слово и прочитайте его. (Дети выкладывают из букв разрезной азбуки слово ПАПА).

2. Развивать фонематический слух детей, внимание, мышление, умение выделять звуки из потока речи, мелкую и общую моторику.

3. Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, точно и полно отвечать на вопросы,, умение работать в парах, упражнять детей в делении слов на слоги, в назывании слов на заданный звук.

Ход НОД.

Дети сидят на стульях на ковре с воспитателем.

В-ль. Ребята подойдите ко мне. Скажите какое у вас сегодня настроение?

Дети. (ответы)

В-ль. Замечательно!Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение. (дети становятся в круг)

Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

В-ль. Ребята сегодня утром в группе я обнаружила вот такой замечательный цветок Семицветик. А с ним письмо, я без вас читать не стала. Предлагаю вскрыть конверт и прочитать его, а вдруг оно для нас. Согласны?

(В-ль открывает конверт, достает письмо,читает. «Дорогие ребята, скоро вы идете в школу, поэтому должны много знать и уметь. Я посылаю вам свой волшебный цветок с заданиями-загадками. Кто все выполнит, тот значит готов к школе. Я желаю вам удачи! В добрый час! Мудрая Сова

В-ль. Ну что, постараемся выполнить эти задания? Докажем Мудрой сове, что к школе мы готовы!

В-ль. Молодцы ребята, с этим заданием мы справились, а теперь второе задание от Мудрой Совы. Она просит отгадать загадки, а загадки следующие

В темном уголке живёт,

Шелковую нить плетёт.

Он тайком сюда забрался,

Строить новый дом собрался.

Пролетала над лужайкой,

Похлопочет над цветком,

Он поделится медком.

Кто кричит во дворе,

Будит нас на заре?

У него есть перья - пух!

Про полеты позабыл

Крылья в ласты превратил

Рыбку ловит среди льдин

В-ль. Молодцы, отгадали загадки, на какой звук начинаются все отгаданные слова? А как вы думаете, с каким звуком и буквой нам сегодня предстоит познакомиться?

Дети. Звук П ПЬ и буква Пэ

В-ль. Правильно. Предлагаю вам достать ваши зеркала, чтобы посмотреть, что делают губы при произнесении звука П.

Ребенок. При произнесении звука П есть преграда, это губы.

В-ль. Значит какой это звук? Гласный или согласный?

В-ль. Он глухой или звонкий?

В-ль. Почему он глухой?

Ребенок. Звук П глухой потому,что горлышко не дрожит.

В-ль. А как он произносится мягко или твердо?

В-ль. Каким цветом мы его обозначаем?

В-ль. А звук ПЬ Какой он?

Ребенок. Согласный, мягкий.

В-ль. Каким цветом значит мы его обозначаем?

Звуки- А, Т, П, К, У, П, М, О, П, П.

Слоги- ПА, ПИ, ПО, ПЕ, ПУ, ПЫ, ПЯ.

Слова- пальма, персик, пингвин, парус, пень.

В-ль. Молодцы ребята Давайте мы с вами поиграем, сделаем зарядку.

Раз — подняться, потянуться,

Два — нагнуться, разогнуться,

Три — в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать,

Шесть — на место тихо сесть.

4) В-ль. А теперь сядем за столы, на свои места, и выполним следующее задание от мудрой совы.

Дети садятся за столы.

-Какие звуки обозначаем синим цветом?

-Какие звуки обозначаем зеленым цветом?

-Какие звуки обозначаем красным цветом?

Один ребенок выполняет у доски, остальные на своих местах, проверяем правильность на доске и друг у друга.

5) В-ль. Мудрая сова просит придумать слова на звук П

В-ль А теперь назовите слова на звук ПЬ

6) В-ль Молодцы и это задание нам удалось выполнить. Мудрая сова предлагает вам выполнить задания в тетрадях. Откройте тетради на странице 14. Заглавную П нужно заштриховать горизонтальными линиями, а строчную п вертикальными линиями.

Дети выполняют задание.

7) В-ль. У нас остался последний лепесток с заданием. В следующем окошке найдите лишний предмет в каждой группе.

В-ль. Обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения друг у друга.

В-ль. На что похожа буква Пэ? Давайте попробуем написать букву Пэ в воздухе, а затем пропечатаем ее в тетради.

В-ль. Молодцы ребята. А теперь закройте тетради и приглашаю вас пройти на ковер. Вы справились со всеми заданиями, и мы можем смело написать о наших достижениях в письме Мудрой сове.

Давайте вспомним, какие задания нам приготовила Мудрая сова? С каким звуком и буквой мы познакомились? Как вы считаете какое задание было по-вашему самым сложным? А какое показалось легким?

В-ль. Молодцы девочки и мальчики! Давайте заселим букву Пэ в наш чудесный буквоград.

Конспект логопедического занятия с буквой т и звуками [т]-[т’] Тема: Звуки Т – ТЬ, буква Т. Коррекционно-образовательная: 1. Научить детей правильно произносить звуки Т – ТЬ, дифференцировать их на слух.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: Звук и буква И Цель: знакомство с буквой И Задачи: Образовательные: учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

образовательные:

- Упражнять в соотнесении буквы со звуком. Закреплять умение различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки.

- Формировать навыки анализа и синтеза обратных слогов

- Составление слогов АП, УП, ИП.

- Закреплять употребление антонимов

- Закреплять умение воспроизводить слоговые ряды.

развивающие:

- Развивать умение называть слова на предложенный звук.

- Развивать внимание, память, мышление

- Развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику

- Развивать фонематический слух и восприятие

воспитательные:

- Воспитывать у детей самоконтроль за речью

Методы и приемы: наглядный, словесный, практический, игровой.

Ход занятия

Организационный момент

- Я называю звук, а вы на этот звук придумываете слова. (А, О, Э, У, И, Ы)

(арбуз, огурец, эскимо, улитка, иголка, мышь)

Основная часть.

Сегодня мы с вами отправимся в страну знаний, а туда могут отправится самые сообразительные и находчивые.

(пулемет, плот, парус, пончики, пудинг, плот)

Скажите, с какого звука начинаются все эти слова?

Звуки которые не поются, значит они какие?

(пирог, порог, плот, сапог, пулемет, парус, )

Наши жители очень любят чистоговорки со словом крупа. Давайте мы с вами вместе их проговорим.

Пу – пу – пу, попугай клюет крупу

Па – па – па, На пол сыплется крупа

Пы – пы – пы, Больше нет у нас крупы

Физкультминутка.

А теперь поиграем с нашими пальчиками.

Первый папа вот такой.

Второй папа вот такой.

Третий папа вот такой.

А четвертый вот такой!

Знакомство с буквой П.

В стране празднуют не только звук, мы знаем, что звуки мы слышим и произносим, а на письме мы обозначаем звук буквой.

Послушайте внимательно стихотворение.

Влез на букву озорник

Он решил, что П турник.

- чтение стихотворения (на что похожа буква П)

- Из каких элементов состоит буква П

- прорисовывание буквы П в воздухе

- выкладывание буквы П из палочек.

Вот мы с вами не зря попали в эту страну, мы узнали звук и букву.

Чтение слоговой таблицы (прямой и обратный слог)

ПА, ПО, ПУ, ПЭ, ПИ, ПЫ.

АП, ОП, УП, ЭП, ИП, ЫП.

А теперь нам нужно выполнить звуковой анализ обратных слогов АП, УП, ИП.

- звукобуквенный анализ слогов.

Работа в тетради

А давайте с вами на память жителям страны знаний оставим буквы, но для этого вы должны их написать красиво в тетрадях.

(Написании буквы П)

Итог занятия

(Выполняли звуковой анализ слогов. Произносили чистоговорки. Играли в игру скажи наоборот. Писали в тетрадях. Выкладывали букву П из палочек)

Краткое описание документа:

образовательные:

- Упражнять в соотнесении буквы со звуком. Закреплять умение различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки.

- Формировать навыки анализа и синтеза обратных слогов

- Составление слогов АП, УП, ИП.

- Закреплять употребление антонимов

- Закреплять умение воспроизводить слоговые ряды.

развивающие:

- Развивать умение называть слова на предложенный звук.

- Развивать внимание, память, мышление

- Развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику

- Развивать фонематический слух и восприятие

воспитательные:

- Воспитывать у детей самоконтроль за речью

Методы и приемы: наглядный, словесный, практический, игровой.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

  • Сейчас обучается 2934 человека из 85 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 606 527 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 14.02.2019 7379
  • DOCX 20.5 кбайт
  • 186 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Мельник Виктория Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


– совершенствование навыка деления слов на слоги, составления предложений из заданного количества слов.

Ход НОД

Дети поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа слева, начиная с больших пальцев и говорят:

– Назовите слова со звуком [п] в начале, середине, в конце слова: полка, укроп, пароход, суп, пудель.

– Внимательно послушайте сказку и запомните слова со звуками [п] и [п’], которые вам встретятся в сказке.

Сел он на плот, поставил парус и плывет потихонечку. И вдруг на самой середине пруда плот развязался, и Петя упал в воду! А плавать – то он совсем не умел.

Хорошо – Персик услышал! Плюхнулся он в пруд и стал Петю пяточком к берегу подталкивать. Кое - как вытащил его на берег.

Читайте также: