Литературная гостиная конспект занятия
Обновлено: 02.07.2024
Он очень любил родную природу: красоту полей, рек, лугов, весенний "зеленый шум" лесов, русские морозы и снега.
Мне лепетал любимый лес:
"Верь, нет милей родных небес,
Нигде не дышится вольней
Родных лугов, родных полей:"
-Слушая сказки своей старой няньки, Некрасов полюбил их и запомнил на всю жизнь. В сказке же он и нашел образ Мороза-воеводы (могучего богатыря, чародея).(слайд 4)
-Кто расскажет нам отрывок из поэмы "Мороз, Красный нос"?
-Кем предстает перед нами Мороз-воевода?
(живым волшебником, чародеем)
-какие звуки услышали в этом произведении?
("Идет, гудет Зеленый шум..", "Поздняя осень, грачи улетели"
-К первому стихотворению устно нарисуйте картину. Определите содержание картины, ее цветовое решение, композицию.
Какое из произведений вам показалось ярче, красочней? Какое вам захотелось нарисовать?
"Голубое основанье,
Золотое острие:
Сердцем помню только детство,
Все другое - не мое"
Печален долгий вечер в октябре.
Любил я осень позднюю в России,
Любил лесок багряный на горе,
Простор полей и сумерки глухие.
"Осень" К. Бальмонт.
"Густой зеленый ельник:" И.Бунин.
Прослушайте отрывки музыкальных произведений П.Чайковского "Вальс снежных хлопьев" и Свиридова "Осень", а затем соотнесите их с одним из произведений К Бальмонта "Капля", И Бунина"Сказка".
"Рождается одна строка,
За ней встает другая:"
Программные задачи: Знакомство с творчеством А. С. Пушкина, воспитывать у детей эстетическое воспитание.
Дети входят в зал (висит портрет А. С. Пушкина)
- Дети, чей портрет мы видим?
А. С. Пушкин – самый любимый поэт в нашей стране. Его все знают, его книги читают, его стихи заучивают наизусть. Его портрет всем знаком – всякий, взглянув на эти курчавые волосы, скажет – это Пушкин.
- А что еще вы знаете о Пушкине?
Жизнь А. С. Пушкина была такой же интересной, как и его поэзия. Прадедушка Пушкина был родом из Африки, его звали Ибрагим, у него было черное лицо и черные курчавые волосы.
В детстве у А. С. Пушкина была няня Арина Родионовна. Она знала много сказок, крестьянских песен и рассказывала их маленькому Саше. Пушкин хорошо учился, знал иностранные языки. Когда он окончил лицей, он был уже настоящим поэтом и написал много сказок и стихов для детей.
- А сейчас я приглашаю вас всех в нашу литературную гостиную. Проходите, прошу вас всех садиться.
Ребята, сейчас я проведу с вами викторину. За каждый правильный ответ – золотая рыбка. Я зачитываю вам отрывок из сказки, а вы должны назвать название этой сказки.
На девичник собираясь
Вот царица наряжаясь
Перед зеркальцем своим
Перемолвилася с ним
«Я ль, скажи мне, всех милее
Что же зеркальце в ответ?
«Ты прекрасна, спору нет.
Но царевна всех милее,
После викторины (физ. мин). Оживим картину.
Похлопать, потопать, покружиться и в картине очутиться.
Молодцы, вы очень хорошо оживили картину.
А теперь тихонько сядем.
- Ребята, сегодня отмечается Международный день театра.
Как мы уже говорили, Пушкин – самый любимый поэт, его сказки любят не только дети, но и взрослые.
Художники рисуют иллюстрации к сказкам. А вот русский композитор Римский-Корсаков написал музыку к сказке о царе Салтане. Сейчас я предлагаю вам послушать как композитор изобразил в музыке полет шмеля. (звучит музыка)
Как описывает он свою няню? Какими ласковыми словами ее называет?
Все согласны со мной? Тогда я вам каждому раздам по листу из этой книжки, и вы начнете рисовать (рисуют под музыку).
Когда дети нарисуют, собрать листы снова в книжку. Посмотрите, какая замечательная книжка у нас получилась. А сейчас наша литературная гостиная закрывается, мы пойдем в группу и там рассмотрим нашу книжку.
Литературная гостиная: Знакомство с творчеством А. С. Пушкина Знакомство с творчеством А. С. Пушкина Цель: Формирование интереса к сказкам А. С. Пушкина. Задачи: 1. Активизировать знания детей о сказках.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Дидактическое обоснование:
Урок : Литературная гостиная
Дидактическая цель : создать условия для систематизации и обобщения знаний детей по теме.
Тип урока : урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Метапредметные :–прививать интерес к поэзии; музыке; изобразительному искусству, воспитывать художественный вкус.
Предметные : - отработать навыки выразительного чтения; развивать речь детей.
Развивать общеучебные навыки: самоконтроль, самооценку, умение слушать, санитарно – гигиенические навыки.
Личностные: - воспитывать наблюдательность, внимание, повышать мотивацию к изучению литературы , воспитывать любовь к природе, к Родине, развивать умения общаться со сверстниками, учителем, воспитывать уважение и терпимость к одноклассникам,
Методы урока : репродуктивный, проблемный.
Формы работы : фронтальный, групповой и индивидуальный.
Средства для учителя : 1. ИКТ - Презентация к уроку (11-слайдов- 1слайд с
3. лист ватмана на доске;
4. фишки, которые будут получать ученики за правильные ответы.
Средства для ученика : 1. трафареты листьев;
2. краски, вода, альбомные листы, кисточки;
1.Самоопределение к деятельности .
Цель : включение учащихся в учебную деятельность . Дети : проверяют свою готовность. 2 . Актуализация знаний учащихся
Цель: готовность мышления и осознание потребности к действиям. (слайд 1)
Дети: ведут наблюдение, сравнивают, анализируют и делают вывод.
3. Постанова учебной задачи , цели и темы урока.
Дети: концентрируют свое внимание - на картинах,- стихотворениях,- музыке , - дают ответы на вопросы, анализируют, дают оценку, вспоминают ранее изученное на других уроках. Формулируют результат своей работы.
Работа над темой.
Учитель: Не всем дано услышать этот язык, понять его.
Для поэтов, композиторов, художников природа - неиссякаемый источник вдохновения.
Многие стихи, музыкальные произведения, картины родились благодаря любви к ней.
Вопросы : - Кто такие поэты?
Сейчас мы с вами послушаем и почитаем сами, стихи русских поэтов об осени
А ) Дети читают стихи :
Учитель: - Какой период осени описывают поэты?
-В какие краски раскрасила осень природу?
-Найдите эти описания в текстах и зачитайте?
-Чем отличаются эти стихи? -Чем они похожи?
- Как называется этот вид литературных произведвений?
Учитель: многие художники запечатлели осень на своих холстах, но никто так, как Левитан
-Какие цвета преобладают на картине?
-Как мы называем этот период осени?
- Как называются картины на которых изображена природа?
-Как вы думаете, как называется тема нашего урока (хорошо, продолжаем)
Задание :- в ваших группах есть художники (вы их уже определили), я предлагаю художникам приступить к работе над картинами (а мы продолжаем).
В) Дети называют и читают стихи:
Учитель : Какой период осени описывают писатели в этих стихотворениях?
Учитель :- Какая музыка слышится в этих стихотворениях?
- Вот что писал , о воздействии на него природы великий русский композитор П.И.Чайковский: (слайд6 )
Задание :- сейчас мы послушаем музыку П.И.Чайковского
-Что хотел передать композитор своей музыкой?
-Слайд № 4 - (ответы детей)
Учитель: - Величава золотая русская осень.
Чист и прозрачен воздух
Виднее стал простор…
Учитель: -Сейчас мы послушаем стихи поэта, который
-Кто это ребята? (А.С.Пушкин)
Учитель показывает : - И картины природы сменили свои краски. ( слайд №7 )
- Какие изменения произошли в природе?
- Какие слова из этих стихотворений подтверждают это?
-Вот какой видят в этот период осень -С.Есенин, -Н.Рубцов, -А.А.Фет. -(дети читают стихи)
-Какой период осени описали поэты?
-В какие краски раскрасила природу осень? –зачитайте
(готовы наши художники- Какой период осени изобразили ребята?)-
- Рассматривание, оценка, вывод.-
Учитель : Порывистый ветер, словно чародей, покрывает поляны и лесные просеки
пестрым ковром сорванных листьев.
-Вот как об этом пишет - А.Н.Майков, Брюсов.
Ковер из листьев ( -рисование) Сейчас, ребята, вы раскрасите листья- трафареты так, как будто он последний лист. А) -( дети работают под музыку) – включить музыку
Б) – листья клеим (на воду) на лист ватмана, на доску.
9.Рефлексия деятельности :
Цель : самооценка результатов деятельности. – ( дети осуществляют самооценку сами)
(листья падают с ватмана на пол и устилаю его)
-Понравилось ли вам то, что мы делали на уроке?
-Как можно оценить наш труд?
(поэты не современные, а прошедших давно времен)
Подсчитайте свой фишки?
Кто же набрал больше всех?
С каким настроением мы уходим с урока?
Планируемые результаты:
Достигнутые УУД: дети научились понимать яэык природы, а значит живопись, поэзию, музыку.
« Наша русская природа, полная поэзии и прелести, трогает, волнует каждого
«В природе … есть душа, В ней есть любовь,
«Никак не отделимы
Поэты и природа,
В их стихах любимо
«Прогулки по России, по полям, по степям, приводили меня в такое состояние,
Слайд № 8 -На фоне картин природы - музыка.
«Величава русская осень,
Чист и прозрачен воздух
Самоанализ Литературной гостиной ( к урокуо литературное чтение )
дан учителем начальных классов
Дидактическая цель : создать условия для систематизации и обобщения знаний детей по теме.
Этап урока : завершающий.
- развивать навыки выразительного чтения и художественного вкуса, речь детей;
- прививать интерес к поэзии, изобразительному искусству, к родному русскому языку;
- воспитывать любовь к Родине, к природе.
Методы урока : репродуктивный и проблемный.
-Учитель обеспечивает мотивацию изучения данной темы.
Приоритетная цель урока: отработка умений и навыков, решение творческих задач соответствует индивидуальному уровню развития школьников. На протяжении всего урока реализую поставленные задачи, обеспечиваю развитие внимания, воображение , мышление, память, речь, самоконтроль.
Решаю воспитательные задачи на уровне мотивационном и деятельностном.
Использую репродуктивный характер заданий: прочитай, расскажи ; поисковый : докажи, сравни, найди, оцени
В течении всего урока использую методы : наблюдение, сравнение, чтение, практическая деятельность (дети рисуют картины природы).
На уроке использую ИКТ - для эмоциональной поддержки и решения обучающих задач.
Весь материал доступен, уместен, достаточен.
Деятельность на уроке организует учитель и сами ученики.
Взаимодействие на уроке проходило индивидуально, коллективно, группами, фронтально- с целью активизации мыслительной деятельности учащихся.
Обучение реализуется дифференцированно, эмоциональное состояние школьников соответствует эмоциональному состоянию учителя, стиль общения учителя с учащимися демократический.
Урок – обучающий, развивающий, воспитывающий. Дан в системе в соответствии с программой; задачи урока полностью реализованы, поставленная цель достигнута.
Ведущий: Здравствуйте, друзья! Сегодня наша тематический вечер посвящен литературе в России. Литература - язык, выражающий все, что страна думает, чего желает, что она знает и чего хочет и должна знать. (И. А. Гончаров)
Обратите внимания как сегодня украшен наш зал - dстиле литературной гостиной.
Человек всегда стремился передавать свои знания, в былые времена приходя в гости не только пили чай, а читали стихи, произведения, затем обсуждали. А писатели приносили свои новые произведения и читали их. Вот и мы с вами сегодня будем прибывать в атмосфере литературного вечера.
Литературная гостиная
Ведущий: Давайте представим, хотя бы на миг,
Что вдруг мы лишились журналов и книг,
Что люди не знают, что значит поэт,
Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.
Что будто никто никогда в этом мире,
И слыхом не слыхивал о Мойдодыре,
Что нету Незнайки, вруна-недотепы,
Что нет Айболита, и нет дядя Степы.
Наверно нельзя и представить такого?
Так здравствуй же, умное, доброе слово!
Пусть книги, друзьями заходят в дома!
Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!
Не может быть у нас культуры
Без знания литературы,
Литературы ж назначенье
В души прекрасной становленье.
Ученик: Я – это мир, а мир стал мной,
Едва открыл страницу!
Могу в героя книги я
Мгновенно превратиться!
Я в мире слов перешагну
Любых времен границы,
Могу теперь весь шар земной
Я облететь, как птица!
Литература имеет огромное значение в истории развития общества. Человек всегда стремился к тому, чтобы передавать знания и делиться своими чувствами с другими людьми. Появление письменности можно считать первым шагом на пути к литературе.
А сейчас посмотрите и прочитайте афоризмы знаменитых людей о книги и чтении.
- "Автор пишет только половину книги: другую половину пишет читатель" (Джозеф Конрад)
- "Выбирать книги для своего и чужого чтения – не только наука, но и искусство" (Николай Александрович Рубакин)
- "Любить чтение — это обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на часы большого наслаждения" (Монтескье)
- "Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное" (Достоевский Ф. М.)
Ежегодно в России лучшие люди получают высшие премии и награды. Книги, как люди, тоже соревнуются и становятся победителями в той или иной номинации. Давайте посмотрим список произведений - победителей 2014 года, получивших престижные награды и премии.
- Захар Прилепин "Обитель" - "Проза года", "Большая книга", 1 премия.
- Борис Якимов "Пиночет" - премия "Ясная поляна", номинация "Современная классика"
- Владимир Шаров "Возвращение в Египет"- "Русский букер", "Большая книга", 3 премия.
- "Россия в Первой мировой войне. 1914-1918 гг." - "Книга года". В эту трехтомную энциклопедию вошло более 1400 статей - биографии военачальников и выдающихся персон той эпохи, истории военных действий, боевое искусство российской армии и т. Д. Плюс более 1000 уникальных фотографий и графики.
Ученик: Девчонки, читайте!
Любимые книжки
Ищите на сайте!
В метро, в электричке
И автомобиле,
В гостях или дома,
На даче, на вилле –
Читайте, девчонки!
Читайте, мальчишки!
Плохому не учат
Любимые книжки!
Ученик: Не все в этом мире
Легко нам дается,
И все же упорный
И мудрый – добьется
Того, к чему доброе
Сердце стремится:
Он клетку откроет,
Где птица томится!
Ученик: И каждый из нас
Облегченно вздохнет,
Поверив, что мудрое
Время – придет!
И мудрое, новое
Время – придет!
А сейчас загадки
Я все знаю всех учу
Я сама всегда молчу
Чтоб со мною подружиться
Нужно грамоте учиться (книга)
Книга помогает узнать много нового и интересного. Книги учат нас добру и мудрости. Книги позволяют найти новых и верных друзей.
Снаружи смотришь –
Дом, как дом,
Но нет жильцов обычных в нем.
В нем книги интересные
Стоят рядами тесными.
На длинных полках
Вдоль стены
Вместились сказки старины,
И Черномор,
И царь Гвидон,
И добрый дед Мазай…
Как называют этот дом?
Попробуй угадай! (библиотека)
Предлагаем вам посмотреть видео "Самые красивые библиотеки мира". А Какие книги вы читали ? Какие произведения вам понравились? (Рассказ учеников, читают стихи любимых поэтов)
А сейчас немного разомнемся и проведем лингвистическую разминку и посмотрим как много вы читаете
Лингвистическая разминка
- Буквы, выстроенные для переклички. (алфавит)
- Охотница до чужих мехов. (моль)
- Канцелярская "острячка". (кнопка)
- Домашний иллюминатор. (окно)
- Часть лица, которую иногда вешают. (нос)
- "Яйцо" в геометрии. (овал)
- Пора, которая в сентябре бывает "бабьей". (лето)
- Зеленая, от которой "мухи дохнут". (тоска)
- Чужой, куда бросают камни, но не пускают козла. (огород)
- -омплекс средств, при помощи которых из Бабы-Яги можно сделать Василису прекрасную. (косметика)
Игра "Черный ящик"
(Из него достают предметы, когда зрители отгадают их по описанию)
- За ними ходил Геракл в сады Гесперид. Оно же стало предметом раздора между Герой, Афиной и Афродитой. Когда тесно, то ему негде упасть. Как вы думаете, что это за предмет? (яблоко)
- Он бывает насущный, а бывает чужой; иногда перебиваются с него на квас; а дружит он с солью. Что это? (хлеб)
- Имя апостола Петра в переводе с древнееврейского обозначает именно то, что лежит в этом ящике. Он бывает краеугольным, а бывает – преткновения. Плохой человек носит его за пазухой. В споре коса может на него найти. (камень)
- Она очень маленькая, но с ее помощью можно прервать жизнь одного влиятельного, отличающегося своей чрезмерной худобой господина. Глупый человек будет искать ее среди скошенной травы, а тот, кто очень волнуется, будет на них сидеть. Что это за предмет? (иголка)
- Ее нужно съесть 16,36 кг, чтобы узнать человека получше. Давным-давно она была почти на вес золота. Ее помещали гостю прямо в яства. Если гостя уважали, то клали этого много, а если нет – то и вообще не клали. Что же это за съедобный продукт? (соль)
- Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвовал в краже. Ее можно снимать, ломать, хватать в охапку. Ими можно даже закидать! Без нее никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата. А у сказочных героев она часто бывает невидимая. И что же это за необходимый предмет? (шапка)
- Он может иногда подкатывать к горлу и застрять в нем. В него сплетаются противоречия. А в народных сказках он указывает путь Ивану-Царевичу. Что это за фольклорный помощник? (клубок)
- Он может бить, а может и открывать. Он может быть мокрым, а может – сухим. Иногда это лишь средство для разгадки или понимания чего-либо. Что же находится в "Черном ящике"? (ключ)
- Ее можно помещать на водоплавающую птицу, но все будет безрезультатно. Ее можно толочь в ступе и носить в решете. Можно прятать в нее концы и водить по ней вилами. Она бывает мертвая и на киселе. А если не хотите отвечать на мой вопрос, то ее можно в рот набрать. Но в ваших же интересах ответить. Что это? (вода)
Давайте прочитаем пословицы о книгах и чтении. Назовите какие пословицы знаете вы. (Ответы детей)
В русской литературе мы знаем множество имен и произведений русских писателей. Давайте вспомним русских писателей и их произведения.
- А. С. Пушкин Евгений Онегин, Руслан и Людмила, Борис Годунов.
- А. П. Чехов Вишневый сад, Хамелеон.
- Л. Н. Толстой После бала, Воскресение, Анна Каренина.
- С. Я. Маршак Двенадцать месяцев, Сказка о глупом мышонке.
- И. А. Крылов Басни.
- Н. В. Гоголь Тарас Бульба, Ревизор.
Произведения русских классиков были написаны в разных жанрах: комедии, трагикомедии пьесы. Рассказы. И сегодня театр представит вашему внимаю инсценировку по рассказу А. П. Чехова "Лошадиная фамилия". (выступление детей)
Я книги выбираю с наслажденьем –
На полках, в тишине библиотек,
То радость вдруг охватит, то волненье,
Ведь книга каждая – как будто человек.
Одна - стара, мудра, зачитана до дыр,
В другой - все необычно, странно, ново.
Мне книги открывают целый мир,
За шагом шаг иду от слова к слову.
На Севере могу я побывать
И в тропиках - там, где растут бананы.
Какая радость - открывать, читать
Рассказы, сказки, повести, романы!
Могу узнать, что было век назад,
И что когда-нибудь, наверно, будет.
О многом книги людям говорят,
Во многом книги помогают людям.
Лилия Охотницкая
(По окончанию недели литературной гостиной классам предлагается подготовить отрывок произведения и инсценировать)
Читайте также: