Литература 6 класс вводный урок конспект

Обновлено: 01.07.2024

Герой – персонаж, который участвует непосредственно в развитии сюжета.

Персона́ж (фр. personnage, от лат. persona – личность, лицо) – действующее лицо спектакля, кинофильма, книги, игры и т. п. Персонажи могут быть полностью вымышленными или взятыми из реальной жизни (истории).

Рассказчик – это персонаж, от лица которого ведётся повествование в рассказе.

Обязательная литература:

  1. Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлёв В. П. Литература. Учебник 6 класс: часть 1,2. – 9-е изд. – Москва : Просвещение, 2019. 307 с
  2. Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим…:дидактические материалы: 6 кл. Москва : Просвещение, 2018. 255 с.
  3. Ахмадуллина Р. Г. Литература. 6 кл.: рабочая тетрадь: в 2 ч. Москва : Просвещение, 2018. 64 с.

Дополнительная литература:

  1. Аркин И. И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: кн. для учителя. Москва : Просвещение, 1996. 254 с.
  2. Беломестных О. Б., Корнеева М. С., Золотарёва И. В. Поурочное планирование по литературе. 6 класс. Москва : ВАКО, 2002 .400 с.
  3. Беляева Н. В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н. В. Беляева. Москва : Вербум, 2004. 238 с.
  4. Беляева Н. В. Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н. В. Беляева. Москва : Просвещение, 2016. 239 с.
  5. Демиденко Е. Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. Москва : Дрофа, 2007. 79 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Что такое художественная литература? Прежде всего, это результат творчества человека. Именно поэтому в художественном произведении отражается окружающая действительность и личность автора.

Автор – это человек, у которого есть имя и фамилия, мы можем назвать годы его жизни и места, где он жил. В произведении автор высказывает свои мысли и чувства, даёт оценку происходящему.

Автор – создатель своего произведения, поэтому он может создать героя.

К примеру, всем известный лондонский сыщик Шерлок Холмс, созданный Артуром Конан Дойлем, радует не одно столетие любителей детективов.

Автор может создать даже фантастического героя. Как, например, писатель Эдуард Успенский выдумал Чебурашку. И, кажется, этот персонаж стал независимым от автора и уже много лет живёт своей жизнью в мультфильмах, как персонаж, и как игрушка.

Но ведь есть произведения, говоря о которых невозможно назвать имя автора: сказки, загадки, былички и другие произведения устного народного творчества.

Действующие лица в произведении не равноценны. Они делятся на главных и второстепенных по значимости, и на положительных и отрицательных – по оценке их действия в произведении.

Главные – без которых не было бы всех описанных событий. Например, Герда из сказки Андерсена. Второстепенные – участвуют в событиях, но не являются основными действующими лицами, помогают свершению действий и событий.

Но ведь героями сказок, басен, рассказов бывают не только люди! Это могут быть птицы, звери, фантастические существа и даже предметы.

Во многих лирических произведениях отсутствует образ человека, а нарисованы лишь картины природы. Певцом природы, мастером пейзажной лирики считают А. А. Фета. Ему удавалось через описание природы выражать тончайшие, едва уловимые переживания человека.

В зависимости от характера изображаемого, созданное произведение можно отнести к одному из трёх родов: эпосу, лирике или драме. А в произведении существует чёткая композиция.

Экспозиция

Завязка

Кульминация

Развязка

Писатели могут помещать героев произведения в любое время – прошлое, настоящее или даже будущее.

Литература не только развлекает, она учит читателя, помогает обрести нравственные и моральные ориентиры и вырасти порядочным человеком.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Испокон века книга растит человека. Вводный урок по литературе в 6 классе.

Интегрированный урок литературы

К.Г.Паустовский писал:

Высказывания о книге

Пословица недаром молвится (пословицы о книге)

  • Хлеб питает тело, а книга питает разум.
  • Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость.
  • Книга для ума – что теплый дождь для всходов.
  • Ум без книги, как птица без крыльев.
  • Книга подобна воде – дорогу пробьёт везде.
  • Сказанное слово – было да нет, а написанное живёт век.
  • Книга поможет в труде, выручит в беде.
  • Кто много читает, тот много знает.
  • Прочёл книгу – встретился с другом.
  • Хорошая книга – лучший друг.

 Загадки о книге. 1.Есть листок, есть корешок. А не куст и не цветок. Нету лап, нету рук. А приходит в дом как друг. На колени к маме ляжет, Обо всём тебе расскажет. 2. Говорит она беззвучно, А понятно и не скучно. Ты беседуй чаще с ней – Станешь вчетверо умней.

Загадки о книге.

Книга учит грамоте

  • Книга, -и,ж. 1)Произведение печати (в старину также рукописное) в виде переплетённых листов с каким-нибудь текстом.
  • 2) Сшитые в один переплёт листы бумаги, заполняемые документальными официальными учётными данными.
  • 3) Крупное подразделение литературного произведения, состоящие из многих глав.
  • (Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой)

История русской книги.

 Древние египетские папирусы выглядели так

Древние египетские папирусы выглядели так

Первое свидетельство такой записи датируется 2400 г. до н.э. Листы папируса хранили в свитках. В Греции письменность и папирус появились где-то в X или IX веке. В бухгалтерии и в школах для заметок применяли восковые таблички.

Первое свидетельство такой записи датируется 2400 г. до н.э.

Листы папируса хранили в свитках.

В Греции письменность и папирус

появились где-то в X или IX веке.

В бухгалтерии и в школах для

заметок применяли восковые таблички.

Первые рукописные книги. В I веке н. э. появились кодексы – старинные рукописи. В III веке они начали постепенно вытеснять папирус, так как появился еще один материал - пергамент. В VI веке тексты рукописей переписывали. Над книгой трудилось пять мастеров: копировщики, каллиграфы, корректоры, иллюстраторы и художники. Копировщики работали с массовым производством книг. Каллиграфы привлекались для работы над важными книгами. Корректоры сравнивали книгу с рукописью, с которой она переписывалась. Художники рисовали красные буквы. Иллюстраторы трудилась над созданием иллюстраций.

Первые рукописные книги.

Из чего их изготавливали?

  • Материалами для первых книг служили пергамент или велень (так называли кожу теленка). Обложку изготавливали из древесины, сверху покрывали кожей. Книги оснащали обвязками и зажимами, чтобы удержать плохо формирующийся пергамент. Вспомните теперь, как выглядели старинные книги: мощные и с загадочными зажимами! Уже в позднем Средневековье появились общественные библиотеки. Тогда для предотвращения воровства ценных книг, их приковывали к столу или к книжной полке!

Одна из древних рукописных

Книги, как правило, переписывали в монастырях. Это был очень длительный и кропотливый процесс.

Книги, как правило, переписывали в монастырях. Это был очень длительный и кропотливый процесс.

В XIII веке появились первые университеты, и, как следствие, спрос на книги значительно возрос. . В XV веке в Западной Европе появилась ксилография: из куска древесины вырезалась матрица с изображением страницы. Эту матрицу окунали в чернила и делали копии страницы.

В XIII веке появились первые университеты, и, как следствие, спрос на книги значительно возрос.

. В XV веке в Западной Европе

появилась ксилография: из куска

древесины вырезалась матрица

с изображением страницы.

Эту матрицу окунали в чернила и

делали копии страницы.

 Появление книгопечатания В XV веке появилась печатная машина с наборными элементами из металла. Ее изобретателем был Иоганн Гуттенберг. Бумага и велень в одинаковых объемах использовались для производства книг до XVI века.

Появление книгопечатания

Книги были очень дорогие

. В XV веке книги были еще очень дороги.

К ним относились очень бережно. Тогда и

изобрели закладки:

первые из них были шелковыми и с вышивкой.

В 1800-х гг. набирают популярность паровые печатные машины. В конце XIX века появляются монотипные и линотипные прессы.

В 1800-х гг. набирают популярность паровые печатные машины. В конце XIX века появляются монотипные и линотипные прессы.

уже к середине XX века в Европе производилось более 200 000 наименований книг в год.

уже к середине XX века в Европе производилось более 200 000 наименований книг в год.

Такова история появления книги – трудная и интересная. Теперь, беря в руки любимую книгу, вспомните о том, как когда-то ценили книги, и что раньше чтение книги считалось за истинное счастье!

Такова история появления книги – трудная и интересная.

Теперь, беря в руки любимую книгу, вспомните о том,

как когда-то ценили книги, и что раньше чтение книги

считалось за истинное счастье!

художники тоже нередко изображали книгу на своих полотнах.

Книга на полотнах великих мастеров

Книга как характеристика образа

Данный материал представляет собой конспект и презентацию к уроку литературы в 6 классе по программе В. Я. Коровиной. В ходе урока учащиеся работают в группах. В начале урока проводится повторение изученного в 6 классе. Затем через анализ эпиграфа к уроку подходят к изучению нового материала. Изучение новых сведений проводится в группах. Ученики готовят вопросы в группах и проверяют усвоение теории по теме урока.



Целевая аудитория: для 6 класса

1 Олег_Беникович • 12:12, 26.10.2014

Небольшой материал, в презентации 10 слайдов, можно было бы больше информации, конспект содержит навигацию по слайдам.

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

8 марта

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

Урок по родной литературе (русской). Вводный урок

воспитание ценностного отношения к родной (русской) литературе как хранителю культуры, приобщение к литературному наследию своего народа.

предметные:

усвоение знаний о литературе как развивающейся системе, их углубление и систематизация; освоение базовых литературоведческих понятий и их использование при анализе ;

метапредметные :

формирование умений опознавать, анализировать факты, работать с текстом, извлекать необходимую информацию; совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков в создании устных и письменных высказываний; овладение основными видами речевой деятельности, использование возможностей языка как средства коммуникации и средства познания

личностные :

расширить социальный опыт подростка посредством родной литературы; способствовать развитию гражданских и духовно-нравственных качеств личности школьника; воспитывать чувство гордости за историю Отечества и становление русской литературы; обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным (русским) языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи.

Тип урока: вводный.

Методы урока: теоретический; урок-лекция с элементами беседы.

Технология: педагогического сотрудничества.

Оборудование: презентация.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Проверка готовности класса к уроку. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.

Приветствуют. Дежурные по классу отвечают.

Оформление тетрадей, темы урока, цели, задач. Оформление журнала приема-передачи.

- Что мы хотим знать на уроках родной (русской) литературы?

Подумай над вопросами

• На уроках родной (русской) литературы мы будем учиться осознанному, уважительному и доброжелательному отношению к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

• А что такое литература?

Литература – вид искусства, отражающий жизнь при помощи слова, письменного или устного (до развития письменности).

• Литература – это все художественные произведения того или иного народа, эпохи . Основа литературы: жизнь и быт народа, его история, культура.

Запиши в тетрадь подчеркнутый материал.

• Литература делится на…

• Мировую литературу

• Национальную литературу

• Запиши определения
к себе в тетрадь

• Мировая литература - совокупность литератур всех народов мира от древности до современности.

• Национальная - литература, отражающая в себе характер нации народа.

• Под национальной литературой подразумевали произведения всех населявших это государство народов.

• Мировая литература включает в себя собрание всего лучшего, что есть в национальной литературе, т.е. произведения выдающихся писателей

• Подумай и кратко запиши в виде таблицы ответ на вопрос:

• Что общего и различного у литературы национальной и мировой ?

• Россия - многонациональная страна.

• Какая литература будет считаться родной?

• Вспомни, с каким событием связано возникновение литературы на Руси? (Запиши)

Основная причина, объясняющая ее возникновение, связана с созданием древнерусского государства – Киевской Руси. По своим размерам и значению оно заняло одно из первых мест в Европе. Литература должна была помочь укреплению этого государства, поэтому ее развитие тесно связано с историей Киевской Руси.

Важной причиной возникновения литературы явилось принятие христианства на Руси 988 г. Это было важное политическое событие, которое позволило молодому государству познакомиться с богатой славяно-византийской культурой. После принятия христианства много книг было привезено в X–XI вв. из Византии и Болгарии. Болгарским и Византийским священникам и их русским ученикам надо было перевести и переписать книги, необходимые для молодого государства, а для этого нужна была письменность. Старославянский и древнерусский языки были настолько близки, что Русь смогла использовать уже готовый старославянский алфавит-кириллицу.

• Кириллица была создана братьями Кириллом и Мефодием, болгарскими просветителями. Этот алфавит принят в современном русском языке. Создание письменности тоже явилось одним из условий, необходимых для возникновения древнерусской литературы.

Читайте также: