Литературная гостиная конспект занятия

Обновлено: 02.07.2024

Он очень любил родную природу: красоту полей, рек, лугов, весенний "зеленый шум" лесов, русские морозы и снега.

Мне лепетал любимый лес:
"Верь, нет милей родных небес,
Нигде не дышится вольней
Родных лугов, родных полей:"

-Слушая сказки своей старой няньки, Некрасов полюбил их и запомнил на всю жизнь. В сказке же он и нашел образ Мороза-воеводы (могучего богатыря, чародея).(слайд 4)

-Кто расскажет нам отрывок из поэмы "Мороз, Красный нос"?

-Кем предстает перед нами Мороз-воевода?

(живым волшебником, чародеем)

-какие звуки услышали в этом произведении?

("Идет, гудет Зеленый шум..", "Поздняя осень, грачи улетели"

-К первому стихотворению устно нарисуйте картину. Определите содержание картины, ее цветовое решение, композицию.

Какое из произведений вам показалось ярче, красочней? Какое вам захотелось нарисовать?

"Голубое основанье,
Золотое острие:
Сердцем помню только детство,
Все другое - не мое"

Печален долгий вечер в октябре.
Любил я осень позднюю в России,
Любил лесок багряный на горе,
Простор полей и сумерки глухие.

"Осень" К. Бальмонт.

"Густой зеленый ельник:" И.Бунин.

Прослушайте отрывки музыкальных произведений П.Чайковского "Вальс снежных хлопьев" и Свиридова "Осень", а затем соотнесите их с одним из произведений К Бальмонта "Капля", И Бунина"Сказка".

"Рождается одна строка,
За ней встает другая:"

Программные задачи: Знакомство с творчеством А. С. Пушкина, воспитывать у детей эстетическое воспитание.

Дети входят в зал (висит портрет А. С. Пушкина)

- Дети, чей портрет мы видим?

А. С. Пушкин – самый любимый поэт в нашей стране. Его все знают, его книги читают, его стихи заучивают наизусть. Его портрет всем знаком – всякий, взглянув на эти курчавые волосы, скажет – это Пушкин.

- А что еще вы знаете о Пушкине?

Жизнь А. С. Пушкина была такой же интересной, как и его поэзия. Прадедушка Пушкина был родом из Африки, его звали Ибрагим, у него было черное лицо и черные курчавые волосы.

В детстве у А. С. Пушкина была няня Арина Родионовна. Она знала много сказок, крестьянских песен и рассказывала их маленькому Саше. Пушкин хорошо учился, знал иностранные языки. Когда он окончил лицей, он был уже настоящим поэтом и написал много сказок и стихов для детей.

- А сейчас я приглашаю вас всех в нашу литературную гостиную. Проходите, прошу вас всех садиться.

Ребята, сейчас я проведу с вами викторину. За каждый правильный ответ – золотая рыбка. Я зачитываю вам отрывок из сказки, а вы должны назвать название этой сказки.

На девичник собираясь

Вот царица наряжаясь

Перед зеркальцем своим

Перемолвилася с ним

«Я ль, скажи мне, всех милее

Что же зеркальце в ответ?

«Ты прекрасна, спору нет.

Но царевна всех милее,

После викторины (физ. мин). Оживим картину.

Похлопать, потопать, покружиться и в картине очутиться.

Молодцы, вы очень хорошо оживили картину.

А теперь тихонько сядем.

- Ребята, сегодня отмечается Международный день театра.

Как мы уже говорили, Пушкин – самый любимый поэт, его сказки любят не только дети, но и взрослые.

Художники рисуют иллюстрации к сказкам. А вот русский композитор Римский-Корсаков написал музыку к сказке о царе Салтане. Сейчас я предлагаю вам послушать как композитор изобразил в музыке полет шмеля. (звучит музыка)

Как описывает он свою няню? Какими ласковыми словами ее называет?

Все согласны со мной? Тогда я вам каждому раздам по листу из этой книжки, и вы начнете рисовать (рисуют под музыку).

Когда дети нарисуют, собрать листы снова в книжку. Посмотрите, какая замечательная книжка у нас получилась. А сейчас наша литературная гостиная закрывается, мы пойдем в группу и там рассмотрим нашу книжку.

Литературная гостиная: Знакомство с творчеством А. С. Пушкина

Литературная гостиная: Знакомство с творчеством А. С. Пушкина Знакомство с творчеством А. С. Пушкина Цель: Формирование интереса к сказкам А. С. Пушкина. Задачи: 1. Активизировать знания детей о сказках.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дидактическое обоснование:

Урок : Литературная гостиная

Дидактическая цель : создать условия для систематизации и обобщения знаний детей по теме.

Тип урока : урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Метапредметные :–прививать интерес к поэзии; музыке; изобразительному искусству, воспитывать художественный вкус.

Предметные : - отработать навыки выразительного чтения; развивать речь детей.

Развивать общеучебные навыки: самоконтроль, самооценку, умение слушать, санитарно – гигиенические навыки.

Личностные: - воспитывать наблюдательность, внимание, повышать мотивацию к изучению литературы , воспитывать любовь к природе, к Родине, развивать умения общаться со сверстниками, учителем, воспитывать уважение и терпимость к одноклассникам,

Методы урока : репродуктивный, проблемный.

Формы работы : фронтальный, групповой и индивидуальный.

Средства для учителя : 1. ИКТ - Презентация к уроку (11-слайдов- 1слайд с

3. лист ватмана на доске;

4. фишки, которые будут получать ученики за правильные ответы.

Средства для ученика : 1. трафареты листьев;

2. краски, вода, альбомные листы, кисточки;

1.Самоопределение к деятельности .

Цель : включение учащихся в учебную деятельность . Дети : проверяют свою готовность. 2 . Актуализация знаний учащихся

Цель: готовность мышления и осознание потребности к действиям. (слайд 1)

Дети: ведут наблюдение, сравнивают, анализируют и делают вывод.

3. Постанова учебной задачи , цели и темы урока.

Дети: концентрируют свое внимание - на картинах,- стихотворениях,- музыке , - дают ответы на вопросы, анализируют, дают оценку, вспоминают ранее изученное на других уроках. Формулируют результат своей работы.

Работа над темой.

Учитель: Не всем дано услышать этот язык, понять его.

Для поэтов, композиторов, художников природа - неиссякаемый источник вдохновения.

Многие стихи, музыкальные произведения, картины родились благодаря любви к ней.

Вопросы : - Кто такие поэты?

Сейчас мы с вами послушаем и почитаем сами, стихи русских поэтов об осени

А ) Дети читают стихи :

Учитель: - Какой период осени описывают поэты?

-В какие краски раскрасила осень природу?

-Найдите эти описания в текстах и зачитайте?

-Чем отличаются эти стихи? -Чем они похожи?

- Как называется этот вид литературных произведвений?

Учитель: многие художники запечатлели осень на своих холстах, но никто так, как Левитан

-Какие цвета преобладают на картине?

-Как мы называем этот период осени?

- Как называются картины на которых изображена природа?

-Как вы думаете, как называется тема нашего урока (хорошо, продолжаем)

Задание :- в ваших группах есть художники (вы их уже определили), я предлагаю художникам приступить к работе над картинами (а мы продолжаем).

В) Дети называют и читают стихи:

Учитель : Какой период осени описывают писатели в этих стихотворениях?

Учитель :- Какая музыка слышится в этих стихотворениях?

- Вот что писал , о воздействии на него природы великий русский композитор П.И.Чайковский: (слайд6 )

Задание :- сейчас мы послушаем музыку П.И.Чайковского

-Что хотел передать композитор своей музыкой?

-Слайд № 4 - (ответы детей)

Учитель: - Величава золотая русская осень.

Чист и прозрачен воздух

Виднее стал простор…

Учитель: -Сейчас мы послушаем стихи поэта, который

-Кто это ребята? (А.С.Пушкин)

Учитель показывает : - И картины природы сменили свои краски. ( слайд №7 )

- Какие изменения произошли в природе?

- Какие слова из этих стихотворений подтверждают это?

-Вот какой видят в этот период осень -С.Есенин, -Н.Рубцов, -А.А.Фет. -(дети читают стихи)

-Какой период осени описали поэты?

-В какие краски раскрасила природу осень? –зачитайте

(готовы наши художники- Какой период осени изобразили ребята?)-

- Рассматривание, оценка, вывод.-

Учитель : Порывистый ветер, словно чародей, покрывает поляны и лесные просеки

пестрым ковром сорванных листьев.

-Вот как об этом пишет - А.Н.Майков, Брюсов.

Ковер из листьев ( -рисование) Сейчас, ребята, вы раскрасите листья- трафареты так, как будто он последний лист. А) -( дети работают под музыку) – включить музыку

Б) – листья клеим (на воду) на лист ватмана, на доску.

9.Рефлексия деятельности :

Цель : самооценка результатов деятельности. – ( дети осуществляют самооценку сами)

(листья падают с ватмана на пол и устилаю его)

-Понравилось ли вам то, что мы делали на уроке?

-Как можно оценить наш труд?

(поэты не современные, а прошедших давно времен)

Подсчитайте свой фишки?

Кто же набрал больше всех?

С каким настроением мы уходим с урока?

Планируемые результаты:

Достигнутые УУД: дети научились понимать яэык природы, а значит живопись, поэзию, музыку.

« Наша русская природа, полная поэзии и прелести, трогает, волнует каждого

«В природе … есть душа, В ней есть любовь,

«Никак не отделимы

Поэты и природа,

В их стихах любимо

«Прогулки по России, по полям, по степям, приводили меня в такое состояние,

Слайд № 8 -На фоне картин природы - музыка.

«Величава русская осень,

Чист и прозрачен воздух

Самоанализ Литературной гостиной ( к урокуо литературное чтение )

дан учителем начальных классов

Дидактическая цель : создать условия для систематизации и обобщения знаний детей по теме.

Этап урока : завершающий.

- развивать навыки выразительного чтения и художественного вкуса, речь детей;

- прививать интерес к поэзии, изобразительному искусству, к родному русскому языку;

- воспитывать любовь к Родине, к природе.

Методы урока : репродуктивный и проблемный.

-Учитель обеспечивает мотивацию изучения данной темы.

Приоритетная цель урока: отработка умений и навыков, решение творческих задач соответствует индивидуальному уровню развития школьников. На протяжении всего урока реализую поставленные задачи, обеспечиваю развитие внимания, воображение , мышление, память, речь, самоконтроль.

Решаю воспитательные задачи на уровне мотивационном и деятельностном.

Использую репродуктивный характер заданий: прочитай, расскажи ; поисковый : докажи, сравни, найди, оцени

В течении всего урока использую методы : наблюдение, сравнение, чтение, практическая деятельность (дети рисуют картины природы).

На уроке использую ИКТ - для эмоциональной поддержки и решения обучающих задач.

Весь материал доступен, уместен, достаточен.

Деятельность на уроке организует учитель и сами ученики.

Взаимодействие на уроке проходило индивидуально, коллективно, группами, фронтально- с целью активизации мыслительной деятельности учащихся.

Обучение реализуется дифференцированно, эмоциональное состояние школьников соответствует эмоциональному состоянию учителя, стиль общения учителя с учащимися демократический.

Урок – обучающий, развивающий, воспитывающий. Дан в системе в соответствии с программой; задачи урока полностью реализованы, поставленная цель достигнута.

Ведущий: Здравствуйте, друзья! Сегодня наша тематический вечер посвящен литературе в России. Литература - язык, выражающий все, что страна думает, чего желает, что она знает и чего хочет и должна знать. (И. А. Гончаров)

Обратите внимания как сегодня украшен наш зал - dстиле литературной гостиной.

Человек всегда стремился передавать свои знания, в былые времена приходя в гости не только пили чай, а читали стихи, произведения, затем обсуждали. А писатели приносили свои новые произведения и читали их. Вот и мы с вами сегодня будем прибывать в атмосфере литературного вечера.

Литературная гостиная

Литературная гостиная

Ведущий: Давайте представим, хотя бы на миг,
Что вдруг мы лишились журналов и книг,
Что люди не знают, что значит поэт,
Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.

Что будто никто никогда в этом мире,
И слыхом не слыхивал о Мойдодыре,
Что нету Незнайки, вруна-недотепы,
Что нет Айболита, и нет дядя Степы.

Наверно нельзя и представить такого?
Так здравствуй же, умное, доброе слово!
Пусть книги, друзьями заходят в дома!
Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!

Не может быть у нас культуры
Без знания литературы,
Литературы ж назначенье
В души прекрасной становленье.

Ученик: Я – это мир, а мир стал мной,
Едва открыл страницу!
Могу в героя книги я
Мгновенно превратиться!

Я в мире слов перешагну
Любых времен границы,
Могу теперь весь шар земной
Я облететь, как птица!

Литература имеет огромное значение в истории развития общества. Человек всегда стремился к тому, чтобы передавать знания и делиться своими чувствами с другими людьми. Появление письменности можно считать первым шагом на пути к литературе.

А сейчас посмотрите и прочитайте афоризмы знаменитых людей о книги и чтении.

  • "Автор пишет только половину книги: другую половину пишет читатель" (Джозеф Конрад)
  • "Выбирать книги для своего и чужого чтения – не только наука, но и искусство" (Николай Александрович Рубакин)
  • "Любить чтение — это обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на часы большого наслаждения" (Монтескье)
  • "Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное" (Достоевский Ф. М.)

Ежегодно в России лучшие люди получают высшие премии и награды. Книги, как люди, тоже соревнуются и становятся победителями в той или иной номинации. Давайте посмотрим список произведений - победителей 2014 года, получивших престижные награды и премии.

  1. Захар Прилепин "Обитель" - "Проза года", "Большая книга", 1 премия.
  2. Борис Якимов "Пиночет" - премия "Ясная поляна", номинация "Современная классика"
  3. Владимир Шаров "Возвращение в Египет"- "Русский букер", "Большая книга", 3 премия.
  4. "Россия в Первой мировой войне. 1914-1918 гг." - "Книга года". В эту трехтомную энциклопедию вошло более 1400 статей - биографии военачальников и выдающихся персон той эпохи, истории военных действий, боевое искусство российской армии и т. Д. Плюс более 1000 уникальных фотографий и графики.

Ученик: Девчонки, читайте!

Любимые книжки
Ищите на сайте!
В метро, в электричке
И автомобиле,
В гостях или дома,

На даче, на вилле –
Читайте, девчонки!
Читайте, мальчишки!
Плохому не учат
Любимые книжки!

Ученик: Не все в этом мире
Легко нам дается,
И все же упорный
И мудрый – добьется

Того, к чему доброе
Сердце стремится:
Он клетку откроет,
Где птица томится!

Ученик: И каждый из нас
Облегченно вздохнет,
Поверив, что мудрое
Время – придет!
И мудрое, новое
Время – придет!

А сейчас загадки

Я все знаю всех учу
Я сама всегда молчу
Чтоб со мною подружиться
Нужно грамоте учиться (книга)

Книга помогает узнать много нового и интересного. Книги учат нас добру и мудрости. Книги позволяют найти новых и верных друзей.

Снаружи смотришь –
Дом, как дом,
Но нет жильцов обычных в нем.
В нем книги интересные
Стоят рядами тесными.
На длинных полках

Вдоль стены
Вместились сказки старины,
И Черномор,
И царь Гвидон,
И добрый дед Мазай…
Как называют этот дом?
Попробуй угадай! (библиотека)

Предлагаем вам посмотреть видео "Самые красивые библиотеки мира". А Какие книги вы читали ? Какие произведения вам понравились? (Рассказ учеников, читают стихи любимых поэтов)

А сейчас немного разомнемся и проведем лингвистическую разминку и посмотрим как много вы читаете

Лингвистическая разминка

  • Буквы, выстроенные для переклички. (алфавит)
  • Охотница до чужих мехов. (моль)
  • Канцелярская "острячка". (кнопка)
  • Домашний иллюминатор. (окно)
  • Часть лица, которую иногда вешают. (нос)
  • "Яйцо" в геометрии. (овал)
  • Пора, которая в сентябре бывает "бабьей". (лето)
  • Зеленая, от которой "мухи дохнут". (тоска)
  • Чужой, куда бросают камни, но не пускают козла. (огород)
  • -омплекс средств, при помощи которых из Бабы-Яги можно сделать Василису прекрасную. (косметика)

Игра "Черный ящик"

(Из него достают предметы, когда зрители отгадают их по описанию)

  1. За ними ходил Геракл в сады Гесперид. Оно же стало предметом раздора между Герой, Афиной и Афродитой. Когда тесно, то ему негде упасть. Как вы думаете, что это за предмет? (яблоко)
  2. Он бывает насущный, а бывает чужой; иногда перебиваются с него на квас; а дружит он с солью. Что это? (хлеб)
  3. Имя апостола Петра в переводе с древнееврейского обозначает именно то, что лежит в этом ящике. Он бывает краеугольным, а бывает – преткновения. Плохой человек носит его за пазухой. В споре коса может на него найти. (камень)
  4. Она очень маленькая, но с ее помощью можно прервать жизнь одного влиятельного, отличающегося своей чрезмерной худобой господина. Глупый человек будет искать ее среди скошенной травы, а тот, кто очень волнуется, будет на них сидеть. Что это за предмет? (иголка)
  5. Ее нужно съесть 16,36 кг, чтобы узнать человека получше. Давным-давно она была почти на вес золота. Ее помещали гостю прямо в яства. Если гостя уважали, то клали этого много, а если нет – то и вообще не клали. Что же это за съедобный продукт? (соль)
  6. Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвовал в краже. Ее можно снимать, ломать, хватать в охапку. Ими можно даже закидать! Без нее никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата. А у сказочных героев она часто бывает невидимая. И что же это за необходимый предмет? (шапка)
  7. Он может иногда подкатывать к горлу и застрять в нем. В него сплетаются противоречия. А в народных сказках он указывает путь Ивану-Царевичу. Что это за фольклорный помощник? (клубок)
  8. Он может бить, а может и открывать. Он может быть мокрым, а может – сухим. Иногда это лишь средство для разгадки или понимания чего-либо. Что же находится в "Черном ящике"? (ключ)
  9. Ее можно помещать на водоплавающую птицу, но все будет безрезультатно. Ее можно толочь в ступе и носить в решете. Можно прятать в нее концы и водить по ней вилами. Она бывает мертвая и на киселе. А если не хотите отвечать на мой вопрос, то ее можно в рот набрать. Но в ваших же интересах ответить. Что это? (вода)

Давайте прочитаем пословицы о книгах и чтении. Назовите какие пословицы знаете вы. (Ответы детей)

В русской литературе мы знаем множество имен и произведений русских писателей. Давайте вспомним русских писателей и их произведения.

  • А. С. Пушкин Евгений Онегин, Руслан и Людмила, Борис Годунов.
  • А. П. Чехов Вишневый сад, Хамелеон.
  • Л. Н. Толстой После бала, Воскресение, Анна Каренина.
  • С. Я. Маршак Двенадцать месяцев, Сказка о глупом мышонке.
  • И. А. Крылов Басни.
  • Н. В. Гоголь Тарас Бульба, Ревизор.

Произведения русских классиков были написаны в разных жанрах: комедии, трагикомедии пьесы. Рассказы. И сегодня театр представит вашему внимаю инсценировку по рассказу А. П. Чехова "Лошадиная фамилия". (выступление детей)

Я книги выбираю с наслажденьем –
На полках, в тишине библиотек,
То радость вдруг охватит, то волненье,
Ведь книга каждая – как будто человек.

Одна - стара, мудра, зачитана до дыр,
В другой - все необычно, странно, ново.
Мне книги открывают целый мир,
За шагом шаг иду от слова к слову.

На Севере могу я побывать
И в тропиках - там, где растут бананы.
Какая радость - открывать, читать
Рассказы, сказки, повести, романы!

Могу узнать, что было век назад,
И что когда-нибудь, наверно, будет.
О многом книги людям говорят,
Во многом книги помогают людям.
Лилия Охотницкая

(По окончанию недели литературной гостиной классам предлагается подготовить отрывок произведения и инсценировать)

Читайте также: